Консультация "Развитие графомоторных навыков детей старшего дошкольного возраста"
консультация (старшая группа)
Консультация для родителей по развитию графомоторных навыков детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация по развитию графомоторных навыков детей старшего дошкольного возраста | 22.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация
«Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста»
Уважаемые родители, в течение 2021-2022 учебного года с детьми нашей группы с целью развития графических навыков за счёт совершенствования технических навыков и умений детей, регулярной практической деятельности, а также развития детской фантазии, стремления добиться поставленной цели, почувствовать себя успешным ведётся работа по проекту «Ловкие пальчики». Только наша совместная и слаженная работа позволит достичь поставленной цели и подготовить детей к письму. Подготовка к письму является одним из самых сложных этапов подготовки ребёнка к систематическому обучению. Это связано с психофизиологическими особенностями 5-6 летнего ребёнка, с одной стороны, и с самим процессом письма, с другой стороны. Сам процесс письма является чрезвычайно сложным, требующим непрерывного напряжения и контроля. При этом формируются технические навыки: правильное обращение с письменными принадлежностями, координация движений руки при письме, соблюдение гигиенических правил письма; графические навыки: правильное изображение букв, соблюдение при письме слов одинакового размера букв и их расположение на рабочей строке и т.д. Орфографические навыки: обозначение звуков соответствующими буквами, соблюдение собственно орфографических правил. Таким образом, процесс письма требует от ребёнка не только физических, интеллектуальных, но и эмоциональных усилий. Всякого рода перегрузки и связанные с ними переутомления самым негативным образом сказываются на овладении графическими навыками и, более того, на развитие детского организма. Чтобы избежать негативных последствий при обучении письму, разработана система упражнений, позволяющая каждому ребёнку постепенно, без перегрузки с максимальным учётом его индивидуальных особенностей подготовиться к этому роду деятельности. Предлагаемые упражнения рекомендуется выполнять дома под руководством взрослых. Для укрепления и развития руки, координации движений будут полезны следующие упражнения: застёгивание и расстёгивание пуговиц; завязывание и развязывание лент; плетение из ниток; завязывание узелков; перекладывание мелких игрушек и работа с мелкими деталями конструктора; всасывание пипеткой воды из стакана; пересыпание мелких круп и т.д.
Можно предложить гимнастику для рук: • сложить руки ладонями вместе и вытянуть их перед собой, развести кисти рук в стороны, не размыкая запястий;
• постепенно и поочерёдно сжимать пальцы сначала левой руки, а затем правой;
• сложить ладони вместе, развести и свести пальцы; • руки вытянуть перед грудью, пальцы правой руки сжаты в кулак, разжать пальцы правой руки и одновременно сжать пальцы левой руки;
• руки с разведёнными пальцами положить на стол, поочерёдно постукивать по опоре каждым пальцем то одной, то другой руки, то обеих рук сразу;
• ладони вместе, пальцы переплетены, выполняются силовые движения вправо и влево;
• выпрямить кисть правой руки, плотно прижать пальцы друг к другу и медленно опускать их к ладони;
• выпрямит кисть правой руки и поочерёдно присоединять безымянный палец к мизинцу, средний – к указательному и т.д.;
• правую руку плотно положить на стол и постепенно сгибать то средний, то указательный, то большой пальцы, остальные при этом должны подниматься вверх;
• сжать пальцы в кулак и вращать кистью в разные стороны;
• пальцы разомкнуть как можно шире и, медленно соединяя их, опускать руку.
Для подготовки руки к письму можно предложить детям работу по раскрашиванию рисунков (штриховку).
Раскрашивание рисунков предполагает четыре вида штриховки, которые обеспечивают постепенность в развитии и укреплении мелкой мускулатуры кисти руки, в отработке координации движений: раскрашивание короткими частыми штрихами; раскрашивание мелкими штрихами с возвратом; центрическую штриховку (круговая штриховка от центра рисунка); штриховку длинными параллельными отрезками.
Ребёнок, выполняя работу по штриховке, в отличие от работы, связанной с написанием букв, не чувствует усталости, он делает это свободно, хотя его рука проделывает те же манипуляции, что и при письме.
Пальчиковая гимнастика с трёхгранными карандашами.
Для выполнения упражнений необходимы незаточенные трехгранные карандаши, валик.
