Семинар - практикум "Волшебный мир красок. Техники и приёмы живописи"
учебно-методический материал по рисованию

Анциферова Ия Юрьевна

«Живопись – это поэзия, которую видят,

 а поэзия – это живопись, которую слышат».

Леонардо да Винчи

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида «Детский сад «Малышок» с. Александровское»

Семинар-практикум

Тема: «Волшебный мир красок».

Техники и приёмы живописи.

Подготовила: педагог

дополнительного образования

по изодеятельности

 Анциферова И. Ю.

2019 год

«Живопись – это поэзия, которую видят,

 а поэзия – это живопись, которую слышат».

Леонардо да Винчи

(Слайд № 2) Цель:

        Повышение профессионального мастерства педагогов в обучении  детей живописным техникам.

        Задачи:

  • Познакомить педагогов с многообразием видов и приёмов техники живописи.
  •  Создать условия для самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов в процессе проведения семинара-практикума;    

        Ожидаемые результаты: 

  • Повышение творческой активности педагогов.
  • Практическое освоение педагогами, участниками семинара, специальных знаний, умений, навыков и приемов в процессе работы.
  • Возможность применения педагогами новых знаний в своей практике.
  • Рост мотивации педагогов к формированию собственного стиля творческой педагогической деятельности.

План:

I. Введение в тему. Организационный момент.

II. Теоретический материал.

1. Виды живописных техник. Классификация по материалам. Смешанные техники.

2. Приёмы живописных техник.

3. Рекомендации педагогам.

        III. Практическая часть.

Самостоятельная работа педагогов на выбор в живописной технике из предложенных вариантов.

        IV. Рефлексия.

Ход семинара-практикума:

        I. Добрый день, дорогие коллеги! Очень рада видеть вас на нашем семинаре!

        Чтобы нам немного настроиться, я расскажу одну притчу:

………Однажды Бог создал небо и землю. Поместил Всевышний на нашей прекрасной планете реки, моря и океаны, леса и горы, удивительные растения, разнообразных животных, птиц и рыб и, конечно, сотворил людей. Посмотрел Создатель на дело рук своих и решил, что чего-то недостаёт для полной гармонии жизни на Земле. Всё вроде есть, и зверям среда обитания и пропитания, и людям природа даёт пищу, одежду, и место для ночлега…

        В руках у Творца была чаша сотворения мира. Взглянул в неё Отец Небесный, а на самом дне чаши блестит несколько волшебных капель. Блестящие капли источали тонкий, приятный аромат, но этих капель было очень мало. Бог сказал: «Подарю я этот чудесный нектар людям! Однако удивительного нектара не хватило бы на всех.

(Слайд № 3) Тогда, вершитель судеб человеческих, как художник, обмакнув кисть в чашу, окропил людей благодатным дождём. Дождь этот состоял не из воды - это были капли таланта. Достался этот нектар не всем людям, но кому посчастливилось быть одарёнными, имеют различные способности в искусстве. Остальным людям Всевышний дал умение слышать и воспринимать прекрасное. (Поэтесса Наталья Мурадова) 

А вот использовать или нет свой дар и умение, это уже находится во власти  самого человека.

Сегодня я предлагаю вам «раствориться» в изобразительном искусстве, познакомиться с некоторыми техниками живописи и почувствовать себя художниками.

        II. Согласитесь, что, рисование, как и другие виды художественного творчества, способствует развитию мелкой моторики ребёнка, творческого воображения, пространственного мышления, помогает улучшить зрительную память и восприятие. Кроме этого, в процессе рисования, как правило, ребёнок пребывает в положительно настроенном эмоциональном состоянии, душевном равновесии и гармонии. Тем более при работе с красками. А используя на занятиях рисованием интеграцию с другими видами искусств, например, музыку или художественное слово, мы с вами тем самым создаём,  если можно так выразиться, “музыкальную палитру” или “стихотворную живопись”. Почему бы и нет? Леонардо да Винчи однажды сказал: «Живопись – это поэзия, которую видят, а поэзия – это живопись, которую слышат».

