Конспект занятия "Роспись петуха по мотивам дымковской игрушки"
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) по теме

Клюкина Галина Николаевна

Учить детей расписывать  петуха по мотивам дымковской игрушки, подмечать и отражать в работе особенности петуха: пышный хвост, волнообразные крылья, гребешок – корона.  Воспитывать  у детей интерес и уважение к народным промыслам.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rospis_petuha_po_motivam_dymkovskoy_igrushki.docx25.72 КБ

Предварительный просмотр:

  Тема: «Роспись петуха по мотивам дымковской игрушки».

Возрастная категория:  дети подготовительной группы.

Интеграция областей: Социально - коммуникативное развитие, познавательное  развитие, речевое развитие, художественно - эстетическое развитие, физическое  развитие.

Цель:  - учить детей расписывать  петуха по мотивам дымковской игрушки, подмечать и отражать в работе особенности петуха: пышный хвост, волнообразные крылья, гребешок – корона.

Задачи:

образовательные:   - закреплять элементы дымковской росписи;

-отрабатывать умение аккуратно раскрашивать  крылья, оперение хвоста; голову игрушки, делать её красивой, выразительной, похожей на настоящую;
- изучать свойства глины;

развивающие: - развивать познавательный интерес, творческие способности;

воспитательные: - воспитывать у детей у детей интерес и уважение к народным промыслам.

Предварительная работа: знакомство с дымковским промыслом, рассматривание дымковских игрушек, роспись  дымковской утки, заучивание стихотворений о дымковских игрушках.

Оборудование и материалы: экран, проектор, ноутбук, различные виды глины, миски, стаканы, мерная ложка, воронка, марля, вода,  глиняные заготовки петухов, кисточки, гуашь разных цветов, влажные салфетки.

Ход НОД:

Воспитатель:  Ребята, сегодня на занятие к нам пришли гости, давайте поприветствуем их, скажем всем здравствуйте, улыбнёмся друг другу и начнём занятие.

Воспитатель: Ребята,  по дороге в детский сад я увидела сороку.

Сорока - белобока  по городу летала,

По деревьям скакала.

Принесла в клюве письмо. (Показывает детям конверт)

От кого оно? (Открывает конверт)

«Здравствуйте, ребятки, -

Мишутки и Ванятки, Тани, Сани, Пети и другие дети!

Если любите играть,  лепить и рисовать,

Приезжайте в гости! Милости вас просим! »

                                                      Игрушки из села Дымково.

Ребята, хотите отправиться в гости к дымковским игрушкам?

Ответы детей: Хотим.

Воспитатель: Так давайте полетим. На чём летают в сказках?

Ответы детей: В сказках летают в ступе, в сапогах-скороходах, на метле, на ковре-самолёте.

Воспитатель: Предлагаю воспользоваться ковром-самолётом. На нём всем нам хватит места.

(Приглашает детей стать на ковёр)

- Все готовы? Ковёр взлетает. Закройте глаза и представьте, как мы летим.

Раз, два, три, четыре, пять,

Начал наш ковёр взлетать

Над полями, над горами, над высокими лесами.

Мы быстрее ветра мчимся.

Глядь – и мигом приземлимся.

- Смотрите-ка!  А вот и место нашего приземления! С давних пор здесь были расположены мастерские, в которых делали дымковские игрушки. Кто из вас помнит, где был основан этот промысел?

(Слайд №2 «Село дымково»)

Ответы детей: Этот промысел был основан в селе Дымково.

Воспитатель: А почему это село так называли, Дымково?

Ответы детей: Зимой, когда топятся печи, летом, когда сильный туман, всё село – будто в дыму, дымке. Поэтому село назвали Дымково, а игрушки – дымковскими.

Воспитатель: 

Дым из труб идет столбом,

Точно в дымке все кругом.

 Голубые дали.

 И село большое Дымково назвали.

(Слайды №3 - 5 «Изготовление дымковских  игрушек»)

Воспитатель: Ребята, а из чего делали игрушки?

Ответы детей: Игрушки делали из глины.

Воспитатель: Что делали с фигурками после лепки?

Ответы детей: Сушили, обжигали в печи, белили и раскрашивали.

Воспитатель: Кто делал эти игрушки?

Ответы детей: Игрушки делали женщины и дети. А потом весной продавали их на ярмарке.

Воспитатель:  А почему игрушки делали,  именно   из глины, мы узнаем, если пройдём к первому столу.

 (Рассматривание глины разных цветов)

Воспитатель: Обратите внимание, что глина бывает разного цвета. Какого цвета глину вы видите?

Ответы детей: Белого, голубого, чёрного и красного.

Воспитатель: Попробуем провести опыты с глиной и узнаем, почему люди использовали глину для изготовления игрушек?

(Опыты с глиной)

Опыт №1 «Глина сыпучая»

Цель: познакомить с таким свойством глины, как сыпучесть.

Вывод: сухая глина легко пересыпается.

Опыт № 2 «Не пропускает воду»

Цель: познакомить с особым свойством глины – не пропускать воду.

Вывод: частички глины плотно скреплены друг с другом, поэтому вода сквозь них не проходит.

Опыт № 3 «Отличие сырой глины от сухой»

Цель: увидеть отличие сырой глины от сухой.

Вывод: сухая глина сыпучая, светлая по цвету; сырая глина вязкая, пластичная (из неё можно что – нибудь лепить, так как её частички связаны друг с другом, цвет сырой глины более тёмный, чем у сухой глины).

Воспитатель: Сырая глина вязкая, пластичная  и из неё можно что – нибудь лепить. Это свойство глины мастера использовали для изготовления своих игрушек.

Воспитатель: Ребята, нас к себе пригласили дымковские игрушки, давайте зайдём к ним в гости.

