рабочая программа дополнительного образования
рабочая программа по рисованию (младшая группа) на тему

Кислякова Светлана

рабочая программа художественно-эстетического развития детей 2-4 лет, разработанная на основе програяммы И.А.Лыковой "Цветные ладошки"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ «ДЕТСКИЙ САД № 20»

СОГЛАСОВАНО

ПРОТОКОЛ  ЗАСЕДАНИЯ

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА №

__августа 2018 год

«УТВЕРЖДАЮ»

ЗАВЕДУЮЩИЙ МБДОУ № 20

 _________________Кошманская И.П..

__ августа 2018 год

 Рабочая программа

дополнительного дошкольного образования  МБДОУ №20

по обучению детей раннего и младшего дошкольного возраста

в рамках реализации программы

 «Цветные ладошки»

( Лыкова И.А.)

(дети 2-3 и 3-4 лет)

Автор - составитель:

Кислякова Светлана Ивановна

 -воспитатель

 

                         

город Ростов–на-Дону

20

Аннотация

 Художественный образ лежит в основе передаваемого детям эстетического опыта и является центральным, связующим понятием в системе эстетических знаний. Эстетическое отношение может быть сформировано только в установке на восприятие художественных образов и выразительность явлений.

 В современной эстетико-педагогической литературе сущность художественного воспитания понимается как формирование эстетического отношения посредством развития умения понимать и создавать художественные образы.

  В эстетическом развитии детей центральной является способность к восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию выразительного образа, который отличается оригинальностью (субъективной новизной), вариативностью, гибкостью, подвижностью... Эти показатели относятся как к конечному продукту, так и к характеру процесса деятельности, с учётом индивидуальных особенностей и возрастных возможностей детей.

 Художественная деятельность - ведущий способ эстетического воспитания

детей дошкольного возраста, основное средство художественного развития детей с самого раннего возраста. Следовательно, художественная деятельность выступает как содержательное основание эстетического отношения ребёнка, представляет собой систему специфических (художественных) действий, направленных на восприятие, познание и создание художественного образа (эстетического объекта) в целях эстетического освоения мира.

 Дошкольник в своём эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно-чувственного впечатления до возможности создания оригинального образа адекватными выразительными средствами. Движение от простого образа-представления к эстетическому обобщению, от восприятия цельного образа как единичного к осознанию его внутреннего смысла и пониманию типичного осуществляется под влиянием взрослых, передающих детям основы социальной и духовной культуры.

 Современный взгляд на эстетическое воспитание ребенка предполагает единство формирования эстетического отношения к миру и художественного развития средствами разных видов изобразительного и декоративно-прикладного искусства в эстетической деятельности.

СОДЕРЖАНИЕ                                                                  стр.

Пояснительная записка                                                                                      4-5

Планируемые результаты                                                                                   6

Перспективное тематическое планирование в группе раннего возраста                                                                                                               7-15

Перспективное тематическое планирование занятий                                  16-21

 в младшей группе                                                                                                                                                                                     

Список книг  для рассматривания                                                                      22

                                                            

Список литературы                                                                                          23-24

Пояснительная записка

Нормативные основания:

Рабочая   программа разработана в соответствии с нормативно – правовыми документами, регламентирующими деятельность МБДОУ № 20:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования" (приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155);
  •  «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 г. № 26);
  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности (серия 61ЛО1 № 0003815 , регистрационный № 6226 от  15.02.2016г.);
  • Устав МБДОУ № 20.
  • Основная образовательная программа МБДОУ № 20.

Данная программа разработана на основе парциальной программы художественно-эстетического развития детей 2-7 лет в изобразительной деятельности «Цветные ладошки» Лыковой И.А., издательство «Цветной мир», 20017 год.  

Направленность программы: педагогическая.  

Тип программы: модифицированая.  

Объем программы  составляет  36 (астрономических) часа, занятия проводятся 2 раза в  неделю по 30 минут.

Данная программа имеет цель:  формирование у детей раннего и дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности. 

В ходе её достижения решаются задачи: 

Задачи  художественно-творческого развития детей 2-3 лет

  • Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного  творчества.
  • Знакомить  детей  различными  видами изобразительной  деятельности,  многообразием  художественных        материалов  и  приёмами  работы  с  ними,  закреплять  приобретённые  умения  и  навыки  и  показывать  детям   широту  их  возможного       применения.
  • Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.
  • Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию.

Задачи  художественно-творческого развития детей 3-4 лет

  • Формировать способы зрительного и тактильного обследования различных объектов для обогащения и уточнения восприятия особенностей их формы, пропорций, цвета, фактуры.
  • Знакомить детей с народной игрушкой (филимоновской, дымковской, семёновской, богородской) для обогащения зрительных впечатлений и показа условно-обобщённой трактовки художественных образов. Проводить мини-спектакли с участием народных игрушек для создания у детей праздничного настроения во время встреч с произведениями народных мастеров.
  • Учить детей находить связь между предметами и явлениями окружающего мира и их изображениями в рисунке, лепке, аппликации. Учить «входить в образ».
  • Знакомить с книжной графикой на примере творчества известных мастеров детской книги - Васнецова Ю., Дубинчик Т., Елисеева А., Конашевича В., Лебедева В., Рачева Е., Репкина П.
  • Организовывать наблюдения в природе для уточнения представлений детей о внешнем виде растений и животных, а также для обогащения и уточнения зрительных впечатлений («Золотой листопад», «Листочки танцуют», «Снежные до рожки», «Пушистые облака», «Тяжёлые тучи», «Весёлый дождик», «Грустный дождь», «Кошка умывается», «Воробьи купаются в лужах» и т.д.).
  • Учить детей видеть цельный художественный образ в единстве изобразительно-выразительных средств колористической, композиционной и смысловой трактовки (обучение анализу не должно опережать формирование умения воспринимать художевенный объект нерасчленённо, в гармоничном единстве всех составляющих компонентов).
  • Создавать условия для самостоятельного освоения детьми способов и приёмов изображения знакомых предметов на основе доступных средств художественно-образной выразительности (цвет, пятно, линия, форма, ритм, динамика) в их единстве.
  • Побуждать детей самостоятельно выбирать способы изображения при создании выразительных образов, используя для этого освоенные технические приемы; развивать восприятие детей, формировать представление о предметах и явлениях окружающей действительности, создавать условия для их активного познания и на этой основе учить детей:

- отображать свои представления и впечатления об окружающем мире доступными графическими и живописными средствами.

