"Сказочный лес"
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

Анохина Юлия Сергеевна

Занятие с использованием элементов арт-терапии на тему: «Сказочный лес»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx20.16 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие с использованием элементов арт-терапии на тему: «Сказочный лес»

Занятие с использованием элементов арт-терапии на тему: «Сказочный лес» является частью системы профилактических занятий, проводимых с детьми 5-6 лет. Занятие можно отнести к интегрированным, т.к. в нем используется комплекс арт-терапевтических техник (техника направленной визуализации, рисования, художественного слова, телесно-ориентированная терапия, музыкальная терапия и другие). Занятие проводится в заранее оформленном зале с подгруппой детей (7 – 8 человек). Время проведения занятия – 25 минут.

Задачи занятия:

1. Создание эмоционально положительного настроя у участников тренинга.

2. Сплочение детского коллектива на основе совместной продуктивной деятельности дошкольников.

3. Развитие коммуникативных навыков детей в различных ситуациях общения.

4. Снятие эмоционального напряжения.

5. Развитие активного творческого воображения у старших дошкольников, побуждение детей к творчеству.

6. Профилактика эмоциональных, поведенческих нарушений.

Практическая значимость занятия состоит в том, что приведенные в нем методы работы, психологические техники могут быть полностью или частично использованы специалистами, работающими с детьми старшего дошкольного возраста.

Конспект занятия с элементами арт-терапии на тему: «Сказочный лес»

Оборудование и материалы: следы, вырезанные из бумаги; макеты деревьев; пеньки; большой ватман; акварельные краски, гуашь; кисти; стаканчики для воды; музыкальные аудиофайлы «Лес», «Звуки природы»; листья из бумаги различных цветов, костюм лисички.

1. Оргмомент занятия: Вступительное слово педагога-психолога: С каждым днем на улице становится холоднее. Однако в осеннее время нас радует разноцветье красок деревьев. Где мы можем полюбоваться ими?

Предполагаемые ответы детей: «В парке, в лесу».

- Хотите отправиться в сказочный лес? Тогда закроем глаза, и наша волшебная музыка поможет нам перенестись в сказочный лес.

Звучит приятная медленная музыка. Дети закрывают глаза и представляют, как они переносятся в волшебный лес.

(Педагог размещает атрибуты осеннего леса.)

- Ну, вот мы и прибыли в наш волшебный лес. Смотрите, как здесь красиво! Деревья в золотом наряде, а кое-где видны желтые, оранжевые и красные листочки. Чтобы попасть на самую красивую лесную поляну, нужно пройти по волшебным следам.

Динамическая минутка «Следы». Дети проходят по следам, выложенным на полу зала.

- Вот мы и прибыли на самую красивую полянку сказочного леса.

Игра «Клубочек».

- Ребята, лесные жители приготовили для нас клубочек с нитками. Я предлагаю вам сесть в круг и, передавая клубок ниток следующему ребенку, говорить ему что-нибудь приятное. При этом каждый, кто передает и кому передается клубок, наматывает часть нитки на свой палец. Психолог показывает образец действия. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не окажутся связанными нитью.

- Посмотрите, мы все связаны одной нитью. Давайте слегка натянем ее, чтобы почувствовать, что каждый из нас является частью одного целого. Мы с вами – единое целое. И на нашем занятии мы должны быть дружными, действовать слаженно.

2. Основная часть:

Педагог читает стихотворение «Сказочный лес» Р. Евсеенко:

По дорогам безымянным                  

Мы в звенящий входим лес.

Здесь уютом первозданьем

Греют сосны до небес        Ранней песней соловьиной

Лес очнётся ото сна

Черноплодною рябиной

Вспыхнут бусинки в глазах...

Игра-релаксация «Деревья»(выполняется под спокойную музыку).Психолог:Деревья, окружающие нас, очень красивы, а цветы издают изумительный аромат. Все деревья в сказочном лесу необычные, так как обладают волшебной силой. Давайте представим себя каким-нибудь деревом. Ваши ноги превратились в корни. С помощью них вы устойчиво стоите на земле. Руки стали ветвями, ветки качаются под дуновением легкого, теплого ветерка. Вы тянетесь высоко, высоко, к самому солнышку. (После игры психолог спрашивает каждого ребенка, в какое дерево он превратился и почему.)

Беседа с детьми: Ребята, а кто еще обитает в сказочном лесу? Предполагаемые ответы детей: Дикие животные, звери. А каких животных можно встретить в лесу? Предполагаемые ответы детей: зайца, волка, лисицу, белку и т.д.

Игра «Изобрази животное». Педагог: Давайте покажем лесных животных только при помощи мимики и жестов, не произнося слов. Каждый из вас по очереди будет изображать животное. Остальные ребята должны угадать, какое животное Вы изобразили.

Игра «Большое животное». Психолог: В сказочном лесу много животных: и маленьких, и больших. Я предлагаю вам всем вместе поиграть в игру «Большое доброе животное». Нужно встать в круг и взяться за руки. Мы превратились в одно огромное, доброе животное. Давайте придумаем ему имя! Дети придумывают животному имя.

- Здорово! У нашего зверя появилось имя! Прислушайтесь к дыханию животного. Все вместе глубоко вдыхаем воздух и выдыхаем. Громко дышит большое животное. Сейчас делаем один шаг вперед - глубоко вдыхаем воздух через нос, ненадолго задерживаем дыхание, делаем шаг назад и сильно выдыхаем весь воздух через рот. Вот какое дыхание у большого зверя!

