«Возрождённые традиции».
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)
Конспект образовательной деятельности по художественно эстетическому развитию. Художественно эстетическое развитие (рисование) в подготовительной группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vozrozhdyonnye_traditsii.docx | 20.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект образовательной деятельности по художественно эстетическому развитию. Художественно эстетическое развитие (рисование) в подготовительной группе на тему:
«Возрождённые традиции».
Воспитатель МДОУ детский сад «Малыш» Петрова Ирина Юрьевна.
Цель занятия: ООД
Формирование представлений детей о народном обрядовом празднике - Пасха
Задачи:
-обучающие: Показать взаимосвязь явлений природы с народным творчеством. Учить составлять узор из народных орнаментов, учить самостоятельно находить приемы выполнения элементов узора, их сочетание и колорит.
-развивающие: Развивать способности к изобразительной деятельности (чувство цвета, формы, композиции); воображение, творчество и художественный вкус детей.
-воспитательные: воспитывать уважительное отношение к традиционным русским праздникам и аккуратность в работе.
Формы работы воспитанников: индивидуальная
Предварительная работа: рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства, чтение русских потешек, песенок, загадок, знакомство с росписью пасхальных яиц (капанки, крашенки, писанки), образцы-схемы росписей, чтение поверий и легенд о крашении яиц на Пасху.
Необходимое оборудование:
Шаблоны в форме яйца, иллюстрации, пасха, кулич, расписные яйца, коллекция пасхальных яиц, гуашевые краски разных цветов; кисточки; подставки под кисточки; стаканчики с водой; салфеточки.
Структура и ход занятия.
Ход занятия.
Дети входят в группу под колокольный звон.
-Красивый колокольный звон приветствует нас и дарит праздничное настроение, давайте поприветствуем наших гостей, а теперь посмотрим на друг друга улыбнёмся, улыбнёмся новому дню, солнцу, весне…(садятся на стульчики).
Не привыкайте к чудесам-
Дивитесь им, дивитесь!
Не привыкайте к небесам-
Глазами к ним тянитесь!
Приглядывайтесь к облакам,
Прислушивайтесь к птицам,
Прикладывайтесь к родникам-
Ничто не повторится.
За мигом миг,
За шагом шаг
Впадайте в изумленье-
Всё будет так и
Всё не так
Через одно мгновенье…
Н. Рубцов
Воспитатель: Мир вокруг нас огромный, таинственный, многоцветный, удивительный. Особенно удивительный для детей, любознательных непосед, которым всё интересно, всё нужно потрогать, для которых любой предмет-объект познания.
Каждый человек совершает свои открытия в этом мире, удивляется его чудесам. А чудеса порой оказываются совсем рядом и не нужно идти за ними за тридевять земель. Стоит пристальней вглядеться в окружающие тебя вещи, предметы- «Да вот же оно, чудо-обыкновенное куриное яйцо».
Да-да, те самые, обыкновенные, но в то же время, очень загадочные, ведь из такого обычного яйца рождается новая жизнь-маленький пушистый комочек, цыплёнок. А в различных мифологиях яйцо-считалось источником жизни всей Вселенной, либо-символом возрождения природы. Когда холодное дыхание зимы обрушивает на землю смерть и разрушение, только в яйце таится зародыш будущей жизни, а с приходом весны из него рождается новый мир. В славянских поверьях яйцо служило символом Солнца и Жизни. И чтобы выразить к нему уважение, наши предки красили яйца. Их называли крашенками.
Финский эпос донёс до наших дней легенду о сотворении мира:
Из яйца, из нижней части,
Вышла мать-земля сырая;
Из яйца, из верхней части,
Стал высокий свод небесный;
Из желтка, из верхней части,
Солнце светлое явилось,
Из белка, из верхней части,
Ясный месяц появился.
-А сейчас давайте вспомним сказку, про яичко, кто знает, как она называется? (ответы детей). «Кощей Бессмертный», «Курочка Ряба», «Гадкий утёнок» Г.Х.Андерсена.