-  сопровождать движения карандаша или кисти словами, игровыми действиями (например: «Дождик, чаще - кап-кап-кап!», «Бегут ножки по дорожке - топ-топ-топ!»); 

- продолжать учить рисовать карандашами и фломастерами - проводить линии (вертикальные, горизонтальные, волнистые, кривые) и замыкать их в формы (округлые и прямоугольные), создавая тем самым выразительные образы;

  • Продолжать знакомить детей с красками и формировать навыки рисования кистью (аккуратно смачивать и промывать, набирать краску на ворс, вести кисть по ворсу, проводить линии, рисовать и раскрашивать замкнутые формы); учить создавать одно-, двух- и многоцветные выразительные образы;

переводить детей от рисования-подражания к самостоятельному творчеству.

         Сроки реализации программы: 2 года

Основные принципы отбора материала: научность, преемственность, достоверность, последовательность изложения материала, актуальность, соответствие реальной действительности, от простого к сложному, от близкого к далекому.  

         Методы обучения: беседа, игра, практикум.  

Формы обучения:

 НОД(занятия), развлечения, экскурсии, конкурсы, беседы, наблюдения, игровые занятия, проблемно-игровые ситуации, сочинение загадок и сказок, рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, иллюстраций, подвижные и пальчиковые  игры.

Планируемые результаты:  В результате прохождения программного материала:

Ребенок 3 лет

  • различает и называет основные цвета (красный, синий, желтый, зеленый);
  • рисует разные линии (длинные, короткие, вертикальные, горизонтальные, наклонные);
  • рисует предметы округлой  формы;
  • создает отпечатки ладошкой, картофелем и др.
  • развитие пассивного и активного словаря;

   Ребенок 4 лет

  • -Имеет сформированный интерес к рисованию разными материалами и способами;
  • -знает и называет цвета и умеет правильно подбирать их;
  • -передает различие предметов по величине;
  • -ритмично наносит штрихи, пятна;
  • -рисует линиями и мазками простые предметы (дорога, падающие листья);
  • -рисует предметы, состоящие из сочетания линий (ёлочка, забор);
  • -создает изображение отдельного предмета округлой, прямоугольной и треугольной формы и предметов, состоящих из нескольких деталей (светофор, флаг, колобок);
  • -знаком с нетрадиционной техникой рисования: пальчиками, ладошкой, поролоновым тампоном, печатками;
  • -украшает изделие, используя фломастеры, карандаши.

          Формы отчетности

1. Выставки детских работ.

2. Участие в мероприятиях разного уровня.

3. Открытые занятия

Перспективное тематическое  планирование занятий в группе раннего возраста по изобразительной деятельности ( 2-3 лет)

Первый год обучения

Вид деятельности

Тема

Программное содержание

Сентябрь

1.Знакомство с книжной графикой

Веселые картинки (потешки)

Рассматривание картинок в детских книжкх. Знакомство с иллюстрациями Ю.Васнецова. вызывание интереса к книжной графике.

2. Знакомство с книжной графикой

Веселые игрушки

Продолжение знакомства с иллюстрациями Ю.Васнецова. установление взаимосвязи между картинками и реальными игрушкми. Узнавание животных в рисунках.

3.Лепка-экспериментирование

Тили-тили тесто…(знакомство с пластическими материалами)

Ознакомление с тестом как художественным материалом, экспериментальное узнавание и «открытие» пластичности как основного свойства теста.

4.Лепка-экспериментирование

Тяп-ляп – и готово …(знакомство с пластическими материалами)

Ознакомление с глиной как художественным материалом, экспериментальное узнавание и «открытие» пластичности как основного свойства теста.

5.Рисование предметное на песке

Картинки на песке

Создание изображений на песке: рисование палочкой на сухом песке, отпечатки ладошек на влажном. Сравнение свойств сухого и влажного песка.

6.Лепка и рисование на тесте (экспериментирование)

Картинки на песке

Создание изображений на пласте теста: отпечатки ладошек и разных предметов, рисование пальчиком. . Сравнение свойств теста и  песка.

7.Лепка предметная (картинки из теста)

Вкусное печенье

Получение силуэтных изображений из теста: выдавливание (вырезание) формочками. Обведение и украшение форм пальчиками. Развитие тактильных ощущений.

8.Аппликация предметная (экспериментирование)

Тень-тень- потетень: вот какие у нас картинки!

Знакомство с силуэтными картинками как видом изображений предметов: рассматривание, обведение пальчиком, обыгрывание. Игры с тенью (теневой театр).

Октябрь

1.Аппликация (коллективная композиция)

Вот какие у нас листочки!

Составление аппликации из осенних листьев. Рассматривание и сравнение листочков. Освоение техники наклеивания. Развитие зрительного восприятия.

2.Рисование

Красивые листочки

Освоение художественной техники печатания. Нанесение краски на листья (способом окунания в ванночку) и создание изображений-отпечатков. Развитие чувства цвета.

3.Лепка рельефная из пластилина

Падают, падают, падают листья….

Создание рельефных картин: отрывание(отщипывание) кусочков пластилина (желтого, красного цвета) и примазывание к фону. Развитие чувства цвета и мелкой моторики.

4.Рисование пальчиками

Падают, пдают, падают листья… (осеннее окошко)

Создание коллективной композиции «Листопад» в сотворчестве с педагогом. Продолжение знакомства с красками. Освоение техники пальчиковой живописи: обмакивание кончиков пальцев в краску и  нанесение отпечатков на бумагу.

5.Рисование- экспериментирование.  Рисование ватной палочкой

Осенний вечер

Познакомить  с рисованием  ватной палочкой. Развивать чувство цвета и ритма. Прививать любовь к прекрасному. Воспитывать аккуратность при работе с краской.

6.Рисовние.

Листочки танцуют

Освоение техники рисования кистью( промывание, примакивание, набирание краски). Рисование осенних листьев- отпечатки на голубом фоне(небе). Развитие чувства цвет и ритма.

