Проект "Духовно - нравственное воспитание личности дошкольника посредством нетрадиционных техник рисования"
проект (средняя группа)

Паршина Светлана Михайловна

Понятие «духовно – нравственное воспитание» – это основа формирования будущего гражданина, а значит готовность человека к участию в решении государственных задач, выполнению функций хозяина, труженика, защитника Родины, готового к активной деятельности на ее благо.

Раннее детство – это очень благоприятный период для развития, формирования и воспитания в целом. Именно в дошкольном возрасте закладывается основа личности: развивается целостное восприятие окружающего мир, непосредственное эмоциональное отношение к окружающим людям, сочувствие к их нуждам и переживаниям. Психика детей этого возраста очень пластична.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_na_sayt.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Проект:

«Духовно – нравственное

воспитание личности дошкольника

посредством нетрадиционных техник рисования».

Подготовила;

Паршина С.М.

Содержание проекта:

Глава 1. Значение патриотического воспитания дошкольников………………3

1.1.Аннотация…………………………………………………………………..…3

1.2.Паспорт проекта………………………………………………………….…...4

1.3.Цели и задачи проекта……………………………………………………......5

1.4. Ожидаемые результаты проекта…………………………………...………..6

Глава 2. Практическая часть проекта……………………………….…..……….7

2.1.Этапы реализации проекта………………………………………….……......7

2.2. Результаты работы…………………………………………………………...8

2.3. Перспектива дальнейшего развития проекта…………….............................8

Литература………………………………………………………………….........10

Глава 1. Значение духовно -нравственного воспитания дошкольников

1.1. Аннотация

Понятие «духовно – нравственное воспитание» – это основа формирования будущего гражданина, а значит готовность человека к участию в решении государственных задач, выполнению функций хозяина, труженика, защитника Родины, готового к активной деятельности на ее благо.

Раннее детство – это очень благоприятный период для развития, формирования и воспитания в целом. Именно в дошкольном возрасте закладывается основа личности: развивается целостное восприятие окружающего мир, непосредственное эмоциональное отношение к окружающим людям, сочувствие к их нуждам и переживаниям. Психика детей этого возраста очень пластична.

Патриотическое воспитание детей раннего воспитание детей раннего возраста начинается с близкого окружения ребенка. И формирование отношений в своей семье можно считать первым этапом воспитания патриотизма.

Вторым этапом патриотического воспитания ребенка можно считать его поступление в детский сад, и соответственно формирование положительного отношения к дошкольному учреждению. Здесь основная нагрузка ложится на сотрудников детского сада.

Целью педагогического сопровождения по патриотическому воспитанию является создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.

Под патриотическим воспитанием понимается взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.

Творческая деятельность как средство патриотического воспитания  - важнейший компонент приобщения личности ребенка к духовным ценностям. Она вводит детей в мир красоты, мир природы, в мир людей, в историю общества, нравственности. Помогает развитию и раскрытию художественно-творческого потенциала детей.

А нетрадиционная творческая деятельность не требует владения привычными инструментами. В процессе творения ребенок совершенствуется, запоминая детали, особенности, развивает свою фантазию, моторику пальцев, а главное у него формируется представление об окружающем его мире. Помимо фантазии ребенок развивает еще и абстрактное мышление. Все это положительно влияет на дальнейшее развитие ребенка.

Исходя из вышесказанного, я поставила цель собственной педагогической деятельности – формирование нравственно-патриотических чувств через творческую деятельность с использованием нетрадиционных техник. Все техники, которые я хочу представить, изучены и апробированы с детьми нашего дошкольного учреждения.

1.2. Паспорт проекта

Продолжительность проекта: краткосрочный.

Реализация проекта: сентябрь 2023 года

Тип проекта: информационно – творческий.

Участники проекта: воспитатель и дети средней группы.

Интеграция с образовательными областями:

- художественно-эстетическое развитие;

- речевое развитие;

- познавательное развитие;

- физическая развитие;

- социально – коммуникативное развитие.   

1.3. Цели и задачи проекта

Цели проекта:

  1. Заложить основы нравственно-патриотического воспитания у детей дошкольного возраста через представление о культурно-исторических ценностях и символах русского народа и русского народного искусства.
  2. Развитие художественно-творческих способностей детей средствами нетрадиционного рисования и аппликации. 

Задачи проекта:

Образовательные:

- познакомить детей с символами, особенностями, историей и культурой русского народа;

- формировать творческий подход по изготовлению поделок и рисунков;

- развивать нравственно-патриотические чувства в процессе изобразительной и творческой деятельности;

Развивающие:

- развивать воображение и конструктивные умения;

- совершенствовать мелкую моторику и двигательную координацию  рук;

Воспитательные:

- воспитывать патриотические чувства и любовь к Родине, традициям русского народа.

1.4. Ожидаемые результаты проекта

 В результате реализации проекта ожидается:

Развитие у детей представлений о родной стране, желание быть патриотом своей Родины, чувство ответственности за все то, что в ней происходит. Отражение полученных впечатлений в рисунке, в лепке, активное и творческое проявление взгляда в художественной деятельности.