(Слайд №4) Что же такое живопись? Живопись - вид изобразительного искусства, которое отражает действительность, оказывает воздействие на мысли и чувства зрителей, в прочем, как и другие виды искусства. Живопись – это, прежде всего, искусство владения цветом! Работая с цветом, получая различные тона и оттенки, можно придавать настроение, характер своей творческой работе.

1. Виды живописных техник.

(Слайд № 5)        Техника в изобразительной деятельности – это совокупность приёмов для наилучшего использования изобразительных материалов.

        Знание классических изобразительных техник – это своего рода показатель хорошего эстетического воспитания. Овладевая ими, дошкольник не только приобретает опыт самовыражения, но и приобщается к «большому» искусству.

        Техники живописи практически неисчерпаемы. Рассмотрим некоторые из многочисленных видов живописных техник, прежде всего, классифицируя их по используемым материалам:

(Слайд № 6)         Гуашь - это яркая водорастворимая краска из тонко растертого пигмента с водо-клеевыми связующими, которая при высыхании несколько бледнеет из-за входящих в состав белил, но приобретает чудесную бархатистость. Рисовать гуашью одновременно и просто и сложно. Простота работы с гуашью заключается в том, что ошибки легко исправить, нанеся новый слой краски — густая и непрозрачная, она закроет дефект. А сложность в том, что для достижения желаемого цвета и ровного тона, с краской придется экспериментировать. К тому же нельзя допускать слишком толстого слоя гуаши, она может растрескаться и осыпаться после высыхания. Более подробные рекомендации я дам ниже…

(Слайд № 7)  Гуашь обычно является первой краской, которой рисуют дети, и с её же помощью создают шедевры великие художники. К примеру, ею написаны некоторые работы Рубенса и Пикассо.

(Слайд № 8)  Акварель. Слово «акварель», в переводе означающее «водный» или «водянистый», имеет одновременно итальянское и французское происхождение (Acquarello и Aquarelle). Тоже водорастворимая краска, которая может быть как яркой, так и нежно-бледной.

        Ёе главное отличие от гуаши в том, что акварель прозрачная, сквозь нее просвечиваются бумага, карандашные линии и наложенные ранее слои краски.

        В России взлет акварельной живописи связан с именем К. Брюллова в первой половине XIX века. Художник использовал в своём творчестве разнообразную технику. Акварель особенно любима многими художниками и просто ценителями живописи именно за свою прозрачность, за то, что даже яркие картины выглядят легкими, словно не краска придает полотну цвет, а лучи света разных оттенков раскрашивают его. Хотя в работе с акварельными красками нельзя допускать ошибок, так как их не удастся замаскировать другим слоем краски, писать акварелью очень интересно и приятно: множество приемов и разнообразие техник позволяют создавать непревзойденные по красоте и выразительности картины.

        Начинающему маленькому художнику необходимо раскрыть «секреты» материала и работы с ним. Разнообразие приемов работы с акварелью (рисование по-сырому, вливание краски в краску, размывание) позволяет создавать выразительные образы: сочную гамму осеннего натюрморта, замысловатые узоры весеннего дождя, гармоничное сочетание цветов в вазе. Но об этом позже…

(Слайд № 9)  Акварельные карандаши - это  те же цветные карандаши, только их стержень состоит из прессованной акварели, что позволяет растворять их водой. Иными словами, рисуем как цветными карандашами, а после - размываем водой и получаем рисунок акварелью. Либо рисуем ими по мокрой бумаге.

(Слайд № 10)  Пастель (от лат. pasta - тесто) - техника живописи и рисования по шероховатой поверхности бумаги и картона пастелью. Пастель представляет собой мелки мягких пастельных тонов - 24 и более оттенков цветов.

        Для пастели характерны:

- бархатисто-матовая поверхность красочного слоя;

- Звучный и чистый цвет;

- мягкость красок сохраняющих первоначальную свежесть.

        Существуют несколько разновидностей пастели:

- сухая - производится из пигмента путем прессовки без добавления масла;

- масляная - производится из пигмента с льняным маслом;

- восковая - производится из пигмента путем прессовки с добавлением воска.

