Эффективные методы развития творческих способностей детей дошкольного возраста
статья на тему
В статье представлены методы и приёмы развития творческих способностей детей дошкольного возраста с учетом их возрастных особенностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
effektivnye_metody_razvitiya_tvorcheskih_sposobnostey_u_detey.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Эффективные методы развития творческих способностей у детей
Подготовила: воспитатель ГБДОУ №108
Фрунзенского района СПб
Мазник Т.С.
Творческий потенциал в современном обществе очень ценится в любой профессии, поэтому его нужно раскрывать в ребёнке как можно раньше. Многие родители слишком зацикливаются на сенсорных каналах, памяти, мышлении, очень часто напрочь забывая о его воображении.
А ведь, если своевременно начать развитие творческих способностей у ребенка дошкольного возраста, то в дальнейшем ему гораздо легче будет даваться процесс обучения по многим предметам, которые сегодня требуют креативного подхода. Да и во взрослой жизни, даже если малыш не станет знаменитым актёром или популярным певцом, он сможет креативно подходить к решению многих задач, которые будут вставать на его жизненном пути. Не всё зависит от природных способностей: нужно уметь развить эти задатки.
Понятие творческих способностей
Чтобы своевременно обеспечить полноценное развитие творческих способностей детей, нужно представлять, что это такое. Это комплексное понятие, включающее несколько составляющих, на которых родители и должны акцентировать внимание:
- стремление к открытиям;
- умение познавать;
- активность;
- фантазия;
- инициативность;
- стремление к познанию;
- умение находить нестандартное в привычных явлениях и вещах;
- живость ума;
- умение изобретать и открывать;
- свобода воображения;
- интуиция;
- умение на практике применять полученные знания, опыт;
- открытия и изобретения.
Обычно у детей дошкольного возраста желание познать всё новое и неизведанное просыпается уже в 2–3 года. Однако родители не всегда всерьёз относятся к фантазиям и небылицам своего малыша — и совершенно зря. Ведь именно в этом могут проявляться его первые, ещё не сформированные творческие способности. Взрослые об этом начинают задумываться уже ближе к школе, лет в 5–6, когда поезд ушёл. Так со скольки же лет начинать первые занятия по развитию креативного потенциала в детках?
Возрастные особенности
Творческие особенности личности начинают проявлять себя уже в раннем возрасте. И как только они будут замечены молодыми родителями, нужно тут же подхватывать эту эстафету и начинать заниматься с ребёнком. Иначе учителям приходится начинать с нуля, когда у детей не сформированы элементарные навыки творческой деятельности.
Каждый период характеризуется своими особенностями в развитии творческого потенциала малышей:
- 1–2 года: кто-то красиво двигается под музыку, точно улавливая её ритм; некоторые создают собственные картины; другие любят находиться в центре внимания — вот и нужно развивать творческие способности детей по их интересам и природным задаткам;
- 3–4 года: пик творческой активности малышей, и даже если вам кажется, что кроха ничем особенным не обладает, всё равно это не повод забросить занятия — напротив, нужно как можно больше и чаще обращаться к упражнениям и играм, развивающим творческие способности;
- 5–6 лет: занятия усложняются новыми заданиями, подготавливая дошкольника к дальнейшему процессу обучения и развивая в нём воображение, фантазию, таланты;
- 7–8 лет: младший школьный возраст характеризуется тем, что в это время начинается серьёзная творческая деятельность — изобразительная, музыкальная, театральная, и в каждой области ребёнок должен суметь себя проявлять, хотя доминировать будет какая-то одна, к которой у него имеются природные задатки.
Если ребёнок начинает усиленно врать, фантазировать, жить в собственном выдуманном мире, родители не должны спешить его ругать и наказывать. Скорее всего, в подобной ситуации виноваты сами взрослые, которые упустили нужный момент и не смогли направить творческие способности своего чада в нужное русло, и теперь они находят выход вот таким способом — через ложь. Многие родители оправдываются, что не имеют педагогического образования и не знают, что делать в таких случаях. Это отговорки, потому что существуют различные методы развития творческих способностей детей — достаточно простые и понятные.
