Психологические методы развития навыков общения и эмоциональных состояний личностей дошкольников
статья по психологии

Овчинникова Ирина Викторовна

Психологические методы развития навыков общения и эмоциональных состояний личностей дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психологические методы развития навыков общения и эмоциональных состояний личностей дошкольников

Дошкольный возраст — период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками.

В дошкольном возрасте формируется тот сравнительно устойчивый внутренний мир, который дает основание впервые назвать ребенка личностью, хотя, конечно, личностью еще не вполне сложившейся, но способной к дальнейшему развитию и совершенствованию.

Современный период развития человеческого общества характеризуется более пристальным вниманием к дошкольному периоду жизни человека, становлению его личности, особенностям социализации, сохранению и формированию психически и физически здорового поколения. Человек не может жить, трудиться удовлетворять свои материальные и духовные потребности, не общаясь с другими людьми. С самого рождения он вступает в разнообразные отношения с окружающими. Общение и эмоции являются необходимым условием существования человека и вместе с тем одними из основных факторов и важнейшими источником его психического развития в онтогенезе.

Общение принадлежит к базовым категориям психологической науки.

Сфера общения – необходимая часть социального пространства, в котором существует личность. Именно поэтому коммуникативные умения и навыки общения – это средства, которые обеспечат успешную деятельность субъекта в сфере коммуникации. Кроме того, конструктивное общение является показателем культуры личности в целом. Формировать навыки общения можно в условиях обучения, иначе процесс их развития идет спонтанно и во многом зависит от ситуации.

Общение понимается как взаимодействие участвующих в этом процессе людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. В сложившемся понимании общения, как психологической категории, следует интерпретировать его как деятельность.

Предметом общения всегда является другой человек, который выступает как субъект, как личность, которая наделена своей собственной активностью и своим отношением к другим. Конкретным предметом коммуникативной деятельности служат каждый раз те качества и свойства партнера, которые проявляются при взаимодействии. Отражаясь в сознании ребенка, они становятся затем продуктами общения. Одновременно ребенок познает и себя. Представление о себе, о выявившихся во взаимодействии, своих качествах и свойствах, также входит в продукт общения.

Потребность в общении состоит в стремлении к познанию себя и других как личностей, на основе чего, у ребенка формируется стремление к оценке и самооценке.

В процессе общения происходит интенсивное развитие эмоциональной сферы ребенка.

Л.С. Выготский считал, что «эмоциональное развитие детей — одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека, и прежде всего ребенка». Его последователи, основываясь на теоретических изысканиях, развивают идею о взаимосвязи всех компонентов человеческой психики, в частности эмоционального и интеллектуального. Этот факт является основополагающим в организации образовательной работы с детьми дошкольного возраста.

Эмоции и общение в развитии ребенка очень тесно связаны. Так на основе положительных эмоций развивается речь, движения, восприятие, память. Все положительные новообразования в развитие ребенка требуют позитивного подкрепления, для дальнейшего их усовершенствования, и наоборот – отрицательные – негативного, для их устранения.

В группах детского сада необходимо уделять больше внимания развитию умения общаться, понимать чувства других людей, сочувствовать им, адекватно реагировать в сложных ситуациях, находить выход из конфликта. В целом учим детей умению управлять своим поведением.

Психологические проблемы ребенка (неумение общаться, низкий эмоциональный контроль поведения, конфликтность и т.п.) проявляют себя прежде всего в общении со сверстниками, и в этом же общении формируются полезные психологические навыки. Взаимопроникновение психологических занятий и творческого детского театра позволяет использовать последний как полигон для воплощения и моделирования полученных психологических навыков.

Умение управлять своим эмоциональным состоянием является важнейшим условием дружественного и плодотворного общения с окружающими. Эти два взаимосвязанных навыка (умение контролировать свои эмоции и умение общаться) наилучшим образом формируются в процессе детского коллективного творчества. Последнее рождает особую эмоциональную атмосферу, благотворно действующую на психику ребенка, поскольку в творчестве всегда есть желание заразить своим чувством другого человека.

Эмоциональная атмосфера, распространяясь по типу «заражения эмоциями», является основным механизмом регуляции эмоциональных состояний и процессов общения.

Значение накопления опыта для развития творческой деятельности ребенка подчеркивал Л.В. Выготский, который писал, что творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта.

Основные проблемы общения дошкольников связаны с их непониманием чувств и смысла поведения других детей, с невнимательностью к интересам и ценностям тех, с кем они общаются, с неуверенностью в себе, страхом получить отказ в общении, тревожностью по поводу своей позиции в общении, с неумением найти продуктивный взаимовыгодный выход из стрессовой ситуации конфликта и, наконец, с отсутствием навыка выражения своей симпатии, участия, расположения, желания, завязать контакт. Таким образом, необходимо пробуждать у детей подлинный интерес к окружающим их людям, их потребностям, обучать совместному поиску взаимовыгодных решений в конфликтных ситуациях.