Упражнение № 1 «Перехваты»
Перехватывать карандаш согнутыми указательными пальцами левой и правой рук Словно ловкими жучками, Пальчиками, как крючками, Перехватим карандаш. Упражнение № 2 «Дудочка»
Взять карандаш большим и указательным пальцами и, не помогая себе другой рукой, перехватить его большим и средним пальцами, большим и безымянным и т.д. Пальчики не отдыхают, Карандаш перебирают, Как на дудочке играют. Упражнение № 3«Согреваем ладошки»
Сжать валик между ладонями при счете от 1 до 5, затем под счет от 6 до 10 расслабить руки, удерживая валик; на счет 1 сильно сжать валик между ладонями, на счет 2 расслабить руки, удерживая валик. Повторить несколько раз.
Катать валик или карандаш: • по столу ладонями; • по столу подушечками пальцев; • между ладошек: Карандаш, в руках катаем И ладошки согреваем. Очень быстро мы катаем, Никогда не замерзаем. Силу нажима и темп вращения следует постепенно увеличивать.
Упражнение № 4 «Собираем брёвнышки»
Поднять со стола карандаш или счетную палочку: большим и указательным пальцами, большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем. Братья помогают папе, Старший братик и меньшой, Очень ловко и умело, Поднимают груз большой.
• одними и теми же пальцами разных рук;
• одной рукой за два конца (счётные палочки).
Упражнение выполняется сначала одной рукой, затем другой, после чего двумя руками одновременно.
Упражнение № 5 «Дрова»
Необходимо собрать одной рукой как можно большее количество карандашей или счетных палочек Грузовик привез дрова, Соберем их со двора. Повторить упражнение второй рукой.
Упражнение № 6 «Дятел»
Держать карандаш большим и средним пальцами и постучать по нему указательным Дятел, дятел постучи. Где сидишь ты? Покажи
Упражнение № 7 «Точилка»
Зажать в левом кулаке один конец карандаша, а пальцами правой руки крутить другой конец карандаша. Прокручивание карандаша можно делать двумя пальцами, меняя их. Затем руки поменять: Мы точилочку берем, Карандаш в нее кладем. Будет острым наш Синий карандаш.
Упражнение № 8«Колодец»
Необходимо взять из кучки карандашей один из них двумя пальцами так, чтобы остальные не передвинулись;
Возможно введение игрового элемента в упражнение при наличии двух и более участников, которые по очереди достают карандаши. Если карандаши передвинулись - игрок пропускает ход. Выигрывает участник, у которого по окончании игры окажется больше карандашей. Заключительным этапом игры может стать построение колодца: Ровно брёвнышки кладём, Мы колодец соберём, Чтоб была у нас всегда. Очень чистая вода. или выкладывание различных фигур из собранных карандашей.
Упражнение № 9 «Маятник», «Качели»
Необходимо взять карандаш поочередно большим и указательным пальцами, большим и средним и т.д., расположить ее вертикально и начать раскачивать –«маятник» взять карандаш за его середину большим и указательным пальцами и начать его раскачивать — «качели»;
Упражнение № 10«Гусеница»
Передвигать карандаш вверх и вниз, удерживая его тремя пальцами: Гусеница вверх и вниз ползет - С веточки не упадет.
• постучать по карандашу поочередно указательным большим и средним пальцами;
• подвигать карандаш вверх и вниз, удерживая его тремя пальцами;
Упражнение выполняется сначала ведущей рукой, затем другой, после чего двумя руками одновременно.
Пальчиковая гимнастика со шнурком. Для выполнения упражнений необходимо подготовить шнурки, цветные веревочки различной длины, карандаши. Упражнение №1 «Узелки» Предложить ребенку:
• перехватить несколько раз веревочку за узлы;
• показать, как развязывать и завязывать узелки, бантики.
Упражнение №2 «Змейка»
Предложить ребенку покрутить шнурок между подушечками большого и указательного пальцев, большого и среднего и т.д.: Вот сегодняшний урок: У меня в руках шнурок. Змейкой извивается, Вперед ползти пытается.
Упражнение №3 «Накрути»
Намотать веревочку (шнурок) на палочку или нитку на катушку.
Упражнение №4 «Паучок»
Оплести шнурком пальцы (шнурок проходит сверху одного, а затем снизу другого пальчика): Паучок пошел гулять, Паутинку заплетать. Хочет он поймать туда И букашку, и жука. Так же детям очень нравится выкладывать из шнурочков различные узоры и фигуры.
Предлагаю Вашему вниманию графические диктанты, которые помогут сформировать у детей графические умения, необходимые для подготовки руки к обучению письму. Выполняя задания, дети приобретают нужные графические навыки, учится ориентироваться на листе бумаги в клетку, развивается зрительное и слуховое восприятие, произвольность внимания и памяти.
