Конспект занятия по ознакомлению детей старшей группы с народно – прикладным творчеством.
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

В этом конспекте содержится материал по ознакомлению детей старшей группы с народно прикладным творчеством: гжель, хохлома, дымкоская роспись.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx19.58 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ознакомлению детей старшей группы с народно – прикладным творчеством , совместно с детьми средней группы.

Цель: Познакомить детей с тремя видами росписи: хохломская, гжель, дымка.

Задачи:

Познакомить детей с видами народного прикладного искусства (гжель, хохлома, дымковская игрушка), с их характерными особенностями.

Развивать эстетические чувства, эмоции, переживания, интерес к народному искусству.

Воспитывать интерес к искусству родного края, прививать любовь и бережное отношение к произведениям русских мастеров.

Методы и приемы: использование наглядности, художественного слова, музыкального сопровождения, рассказ детей, проблемные вопросы, игра, рассматривание изделий народных промыслов, анализ, подведение итогов.
Материалы и оборудование: 
Изделия народных мастеров Дымкова, Гжели, Хохломы, вырезанные фигурки по мотивам дымковской игрушки, краски акварельные, кисти, баночки с водой.
Предварительная работа: 
Беседы с детьми о народном прикладном искусстве; рассматривание альбомов, фотографий, рисунков, изделий народных промыслов, заучивание стихотворений о народных промыслах, изобразительная деятельность по данной тематике.

В музыкальном зале оформлена выставка народно – прикладного творчества: гжель, хохлома, дымка, жостовская роспись, альбомы с элементами росписи.

Воспитатели в костюмах хохломы и гжели встречают детей и обращают внимание на выставку, рассматривают её. Затем дети садятся на расписные стульчики.

Восп: Ребята мы с вами рассмотрели выставку народно – прикладного творчества, расскажите, что вы там увидели?

Ответы детей.

Восп: А что вы можете сказать про наши костюмы? Чем они отличаются?

Ответы детей: различаются по цвету, рисунку.

Восп: Правильно ребята. Мы предлагаем вам послушать откуда и как возникло народное творчество: хохлома, дымка и гжель.

Рассказ воспитателей :

Гжель.

Незатейливый узор из оттенков краски, 
Глина белая, фарфор – атрибуты сказки! 
Словно детская рука на кусочках глины 
Рисовала в три мазка синие картины. 
Чашек круглые бока расписав в колечки, 
В лепестки и облака – изразцы для печки, 
Голубые кружева, кобальтовый иней, 
Будто вьюга намела завитушки линий. 
Налепила для игры синие фигурки, 
Для забавы детворы зайцев и свистульки. 
Скрыта в лёгкости мазка тайна чудо - глины. 
На Руси живёт века промысел старинный. 
Поколенья мастеров бело-синей Гжели – 
Чародеи двух цветов, наши Боттичелли! 

Свое название этот промысел получил от названия села Гжель в Московской области, где он собственно и возник.

В районе Гжели, начиная с XVII века, широко велась добыча глины. Местная глина высоко ценилась и считалась одной из лучших. В 1663 году царем Алексеем Михайловичем был издан указ о добыче в гжельской волости глины для изготовления медицинских сосудов.

История промысла в Гжели начинается с XVIII века. Ассортимент изделий гжельских мастеров был очень велик: посуда, кирпич, изразцы и даже детские игрушки. Всем этим Гжель снабжала Москву. Одних только глиняных игрушек мастера изготавливали сотни тысяч в год. Спрос на изделия был велик.

Работа требовала большого терпения и мастерства – роспись не допускала  поправок и переделок, так как велась по мягкому не обожженному изделию покрытому белой эмалью

Мотивами росписи являлись декоративные цветы, листья, травы, птицы.

Хохлома.

Хохломская роспись – алых ягод россыпь,

Отголоски лета в зелени травы,

Рощи, перелески, шелковые всплески

Солнечно – медовой, золотой листвы!

Роспись хохломская, словно колдовская,

В сказочную песню просится сама,

И нигде на свете нет таких соцветий,

Всех чудес чудесней наша хохлома!

