Особенности восприятия цвета и формы.
статья по рисованию (подготовительная группа) на тему
Понимание графического изображения в силу его особенностей как объекта восприятия представляет собой особый процесс декодирования своеобразного знакового явления. восприятие изображения на плоскости - особый вид перцепции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osob._vospr._tsveta_i_formy.docx | 34.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности восприятия цвета и формы.
Цвет — это помощник в общении людей друг с другом. Предметы, явления природы посылают нам цветовые сигналы, а мы внутренне реагируем на них. Один и тот же цвет может влиять на разных людей неодинаково. Он может успокаивать или возбуждать, огорчать или веселить. Дети воспринимают цвет иначе, чем взрослые. И они заявляют об этом в своих рисунках. Описание воздействия цвета — физиологического, оптического и эмоционального — относится, скорее, к детскому восприятию, чем ко взрослому. Дети ведь более чувствительны к запахам, звукам и краскам.
Известно, что первое, с чем сталкивается наше зрение при восприятии мира это цвет, и поэтому, восприятие цвета относится к наиболее элементарным процессам, управляемым врожденными механизмами. Так как психический образ - результат сложноорганизованной деятельности, то не только цвет, но и форма являются участниками создаваемого и воспринимаемого ребенком образа. Восприятие формы относят к наиболее сложным, формирующимся в онтогенезе процессам. Весьма интересен вопрос о том, что является более важным при ориентации в предметной среде: цвет или форма.
Знакомство с цветом предметов, объектов, явлений окружающей жизни и цветовое решение изображений детьми в их рисунках, аппликациях способствуют у них эстетического восприятия, чувства цвета. Большую роль в решении этих задач играет знакомство детей с искусством и природой. Об этом в своё время писал еще чешский педагог Я.А.Коменский.
Интерес к цвету, по мнению Я.А.Коменского, формируется у детей постепенно и должен строится с учетом возрастных возможностей. Цвет предметов имеет большое значение в развитии эстетического и сенсорного восприятия, а также может выступать для ребенка как один из признаков предмета.
Известный немецкий педагог ХIХ в. Ф.Фребель полностью разделял взгляды Я.А.Коменского. Он отмечал, что ребенка привлекает не просто все яркое пестрое (оно не доставляет ему удовольствия). «доставляет же его выражение, нахождение внутренней связи, силы одухотворить все это…»
Таким образом, мы видим, что, по мнению Ф.Фребеля, ребенка привлекает не столько внешняя сторона светов, сколько их соединение, соотношение. И далее он подчеркивал, что для того, чтобы ребенок понял это соотношение цветов, взрослый должен помочь ему.
Для того, чтобы, по мнению Ф.Фребля, «…выработать в человеке путем наблюдения и самостоятельного изображения в преподавании учения знания и чувства красок, следует иметь в виду три требования :
- во – первых, рассматривать цвет самостоятельно, независимо от формы предмета. Цвет следует изобразить ради его самого;
- во – вторых (Ф.Фребелю принадлежит одна из первых классификаций последовательности называния детьми цветов), называется чистый цвет сам по себе (красный, зеленый и т.д.), затем цвета по их внутренней силе (светлый, яркий, темный и т.д.) и в конце отдельные цвета;
- в – третьих, он считал, что с красками необходимо знакомить детей постепенно. Переходить к работе с новым цветом не следует, пока не освоен ранее предложенный цвет, так как с каждой краской надо обходится особенно. »
Разногласия в вопросе о том, какой признак объекта является главным для его восприятия, остаются среди ученых и при анализе специфики чувственного познания объектов детьми дошкольного возраста.
В противовес словам некоторых западных психологов о том, что дети до 7 лет «удивительно слепы к форме», советские ученые не только показали главную роль формы объекта уже в восприятии преддошкольника, но и выявили некоторые отдельные обстоятельства, позволяющие лучше уяснить многомерность соотношения цвета и формы объекта. Так при исследовании восприятия детей-дошкольников психологи смогли установить, что цвет объекта будет для детей опознавательным атрибутом лишь тогда, когда другой, сильный атрибут (форма), по какой-либо причине не приобрел сигнального значения (при составлении коврика для мозаики из цветных элементов, например).
