Программа по художественно-эстетическому воспитанию. (один год обучения)
рабочая программа по рисованию (средняя группа)
Дизайн – это творческая задумка создателя. Новый, необычный подход к предметам и вещам. Проще говоря, дизайн – это все то, что нас окружает, весь окружающий мир со всеми новшествами и постоянным прогрессом. Искусство дизайна активно входит в нашу жизнь. Если «дизайн для детей» - одно из направлений профессиональной деятельности художников-дизайнеров, то «детский дизайн»; связан с декоративной деятельностью самого ребенка по благоустройству окружающей его предметно-пространственной среды. Элементарные поделки ребенка можно рассматривать как его проектную деятельность, поскольку уже в несложных аранжировках он планирует определенный результат.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_.docx | 41.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 22 компенсирующего вида
городского округа Кинешма Ивановской области
город Кинешма улица Анри Барбюса 54-А
т. 8(4931)24628
Программа по художественно-эстетическому воспитанию.
(один год обучения)
Воспитатель Тимошенко Анна Андреевна
Кинешма 2019
Пояснительная записка
На сегодняшний день активно обращается внимание на новое направление художественного воспитания детей дошкольного возраста – детский дизайн, который даёт широкий простор детскому творчеству. Реализация этого направления требует обращения к общеразвивающим педагогическим системам интегрированного типа. Эта деятельность нова и мало изучена, но она обладает несомненным развивающим потенциалом для всех сфер личности. Введение этой деятельности в образовательный процесс обусловлено также возросшими культурными потребностями людей в современном мире, возможностями детей, а также концепцией дошкольного образования, которая заявляет в качестве важнейшей основы реализации программного содержания развивающую предметную среду детской деятельности – как систему материальных объектов, функционально моделирующих содержание физического и духовного развития ребенка.
Актуальность определяется тем, что закрепление шаблонов в творчестве ребенка представляет для него большую опасность, поэтому необходимо разрушать застывшие шаблоны и вводить новые виды деятельности, способствующие стимулированию собственного творчества ребенка. Ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления.
Дизайн – это творческая задумка создателя. Новый, необычный подход к предметам и вещам. Проще говоря, дизайн – это все то, что нас окружает, весь окружающий мир со всеми новшествами и постоянным прогрессом. Искусство дизайна активно входит в нашу жизнь. Если «дизайн для детей» - одно из направлений профессиональной деятельности художников-дизайнеров, то «детский дизайн»; связан с декоративной деятельностью самого ребенка по благоустройству окружающей его предметно-пространственной среды. Элементарные поделки ребенка можно рассматривать как его проектную деятельность, поскольку уже в несложных аранжировках он планирует определенный результат. Ребенок знакомится с разными художественными приемами и поделочными материалами. С доступными способами изготовления и украшения своих изделий: скручиванием, сгибанием, обрыванием, сминанием, вырезыванием, прокалыванием, пришиванием, вышиванием, нанизыванием, соединением, склеиванием, плетением и др. Детский дизайн может быть ориентирован как на эстетическую организацию пространства, так и на создание красивых полезных предметов, составляющих среду ребенка. Продукты детского дизайн-творчества могут быть использованы детьми сразу же в играх и в быту.Дети моделируют украшения, составляют картины из различных материалов и сувениры, мастерят одежду для кукол, костюмы и декорации для театрализованных представлений, как в дошкольном учреждении, так и сотрудничают с театрами нашего города.
Участвуя в занятиях по дизайнерской деятельности , ребёнок знакомится с окружающим миром через образы , краски , звуки, а театрально- игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями , умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь , разговорную речь, способствует нравственно- эстетическому воспитанию каждого ребёнка.
Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.
Настоящая программа описывает курс подготовки по художественно-эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста - средняя группа. Она разработана на основе обязательного минимума содержания по художественно деятельности для ДОУ с учетом обновления содержания по различным программам, описанным в литературе.
Программа кружка для среднего возраста предполагает проведение одного занятия в две неделю во вторую половину дня. Продолжительность деятельности средняя группа - 20 мин.
