«Оптимизация эмоционального состояния личности дошкольника посредством рисования»
статья по рисованию

Денисюк Наталья Вадимовна

Изобразительная деятельность – это специфическая форма познания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл optimizatsiya.docx36.9 КБ

Предварительный просмотр:

                «Оптимизация эмоционального состояния

личности дошкольника

посредством рисования»

Процесс рисования вызывает у детей и взрослого положительный эмоциональный настрой, ребенок всегда видит промежуточный и конечный результат своей деятельности.

В процессе своей работы и наблюдений за детьми я заметила, что несформированные изобразительные умения и навыки не дают детям выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира, затрудняют развитие познания и эстетического восприятия, как следствие, влияют на эмоциональное состояние ребенка.

Частые неудачи в изодеятельности, неумелое руководство воспитателя понижают самооценку ребенка, мешают ему самоутвердиться, приводят к тому, что ребенка не интересует конечный результат в рисовании и, как следствие, в других видах деятельности.

 Современные требования к дошкольному образованию ставят перед воспитателем задачи обеспечения эмоционального благополучия, развития у ребенка положительного самоощущения, развития инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому выражению.

В  дошкольном возрасте значительно расширяется опыт ребенка, он приобретает много новых знаний, учится находить и передавать в рисунке сходство предмета по определенным признакам, овладевают навыками рисования по памяти и воображению. Процесс рисования вызывает у детей положительный эмоциональный настрой, ребенок всегда видит промежуточный и конечный результаты своей деятельности.

В процессе проделываемой работы у детей появляется возможность творчески решать изобразительные задачи, точно воплощать свой замысел, т.к. в своем арсенале они имеют множество разнообразных навыков, умение работать с различными изобразительными материалами, овладевают разными способами рисования.

Многообразие изобразительных умений и навыков рождает у детей оригинальные идеи, вызывает желание придумывать новые композиции, развивает фантазию и воображение.

Изобразительная деятельность очень интересна для ребенка дошкольного возраста, т.к. частично удовлетворяет его потребность в деятельности вообще, и в продуктивной деятельности, в частности; в способности отражения полученных впечатлений от окружающей жизни.

Значимая потребность для  дошкольника - познавательная потребность. Изобразительная деятельность – это специфическая форма познания, следовательно, занимаясь изодеятельностью, ребенок познает окружающую действительность в разных ее проявлениях.

 Цели и задачи:

      1) Способствовать развитию у детей:

- мелкой моторики рук и тактильного восприятия

- внимания и усидчивости

- изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости

- пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия

        2) Формировать навыки контроля и самоконтроля.

        3) Формировать представления об окружающем мире.

        4) Включить в содержание образования опыт творческой деятельности:

- самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию

- способность к альтернативным решениям

- комбинирование ранее известных способов деятельности с новыми

         5) Учить создавать изображения, осмысливая качества изображаемого объекта, запоминая характерные особенности и детали разных предметов и, связанные сними действия, придумывая средства передачи образов в изодеятельности.

         6) Создать обстановку эмоционального благополучия, наполнить жизнь детей интересным содержанием, предоставить возможность каждому ребенку пережить радость творчества.

Средства решения поставленных задач:

Виды применяемых нетрадиционных техник:

- рисование пальчиками и ладошками

- монотипия

- отпечатки листьев

- рисование по мокрой бумаге

- рисование по мятой бумаге («состаривание изображения»)

- оттиск по трафарету

- рисование сухой щетинной кистью (по Чарушину)

- рисование картонными полосками разной ширины

- восковые мелки + акварель

- тонирование: вливание цвета в цвет (стекание краски вниз), «цветные кляксы» (растекание по сырой поверхности)

Описание целевой аудитории мероприятия:

Групповое занятие с детьми 5-6 лет. Количество детей 14 человек.

 Условие проведения мероприятия:

Групповая комната.

Материалы и оборудование: альбомная бумага А4, гуашь, щетинная кисть №10-12, зимние иллюстрации с изображением ёлочек, стихотворение о ёлочке, игрушка  – снеговик.

 Целевые установки мероприятия:

Цель: 

-Познакомить детей с техникой рисования сухой щетинной кистью.

Задачи:

-Дать почувствовать многоцветное изображение предметов.

- Формировать положительное эмоциональное отношение к процессу рисования.

- Способствовать развитию воображения и восприятия, а следовательно, и познавательных способностей.

Приемы:

При рисовании этим способом гуашь должна быть густой, кисть жесткой, желательно толстой (№ 10-12). При подготовке к занятиям ворс кисти нужно сделать короче (обрезать).

При нанесении тычка кисточка должна находиться в вертикальном положении, тогда ворс расплющивается, и получается большая пушистая точка.

Для рисования сложных объектов можно использовать легкий контур, сделанный простым карандашом (в начале обучения контур наносится взрослым). Важное правило воспитателя «не заезжать за контур» в этом способе не работает: нужно последовательно пройтись по контуру для достижения большей «пушистости».

