Развитие продуктивных видов деятельности детей до 3-х лет.
статья по рисованию (младшая группа)

Касенкина Наталья Викторовна

Содержание:

1. Развитие изобразительной деятельности детей до 3х лет.

2. Игра в продуктивных видах деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_produktivnyh_vidov_deyatelnosti.docx25.69 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Развитие продуктивных видов деятельности».

                                                     

                                                     

                                                                                 

2018

Содержание:

1. Развитие изобразительной деятельности.

2. Игра в продуктивных видах деятельности.

1. Развитие изобразительной деятельности.

  1. Изобразительная деятельность ребенка двух лет.

Что может дать изобразительная деятельность для развития ребенка?

Изобразительная деятельность крайне важна не столько для овладения умением рисовать, сколько для развития общих способностей, которые проявятся в будущем в любых видах деятельности. Ранний, а затем дошкольный возрасты, наиболее благоприятные для их развития. Позднее восполнить пробел в полной мере будет невозможно. В этой деятельности идет интенсивное развитие эстетического мировосприятия, способности к творчеству, развитие интеллекта, нравственности. Дети, занимающиеся художественной деятельностью, способны эмоционально откликаться на окружающий человека мир, чувствовать красоту и безобразие в природе, в человеческих отношениях, в мире вещей, способны осознавать и выражать свои чувства. Ребенок более внимательно присматривается к окружающему. Он учится замечать и удивляться своеобразию, уникальности предметов и явлений. Как богаты, разнообразны, неповторимы краски неба в летний солнечный или в пасмурный и хмурый день, на восходе и закате солнца, как причудливы формы деревьев! У детей развивается способность почувствовать выразительность старой согнувшейся сосны, тонкой стройной юной березки-белоножки и могучего старого крепкого дуба; красоту и приволье широких просторов полей и особое богатство звучания тишины леса. У малыша познание, начинающееся с удивления, продолжается затем в изучении, разглядывании, практическом действии, экспериментировании с предметом, явлением. Возникает желание поделиться узнанным с близкими людьми через рисунок. Этим ребенок «подключает» близкого человека к сопереживанию. А если малыш умеет рассказать об увиденном и поразившем его явлении языком красок, линий и чувствует ответную эмоциональную реакцию близких людей, его зрителей,— он счастлив. Ощущение того, что тебя понимают и принимают, сопереживают твоему чувству, поддерживает у ребенка стремление больше видеть, узнавать, искать еще более понятный и выразительный язык линий, красок, форм. Так стимулируется творчества. При этом открываются большие возможности для совместного со взрослыми чувствования, переживания красоты и безобразия, успехов и неудач. Как это объединяет ребенка со взрослыми! Не оттого ли, что слишком мало в детстве бывает со-радования, со-огорчения, со-переживания, возникают впоследствии проблемы отцов и детей, неоправданного отдаления, непонимания, а то и неприятия друг друга, казалось бы, у самых близких людей? В процессе изобразительной деятельности развивается способность всматриваться, вслушиваться, анализировать предметы, явления, видеть в них общее и различное, быть внимательным, усидчивым, тренировать руку и глаз, упражняться в координации зрительных, двигательных анализаторов и т. п. 

Развитие изобразительной деятельности у малыша.

Изобразительная деятельность в том проявлении и значении, о котором мы только что говорили, формируется постепенно. Но ее истоки — в раннем детстве. Если вовремя создать условия для ее появления и развития, вовремя заметить и поддержать, она станет ярким средством самовыражения и развития вашего ребенка. Но для этого мамам и папам, всем, кто общается с малышом, надо знать, как возникает и развивается детская деятельность. С усложнением ее растет, развивается, изменяется и сам ребенок. Надо помочь ему в этом, но не спешить, не форсировать развитие. Для этого важно знать, почему малыш рисует, как он это делает и что у него получается.

Как вы думаете, как же появляется изобразительная деятельность и при каких условиях?

