Организация самостоятельной художественно-творческой деятельности детей в детском саду
методическая разработка на тему
В материале представлены задачи развития самостоятельной художетсвенно-творческой деятельности дошкольников, современные требования к ее организации, а так же практический материал для педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samostoyatelnaya_deyatelnost.doc | 215 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 167 «Колокольчик»
города Чебоксары Чувашской республики
Организация самостоятельной художественно-творческой деятельности детей в детском саду
Подготовила
старший воспитатель
Музянова
Ольга Владиславовна
Чебоксары 2011
План
Теоретическая часть
Введение 2
- Задачи развития самостоятельной художественно-творческой деятельности у детей дошкольного возраста. 4
- Характер самостоятельной художественно-творческой деятельности детей. 8
- Современные требования к условиям организации самостоятельной художественно-творческой
деятельности. 13
Заключение 18
Практическая часть
- Особенности проявления детьми интереса к самостоятельной художественно-творческой деятельности. 19
- Работа по формированию навыков самостоятельной художественно-творческой деятельности детей группы. 20
- Анализ проделанной работы. 24
- Выводы. 25
Литература 27
Приложение 28
1
Теоретическая часть
Введение
Н.Михайленко, Н.Короткова в методических рекомендациях отмечают важность обеспечения самостоятельной деятельности детей, так как в ее рамках развивается творческая активность в разных видах деятельности (игре, конструировании, изобразительной деятельности и др.) Здесь ребенок получает возможность самореализации, так как становится хозяином действий, отношений, обретает чувство самоуважения, собственного достоинства, познает себя. В связи с этим, авторы определяют важность разделения педагогического процесса на три составляющих блока, а среди них – блок свободной самостоятельной деятельности детей, имеющий значение для решения задач всестороннего воспитания личности ребенка. В своей свободной деятельности ребенок актуализирует способности и умения, складывающиеся как на занятиях, так и в совместной деятельности со взрослым. Самостоятельная активность ребенка создает необходимый базис для познавательной мотивации и интереса к собственной познавательной деятельности. [9]
Проблемы проявления у детей инициативы, самостоятельности и художественно-творческих проявлений, а также характеристике педагогических условий, обуславливающих их развитие, исследовали такие ученые, педагоги как, Н.А.Ветлугина, И.Л.Дзержинская, В.А.Езикеева, Т.Г.Казакова, Л.Н.Комиссарова, Л.Я.Панкратова, Л.В.Пантелеева, Г.Н.Пантелеев, А.Е.Шибицкая, Л.С.Фурмина и др. и в 1980 году вышла в свет коллективная монография под редакцией Н.А.Ветлугиной «Самостоятельная художественная деятельность дошкольников». Как отмечает Н.А.Ветлугина: «Деятельность ребенка может быть названа художественной, если она непосредственно связана с различными видами искусства», и дети, в силу своих возрастных особенностей, «сами находят форму организации своей художественной практики». В связи с этим, авторы
рассматривают самостоятельную художественную деятельность детей как
деятельность по инициативе самих детей, в которой они активно осваивают доступные им виды искусства, организуя свои действия в форме игр, упражнений и придавая им репродуктивный или творческий характер. [10]
Г.Г.Григорьева отмечает, что самостоятельная художественная деятельность различна по содержанию, возникает под влиянием различных мотивов и ребенок проявляет себя в ней как субъект деятельности (самостоятельно ставит цель, определяет средства ее достижения, выполняет работу и получает результат), что представляет особую ценность, так как представляет одну из форм самодеятельности дошкольника. [3]
Изобразительная деятельность, возникающая по инициативе самого ребенка, выражает его интересы, склонности, а самое главное, способствует проявлению его способностей. Самостоятельная художественно-творческая деятельность способствует самоактуализации детей, развитию у них самостоятельности, инициативы, активности, творческих проявлений, интереса к собственной художественной деятельности. Поэтому имеет значение обеспечение возможности саморазвития, самореализации детей в самостоятельной художественно-творческой деятельности.
Задачи развития самостоятельной художественно-творческой деятельности у детей дошкольного возраста.
Самостоятельная художественно-творческая деятельность детей различна по своему содержанию: это и театрализованные игры, и художественно-словесное творчество, музицирование, изобразительная и декоративно-прикладная практика. Как отмечает Н.А.Ветлугина, все эти виды искусства выступают как самостоятельные, и в их тесных взаимосвязях, являют собой синтетическую художественную деятельность. Анализируя труды А.Н.Леонтьева, А.В.Запорожца, Н.А.Ветлугина определяет самостоятельную художественную деятельность детей как реализацию отношения ребенка к различным видам искусства, и как то «среднее звено», которое связывает объект (искусство) и субъект (ребенка). [10]
Проблема формирования самостоятельной художественно-творческой деятельности детей в детском саду широко рассматривается в педагогических трудах, и как отмечает Г.Г.Григорьева, все аспекты в данном случае рассматриваются применительно к изобразительной деятельности. Самостоятельная изобразительная деятельность осуществляется в свободное время и как игра возникает по инициативе ребенка. Ребенок выбирает тему, ставит цель, определяет средства изображения, выполняет работу и получает результат. Автор отмечает, что смысл самостоятельной деятельности заключается в формировании у детей способности к самостоятельному отражению своих впечатлений. [3]
Н.А.Ветлугина, анализируя исследования развития самостоятельной деятельности, отмечает сходство ее с игровой, так как и та и другая возникают по инициативе детей в соответствии с индивидуальными интересами детей, осуществляются по самостоятельному замыслу, в них отражаются имеющиеся впечатления детей, их отношение к процессу деятельности. Но у игры и художественно-творческой деятельности имеются
различия. Мотивом художественной деятельности, по мнению Н.А.Ветлугиной, часто выступает стремление детей к усовершенствованию
полученных умений. Коллектив авторов под руководством Н.А.Ветлугиной, опираясь на основные положения А.Н.Леонтьева, А.В.Запорожца, сформулировали примерную структуру самостоятельной художественной деятельности [10] :
№ | Структурный компонент | Характер проявления |
