Статья "Дидактическая игра — средство развития у малышей памяти, внимания, восприятия цвета и формы"
статья (младшая группа) на тему
«Говорят, что все дети талантливы. Правда ли это? И если да, то почему же так мало талантливых взрослых? Да потому, что мы далеко не всегда умеем развивать детские способности...Что бы реализовать потенциальные возможности дошкольника, его развитием нужно руководить, но при этом не следует досрочно превращать его в школьника. Не надо спешить научить ребенка чтению, письму, важно научить его думать, развивать его память, внимание и восприятие.»
Л.А Венгер дет. психолог
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskaya_igra.odt | 8.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактическая игра — средство развития у малышей памяти, внимания, восприятия цвета и формы.
«Говорят, что все дети талантливы. Правда ли это? И если да, то почему же так мало талантливых взрослых? Да потому, что мы далеко не всегда умеем развивать детские способности...Что бы реализовать потенциальные возможности дошкольника, его развитием нужно руководить, но при этом не следует досрочно превращать его в школьника. Не надо спешить научить ребенка чтению, письму, важно научить его думать, развивать его память, внимание и восприятие.»
Л.А Венгер дет. психолог
С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Память, мышление, воображение строится на основе образов восприятия, является результатом их переработки. Нормальное интеллектуальное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.
Одной из ведущих форм обучающего воздействия взрослого на ребенка является дидактическая игра. Особенно это актуально для детей младшего дошкольного возраста. Дидактическая игра как игровая форма обучения — явление очень сложное. В отличие от учебной сущности занятий в дидактической игре действуют одновременно два начала — учебно-познавательное и игро-занимательное.
Какие дидактические игры следует проводить с ребенком 3-4 лет?
Начнем с тех, которые развивают восприятие цвета, формы и величины. При этом ознакомление с формой стоит начинать несколько позднее, чем ознакомление с цветом. Когда дети научатся играть в цветовое лото: заполнять карты с цветовыми полями тремя видами геометрических фигур, подбирая их по цвету.
А ознакомление с величиной можно начинать одновременно с ознакомлением с цветом («пирамидки», «бусы», «цветные фоны», «колечки»). Очень полезно делать вместе с ребенком геометрические фигуры, используя для этого спички, нитки, мягкую проволоку.
Первая игра — построение башен из кубиков существенно отличающихся по величине. Хорошо если образцом служит рисунок или аппликация: ребенок одновременно будет учиться сопоставлять предметы по величине и соотносить объемные фигуры с их плоским изображением.
Также важнейшим фактором является то, что дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию, что необходимо при развитии восприятия цвета и формы у малышей.
Исходя из особенностей восприятия предметов детьми младшего возврата, следует тщательно отбирать наглядный материал для дидактических игр по ознакомлению с цветом, формой и размером.
В своей работе мы используем пособие - «Блоки Дьенеша». Логический материал представляет собой набор из 48 логических блоков различающихся четырьмя свойствами (формой, цветом, размером и толщиной).
Играя с блоками Дьенеша, ребенок выполняет разнообразные предметные действия: группирует по признаку, выкладывает ряды по заданному алгоритму, меняет местами, прячет, ищет и выполняет упражнения, включая свое воображение и творческие способности.
Вот некоторые наши игры:
- Определения на ощупь — «Волшебный мешочек» (выбрать большие/маленькие, толстые/тонкие).
- Классификация по цвету, форме, размеру и толщине («найди все блоки, как эта фигура, а так же не такие как эта фигура»).
- Чередование по форме, размеру, толщине и цвету «Цепочки».
- «Клад» (называем фигуры под которыми спрятан клад).
- «Найди пару» (по размеру, по цвету, по форме).
Значимость работы по развитию восприятия цвета на начальном этапе очень велика. Умение детей оперировать полученными знаниями помогает не только в их изобразительной и трудовой деятельности (в конструировании, аппликации, рисовании по образцу: сначала путем накладывания, а затем самостоятельно выкладывая и рисуя фигуры), но и в дальнейшем использовать цвет как сигнал к действию в быту (например, понимание сигналов светофора).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Восприятие цвета и формы в играх детей младшего дошкольного возраста с отклонением в развитии
консультация для воспитателей...
Рекомендации для родителей: "Как можно помочь ребенку в развитии восприятия цвета и формы".
Рекомендации родителям по развитию восприятия цвета и формы в повседневной жизни,а также через элементарные игры, в которые могут поиграть родители со своим ребенком....
Игры на развитие психических функций: памяти, внимания, восприятия, мышления
Картотека игр и упражнений на развитие психических процессов....
Игры на развитие мелкой моторики, памяти, внимания, мышления, речи для детей 3-4 лет
Предоставлены ссылки на сайты где подобраны игры для дошкольником 3-4 лет, а также предложены игры совместно со взрослым...
Направления подготовки (развитие разных типов памяти, внимания и мышления, речи, оптико-пространственного восприятия, самоконтроля и пр.)
Развитием внимания, памяти и мышления, что помогает достичь больших успехов в школьных предметах и любых вопросов, нужно заниматься всем. Новые методики позволяют легко получить нужный результат...
Восприятие цвета и формы в играх детей младшего дошкольного возраста с отклонениями в развитии
Восприятие цвета и формы в играх детей младшего дошкольного возраста с отклонениями в развитии...
Картотека игр направленных на развитие восприятия цвета и формы предметов и геометрических фигур у детей первой младшей группы.
Картотека игр для младшей группы...