Вот ребенок подрос. Ему идет второй год. Мир широк, богат, разнообразен. Как много в нем интересного, непонятного, привлекательного, зовущего, запретного… Как хочется все узнать, потрогать. Вот на папином столе что-то белое, шуршащее. Листочек упал со стола и «приземлился» рядом с малышом. «Что же можно сделать с этим «дивом»? Пока не видит мама — попробуем на вкус… жуется, но не вкусно! Не вкусно, даже если набить полный рот. А вот и мама помогает вытащить изо рта эту «бяку». Что же с ней можно еще сделать?.. Попробуем помять… мнется и шуршит, рвется и опять шуршит, но по-другому. Это я заставляю ее шуметь. Она слушается меня… захочу, опять буду шуметь. Это моя «шумелка»… Как интересно! Что же с ней еще можно делать? Попробую…» Так же ребенок экспериментирует с карандашом, фломастером, глиной и т. д. Он делает свои открытия. Можно ли назвать это изобразительной деятельностью? Нет, конечно. Это один из видов познавательной деятельности. Малыш задает себе вопрос: «Что же это такое? Что с этим можно сделать?» — и познает мир предметов чувственным путем, исследуя их. Это истоки любой деятельности, в том числе и изобразительной. Поэтому надо позаботиться о том, чтобы в поле зрения малыша оказались изобразительные материалы. Чем ярче привлекательнее они будут, тем лучше. Это могут быть цветные карандаши, фломастеры, бумага. Ребенок быстрее их заметит, если они будут лежать отдельно от других предметов. Желательно, чтобы материал был достаточно прочным, так как малыш из потребности к исследованию всего и вся часто использует его не по назначению. Например, лучше дать фломастер с толстым стержнем, а вместо хрупких карандашей — цветные шариковые ручки. Не следует одновременно давать слишком много материала. Это рассеивает внимание ребенка, лучше, если он сосредоточится на одном-двух фломастерах. Итак, материал должен быть ярким, прочным, обеспечивать свободу и разнообразие действий, находиться в доступном для ребенка месте.

Развитие понимания изобразительных возможностей.

В чем цель? Продлить, закрепить интерес малыша к материалу, поддерживать его разнообразные познавательные действия (здесь и закладываются истоки будущей любознательности, инициативы, более сложной познавательной деятельности). Этот период может быть очень коротким, а может быть и довольно длительным. Когда у детей несколько снизится интерес к материалу, надо создать условия для возникновения нового интереса, нового побудителя деятельности.

Лепите, рисуйте на глазах у ребенка и для него, чтобы он, общаясь с вами, видел предназначение этих предметов. Постепенно для него будет значимым, интересным не только сам материал, но и действия взрослых с этим материалом. Малыш начинает подражать маме, папе, сестре. Он говорит: «Я рисую», «Я письмо пишу». Узнавайте, «прочитывайте» ваш рисунок вместе с ребенком. Для него образ, увиденный в рисунке (цыпленок, киска, машина),— это целое открытие. Он и не подозревал, что на бумаге может быстро появиться яблочко, домик и т. п. Таким образом, от интереса к материалу в ребенке зарождается интерес к соответствующему действию с ним, а затем и к результату этого действия — образу предмета, воплощенному в красках, линиях. Развитие действий с материалом и понимания его изобразительных возможностей может быть и стихийным. К примеру, манипулируя с фломастером, ребенок неожиданно черкнул по бумаге и увидел оставшийся яркий след. Это вызвало огромное удивление и радость. «Во какая!» — восклицает малыш. Не понимая еще, что на бумаге можно изображать что-то, он радуется яркой линии и тому, что она возникла от его воздействия. Ребенок стремится повторить действие: «Еще такую сделаю». С этого момента появился новый мотив его действий: ребенка привлекает не только и не столько материал, сколько возможность получить результат (след на бумаге). И теперь ему уже не все равно, отточен карандаш или нет.

Рекомендации к действиям взрослых.

Что же нужно делать взрослым в этот период? Закрепляйте интерес ребенка к действиям с материалом, к получению яркого следа на бумаге. Каким образом? Для этого необходимо предоставить ему фломастеры или цветные восковые мелки и бумагу большого формата. Можно использовать рулон дешевых обоев. Длинная и широкая полоса бумаги, расстеленная на полу, привлекает ребенка. Он спешит заполнить пространство листа точками, штрихами, линиями. При этом его действия часто проявляются в ритмических движениях. Ритм движений привлекает малыша, являясь дополнительным стимулом его действий с материалом. Надо дать ему возможность «изжить» желание черкать по бумаге, заполнять пространство листа. Движения с карандашом еще хаотичны, неорганизованны, ребенок не может контролировать их и управлять ими. Он нередко рвет бумагу, так как не способен регулировать силу нажима на карандаш, черкая, выходит за пределы листа бумаги, не управляет размахом движений. Но действия эти самостоятельны и самоценны. Попробуйте вложить карандаш в руку ребенка правильно. Он пока захватывает его кулачком, ему так удобнее, так как правильное положение пальцев требует более тонкой координации движений, работы мелких мышц. Ребенку это пока трудно, поэтому не настаивайте на правильном удерживании карандаша.