-Правильно-это «Курочка-Ряба».
-Я предлагаю её вспомнить и разыграть по ролям…
Инсценировка русской народной сказки «Курочка Ряба»
Действующие лица: дети-рассказчик, бабка, дед, яичко, мышка.
Жили были дед да баба,
И была у них курочка ряба
Снесла курочка яичко:
Яичко не простое, Золотое.
Дед бил, бил-не разбил;
Баба била, била-
Не разбила.
Мышка бежала,
Хвостиком махнула:
Яичко упало и разбилось.
Дед и баба плачут;
Курочка кудахчет:
«Не плачь, дед,
Не плачь, баба.
Я снесу вам яичко другое,
Не золотое, а простое, расписное…»
-Молодцы, ребята, а теперь скажите, что можно сделать с куриным яичком? (ответы детей - сварить, пожарить, поделки делать, красить, дарить, обмениваться, раскрашивать…).
-А к какому празднику расписывают яйца? (ответы детей).
-Правильно к Пасхе-самому радостному, большому христианскому празднику. Люди долго его ждут и тщательно готовятся. А когда наступает Пасха, приветствуют друг друга словами: «Христос Воскрес!», и все отвечают: «Воистину Воскрес!» -это такая традиция.
Как большой праздник, Пасха заполнена различными играми, развлечениями, хождением в гости. На Пасху повсюду разрешается звонить в колокола, поэтому звучит беспрерывный колокольный звон, поддерживая радостное, праздничное настроение.
-И, я, предлагаю сейчас поиграть в пасхальные игры.
Первая игра «Катание яиц».
Для этого делали вот такие дощечки. Перед ней раскладываем крашеные яйца, различные подарки и игрушки. По очереди катаем яйца с горки. Предмет, до которого дотрагивается яйцо, становится выигрышем.
Вторая самая распространённая игра - «Чоканье»,
Когда нужно ударять острым или тупым концом крашеного крутого яйца, стараясь разбить яйцо соперника. Победителем становится тот, чьё яйцо останется целым.
-Вот какие вы молодцы, весело поиграли.
-А теперь, давайте вспомним, на Пасху готовят специальную еду. Кто знает, что это за еда? (ответы детей).
-Она включает в себя куличи, пасху из творога и крашеные яйца…
-Ребята, а вот вы говорили, что яичко можно сварить…, «обмениваться», а вы, как думаете для чего? (ответы детей).
-А затем, чтоб только добро и свет приставали к нашим душам, чтоб всё худое, плохое в этот день отстало, ушло.
В старину расписывали яйца только женщины. Надев чистую рубаху, с чистыми руками, мыслями начинали работу. Мастерица держит в руке яйцо около трёх часов и постоянно думает о том, для кого оно пишется. Яйцо вбирает в себя всю положительную энергию этих добрых пожеланий. Руки человека, державшего раскрашенное яйцо, поневоле становятся мягкими, добрыми, бережными, потому, что нужно не раздавить хрупкую скорлупку.
Мастерицы черпали замыслы своих рисунков из природы, изображая цветы, деревья, птиц, животных, звёзды, луну, солнце, дождь, поля.
-Посмотрите на наши стенды с образцами и давайте вспомним какие виды росписи яиц мы уже знаем? (ответы детей).
-Молодцы, не забыли, правильно-это писанки, капанки, крашенки, крашанки.
-Чем они отличаются друг от друга? «Капанки»-капают воском…
-«Крашанки»-украшают придуманным рисунком с помощью кисточки и гуаши, покрывая в последующем его лаком.
-«Крашенки»-крашение яиц пищевыми красителями и натуральными красителями из разных трав и растений.
-«Писанки»-самые красочные и любимые в росписи детей, так как здесь большой выбор символов.
-Давайте их вспомним…
-солнечные символы;
-растительные и животные символы;
-геометрические символы;
-Христианская символика.