7. Лепка (налеп из пластилина)

Подсолнух

Продолжать учить отрывать маленькие кусочки пластилина, скатывать их между ладоней и расплющивать пальцем сверху.

8. Рисование красками

«Ветерок, подуй слегка»

Создание образа осеннего ветра. Освоение техники рисования кривых линий по всему листу бумаги.  Дальнейшее знакомство с кисточкой.

Ноябрь

1.Рисование ватной палочкой или пальчиками

Дождик, чаще, кап-кап-кап…

Продолжать знакомить  с рисованием  ватной палочкой. Развивать чувство цвета и ритма. Прививать любовь к прекрасному. Воспитывать аккуратность при работе с краской.

2.Лепка объемная

Яблоки созрели

Продолжать учить отрывать маленькие кусочки пластилина, скатывать их между ладоней и расплющивать пальцем сверху.

3.Рисование восковыми мелками или фломастерами

Дождик, дождик, веселей…

Рисование дождя в виде штрихов или прямых вертикальных и наклонных линий на основе тучки, изображенной воспитателем.развитие чувства ритма и цвета.

4.Аппликация

Волшебная банка

Знакомство с техникой «мятые картинки, со свойствами бумаги и клея, обучение приемам работы с ними. Развитие мелкой моторики.

5.Рисование ладошкой и пальчиками

Осенний сад

Совершенствовать работу руки. Побуждать детей фантазировать и воображать. Расширять знания об окружающем мире. Убеждать детей в том, что их ладошки необыкновенные. Развивать творческое мышление.

6. Лепка из пластилина

Вот ежик – ни головы, ни ножек

Учить детей делать большой шар из пластилина, скатывая его круговыми вращениями на дощечке; учить оформлять поделку; развивать мелкую моторику рук.

7.Рисование цветными восковыми мелками или фломастерами

Вот ежик – ни головы, ни ножек

Создание образа ежа в сотворчестве с педагогом: дорисовывание «иголок» - коротких прямых линий. Дополнение образа по своему усмотрении.

8. Рисование ватной палочкой

Листопад

Продолжать знакомить  с рисованием  ватной палочкой. Развивать чувство цвета и ритма. Прививать любовь к прекрасному. Воспитывать аккуратность при работе с краской.

Декабрь

1.Печатание подручными материалами

Яйцо золотое и простое

Закреплять технику печатания из картофеля красками разных цветов. Побуждать детей эмоционально откликаться на сказку, участвовать в ее пересказе. Развивать речь, мышление.

2.Рисование пальчиками или ватными палочками

Снежок порхает, кружится…

Создание образа снегопада. Закрепление приема рисования пальчиками или ватными палочками. Освоение новых приемов  (двуцветные отпечатки, цветовые аккорды). Развитие чувства цвета и ритма.

3.Моделирование

Вот какая елочка!

Создание образа елочки из брусков пластилина (выкладывание на столе в сотворчестве с педагогом). Продолжать знакомство с пластилином как особым художественным материалом. Освоение его свойств, сравнение с глиной и тестом.

4.Рисование кисточкой с элементами аппликации

Снежок порхает, кружится…

Создание образа снегопада с помощью кисточки и гуашевой краски белого цвета. Закрепление приема примакивания ворса кисти. Выбор цвета и формата фото по своему желанию.

5.Лепка (рельефная)

Вот какая елочка!

Создание образа елки в сотворчестве с воспитателем: раскатывание жгутов из пластилина зеленого цвета и прикрепление к стволу( колбаске). Развитие мелкой моторики. Практическое освоение пластических особенностей пластилина.

6.Рисование (коллективная композиция)

Праздничная елка.

Создание образа елочки в сотворчестве с педагогом и другими детьми: проведение кистью прямых линий – «веток» от ствола.

7.Рисование (коллективное)

Праздничная елка

Создание образа елочки в сотворчестве с педагогом и другими детьми: печатание ладошек–«веток» от ствола. «Украшение» елочки разноцветными шарами (пальчиками).

8.Аппликация (бумажная пластика)

Праздничная елка

Украшение елочки нарисованной или вырезанной воспитателем, новогодними игрушками – комочками мятой бумаги разного цвета. Закрепление техники приклеивания: обмакивание бумажных комочков в клей и прикрепление к фону.

Январь

1.Печатание подручными материалами

Домики

Выяснить использование знакомых бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов. Учить самостоятельно находить и предлагать различные печатки, составлять несложные композиции.

2.Рисование (методом «тычок»)

Новогодние огоньки

Знакомить с рисованием методом тычка: закреплять умение правильно держать кисть; углублять представление о цвете и геометрических формах. Воспитывать любовь ко всему живому.

3.Лепка из пластилина (соленого теста)

Снеговики играют в снежки

Раскатывание комочков пластилина (теста) круговыми движениями ладоней для получения снежков в форме шаре. Развитие чувства формы, мелкой моторики.

4.Аппликция из кусочков ваты (бумажных салфеток)

Снеговик-великан

Создание образа снеговика в сотворчестве с воспитателем: выкладывание и приклеивание комочков ваты(салфеток) в пределах  нарисованного контура.  Развитие чувства ритма, формы, мелкой моторики.

5.Рисование (ладошкой)

Осьминог

Совершенствовать работу руки. Побуждать детей фантазировать и воображать. Расширять знания об окружающем мире. Убеждать детей в том, что их ладошки необыкновенные. Развивать творческое мышление.

6.Аппликация с элементами рисования

Колобок катится по лесной дорожке

Создание образа колобка из комочка мятой бумаги и наклеивание на нарисованную  дорожку. Развивать восприятие

7.Рисование  (Тампонирование)

Поросенок в луже

Закреплять умение работать тампоном с использованием трафаретов. Развивать аккуратность при работе с краской. Учить придумывать несложный сюжет. Радоваться полученному результату.

8.Лепка с элементами рисования

Колобок катится по дорожке и поет песенку

Создание интереса к обыгрыванию скзки «Колобок» в изо-деятельности. Лепка колобка в форме шара, рисование длинной петляющей дорожки фломастером или маркером. Освоение линии и цвета как средств художественно-образной выразительности.

Февраль

1.Печатание подручными материалами

Тарелочки

Закреплять технику печатания из картофеля красками разных цветов. Побуждать детей эмоционально откликаться на сказку, участвовать в ее пересказе. Развивать речь, мышление.