- У нашего животного большое, доброе сердце, послушайте, как оно стучит. Все вместе медленно стучим ногами. Наше животное кто-то вспугнул, и оно пустилось наутек, его сердце застучало быстро и громко (давайте часто и громко потопаем ногами). Дыхание стало прерывистым и частым-частым. Делаем шаг вперед и быстро топаем ножками, шаг назад, снова быстро топаем ногами.

- Утомилось наше животное, уже не может быстро бежать, поэтому медленно идет. Давайте покажем наше усталое животное (тихонько, стучим ногами, делаем шаг вперед, и шаг назад). Животное спряталось за деревом и уснуло от усталости. Давайте покажем, как оно спит. Очень хорошо, молодцы.

Арт-терапевтическая игра «Волшебное животное» (проводится под спокойную музыку).Педагог: Ребята, в сказочном лесу живет волшебное животное! Оно очень доброе, но чуточку пугливое. Поэтому еще никому не удавалось его увидеть. Давайте вместе с вами пофантазируем, каким оно может быть? Какого размера наше животное - большое или маленькое? Какое у него телосложение - полновато или худощавое. Может быть, у него есть крылья и даже рога с шипами, а возможно оно покрыто мягкой, приятной на ощупь шерсткой? Или же его уши и хвост необычной формы? Какого цвета будет наше животное - однотонное или разноцветное, есть ли у него пятна или полоски?

Коллективное рисование «Волшебное животное». Педагог: Ребята, а вы любите рисовать? Сейчас вам представится такая возможность. Посмотрите у меня в руках огромный ватман, сейчас мы все вместе нарисуем на нем необычное животное. Это животное волшебное, поэтому может иметь несколько голов, или хвостов (каждый разной формы). (Дети договариваются, какое животное они будут рисовать. При необходимости психолог обращает внимание на то, что дети не должны спорить, а должны рисовать вместе, учитывая мнения друг друга.)

Беседа по результатам коллективной работы:

- Какое прекрасное животное мы создали. Давайте придумаем ему имя.

- А расскажите мне, пожалуйста, какой у него характер?

- Где оно живет, на дереве или может быть в земле?

- С кем дружит наше животное?

- Чем оно любит заниматься?

Предполагаемые ответы детей: У нашего животного добрый, веселый характер. Оно живет в собственной норе. У животного много друзей: белка, лисица, волк и заяц. Наше животное любит играть, рисовать, разговаривать с другими животными.

3. Подведение итогов занятия, рефлексия:

- Ребята, вам понравилась экскурсия в сказочный лес?

- Что больше всего запомнилось и почему?

Предполагаемые ответы детей: деревья, животные, а еще понравилось вместе рисовать животное и придумывать ему имя, характер.

- Трудно ли вам было всем вместе рисовать одно общее животное?

- Как быстро вы смогли договориться друг с другом о том, каким будет животное?

Предполагаемые ответы детей: Иногда было трудно договариваться, каждый хотел, чтобы у животного было имя, которое он придумал, но мы прислушивались друг к другу и смогли договориться

Игровой момент: Появляется лисичка (ребенок) с разноцветным букетом листьев в руках.

Лисичка: Ребята, благодарю Вас за то, что Вы побывали в сказочном лесу, были дружными. На прощанье я хочу Вам подарить букет из листьев (вручает педагогу-психологу букет).

Педагог: Спасибо, лисичка! А сейчас выберите, пожалуйста, листик того цвета, который больше всего подходит Вашему настроению на занятии.

(Дети выбирают листики.)

Педагог комментирует выбор детей: Вы выбрали самые яркие листики, которые говорят о том, что у Вас солнечное, хорошее настроение.

- Наше путешествие закончилось. Вернуться в детский сад нам помогут волшебные следы.

Динамическая минутка «Следы». Дети проходят по следам, выложенным на полу зала. Убирается атрибутика леса.

Психолог: К сожалению, уже пора прощаться. До свидания, мои милые друзья!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Сказочные занятия». Совместные сказочные занятия для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ и их родителей.

С 2009 года для коррекции детско-родительских отношений мною была разработана и реализуется система совместных детско-родительских занятий «Сказочные занятия» с детьми старшего дошко...

Методическая разработка «Использование сказочных персонажей и элементов игровой технологии «Сказочные лабиринты игры»В.Воскобовича в период адаптации к детскому саду младших дошкольников

Развитие познавателдьнл-творческих способностей младших дошкольников  в игровой деятельности с использованием элементов игровой технологии В.Воскобовича. Новизна проекта заключается в создан...

Мастер-класс для педагогов «Путешествие по сказочным областям технологии В. В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры»

Цель: - повышение профессиональной компетентности воспитателей через использование развивающих игр В. В. Воскобовича в образовательном процессе ДОУ.- знакомство с игровой развивающей технологией ...

Путешествие в сказочную страну. №2. Рисование сказочной страны.

1. Развить речь ребенка с помощью:Пересказыаание сказок;Рассказыаание сказок от третьего лица;Группового рассказыаание сказок;Сочинения сказок. 2. Выявить и поддержать творческие способности....

Путешествие в сказочную страну. №4. Первое сказочное путешествие

Сказкотерапия.1. Развить речь ребенка с помощью:Пересказыаание сказок;Рассказыаание сказок от третьего лица;Группового рассказыаание сказок;Сочинения сказок. 2. Выявить и поддержать творческие сп...

Путешествие в сказочную страну. №5. Второе сказочное путешествие

Сказкотерапия.1. Развить речь ребенка с помощью:Пересказыаание сказок;Рассказыаание сказок от третьего лица;Группового рассказыаание сказок;Сочинения сказок. 2. Выявить и поддержать творческие сп...