Статья на тему: "Фрактальное рисование как метод развития творческих способностей детей дошкольного возраста"
статья по рисованию на тему

Янчурина Юлия Рамилевна

Фрактал - геометрический объект, который можно увидеть в разных частях сам, или по крайней мере что-то очень похожее на весь фрактал. Метод фрактального рисования базируется на использовании взаимосвязей между ручной "моторикой" человека и его психическими и психофизиологическими состояниями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья на тему: «Фрактальное рисование как метод развития творческих способностей детей дошкольного возраста».

Метод, получивший название "фрактальный", был впервые применен в 1991 г. на семинарах, посвященных проблемам резервных возможностей человека и способам их самореализации. На метод не влияют ни этнические, ни национальные, ни территориальные различия. Возраст людей прошедших метод от 6 лет до 96 лет. Везде, где применяется этот метод, –  результат всегда одинаково высок. Простота и доступность метода основана на надежной научной базе – работы Б. Мандельброта, Е. Файдыш, М. Люшера, Полуяхтова Т.З, Комов А.Е. и др.

Название происходит от латинского слова «fractus» (что означает «из частей»). Формально, фрактал – геометрический объект, который можно увидеть в разных частях сам, или по крайней мере что-то очень похожее на весь фрактал.

Суть метода, базируется на использовании взаимосвязей между ручной "моторикой" человека и его психическими и психофизиологическими состояниями. Рисунок несёт информацию о состоянии души и тела. Данный метод основывается также на учёте рационального и интуитивного в восприятии человека и в его творческой активности. Это уникальный метод, который позволяет соприкоснуться с чем-то важным внутри нас, чему обычно мы не даём ни облика, ни голоса, но оно не только живо в нас, но и сильно влияет на наши выборы, желания, на качество нашей жизни. Метод позволяет задействовать глубинные механизмы подсознания, позволяет улучшить состояние своего здоровья, гармонизировать ситуации, связанные с творческими и межличностными проблемами.

Главная задача метода фрактального рисования – самовыражение человека через рисунок, выполненный по определённым правилам. Происходит замена слов рисунками – это переход не только к новой системе кодирования информации, но и к новым методам описания окружающего нас мира.

При освоении метода проявляются творческие возможности, которые без сомнения есть в каждом из нас. Фракталы являются символом нового этапа развития, способа познания окружающей действительности.

Материалами и инструментами для фрактального рисования служат набор цветных карандашей, фломастеров и ручек по возможности большего количества цветовых оттенков; лист бумаги, шариковая (гелевая) ручка черного или темно-синего цвета, в крайнем случае, черный тонкий фломастер, либо цветной черный карандаш.

Существует несколько правил рисования в технике «фрактал». Рассмотрим один из них:

1. Лист перед собой расположить по горизонтали;

2. Шарик ручки устанавливаем в любой точке листа;

3. Закрыв глаза, 45 – 60 сек. рисуем непрерывную линию, стараясь заполнить как можно большую площадь листа;

4. Линия должна быть четкая и хорошо прочерченная;

5. Скорость движения ручки средняя, без резких росчерков;

6. Рисуем спокойно, стараясь разнообразить направления линий, с большим количеством пересечений по горизонтали, вертикали и диагонали, выполняя круговые, овальные, геометрические и любые другие контуры, стараясь разнообразить движения кисти руки и не допуская частых повторов: только круговых форм; только петлеобразных форм; только 8-образных форм; только углообразных форм.

7. Белый фон рисунка необходимо оставить идеально чистым, без помарок, пятен и надписей.

8. Закрашивая  рисунок, карандаши, фломастеры и цветные ручки (из общего набора) надо брать только с закрытыми глазами.