(Слайд № 11) С пастелью необычайно легко работать: смешивать оттенки для получения нужного тона удобно прямо на бумаге, просто растирая краску пальцами; слои можно перекрывать, маскируя ошибки или специально добиваясь интересных цветовых эффектов; прервать работу и начать её снова можно в любой момент. При своей легкости работы с ней, пастель представляет огромный простор для творчества: превосходные картины Дега, Левитана, Серова и других художников иллюстрируют, насколько красивым и разнообразным может быть результат использования пастели.

(Слайд № 12) Максимально простая для освоения, но позволяющая создавать чудесные работы пастель откроет перед вами новые горизонты, и, возможно, станет любимым живописным материалом.

        А так же в живописи используются, всем известные, масляные и акриловые краски, темпера – одна из древнейших красок. Их мы рассматривать не будем, так как с дошкольниками этими материалами не работаем.

        В дошкольных учреждениях широко используют гуашь и акварель. А так же различные виды смешанных техник. Чтобы педагог мог раскрыть детям «секреты» владения разными живописными материалами, желательно, чтобы он сам ориентировался в разнообразии живописных техник.

Смешанные (комбинированные) техники.

(Слайд № 13) Смешанная техника в живописи – это написание одной картины с использованием нескольких техник (двух или более). Иногда она позволяет добиться эффекта, который не был бы достигнут с применением одной из классических техник. В то же время смешанная техника в живописи недостаточно разработана, а из-за разнообразия материалов и возможностей, пока ещё нет чёткой классификации, установленных стандартов, выраженных течений и направлений. Поэтому смешанная техника, кажется некоей «terra incognita», в которую страшновато заходить, а зря. Она открывает огромные возможности для творчества!

        Какие техники можно объединять и что из этого можно получить?

        Одна из самых распространённых - это акварель и гуашь. И та и другая краска водорастворимые, но при этом гуашь плотная, непрозрачная, бархатистая кроющая краска, а акварель более эфемерна, прозрачна. Сочетание их позволяет очень чётко расставлять акценты. В конечном виде картина получается более нежная, чем написанная гуашью, но насыщенней, чем акварельная.

        Какие нетрадиционные или смешанные техники знаете вы?

(Слайд № 14) Вот ещё некоторые виды смешанных техник:

        - Акварель и белила или акварель по «мокрому» (фон) и гуашь «сухой кистью».

        - Смешанная техника с использованием одного вида материала, например, акварель по «мокрому» сочетается с акварелью «сухой».

        - Акварель и соль.

        - Восковые мелки и акварель. Суть её заключается в том, что акварель скатывается с воска и то, что нарисовано мелками, не закрасится акварелью. Эта одна из любимых смешанных техник в дошкольных учреждениях.

        - Гуашь или акварель с пластилиновой живописью.

        - Масляная пастель и акварель.

        - Гуашь и клей ПВА. (Барьерная техника для эффекта мозаики и витража)

        - Акварельные карандаши и акварель.

        - Фломастеры и акварель.

        - Перманентный (спиртовой) маркер (линер) или гелиевая ручка и акварель. Это материалы популярного нынче направления – скетчинг.

        Знакомо вам это понятие?

(Слайд № 15) Скетчинг - это техника рисования быстрых рисунков. Происхождение слова "скетчинг" объясняется от английского слова "sketch" – этюд, зарисовки, набросок, эскиз. Техника скетчинга основана на том, что рисунок выполняется в довольно быстром темпе, что позволяет художнику за небольшой промежуток времени быстро визуализировать различные объекты и идеи. Техника скетчинга давно используется как основной инструмент для дизайнеров и тех, кому нужно быстро донести свои мысли и идеи другим с помощью рисунка. В академическом рисунке и живописи скетч - это эскиз для будущей работы, подбор цветовой гаммы и композиции.

        Однако со временем ситуация изменилась. В настоящее время направление скетчинга выросло, и его уже относят к одному из самостоятельных художественных направлений в современном искусстве. Материалы, используемые для скетчей - это маркеры на спиртовой основе, акварель, цветные карандаши, линеры и другие подручные материалы.

(Слайд № 16) Скетчинг идеально подходит для тех, кто только начинает рисовать. Эта техника является довольно простой и не требует навыков профессионального художника. Скетчинг способствует развитию качеств, присущих художнику: умение "поймать момент", увидеть и запечатлеть хороший вид или композицию, быть внимательным и творческим.