Методы
Обычно методы развития творческих способностей используются на занятиях в детском саду, но они вполне пригодны и для применения их в домашних условиях. Это позволит родителям более полноценно оценить итоговые результаты.
1. Окружающий мир
- совместное обсуждение с ребёнком, что происходит вокруг на улице, дома, в транспорте;
- рассказы о животных и растениях;
- объяснение элементарных процессов, происходящих вокруг;
- ответы на все интересующие малыша вопросы: почему, как, зачем и откуда.
2. Развивающие игры
- покупайте детям настольные развивающие игры;
- у них должно быть много полезных, а не развлекательных игрушек;
- они должны соответствовать их возрасту;
- мозаики и конструкторы — самый оптимальный вариант.
3. Рисование
- очень часто творческие способности ребёнка раскрываются в изобразительной деятельности, так что у него всегда должны быть под рукой качественные, удобные, яркие карандаши, краски, фломастеры;
- не жалейте бумаги на это дело;
- никогда не ругайте кроху за изрисованные стены и испачканную в красках одежду: возможно, это и есть тот самый творческий хаос;
- сначала — изучите цвета, затем — познакомьтесь с геометрическими фигурами, покажите, как создаётся рисунок, а потом просто наблюдайте за результатами.
4. Лепка
- лепка развивает маленькие пальчики, творческие способности детей + к тому же позволяет им проявить всю их буйную фантазию;
- вначале пусть это будут простейшие шарики, лепёшки, колбаски, колечки;
- после этого они начнут сами лепить более сложные фигуры;
- пластилин должен быть ярким и мягким.
5. Чтение
- детям нужно читать в любое время дня, а не только ночью, причём не менее получаса в сутки, как утверждают специалисты;
- книги должны быть подобраны по возрасту и интересам;
- старайтесь знакомить ребёнка с разными жанрами произведений: сказками, рассказами, стихами;
- берите малышей с собой в библиотеку;
- книга дарит полёт фантазии и открывает огромные возможности для детского воображения, развивает творческие способности;
- тут же разыгрывайте сценки из книг, читайте по ролям, так как творческий потенциал можно выявить и через театрализованную деятельность: обычно этот метод нравится деткам любого возраста.
6. Музыка
- с младенчества давайте слушать крохе классическую музыку и детские песенки;
- пойте ему колыбельные как можно дольше;
- это развивает память и образное мышление.
Развивать творческие способности детей нужно не от случая к случаю, а везде и всегда. Родители должны создать ребёнку такую окружающую среду, которая будет способствовать его развитию: обеспечить его инструментами (красками, пластилином, конструктором и пр.), хвалить за успехи и терпение в достижении определённых результатов. Взрослые должны в пределах разумного давать волю детской фантазии и не сдерживать его креативной активности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
К конкурсу профессионального мастерства "Педагог года - 2017", конкурсное задание "Педагогическая находка": «СОЦИО-ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Педагогическая находка: «СОЦИО-ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД РазвитиЯ коммуникативных способностей ДЕТЕЙ дошкольнОГО ВОЗРАСТА»...
Статья на тему: "Фрактальное рисование как метод развития творческих способностей детей дошкольного возраста"
Фрактал - геометрический объект, который можно увидеть в разных частях сам, или по крайней мере что-то очень похожее на весь фрактал. Метод фрактального рисования базируется на использовании взаимосвя...
Презентация «Формы и методы развития творческих способностей детей дошкольного возраста»
Развитие творческих способностей детей....
Мастер-класс для педагогов «Нетрадиционная техника рисования Эбру – как эффективное средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»
Мастер-класс для педагогов «Нетрадиционная техника рисования Эбру – как эффективное средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»...
Нетрадиционные техники рисования как эффективное средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях ДОУ
Нетрадиционные техники рисования как эффективное средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях ДОУ...
Современные игровые технологии как эффективный метод развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ это система игровых методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр....
Мастер-класс для педагогов «Нетрадиционная техника рисования эбру – как эффективное средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»
Цель: Повышение мотивации педагогов к овладению нетрадиционными техниками рисования, как средством развития воображения, фантазии у детей дошкольного возраста....