Глава 2. Практическая часть проекта

2.1. Этапы реализации проекта

         I. Теоретико-поисковый.

II. Мотивационный.

     III. Творческий.

  1. Теоретико-поисковый.

- изучение методической литературы по проблеме патриотического воспитания;

- составление перспективного плана работы по проведению проекта;

- подготовка условия для творческой деятельности детей;

- подбор литературы, иллюстраций, художественного слова;

- создание в группе предметно-развивающей среды.

  1. Мотивационный

- прослушивание гимна России;

- чтение стихов о Родине;

- тематическая беседа «Что такое Родина»;

- тематическая беседа «Символы русской культуры»;

- тематическая беседа «Символика Российской Федерации».

  1. Творческий

№ п/п

Мероприятие

Название

1

Аппликация из зернышек пшена

«Береза – символ России»

2

Рисование печатками

«Русская изба»

3

Аппликация из крученых салфеток

«Российский флаг»

4

Пластилинография

«Балалайка – символ русской культуры»

5

ООД в форме мастер-класса (изготовление русской матрешки из бросового материала с применением нетрадиционных техник рисования (ватные палочки и коктейльные трубочки))

 «Русская матрешка»

  1. Результаты работы

Результативностью данного проекта стало повышение уровня нравственности и патриотизма среди воспитанников. Дети овладели несколькими видами нетрадиционных техник рисования и аппликации. В результате проведенной работы у детей появился интерес к культурному и историческому наследию русского народа. Данные мероприятия оказали положительное влияние в работе по патриотическому воспитанию.

Благодаря систематической, целенаправленной работе дошкольники приобщаются к тому, что поможет им стать людьми ответственными, с активной жизненной позицией, чувствующими причастность к родному краю, его истории, традициям, уважающими Отечество, достижения своего народа, любящими свою семью, готовыми к выполнению своих гражданских обязанностей.

  1. Перспектива дальнейшего развития проекта

Одно из наиболее сильных средств воздействия на эмоции и чувства – искусство: литература, музыка, народное творчество, живопись. Искусство говорит образным языком, оно наглядно, что близко ребенку дошкольного возраста.

Духовно - нравственное  воспитание дошкольников средствами нетрадиционного рисования и аппликации имеет определенный смысл и свои особенности, а так же свои формы отражения в сознании развивающейся личности. Их определяет сочетание понятий «патриотическое» и «воспитание чувства величия и красоты окружающего мира – Родины посредством творческой деятельности».

Данная тема является актуальной и важной на сегодняшний день. Работа по воспитанию патриотических чувств у детей дошкольного возраста не заканчивается, она будет продолжена. Занятия творческой деятельностью являются неотъемлемой частью в воспитании в учащихся патриотизма и любви к Родине.


Литература

  1. Герасимова З. Родной свой край люби и знай. М., «Дошкольное воспитание», 2001, №2.
  2. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития. М., 2001.
  3. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. М., 2004.
  4. Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М., 2003.
  5. Руднева Т.И., Никулина Е.Б., Колесникова Н.Б., Баганова П.А. Нравственное развитие личности. Самара, 2002.
  6. Белая К.Ю. Художественно-эстетическое и социально-нравственное воспитание дошкольника, М.: Школьная пресса, 2007.
  7. Российская символика.  Е. Ривина. Москва. 2004г.
  8. Государственные символы России.  Т. Шаляпина Москва 2002г.
  9. Программа "От рождения до школы" под редакцией Вераксы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие воображения дошкольников посредством нетрадиционных техник рисования»

Воображение — великая сила. С его помощью можно полететь на Луну, отправиться в путешествие по древнему миру и представить себе лицо далекого друга. Именно благодаря воображению в науке совершены вели...

«Развитие воображения дошкольников посредством нетрадиционных техник рисования»

Статья о том,как влияют нетрадиционные техники рисования на развитие воображения ребенка....

Развитие одаренности и творческих способностей дошкольников посредством нетрадиционных техник рисования

Детский возраст – период становления способностей, личности и бурных интегративных процессов в психике. Всем детям присуща умственная активность,  свойственны интерес к новизне, стремление попроб...

«Развитие воображения дошкольников посредством нетрадиционных техник рисования»

Одной из задач умственного воспитания детей в детском саду является развитие познавательных процессов ребенка. Одним из важных психических процессов, играющих большую роль в формировании познавательно...

Статья по теме "Развитие творческих способностей дошкольников посредством нетрадиционных техник рисования"

    Рисование – это не та область, где нужно следовать правилам. Именно в творчестве можно дать ребенку простор для самовыражения: выбирай, чем рисовать, на чем рисовать и как рисоват...

Долгосрочный проект «Развитие творческой личности ребёнка посредством нетрадиционных техник рисования»

В проекте представлена разработанная система работы на четыре года, по развитию у детей дошкольного возраста изобразительного творчества, в процессе экспериментирования с разнообразным художественным...