1 | возникновение художественных замыслов (цели) как проявление интересов ребенка, обусловленных внутренними мотивами, имеющимся художественным опытом. | самостоятельный выбор ребенком того или иного вида деятельности, нахождение формы ее организации, привлечение сверстников к участию, к установлению взаимоотношений и распределению ролей, в подготовке материальных условий к ее осуществлению. |
2 | реализация замысла, качество которой зависит от владения способами переноса имеющегося опыта в новые условия. | применение адекватных способов действий – воспроизводящих и творческих, ранее усвоенных, но видоизмененных детьми. |
3 | самоконтроль действий, стремление приблизиться к поставленной цели. | совершенствование ребенком своих действий по ходу развития деятельности, высказывание предположений по ее дальнейшему ходу и окончанию. |
Источником самостоятельности являются впечатления от восприятия окружающей действительности, в своих работах дети выражают свои чувства, различные представления, интересы, стремления. Полученный на занятиях художественный опыт, усвоенные знания, умения, навыки дети переносят в новые необычные условия, где проявляются их интересы, склонности к определенному виду деятельности, к любимой тематике. Искусство также является источником самостоятельной изобразительной деятельности. Различные его виды, живопись, музыка, литература, театр, кино и т.д., обогащают дошкольников различными впечатлениями, способствуют созданию детьми выразительных образов. [8]
Н.П.Сакулина подчеркивает, что в процессе самостоятельной художественной деятельности проявляются различные склонности ребенка. Склонность к изобразительной деятельности говорит о наличии очень
разнообразных по своему характеру способностей, которые в дальнейшем могут найти различное общественное применение. В детской
самостоятельной изобразительной деятельности выражаются художественные склонности – любовь к цветосочетаниям, к созданию ритма узоров, выражение сказочных образов, картин природы.[12]
Таким образом, возникая по собственной инициативе детей, самостоятельная художественная деятельность проходит без непосредственного участия и помощи взрослого. Но исследователи самостоятельной художественной деятельности Н.А.Ветлугина и др. считают этот процесс не спонтанным, а педагогически обусловленным, который
зависит от установления правильного соотношения субъектных и объектных причин. [10] Те художественные интересы, сформированные с помощью взрослого, накопившиеся впечатления, желание закрепить то, что не до конца усвоено – все это способствует проявлению самостоятельности в художественно-творческой деятельности. В связи с исследованиями Н.А.Ветлугиной и ее соавторов, а также из опыта работы Е.Скибиной и С.Косенко [13] можно выделить
задачи развития самостоятельной художественно-творческой деятельности:
- выявить особенности самостоятельной художественной деятельности детей, возникающей по их собственной инициативе;
- определить уровень способов самостоятельных действий, приобретенных детьми в процессе художественно-продуктивных занятий;
- установить состояние предметно-развивающей среды, способствующей самостоятельной деятельности детей;
- создать условия, стимулирующие проявления самостоятельной художественно-творческой деятельности;
- формировать интерес к самостоятельной художественно-творческой деятельности, используя наиболее эффективные методические приемы;
- систематизировать планирование работы по самостоятельной художественно-творческой деятельности;
- изучить особенности семейного окружения, укрепляющего или разрушающего стремление ребенка к художественным проявлениям;
- обобщить опыт педагогических приемов, стимулирующих самостоятельные действия детей.
Г.Г.Григорьева отмечает, что уровень самостоятельной деятельности детей
различен в разные возрастные периоды, что связано с возрастными психофизическими возможностями дошкольников в овладении деятельностью и условиями, в которых идет ее развитие. Но при создании благоприятных условий к концу дошкольного детства у детей оформляется довольно высокий уровень самостоятельности изобразительной художественно-творческой деятельности. [3]
В процессе изобразительной деятельности, как отмечает Т.С.Комарова, ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получилось. Но самое главное – создавая изображение, ребенок приобретает разнообразные знания, уточняются и углубляются его представления об окружающем, в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учится осознанно их использовать. [6] Поэтому важно обеспечивать самостоятельную художественно-творческую деятельность детей, где каждый ребенок может наиболее полно проявить себя без какого бы то ни было давления со стороны взрослого.
Работы детей, выполненные в свободное от занятий время, могут дать воспитателю информацию, которая поможет определить уровни овладения детьми различными изобразительными навыками, что поможет спланировать индивидуальную работу, тематику художественно-продуктивных занятий, наметить задачи и методы обучения детей. Анализ проявляемого в самостоятельной деятельности индивидуального опыта детей позволяет определить характер познавательной деятельности детей на занятиях, что дает возможность организовать занятия на творческом уровне. [3]
Таким образом, задачи развития самостоятельной художественно-
творческой деятельности позволяют определить характер проявления
самостоятельности детей, их предпочтения, склонности, пути активизации детей, создание условий, обогащения предметно-развивающей среды, а также эффективные приемы руководства данной деятельностью и условия ее организации.
Характер самостоятельной художественно-творческой деятельности детей.
Самостоятельная деятельность детей, как правило, возникает в свободное от режимных моментов и от занятий время. Н.П.Сакулина отмечает, что самостоятельная художественно-творческая деятельность возникает в игре.
В творческих ролевых играх, отражающих различные стороны жизни, может включаться и изобразительная деятельность – выполнение рисунков, лепки, исполнение песен и т.п. Сам же процесс рисования, лепки и вырезывания и т.п. легко и непосредственно переходит в игру – сделанные детьми поделки служат игрушками, да и сам процесс создания для ребенка уже игра, содержание игры выражается также в речи, движении. [12]
Т.Г.Казакова также определяет, что одной из наиболее ярких форм самостоятельной деятельности является игра, она может быть различной в зависимости от содержания деятельности. Самоорганизация детей приобретает в основном две формы:
- сюжетно-ролевая игра;
- упражнения, которые чаще всего имеют индивидуальный характер.
