Тема «Настоящее, прошлое и будущее ложки».
план-конспект занятия по рисованию

Юлия Владимировна Ваняшина-

Тема:

«Настоящее, прошлое и будущее ложки».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nastoyashchee_proshloe_i_budushchee_lozhki.doc486 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Настоящее, прошлое и будущее ложки».

Предварительная работа:

  1. Беседа о ложках, рассказ воспитателя об истории возникновения ложки.

     На столе перед детьми лежат все необходимые предметы быта (палочка, деревянная нерасписанная, и металлическая ложки).

  1.  Рассматривание с детьми иллюстраций деревянных ложек, и их предназначение.

Воспитатель: -  В родословной деревянной посуды особо нужно отметить начало II тысячелетия н.э. Этот период можно назвать началом «века деревьев».

В Новгородских и киевских раскопках были обнаружены не только остатки деревянных ложек, ковшей, черпаков и прочей посуды, относящейся к X-XII векам, но и того инструмента из железа, которым они были сделаны. Его форма и материал указали на возможность массового производства резной и долбленой посуды, т.е. на зарождение ремесленничества.


- Как и в каждом массовом производстве, в ложкарном деле работали мастера, чей труд вполне можно было бы назвать искусством. Их ложки сильно отличались от массовой продукции, например, ряд художественно оформленных ложек из Сергиева Посада, дошедших до наших дней, посвящен Сергею Радонежскому, основавшему здесь монастырь. Ложки эти украшали росписью и резьбой. На тыльной стороне черпака у многих ложек схематично изображены кистью монастырские постройки.

Воспитатель:  Обращает внимание детей на разнообразие ложек, и их назначение в жизни человека. Отмечает, что ложки делались разные. Это объяснялось развивающимся кулинарным искусством

Разные ложки, и их использование:

Ложки для разливания пищи. 

- Такие ложки в 1,5 - 2 раза больше, чем ложки для еды, и называются уполовниками или ополовниками. Он имеет овальный черпак и может быть как с крючком на конце черенка, так и без крючка.

Ложки, используемые при приготовлении блюд.

  • растирательные ложки, длиной от 22 до 36 см в зависимости и от того, насколько густы растираемые продукты.
  • протираемые ложки используются, чтобы вынимать из чугуна, горшка или котла пельмени, мясо, рыбу или овощи.

Специальные ложки.

  • ложка для горчицы- это сравнительно небольшая ковшеобразная ложка, даже ложечка. Ее мастера вырезали из ценных пород пальмы, груши и клена.
  • ложка для соли- это такая же горчичная ложка, но еще меньше.
  • ложка для грибов- у этой ложки длинный обычно точечный круглый или плоский черенок и ковш с продольным узким внизу лунки, через паз выливается рассол.
  • ложка для снятия сливок имеет яйцевидный ковшик, чуть сплюснутый к черенку.
  • ложка чайная по форме напоминает столовую, как правило их раскрашивали и лакировали. Мастера делали чайные ложки из древесины наиболее прочных пород.

  1.  Игра «Шарик в ложке».

Цель: закрепить у детей координацию ходьбы с ложкой в руке, не уронив шарик.

Оборудование: два таза, ложки (по количеству детей), две глубокие тарелки, шарики (по количеству детей).

Правила:

- не торопясь нужно принести все шарики в ложке,

- второй рукой нельзя помогать поддерживать шарик.

Ход игры.

Воспитатель: - Ребята, а сейчас мы поиграем с вами в игру «Шарик в ложке»,  но для этого нам нужно  с вами разделиться на 2  команды.  

Воспитатель обращает  внимание детей настоящим у каждой команды к столам, на которых стоит по тазу с водой, в котором лежат шарики. У каждого из вас есть ложка.

- Вы должны ложкой поймать шарик и принести его, не трогая другой рукой ложку, к финишу и положить на противоположной стороне в глубокую тарелку.

- Положили. Возвращаемся обратно в колонну и встаем последним. Когда вы все шарики отнесете к финишу, первый игрок, который начинал игру, поднимает руку вверх.

- В конце мы узнаем, кто же у нас самый быстрый.

Программное содержание:

- знакомство детей старшего дошкольного возраста с народно-прикладным искусством «Ложки»;

- дать детям понятие о том, что человек создает предметы, необходимые для своей жизни;

- развивать ретроспективный взгляд на эти предметы (ориентироваться в прошлом и настоящем ложки);

- формировать эстетические чувства у детей к предметам быта (ложкам);

- закрепить умение у детей работать со стекой;

- воспитывать любовь к посуде.

Оборудование:  деревянная ложка (болванка), краски и кисти.

Ход занятия.

I часть.

Воспитатель: - Сегодня мы с вами поговорим об истории происхождения этого предмета (показывает ложку). 

- Что это? Правильно, ложка. Для чего она нужна? (ответы детей, например, чтобы есть суп) Правильно.

