Проект по краеведению «Мой край: настоящее, прошлое, будущее»
проект по окружающему миру (старшая группа)
Воспитание интереса и любви у детей к культуре и традициям русского народа, применяя интерактивную форму работы-проект.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_slova.pptx | 1.55 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель проекта. Воспитание интереса и любви у детей к культуре и традициям русского народа, применяя интерактивную форму работы-проект. Развивать у старших дошкольников интерес к культуре и традициям русского народа его достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего родной страны – России. Обогащать знания старших дошкольников о культуре и традициях русского народа. Познакомить детей с обычаями и традициями, народным творчеством нашего народа, воспитывать чувство уважения к традициям и обычаям других народов. Воспитывать у детей интерес, бережное и созидательное отношение к природе родного края, развивать способность чувствовать красоту природы и эмоционально откликаться на неё. Развивать чувство гордости за свою малую Родину, бережное отношение к родному городу. Расширять представления детей о том, что делает малую родину красивым, развивать эмоциональную отзывчивость на красоту родного края. Учить устанавливать причинные связи, делать выводы, развивать умение сравнивать и мыслить логически, развивать воображение, фантазию, творческие способности, обогащать речь и словарный запас. Способствовать повышению активности родителей в воспитании у ребенка любви к традициям нашего народа, города. Задачи.
Участники проекта: Воспитанники, воспитатели, родители. Направления реализации : Работа с дошкольниками, родителями, педагогами и работа над предметно-развивающей средой. Этапы: 1 этап - Диагностико -прогностический 2 этап - Организационный 3 этап – 2022/2023 - практический 4 этап 2022/2023 - итоговый (апрель) Ожидаемые результаты. Расширение знаний детей по краеведению, возрастание интереса к русским традициям, к традициям своей семьи. Воспитание любви и чувства гордости за Отчизну, бережного отношения к родному городу, стране ; природе родного края. Развитие у дошкольников познавательной активности, исследовательских умений и навыков, навыков проектной деятельности. Расширение кругозора детей через экскурсии по малой Родине. Объединение усилий роли родителей при организации работы по ознакомлению детей с родным краем.
Актуальность. В настоящее время среди наиболее острых проблем, стоящих перед отечественным дошкольным образованием, выступает проблема становления у дошкольников ценностного отношения к культуре и традициям русского народа, к традициям своей семьи, родной стране, воспитания основ гражданственности. Одной из острейших проблем является воспитание патриотизма. Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству. Очевидно, что для этого необходимо определить нравственные ориентиры, способные вызвать чувства самоуважения и единения. Актуальность краеведческой работы характеризуется тем, что одним из ведущих факторов формирования исторического и патриотического сознания детей является их ознакомление с историей родного края, своей страны. Необходимость развития интересов дошкольников в этой области связана с социальным запросом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания детей о родном крае и его жителях, природе, традициях, тем более действенными окажутся они в приобщении к культуре родного края. При этом географические и природные особенности, местные культурно-исторические обычаи и традиции, народное творчество являются для дошкольников наиболее доступными средствами формирования положительного отношения к своей малой родине, развитие интереса к разным сторонам жизни родного края. Все это делает актуальным краеведческую работу в дошкольном образовательном учреждении. Именно поэтому краеведческая работа должна вестись уже с детского сада - с возраста, когда начинается процесс социализации и становления личности. Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с жизнью, помогает формировать нравственные понятия и чувства.
Этапы проекта 1 этап: подготовительный Выявление проблемы. Постановка целей и задач проекта Работа с методическим материалом, литературой по данной теме. 2 этап: основной Практическая деятельность по решению проблемы: Проведение бесед с детьми о историей своей страны, города, о их достопримечательностях ; Продуктивная деятельность (аппликация, рисование, лепка, конструирование); работа с родителями. Чтение детям художественной литературы. Просмотр видео презентаций, изучение материала в дидактических играх.