«Период каракулей».

Итак, вы ведете ребенка от манипулятивных действий с изобразительным материалом к использованию его по назначению. Что же мы видим на листке бумаги? Каков результат таких действий? На листе остаются штрихи, точки, «мотки», прямые и ломаные линии. Когда ребенок пытается замыкать линию, появляется нечто похожее на форму. Этот период в развитии изобразительной деятельности называется «периодом каракулей». На таком уровне деятельностного развития поведение малыша можно наполнить иным смыслом, более близким к собственно изобразительной деятельности. Надо показать, что в штрихах, точках, линиях, «каракулях» можно видеть какое-то содержание, образ. Но сначала надо дать возможность ребенку самому сделать «открытие», увидев в штрихах и линиях то зайчика, то яблочко, то машину. Возникает так называемый ассоциативный образ. Малыш радуется, увидев вдруг в «каракулях» знакомые предметы, радуется тому, что они могут появиться на бумаге, что источник их появления — он сам, что это результат его собственных действий.

Видение образа.

Если ребенок не видит образ, помогите ему. Видение образа - ступенька к следующему этапу развития изобразительной деятельности. Самое главное, что требуется от взрослых,— это проявить интерес к тому, что черкает ребенок на своем листке. Надо вместе с ним «читать» его рисунок, показывая, что в штрихах, пятнах может быть образ какого-то предмета, явления. «Какая длинная дорожка получилась!» — удивленно восклицает мама. Малыш не рисовал дорожку, просто черкал по листу. Однако образ, увиденный мамой, удивляет и радует его. Чтобы усилить интерес ребенка к образу, вызвать ассоциативную связь, то есть помочь увидеть в линии дорожку, поиграйте с ребенком, обыграйте рисунок. Поставьте на дорожку машину и покатайте ее, можно взять маленькую игрушку, например зайчика, и показать, как он скачет по дорожке. За неимением игрушки используйте предметы-заместители (кусочек бумаги, ткани, меха и др.), напоминающие воображаемый предмет. А иногда достаточно жеста, имитирующего движение того или иного персонажа. Такое обыгрывание рисунка развивает воображение малыша. А воображение — основа любого творчества, без воображения немыслимо развитие творческих способностей. В процессе такой игры ребенок лучше понимает смысл изобразительной деятельности, что важно для последующего ее развития. Вы догадались, от чего зависит появление у ребенка ассоциативного образа? Ну конечно, от его впечатлений, от опыта. Чем больше он видел, знает, чем ярче эти впечатления, тем больше возможностей для появления ассоциативного образа, богатого, разнообразного, интересного прочтения малышом своего рисунка, прочтения на уровне случайных ассоциаций. Ознакомление с окружающим миром вещей, живой и неживой природы, людей — основа образного прочтения ребенком своих картин, основа работы воображения. Итак, малыш с интересом ищет образ, содержание в своих бесформенных линиях. Это становится главным двигателем, стимулом его самостоятельных действий с изобразительным материалом. С того момента как ребенок понял, что на бумаге может появиться любой предмет, в общении с ним возможны вопросы типа: «Что ты нарисовал?» Когда ребенок отвечает на ваш вопрос, это свидетельствует о более высоком уровне воображения. Увидеть образ самому гораздо полезнее, чем по подсказке взрослого.

Понимание цели ребенком изобразительной деятельности.

Не пытайтесь в это время найти объективное сходство «каракулей» с изображаемым предметом. Его чаще всего нет. Но как же малыш находит это сходство? Иногда по форме (прямая линия — значит, дорожка), по цвету (красное — значит, яблочко или флажок, в зависимости от опыта), по массе (большое пятно — значит, слон), по ритму движения (стучит карандашом по листку, и это ему напоминает, как идет дождик, как горох сыплется и т. п.). Иногда ощущение сходства вызывается траекторией движений. Рука с карандашом бесцельно скользит по листу. Это вызывает в памяти след от самолета или движение машины (в зависимости от того, что произвело впечатление и что запомнилось). Малыш, как правило, не осознает, на основе каких признаков возникло «узнавание» образа. В процессе и в результате совместного «чтения» этих «каракулей» и их обыгрывания ребенок не только увидит образ (например, дорожку), но, радуясь своим возможностям, захочет повторить изображение: «Еще дорожку нарисую». Наступает очень важный момент в развитии деятельности. С этого периода ребенок не только понимает ее изобразительный характер — впервые появляется цель, поставленная им самим: «Яблочко! Яблочко! Еще нарисую яблочко». Сказанное вслух: «Еще нарисую…» — свидетельствует о появлении собственно изобразительной деятельности, первоначального замысла.