Эти открытия наиболее четко проявляются при восприятии дошкольником неизвестных объектов. Большую роль играет и задача, которая ставится перед детьми. Так, если необходимо изобразить из одноцветных фигур узор, дети будут ориентироваться на форму фигур; если нужно «спрятать» цветную вещь (фигуру) на аналогичном фоне, главное значение остается за цветом. Так же дети в некоторых случаях могут опираться на оба признака одновременно (З.М. Богуславская).
Большое значение воспитанию чувства цвета придавала известный итальянский педагог Мария Мантессори. Она подчеркивала, что необходимо включать активные действия самого ребенка, которые должны быть направлены на получение сенсорного опыта. Мария Мантессори считала, что «усвоение ребенком цвета происходит успешнее, если ему предъявить сразу два цвета, ибо контраст способствует запоминанию цветов».
Специальное внимание развитию восприятия цвета и его передаче в рисунке уделила Е.А.Флерина в своей работе «Изобразительное творчество детей дошкольного возраста» (1956 г.). она считала, что при обучении детей рисованию большое внимание необходимо уделять передачи цвета объектов, являющегося важным их свойством. «Воспринимая предмет в повседневной жизни и действуя с ним, ребенок не всегда вычленяет и осознает его форму… Ребенка непосредственно привлекает цвет. Признавая большое значение цвета в детском творчестве, я считаю необходимым в первую очередь рассмотреть рисунок со стороны передачи в нем цвета и формы».
Возникновение в сознании ребенка, какого – либо образа, например ананаса, происходит примерно так. От органов чувств (зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания) нервное напряжение бежит по проводам-нервам в мозг и достигает специальных центров (миллионов клеток в коре головного мозга, специализирующихся на приеме цветовых, звуковых и других раздражителей), вызывая нервный процесс возбуждения. При этом запускается тончайшая дифференцировка действующих раздражителей (формы, величины, веса, цвета, запаха ананаса), а также их интеграция, объединение. Ребенок должен отобразить целое как совокупность его частей, выделить главные признаки среди второстепенных, сопоставить их с той категорией предметов и явлений, которая ему известна, отвлечь эти существенные признаки от второстепенных индивидуальных особенностей именно этого предмета. Вот какая сложная мыслительная работа необходима, чтобы воспринять этот простой объект!
Восприятие опирается не только на ощущения, которые каждое мгновение позволяют чувствовать окружающий мир, но и на предыдущий опыт растущего человека. Если раньше ребенок уже сталкивался с ананасом(может быть, видел его на картинке), то активизируются уже ранее образованные в коре головного мозга нервные связи и восприятие происходит мгновенно. Ребенок безошибочно называет объект: "Это ананас". Если же в опыте дошкольника не было встречи с этим экзотическим фруктом, то возникающий образ объекта будет нечетким, расплывчатым. Ребенок может сказать: "Какое-то растение, какой-то предмет".
Ребенок не рождается с готовым умением воспринимать окружающий мир, а учится этому. У детей в дошкольном возрасте образы воспринимаемых предметов отличаются большой смутностью и нечеткостью. Так, дети трех-четырех лет не узнают на утреннике переодетую в костюм лисицы воспитательницу, хотя ее лицо и открыто. Если детям попадается изображение незнакомого объекта, они выхватывают из изображения какую-то деталь и, опираясь на нее, осмысливают весь изображенный предмет. Например, впервые увидев монитор компьютера, ребенок может воспринять его как телевизор. Такое осмысление всего предмета по какой-то одной случайной детали называется синкретизмом и является природной особенностью детского восприятия.
Детский синкретизм есть результат невоспитанного "доаналитического" восприятия. Так, для того, чтобы правильно воспринять, например, растущий тюльпан, ребенок должен выделить его как особую фигуру на фоне всего остального в саду. При этом, чтобы узнать, что это именно растение, он должен выделить его основные части (стебель, листья, цветок) в их постоянных для данного объекта отношениях. Несмотря на то что ребенок с самого рождения может видеть, улавливать звуки, его необходимо систематически учить рассматривать, слушать и понимать то, что он воспринимает. Механизм восприятия готов, но пользоваться им ребенок еще только учится.