Для создания визуально объемных фигур можно использовать несколько слоев гуаши, переходя от светлого к более темному оттенку.

 Планируемые результаты:

  • Умение рисовать сухой щетинной кистью.
  • Эмоционально-положительное отношение детей к изодеятельности.
  • Понимание успешности своей работы.
  • Развитие фантазии, воображения.

 Содержание мероприятия:

Конспект НОД по теме: рисование "Ёлочка" сухой щетинной кистью.

Ход проведения:

Воспитатель вносит в группу игрушку снеговика.

Снеговик здоровается с детьми и просит послушать загадку:

Что за гостья к нам пришла?

Запах хвои принесла?

А на ней огни, гирлянды.

До чего ж они нарядны!

Ответы детей.

Снеговик хвалит детей и читает стихотворение:

Здравствуй, ёлочка лесная!

Серебристая, густая!

Ты под солнышком росла

И на праздник к нам пришла.

Снеговик напоминает детям о наступающем празднике и просит помочь ему найти елочку.

Воспитатель:

 - Ребята, а давайте поможем снеговику и нарисуем ему елочку ( дети с радостью соглашаются).

 - Посмотрите, какие кисти у вас лежат на столе? (толстые, большие, жесткие)

-Как вы думаете почему нет стаканчиков с водой на столе?(будем рисовать сухой кистью)

Воспитатель хвалит детей и напоминает способ рисования.

- Берем гуашь на кончик кисточки, легким постукиванием кисти убираем лишнюю краску на ненужный лист бумаги.  

 -Затем начинаем таким же мягким постукиванием кисти раскрашивать елочку. Когда гуашь заканчивается, берем краску заново...

-Дети, давайте вспомним, что нужно сделать, чтобы елочка была более пушистой? (сначала нанести более светлый оттенок зеленого, затем на него более темный).

-Правильно.

-Ребята, а как нам "укрыть елочку снегом"? ( нужно подождать пока зеленый цвет высохнет, и только тогда наносить белую гуашь).

-Молодцы! А теперь перед тем, как начать рисовать елочку, покажите. Как мы будем наносить тычки кистью ( легкие постукивания щетинной кистью сверху вниз, ворс расплющивается ,и  получается "пушистая точка")

-А теперь давайте начнем рисовать елочку, снеговик уже заждался.

Дети приступают к рисованию елочки. Воспитатель контролирует процесс.

Итог:  Снеговик вместе с детьми рассматривает рисунки, хвалит детей, благодарит за помощь, прощается и уходит.

Список литературы:

1.Т.Г.Казакова «Занятия с дошкольниками по изобразительной деятельности».

Москва «Просвещение» «Учебная деятельность» 1996г.

2.Г.С.Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду».

Москва «Владос» 2000г.

3.Волчкова В.Н., Степанова Н.В. «Конспекты занятий в средней группе детского сада» Воронеж «Учитель» 2005г.

 4.А.В.Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей». – СПб.: КАРО, 2007г.

5.Г.С.Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в ДОУ. Средняя группа».- М.: изд. Центр Владос, 2008г.

6.К.К.Утробина «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет».- М.: «Издательство Гном и Д», 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние семьи на формирование эмоциональных состояний у дошкольников с нормальным и задержанным развитием

В своей  работе я обращаю особое внимание на типы семейного воспитания, которые способствуют формированию агрессивности у детей....

Статья «Эмоциональные состояния детей дошкольников и их педагогическая оценка в условиях детского сада» (подготовительная группа)

Эмоциональное благополучие влияет практически на все сферы психического развития детей....

Мастер-класс для педагогов "Стабилизация эмоционального состояния с использованием техники "Рисование цветным песком"

Тема: «Рисование цветным песком»Подготовил: педагог-психолог Кирьянова Н.В.Материалы: цветной песок, шаблоны картинок (пирамидка, зонтик, мячик, петушок, мишка, гусеница),  клей ПВА, ...

Выступление "Стабилизация эмоционального состояния с помощью техники рисования песком"

Выступление на родительской конференции в рамках проекта "Волшебный песок"...

Анализ проведения тематического контроля «Состояние работы по развитию эмоционально-чувственной сферы дошкольников посредством использования игровых технологий».

Цель: определить эффективность воспитательно-образовательной работы в ДОУ по развитию эмоционально-чувственной сферы дошкольников посредством использования игровых технологий....

Психологические методы развития навыков общения и эмоциональных состояний личностей дошкольников

Психологические методы развития навыков общения и эмоциональных состояний личностей дошкольников...

Проект "Духовно - нравственное воспитание личности дошкольника посредством нетрадиционных техник рисования"

Понятие «духовно – нравственное воспитание» – это основа формирования будущего гражданина, а значит готовность человека к участию в решении государственных задач, выполнению фу...