Итак, мы проследили, как зарождается и развивается детская изобразительная деятельность, какое значение она имеет, определили условия успешного развития малыша в этой деятельности. Помните, что все дети разные и условия их развития неодинаковы. Поэтому нет точных сроков развития их изобразительной деятельности. Все ее этапы один ребенок проходит медленно, поочередно; другой — быстро, как бы одномоментно. Вам важно видеть перспективу ее развития и создавать для этого соответствующие условия.

Основные ступени развития изобразительной деятельности.

Вспомним еще раз основные ступени развития изобразительной деятельности и ваши педагогические действия:

1. Ярко выраженный интерес малыша к изобразительному материалу и познавательные действия с ним.

Предоставляйте ребенку материал, позволяйте разнообразно действовать с ним. Поддерживайте его интерес к экспериментированию с материалом!

2. Интерес ребенка к действиям взрослых с материалом. Подражание взрослым, основанное на потребности в общении с ними, на интересе к действиям с материалом.

Рисуйте на глазах малыша и для него. Показывайте, как можно пользоваться материалом. «Читайте» свои рисунки вместе с ним.

3. Интерес малыша к следу, оставленному им на бумаге, и появление ассоциативного образа.

Знакомьте ребенка с окружающими предметами, явлениями. Рассматривайте предметные и малосюжетные картинки. «Читайте» и обыгрывайте детские рисунки-вкаракули». Удивляйтесь и радуйтесь им.

4. Появление первых замыслов, принятие малышом самостоятельного решения что-то нарисовать.

2. Изобразительная деятельность от двух до трех лет.

Рисование по замыслу.

К концу второго года ребенок поднялся на ступеньку выше в изобразительной деятельности. Он уже не просто называет, что случайно получилось в его «каракулях», он сам определяет содержание будущего рисунка: «Нарисую машину», то есть ребенок сам ставит цель, изобразительную задачу, впервые зарождается замысел. Новый этап в деятельности, рисование по замыслу, появляется примерно к двум годам: у некоторых детей чуть раньше, у других — чуть позже. Это зависит от многих условий. И сейчас малышу интересен материал и действия с ним; к рисованию его побуждает и подражание старшим, и потребность пообщаться с ними, и получить их одобрение. Но самый главный побудительный мотив — это сделанное ребенком «открытие»: в рисунке, на бумаге можно изображать все что угодно. Поэтому постепенно главным движущим мотивом рисования становится стремление малыша изобразить интересные для него предметы, явления, впечатления от них. В этом проявляется потребность еще раз пережить то, что взволновало, заинтересовало. Следует всячески поддерживать эту зарождающуюся тенденцию в действиях малыша. Каким образом, как вы думаете? Нужно продолжать выказывать заинтересованное отношение к результатам изображения, обыгрывайте их, поощряйте. В то же время обогащайте впечатления ребенка от окружающего мира. Чем ярче и эмоциональнее эти впечатления, тем больше оснований для появления у него новых замыслов. Малыш склонен повторять полученное изображение. Однако если вы внимательно понаблюдаете за ребенком, за его стараниями, то увидите, что он, как правило, не может повторить его.

В чем дело, почему он не может повторить только что выполненный рисунок? Причина заключается в том, что сходство «каракули» с предметом, явлением получилось случайно и малыш не осознает причину этого сходства: почему он увидел «солнышко», «яблочко» или «дорожку»? Если он даже и понял причину, то не владеет способом изображения, поэтому повторить его сложно. Как себя ведет ребенок в этом случае? Он может и не замечать, что изображение не получается, и с удовольствием продолжать черкать по бумаге, находя сходство с этим же или другими предметами. При этом один и тот же штрих, линия нередко приобретают разное смысловое значение в его толковании.

Что в этом случае следует делать взрослым?