Эти формы существуют параллельно, имеют место в каждой возрастной группе, но форма упражнений характерна для детей старшего дошкольного возраста. [15]
В самостоятельной изобразительной деятельности дети, как правило, действуют индивидуально. Иногда они объединяются по интересам, действуют коллективно по трое-четверо или большими группами, коллективное творчество обогащает детей. По своей собственной
инициативе дети могут себя проявлять в различных видах художественно-творческой деятельности. Т.Г.Казакова в пособии «Эстетическое воспитание в детском саду» отмечает, что в младшем дошкольном возрасте возникают простейшие формы самостоятельной деятельности (рассматривание иллюстраций в книге, рисование цветными мелками, палочкой на снегу, на песке и т.п.), у старших дошкольников наблюдается более развернутый характер. Самостоятельная художественная
деятельность часто имеет синтетический характер: дети могут одновременно рисовать и напевать знакомые мелодии, рассматривать картинки и
произносить вслух известные им стихи или потешки, показывать сценки из кукольного спектакля и петь песни или танцевать и т.д. Такое соединение различных видов деятельности дает ребенку возможность полнее
мобилизовать свой художественный опыт, ярче проявить свои склонности и способности. [15]
Самостоятельная художественная деятельность постепенно с возрастом обогащается по содержанию, в то же время может быть разнообразна по видам. Сочетание музыки, пения, движения, изобразительной деятельности способствует более яркому воплощению игрового, музыкального, графического образа. Такие проявления говорят о довольно высоком уровне проявления самостоятельной изобразительной деятельности.
Г.Г.Григорьева определяет высокий уровень развития самостоятельной изобразительной деятельности детей в следующих проявлениях [3] :
- Специфические мотивы.
- Ребенком движет стремление выразить мысли, чувства, свои впечатления о мире, ребенок в своем творчестве желает быть понятым и принятым взрослыми и детьми, стремиться получить одобрение, адресует им свою работу, т.е. деятельность вызывается общественно-направленными мотивами.
- Интерес, склонность к данному виду деятельности – важный и часто встречающийся побудитель самостоятельной деятельности, в свою очередь, вызываются различными причинами: ощущение успеха и наличием соответствующих способностей, потребность в творчестве, пока еще
неосознанная, но формирующаяся. Эти специфические мотивы деятельность весьма ценны для формирования общей направленности личности ребенка, так как они входят в общую структуру мотивационно-потребностной сферы дошкольника и влияют на его поведение в целом.
- Целеполагание.
Проявляется в постановке ребенком все более разнообразных целей согласно
впечатлениям, которые его волнуют. Для личностного развития важно, что у ребенка появляются самостоятельные устремления определения темы изображения.
- Способность под влиянием действенных мотивов искать и находить средства для достижения цели.
Проявляется в деятельности когда дошкольник относительно свободно владеет способами изображения, не боится поисковой деятельности при отсутствии каких-то изобразительных решений, тогда детское «хочу» объединяется с «могу» и ребенок испытывает радость от деятельности.
Г.Г.Григорьева отмечает, что «очень важно, чтобы операционально-техническая сторона деятельности, реализующее это «могу», выполнялась не на чисто репродуктивном, а на творческом уровне». [3] Яркое впечатление, осмысленное, анализирующее восприятие, способность к переносу, варьированию, поиску способов изображения при
соответствующем контроле (сравнение получаемого результата с представлением и корректировка образа) – это все и есть, по мнению Г.Г.Григорьевой моменты творческого поиска в деятельности. Проявляется в том, что ребенок самостоятельно отбирает материал, ярко представляет себе образ, находит способы изображения, комбинируя известные, видоизменяет, дополняет их и изобретает новые.
- Получение удовлетворяющего ребенка результата.
Проявляется в отношении ребенка к продукту своей деятельности: стремление применить его в соответствии с первоначальным смыслом деятельности (подарить, привлечь зрителей к восприятию и сопереживанию содержания, бескорыстное удовлетворение от удачного поиска и исполнения задуманного).
Под влиянием формирования мотивационно-потребностной сферы личности в самостоятельной художественной деятельности у детей возникает инициатива в выборе тем, разработка замыслов, активный поиск способов изображения и самооценка получаемого результата в соответствии с замыслом и предназначением работы. [3]
Но, как отмечает Т.Г.Казакова, может быть и более низкий уровень самостоятельности, если ребенок не освоил нужных способов действий в
процессе специально-организованной или совместной со взрослым деятельности. Следовательно, чтобы дети по своему желанию и интересам
могли выбирать различные виды художественной деятельности, необходимо
дать им достаточные знания, сформировать определенные навыки и умения. [15]
Источниками самостоятельной художественной деятельности детей могут выступать следующие явления:
- Впечатления от восприятия окружающей действительности, разнообразные жизненные ситуации (прогулка в лес, посещение театра, цирка, рассматривание иллюстраций, новые игрушки) оставляют след в памяти ребенка, вызывая, как правило, положительные эмоции.
- Изобразительное искусство является также источником детской
самостоятельной деятельности. Различные его виды оказывают наиболее сильное влияние на развитие индивидуальных творческих проявлений детей, особенно это касается детей старшего дошкольного возраста, так как они имеют определенный запас знаний и представлений об окружающем.
- Значительно обогащает самостоятельную художественно-творческую деятельность детей произведения художественной литературы, в частности стихи классиков детской литературы и сказки.
- Праздничные утренники и развлечения с яркими интересными сценариями – это волнующее и радостное событие для каждого ребенка. Активное участие ребенка в них находит отражение в самостоятельной художественно-творческой деятельности. Дети
передают свои впечатления в соответствии с опытом и умениями.
- Наиболее сильным побудителем, по мнению Т.Г.Казаковой [15], является художественный опыт, который дети приобретают на занятиях. Систематическое обучение в каждой возрастной группе позволяет постепенно накапливать и увеличивать объем знаний,
умений и навыков в области музыкальной, художественно-речевой, изобразительной деятельности. Желание поупражняться в способах
действий, полученных на занятиях, часто возникает у детей, они изображают то, что особенно им близко.
- Также одним из особенных условий возникновения у детей желания самостоятельно действовать – это предметно-развивающая среда, оснащение групповой комнаты необходимым материалом, оборудованием и пособиями. Оборудованная зона изобразительной деятельности соответствующими материалами, где ребенок имеет возможность пользоваться разнообразными пособиями, способствует созданию творческого настроения.