Хохломская роспись – это яркое самобытное явление русского народного декоративно-прикладного искусства. Этот традиционный художественный промысел возник в XVII веке в Нижегородской губернии и получил свое название от крупного торгового села Хохлома, куда на торги свозились все деревянные изделия. На всю Россию славилась расписная деревянная посуда заволжских мастеров. «Парадная» посуда изготавливалась по особым заказам небольшими партиями из разных пород дерева, разных форм и художественной отделки, и предназначалась для дарения именитым гостям и иностранным послам. Золотистый, красный и черный - такое сочетание цветов Вы можете встретить на многих предметах древнерусского прикладного искусства и произведениях народных мастеров. Иногда их добавляет зеленый, коричневый, желтый, оранжевый и даже применяют голубой и синий цвет. Но фон является главным. Для "хохломы" эти цвета особенно важны: красный придает теплоту и мягкость искусственному золоту, а черный усиливает его сияние. Под росписью масляными красками с термической обработкой обычно подразумевают хохломскую. Хохломские изделия привлекают не только красотой орнамента. Их ценят за прочное лаковое покрытие, ими можно пользоваться в повседневной жизни.

Дымка.

Чем знаменито Дымково?

Игрушкою своей!

В ней нету цвету дымного,

Что серости серее

В ней что – то есть от радуги,

От капелек росы

В ней что-то есть от радости

Гремящей, как басы.

И злость, и хмурость

Без всякого следа

Пусть под улыбкой Дымкова

Растают навсегда!

Глиняные  игрушки  делали зимой и ранней весной, когда щла подготовка к весенней ярмарке  «Свистунья». Чтобы обжечь игрушки печи топили до поздней ночи, и вся слобода была в дыму в дымке. От этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называться дымковскими.

Дымковская игрушка – один из старейших художественных промыслов России. Он существует более 400 лет и до сих пор не утратил своей популярности. Наоборот, пользуется неизменным успехом и в нашей стране и далеко за ее пределами. Родиной промысла является город Киров (ранее – Вятка и Хлынов), а точнее Дымковская слобода, ныне вошедшая в состав города.

Характерной чертой дымковской игрушки, отличающей ее от других фигурок и статуэток, является то, что все они могли свистеть, трещать, грохотать и издавать другой шум. Эта особенность связана с тем, что злые духи не любят шума, а игрушка как раз призвана этих духов разогнать.

Восп: А теперь мы предлагаем вам побыть мастерами  росписи в наших небольших творческих мастерских. И по окончании работы побывать друг у друга в гостях и оценить работы.

(Дети расходятся по группам для продуктивной деятельности).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по ознакомлению детей старшей группы с русскими народными потешками с применением социоигровых технологий.

В занятие рассказывается о том как с помощью социоигр познакомить детей с потешками и разучить их с ними быстро и интересно....

Конспект занятия по ознакомлению детей старшей группы с малой Родиной «Видеопутешествие по станице Старовеличковской»

Программные задачи:1.  Познакомить   с   историческими   достопримечательностями   роднойстаницы.2....

Конспект занятия по ознакомлению детей средней группы с литературным произведением Тема: Русская народная сказка в обработке Л.Толстого “Гуси-лебеди”

Конспект занятия по ознакомлению детей средней группы с литературным произведением  Тема: Русская народная сказка в обработке Л.Толстого “Гуси-лебеди&rdquo...

Конспект занятия по ознакомлению детей старшей группы с правилами дорожного движения «Дорожные знаки должен знать каждый!»

Программное содержание:Закреплять представление детей о правилах поведения пешеходов на улице.Продолжать знакомство детей с дорожными знаками (пешеходный переход, остановка общественного транспо...

Конспект занятия по ознакомлению детей старшей группы с живописью.

Рассматривание репродукции А.А.Пластова "Первый снег".  Продолжать знакомить детей с произведениями русской живописи.Учить понимать основную мысль художника. Формировать умение раскрыва...

Конспект занятия по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с русскими народными традициями «Капусница»

В рамках прохождения лексической темы "Овощи" с детьми  5-7 лет с ТНР можно провести занятие (русский народный праздник «Капустница»), которое в интересной,увлек...

Конспект занятия по ознакомлению детей старшей группы с окружающим миром « Как лесные звери - медведь и белка готовятся к зиме»

Конспект занятия по ознакомлению детей старшей группы  с окружающим миром « Как лесные звери - медведь и белка готовятся к зиме»...