3 этап: заключительный Оформление патриотического уголка Проведение родительского собрания «Приобщение к культурным ценностям народов России» Мастер-класс для детей и родителей: « Кукла- Масленичка », « Тарелочка Гжель-Хохлома» Участие в мероприятиях, спортивных развлечениях. Папки передвижки, экскурсии по Краснознаменску. Интерактивная игра «Моя Родина Россия» Изготовление «Генеалогического древа семьи», альбомы « Моя семья» Участие в акциях «Покорми птиц зимой», «Письмо солдату». Беседа-развлечение «Традиции русского народа» по народным промыслам. Экскурсии: в библиотеку «Бабушкин чулан», музей «Русского военного костюма», музей «Космонавтики», Клуб- музей «Фронтовик», прогулка по историческим местам на улицах города. Участие в городском конкурсе « Самовар», выступление на городской ярмарке, на городском весеннем фестивале Участие в совместных мероприятиях с Гимназией №1 « Музыкальная гостиная», «Литературное Подмосковье, творчество Чуковского
Результативность работы с детьми Появился интерес у детей к изучению культуры нашей страны, природы родного края. Сформировался необходимый минимум исторических знаний, чувства национального достоинства. Повысилось желание детей изучать историю, природу, культуру и быт русского народа. Заложены основы воспитания любви к Подмосковью. Пополнились знания о культуре, исторических событиях г. Краснознаменск, история которого и современная жизнь связаны с освоением Космоса; их исторической значимости в истории России. Расширились знания о известных достопримечательностях, памятниках и традициях в нашей стране. Появилась заинтересованность к возрождению народной культуры своего народа. Родители стали проявлять интерес к образовательному процессу , у них появилось желание принимать участие в совместных мероприятиях, появились общие интересы. Заложены основы для формирования патриотизма через любовь к родной природе, гордость за свой народ, ощущение неразрывной связи с жизнью города. П остоянно укрепляя и обогащая эти знания через различные виды деятельности - прививать любовь и уважение к своей стране, воспитывать патриотов своей страны.
ФОТО 1. Страница№1 ФОТО 2. Мы поставили цель к проекту. А для достижения этой цели определили задачи: ФОТО 3.Наметили этапы работы и Ожидаемые результаты. ФОТО 4.Определили Актуальность краеведческой работы ФОТО 5. Приступили к выполнению ФОТО 6. Этапов работы. ФОТО 7. Изучение краеведения мы начали с помощью мультимедийных презентаций. Таким образом мы стали путешествовать с ребятами по России, собирать информацию о городах, запоминать, а потом беседовать о том, что увидели. Для родителей подготовили папку передвижку, пополнили необходимыми играми нр . уголок. У детей при восприятии информации через мультимедиа задействованы все каналы восприятия, что позволяет заложить доступно информацию в память детей. ФОТО 8. Вначале мы отправились в путешествие по столице нашей Родины. Знакомились с культурой, с историческими и памятными местами . Дети с родителями посещали памятные места Москвы . ФОТО 9. Чтобы повысить интерес к изучению архитектурных памятников использовали Игры мемо. Ребята, принимавшие участие в игре, легче запоминают названия, могут соотнести название с внешним обликом, запоминают лучше исторические сведения о них. Создали альбом с достопримечательностями Москвы. ФОТО 10. Знакомясь с древнейшими городами, мы выяснили, что здесь также сохранились уникальные памятники истории и культуры. Кроме того, они являются центрами народных ремесел и традиций. Мы изготовили по этим городам Сказочную карту России, игру «Города Золотого Кольца» ФОТО 11. Нами были придуманы Интерактивные игры. С их помощью расширяем представления о городах в лёгкой игровой форме, закрепляем знания. ФОТО 12. Когда было предложено новогоднее оформление группы в народно-декоративном стиле, мы выбрали Хохлому, потому что Посуда с хохломской росписью — такой же узнаваемый символ России, как матрёшка или самовар. В игре «Ремёсла Древней Руси» познакомили ребят с древними профессиями. Интерактивные игры закрепили, полученные знания по Хохломе.
ФОТО 13Хохломской промысел — это русская легенда и возможность соприкоснуться с традициями. Оформление группы проводилось в тесном контакте с родителями. Ёлка с деревянными игрушками с хохломским орнаментом, игрушки из папье-маше, застолье с предметами старины с разносолами. Ёлку украсили герои сказок - Дед Мороз и Снегурочка, Щелкунчик, ФОТО 14. Оформили сказку, где персонажи - в хохломских костюмах. Для родителей выпустили две папки передвижки, придумали шары с хохломским узором на окна. Провели занятия по изготовлению кукол и посуды с хохломской росписью. ФОТО 15. Постепенно представления детей о Родине расширялись; мы подошли к теме «Моё Подмосковье". Прежде всего нас заинтересовало место, которое известно своим уникальным промыслом: Гжель. Собрали теоретические сведения об этом промысле, закрепили сведения в играх. Пополнили уголок: вазой с цветами и гжельской красавицей. ФОТО 16. Родители стали нашими помощниками и союзниками. На городском конкурсе - победителем стала наша группа, благодаря замечательной работе «Самовар из папье –маше» мамы нашей воспитанницы Гаршиной Е.А. ФОТО 17. Мы продолжали изучать традиции национальной культуры. Погрузить детей в атмосферу старины, способствовала приобретённая «Русская изба». Дети получили знания об истории крестьянского жилища, о его устройстве; познакомились со старинными предметами домашнего обихода; сами лепили посуду для игр. Наш уголок пополнили народные куклы из ткани: девочка и мальчик, баба яга. ФОТО 18. Изготовленный Лэпбук , представляет собой тематическую интерактивную папку-раскладушку. Он способствует быстрому запоминанию материала по теме; ребёнок проявляет самостоятельность при работе с лэпбуком . ФОТО 19. В славянской культуре обрядовые куклы занимают особое почетное место. Именно тогда и появилась еще одна традиция – изготавливать обрядовые куклы к определенным празднованиям, которые должны были оберегать женщин и детей.