2.Лепка из соленого или сдобного теста

Угощайся, Мишка!

Лепка угощения для игрушек: раскатывание шара и легкое сплющивание в диск для получения печенья и пряников. Развитие чувства формы, мелкой моторики.

3.Аппликация из фантиков

Лоскутное одеяло

Создание образа лоскутного одеяла из красивых фантиков: наклеивание фантиков на основу (2х2, 3х3) и составление единой работы. Понятия «часть и целое».

4.Рисование  (Тампонирование)

Кораблики

Закреплять умение работать тампоном с использованием трафаретов. Развивать аккуратность при работе с краской. Учить придумывать несложный сюжет. Радоваться полученному результату.

5.Рисование (ладошкой)

Деревья зимой

Совершенствовать работу руки. Побуждать детей фантазировать и воображать. Расширять знания об окружающем мире. Убеждать детей в том, что их ладошки необыкновенные. Развивать творческое мышление.

6.Лепка

Бублики - баранки

Лепка баранок: раскатывание колбасок и замыкание в кольцо. Обыгрывание лепных изделий -  «нанизывание» бубликов-баранок н связку-веревочку.

7.Рисование (предметно-декоративное)

«Постираем» полотенца

Освоение техники рисования прямых горизонтальных линий. Развитие чувства цвета и ритма. Создание композиции на основе линейного рисунка (белье сушится на веревке).

8.Рисование (методом «тычок»)

Ежик

Продолжать знакомство с рисованием методом тычка: закреплять умение правильно держать кисть; углублять представление о цвете и геометрических формах. Воспитывать любовь ко всему живому.

Март

1.Печатание подручными материалами

Окошки в теремке (поролоновый тампон)

Выяснить использование знакомых бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов. Учить самостоятельно  находить и предлагать различные печатки, составлять несложные композиции.

2.Аппликация

Вот какой у нас букет!

Создание красивых композиций: выбор и наклеивание цветов,  вырезанных воспитателем (из цветной или фактурной бумаги), и из комочков мятой бумаги.

3.Рисование  (Тампонирование)

Крот

Закреплять умение работать тампоном с использованием трафаретов. Развивать аккуратность при работе с краской. Учить придумывать несложный сюжет. Радоваться полученному результату.

4.Рисование-экспериментирование: «Кляксография»

Чудесные превращения кляксы.

Создавать условия для свободного детского экспериментирования с разными материалами и инструментами (художественными и бытовыми).Показать новые способы получения абстрактных изображений (клякс). Развивать творческое воображение.

5.Лепка

Вот какие у нас сосульки

Продолжение  освоения способа лепки предметов в форме цилиндра, легкое сдавливание (заострение) кончиками пальцев. Моделирование сосулек разной длины и толщины.

6.Лепка рельефная

Солнышко-колоколнышко

Создание рельефного образа солнца из диска (сплющенного шара) и нескольких жгутиков. Развитие пространственного мышления и воображения.

7.Рисование (ладошкой)

Цветы для мамы

Совершенствовать работу руки. Побуждать детей фантазировать и воображать. Расширять знания об окружающем мире. Убеждать детей в том, что их ладошки необыкновенные. Развивать творческое мышление.

8.Рисование (методом «тычок»)

Грачи прилетели.

Продолжать знакомство с рисованием методом тычка: закреплять умение правильно держать кисть; углублять представление о цвете и геометрических формах. Воспитывать любовь ко всему живому.

Апрель

1.Печатание подручными материалами

Кубики

Закреплять технику печатания из картофеля красками разных цветов. Побуждать детей эмоционально откликаться на сказку, участвовать в ее пересказе. Развивать речь, мышление.

2.Рисование  (Тампонирование)

Ракета

Закреплять умение работать тампоном с использованием трафаретов. Развивать аккуратность при работе с краской. Учить придумывать несложный сюжет. Радоваться полученному результату.

3.Аппликация с элементами рисования

Неваляшка танцует

Создание образов знакомых игрушек. Рисование и /или раскрашивание  предметов, состоящих из 2 частей  одной формы, но разного размера. Развитие чувства формы и цвета.

4.Лепка с элементами конструирования

Вот такой  у нас мостик!

Моделирование мостика из 3-4 «бревнышек»: раскатывание колбасок и соединение в соответствии с образом.

5.Рисование (методом «тычок»)

Расцвели одуванчики.

Продолжать знакомство с рисованием методом тычка: закреплять умение правильно держать кисть; углублять представление о цвете и геометрических формах. Воспитывать любовь ко всему живому.

6.Аппликция на основе рисунка

Вот какие у нас кораблики!

Закрепление навыков наклеивания  готовых форм. Развитие чувства формы.

7.Рисование (ладошкой)

Слон

Совершенствовать работу руки. Побуждать детей фантазировать и воображать. Расширять знания об окружающем мире. Убеждать детей в том, что их ладошки необыкновенные. Развивать творческое мышление.

8.Лепка

Птичка в гнездышке

Моделирование гнездышка: раскатывание шара, легкое сплющивание в диск, вдавливание. Обыгрывание композиции (клювики из семечек, червячки в клювике).

Май

1.Рисование ватной палочкой

.

Ветка сирени.


 

Продолжать знакомить  с рисованием  ватной палочкой. Развивать чувство цвета и ритма. Прививать любовь к прекрасному. Воспитывать аккуратность при работе с краской.

2.Рисование-экспериментирование: «Кляксография»

Чудесные превращения кляксы.

Создавать условия для свободного детского экспериментирования с разными материалами и инструментами (художественными и бытовыми).Показать новые способы получения абстрактных изображений (клякс). Развивать творческое воображение.

3.Аппликация (на основе рисунка) из мятой бумаги

Одуванчики

Закрепление навыков наклеивания  в пределах ограниченного пространства.. Развитие чувства формы.

4.Лепка рельефная

Вот какой у нас салют!

Создание коллективной композиции в сотрудничестве с педагогом. Сочетание приемов лепки: раскатывание жгутика и шарика, их соединения и включения в общую композицию. Развитие чувства ритма, цвета, формы, композиции.

