Конспект занятия по художественно - эстетическому развитию "Белая берёза"
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)
Конспект деятельности направлен на углубление знаний детей о символе России – березе, ее значении и применении, а также на совершенствование техники рисования березы гуашью; будет полезен воспитателям подготовительных к школе групп.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bereza.docx | 26.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 50 с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому развитию детей»
__________________________________________________________________________________
КОНСПЕКТ
ЗАНЯТИЯ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ
«БЕЛАЯ БЕРЕЗА»
Педагог дополнительного образования: Коротина И.П.
г.Ачинск, 2018 г.
«Белая береза»
для детей подготовительной к школе группы
Педагог дополнительного образования: Коротина Ирина Павловна
(Конспект деятельности направлен на углубление знаний детей о символе России – березе, ее значении и применении, а также на совершенствование техники рисования березы гуашью; будет полезен воспитателям старших и подготовительных к школе групп).
.
Задачи:
Образовательные:
- Обогащение представлений о природе, ее сезонных изменениях и влиянии на здоровье человека: уточнить строение дерева, его частей, их функций; напомнить о весенних изменениях в природе; углубить представления детей о том, как береза помогает укрепить здоровье человека.
- Обогащение представлений о фольклоре и декоративно-прикладном искусстве: показать взаимосвязь народного творчества с его бытом (примета, хоровод); изучить назначение и особенности декоративно-прикладного искусства на примере предметов быта из бересты (посуда).
- Совершенствование изобразительной деятельности: способствовать освоению новых, более сложных способов создания изображения березы гуашью (наложение цвета).
Развивающие:
- Развитие связной и грамматически правильной речи, обогащение словаря: побуждать детей передавать в описательном рассказе по репродукциям художественных картин свое эмоциональное отношение к образу русской березы; использовать в речи разные типы предложений (простые, сложные); использовать средства языковой выразительности (сравнения, эпитеты); выражать свои мысли точно, подбирая нужные слова.
- Расширение круга знаний и представлений о мире профессий: познакомить детей с профессией «Резчик по дереву и бересте», содержанием его труда и результатом (посуда из бересты).
- Развитие изобразительно-выразительных и технических умений: развивать умение передавать в рисунке сходство с реальным объектом (березой), совершенствовать моторные характеристики (свободу движений, точность, ритмичность, плавность, силу нажима и др.).
Воспитательные:
- Воспитание патриотических чувств: вызвать интерес к русскому народному творчеству и отдельным фактам русской истории и культуры.
- Воспитание нравственных чувств, выражающихся в сопереживании природе: привести пример отрицательного воздействия человека на природу, отметить, что каждое живое существо имеет право на жизнь (стихотворение «Рассказ березы»).
- Поддерживать проявление самостоятельности, инициативности, индивидуальности.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное слово», «Физическая культура», «Здоровье», «Труд», «Художественное творчество», «Музыка».
Предварительная подготовка: рассматривание альбомов о березе; чтение художественных произведений о березе, включая фольклорные; беседа «Лекарственные свойства деревьев» и др.
Оборудование и материалы: дидактическая игра «Назови дерево»; репродукции известных художников с изображением берез; предметный ряд - игрушки, посуда, столовые предметы, бумага, стул, карандаш, лыжа, желтая и зеленая краска, изделия из бересты; бумага, кисти, гуашь, баночки с водой по количеству детей и педагогу; магнитофон, аудиозапись «Во поле береза стояла».
Ход:
1. Организационный момент.
Педагог (дидактическая игра «Найди березку»): Ребята, сегодня у нас в гостях белая березка, но у нее случилась беда. Давайте найдем ее среди других деревьев и узнаем, что произошло. (Дети называют виды деревьев, выделяют березу).
Я березка белая, я в лесу жила,
Горем поделиться к вам сюда пришла.
Про мою обиду, про мою беду.
С самого начала речь я поведу:
Я шумела весело летом и весной,
Птицы голосистые пели надо мной,
Приходили люди в жаркий летний день,
Под моими ветками находили тень.