Большое значение уделяется обучению детей выражению дружеских чувств, симпатии, сочувствия к окружающим. Развиваем навыки общения, умение поддерживать общую беседу, участвовать в коллективном обсуждении темы. Работа по совершенствованию общения значительно облегчается в результате развития у детей навыков саморегуляции эмоциональных состояний. Любому конфликту предшествует всплеск напряжения, злости, обиды. Мы учим детей избавляться самостоятельно от сильных отрицательных эмоций и объясняем на понятном детям языке, что, пока эти эмоции будут владеть ими, дружбы, радости общения и совместной игры не может быть – все вокруг будет восприниматься как враги, и сами они будут оставаться для окружающих врагами. В основе любого навыка саморегуляции лежит умение расслабляться, которому мы учим детей, используя оригинальные методики и известные в психогимнастике тренинги расслабления. Развитие навыков общения невозможно без создания атмосферы доброжелательности, радости совместной деятельности, доброты и симпатии, интереса друг к другу.

Эффективной формой развития навыков общения, логики поведения, прогноза поведения людей в ситуации общения является разбор литературных произведений: сказок, рассказов, пьес, кинофильмов. Дети обсуждают поступки и характеры героев с позиций общечеловеческих качеств, таких как доброта, отзывчивость, смелость, трусость, жадность. Уясняя для себя эти понятия, дети приходят к выводу, что о человеке судят по его поступкам, а вовсе не по тому, что он сам о себе думает. Прогноз социального поведения можно развивать, задавая вопросы о том, как обернулось бы действие сказки, если бы герой поступил иначе. Как лучше можно было бы поступить в той или иной ситуации? Постепенно перед детьми раскрывается логика социальных событий, заключающаяся в том, что к счастливому концу ведут только добрые и смелые поступки героев.

Общение вносит огромный вклад в психическое развитие личности ребенка. В процессе общения, ребенок усваивает социокультурные нормы и правила, носителем которых является взрослый. Взрослый же, в свою очередь направляет процесс развития ребенка в нужное русло.

Таким образом эмоции и общение оказывают влияние на все компоненты познания — мышление, внимание, воображение, восприятие, ощущение.

Переживание положительных эмоций способствует яркому восприятию окружающего мира, улучшает процесс запоминания, так как эмоционально окрашенные события дольше сохраняются в памяти, быстро забывается же нейтральная информация.

Взаимосвязи существуют и в соотношении эмоций и качества мышления. Положительные эмоции стимулируют человека к активной познавательной деятельности, увеличивая мотивационные механизмы.

 

Список литературы:

  1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 2004. С. 147-169.
  2. Изотова Е.И. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика; Учеб. пос. для высших учеб. зав. М.: Академия, 2004. С -288.
  3. Крайг Г. Психология развития. СпБ.: Издательство Питер, 2000. С. 992.
  4. Смирнова Е.О. Психология ребенка: учеб. для педвузов. М.: Школа – Пресс, 2003. – С .189.
  5. Мухина В.С. Психология дошкольника. М.: Просвещение, 2007. – С. 198.
  6. Валлон А. Психическое развитие ребенка. М.: Прогресс, 2005.- С. 195.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие навыков общения и эмоциональных состояний детей старшего дошкольного возраста

Разработка проблемы становления внутреннего мира ребёнка в педагогической науке и практике получила своё развитие сравнительно недавно. Долгое время главными ориентирами и критериями успешности работы...

Развиваем навыки общения и эмоциональный мир старших дошкольников (многофункциональное пособие для развивающих игр)

Именно у детей старшего возраста характерно положительное отношение к самому себе, уверенность в своих силах, открытость внешнему миру, способность к созданию и воплощению собственных замыслов, ...

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию навыков общения и эмоциональных состояний детей старшего дошкольного возраста

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию навыков общения и эмоциональных состояний детей старшего дошкольного возраста...

Развитие навыков общения и эмоциональных состояний детей старшего дошкольного возраста

Конспект занятия по развитию навыков общения и эмоциональных состояний детей старшего дошкольного возраста.Цели:Учить детей адресовывать добрые пожелания окружающим людям: взрослым, сверстникам.Актуал...

Развитие навыков общения и эмоционального мира дошкольников

Общение дошкольника – одна из актуальных проблем современного общества. В период дошкольного детства малыши получают основные уроки взаимодействия с другими людьми. Опыт, полученный в эт...

«Оптимизация эмоционального состояния личности дошкольника посредством рисования»

Изобразительная деятельность – это специфическая форма познания...