(Слайд № 17) 2. Теперь рассмотрим с вами приёмы живописных техник:

        А-ля прима или Ала-прима (от итальянского a la prima — «в один присест» или «в один момент») - разновидность техники живописи, позволяющая выполнить картину за один сеанс, а если в два или более сеанса, то по отдельным частям, но каждая в один слой.  Художник, использующий такую технику, заканчивает изображение до полного высыхания красок, в то время как традиционный метод рисования предусматривает нанесение красок слой за слоем и ожидание, пока очередной слой высохнет.

(Слайд № 18) Главное тут сводится к тому, чтобы ухватить  суть, показать смелыми красочными пятнами самое интересное, избегая при этом многослойных наложений – цвета должны быть чистыми. Писать можно по сухой или сырой бумаге в один слой. Краска может накладываться равномерно в один тон или переходить в более темный, а на влажной бумаге можно вливать один цвет в другой, достигая неожиданных результатов. 

        В акварели это, чаще всего, живопись по-сырому, написанная быстро, в один сеанс, при которой создаются неповторимые эффекты разводов и переливов краски. Попадая на влажную поверхность бумаги, краска растекается по ней иногда непредсказуемо, делая картину легкой, воздушной, прозрачной, дышащей. Метод а-ля прима, поскольку он не предполагает многократных прописок, позволяет сохранить максимальную свежесть и сочность красочных звучаний.

(Слайд №19) Лессировка — очень интересная техника, основанная на нанесении тонких (почти прозрачных) слоёв краски друг на друга, т. е. наложение дополнительных слоев краски на уже написанный участок картины для лучшего выявления объёмов предметов, складок драпировок, с целью придания фактурности поверхности предметов и тканей и т.д. Благодаря этой технике получаются красивые переливчатые цвета, которые придают картине сочность, утонченность, настроение. Лессировка - не самодостаточная техника. Она, как правило, применяется в совокупности с другими техниками. («А-ля прима» или «По-сырому»).

        Трудно сказать, который из методов сложнее и труднее для овладения — а-ля прима или лессировка. Каждый из них предполагает необходимость ощущать цвет, понимать форму, то есть уметь составлять форму цветом. Художник обязан, работая над частным, видеть общее, представлять себе задачу и конечную цель.

(Слайд №20) Пуантилизм (фр. Pointillisme, буквально «точечность», фр. point - точка),—  стилистическое направление в живописи неоимпрессионизма, в основе которого лежит манера письма раздельными мелкими мазками, которые наносят близко друг другу, они могут быть круглыми, квадратными или слегка вытянутыми (отпечаток кисти). Если отойти от холста на расстояние, они сольются в сплошную картину. Творческий метод изобрел француз Жорж Сёра в 1885 году, главный «раскольник» общества импрессионистов.

(Слайд №21) Цвета на таких полотнах обычно яркие, чистые, воздушные. Этот стиль письма характеризуется отказом от физического смешения красок ради оптического эффекта (подразумевается «смешение» на сетчатке глаза зрителя – визуальный эффект цветовых переходов). Пуантилисты использовали цветовую гамму и сюжеты импрессионистов, но мазки использовали другие, точечные — в этом и есть главное различие между течениями.

(Слайд №22) Монотипия (от греч. monos - один и tupos - отпечаток) - вид печатной живописи. На идеально гладкую поверхность вручную наносится рисунок красками, затем снимается оттиск увлажненной бумагой. Полученный на бумаге оттиск всегда уникален и неповторим, поскольку в этой технике можно напечатать только один оттиск.

        Монотипия зародилась случайно, и её распространению в России мы обязаны художнице начала ХХ века Елизавете Сергеевне Кругликовой (русская художница, график, мастер эстампа и силуэта, педагог), которая однажды пролила краску на печатную доску, приложила бумагу, чтобы вытереть пятно, а когда подняла лист, то увидела интересный образ. Впоследствии она неоднократно пользовалась этим приёмом для создания своих картин.
(Слайд №23) Полученные с помощью оттиска изображения можно оставлять в том виде, в котором они получились, а можно дорисовывать отдельные детали для более отчётливой картинки.