Пожалуй, наиболее характерным проявлением самостоятельной художественно-творческой деятельности детей является рисование. Н.Аллахвердова в книге «Дети рисуют» отмечает, что все виды художественного творчества, кроме рисования, требуют времени для
овладения определенными формами самовыражения, а пока ребенок этими формами овладевает, он, обычно, уже вырастает и не способен передать в них необычность своего детского восприятия мира. [1] Только в рисовании дети с самого начала свободны от ограничений, и поэтому рисование им ближе всего. Это та область творчества и труда, где ребенок выступает наравне со взрослыми, а порой и превосходит их. Как пишет Н.Сергеева, в рисунках детей проявляется сложнейший мир души, который малыш открывает внимательному наблюдателю: «рисунок – это откровение детской души, рассказ ребенка о самом себе, о своей боли и радости, о том, о чем не скажешь словами, о том, что еще не понимаешь, не осознаешь, но остро чувствуешь». [11] Поэтому очень важно давать возможность ребенку выражать себя в различных видах изобразительной деятельности,
действовать самостоятельно, проявлять инициативу в выборе той деятельности, которая отвечает его потребностям, способностям, желаниям.
Итак, самостоятельная художественно-творческая деятельность детей весьма разнообразна по содержанию, она развитие творческих способностей, обладает большими возможностями для решения разнообразных воспитательных задач, развития мотивационно-потребностной сферы личности, инициативности, творческой активности детей дошкольного
возраста. Следовательно, со стороны педагога требуется чуткое руководство, а также создание необходимых условий для самореализации детей.
Современные требования к условиям организации самостоятельной художественно-творческой деятельности.
Руководство самостоятельной изобразительной деятельностью требует от воспитателя внимательного отношения и тонкого руководства. Г.Г.Григорьева отмечает, что инициативу ребенка легко нейтрализовать, и даже можно невольно разрушить замыслы детей и разрушить саму деятельность, поэтому в целях сохранения самостоятельности и активизации творчества детей, руководство такой деятельностью должно быть косвенным. [3] Н.А.Ветлугина определяет, что особенности воздействия воспитателя в том, что он незаметно для ребенка побуждает его к самостоятельной деятельности, создавая благоприятные педагогическое условия. [15]
Г.Г.Григорьева отмечает, следующее: «Самостоятельной деятельности детей должно быть отведено место и время в режиме дня». Также определяет специфику руководства [3] :
- Обучение на занятиях и развитие при этом самостоятельных способов деятельности.
Здесь предполагается, что обучение на художественных занятиях нужно построить так, чтобы дети действовали не только по прямому указанию или показу воспитателя, но и без его помощи. Руководство изобразительной
деятельностью, по мнению Т.С.Комаровой, требует от воспитателя умения тактично поддерживать инициативу и самостоятельность ребенка, способствовать овладению необходимыми навыками и умениями и развитию творческого потенциала. [6] Г.Г.Григорьева отмечает, что содержание самостоятельной изобразительной деятельности определяет эмоционально-интеллектуальный опыт детей, который может быть тесно связан с содержанием соответствующих занятий. Увлеченность темой – наиболее ценный побудитель самостоятельной деятельности. Оборудование, материал, работы, поделки детей, выполненные на занятиях, введенный педагогом в зону самостоятельной деятельности, позволяют обеспечить взаимосвязь между обучением на занятиях и самостоятельной художественной деятельностью.[3]
- Ознакомление детей с окружающим миром и формирование ярких впечатлений, в том числе и художественных, от восприятия произведений искусства, предметов народного творчества, праздников, развлечений.
Любой вид художественного творчества, по словам Т.Г.Казаковой, основывается на развитии эстетического восприятия, образных представлений, образного мышления, воображения. Все это способствует обогащению деятельности – любой, в том числе и самостоятельной. Благодаря восприятию произведений изобразительного искусства, народного творчества меняется установка на конечный результат деятельности, появляется внимание к изобразительному материалу, его особенностям. Особенно яркое впечатление производят изделия народного декоративно-прикладного творчества. [5]
Дети, также получают массу впечатлений от праздников и развлечений, от звучания музыки, песен, красочного художественно-оформленного помещения, костюмов, выразительных интонаций художественного слова. По мнению Н.А.Ветлугиной, дети приобщаются к общественным явлениям, отраженным в художественно-образной форме, и это становится косвенным побудителем, вызывающем у них желание передать свои впечатления и переживания в иной художественной форме: рисунке, игре, танце и т.д. [15]
- Работа с семьей с целью создания благоприятных условий для этой деятельности в домашнем кругу.
Г.В.Лабунская отмечает, что важную роль играет семья в эстетическом воспитании, эстетической восприимчивости ко всему окружающему, художественном развитии во всестороннем развитии личности ребенка. Автор отмечает важность воспитания у детей наблюдательности, умения видеть, рассматривать, анализировать. Интерес родителей к искусству способствует развитию интереса и у детей, способствует обогащению
содержания самостоятельной художественно-творческой деятельности, чем богаче впечатления, получаемые ребенком в семье, тем интереснее и богаче его самостоятельная деятельность. [7] Поэтому, отмечает Г.Г.Григорьева, родителям необходимо рассказать об условиях, которые следует создать для ребенка в семье, раскрыть смысл изобразительной деятельности, значение ее для общего развития детей, объяснить, на каком уровне находится деятельность их детей, чем могут помочь ему родители. [3]
- Создание материальной среды, стимулирующей и обеспечивающей самостоятельную художественную деятельность.
Принципы построения предметно-развивающей среды, направленной на решение задач формирования творческого начала личности ребенка, развития его индивидуальности, активизации личностно-ориентированной модели воспитания определены В.А.Петровским, для развития самостоятельной художественно-творческой деятельности из них Г.Г.Григорьева выделяет следующие [3]:
- Принцип дистанции и сближения позиции взрослого и ребенка, детей между собой с целью установления контакта. Размещение, оформление предметной среды должно удовлетворять желание ребенка уединиться в творчестве, в то же время, способствовать доверительному общению со взрослым. То есть необходимо иметь в групповом помещении место, которое может быть отделено (условное зонирование) от пространства групповой комнаты, но в то же время иметь доступ и место для коллективного творчества.
- Принцип стимулирования активности, самостоятельности, творчества.