(Слайд № 6 «Дымковские игрушки»)

- Какие игрушки, дети, вы здесь видите?

Ответы детей: уток, петушков, индюков, барышень

Воспитатель: Что общего у всех игрушек?

Ответы детей: Белый фон, яркие цвета.

Воспитатель: Ребята, раз уж мы оказались в мастерской дымковской игрушки. То вы сейчас не детвора, а все чудо-мастера!

Сегодня мы попробуем расписать дымковскую игрушку.

(Дети с воспитателем подходят к столу, на котором стоят глиняные заготовки петухов.)

Поглядите, что за птица!

Кто не взглянет удивится!

Хвостик, клюв и оперенье –

Просто чудо, загляденье!

Ребята, как вы думаете, что это за птица?

Ответы детей: Это петух.

Воспитатель: Правильно, это дымковский петух. Давайте рассмотрим его.

Какой у него хвост?

Ответы детей: Хвост у петуха изогнутый, пышный.

Воспитатель: Какие у петуха крылья?

Ответы детей: Крылья у петуха волнистые.

Воспитатель: Какой гребешок у петуха?

Ответы детей: Гребешок у петуха, как шапочка, как корона.

Воспитатель: Да, хвост у петуха пышный, крылья волнообразные, а гребешок, как корона. Что не хватает другим петухам на столе?

Ответы детей: Красок, цветов.

Воспитатель: Сегодня мы попробуем расписать, раскрасить яркими цветами дымковскую игрушку. Какие цвета нам понадобятся?

(Показ образца)

Ответы детей: красный, жёлтый, синий, зелёный и чёрный.

(Слайд №:7 «Элементы дымковской росписи»)

Воспитатель:

Какие элементы дымковской росписи вы знаете? Какие элементы мы будем использовать для росписи петуха?

Воспитатель:

- Как расписать петушка я сейчас вам покажу.

(Слайд №8  Технологическая карта.)

 Первыми мы закрашиваем у петушка бородку и гребешок красным цветом. Промываем хорошо кисточку, набираем жёлтую краску  и аккуратно закрашиваем клюв, круг на груди, перья на крыльях . Затем ватными палочками ставим точки жёлтой краской на грудке петушка. И в завершении раскрасим перья на хвосте синей краской.  Посмотрите, какой красивый  получился петушок!

Воспитатель: Я вижу - вы готовы приступить к росписи дымковского петуха. Проходите в мастерскую и садитесь на свои места. Прежде чем приступить к работе, давайте подготовим наши пальчики

Физкультминутка.

Всем , ребята, прямо  встать,

(дети встают)

Руки медленно поднять,

(поднимают руки вверх)

Пальцы сжать, потом разжать,

(сжимают и разжимают пальцы)

Руки вниз и так стоять.

(опускают руки вниз)

Наклонитесь вправо, влево

(наклоны вправо и влево-руки на поясе)

и беритесь вы за дело.

(встают прямо- руки внизу)

Мастерами все мы стали,

(маршируют на месте)

Кисти, краски в руки взяли.

(берут воображаемые краски и кисти)

Засверкали ярко краски, оживает всё как в сказке.

(рисуют в воздухе)

Воспитатель: Проходите в мастерскую и садитесь на свои места.

(Дети берут заготовки петухов и проходят за столы)

Воспитатель: Советую быть аккуратными, промакивать кисточку о салфетку, краску брать густо. Старайтесь, чтобы ваши петушки были красивыми и аккуратными. У хорошего мастера на рабочем месте всегда чистота и порядок.

(Дети под спокойные русские народные мелодии раскрашивают  петуха. По окончании работы дети вытирают руки. Выносят своих петушков и ставят их на подставку) .

Воспитатель: Вот и готовы наши расписные петушки.

Чья игрушка, дети, вам больше всего понравилась и почему?

Ответы детей.

Воспитатель: А нам пора возвращаться в группу.

Волшебный  ковёр,  раз, два, три!

Домой поскорее нас верни!

Воспитатель: Какое путешествие мы сегодня с вами совершили? Чем знаменито село Дымково? О каких свойствах глины вы узнали? Что вам больше всего понравилось на занятии?



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рисование «Петух» (По мотивам дымковской (или другой народной) игрушки)

Учить детей передавать в лепке характерное строение фигуры; самостоятельно решать, как лепить петуха из целого куска глины, какие части можно присоединить. Закреплять умение пользоваться стекой, сглаж...

Конспект НОД "Птичка по мотивам дымковской игрушки"

Продолжать знакомить детей с дымковскими игрушками,воспитывать эстетическое отношение к изделиям народных мастеров и уважение к их труду....

Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию(лепка) на тему: "Петух" (по мотивам дымковской игрушки)

Знакомство с прикладным таорчеством. Развитие эстетического восприятия, образных представлений. Развитие мелкой моторики. Положительные эмоции. ...

Конспект ООД по лепке в подготовительной группе «Петух» (по мотивам дымковской игрушки)

Конспект ООД по лепке в подготовительной группе «Петух» (по мотивам дымковской игрушки) Цель: создание условий передавать в лепке образ дымковской игрушки.Задачи:1) учить передавать в...

ОД по Изобразительной деятельности с детьми 5 - 6 лет Тема: «Петух» (по мотивам дымковской игрушки).

Форма организации: мастерская по изготовлению продуктов детского творчества.Задачи: продолжать учить детей передавать в лепке образ дымковского петуха: овальное туловище, изогнутый хвост с волнис...

Конспект занятия по лепке в старшей группе на тему: «Петух» (по мотивам дымковской игрушки)

Конспект занятия по лепке в старшей группе на тему:«Петух» (по мотивам дымковской игрушки)Программные задачи: продолжать учить детей передавать в лепке характерное строение фигуры; самосто...