5.Печатание подручными материалами

Лесная полянка

Выяснить использование знакомых бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов. Учить самостоятельно находить и предлагать различные печатки, составлять несложные композиции.

6.Рисование ладошкой

Бабочки

Совершенствовать работу руки. Побуждать детей фантазировать и воображать. Расширять знания об окружающем мире. Убеждать детей в том, что их ладошки необыкновенные. Развивать творческое мышление.

7.Рисование  (Тампонирование)

Цветы на поляне

Закреплять умение работать тампоном с использованием трафаретов. Развивать аккуратность при работе с краской. Учить придумывать несложный сюжет. Радоваться полученному результату.

8.Рисование (методом «тычок»)

Цыплята.

Продолжать знакомство с рисованием методом тычка: закреплять умение правильно держать кисть; углублять представление о цвете и геометрических формах. Воспитывать любовь ко всему живому.

Диагностика

Выявление уровня художественного развития детей на конец года.

 

                          

Перспективное тематическое  планирование занятий во второй  младшей группе по изобразительной деятельности ( 3-4  года)

Второй год обучения

Вид деятельности

Тема

Программное содержание

Сентябрь

1.Рисование

«Мой весёлый, звонкий мяч»

 

Рисование круглых двуцветных предметов: создание контурных рисунков, замыкание линии в кольцо и раскрашивание, повторяющее очертания нарисованной фигуры.

2.Лепка предметная

Мой дружок – веселый мячик…

Лепка округлых предметов. Синхронизация обеих рук: раскатывание формы круговыми движениями ладоней. Развитие кистей рук.

3.Рисование

«Разноцветные шарики»

 

Рисование овальных предметов: создание контурных рисунков, замыкание линии в кольцо и раскрашивание, повторяющее очертания нарисованной фигуры. Дополнение изображения карандашными рисунками (ниточки на шариках).

4.Аппликция с элементами рисования

Шарики воздушные

Создание аппликативных картинок. Ритмичное раскладывание готовых (одинаковых по размеру, но разных по цвету) и аккуратное наклеивание на цветной фон. Развитие чувства ритма и формы.

5.Рисование

Яблоко с листочком и червячком

Рисование предметов, состоящих из 2-3 частей разной формы. Отработка техники рисования гуашевыми красками. Развитие чувства цвета и формы.

6.Аппликация

Яблоко с листочками 

Создание предметных аппликативных картинок из 2-3 предметов. Составление композиций из готовых  элементов на фоне  и соблюдение поочередности наклеивания деталей .

7.Лепка

 Ягодки на тарелочке

Создание пластической композиции из одного большого предмета и 5-10 мелких. Получение шарообразной формы разными приемами: круговыми движениями ладоней ( тарелка) и  пальцев (ягоды).

8.Рисование ватной палочкой

Ягодка за ягодкой (на кустиках)

 

Создание ритмической композиции. Сочетание изобразительных техник: рисование веточек цветными карандашами и ягодок -ватными палочками.

Октябрь

1.Лепка

Репка на грядке

Лепка репки в определенной последовательности: раскатывание шара, вытягивание хвостика, прикрепление листика. Создание композиции на бруске пластилина.

2.Аппликация

Выросла репка – большая – пребольшая…

Наклеивание готовых форм и дополнение самостоятельно подготовленными элементами. Освоение техники обрывной аппликации.

3.Лепка

Грибы на пенёчке

 

Создание коллективной композиции из грибов. Лепка грибов из 3-х частей (ножка, шляпка, травка). Прочное и аккуратное соединение деталей.

4.Рисование

Выросла репка большая-пребольшая

Создание сказочной композиции, рисование репки и домика .

5.Лепка

«Мышка-норушка»

Лепка конусообразной формы и создание образа мышки: заострение мордочки, использование дополнительных материалов.

6.Рисование с элементами аппликации

Мышка и репка

Рисование овальной формы, дорисовывание необходимых элементов, создание сказочного образа. Создание простой композиции: наклеивание травки, рисование мышки и репки.

7.Рисование

«Падают, падают листья»

Рисование осенних листьев приёмом «примакивания» тёплыми цветами (красным, жёлтым, оранжевым

8.Аппликация из осенних листьев

Листопад

Создание аппликативной композиции из готовых форм (листьев) разного цвета на голубом фоне. Развитие чувства цвета и ритма.

Ноябрь

1.Рисование ватными палочками

«Град, град!»

 

Изображение тучи и града ватными палочками с изменением частоты размещения пятен (пятнышки на туче близко друг к другу, град на небе -более редко, с просветами.

2.Аппликция с элементами рисования

Дождь, дождь….

Аппликативное изображение тучи: наклеивание готовых форм на фон, приклеивание рваных кусочков бумаги вторым слоем. Рисование дождя цветными карандашами.

3.Лепка и аппликация

«Лямба» по мотивам сказки-крошки В.Кротова

Лепка фантазийных существ по мотивам литературного образа. Развитие  образного мышления, творческого воображения.

4.Рисование

«Светлячок»

(по мотивам

стихотворения

В.Шипуновой)

Знакомство с явлением контраста. Рисование светлячка (по представлению) на бумаге чёрного или тёмно-синего цвета. Развитие воображения

5.Лепка

«Сороконожка»

Создание выразительных образов по мотивам стихотворения: раскатывание  удлиненных цилиндров прямыми движениями ладоней и видоизменение формы – изгибание, свивание.

6.Рисование  на удлиненных листах

«Сороконожка в магазине»

Рисование сложных по форме изображений на основе волнистых линий. Согласование пропорций фона (листа бумаги) и задуманного образа.

7.Лепка

«Лесной магазин»

Лепка героев стихотворения – лесных зверей- комбинированным способом.

8.Рисование декоративное

«Полосатые полотенца

для лесных

зверушек»

Рисование узоров из прямых и волнистых линий на длинном прямоугольнике. Развитие чувства ритма (чередование в узоре 2-3 цветов или разных линий)

Декабрь

1.Рисование декоративное

«Вьюга-завируха»

 

 

 

 

Рисование хаотичных узоров в технике по-мокрому. Раскрепощение рисующей руки: свободное проведение кривых линий. Развитие чувства цвета (восприятие и создание разных оттенков синего). Выделение и обозначение голубого оттенка.