Графические диктанты не только развивают мелкую моторику и координацию движений руки, но и формируют пространственное мышление. В процессе усвоения навыка письма по клеточкам под диктовку дети становятся более усидчивыми, прилежными, самостоятельными, уверенными в своих силах. А эти качества необходимы для успешного обучения в школе.
Соблюдение гигиенических требований:
• необходимо следить за правильной посадкой детей за столом, хорошим освещением, за правильным положением пальцев относительно пишущего предмета и за положением кисти;
• работа проводится в тетрадях в крупную клетку;
• каждые 3-4 минуты письма проводятся физкультурные минутки, гимнастика для глаз и пальцев рук.
Графические диктанты выполняются на бумаге в клеточку (желательно крупную) под диктовку взрослого.
Ребенка просят провести линию следующим образом:
1. Две клетки влево, две клетки вверх, две клетки вправо, две клетки вниз, две клетки вправо, две клетки вверх, две клетки влево.
2. Одна клетка вправо, одна клетка вверх, одна клетка вправо, одна клетка вверх, одна клетка вправо, одна клетка вверх, одна клетка вправо, одна клетка вверх, одна клетка вправо, одна клетка вниз, одна клетка вправо, одна клетка вниз, одна клетка вправо, одна клетка вниз, одна клетка вправо, одна клетка вниз, одна клетка вправо.
3. Одна клетка влево, четыре клетки вверх, три клетки вправо, четыре клетки вниз, одна клетка влево, три клетки вверх, одна клетка влево, три клетки вниз.
4. Одна клетка влево, три клетки вверх, две клетки влево, одна клетка вверх, пять клеток вправо, одна клетка вниз, две клетки влево, три клетки вниз.
5. Одна клетка вниз, пять клеток вправо, одна клетка вверх, пять клеток влево, три клетки вверх, пять клеток вправо, три клетки вниз.
6. Четыре клетки вверх, две клетки вправо, одна клетка вверх, одна клетка вправо, одна клетка вниз, две клетки вправо, четыре клетки вниз, две клетки влево, одна клетка вверх, одна клетка влево, одна клетка вниз, две клетки влево.
7. Одна клетка вверх, четыре клетки вправо, четыре клетки вверх, одна клетка вправо, четыре клетки вниз, четыре клетки вправо, одна клетка вниз, девять клеток влево.
8. Одна клетка вправо, семь клеток вверх, одна клетка вправо, пять клеток вниз, три клетки вправо, пять клеток вверх, одна клетка вправо, семь клеток вниз, одна клетка вправо.
9. Четыре клетки вверх, одна клетка вправо, три клетки вниз, пять клеток вправо, три клетки вверх, одна клетка вправо, четыре клетки вниз, семь клеток влево.
10. Пять клеток вверх, три клетки вправо, две клетки вниз, пять клеток вправо, одна клетка вниз, пять клеток влево, две клетки вниз, три клетки влево.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ "МУЗЫКА" И "ЗДОРОВЬЕ"»
Презентация и доклад для музыкальных руководителей по теме " «ФОРМИРОВАНИЕ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ "МУЗ...
«Развитие вокально-хоровых навыков детей старшего дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры и упражнения»
развитие вокально-хоровых навыков дошкольников...
"Использование нетрадиционных форм работы в формировании трудовых навыков детей старшего дошкольного возраста".
Значение трудового воспитания.Виды трудовой деятельности.Задачи трудового воспитания.Формы организации труда.Создание условий труда.Виды труда в старшем дошкольном возрасте.Методы трудового воспитания...
Учебно-Методический материал (старшая группа) по теме: «Игровые методы развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста»
Выпускная работа на факультете по направлению:Педагогика и психология дошкольного образования в рамках реализации ФГОС...
Развитие графомоторных навыков детей старшего дошкольного возраста
Целью развития мелкой мускулатуры пальцев, является формирование изобразительно-графического навыка, формирование реального отображения предметов и умение пропорционально изображать фигуры (буквы), уч...
Консультация для родителей "Значение развития графомоторных навыков в старшем дошкольном возрасте"
Консультация для родителей "Значение развития графомоторных навыков в старшем дошкольном возрасте"Содержит рекомендации игр и упражнений с детьми...
Статья "Криотерапия как средство развития графомоторных навыков детей старшего дошкольного возраста с ОНР."
В статье раскрыт метод криотерапии в процессе развития графомоторных навыков детей с ограниченными возможностями здоровья. Рассмотрены теоретические основы и результаты практического использования кри...