Совместная деятельность выстраивается по принципу от простого к сложному, используется варьирование работы над одним и тем же материалом, повторное использование игр на разных занятиях. Применяются различные формы организации деятельности:
- игры
- упражнения;
- этюды;
- игры-импровизации;
- инсценировки;
- объяснение
- рассказ и рассказ детей
- чтение воспитателя
- показ
- личный пример
- беседы
Педагогический анализ знаний и умений детей проводится 3 раза в год: осень., зимой, весной.
Цель:
- дать ребенку первоначальные представления о дизайне;
- развивать предпосылки проектного мышления;
- сформировать у детей дизайнерское мышление;
- развивать эстетический вкус.
Задачи:
- развивать эстетическое восприятие предметов окружающего мира как эстетические объекты;
- ознакомить с универсальным «языком» искусства – средствами художественно-образной выразительности;
- развивать художественно-творческие способности детей в продуктивных видах детской деятельности;
- воспитать художественный вкус и чувство гармонии;
- ознакомить детей с основами изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства в среде музея и дошкольного учреждения.
В результате:
- у детей формируются первоначальные представления о дизайне;
- развиваются умения, дающие возможность преобразовывать предметы окружающего мира по законам красоты;
- дети знакомятся с визуальным языком дизайна;
- у них развивается чувство ритма, симметрии, цвета;
- формируется творческое мышление;
- развивается способность к созданию задуманного, к созданию выразительного художественного образа под средством конструирования, лепки, изодеятельности и дизайна;
- совершенствуются практические навыки детей;
- у детей развивается умение находить нестандартные решения в проблемных ситуациях.
Особенности методики и организации образовательного процесса
Чтобы решить задачи, используются традиционные методы ведения занятия и новые технологии, разные типы: комбинированное занятие, коллективная работа, занятия-игры, диалог и постановка творческих задач с индивидуальным подходом к каждому ребенку.
Особенностью программы является выделение большего количства часов на изучение русских промыслов. Изучение русского декоративно-прикладного искусства обеспечивает развитие эмоционально-эстетического отношения к национальной культуре, знание традиций.
Работа начинается с формирования понятийного аппарата у детей и взрослых. Значимость данной проблемы определяется с помощью рекламно-информационного поля, в виде творческой папки, вопросников и анкет.
Основные методы:
Объяснительно - иллюстративные (демонстрация поделок, иллюстраций)
Создание игровой ситуации
Репродуктивные (работа по образцам)
Частично-поисковые (выполнение вариативных заданий)
Исследовательские (исследование свойства бумаги, пластилина., соленого теста и др)
Словесные, наглядные, практические, игровые методы
Основной принцип – развитие творческой индивидуальности каждого, побуждение к самостоятельному творчеству. Создание творческой атмосферы на занятиях способствует итоговый просмотр и обсуждение выполненных работ, выставки детских работ.
Специфических критериев отбора детей в группу не выделяется, так как предлагаемая программа построена на основе таких форм работы, которые обеспечивают комфортное пребывание ребенка в детском саду и независимо от уровня развития по изо-деятельности, такая форма работы необходима для всех детей, посещающих дошкольное учреждение.
Условия реализации программы
Помещение, отводимое для занятий отвечает санитарно-гигиеническим требованиям ( сухое, вентилируемое, светлое, с площадью, достаточной для проведения занятий.)
Учебно-наглядные пособия подготавливаются к каждой теме.
Используется икт.
Для такой деятельности в нашем саду создана материально-техническая база: специальное оборудование (мольберты, стеллажи, шкафы, возможность организовать выставки детских работ) и художественные материалы. Детский сад оснащен специальной методической литературой, наглядно-дидактическими пособиями, музыкальным центром, проектором и экраном, что дает возможность использовать в работе информационно-коммуникационные технологии.
Зона для творческой деятельности детей
Зона организации постоянных и сменных выставок
Зона индивидуальной выставки
Зона народного декоративно - прикладного искусства
Зона выставки малых форм
Игровая зона
Группа оснащена видео и аудиотекой
Создан комфортный микроклимат в воспитательно - образовательном процессе.
Сроки раелизации:
Программа составлена на один год обучения (С января 2019 по декабрь 2019) с учетом реализации межпредметных связей по образовательным областям: «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».
Здоровьесберегающие технологии, используемые в работе кружка:
• дыхательная гимнастика
• артикуляционная гимнастика.
• пальчиковые игры со словами,
• гимнастика для глаз,
• физкультминутка, динамические паузы.