Вот такой замечательный календарь на год изготовили нам родители. Наши куклы несут настоящую обережную силу, потому что сделаны в тишине, с соблюдением всех правил и тонкости работы, такие игры сплачивают детей и родителей, семьи воспитанников и воспитателей! ФОТО 20. Знакомство с историческим наследием прошлого дети продолжили на Экскурсии в городской библиотеке. С каким интересом ребятишки рассматривали старинные вещи, соприкасались с предметами народного быта. ФОТО 21. Любой край неповторим! Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. Мы создали альбом «Красная книга Подмосковья», выпустили альбом зимующие и перелётные птицы Подмосковья, изготовили новую игру о деревьях местного края. ФОТО 22. Провели акцию среди родителей «Птичья столовая». Родители сделали кормушки. Дети каждый день стали подкармливать птиц то семечками, то пшеном, то хлебными крошками . ФОТО 23. Посмотрите, какая у ребят получилась птичья столовая на занятии. Синичкам очень понравились новые домики, а детям радостно и весело, от того, что птички будут жить у нас в группе. ФОТО 24. Съедобная кормушка для птиц – это эко кормушка, которая изготовлена из природных материалов своими руками. С каким интересом дети делали лакомство для птиц, как увлекательно они это обсуждали. А сытой птице и сильный мороз не страшен! ФОТО 25. В Подмосковье немало мест, связанных с именами известных классиков литературы. Провели виртуальную экскурсию по литературным местам в ближайшем окружении. Например, в переделкинском доме К.И. Чуковским были написаны многие стихи для детей. Для ознакомления с творчеством мы сделали альбом для самостоятельного рассматривания и чтения.28 марта в рамках преемственности дошкольного и начального образования прошла литературная викторина. Наши ребята приготовили отрывок-загадку про Федору, они выступали в костюмах с гжельским орнаментом, которые сшили мамы. Дети показали отличные знания русских народных сказок, сказочных героев и творчества К. И. Чуковского.
ФОТО 26. Работая в тесном сотрудничестве с музыкальным руководителем, мы приобщаем детей к истокам традиционной культуры, изучаем народные игры, обычаи, традиции; Праздники несут большую эмоциональную и воспитательную нагрузку, обеспечивая передачу традиций из поколения в поколение. ФОТО 27. Масленица - один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Приобщая детей к истокам русской культуры, мы даём им возможность понять всю глубину, широту и смысл этого праздника. ФОТО 28. Только на основе ознакомления с прошлым своего народа можно понять его настоящее и предвидеть будущее. Мы изготовили картотеки загадок, пословиц, русских народных игр, пополнили группу новыми играми, чтобы дети более осознанно относились к этому весеннему празднику, с его значением, символами, традициями. ФОТО 29. Познакомили участников мастер-класса с технологией изготовления традиционной куклы-масленицы, научили изготавливать простейшие куклы; ещё раз углубили знания о празднике, о его обрядах и традициях. ФОТО 30. Подытоживая проделанную работу, по ознакомлению детей с родным краем, народными промыслами, мы провели развлечение с викториной, в ходе которой дети использовали, полученные знания "Проводили Сравнение промыслов Хохломы и Гжели. ФОТО 31.И конечно же на этом празднике было много русской народной музыки, ребята показали свое мастерство игры на ложках и других инструментах, народные игры, озорные частушки. Мамы приготовили костюмы в соответствии с промыслом. Дети постепенно представляют, как жили наши предки несколько веков назад, как были одеты, какие праздники почитали и т. п. ФОТО 32. На мастер-классе мы декорировали тарелочку в нетрадиционной технике «декупаж», интерес к такой работе никогда не угасает, все увлекаются процессом и заинтересованы в конечном результате. ФОТО 33. В народных песнях глубоко и правдиво отражается история русского народа. Танец «Берёзка» довольно прост, если смотреть со стороны, и довольно сложен, если самому танцевать. Народные праздники помогают детям почувствовать себя частичкой своего народа, приобщиться к его традициям.