Несколько полезных советов:

– начало и окончание линии обязательно подведите или закруглите к ближайшей точке пересечения. Еще раз подчеркиваем, что линию ведем плавно, со средней скоростью (не очень быстро и не очень медленно). Рука движется свободно, как бы сама собой. Не изображайте знакомые фигуры (цветы, домики, деревья и др.);

– соотношение крупных, средних и мелких ячеек на площади рисунка должно быть близким к 1/3, т. е. треть больших, треть средних, треть маленьких;

– если, открыв глаза, Вы обнаружили, что в рисунке получилось большое количество крупных ячеек, необходимо закрыть глаза и еще некоторое время наносить линию, стараясь не выходить за пределы листа;

– при закрашивании необходимо помнить, что соседние ячейки, разделенные линией, нельзя заполнять одним и тем же цветом. Допускается закрашивание соседних ячеек, если они соприкасаются в точке пересечения. Нельзя закрашивать одним оттенком или цветом группу ячеек;

– ячейки необходимо закрашивать без штрихов, аккуратно и ровно. Самые маленькие ячейки старайтесь закрашивать только ручкой;

– карандаши надо брать из общей массы, с закрытыми глазами: что попадется в руки. Сами ячейки закрашивайте открыв глаза, не выбирая место расположения ячейки: куда рука карандаш поставила, там и закрашивайте;

– одним цветом можно закрасить либо одну ячейку, либо несколько ячеек в разных местах рисунка, но не более 10—15. В случае, когда в руки попадается карандаш одного и того же цвета, и нет желания использовать этот цвет, необходимо закрасить хотя бы одну ячейку и лишь затем поменять карандаш;

– допускается и рекомендуется использовать при закрашивании одновременно и карандаши, и фломастеры, и ручки.

Современный мир динамичен, меняющийся и не всегда предсказуем. Метод фрактального рисования является идеальной возможностью восстановления здоровья, открывает путь к решению многих проблем и задач, способствует развитию творческих способностей. С первого взгляда все очень просто – закрываешь глаза и рисуешь. Метод уникален по своей простоте и доступности. Для его осуществления достаточно иметь желание, цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки и рисовальную бумагу. 

Выполняя определенные технологические действия, которые формируют основу фрактального метода, можно извлечь информацию из глубокого подсознания и вынести ее на внешний уровень сознания. А так как не существует внешних раздражителей (рисуем с закрытыми глазами, выбирая цвет не глядя), достигается главная цель: отключенный разум уступает место неосознанной области, что способствует раскрытию творческого потенциала.  

Такой рисунок дает возможность с легкостью включать ребенка в творческий процесс. Дети очень любят рисовать, а при закрашивании фракталов у них развивается мелкая моторика.

Каков же результат такого творчества? Дети испытывают удивление, переживают эмоциональный, раскрывается их внутренний мир.

Фрактал – частично сходный с оригиналом продукт. 
Держа в руках фрактальный рисунок, мы должны понять, что это не просто рисунок, а совершенно уникальное творение, которое зеркально отражает авторскую индивидуальность, в котором даже самая мелкая деталь воспроизводит и повторяет все, что именно для него характерно. 

Таким образом, применение метода фрактального рисования способствует раскрытию творческого потенциала, конечный продукт которого мы видим в виде необычных рисунков, способных удивить не только детей, но и взрослых!

https://pp.userapi.com/c625129/v625129411/9d2f/oelKb04lulQ.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Использование нетрадиционных техник аппликации как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста".

На современном этапе развития дршкольной педагогики проблему детского творчества невозможно рассматривать отдельно от вопросов обучения изоброзительной деятельности. Именно нетрадиционные техники аппл...

Статья "Использование нетрадиционных техник аппликации как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста".

Одним из наиболее близких и естественных для ребёнка-дошкольника видов деятельности, является изобразительная деятельность. Изобразительная деятельность в детском саду - эффективное средство поз...

Эффективные методы развития творческих способностей детей дошкольного возраста

В статье представлены методы и приёмы развития творческих способностей детей дошкольного возраста с учетом их возрастных особенностей....

Статья «Использование нетрадиционных техник аппликации как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста».

laquo;Использование нетрадиционных техник аппликации как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»....