        Монотипия со сдвигом, является прекрасным фоном для написания пейзажа или натюрморта.

        Зеркальная монотипия так же очень популярна. Отметим, что лист бумаги в данной технике можно складывать по-разному: по горизонтали, вертикали и даже с уголка. Первым способом обычно изображают пейзаж - отражение в воде (речке или озере), ну или рыбку. Вторым способом создается образ бабочки, летящей птицы, а так же ёлки, осенних листьев и т. д.

        Монотипия – «техника свободы», или «божественного вмешательства».

        Для детей любого возраста эта техника очень привлекательна, так как одновременно завораживает, увлекает и успокаивает детей. При этом монотипия прекрасно сочетается с другими творческими техниками, например, с коллажем.

        Коллаж (фр. collage - наклеивание) - технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в наклеивании на основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре. В качестве основы может быть красочный фон.

(Слайд № 24) Гризайль (от фр. grisaille, от gris - серый) - вид живописи, выполняемой в разных тонах какого-либо одного цвета, чаще серого. Довольно популярна сейчас кофейная гризайль.

        Детям XXI века, которые практически не видели черно-белого кино и фотографии, очень сложно представить мир в монохромной гамме. Но без сомнения очень полезно. Гризайль - важный шаг в обучении живописи. Потому что чувство тона в итоге переходит в чувство цвета. После знакомства с этой техникой, человек воспринимает цвета уже не однобоко, как просто красный, желтый и синий, но и с точки зрения интенсивности и насыщенности тона.

        Конечно, гризайль, как техника живописи, подходит далеко не всем. Кому-то может показаться очень однообразным – рисовать картину только в одной цветовой гамме. А кому-то, напротив, покажется удивительным то, как один цвет способен передать всю глубину и объём изображения только лишь разницей тонов. Достойна ли данная техника вашего внимания – решать вам!

        

3. Рекомендации педагогам

для совершенствования обучения дошкольников живописи.

        Прежде всего, при реализации методики организации изобразительной деятельности, рекомендуется взрослым руководствоваться следующими положениями:

  • Изобразительные материалы и методика обучения технике работы с ними не являются самоцелью.
  • Предлагаемые изобразительные материалы и показ вариантов их использования должны пробуждать творческое воображение ребенка, помогать ему в создании ярких и выразительных образов. 
  • Получение продукта (рисунка) – главный результат каждой встречи ребенка с новым изобразительным материалом или новой изобразительной техникой.
  • Подбор тем по обучению технике работы с материалом следует строить на решении простых и доступных для выполнения задач, а методика работы должна быть интересной и занимательной.
  • Рассматривание произведений искусства, выполненных художниками в данной технике, чтение занимательных рассказов об истории использования материалов, экспериментирование и изучение свойств и качеств изобразительного материала - это эффективные методы и приемы сотрудничества взрослого и ребенка. Это объективно способствует формированию у ребенка хорошего живописного вкуса.

(Слайд № 25) Цель занятий живописью - показать ребенку практически неограниченные выразительные возможности художественных материалов и инструментов для удовлетворения его творческих потребностей.

        Знакомя ребенка с красками, взрослый даёт понять детям, что коробочка гуаши - это волшебная шкатулка, открывая которую, можно приобщиться к чудесам! Яркий цвет красок созвучен эстетическим переживаниям ребенка. В то же время ее красочный слой имеет приятную матовую поверхность, не блестит.

(Слайд № 26) Красочная палитра  - это плоскость, на которой художник, подобно алхимику, готовит красочные смеси. Палитра играет роль посредника между красками и картиной.

        Первые упражнения с красками допускают взятие цвета из баночки, минуя палитру, однако в дальнейшем надо стремиться перевести работу с красочными смесями на палитру. При смешивании цветов, проще в светлый цвет добавлять тёмный. Например, для получения оранжевого или зелёного, в жёлтый цвет добавляют немного красного или синего. Для получения телесного – в белый цвет добавляют немного охры (золотисто-коричневый) или немного оранжевого цвета и т. д. Главное правило – не смешивать более трёх цветов!