Радоваться и удивляться вместе с ребенком сделанным им «открытиям», обыгрывая его рисунок, поощрять к повторению изображений, созданию новых. Не смущайтесь сменой названий одних и тех же «каракулей», это полезно. Ребенок утверждается в том, что на бумаге можно изобразить все, что ему угодно. Он испытывает радость от понимания, что на листочке может возникнуть целый мир, который его окружает, я этот мир появляется благодаря ему. Он воспроизводит его сам. Чем богаче и разнообразнее этот мир, отраженный в детском рисунке, тем лучше. Это развивает воображение, закрепляет у ребенка интерес к деятельности.

От чего зависит богатство содержания рисунков?

От опыта малыша.

Чем больше он видит, знает, тем больше возможность увидеть образы этих предметов, явлений в рисунках, тем больше замыслов возникает у него. Мы уже говорили о том, что надо поддерживать маленького художника в его смелости и уверенности, понимать и принимать его замыслы, радоваться результатам и обыгрывать эти первые художественные образы. Позднее наступит время, когда ваш малыш заметит, что яблоко на рисунке мамы, а тем более на картинке в книжке — более красивое, более похожее на настоящее, чем у него. Еще позднее он, тяжело вздохнув, скажет: «Я не умею» — и откажется рисовать. А значит, он откажется узнавать, понимать окружающий мир глазами и разумом художника и многое может потерять в своем развитии. Поэтому, когда ребенку исполнилось 2,5 года, программа приобщения его к изобразительному искусству может быть более сложной.

Обогащайте малыша яркими впечатлениями.

Надо продолжать  обогащать малыша яркими впечатлениями при ознакомлении его с миром вещей, природными явлениями, людьми и их действиями. Только в том случае, если восприятие предметов, людей, животных было эмоциональным, они становятся интересны детям, запоминаются, а значит, ребенок захочет заново пережить эти яркие впечатления в изобразительной деятельности, играх. Маленький художник всегда рисует только то, что его волнует, интересует, что оставило в памяти яркий след. Чем больше малыш видел, чем более эмоционально он это воспринимал, тем более разнообразной будет тематика его рисунков. Итак, если жизнь ребенка интересна, насыщена яркими впечатлениями, у него возникает желание рассказать об этом в рисунке, лепке, и темы изображения в таком случае разнообразны.

Формирование интереса к предметам изобразительного искусства.

Продолжаем воспитывать у малыша интерес к предметам изобразительного искусства (первые из них — иллюстрации в книжках, скульптура малых форм — статуэтки, художественно выполненная игрушка). Развивать у него способность замечать, понимать изображение знакомых предметов, явлений; умение эмоционально откликаться не только на содержание образа (малыш радуется: «узнал» птичку, мишку и др.), но и на художественную форму: яркий цвет, блестящую, гладкую поверхность глины, камня и т. п. (надо, чтобы он любовался, гладил ладошкой, выражал отношение в улыбке, слове). Приобщая ребенка к восприятию доступного изобразительна искусства, вы помогаете ему не только лучше понимать и чувствовать мир, но тем самым лучше понять и смысл его собственной изобразительной деятельности. Он осознает, что окружающий его мир существует еще и в образах. Это одновременно сложная и важная задача умственного развития детей. Ведь малыш далеко не сразу понимает, что предметный мир может существовать в изображении. Повторное открытие знакомых и интересных ему вещей в художественных образах радует ребенка. Показывайте ему образы (в рисунке и скульптуре), яркие по цвету, динамичные, изображенные достаточно крупно. Если это рисунок, то он не должен теряться среди других изображений (композиция простая, изображение предметное или малосюжетное).

Какие способы изображения доступны малышу?

Педагогами установлено (Е. А. Флерина, Т. Г. Казакова, Т. С. Комарова), что в рисовании ребенку этого возраста доступно изображение отдельных предметов, явлений с помощью ритмичных мазков — цветовых пятен («листочки»), штрихов карандашом, фломастером («дождь»), линий прямых и замкнутых, горизонтальных и вертикальных («дорожки», «ленточки» и т. п.). Малыш может воспринимать, чувствовать и передавать яркие цвета окружающих предметов (цветочки, шарики). Таким образом, линия, ритм штрихов и цветовых пятен — те изобразительно-выразительные средства, которые доступны вашему ребенку. Он их может легко освоить, если вы ему поможете. Одновременно малыша надо приучать к правильным приемам работы с карандашом, с кистью и красками (гуашь). Техника рисования карандашом (Т. С. Комарова) такова: надо научиться брать карандаш тремя пальцами, держать его большим и средним, придерживая сверху указательным, и правильно действовать с ним. Кисть не бросать, а ставить на подставку, держать в пальцах, а не в кулачке, выше железного наконечника; набирать краску только ворсом кисти, снимая о край баночки лишнюю; промывать кисть после рисования и осушать, легко прижимая к салфетке.