Предметная среда, оснащение зоны все должно побуждать у детей инициативу, давать простор для творчества, следовательно, в размещении оборудования необходима вариативность. Для детей младшего дошкольного возраста предлагается рисование на длинной полосе бумаги, на доске, на стене, что способствует сближению детей, объединению их рисунков. Для более старших дошкольников предлагается размещение на ленточных столах, стол-«пятилистник», что способствует общению детей, обмену впечатлениями. В зоне изобразительной деятельности необходимо иметь доску, а еще лучше мольберты, которые дети могут передвигать по мере необходимости.
- Принцип стабильности – динамичности развивающей среды. Данный принцип реализуется в смене и обогащении предметного содержания, его разумной смене, рациональном расположении, позволяющего реализовывать замыслы в любое время, в любой обстановке. Дети должны иметь возможность изменять среду по своему усмотрению, если этого требуют их замыслы, интересы, настроение. Также необходимо предусмотреть, чтобы место для самостоятельной деятельности было хорошо освещено, имелись шкафы или полки для размещения изобразительного материала, к которым дети имеют свободный доступ. Важно предоставить в распоряжение детей бумагу различного цвета, фактуры, формата, цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, сангину, мел, краски, кисти для рисования и аппликации, глину, пластилин, природный и бросовый материал, всевозможные детские музыкальные и шумовые инструменты, атрибуты к театрализованным играм, костюмы, маски, наборы для конструирования и игрушки для обыгрывания построек и т.п. Качество и количество меняются в зависимости от возрастной группы. В групповой комнате также необходимо иметь место для демонстрации детских работ (паспарту, рамки, стенды), а также использовать детские работы в качестве украшения групповой комнаты. В зонах изобразительной деятельности полезно иметь альбом, папки с репродукциями картин, фотографиями предметов декоративно-прикладного искусства и т.п.
- Принцип комплексирования и гибкого зонирования. Данный принцип воплощается в определении специального места и расположения материала по изобразительной деятельности, это может быть комната-
Студия или уголок в групповой комнате. Место для самостоятельной изобразительной деятельности может быть обозначено информативной и функциональной эмблемой. В местах, специально предусмотренных для изобразительной деятельности, можно использовать соответствующую музыку, магнитофонные записи звуков живой природы. Также необходимо предусмотреть выносной материал для изобразительной деятельности на прогулке в соответствии с сезоном. В групповой комнате, в помещении ДОУ целесообразно устраивать мини-галереи для демонстрации как детских работ, так и репродукций картин известных художников.
Таким образом, современные требования к организации самостоятельной художественно-творческой деятельности требует от воспитателя следующего: создания благоприятных педагогических условий - чуткого косвенного руководства, в случае, если ребенок отдает предпочтение какой-либо деятельности, необходим индивидуальный подход, внимание взрослого к продуктам детской деятельности, создания благоприятной предметной среды, обеспечивающей ребенку выбор деятельности, в соответствии с его интересами, а самое главное, имеющей развивающий характер.
Заключение
Итак, педагогический процесс в ДОУ, условно разделенный на три блока, обеспечивает в рамках блока свободной самостоятельной деятельности детей возможность саморазвития ребенка, свободно выбирать деятельность, отвечающую его способностям, склонностям, интересам. В процессе самостоятельной деятельности у детей развивается творческая активность, интерес к собственной познавательной деятельности, самостоятельность в выборе тем для изображения и самореализации. Действуя самостоятельно, ребенок получает возможность самоутверждения в себе само и в коллективе сверстников, что имеет важное значение для развития полноценной личности ребенка.
Такие авторы, как Г.Г.Григорьева, Н.А.Ветлугина, Т.С.Комарова, Т.Г.Казакова, одним из важных условий развития и активизации самостоятельной художественно-творческой деятельности детей выделяют наличие предметно-развивающей среды, способствующей развитию интереса, инициативы, а также специфику взаимодействия воспитателя с детьми в данном виде деятельности.
Предметная среда помогает развитию интересов и способностей детей в самостоятельной деятельности, удовлетворяет потребность в творческих проявлениях, самовыражении, осуществлении замысла путем выбора соответствующего предмета оборудования, пособия или материала деятельности. Оборудованная предметная среда побуждает детей к творческому преобразованию окружающего пространства путем оформления интерьера, его части с использованием результатов собственной продуктивной деятельности.
Таким образом, в самостоятельной художественно-творческой деятельности дошкольники приобщаются к художественному опыту, что в свою очередь, способствует развитию воображения, фантазии, эстетического вкуса, самостоятельности и др., необходимых для всестороннего развития личности дошкольника.
Практическая часть
Особенности проявления детьми интереса к самостоятельной художественно-творческой деятельности.
Анализ ситуации в группе показал, что большинство детей отдают предпочтение в самостоятельной художественной деятельности рисованию, особый интерес вызывает рисование гуашью, которая дает яркий, контрастный след на листе бумаги, а также интерес к действиями с данным изобразительным материалом связан с тем, что у детей имеются сформированные навыки в работе с ним. Но имеется категория детей, которые не проявляют интерес к какой-либо художественно-творческой деятельности.
Показатели проявлений предпочтений детей в процессе самостоятельной художественной деятельности.
Как правило, желание рисовать самостоятельно у детей группы возникало после занятий изобразительной деятельностью. Учитывая это, занятия по рисованию старались планировать с учетом того, чтобы у детей было достаточно времени для проявлений самостоятельности в данном виде деятельности. В своих рисунках дети чаще изображают то, что видели в окружающем мире, при рассматривании иллюстраций, различные предметы,
явления.
Также данный анализ выявил, что дети группы не интересуются аппликацией, конструированием из бумаги в процессе самостоятельной
деятельности. Что позволило определить перспективу дальнейших задач воспитательной деятельности по обогащению содержания самостоятельной деятельности детей в аппликации и конструировании из бумаги.
На данном же этапе была намечена работа по насыщению эмоционального опыта детей, самостоятельно выбирать из уже освоенных средств выразительности и способов выражения своих впечатлений на задуманную тему. А также по обогащению в процессе занятий умений и навыков детей, необходимых для воплощения своих замыслов.
Работа по формированию навыков самостоятельной художественно-творческой деятельности детей группы.