Предполагаемые результаты:
-Проявление интереса к эстетической стороне окружающей действительности;
-Овладение основными представлениями о дизайн-культуре и умениями моделировать, проектировать, дизайнерски оформлять предмет быта, одежды, интерьера.
-Активизация и самостоятельность в творческой деятельности в области «дизайна», умения самостоятельно передавать свои впечатления художественно-выразительными средствами ( цвет, форма, композиция);
- Умение планировать свою работы по этапам: замысел, эскиз, макет, воплощение;
-Полезное использование своего дизайн-конструирования в среде детского сада, семьи, в своей жизни.
Перспективный план занятий , средняя группа
Месяц | Тема | Задачи | Количество минут | |
Практика | Теория | |||
Январь |
«Я в дизайнеры пойду, пусть меня научат»
| Дать детям первые представления о дизайне, познакомить с профессией дизайнера. Активизировать словарный запас детей словами: «дизайн», «модельер», «Костюмер», «гримёр», «архитектор». Познакомить детей с различными материалами (бусины, ленты, декоративный пластилин, витражные краски, и т.д.). | 25 мин | |
25 мин | ||||
Февраль |
| Познакомить детей с понятием «фитодизайн» Учить «печатать» листья методом «оттиска». Активизировать словарный запас словами: «фито-дизайн», «гербарий». Закреплять знания детей о деревьях и растениях. Развивать фантазию. Учить лепить игрушку с натуры из целого куска теста. Развивать умение самостоятельно выбирать тему работы. | 25 мин | |
25 мин | ||||
Март |
| Учить детей самостоятельно выбирать узор для росписи игрушки. Развивать чувства ритма и цвета. Продолжать знакомить детей с понятием «фитодизайн». Учить детей использовать в работе нетрадиционные материалы. Развивать у детей способность к проектному мышлению. | 25 мин | |
25 мин | ||||
Апрель |
«Рамка для рисунков»
| Создание оригинальных композиций. Совершенствовать технику вырезания округлых форм из бумаги, сложенной вдвое по диагонали. Развивать чувства формы и композиции. Развивать воображение и чувство меры. | 25 мин | |
25 мин | ||||
Май |
| Познакомить детей с историей картонажного театра. Создание разных образов на основе одной формы, передача характерных черт внешности героев сказки. Вызвать интерес к театральной деятельности. Стремиться оформить место действия персонажей элементами декораций. Приобщить детей к истокам русской народной культуры. Закрепить знания о работе дизайнера-оформителя. Продолжать учить детей красиво расставлять экспонаты на выставке, находить правильное место для каждой работы. Развивать эстетику | 25 мин 25 мин | 25 мин |
Сентябрь |
| Продолжать знакомить детей с правилами простых композиций и вариантами их декоративного оформления. Вызвать радостное осеннее настроение. Познакомить и освоить с детьми создание простых композиций. Развивать проектное мышление, воображение, умение работать в коллективе. | 25 мин 25 мин | |
Октябрь |
| Продолжать учить лепить из целого куска соленого теста. Развивать умение самостоятельно выбирать тему своей работы. Продолжать учить расписывать плоскостные фигурки. Развивать чувство ритма и цвета. | 25 мин | |
25 мин | ||||
Ноябрь |
«Букет роз» | Познакомить и освоить с детьми создание простых композиций. Развивать проектное мышление, воображение, умение работать в коллективе Вызвать радостное настроение. | 25 мин 25 мин | |
Декабрь |
«Куклы наших бабушек»
| Расширять представления детей о гжельской росписи. Воспитывать интерес к искусству гжельских мастеров. Приобщать детей к истокам русской народной культуры. Закреплять навыки смешивания красок, для получения разных оттенков синего цвета. Познакомить детей с народной обрядовой игрушкой, с историей и традициями на Руси. Активизировать словарный запас новыми словами и понятиями: «кукла-оберег», «кукла-пеленашка», «лоскут», «безликая». Воспитывать любовь к народному искусству. Обобщить имеющиеся у детей знания о народных промыслах России. Воспитывать уважительное отношение к труду мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа. | 25 мин | |
25 мин | ||||
25 мин |
Критерии определения уровня освоения программы
Полученные в кружковой работе умения и навыки дети используют в играх (работа с природным материалом, изготовление композиций, составление аранжировок), инсценировках (рисование декораций, создание макетов интерьера), сюжетно-ролевых играх (работа с тканью, использование мотивов народных орнаментов).