На протяжении детства ребенок все более точно начинает оценивать цвет и форму окружающих объектов, их вес, величину, температуру, свойства поверхности и др. Он учится воспринимать музыку, повторяя ее ритм, мелодический рисунок. Учится ориентироваться в пространстве и времени, в последовательности событий. Играя, рисуя, конструируя, выкладывая мозаику, делая аппликации, ребенок незаметно для себя усваивает сенсорные эталоны - представления об основных разновидностях свойств и отношений, которые возникли в ходе исторического развития человечества и используются людьми в качестве образцов, мерок.
К пяти годам ребенок легко ориентируется в гамме основных цветов спектра, называет базовые геометрические фигуры. В старшем дошкольном возрасте идет совершенствование и усложнение представлений о цвете и форме. Так, ребенок узнает об изменяемости каждого цвета по насыщенности (более светлый, более темный), о том, что цвета разделяются на теплые и холодные, знакомится с мягкими, пастельными, и резкими, контрастными, сочетаниями цветов. При помощи взрослых усваивает, что одна и та же форма может варьироваться по величине углов, соотношению сторон, что можно выделить криволинейные и прямолинейные формы.
В младшем и среднем дошкольном возрасте у детей складываются представления о соотношениях по величине между тремя предметами (большой - меньше - самый маленький). Ребенок начинает определять знакомые ему предметы как большие или как маленькие независимо от того, сравниваются ли они с другими. Например, четырехлетний ребенок может расставить "по росту" игрушки от самой большой к самой маленькой. Может утверждать, что "слон большой", а "муха маленькая", хотя он их и не видит в данный момент.
В старшем дошкольном возрасте у детей складываются представления об отдельных измерениях величины: длине, ширине, высоте, а также о пространственных отношениях между предметами. Они начинают обозначать, как предметы располагаются относительно друг друга (за, перед, сверху, снизу, между, слева, справа и т. п.). Важно, чтобы дети овладели так называемыми глазомерными действиями. Это происходит, когда дошкольники овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту, форму, объем предметов. После этого они переходят к решению задач "на глаз". Развитие этих способностей тесно связано с развитием речи, а также с обучением детей продуктивным видам деятельности. Продуктивная деятельность предполагает умение ребенка не только воспринимать, но и воспроизводить особенности цвета, формы, величины предметов, их расположение относительно друг друга в рисунках и поделках. Для этого важно не только усвоение сенсорных эталонов, но и развитие уникальных в своем роде действий восприятия.
Действия идентификации заключаются в том, что ребенок, воспринимая объект, сравнивает его свойства с определенным сенсорным эталоном и отмечает, что они абсолютно схожи. Например, воспринимая мяч, ребенок утверждает: "Мяч круглый".
Действия отнесения к эталону предполагают, что при восприятии объекта ребенок отмечает частичное совпадение его свойств с эталоном, понимает, что наряду с чертами сходства существуют некоторые черты различия между ними. Например, яблоко, подобно мячу, круглое, то есть должно быть соотнесено по форме с эталоном шара. Но форма яблока имеет и свои особенности: это, как правило, несколько приплюснутый шар с ямкой и выступом. Для того чтобы воспринять яблоко как круглое, необходимо при соотнесении его с эталоном отвлечься от этих дополнительных моментов.
Моделирующие действия заключаются в том, что при восприятии объектов со сложными свойствами, которые не могут быть определены при помощи одного эталона, требуется одновременно использовать два или более эталонов. Простейшим примером может служить форма одноэтажного деревенского домика, включающая прямоугольный фасад и трапециевидную крышу. Чтобы правильно воспринять такую форму, необходимо не только подобрать два эталона, но и установить их взаимное положение в пространстве.
В среднем дошкольном возрасте практические действия начинают сочетаться с действиями восприятия. Дети четырех лет уже начинают рассматривать предмет, но делают это непоследовательно, несистематически, часто переходя к манипулированию. При словесном описании они называют только отдельные части и признаки предмета, не связывая их между собой.
В дошкольном детстве совершенствуется восприятие пространства. Если в три-четыре года для ребенка точкой отсчета является свое тело, то к шести-семи годам дети научаются ориентироваться в пространстве независимо от собственной позиции, умеют менять точки отсчета. Например, на предложение показать, что расположено справа, ребенок трех-четырех лет сначала отыскивает свою правую руку, а потом только ориентируется во внешнем пространстве. Старший же дошкольник может даже показать, что располагается справа от стоящего напротив него человека.