ФОТО 34. Мы встречали радостный праздник, который издавна празднуется на Руси, путешествуя по сказке с Колобком. Дети ждали этот праздник, разучивали заклички , стихи, рисовали птиц- все ждали весну. В конце занятия дети с удовольствием получали печёных жаворонков и делились впечатлениями от увиденного.. ФОТО 35. Работу по воспитанию любви к родному городу начали с бесед, родители изготовили для нас карту Краснознаменска. Ребята, теперь по этой карте могут отправиться в путешествие и узнать о достопримечательностях родного города. ФОТО 36. Воспитание любви к своей Родине и уважения к своему народу начинается с раннего детства. Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, самым близким своим людям. Родители сделали семейные альбомы: «Моя семья», «Мои бабушка и дедушка», «Я живу в Краснознаменске». ФОТО 37. Старались показать детям, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками. Разобрали как выглядит «Герб Краснознаменска», Дети с родителями дома выполнили его изображение из разных материалов. С увлечением ребята разбираются с карточками, определяя место в городе, время года в новой игре. ФОТО 38. Так как мы часто путешествовали по улицам нашего города, мы организовали встречу с инспектором ГИБДД. И закрепили основные правила поведения на улице. ФОТО 39. Мы живем в городе, который неразрывно связан с Космосом, с историей освоения. ФОТО 40. Очень интересную экспозицию увидели мы на экскурсии в нашем музее космонавтики, много эксклюзивных экспонатов. В доступной форме дети познакомились со спецификой родного города Краснознаменск, его тесной взаимосвязи с прошлым и настоящим освоения Космоса. ФОТО 41. По рекомендации логопеда родители с детьми посетили музей космонавтики в Москве.
ФОТО 42. Мы пришли к выводу, что подобные экскурсии, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию чувства гордости за свою страну. Полученные впечатления дети отражают в рисунках, в рассказах об увиденном родителям. ФОТО 43. В этом музее дети смогли увидеть экспонаты бытового назначения Армии и Флота, примерить головные уборы, оценить тяжесть военных доспехов тех лет и нелёгкий труд русского солдата. ФОТО 44. Незабываемые впечатления на детей произвела беседа о жизни ветеранов нашего города. Сюрпризом этой встречи была возможность соприкоснуться с боевым оружием. В музее ребята окунулись в атмосферу военного времени, узнали об истинных патриотах своего Отечества, о ратных подвигах нашего народа в борьбе за независимость государства. ФОТО 45. Наши дети участвовали в акции «Письмо солдату». Каждый ребёнок хотел выразить благодарность военнослужащим за их службу, за защиту Родины. И поддержать воинов, находящихся на реабилитации. ФОТО 46. Такая форма работы как экскурсии по городу, где дети видят красоту улиц города, зданий, памятников, любуются природой – это формирование представлений о месторасположении родного города, его тесной связи с историей и культурой Подмосковья. ФОТО 47. Для закрепления знаний о городе мы сделали различные альбомы и папки-передвижки. ФОТО 48 Мы считаем, что метод проекта позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным. Таким образом, не только уголок краеведения, но и вся предметно-развивающая среда группы направлены на решение задач нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
Данный проект имеет широкую перспективу развития т.к. даёт возможность дошкольникам лучше узнать историю своего города, более бережного отношения к его достопримечательностям, уважение к своей семье, родственникам, жителям города. Полученные знания детьми в процессе работы и после завершения проекта будут постоянно пополняться, т.к. у детей возникает интерес к жизни своего небольшого, но исторически важного для всей страны города. А также желание узнавать о жизни старшего поколения своей семьи и семейных традициях. Успешность развития дошкольников при знакомстве со страной, малой Родиной возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематический проект для старших дошкольников: «Космос: из прошлого в будущее» Экологическое воспитание.
Тематический проект для старших дошкольников: «Космос: из прошлого в будущее» Цель: Знакомство с базовыми понятиями окружающего мира, историей развития человеческого мировоззрен...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ Тема: «Авиаконструкторы. Лента времени: из прошлого в будущее»
В настоящее время в России разработана и действует стратегия социально-экономического развития страны до 2020 года, разработанная в 2011 году более чем ...
Детско-родительский проект «Листая с гордостью страницы. Мценск – прошлое, настоящее, будущее»
Детско-родительский проект направлен на патриотическое воспитание детей....
Проект по краеведению: "Сохраняя прошлое - мы думаем о будущем"
Проект по краеведению: "Сохраняя прошлое - мы думаем о будущем"...
Презентация проекта по краеведению "Наш край в прошлом и настоящем"
Презентация проекта по краеведению в подготовительной группе "Наш край в прошлом и настоящем" (2018-2019г)...
Проект по ранней профориентации дошкольников "Профессии прошлого - профессии будущего"
В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонно...
Краеведческая викторина «Мой край: настоящее, прошлое, будущее»
Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о Ростовской областиЗадачи:- воспитывать у детей патриотические чувства к малой Родине, любовь, гордость, уважение к родному краю, бережное отношение к ...