«Оптимизация эмоционального состояния личности дошкольника посредством рисования»
статья по рисованию
Изобразительная деятельность – это специфическая форма познания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
optimizatsiya.docx | 36.9 КБ |
Предварительный просмотр:
«Оптимизация эмоционального состояния
личности дошкольника
посредством рисования»
Процесс рисования вызывает у детей и взрослого положительный эмоциональный настрой, ребенок всегда видит промежуточный и конечный результат своей деятельности.
В процессе своей работы и наблюдений за детьми я заметила, что несформированные изобразительные умения и навыки не дают детям выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира, затрудняют развитие познания и эстетического восприятия, как следствие, влияют на эмоциональное состояние ребенка.
Частые неудачи в изодеятельности, неумелое руководство воспитателя понижают самооценку ребенка, мешают ему самоутвердиться, приводят к тому, что ребенка не интересует конечный результат в рисовании и, как следствие, в других видах деятельности.
Современные требования к дошкольному образованию ставят перед воспитателем задачи обеспечения эмоционального благополучия, развития у ребенка положительного самоощущения, развития инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому выражению.
В дошкольном возрасте значительно расширяется опыт ребенка, он приобретает много новых знаний, учится находить и передавать в рисунке сходство предмета по определенным признакам, овладевают навыками рисования по памяти и воображению. Процесс рисования вызывает у детей положительный эмоциональный настрой, ребенок всегда видит промежуточный и конечный результаты своей деятельности.
В процессе проделываемой работы у детей появляется возможность творчески решать изобразительные задачи, точно воплощать свой замысел, т.к. в своем арсенале они имеют множество разнообразных навыков, умение работать с различными изобразительными материалами, овладевают разными способами рисования.
Многообразие изобразительных умений и навыков рождает у детей оригинальные идеи, вызывает желание придумывать новые композиции, развивает фантазию и воображение.
Изобразительная деятельность очень интересна для ребенка дошкольного возраста, т.к. частично удовлетворяет его потребность в деятельности вообще, и в продуктивной деятельности, в частности; в способности отражения полученных впечатлений от окружающей жизни.
Значимая потребность для дошкольника - познавательная потребность. Изобразительная деятельность – это специфическая форма познания, следовательно, занимаясь изодеятельностью, ребенок познает окружающую действительность в разных ее проявлениях.
Цели и задачи:
1) Способствовать развитию у детей:
- мелкой моторики рук и тактильного восприятия
- внимания и усидчивости
- изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости
- пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия
2) Формировать навыки контроля и самоконтроля.
3) Формировать представления об окружающем мире.
4) Включить в содержание образования опыт творческой деятельности:
- самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию
- способность к альтернативным решениям
- комбинирование ранее известных способов деятельности с новыми
5) Учить создавать изображения, осмысливая качества изображаемого объекта, запоминая характерные особенности и детали разных предметов и, связанные сними действия, придумывая средства передачи образов в изодеятельности.
6) Создать обстановку эмоционального благополучия, наполнить жизнь детей интересным содержанием, предоставить возможность каждому ребенку пережить радость творчества.
Средства решения поставленных задач:
Виды применяемых нетрадиционных техник:
- рисование пальчиками и ладошками
- монотипия
- отпечатки листьев
- рисование по мокрой бумаге
- рисование по мятой бумаге («состаривание изображения»)
- оттиск по трафарету
- рисование сухой щетинной кистью (по Чарушину)
- рисование картонными полосками разной ширины
- восковые мелки + акварель
- тонирование: вливание цвета в цвет (стекание краски вниз), «цветные кляксы» (растекание по сырой поверхности)
Описание целевой аудитории мероприятия:
Групповое занятие с детьми 5-6 лет. Количество детей 14 человек.
Условие проведения мероприятия:
Групповая комната.
Материалы и оборудование: альбомная бумага А4, гуашь, щетинная кисть №10-12, зимние иллюстрации с изображением ёлочек, стихотворение о ёлочке, игрушка – снеговик.
Целевые установки мероприятия:
Цель:
-Познакомить детей с техникой рисования сухой щетинной кистью.
Задачи:
-Дать почувствовать многоцветное изображение предметов.
- Формировать положительное эмоциональное отношение к процессу рисования.
- Способствовать развитию воображения и восприятия, а следовательно, и познавательных способностей.
Приемы:
При рисовании этим способом гуашь должна быть густой, кисть жесткой, желательно толстой (№ 10-12). При подготовке к занятиям ворс кисти нужно сделать короче (обрезать).
При нанесении тычка кисточка должна находиться в вертикальном положении, тогда ворс расплющивается, и получается большая пушистая точка.
Для рисования сложных объектов можно использовать легкий контур, сделанный простым карандашом (в начале обучения контур наносится взрослым). Важное правило воспитателя «не заезжать за контур» в этом способе не работает: нужно последовательно пройтись по контуру для достижения большей «пушистости».