Дети среднего дошкольного возраста постепенно входят в мир художественного творчества. Восприятие художественных произведений - это единство познания и переживания. Ребенок учится не просто фиксировать то, что представлено в художественном произведении, но и воспринимать чувства, которые хотел передать его автор.
Известным отечественным детским психологом В. С. Мухиной проанализировано развитие восприятия рисунка в дошкольном возрасте. Ею показано, как у ребенка постепенно развивается умение правильно соотносить рисунок и реальность, видеть именно то, что на нем изображено, совершенствуется интерпретация рисунка, понимание его содержания.
Так, для младших дошкольников рисованная картинка скорее является повторением действительности, чем изображением. Когда ребенку показывают изображение стоящего спиной человека и спрашивают, где у него лицо, ребенок переворачивает картинку, рассчитывая обнаружить лицо на обратной стороне листа. Со временем дети убеждаются, что с нарисованными объектами нельзя действовать как с настоящими. Расположение предметов на картинке, их соотношение дошкольники усваивают так же постепенно. Особенно сложно для ребенка восприятие перспективы. Так, удаленная елочка оценивается как маленькая, предметы, расположенные на заднем плане и заслоненные другими, - как поломанные. Только к концу дошкольного возраста дети начинают более или менее правильно оценивать перспективное изображение, но и то это основывается на знании правил, усвоенных от взрослых. Удаленный предмет кажется ребенку маленьким, но он догадывается, что на самом деле он большой. Так формируется константность восприятия - свойство, которое предполагает, что мы воспринимаем объекты достаточно стабильными и сохраняющими свои размеры, форму, цвет и другие свойства, несмотря на изменение условий восприятия (расстояния, освещения и т. д.).
Восприятие рисунка сопряжено с развитием способности к его интерпретации. Дети с интересом пытаются осмыслить, что на рисунках изображено. Так развивается еще одно свойство восприятия - осмысленность. Если сюжет достаточно понятен и близок ребенку, он может подробно о нем рассказать, если же недоступен - он просто перечисляет отдельные фигуры, предметы. При этом проявляются такие свойства восприятия, как избирательность и апперцепция. Избирательность - свойство восприятия выделять и воспринимать только часть каких-либо объектов из окружения, превращая все остальное в этот момент в невоспринимаемый фон. Апперцепция - это зависимость восприятия от личностных особенностей и интересов человека. При интерпретации сюжетных изображений каждый ребенок выделяет, замечает что-то свое.
Таким образом, развитие восприятия в дошкольном возрасте - это сложный, многоаспектный процесс, который способствует тому, чтобы ребенок все точнее, четче отображал окружающий мир, научался различать нюансы действительности и благодаря этому мог успешнее адаптироваться в ней.
Физиологическое воздействие цвета
Объективное воздействие цвета на физиологию человека подтверждено экспериментальным путем и зависит от количества, качества цвета, времени воздействия, особенностей нервной системы, возраста, пола. Непосредственным физиологическим действием на весь организм объясняются явления, вызываемые красным и синим цветами, в особенности при максимальной их насыщенности. Красный цвет возбуждает нервную систему, вызывает учащение дыхания и пульса и активизирует работу мускульной системы. Синий цвет оказывает тормозящее действие на нервную систему.
Оранжевый и красный цвета возбуждают попутно со зрительным и слуховой центр мозга, что вызывает кажущееся увеличение громкости звуков. Не без основания эти активные цвета часто называют "кричащими". Зеленый и синий, успокаивающие цвета, ослабляют возбуждение слухового центра, то есть как бы ослабляют или компенсируют громкость шумов.