Руководство самостоятельной изобразительной деятельностью детей требует от воспитателя знания того, что представляет из себя детское творчество, особенно детское, знания, умения и навыки изобразительной деятельности детей, умение тонко и тактично поддерживать инициативу и самостоятельность, а также способствовать овладению необходимыми навыками и умениями и развитию творческого потенциала. Для развития самостоятельной художественно-творческой деятельности, к которой дети проявляют огромный интерес, им необходимы навыки и умения, способы деятельности, которыми они сами овладеть не могут, а также наличие развивающей и побуждающей к деятельности предметно-развивающей среды.
В связи с интересами детей, работа по развитию самостоятельной художественной деятельности была проведена следующим образом:
- Пополнен уголок изобразительной деятельности разнообразными изобразительными материалами и оборудованием, соответственно возрасту. По возможности, было спланировано нахождение его в непосредственной близости с природным и книжным уголком.
Обучение детей на занятиях рисованием и в процессе ежедневной деятельности Т.Н.Доронова рекомендует осуществлять за столами,
которые могут быть расставлены в форме круга, буквой П и т.п. За столом должно быть предусмотрено и место для воспитателя (такая подготовка рабочих мест, считает автор, отвечает особенностям возраста, дети 4 – 5 лет нуждаются в своевременном участии взрослого). Ежедневно после
вечернего приема пищи на столах расставляется изобразительный материал. В рабочем состоянии столы сохраняются до завтрака следующего дня. [4]
В уголке изобразительной деятельности располагаются кисти, двойные баночки для промывания кистей, тряпочки для промакивания кисти, фартуки, гуашевые краски по требованию детей готовит воспитатель, а также цветные карандаши, мелки, сангина, цветные шариковые ручки, бумага различных цветов и фактуры, глина, пластилин, бросовый и природный материал. Все располагается в доступном для детей месте. Детские работы вначале демонстрировались на стенде в групповой комнате, в приемной, а затем после полного высыхания попадали в распоряжение детей.
- Были подобраны и составлены конспекты занятий, тематика которых отвечала интересам детей.
В связи с тем, что понятны и близки детям образы сказочных героев, впечатления от окружающей действительности, в тематику занятий художественно-продуктивной деятельности были включены занятия на следующие темы:
Рисование. Картинки-загадки.[14]
Программные задачи.
Развивать у детей воображение и фантазию; учить соотносить данные формы овала, круга с частями знакомых предметов (туловище, голова знакомых игрушечных зверей и птиц) и посредством дорисовки дополнительных частей (лапки, хвостики, уши)
получать законченное изображение; упражнять в закрашивании рисунка кистью, в одном направлении, неотрывными движениями «туда-обратно».
Предварительная работа.
Занятия по формированию умений изображать овальные формы, передавать отличия от круглых: «Яблоко и сливы», «Помидоры и огурцы в баночке» и т.п..
Материал.
У воспитателя игровой персонаж Петрушка (игрушка для кукольного театра), мел. Для детей в конверте листы бумаги величиной с открытку с нарисованными овалами и кругами в разном положении; коробки цветных карандашей.
Ход занятия.
Занятие проводится в игровой форме. На столе у воспитателя, опустив голову, сидит Петрушка, а перед ним лежит конверт.
Воспитатель. О чем ты задумался, Петрушка?
Петрушка. Я получил письмо, а в конверте увидел карточки, на которых нарисованы овалы и кружки и написано, что это загадки. Если дорисовать к овалам и кружкам какие-то части, то узнаешь загадку. Я думал, думал, но так ничего и не понял. Пришел к вам. Может, мне помогут дети? Ведь интересно разгадать эти загадки.
Воспитатель. Петрушка, покажи мне карточку, а я попробую разгадать загадку (прикрепляет карточку к доске). Так, тут нарисован большой овал наклонно, а сверху маленький овал. Может быть, загадан какой-нибудь зверек? Я дорисую хвост, лапки и ушки и отгадаю, кто это. Это белка. (Дорисовывает части.)
Петрушка. А я думаю, что отгадка не белка, а птичка. Нарисуй мне на доске такие же овалы, а я дорисую хвостик, клюв и крылья.
Петрушка «рисует» дополнительные части.
Воспитатель. Дети, а может, тут другая отгадка?
Снова рисует два овала и приглашает из числа желающих ребенка для отгадывания загадки. Ребенок дорисовывает недостающие части (утенку, собачке и др.).
Воспитатель стирает рисунки с доски.
Воспитатель. Петрушка, давай раздадим детям загадки, пусть они их разгадают.
Воспитатель раздает детям листки бумаги. В процессе занятия спрашивает у нескольких детей, какая у них отгадка. Обращает их внимание на расположение овалов и кругов на бумаге. Если овалы расположены горизонтально, то зверек стоит или бежит, если наклонно, то он сидит, а птичка летит. Готовые «отгадки» предлагает закрасить гуашевыми красками.
Если нужно, напоминает правила закрашивания.
В конце занятия дети выходят к столу со своими листками бумаги, рассказывают и показывают Петрушке «отгадки» — зверька или птичку. Петрушка хвалит детей, отмечает интересные отгадки. Складывает открытки в конверт, благодарит ребят за помощь, говорит, что покажет отгадки своим друзьям.
Воспитатель просит Петрушку принести вечером картинки-отгадки снова в группу, чтобы дети показали их своим мамам и папам и рассказали, как они отгадали загадки.
Рисование. Пушистые зверюшки. [2]
Программные задачи. Научить с помощью технического приема передавать фактуру.
Материал. Мягковолокнистая кисть (беличья) и кисть из жесткого волокна (щетинная), бумага, гуашь.
Методика проведения занятия. В гости к нам пришли две кисточки. Одна — наша старая знакомая из страны Красиндии, а другая— ее подружка, кисточка Шалунья. Они совсем разные.
Воспитатель показывает мягкую, например беличью или колонковую, кисть и жесткую (ее еще называют щетинной), сделанную из щетины животных. Предлагает потрогать их, чтобы дети поняли разницу.
— Почему одну из них зовут Шалуньей? Об этом я вам сейчас расскажу. Вспомните, как наша знакомая кисточка из страны Красиндии помогала рисовать радугу. Для этого она мыла свой хвостик в воде, набирала на него краску, и нам было легко рисовать. Эта
кисточка любит краску и всегда рисует яркие четкие рисунки.