Лепка.

Малыши этого возраста любят лепить. Вместе с вами они лепят пирожки из теста, из снега — снежную бабу, из мокрого песка и глины строят дома, дороги, лепят зверюшек и т. п. Этот материал послушный, податливый, и потому малыш его любит (за редким исключением, когда боится измазать руки). В комочке глины он быстрее видит образ: зайку, мишку, человечка, конфету. Лучше всего лепить из влажной, хорошо промешанной глины. Этот материал более пластичен, послушен и более гигиеничен, чем пластилин.

Каким изобразительным действиям можно учить малыша в лепке? Прежде всего отщипывать комочки глины разной величины, затем раскатывать их между ладошками и расплющивать. Следует приучать малыша вместе с мамой, а потом и самостоятельно убирать материал со стола, мыть руки после лепки.

Формируем правильные технические навыки.

Знакомьте детей с миром, смотрите, что малыш изображает, играйте с ним при рисовании, побуждайте игровыми вопросами, советами развертывать содержание, сюжет рисунка (не спешите придумывать за него), покажите ему доступные способы изображения (если он не находит их сам). В игровой форме стимулируйте их повторение. Следите при этом, чтобы материалом ребенок пользовался разумно. Контроль и упражнение помогают вырабатывать правильный навык, освоение элементарной техники рисования может быть веселым, радостным. Однако овладение карандашом, кистью происходит медленно. Малыш пытается взять карандаш кулачком, сильно нажимает, набирает на кисточку слишком много краски, рисуя, выходит за пределы контура и т. п. Не отчаивайтесь, не огорчайтесь и не огорчайте «художника» недовольными замечаниями, оценками. Возьмите карандаш, кисть и правильно вложите в руку малыша, не выпуская ее, нарисуйте вместе, чтобы он почувствовал движение, его силу, направление, ритм.

В процессе рисования поправляйте ребенка по мере надобности. Покажите еще раз, как карандаш (кисть) лежит на среднем пальчике, как большой палец сбоку держит карандаш и не дает ему падать, а указательный «забрался» наверх и помогает большому пальчику. Ребенок легче, быстрее овладевает карандашом, фломастером, а потом уже кистью, так как кисть мягкая и ребенок слабее чувствует и осваивает рисовальные движения. Важно, чтобы у малыша с самого начала формировались правильные технические навыки. Поэтому необходимы ваше внимание к его действиям, терпеливый и настойчивый показ, повторение способов действия, упражнения и контроль за действиями. Поощрение очень важно и в этот период развития малыша.

Рисование ладошками и пальчиками.

В настоящее время в детском саду практикуется способ рисования пальчиками, ладошками. На листе бумаги легко создаются изображения падающих листьев, «следы» зверей. Изобразительно-игровым способом ребенок не просто показывает, как шагает маленькая кошка (пальчиком), как топает большой медведь (ладошкой), но и воображает себя этой кошкой и медведем.  Образы воображения возникают легко, и это полезно. Но не задерживайте ребенка долго на таком способе рисования. Во-первых, далеко не все, а лишь отдельные предметы и явления можно изображать таким образом. Да к тому же краски расходуется больше, чем при рисовании кистью или тампоном, и малыша приводить в порядок приходится чаще. Но главное в том, что кисть более универсальна и несет в себе большие изобразительные возможности, иначе человечество давно отказалось бы от этого инструмента и рисовало руками.

Каких успехов можно ждать от малыша к трем годам:

1. Ребенок проявляет интерес к изобразительной деятельности, стремится заниматься ею по собственной инициативе, рассказывать вам о своих интересах в рисунке.

2. Видит образ в своих рисунках и лепке; рассказывает, что рисует и лепит, обыгрывает рисунки; радуется тому, что у него получается; делится с вами своей радостью.

3. Знает, где лежит материал.