Радовались, глядя на мою листву,
Радовались люди, что и я живу.
Но житью хорошему вдруг пришел конец:
В лес пришел однажды мальчишка – сорванец.
Он изрезал ножиком всю мою кору,
Было очень больно мне, думала, умру.
Он не успокоился, он поджег меня!
Корчились листочки, сохли от огня…
Вы ему напомните, сорванцу тому,
Про березку стройную в пламени, в дыму…
Ведь березка каждая тоже хочет жить,
С ветерком шептаться, с ручейком дружить.
Ведь березку каждую следует беречь.
Ну, зачем березку резать или жечь?
Ребята, как вы думаете, какой поступок совершил мальчик? Почему это плохой поступок? (Ответы детей).
2. Основная часть.
Педагог (составление описательных рассказов по репродукциям): Вы правы, мы должны беречь природу, а особенно белую березку. Ведь это дерево является символом России. Наши предки считали березу особенным деревом, и звали ее «Берегиня». Они были уверены, что береза защищает их от беды. Сейчас мы любим это дерево за его необыкновенную красоту. Расскажите о красоте русской березки по этим картинам. (Дети составляют описательные рассказы).
Педагог (чтение стихотворения А.Прокофьева): Простую и трогательную красоту березы воспевали не только художники. Послушайте, с какой любовью о ней говорят поэты:
Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками.
Люблю ее, заречную,
С нарядными оплечьями,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю березку русскую,
Она всегда с подружками
Весною хороводится,
Целуется, как водится,
Идет, где не горожено,
Поет, где не положено,
Под ветром долу клонится,
И гнется, да не ломится!
Как вы думаете, с кем хотел сравнить автор березку, раз одел ее в белый сарафанчик с застежками и зеленые сережки? Какой девушкой представляется вам березка этого поэта? (Ответы детей, педагог побуждает детей применить сравнение и эпитеты).
Педагог (беседа о сезонных изменениях березы): Видите, у березки тоже есть настроение. По вашему мнению, в какое время года березка грустит? Какой она станет с приходом весны? Какие изменения с ней произойдут? С чем это связано? Что выделяется весной через кору березы? (Ответы детей).
Педагог (знакомство с народной приметой о березе): А вы знаете, есть такая народная примета, если весной из березы течет много сока – это к дождливому лету.
Педагог (дидактическая игра «Чем полезна береза»): Вы когда-нибудь пробовали березовый сок? Зачем люди его собирают? (Ответы детей). Издавна считалось, что береза обладает целительной силой. Какие еще части березы используют в лекарственных целях? (Ответы детей). Правильно, почки, молодые листья, кору. Для чего еще используют березу? Найдите предметы, сделанные из нее. (Дети из ряда предложенных предметов, выбирают те, что сделаны из березы: бумага, стул, лыжа, карандаш, желтая и зеленая краска, посуда из бересты и др.). Хозяйственное использование березы широко и разнообразно. Из нее получают дрова, фанеру, делают лыжи и мебель, а из ее листьев – желтую и зеленую краску.
Педагог (знакомство с профессией резчика по дереву и бересте, результатом его труда): Посмотрите на эти предметы (Педагог показывает предметы быта из бересты). Как вы думаете, из какой части березы они сделаны? (Ответы детей). Правильно, из верхнего слоя коры — бересты. Раньше посуду делали именно такой и пища в ней очень долго не портилась. Чтобы это искусство не забыли, отцы передавали свои умения в резьбе своим сыновья. Теперь это профессия и ей нужно учиться в специальных училищах. Она называется «Резчик по дереву и бересте». Давайте рассмотрим предметы быта, которые искусно сделал резчик, и предположим их назначение. (Дети рассматривают предметы декоративно-прикладного искусства, называют и объясняют их назначение).
Педагог (проводит физкультминутку): Видите, какое замечательное дерево – береза. Давайте отблагодарим ее за ту пользу, которую она нам приносит, и встанем в хоровод, как наши предки. (Педагог выбирает среди детей «березку», ставит ее в центр хоровода и начинает движение по кругу со словами русской народной песни и движениями).