Воспитатель показывает рисунки, выполненные мягкой кисточкой.
— А вот кисточка Шалунья делала «лохматые» линии, с «распушенными» краями пятна, потому что не любила пачкать свой хвостик в краске и боялась воды.
Прежде чем что-нибудь нарисовать, она вытирала хвостик о бумагу. Кисть становилась полусухой и оставляла на бумаге рыхлый, прерывистый след.
Воспитатель показывает рисунки, выполненные жесткой кистью.
— И вот, когда кисточка Шалунья сделала свои пятна, наша знакомая кисточка решила вмешаться и взялась за дело. Она подрисовала несколько деталей: клюв,
глазки, ножки и маленький хвостик. Получился маленький цыпленок.
А кого еще можно нарисовать таким способом? Одуванчик, зайчика, дым, снежинки, мишку, лису, даже дерево в снегу и много-много всего, если хорошенько подумать. Давайте попробуем.
Так подружились две кисточки, которым очень понравилось рисовать вместе. Они всегда приходили на помощь друг другу и стали неразлучными подружками. Кисточка Шалунья рисовала облака, пушистый снег, дым из трубы, вьюгу, листву на деревьях, а мягкая кисточка — стволы деревьев, ветки, окна в домах, ажурные решетки и заборы, а также разные мелкие детали, которые не могла нарисовать кисточка Шалунья.
Вот и Мастеру-Фломастеру очень понравились наши рисунки, и он захотел повесить их на стену.
Рисование. Осенние деревья. [14]
Программные задачи.
Закрепить навыки изображения дерева с ветвями разной длины и листьев приемом
вертикального мазка; учить использовать три цвета — красный, оранжевый и желтый — для рисования листвы дерева; вносить в рисунок дополнения, обогащающие его содержание.
Предварительная работа.
Занятия по формированию умений изображать деревья, их строения.
Материал.
У воспитателя изображение дерева с разноцветной листвой, лист бумаги с нарисованным деревом без листьев.
У детей листы бумаги голубого цвета и краски гуашь, мягкие кисточки.
Ход занятия.
Поместить перед детьми изображение дерева с разноцветной листвой и лист бумаги с деревом без листьев. Напомнить, что на прошлых занятии дети рисовали осеннее дерево с желтыми листьями. Спросить, какого цвета листья на этом дереве.
Сказать, что такая разноцветная листва осенью бывает у клена. На этом дереве можно увидеть красные, оранжевые и желтые листья. Сегодня дети будут рисовать дерево с разноцветными листьями.
Спросить у детей о последовательности выполнения рисунка (прямой высокий ствол, ветки вверху короткие, книзу удлиняющиеся).
Затем показать, как рисовать разноцветную листву. Сначала нарисовать листья одного цвета в разных местах дерева и, не дожидаясь высыхания краски, изобразить листья других цветов.
Предложить детям приступить к работе. В процессе ее следить, чтобы дети рисовали не слишком много листьев каждого цвета. Когда они будут заканчивать рисунок, предложить, чтобы каждый нарисовал под деревом то, что хочет. Под деревом могут стоять скамейка, конура для собаки, какие-нибудь игрушки: тележка с кубиками, мячик, обруч. Под деревом может также гулять цыпленок или утенок, какая-нибудь птица. Все эти объекты невелики по сравнению с деревом.
В конце занятия предложить детям посмотреть на свои рисунки и поднять вверх те, где листья трех цветов: желтые, красные и оранжевые. Затем попросить ребенка, удачно изобразившего какой-нибудь предмет под деревом, показать свой рисунок всем. Далее те, у кого нарисованы под деревом другие предметы, могут тоже выйти и показать свои работы. Отметить, как много разных предметов может находиться возле дерева. Похвалить тех, кто сам придумал и изобразил Под деревом такой предмет, который не предлагался воспитателем для изображения.
Рисование. Красивые машинки. [14]
Программные задачи.
Учить детей передавать в рисунке прямоугольную форму машинки и квадратную форму окон; рисовать предмет крупно, в соответствии с величиной листа бумаги; соблюдать правила закрашивания красками (закрашивать в одном направлении всей кистью, отрывая ее от бумаги и каждый раз доводя до контура); самостоятельно выбирать цвет для рисования и раскрашивания машины; поощрять внесение детьми в рисунок дополнений, обогащающих его содержание.
Материал.
У воспитателя картинка с изображением машины, игровой персонаж: мишка или Петрушка, лист бумаги для показа приемов изображения, маленькие флажки. У детей листы бумаги в форме вытянутого прямоугольника (примерно 25x17 см), краски гуашь, кисточки.
Ход занятия.
Петрушка рассказывает, что все зверюшки и куклы захотели в осеннем лесу набрать грибов. До леса можно добраться только на машине. У зверят и кукол есть только одна машинка (помещает перед детьми картинки), но зверят и кукол много. Все не поместятся.
Дети не раз помогали куклам и зверюшкам, и те надеются, что и на этот раз ребята им помогут.
Воспитатель. Дети! Поможем нашим куклам и зверюшкам? А как поможем?
Петрушка. А знают ли дети, какой формы бывают машины?
Воспитатель. Конечно, знают. Ведь они сами ездили на машинах, автобусах на море, на дачу, в другие города.
Петрушка. Ваши дети правильно определили форму машины, а знают ли они форму окошек? (Дети отвечают.)
Воспитатель прикрепляет на мольберт лист бумаги, показывает приемы рисования
красками прямоугольной машины с квадратными окнами. Обращает внимание детей на форму листа бумаги (прямоугольная), на последовательность рисования. Сначала рисуют контур прямоугольной формы, затем верх кабины потом закрашивают его такой же краской. При закрашивании надо подчеркнуть отличие приемов закрашивания красками
от приемов закрашивания карандашами. Пояснить, что пока краска высыхает, надо нарисовать колеса, немного отступив от краев машины. Изобразить голубой или серой краской одно квадратное окно и сказать, что еще несколько таких окошек дети нарисуют на своей машине.