2.Аппликция с элементами рисования

Волшебные снежинки

Наклеивание 6-лучевых снежинок из 3 полосок бумаги с учетом исходной формы(круг, шестигранник), дорисовывание узоров фломастерами или красками по выбору детей.

3.Лепка из соленого теста

Новогодние игрушки

Моделирование игрушек из 2-3 частей для новогодней елки. Сочетание разных приемов лепки: раскатывание округлых форм, соединение деталей, сплющивание, прищипывание, вдавливание.

4.Рисование

 Серпантин

 

 

 

 

Свободное проведение линий разного цвета (красного, синего, жёлтого, зелёного) и различной конфигурации (волнистых, спиралевидных, с петлями и их сочетание). Самостоятельный выбор листа бумаги для фона (формат, размер, величина). Раскрепощение рисующей руки.Развитие чувства цвета и формы.

5.Рисование

 Праздничная ёлочка

Рисование и украшение пушистой нарядной ёлочки. Освоение формы и цвета как средств образной выразительности. Понимание взаимосвязи формы, величины и пропорций изображаемого предмета.

6.Аппликация с элементами рисования

Праздничная ёлочка

Создание обрза новогодней елки из 3-5 готовых форм (треугольников, трапеций); украшение елки цветными «игрушками» и «гирляндами»(способом примакивания и тычка). Экспериментирование с художественными инструментами (кисти разного размера, ватные палочки, штампики) и материалами.

7.Рисование

 Волшебные снежинки

 

Рисование шестилучевых снежинок из трёх линий с учётом исходной формы (круг, шестигранник), дорисовывание узоров фломастерами или красками (по выбору детей).

8.Лепка

Январь

1.Рисование – эксперименти-рование

«Бублики-баранки»

 

 

Рисование кругов, контрастных по размеру (диаметру). Самостоятельный выбор кисти: с широким ворсом - для рисования баранок, с узким ворсом -для рисования бубликов.

2.Лепка из соленого теста

 Я пеку, пеку, пеку…

Лепка угощений для игрушек: раскатывание, сплющивание в диск и полусферу, прищипывание края. Развитие чувства формы, мелкой моторики.

3.Рисование (тонировние)

Снег идет

Учить детей тонировать лист бумаги.  Сочетание изобразительных техник: рисование елок - кистью и снега -ватными палочками.

4.Аппликация

Бублики - баранки

Наклеивание готовых форм – колец разного размера – в соответствии с замыслом («нанизывание» бубликов-баранок на связку). Нанесение клея по окружности. Воспитание аккуратности, уверенности, самостоятельности.

5.Рисование

 Снеговик-великан

Создание образа снеговика, сказочной обстановки. Развитие чувства формы и ритма, глазомера и мелкой моторики.

6.Аппликация с элементами рисования

Колобок на окошке

Создание образа колобка: наклеивание готовой формы и дорисовывание деталей фломастерами. Оформление окошка – рисование занавесок, наклеивание декоративных элементов на ставни.

7.Рисование

Катится колобок по дорожке

 

 

 

  Рисование по сюжету сказки «Колобок». Создание образа колобка на основе круга или овала, петляющей дорожки -на основе волнистой линии с петлями. Самостоятельное использование таких выразительных средств, как линия, форма, цвет.

8.Лепка

 Крямнямчики (бублики-баранки-сушки)

Раскатывание цилиндров разной толщины и длины с замыканием в кольцо. Оформление лепных изделий (посыпание крупами, протыкание  карандашом или зубочисткой и т.п.)

Февраль

1.Рисование по замыслу

В некотором царстве

 

 

 

 

Рисование по мотивам сказок.

Самостоятельный выбор темы,

образов сказочных героев

и средств художественно-образной

выразительности. Развитие

воображения.

2.Аппликация с элементами рисования

За синими морями, за высокими горами

Создание образов сказочных атрибутов – синего моря и высоких гор. Освоение техники обрывной аппликации: разрывание бумаги на кусочки и полоски, сминние, наклеивание в соответствии с замыслом.

3.Лепка сюжетная

Баю-бай, засыпай

Моделирование образов спящих существ. Лепк игрушек или животных в стилистике пеленашек: туловище – овоид(яйцо), голова – шар. Оформление композиций в маленьких коробочках.

4.Аппликация из фантиков

Лоскутное одеяло

Создание образа лоскутного одеяла из красивых фантиков. Наклеивание фантиков на основу. Закрепление понятия «часть и целое».

5.Рисование

Робин Красношейка

 

 

Создание образа лесенки: наклеивание готовых форм -бумажных полосок.                  Дорисовывание сюжета по своему замыслу.

6.Рисование

Большая стирка

(платочки и полотенца)

 

   Рисование предметов квадратной и прямоугольной формы. Создание композиции на основе линейного рисунка (бельё сушится на верёвочке.

7.Аппликация с элементами рисования

 Мойдодыр

 

Создание весёлых композиций: наклеивание  готовых фигурок на цветной фон, рисование на них «грязных» пятен, дорисовка «ёмкостей» для купания (тазик, ванночка, лужа, ручей)

8.Рисование нитью

Метель

Познакомить детей с новой техникой рисования. Учить активно использовать в работе обе руки. Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление. Воспитывать интерес к природе и отображению ярких впечатлений в рисунке.

Март

1.Рисование

Цветок для мамочки

 

 

Подготовка картин в подарок мамам на праздник. Освоение техники рисования тюльпанов в вазе. Самостоятельный выбор цвета красок, размера кисточек и формата бумаги.

2.Аппликция

Букет цветов

    Создание красивых композиций: выбор и наклеивание вазы и составление букета из бумажных цветов. Развитие чувства формы и цвета.

3.Лепка

Сосулька-воображулька

Освоение способа лепки предметов в форме конуса. Моделирование сосулек разной толщины и длины. Поиск приемов для усиления выразительности образов.

4.Рисование с элементами обрывной аппликции

 Сосульки - плаксы

 

 

 

 Создание изображений в форме  вытянутого

треугольника. Сочетание изобразительных техник: обрывная аппликация, рисование красками и карандашами. Воспитание интереса к рисованию

5.Рисование

Чудо-цветы

Уточнять представления об окружающем мире. Знакомить со средствами художественной выразительности и развивать элементарные умения анализировать их. Закреплять умение рисовать ладошкой

6.Лепка

Неваляшка

Лепка фигур состоящих из частей одной формы, но разного размера. Развитие чувства формы и пропорции. Деление пластилин с помощью стеки.