Мы вокруг березки хороводом стали, | Стоят в хороводе. |
Яркие платочки высоко подняли. | Поднимают правую руку вверх, как «платочек». |
Мы вокруг березки весело гуляли, | Идут по кругу. |
Весело гуляли, ножками шагали. | Идут по кругу. |
А теперь, березка, нам пора проститься, | Остановились. |
Нам пора проститься, низко поклониться. | Поклонились. |
3. Объяснение педагога, показ.
Педагог (строение березы): Ребята, давайте извинимся перед белой березкой за того мальчика, который ее обидел. В своих рисунках покажем, как мы ей дорожим. Но сначала, давайте вспомним, из каких частей состоит береза и для чего они нужны. (Дети называют части дерева, их функции).
Педагог (показ):
- Намечаем белой гуашью контур ствола березы.
- Выполняем заливку ствола березы белой гуашью.
- Тонкой кистью намечаем ветви березы.
- Светло зеленым цветом намечаем крону дерева, добавляем траву у основания ствола березы.
- Изумрудными крупными пятнами оттеняем листву березы, намечаем отдельные травинки под деревом.
- Желтым цветом добавляем свет на кронах.
- Темно зеленым цветом рисуем тени в кронах деревьев.
- Прорисовываем рисунок на коре.
- Уточняем детали.
4. Самостоятельная работа детей (под музыку «Во поле береза стояла»).
5. Заключительная часть.
Педагог: Посмотрите, какие изящные и необыкновенно красивые березки у вас получились! Вы посвятили свои рисунки символу России, а я хочу подарить ей это стихотворение:
Белая берёзка, нет тебя красивей,
Ведь не зря зовёшься ты душой России!
Чистота и святость, нежность и величье,
Всё в веках осталось в облике девичьем.
Ты зимой холодной на ветру качалась,
Пусть поклоны била, гнулась - не сломалась.
А теперь с весною расцветешь невестой,
С дождевой слезою заново воскреснешь.
Источники:
1. Горошенко В. П. Природа и люди. – М.: Просвещение, 1971.
2. Жирмунский В. М. Преодолевшие символизм. - Л.,1977.
3. http://pandia.ru/text/78/631/21890.php Береза в культуре и этнографии славян.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по Художественно-эстетическому развитию в старшей группе Художественная викторина :"Разноцветная радуга"
Конспект занятия по Художественно-эстетическому развитию в старшей группе Художественная викторина :"Разноцветная радуга"...
конспект занятия по художественно-эстетическому эстетическому развитию с лингвистическим компонентом
Конспект занятия по художественно-эстетическому эстетическому развитию с лингвистическим компонентом. Интеграция линвистического компонента и художественно-эстетического воспитания с использованием те...
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию для детей второй младшей группы с использованием современных образовательных технологий: здоровьесберегающей, игровой, художественное слово, личностно – ориентированной «Как у нашего кота шубка
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24684433","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Цель: познакомить с нетрадиционной техникой рисования - тычок. Задачи:Обучающие-...
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в старшей группе (художественное конструирование из бросовых материалов (пряжи) «Мои друзья - Смешарики»
Цель занятия: изготовление игрушки из шерстяных ниток с использованием нетрадиционной техники (работа с пряжей) в художественно-эстетической деятельности (конструирование из бросовых материалов).Задач...
конспект занятия по художественно-эстетическому развитию. Чтение художественной литературы «Друг детства»
Цель занятия: Создание условий для ознакомления детей с литературным произведением Виктор Драгунский «Друг детства».Задачи занятия:Образовательные:- Познакомить с содержанием рассказ...
конспект занятия по художественно-эстетическому развитию. Чтение художественной литературы «Умей обождать»
Цель занятия: довести до понимания детей основную идею литературной сказки «Умей обождать», посредством анализа поступков и характеристики героев через беседу и дидактическую игру.Задачи з...
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе. Аппликация "Берёза - символ России"
Конспект занятия по аппликации в подготовительной группе. "Береза -символ России"....