Особенности чувашских узоров и возможности использования их образов в декоративном детском творчестве.
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)
Разработанный мною мастер-класс для молодых педагогов поможет им в организации изобразительной деятельности по направлению "декоративное творчество национальной (чувашской)культуре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
irina_vas._munitsipalnoe_byudzhetnoe_doshkolnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie.doc | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
деятельности по социально-личностному развитию детей №40 «Радость»
города Новочебоксарска Чувашской Республики
Конспект мастер-класса
Тема: «Особенности чувашских узоров и возможности использовать их образов в декоративном детском творчестве».
Разработала и провела:
воспитатель Яковлева Ирина Васильевна.
29.03.2010.
Цель:
Обогащать представления педагогов об особенностях чувашских узоров (орнаментальность, символичность образов и цвета, многослойная схематичность линейных образов ).
Повышать интерес педагогов к чувашскому национальному узору, устному народному творчеству.
Упражнять молодых специалистов в умении создавать узоры чувашской вышивке (в рисунке). Способствовать повышению профессиональной компетентности педагогв.
Материал и оборудование:
Игра «Парные картинки», образцы чувашской вышивки, динамическая модель создания линейного орнамента, тонированные листы бумаги на каждого участника, кисть пони №4, подставка под кисть, салфетка, стаканы для воды, простой карандаш, 5 палитр с гуашью красного, желтого, зеленого, синего, белого, черного цветов, книга «Чувашские сказки».- Чебоксары 1984. С.10,11.
Предшествующая работа:
Беседа с молодыми специалистами о чувашской вышивке. (ДПИ, вышивка, национальный костюм).
Ход:
- Игра «Комплименты».
Участники мастер –класса встают по кругу. Воспитатель напоминает правила игры: Вам необходимо сделать комплимент рядом стоящему коллеге, а он должен поблагодарить и продолжить говорить комплименты следующему.
- Вводное слово воспитателя.
Уважаемые коллеги!
Тема мастер-класса: «Особенности чувашских узоров и возможности использования их образов в декоративном детском творчестве».
В далеком прошлом узоры в декоративном искусстве отражали представления древних людей о происхождении Вселенной, символику плодородия и служили оберегом.
К аграрной символике относились следующие элементы:
* Вода, дающая жизнь полям.
* Небо, посылающее воду в виде дождя.
* Солнце, несущее тепло.
* Молодые весенние всходы и ростки растений были символом жизни.
* Животные и птицы олицетворяли силы природы.
Таким образом, благодаря элементам символики оказалось возможным накопление информации, хранение и передача их из поколения в поколение. Символ выступает посредником между искусством и миром. В чувашской вышивке использовались символы, обозначающие разные предметы и объекты.
- Игра «Подбери пару».
А теперь поиграем в игру «Подбери узор». На столе лежат карточки с изображением элементов чувашских узоров и изображений предметов живой и неживой природы. Подберите к каждому изображению пару.
Молодцы, все пары мы собрали и назвали узоры чувашской вышивки. Подобную игру можно использовать в работе с детьми 5 лет, начиная с элемента, заканчивая 7-8 элементами.
- Беседа о цветах чувашской вышивки.
Как вы думаете, какие цвета используются в чувашском узоре? (ответы участников).
Роль цвета в чувашских вышивках и тканевых изделиях многогранна. Цвет выступает как вспомогательное средство передачи образа предмета. В творчестве чуваш красный цвет связан с понятием прекрасного – это символ огня, солнца, цвет жизни, любви, отваги. Черный цвет – цвет плодородной земли, в сочетании с красным он символизирует брак, начало жизни. Белый цвет понимается как признак чистоты, правдивости, мудрости. Зеленый цвет – это признак жизни, роста и развития растительности. Значение синего и желтого цветов сегодня трудно определить: они окутаны таинственностью. Почему чуваши использовали зеленый цвет для обозначения растительности, расскажет легенда «Почему сосна и ель вечнозеленые?»
- Чувашская народная легенда «Почему сосна и ель вечнозеленые».
Воспитатель предлагает послушать легенду. Вывод: чуваши вышивали образы деревьев зеленого цвета. Сейчас предлагаю вам окунуться в мир загадочных узоров чувашской вышивки и поиграть в игру «Найди знакомые узоры и объясни». С целью развития интереса к национальной культуре чувашского народа со средней группы детей можно знакомить с подобными легендами.
- Игра «Найди знакомые узоры и объясни». Воспитатель предлагает воспитателям образцы изделий, украшенных чувашской вышивкой и предлагает рассмотреть их, найти знакомые узоры, элементы, объяснить их значение. Молодцы, многие узоры вы узнали и объяснили их значение. В работе с детьми часто возникают сложности в изображении элементов чувашского орнамента.
А теперь проследим последовательность создания линейного орнамента и рассмотрим динамическую модель. Воспитатель обращает внимание на наборное полотно, на котором выложена последовательность создания орнамента.
- Рассматривание линейного орнамента.
Воспитатель предлагает коллегам рассмотреть последовательность создания линейного орнамента на динамической модели. Сначала делим полоску на 4 равные части. Затем изображаем линии земли и неба. Потом изображаем дерево в 1,3 частях полосы. Потом изображаем собаку во второй и 4 частях полосы. Изображение собаки делаем по следующей схеме: рисуем вертикальную линию, отмечаем на ней середину и проводим горизонтальную линию и снова проводим вертикальную, но пониже, чем первая. Потом выполняем крючок – хвост и голову. Теперь предлагаю вам самостоятельно выполнить линейный орнамент на полосе, выбрав необходимый материал.
- Рисование линейного орнамента на полосе.
- Итоговая беседа.
Таким образом, использование игровых, наглядных, словесных методов в комплексе в работе с дошкольниками 5-7 лет при овладении образами- символами чувашских узоров, будет, по нашему мнению, способствовать не только обогащению декоративной деятельности дошкольников, но и окажет большое влияние на их общее развитие. В помощь воспитателям предлагаются памятки на тему: « Образцы символов чувашских узоров».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование художественного материала сангины в детском творчестве.
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа № 1465 имени адмирала Н.Г. Кузнецова (Дошкольное отделение № 5 - детский сад № 1892...
НОД во второй младшей группе ДОУ на тему «Использование мультипликационного кино в развитии детского творчества»
НОД во второй младшей группе ДОУ на тему «Использование мультипликационного кино в развитии детского творчества»...
НОД во второй младшей группе ДОУ на тему «Использование мультипликационного кино в развитии детского творчества»
НОД во второй младшей группе ДОУ на тему «Использование мультипликационного кино в развитии детского творчества»...
Педагогический совет «Педагогические условия повышения результативности экологического воспитания детей средствами познания и отражения образов природы в детском творчестве»
Педсовет для педагогов ДОУ...
Тема по самообразованию воспитателя младшей группы «Использование нетрадиционных приемов для развития детского творчества» («отходы в доходы»)
Тема проекта, над которым я работаю, «Отходы в доходы или как «победить» мусор».Участники проекта: дети, воспитатели, родители.Актуальность проекта: дошкольный возраст - самоце...
Возможность использования занятий театрализованной деятельностью в детском дошкольном учреждении
В заметке даётся описание возможности использования театрализованных игр для развития у детей дошкольного возраста ворческих способностей, стимулирования речевой активности, развития коммуникативных с...
Перезентация по теме "Образ природы в детском творчестве"
Эстетическое восприятие образа природы как основа развития творчества дошкольников...