        С помощью палитры художник размышляет, ищет, принимает решения, находит цветовые сочетания, постигает тайны гармонии. Палитры великих живописцев выставляются в музеях, по ним можно судить о цветовой кухне мастера, они хранят секрет создания цветового строя картины.

        Итак, палитра юному художнику открывает секрет, как рождается волшебство!

        При работе с гуашью педагог должен следить, чтобы в краску ребенок не добавлял много воды. Краска должна замешиваться до густоты жидкой сметаны. После работы, при необходимости, баночка с гуашью доливается водой и плотно закрывается. Приемы работы с краской, кисточкой и палитрой надо показывать неоднократно, особенно тем детям, которые с трудом овладевают нужным навыком. Давая какое-либо задание, необходимо озвучивать цвет краски и просить детей чаще повторять названия цветов, которые находятся в работе. Но не приучайте ребенка действовать лишь по указке. Чтобы дети были уверены в том, что действуют правильно, их следует чаще хвалить и просить подсказывать вам.

        Основным средством цветового выражения в живописи является мазок. Мазок — это красочный след, который оставляет кисть на  картине. В образовании пластики мазка участвует движение руки живописца. От того, насколько хорошо развита моторика руки, зависит и совершенство живописного мазка.

        Кисточка — это та же волшебная палочка для ребенка! Его нужно научить, не только правильно держать кисть в руке, но и чувствовать ее характер. Окунать кисть в краску нужно всем ворсом, снимая лишнюю каплю краски о край баночки. Кисти желательно иметь разные по толщине, лучше всего колонок, белка. Сейчас есть качественные синтетические кисти, дающие широкий упругий мазок и возможность рисовать кончиком. При работе с гуашью подойдут и плоские кисти, а так же щетина для техники «тычок» жёсткой полусухой кистью. Вы хорошо знакомы с этой техникой.

(Слайд № 27) Способ получения изображения: ребенок набирает гуашь на жёсткую  сухую кисть, затем ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе этим приёмом, воду не добавляем (хорошо осушаем кисть о салфетку). Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности, особенно когда добавляются мазки жёсткой кистью, похожие на короткие штрихи по внешнему контуру. Таким методом можно нарисовать мягкую пушистую шёрстку зверят , колючки ёжика или оперение птиц, как в иллюстрациях Евгения Ивановича Чарушин.

        Довольно распространённый способ работы с гуашью - равномерное закрашивание карандашного наброска по контуру. Сначала делается карандашный набросок, а затем наносятся основные цвета в качестве заливок контуров рисунка. Это и есть прием «А-ля прима». Для того чтобы гуашь легла равномерно, нужно обратить внимание на размер кисти. Чем больше закрашиваемый силуэт, тем больше должна быть кисть. Желательно, чтобы кисти разного размера были у ребёнка под рукой. Но необходимо напоминать ему, чтобы он подумал, какую кисть использовать в данный момент.

(Слайд № 28) Случай, если сначала делается фон рисунка, а затем, на просохшем фоне, пишется основное изображение, это уже многослойная живопись. Фон может состоять из двух или трех основных цветов в гамме рисунка. Как правило, это по два-три мазка двух цветов на выбор и белый в большем количестве. Лист бумаги лучше приклеить малярным скотчем. Затем разносят цвета: цвет неба вверху (пара мазков), цвет земли внизу и самый светлый в районе линии горизонта. А дальше, пока мазки не высохли, разглаживают краску при помощи широкой влажной кисти (я использую малярную флейцевую кисть 2 - 2,5 см шириной). Кисть нужно вести без отрыва, от одного края листа к другому по горизонтали или диагонали, в зависимости от задуманного сюжета. Есть другой интересный способ - растирать фон с помощью влажной салфетки или влажной губки. При этом можно смешать все цвета в один, а можно оставить живописные разводы. Такой способ даёт ощущение присутствия воздуха. В этом случае, ожидание, когда фон высохнет, намного сокращается. После просыхания основного фона изображаются основные детали композиции более густыми мазками.

        Работая с акварелью, так же следует придерживаться некоторых правил.