4. Умеет пользоваться изобразительным материалом: держать карандаш, кисть и действовать ими (набирать краску, промывать кисть, обсушивать).

5. Достаточно смело и уверенно выполняет изобразит действия: рисует линии (прямые, замкнутые), штрихи пятна, охотно и смело лепит: отрывает кусочки, скатывает.

6. Начинает выполнять изображение, узнаваемое другим людьми.

Бывает так, что при всех ваших стараниях успехи малыша не столь очевидны. Не печальтесь — все дети разные, темпы их развития тоже. Ваш малыш достигнет необходимого уровня несколько позднее. Продолжайте заниматься с ним рисованием и больше разговаривайте по поводу его рисунка. Поддержите его стремление рисовать, отнеситесь к нему бережно,— малыш фактически рассказывает вам о себе, о том, что его волнует, радует, огорчает. Сохраните это желание общаться с вами через рисунок. Это начало более длительного, регулярного, содержательного общения и взаимопонимания. Как важно, чтобы ребенок не захлопнул перед вами свою душу, обиженный невниманием или неосторожной оценкой. Помните: он ждет поддержки и поощрения. Насмешки, даже самые безобидные, недопустимы. Всякая насмешка навсегда лишает взрослого духовной близости со своим ребенком, а следовательно, лишает возможности направлять его развитие.

2. игра в продуктивных видах деятельности.

Объединяя игру с обучением, получаем возможность сделать процесс обучения осмысленным и интересным. Самое главное– заинтересовать малышей, пробудить творческую активность.  Игры - занятия по обучению детей раннего возраста развитию речи через рисование, аппликацию, лепку и основы сюжетного конструирования строется на сочетании разнообразных видов деятельности (ознакомлении с природой, искусством, изобразительная деятельность, игра) с различными направлениями воспитательной работы. При обучении детей рисованию, аппликации, лепке, сюжетному конструированию необходимо активно использовать  игру. Обыгрывание сюжета рисунка, аппликативной работы, поделок из пластилина и соленого теста, построек из строительного материала с помощью различных игрушек и предметов, всегда сопровождаю эмоциональными комментариями, активно использую литературный материал: стихи, потешки, загадки, сказки. Такой метод обучения позволяет мне заинтересовать малышей, дольше удерживать их внимание, создать необходимый эмоциональный настрой и положительный мотив деятельности.

Занятия по рисованию, аппликации, лепке, сюжетному конструированию являются одновременно и занятиями по развитию речи. В процессе обыгрывания сюжетов работ по продуктивной деятельности я всегда веду непрерывный разговор с детьми. Такая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, способствует речевому подражанию, а в дальнейшем организует настоящий диалог с игрушечными персонажами или со взрослым, тем самым стимулирует развитие коммуникативной функции речи детей раннего возраста.

ЛИТЕРАТУРА :

1. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. - М.: Академия, 1999.

2. Психология/ Под ред. Б.А. Сосновского. – М.: Юрайт – Издат, 2005. – 660с. 

3.  Мухина М.В. Возрастная психология. - М.: Академия, 2000.

4. Доронова Т.Н. Развитие детей в изобразительной деятельности.// Ребенок в детском саду. - 2005. - № 1.

5. Комарова Т.С. Изодеятельность в детском саду: обучение и творчество. - М.: Педагогика, 1990.

6.Урунтаева Г.А. дошкольная психология. - М.: Академия, 2000


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация «Развитие продуктивных видов деятельности у детей дошкольного возраста»

Об особенностях развития изобразительной деятельности в дошкольном возрасте....

СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ «РАЗВИТИЕ ПРОДУКТИВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Формирование методической компетенции педагогов в области развития продуктивных видов деятельности, обучение методическим приемам организации совместной деятельности ребенка и взрослого, детского колл...

Развитие продуктивных видов деятельности в дошкольном возрасте

Предпосылками продуктивных видов деятельности, так же как игры и труда, выступают потребность малыша в самостоятельности и активности, подражание взрослому, освоение предметных действий, формирование ...

КАРТОТЕКА ИГР НА РАЗВИТИЕ ПРОДУКТИВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

картотека игр на развитие продуктивных видов деятельности...

Эффективные практики развития продуктивных видов деятельности воспитанников дошкольной образовательной организации.

В процессе продуктивной деятельности формируются у ребенкадошкольного возраста важные качества личности: умственная активность,любознательность, самостоятельность, инициатива, которые являютсяосновным...