- А теперь послушайте мой рассказ.

- Давным-давно люди жили в пещерах и шалашах, а еду готовили на костре. Что такое суп, борщ, щи, они не знали. В основном ели жареное мясо, растения, ягоды, которые находили в лесу и ели руками. Оно было такое горячее, что человек выронил его из рук, и мясо упало на острую палочку. Человек увидел, что из мяса торчит палочка, и поднял мясо за палочку. И тут человек понял, что с палочкой есть удобнее. И пальцы не жжет. С тех пор люди стали пользоваться палочками.

Время шло. Люди стали жить в удобных деревянных домах, сидеть на лавках, научились варить суп. Но палочкой суп не поешь! И вот, однажды человек мешал палочкой еду, а она была широкая, и на ней было углубление, в котором сталась еда. С тех пор человек научился вырезать из дерева ложки.

Вот, такие  (показывает  нерасписанную ложку).

Затем человек научился делать металлические ложки, которыми мы едим и теперь. Вот такие  (показывает  современную металлическую ложку).

- Интересная история? (да)

- А теперь ответьте, что в начале было у человека вместо ложки? (палочка)

- Какая затем была ложка? (деревянная, нерасписанная.) И? (металлическая современная)

- Правильно! Молодцы!

Рассматривание с детьми иллюстраций деревянных ложек, и их предназначение.

II часть.

Воспитатель: - Ребята, садитесь за столы. Давайте, мы с вами станем мастерами по расписыванию деревянных ложек. Хотите? (да)

Для этого нам понадобятся деревянным ложки, краски, кисточки, баночки с водой. У каждого на столе все должно быть.

Ваша задача, придумать свой узор для ложки, но вначале на листе бумаги карандашом вы должны будете нарисовать эскиз.

Эскиз - это  предварительный рисунок, набросок. По которому вам будет удобнее расписывать свою деревянную ложку.

Воспитатель.: - Когда эскиз будет готов, вы ребята можете приступать к самой росписи ложки.  

Воспитатель предлагает детям приступить к работе, но в начале уточняет  последовательность работы, и правила работы с кистью: (- что в начале, а что потом ;  - кисть нужно брать правильно, тремя пальцами выше ее металлической части).

Физминутка.

Держим кисточку вот так:                (Рука на локте.  Кисть держать тремя пальцами выше ее металлической части)

         Это трудно? Нет, пустяк!                (водить кисточкой в указанных направлениях)

        Влево-вправо, вверх-вниз                (движения убыстряются)

       

        Гордо словно,королева,                      (выполнять тычки без краски

                                                                   на         листе бумаги)

        Кисточка пошла тычком,              

        Застучала каблучком.

А потом по кругу ходит,                      (вращать кисточкой по кругу)

Как девицы в хороводе.

Вы устали? Отдохнем.               (положить кисточку вертикально)

         Мы рисуем: раз, раз…                   (выполнять тычки без краски на листе)

Все получится у нас!

Воспитатель, во время работы детей прослеживает, как они работают с кистями и красками.

В процессе занятия напоминает  о необходимости смены воды для промывания кисти по мере ее загрязнения, также,  что после мытья кисти нужно промокнуть ее ворс о салфетку (таким образом, узнать чисто ли она промыта.)

III часть.

После занятия все работы выставляются на стол.

Воспитатель предлагает полюбоваться своими расписными ложками, и отмечает наиболее удачные работы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации для родителей. Тема: "Без прошлого нет будущего"

Консультации для родителей. Тема: "Без прошлого нет будущего"...

«Путешествие ложки из прошлого в будущее»

Конспект интегрированного занятия (с элементами ТРИЗ и мнемотехники) по развитию познавательных способностей у детей 6- 7 лет....

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми 5-6 лет по теме: «Город прошлого, город настоящего, город будущего».

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми 5-6 лет по теме: «Город прошлого, город настоящего, город будущего»....

Выставка- конкурса детского рисунка «Городецкое путешествие: настоящее, прошлое, будущее»

Отзыв на конкурс дестского рисунка "Городецкое путешествие:настоящее, прошлое, будущее"....

"Вернуться в прошлое, жить настоящим, думать о будущем"

На странице 11 выпуска № 17  газеты "Шахтерская правда"  в городе Прокопьевске размещена статья "Вернуться в прошлое, жить настоящим, думать о будущем". Статья о моей про...

Проект по краеведению «Мой край: настоящее, прошлое, будущее»

Воспитание интереса и любви у детей к культуре и традициям русского народа, применяя интерактивную форму работы-проект....

Краеведческая викторина «Мой край: настоящее, прошлое, будущее»

Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о Ростовской областиЗадачи:- воспитывать у детей патриотические чувства к малой Родине, любовь, гордость, уважение к родному краю, бережное отношение к ...