Характеристика цвета
Красный, оранжевый, желтый - возбуждающие
Зеленый, голубой - успокаивающие
Фиолетовый, темно-серый, черный - угнетающие
Оптическое воздействие цвета
Человеком, который не задумывается над вопросами оптики, такое понятие, как цвет, может быть воспринято как неотъемлемое свойство предмета. Но на самом деле понятие цвета значительно шире. Еще в 1756 году М. В. Ломоносов предложил так называемую теорию трехкомпонентного зрения, утверждающую, что в глазу есть нервные клетки, одни из которых вызывают ощущение красного, другие — зеленого, третьи — синего цвета. К этому воздействию относятся иллюзии, или оптические явления, вызываемые цветом и изменяющие внешний вид предметов. Рассматривая оптические явления цвета, все цвета можно условно разделить на две группы — красный и синий, так как в основном цвета по своим оптическим свойствам будут тяготеть к какой-нибудь из этих групп. Исключение составляет зеленый цвет. Светлые цвета, например белый, желтый, создают эффект иррадиации, они как бы распространяются на расположенные рядом с ними более темные цвета и уменьшают окрашенные в эти цвета поверхности. Например, если через щель дощатой стены проникает луч света, то щель кажется шире, чем в действительности. Когда солнце светит сквозь ветви деревьев, ветви кажутся более тонкими, чем обычно. Желтый цвет зрительно как бы приподнимает поверхности. Плоскости, окрашенные в темно-синий, фиолетовый и черный цвета, зрительно уменьшают и успокаиваются книзу.
Также нужно отметить центробежное движение желтого цвета и центростремительное синего. Если сделать два круга равной величины и заполнить один желтым, а другой синим, то уже после короткой концентрации на них становится заметным, что желтое луче-испускает, приобретает движение из центра и почти осязаемо приближается к человеку. Синее же развивает центростремительное движение и удаляется от человека. Первый круг колет глаз, во втором глаз утопает.
Из приведенных выше примеров по оптическому воздействию цвета можно продумать серию занятий для дошкольников. Один из вариантов — это тема освещенности, света и тени.
Дошкольники обычно в своих живописных работах не обращают внимания на такое явление, как освещение. Солнце практически всегда присутствует в их работах. Дети изображают его кружком, пятном, треугольником в углу. Оно может иметь лучи, сияние, но в то же время не освещает. Поэтому теней в рисунке тоже нет. Деревья, дома, люди, расположенные против солнца, имеют такую же яркость, как и освещенные. Никакие явления освещенности не имеют места. Выбор фона уже может говорить о принадлежности времени суток — желтая или черная бумага. Но даже выбрав желтый фон, ребенок нарисует на нем желтый круг с лучами: "Чтобы было понятней". Внизу полоска зеленого цвета — трава. Вверху — синяя плоска неба. Пространство воздуха, где и растет лес, летают птицы. На черном фоне могут появиться нарисованные черной или темно-синей краской тучи или желтый круг луны. Внизу — зеленая полоска травы. На цветовые нюансы тени и света обращает внимание детей педагог. Для наглядности можно использовать репродукции картин, видеоряд. Рассмотреть, как тенъ легла на деревья, а свет от луны освещает стволы и ветки.
В работе с детьми ни в коем случае не следует называть неправильный цвет предмета (например, розовую ленточку - красной), только потому – что по программе дети еще не должны знать розовый цвет. Я считаю важно знать, что требования программы – это тот минимум, которым должны овладеть все дети.
Эмоциональное воздействие цвета
Деление всех цветов по цветовому тону на теплые и холодные находится в зависимости с эмоциональным и ассоциативным опытом человека. Холодные усиливают впечатление успокоенности, меланхолии, теплые — радости жизни, активности. Теплые цвета условно ассоциируются с цветом огня, солнца, накаленных предметов: красные, красно-оранжевые, желтые. Холодные цвета ассоциируются с цветом воды, льда и других холодных объектов: зелено-голубые, голубые, сине-голубые, сине-фиолетовые. Деление цветов на теплые и холодные относится как к конкретному цвету на картине, так и к конкретному цвету в природе. На картине противопоставление теплых и холодных цветов связано со светом и тенью. При психологическом воздействии цвета речь идет о чувствах, переживаниях, которые мы можем испытывать под влиянием того или иного цвета.
Красный — очень сильный цвет, который непосредственно воздействует на человека и не оставляет его равнодушным. Это теплый цвет и может вызвать у человека учащение сердцебиения, повышение давления и, как следствие, ощущение тепла или жара. В помещении, окрашенном красным цветом, субъективно будет теплее. Красный сигнализирует об опасности. Это цвет крови. Когда человек видит кровь, у него непроизвольно возникает состояние тревоги. Он вызывает сильные эмоции и сигнализирует об опасности. Красный — это радость, веселье, праздник (красные дни в календаре).
В природе красный — цвет спелых ягод, помидоров. Дети начинают различать этот цвет одним из первых, и долгое время он может быть их любимым. Под определение красного попадают розовый, бордовый, малиновый цвета.