Для создания визуально объемных фигур можно использовать несколько слоев гуаши, переходя от светлого к более темному оттенку.
Планируемые результаты:
- Умение рисовать сухой щетинной кистью.
- Эмоционально-положительное отношение детей к изодеятельности.
- Понимание успешности своей работы.
- Развитие фантазии, воображения.
Содержание мероприятия:
Конспект НОД по теме: рисование "Ёлочка" сухой щетинной кистью.
Ход проведения:
Воспитатель вносит в группу игрушку снеговика.
Снеговик здоровается с детьми и просит послушать загадку:
Что за гостья к нам пришла?
Запах хвои принесла?
А на ней огни, гирлянды.
До чего ж они нарядны!
Ответы детей.
Снеговик хвалит детей и читает стихотворение:
Здравствуй, ёлочка лесная!
Серебристая, густая!
Ты под солнышком росла
И на праздник к нам пришла.
Снеговик напоминает детям о наступающем празднике и просит помочь ему найти елочку.
Воспитатель:
- Ребята, а давайте поможем снеговику и нарисуем ему елочку ( дети с радостью соглашаются).
- Посмотрите, какие кисти у вас лежат на столе? (толстые, большие, жесткие)
-Как вы думаете почему нет стаканчиков с водой на столе?(будем рисовать сухой кистью)
Воспитатель хвалит детей и напоминает способ рисования.
- Берем гуашь на кончик кисточки, легким постукиванием кисти убираем лишнюю краску на ненужный лист бумаги.
-Затем начинаем таким же мягким постукиванием кисти раскрашивать елочку. Когда гуашь заканчивается, берем краску заново...
-Дети, давайте вспомним, что нужно сделать, чтобы елочка была более пушистой? (сначала нанести более светлый оттенок зеленого, затем на него более темный).
-Правильно.
-Ребята, а как нам "укрыть елочку снегом"? ( нужно подождать пока зеленый цвет высохнет, и только тогда наносить белую гуашь).
-Молодцы! А теперь перед тем, как начать рисовать елочку, покажите. Как мы будем наносить тычки кистью ( легкие постукивания щетинной кистью сверху вниз, ворс расплющивается ,и получается "пушистая точка")
-А теперь давайте начнем рисовать елочку, снеговик уже заждался.
Дети приступают к рисованию елочки. Воспитатель контролирует процесс.
Итог: Снеговик вместе с детьми рассматривает рисунки, хвалит детей, благодарит за помощь, прощается и уходит.
Список литературы:
1.Т.Г.Казакова «Занятия с дошкольниками по изобразительной деятельности».
Москва «Просвещение» «Учебная деятельность» 1996г.
2.Г.С.Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду».
Москва «Владос» 2000г.
3.Волчкова В.Н., Степанова Н.В. «Конспекты занятий в средней группе детского сада» Воронеж «Учитель» 2005г.
4.А.В.Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей». – СПб.: КАРО, 2007г.
5.Г.С.Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в ДОУ. Средняя группа».- М.: изд. Центр Владос, 2008г.
6.К.К.Утробина «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет».- М.: «Издательство Гном и Д», 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние семьи на формирование эмоциональных состояний у дошкольников с нормальным и задержанным развитием
В своей работе я обращаю особое внимание на типы семейного воспитания, которые способствуют формированию агрессивности у детей....
Статья «Эмоциональные состояния детей дошкольников и их педагогическая оценка в условиях детского сада» (подготовительная группа)
Эмоциональное благополучие влияет практически на все сферы психического развития детей....
Мастер-класс для педагогов "Стабилизация эмоционального состояния с использованием техники "Рисование цветным песком"
Тема: «Рисование цветным песком»Подготовил: педагог-психолог Кирьянова Н.В.Материалы: цветной песок, шаблоны картинок (пирамидка, зонтик, мячик, петушок, мишка, гусеница), клей ПВА, ...
Выступление "Стабилизация эмоционального состояния с помощью техники рисования песком"
Выступление на родительской конференции в рамках проекта "Волшебный песок"...
Анализ проведения тематического контроля «Состояние работы по развитию эмоционально-чувственной сферы дошкольников посредством использования игровых технологий».
Цель: определить эффективность воспитательно-образовательной работы в ДОУ по развитию эмоционально-чувственной сферы дошкольников посредством использования игровых технологий....
Психологические методы развития навыков общения и эмоциональных состояний личностей дошкольников
Психологические методы развития навыков общения и эмоциональных состояний личностей дошкольников...
Проект "Духовно - нравственное воспитание личности дошкольника посредством нетрадиционных техник рисования"
Понятие «духовно – нравственное воспитание» – это основа формирования будущего гражданина, а значит готовность человека к участию в решении государственных задач, выполнению фу...