        Писать акварелью можно либо по заранее выполненному карандашному наброску, либо сразу краской. Если делается набросок,  то контур должен быть легким, жирные линии от слишком мягкого карандаша будут просвечивать, и мешать восприятию картины. Так же, нельзя злоупотреблять ластиком, т. к. при стирании нарушается целостность бумаги, и краска плохо ложится. Сразу скажу, что бумагу желательно использовать специально предназначенную для акварельной живописи, плотную, с зернистой поверхностью.

(Слайд № 29) Техника «по-сырому» или «по-мокрому» («английская» акварель) - суть этого приема заключается в том, что краска наносится на предварительно смоченный водой лист. Степень его влажности зависит от творческого замысла художника, но обычно начинают работать после того, как вода несколько впитается в лист. В зависимости от того, насколько наполнена водой кисть, принято условно различать такие способы работы, как «мокрым по-мокрому» и «сухим по-мокрому».

        Техника «по-сухому» (итальянская школа) Заключается в том, что краска наносится на сухой лист бумаги одним-двумя или несколькими слоями (лессировка), в зависимости от идеи художника. Этот способ позволяет обеспечивать хороший контроль над растекаемостью краски, тональностью и формой мазков.

        Техника с использованием крупной соли. Соль, рассыпанная по сырой акварели, создает особую фактуру. Когда работа высохнет соль можно удалить или оставить, в зависимости от желаемого эффекта.

(Слайд № 30) Техника акварели «Резерваж» (белые и светлые участки) – это не закрашенная белая или самая светлая часть в картине. Белый цвет передается за счет цвета бумаги. Можно решить задачу техники «Резерваж» несколькими способами:

        - с помощью молярного скотча (берёзки, рама окна и т.д.);

        - с помощью воска;

        - высветление необходимых мест с помощью отжатой кисти, или например салфетки по непросохшему слою – так часто изображают облака.

        Техника вдавливания, более известна при рисовании карандашами.  Под лист подкладывают мягкую салфетку. Вдавленный рисунок (можно использовать стеку) на листе остаётся белым после того, как изображение заштрихуют.

        А вот при работе с акварелью, наоборот, во вдавленных линиях будет скапливаться краска, тем самым эти линии будут темнее основного фона изображения. Можно поэкспериментировать и продублировать вдавленную линию восковым мелком.

        Невозможно в одном семинаре охватить и подробно рассмотреть все известные техники живописи! Если есть у вас вопросы, постараюсь ответить. Если есть желание посетить мастер-класс по какой-либо технике живописи, постараюсь подготовить.

(Слайд № 31) Лучший способ узнать и запомнить что-то новое для себя – это пробовать самому. И не бояться делать ошибки. «Ошибка – от Бога» - Говорил Сальвадор Дали.

        На этом мы перейдём к практической части, где вы можете поэкспериментировать над новой для себя техникой или просто получить удовольствие от процесса живописи.

Всё нарисуем! Были б краски,

Да лист бумаги на столе,

Да мир в семье и на Земле.

(Валентин Берестов.)

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар для воспитателей «Игровые методы и приёмы в формировании лексико-грамматических категорий у дошкольников с ОНР III уровня и у детей с нормой речевого развития»

Цель: систематизация знаний педагогов по проблеме формирования лексико-грамматического строя речи у дошкольников с ОНР III уровня и у детей с нормой речевого развития....

Семинар-практикум "Ознакомление детей дошкольного возраста с живописью"

Цель: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов ДОУ...

Творческий проект «Разновидности красок для рисования и живописи»

Вид проекта: исследовательский. Продолжительность: краткосрочный. Состав участников: воспитанник МБДОУ №2, родители, руководители.  Актуальность    Все люди, в том числе, конечно, ...

Конспект занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования - песочной живописи «Песочная страна»

Конспект занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования - песочной живописи «Песочная страна» ...

Семинар-практикум для педагогов " Методы и приёмы формирования творческих способностей дошкольников"

Цель: совершенствовать профессиональные умения и навыки воспитателей ДОУ в применении на практике технологий развития творческих способностей детей, овладевать умением вариативно использовать методы и...

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «Ситуация успеха как педагогический приём в современной образовательной практике»

Каждый родитель мечтает, чтобы его ребенок вырос успешным человеком. С такой родительской установкой и ожиданиями педагогам приходится сталкиваться сегодня очень часто.В настоящее время слово «у...