Розовый — смесь красного и белого. Переход от цвета яркого к пастельному. Розовый нежный, мягкий, романтический. Большинство маленьких девочек предпочитают розовый цвет всем остальным, эту особенность учитывают производители детских игрушек.
Оранжевый — теплый и яркий, привлекающий внимание. Цвет радости, веселья и солнца. Пастельный оранжевый цвет близок к персиковому, который связывают со свежестью и здоровьем.
Желтый привлекает внимание, но и говорит о тревоге, предупреждает быть внимательным, как сигнал светофора. Сигнализирует о чем-то новом, необычном, интересном и интригующем. Сочетание желтого и черного цветов говорит об опасности. Недаром в знаке, предупреждающем о радиации, используются эти два цвета. В природе брюшко осы имеет чередующиеся черные и желтые полоски, как бы предупреждая об опасности. Привлекательным, радостным и праздничным выглядит сочетание желтого и красного. Желтый и оранжевый — основные солнечные цвета в детских работах.
Зеленый — самый спокойный цвет. Глаз человека способен различать огромное множество его оттенков. При введении в зеленый желтого он оживляется, становится более активным. При добавлении синего, наоборот, начинает звучать иначе — делается более серьезным, вдумчивым. Для детей зеленый — цвет травы и елки.
Синий и голубой — холодные цвета. Синий воспринимается как скучный. В то же время голубой может быть связан с покоем и простором, как небо или море. В детских работах цвет облаков и неба может быть синего цвета.
Фиолетовый привлекает детей, потому что в природе не слишком распространен. Попросите ребенка назвать предметы фиолетового цвета (баклажаны, сливы, жук). В творческой работе с этим цветом легко переборщить, она может выглядеть неестественной, безвкусной.
Белый определяется как "некраска". Он как бы символ мира, где исчезают все краски, все материальные свойства, поэтому и действует белый цвет на нашу психику как молчание. Оттенков белого достаточно много: бумага для рисования, картон, обои, калька и т. д. Может быть дешевым и примитивным, как одноразовая посуда.
Черный воздействует как мертвое пятно. Цвет ночи, черной магии, страха. Для детей это цвет зла, "недобра". В то же время он удачно сочетается с другими цветами и может превращаться из злого в добрый. Черный и красный — в хохломской росписи, в окраске снегиря. Черный и белый — в зимнем пейзаже.
Серый — нейтральный. Оттенки серого нашли широкое применение в промышленности. Особенно смотрится в сочетании с другими яркими цветами, например красным, желтым, фиолетовым. При этом выглядит изысканным, красивым, благородным. Может быть простым и скучным, как серый холст. В детской работе оптимальный цвет для фона после белого.
Коричневый — естественный. Цвет дерева, песка, дома, хлеба. Внушает доверие, спокойствие и уют. Для детей это не очень привлекательный цвет. Основные варианты для фона в изображении деревянных избушек, разделочных досок, глиняных кувшинов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Восприятие цвета и формы в играх детей младшего дошкольного возраста с отклонением в развитии
консультация для воспитателей...
Рекомендации для родителей: "Как можно помочь ребенку в развитии восприятия цвета и формы".
Рекомендации родителям по развитию восприятия цвета и формы в повседневной жизни,а также через элементарные игры, в которые могут поиграть родители со своим ребенком....
Особенности восприятия цвета детьми.
Особенность восприятия цвета у детей. Экспериментальная площадка ФИРО....
Статья "Дидактическая игра — средство развития у малышей памяти, внимания, восприятия цвета и формы"
«Говорят, что все дети талантливы. Правда ли это? И если да, то почему же так мало талантливых взрослых? Да потому, что мы далеко не всегда умеем развивать детские способности...Что бы реализова...
Развиваем восприятие цвета и формы.
Дидактические игры на развитие восприятия цвета и формы....
Особенности восприятия цвета у детей дошкольного возраста. Необходимость развития детского цветовосприятия.
Особенности восприятия цвета у детей дошкольного возраста. Необходимость развития детского цветовосприятия.Мы живем в ярком, красочном мире, наполненном сотнями цветов и оттенков. Он для нас обычен и ...
«Особенности восприятия цвета детьми разных возрастных групп»
laquo;Особенности восприятия цвета детьми разных возрастных групп»...