-Ну а теперь самое время сесть и перенять опыт наших предков в росписи яиц, подумайте, для кого вы будете расписывать?
-А вот вам и яички от нашей Курочки Рябы, но только их нужно раскрасить. (бумажные шаблоны яиц).
-Перед вами большой выбор росписей, разнообразных символов, определитесь для кого вы хотите расписать своё чудо яичко и за дело… с чистыми мыслями, с добрыми помыслами.
А в процессе творчества вам поможет фантазия, вдохновение и музыка…(в процессе рисования звучит лёгкая, спокойная музыка).
Практическая работа:
Оказание индивидуальной помощи в ходе рисования.
Рефлексия:
-Ребята, посмотрите, на свои работы (выставка).
-Покажите, свои яички кто, что нарисовал или расписал? Назовите какая у вас роспись? (писанки или капанки…)
-Когда вы рисовали, что чувствовали? О чём думали или о ком?
-Вы уже знаете кому вы подарите свои замечательные писанки, крашенки…?
-Вам понравилось рисовать разнообразные символы?
-А играть в пасхальные игры?
-А ведь Курочка Ряба не обманула она и правда стала нести яички только простые и расписные, вспомните какие яички встречаются (ответы детей), да-да-это и белые, и рыжие-золотистые, и пятнистые- в крапинку.
-Ребята ваши работы замечательные, я верю, что вашим близким они понравятся, потому, что вы их расписывали с добротой, любовью. Так дарите по жизни только добро, заботу о близких и любовь ко всему окружающему нас миру. С праздником!
Ульяновская область
Новоспасский район
п. Крупозавод
ул. Красная Горка
МДОУ детский сад «Малыш»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОТ ТРАДИЦИЙ РУССКОГО НАРОДА К ТРАДИЦИЯМ В ДЕТСКОМ САДУ. «ГОСТЕПРИИМСТВО В ДЕТСКОМ САДУ»
ЦЕЛИ и ЗАДАЧИ: Приобщать детей к национальной духовно-нравственной культуре. Продолжать знакомить с традициями русского гостеприимства и обычаями народов других национальностей. Обогащать ...
досуг с родителями "Традиции семьи - традиции детского сада"
Совместное с родителями празднование дней рождения детей старшей группы...
. ГРУППОВЫЕ НОРМЫ И ТРАДИЦИИ В СПЛОЧЕНИИ ГРУППЫ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 2.1. Цель, задачи и условия работы по разработке групповых норм и традиций в группе детей среднего дошкольного возраста
Цель, задачи и условия работы по разработке групповых норм и традиций....
Перспективно- тематический план работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями родного края «Культура и традиции родного края»
В программе воспитания дошкольников России основная позиция отводится знакомству с Отечеством, его традициями, героями. Основа патриотизма закладывается, прежде всего, в любви к своему родному краю....
ОТ ТРАДИЦИЙ РУССКОГО НАРОДА К ТРАДИЦИЯМ В ДЕТСКОМ САДУ. «ГОСТЕПРИИМСТВО В ДЕТСКОМ САДУ»
ЦЕЛИ и ЗАДАЧИ: Приобщать детей к национальной духовно-нравственной культуре. Продолжать знакомить с традициями русского гостеприимства и обычаями народов других национальностей. Обогащать ...
Конспект беседы по приобщению детей к народным традициям в старшей группе Тема: «Казаки их традиции, их обычаи»
Муниципальное Дошкольное Образовательное УчреждениеЦентр Развития Ребёнка детский сад №4 «Золотой ключик» Конспект беседы по приобщению детей к народным традициям...
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад № 3 города Лебедянь Секция: «Системная поддержка традиций и инноваций в ДОО». Тема доклада: «Взаимодействие педагогов с семьей: традиции и современность». Подготовила воспитатель МБДОУ д/
Содержание Введение…………………………………………………3 1. Взаимодействие детских дошкольных учреждений с родителями согласно действующим требованиям ФГОС (федеральный государственный образовательный стандарт дошко...