Работа с родителями
Для достижения высоких результатов по данной программе большое значение имеет работа с родителями воспитанников. Необходимо их заинтересованное участие в процессе ознакомления дошкольников с дизайном. При этом используются: выступления на родительских собраниях, консультации, анкетирование, привлечение родителей к изготовлению и приобретению материалов для детского творчества, посещение родителями дней «открытых дверей», посещение родителями выставок детских работ.
Литература
- Головкова Л. В. Приглашаем в страну дизайна: Методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений. – Смоленск: СОИУУ, 2003.
- Доронова Т. Н. Развитие детей в изобразительной деятельности //Ребёнок в детском саду.-2004. №4
- Дорохова Е. изобразительная деятельность и театрализованные игры. – 1998.-№2.
- Игнатович С. Знакомим детей с искусством зодчества..//Дошкольное воспитание.-2006.-№2.
- Логунова Т. Первые урока дизайна. Учебное издание . - Мозайка – Синтез, 2002.
- Лыкова И. А. Миниатюры на яйце. – Издательский дом «Карапуз», 2003.
- Лыкова И. А. Букеты и приветы. – Издательский дом «Карапуз», 2005.
- Соломенникова О. А. Радость творчества. – Издательство Мозайка – Синтез, 2006.
- Швайко Г. С. Совет педагогов. Детский дизайн на занятиях по изобразительной деятельности. // Ребёнок в детском саду. – 2004. - №1.
- Ярыгина А. Дети и дизайн. // Дошкольное воспитание. – 2006. - № 2.
- Ярыгина А. Дети и графическая сценография. // Дошкольное воспитание. 2005. – 2005. № 11.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа музыкального руководителя ОО "Художественно-эстетическое развитие" 2-5 год обучения.
В основе рабочей программы (далее Программа) лежит принцип современной российской системы образования — непрерывность, которая на этапах дошкольного и школьного детства обеспечивается тесной коо...
Рабочая программа по художественно-эстетическому развитию Раздел «Музыка» вторая младшая группа 2019-2020 уч.год один год (срок реализации программы)
1. Целевой раздел1.1 Пояснительная запискаРабочая программа по художественно-эстетическому развитию (раздел Музыка) дошкольников разработана в соответствии с Основной общеобразовательной програм...
Рабочая программа по художественно-эстетическому развитию (Раздел «Музыка») средняя, старшая, подготовительная группы 2019-2020 уч.г. один год (срок реализации программы)
Рабочая программапо художественно-эстетическому развитию(Раздел «Музыка»)средняя, старшая, подготовительная группы2019-2020 уч.г.один год(срок реализации программы)...
Рабочая программа ООП ДО по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» «Музыка» 1 год обучения (дети 2-3 лет) Разработчик: Н.С. Гусейнова, музыкальный руководитель МБДОУ детский сад «Ласточка»
Рабочая программа ООП ДОпо образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»«Музыка»1 год обучения (дети 2-3 лет)...
Рабочая программа ООП ДО по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» «Музыка» 2 год обучения (дети 3-4 лет) Разработчик: Н.С.Гусейнова, музыкальный руководитель МБДОУ детский сад «Ласточка»
Рабочая программа ООП ДО по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» «Музыка» 2 год обучения (дети 3-4 лет) ...
Рабочая программа ООП ДО по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» «Музыка» 3 год обучения (дети 4-5 лет) Разработчик: Н.С.Гусейнова, музыкальный руководитель МБДОУ детский сад «Ласточка»
Рабочая программа ООП ДО по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» «Музыка» 3 год обучения (дети 4-5 лет) ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по «Художественно-эстетическому развитию» составлена на основе программы музыкального воспитания «Ладушки» И. М. Каплуновой, И .А. Новоскольцевой; программы по музыкально-ритмическому воспитанию детей Т. Сауко, А. Бурениной.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо «Художественно-эстетическому развитию»составлена на основе программы музыкального воспитания «Ладушки» И. М. Каплуновой, И .А. Новоскольцевой;программы по м...