7.Аппликация с элементами рисования

 Неваляшка танцует

 

   Изображение неваляшки в движении (в наклонном положении). Сочетание материалов и способов создания образа. Развитие чувства формы и ритма

8.Рисование

 Солнышко,солнышко,

Раскидай колечки!

 

Самостоятельный выбор материалов и средств художественной выразительности для создания образа фольклорного солнышка

Апрель

1.Лепка

Ути-ути

Лепка птиц в стилистике народной игрушки.

Воспитание интереса к живой природе и народной игрушке.

2.Лепка

Птички в гнездышке

Моделирование гнездышка: расктывание шара, сплющивание в диск, вдавливание, прищипывание. Лепка птенчиков по размеру гнезда.

3.Аппликция с элементами рисования

Ручеёк и кораблик

 

 

Составление композиции из нескольких элементов разной формы (ручеёк и кораблики). Развитие чувства формы и композиции.

4.Рисование и аппликация

 Почки и листочки

 

   Освоение изобразительно-выразительных средств для передачи трансформации образа: рисование ветки с почками и листочками.

5.Рисование

 Божья коровка

 

 

   Рисование выразительного, эмоционального образа жука «солнышко» (божьей коровки), на основе зелёного листика, вырезанного воспитателем. Развитие чувства цвета и формы.

6.Рисование-эксперименти-рование

Носит одуванчик  желтый

 сарафанчик

Продолжать знакомить детей с техникой тычкования жёсткой, полусухой кистью. Учить использовать создаваемую тычком фактуру как средство выразительности. Воспитывать интерес к природе и отображению ярких впечатлений в рисунке.

7.Рисование

 Флажки

Рисование флажков разной формы (прямоугольных, пятиугольных, полукруглых). Развитие чувства формы и цвета.

8.Аппликация

Флажки такие разные

Составление линейной композиции из флажков, чередующихся по форме или/и цвету. Оформление флажков декоративными элементами.

Май

1.Лепка рельефная

Филимоновские игрушки

Знакомство с филимоновской игрушкой. Рассматривание, обследование, сравнение, обыгрывание разных фигурок. Лепка фигурок в стилистике и по мотивамнародной пластики.

2.Рисование ватной палочкой

Коровки на лужайке

Закреплять умение равномерно наносить точки на всю поверхность предмета.

Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление. Воспитывать интерес к природе и отображению ярких впечатлений в рисунке.

3.Рисование декоративное

«Филимоновские игрушки»

 

 

 

 

 

Продолжать знакомить  с филимоновской игрушкой. Оформление силуэтов фигурок освоенными декоративными элементами. Проведение тонких прямых линий кисточкой, нанесение цветных пятен приёмом «примакивание». Воспитание интереса к народному декоративно-прикладному искусству. Развитие «зрительской» культуры и художественного вкуса.

4.Лепка

Лошадка

Продолжать знакомить  с филимоновской игрушкой. Учить надрезать  брусок пластилина стекой(для получения ножек лошадки) Оформление силуэтов фигурок освоенными декоративными элементами

5.Аппликация обрывная

Носит одуванчик желтый сарафанчик…

Создание выразительного образа луговых цветов : желтых и белых одуванчиков – в технике обрывной аппликации. Развитие мелкой моторики, синхронизация движений обеих рук.

6.Рисование-эксперименти-рование

 Цыплята и одуванчики

   Создание монохромной композиции на цветном фоне. Рисование цыплят и одуванчиков нетрадиционными способами (пальчиками, ватными палочками, тряпочкой). Создание условий для экспериментирования с художественными материалами. Воспитание интереса к природе и отражению представлений (впетчатлений) в доступной изобразительной деятельности.

7.Рисование

Салют

Продолжать знакомить детей с техникой  тычкования жесткой, полусухой кистью. Учить равномерно наносить  тычки  по всей поверхности листа.

8.Диагностика

Выявление уровня художественного развития детей на конец года.

Примерный список   детских книг с иллюстрациями известных художников

Иллюстрации    известных художников

Васнецов Ю. «Три медведя» Л. Толстого, русские народные песенки в обработке К. Чуковского «Пятьдесят поросят», «Русские народные сказки» из сборника A.  Афанасьева, сборники русских народных потешек «Радуга-дуга» и «Ладушки»

Демченко О. «Сказки-крошки»B.    Кротова

Дехтерёв Б.«Красная шапочка» Ш. Перро

Дубинчик Т.«Жили у бабули» по книге К.Д. Ушинского «Родное слово», альбом для рисования «Помаляка», «Колобок»

Елисеев А. русская народная сказки в обработке М. Булатова «Лисичка со скалочкой»

Конашевич В.  «Чудо-дерево», «Путаница» и «Мойдодыр» К. Чуковского; «Сказ про муравья и великана» Н. Кончаловской; английские детские песенки «Плывёт, плывёт кораблик»;

Лебедев В. «Разноцветная книга», «Усатый-полосатый», «Цирк» и «Мистер Твистер» С. Маршака

Маврина Т. Русская народная сказка «Как у бабушки козёл», книжка-потешка «Плетень»

Орлова Н. Русские народные сказки «Колобок», «Лисичка со скалочкой»,«Лисичка-сестричка и серый волк», «Двенадцать месяцев» С. Маршака Пахомов А. «Азбука» Л. Толстого,

Рачев Е. Русские народные сказки «Волк и козлята», «Лиса и журавль», венгерская сказка «Два жадных медвежонка»

Репкин П. Венгерская сказка «Два жадных медвежонка», «Краденое солнце» К.Чуковского, «Сорока-белобока» Е.Благининой, словацкая сказка «У солнышка в гостях»

Савченко А. Русская народная сказка «Заюшкина избушка», «Волшебник Изумрудного города» Н. Волкова)  Сутеев В., «Слонёнок» Р. Киплинга, «Сказки вкартинках» В. Сутеева, «Кто сказал «мяу?» С. Маршака

Токмаков Л. Книга шотландских песенок «Крошка Вилли Винки»