В процессе рисования педагог следит за техникой изображения, помогает от имени Петрушки советами, указаниями. Говорит, что машины могут быть разного цвета, поэтому их можно рисовать кто какой хочет краской. Поощряет тех, кто вносит в рисунок дополнения.
- Проведена индивидуальная работа с теми детьми, которые проявляют наибольший интерес к самостоятельному рисованию.
Индивидуальная работа проводилась с детьми группы, особое внимание уделялось детям, проявлявшим интерес к рисованию. Данная работа заключалась в вызывании у ребенка интереса к изобразительным материалам, желание действовать, побуждении потребности посильно вносить элементы изображения в свои игры. Укрепление в каждом ребенке веры в свои силы, желания добиваться результата и всячески помогать ему в этом. Способствование переносу усвоенных приемов работы с материалами в свободную самостоятельную деятельность, побуждение к вариативному их использованию. Проведение индивидуальных выставок работ детей.
Анализ проделанной работы.
В процессе проведения работы по развитию самостоятельной художественно-творческой деятельности дети группы активно пользовались изобразительными материалами, в основном использовали для рисования гуашевые краски, цветные карандаши.
Анализируя уровень развития самостоятельной художественной деятельности, был получен следующий результат:
- повысилось количество детей, предпочитающих самостоятельное рисование в свободное время;
- на момент окончания работы, в группе не осталось детей, которые не имели каких-либо определенных увлечений, каждый из них смог реализовать себя в каком-либо виде художественно-продуктивном виде
деятельности;
- у детей сформировался интерес к рисованию, появление замысла, а также его реализация доступными средствами выразительности;
- полученные в ходе занятий навыки рисования оказывали влияние на развитие самостоятельной изобразительной деятельности, на воплощение замыслов детей, а также повысили уровень самостоятельности, активности в использовании изобразительного материала;
- но, по-прежнему, к таким видам деятельности как, аппликация и конструирование из бумаги, дети не проявляли интереса, следовательно, следующий этап работы будет направлен на развитие данных видов деятельности.
Показатели проявлений предпочтений детей в процессе самостоятельной художественной деятельности по завершении работы.
Таким образом, на развитие самостоятельной художественно-творческой деятельности большое влияние оказывает чуткое руководство со стороны воспитателя, индивидуальная работа с детьми, а также занятия по изобразительной деятельности с учетом интересов и склонностей детей.
Выводы.
Являясь одним из любимых и доступных видов детской деятельности, рисование развивает изобразительные способности ребенка, способствует его художественному развитию, помогает передать свое отношение к
окружающей действительности с помощью доступных ему выразительных средств. Рисование способствует развитию эстетического восприятия, формирует у детей чувство формы, цвета.
Изобразительные возможности ребенка 4 – 5 лет еще весьма ограничены и связаны с развитием различных комплексов умений, т.е. умения владеть рукой, подчинять движения руки контролю глаза, правильно пользоваться материалами. А художественное творчество напрямую связано с развитием данных умений у детей. Поэтому большое значение имеет развитие изобразительных умений в самостоятельной деятельности детей, создание условий в которых ребенок он испытывает радость от процесса и результата собственной деятельности.
Рисование играет важную роль в общем развитии ребенка. Самоценным в самостоятельном рисовании является формирование уверенности в себе и своих возможностях, целенаправленность деятельности, самоопределение себя ребенком-дошкольником.
Литература
- Аллахвердова Н. Дети рисуют. – М. : Знание, 1980. – 96 с.
- Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М. : ТЦ «Сфера», 2002. – 80 с.
- Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. – М., 1999. – 344 с.
- Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников. М. : Просвещение, 2006. – 192 с.
- Казакова Т.Г. Мир природы и детское творчество. // Дошкольное воспитание. – 2006. - № 7.
- Комарова Т. Детское изобразительное творчество: что под этим следует понимать? // Дошкольное воспитание. – 2005. - № 2.
- Лабунская Г.В. Художественное воспитание детей в семье. – М. : Педагогика, 1970. – 47 с.
- Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. / Т.С.Комарова, Н.П.Сакулина, Н.Б.Халезова и др. – М. : Просвещение, 1991. – 256 с.
- Михайленко Н., Короткова Н. Дошкольное образование: ориентиры и требования к обновлению содержания. // Дошкольное воспитание. – 1992. - № 5 – 6.
- Самостоятельная художественная деятельность дошкольников. / Н.А.Ветлугина. – М. : Педагогика, 1980. – 208 с.
- Сергеева Н. Рисунки – откровения детской души. // Обруч. – 2006. -№1.
- Система эстетического воспитания в детском саду. / Н.А.Ветлугина. – М., 1962. – 370 с.
- Скибина Е., Косенко С. Воспитание самостоятельной художественной деятельности детей. // Дошкольное воспитание. – 1984.- № 12.
- Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: средняя группа. – М. : Владос, 2000. – 144 с.
- Эстетическое воспитание в детском саду. / Н.А.Ветлугина. – М. : Просвещение, 1978. – 207 с.
27
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы организации самостоятельной музыкально - игровой деятельности детей
Основные формы организации самостоятельной музыкально - игровой деятельности детей в дошкольном учреждении...
карточки-помощницы для организации самостоятельной поисково-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста по теме "Свойства жидкости"
Карточки-помощницы для самостоятельного проведения поисково-исследовательской деятельности детьми старшего дошкольного возраста по теме "Свойства жидкости" (взаимодействие воды, молока (кефира), расти...
Использование игрового оборудования для организации самостоятельной и совместной деятельности детей раннего возраста.
Методическая разработка о вариантах использования игрового оборудования в группе раннего возраста....
Организация самостоятельной познавательно-исследовательской деятельности детей в познавательном центре группы дошкольного учреждения
В рамках свободной самостоятельной деятельности дети осваивают умение действовать в группе сверстников, кооперироваться с ними, вступать в состязательные отношения, реализуют элементы специфической де...
«Самостоятельная художественно- творческая деятельность. Организация изобразительной деятельности вне занятий» 19.04.2018г.
Консультация для воспитателей...
Организация совместной художественно-творческой деятельности детей дошкольного возраста в ДОО
Проблема развития детских творческих способностей является весьма актуальной на современном этапе. Исследования позволяют отметить необходимость и возможность развития творческих способностей уже с до...