Федотова М. Книги для бесед по картинкам «Где мы были летом?», «Как мы провожали осень?», «Что мы делали зимой?», «Как мы встречали весну?»  Г. Фроловой

Чарушин Е. «Медвежата», «Олешки», «Вот они какие», «Тюпа,Томка и сорока» и «Моя первая зоология» Е. Чарушина, «Детки в клетке» С. Маршака, «Лесные разведчики» В. Бианки, «Лягушка-путешественница» Н. Гаршина

Чекмарёва И. «Тихие стихи и звонкие песни» В.Петровой, «Один и много» С. Теплюк, «Зайкины истории»

Список   литературы

 

  1. Адорно Т. Эстетическая теория. - М.: Республика, 2001.
  2. Арапова-Пискарёва Н.А. О российских программах дошкольного образования//До-школьное воспитание. - 2005. - №9.
  3. Буров А.И. Эстетическая сущность ис кусства// Проблемы и споры. - М., 1987.
  4. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководст во. - М.: Владос-Пресс, 2006.
  5. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребёнка. - М.: Просвещение, 1988.
  6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвеще ние, 1967.
  7. Галанов А.С., Коршелова С.Н., Куликова С.Л. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. - М.: ТЦ Сфера, 2002.
  8. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. - М.: Прогресс, 1988.
  9. Гильдебраннд А. Проблема форм в изобразительном искусстве. - М.: Изд-во МПИ,1991.
  10. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. - М.: ИЦ Академия, 1997.
  11. Григорьева Г.Г. Игровые приёмы в обучении дошкольников изобразительной деятельности. - М., 1995.
  12. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. - М.: Академия, 2000.
  13. Давидчук А.Н. Конструктивное творчество дошкольников. - М.: Просвеще ние, 1973.
  14. Казакова Р.Г. и др. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, сценарии занятий, планирование. - М.: ТЦ Сфера, 2005. Казакова Т.Г. Детское изобразительное творчество. - М.:
  15. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с "детьми: руководство для детских психологов, педагогов,
  16. Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства (программа развития детей дошкольного и младшего школьного возрас та). - М.: ТЦ Сфера, 2005.
  17. Колдина Д.Н. Лепка и рисование с детьми 2-3 лет. Конспекты занятий.  Издательство «Мозаика-Синтез», 2013г.
  18. Комарова Т.С. Детское художественное творчество: Методическое пособие для воспитателей и педагогов. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.
  19. Комарова Т.С, Савенков А.И. Коллективное творчество дошкольников. - М.: Педагогическое общество России, 2005.
  20. Копцева Т. Природа и художник. - М.: Сфера, 2000.
  21. Копцев В.П. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное: основы объемного конструирования. - Ярославль: Академия развития, 2001.
  22. Котляр В.Ф. Изобразительная деятельность дошкольников. Киев: радянська школа, 1986.
  23. Курочкина Н.А. Знакомим с книжной графикой. - СПб.: Детство-Пресс, 2001.
  24. Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду (программа и конспекты занятий). - М.: ТЦ Сфера, 2005.
  25. Лабунская Г.В. Изобразительное творчество детей. - М.: Просвещение, 1965.
  26. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младший возраст. -  М.: «Карапуз»,  2009г.- 144с.
  27. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст. -  М.: «Карапуз»,  2009г.- 144с.
  28. Лыкова И.А. Цветные ладошки. Парциальная программа художественно-эстетического развития детей 2-7 лет в изобразительной деятельности. М.: ООО ИД  «Цветной мир»,  2018г.
  29. Мелик-Пашаев А.А. Художественные способности как проявление и форма самореализации личности. Автореферат диссертации доктора педагогических наук. - М., 1995.
  30. Мухина B.C. Изобразительная деятельность ребёнка как форма освоения социального опыта. Диссертация на соискание учёной степени доктора педагогических наук. - М., 1981.
  31. Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1987.
  32. Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование. - М.: Карапуз, 1999.
  33. Пауэл У.Ф. Цвет и как его использовать: узнайте, что такое цвет... - М.: Апрель: ACT, 2005.
  34. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: Учебное пособие для студентов педагогических институтов/В.Б. Косминская, Е.И. Васильева, Р.Г. Казакова и др. - М.: Просвещение, 1985.
  35. Торшилова Е.М., Морозова Т.В. Развитие эстетических способностей детей 3-7 лет (теория и диагностика). - М.: НИИ ХВ РАО, 1994.
  36. Уткин П.И., Королева Н.С. Народные художественные промыслы. - М.: Высшая школа, 1992.
  37. Учебные планы дошкольных образовательных учреждений. Учебное посо-бие/Сост. И.А. Патронова, О.А. Куликова, Л.Л. Тимофеева. - М.: Педагогическое об щество России, 2006.
  38. Флёрина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. - М., 1956.
  39. Янушко Е.А. аппликации с детьми раннего возраста (1-3 года), методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.; Мозаика – Синтез, 20006. – 64 с.

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительного образования по реализации программы "От звука к букве. Обучение дошкольников обучению грамоты"Е. В. Колесниковой в старшей группе через кружковую работу.

Программа представляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, слогами, которые помогут детям научиться читать и выполнять звуко - буквенный анализ, а также способствуют развитию м...

«ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Обучение детей элементарным приемам техники «квиллинг» Разработана на основе парциальной программы «Конструирование и ручной труд в детском саду» Л.В

Занятия художественным творчеством имеют большое значение в становлении личности ребенка. Они способствуют раскрытию творческого потенциала личности ребенка, вносят вклад в процесс формирования эстети...

Рабочая программа дополнительного образования (художественно-эстетическое развитие) детская студия «Умелые мастера» Возраст детей: 5 – 6 лет Срок реализации программы: 1 год

Программа «Умелые мастера»  разработана на основании  программы Фешина, Е.В., «Лего-конструирование в детском саду» (2012).Программа реализуется на базе МДОУ «Д...

Рабочая программа дополнительного образования «Выжигание по дереву» (художественно – эстетическое развитие») Возраст детей: 5-7 лет Срок реализации программы – 8 месяцев

Образовательная программа «Выжигание» является модифицированной.  Разработана на основе программы Куруленко Т.Ю.   Книги Стефан Пул «Выжигание по дереву» Москва: &laq...