Картотека игр направленных на развитие восприятия цвета и формы предметов и геометрических фигур у детей первой младшей группы.
методическая разработка по математике (младшая группа)
Картотека игр для младшей группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_igr_mladshey_gruppy.docx | 739.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Березка»
Г. Белоярский
Картотека игр направленных на развитие восприятия цвета и формы предметов и геометрических фигур у детей первой младшей группы.
Воспитатель:
Султалиева З.М.
2023г.
Назови геометрическую фигуру.
Цель: учить детей зрительно обследовать, узнавать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал).
Материал. 14 таблиц с геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник,), на каждой таблице контурные изображения двух-трех фигур в разных положениях и сочетаниях. Таблицы вложены в конверты.
Ход.
Воспитатель достает из конвертов таблицы и предлагает детям рассмотреть геометрические фигуры, движением руки обвести контуры фигур , называет их , просит детей повторить название. Детям, затрудняющимся самостоятельно обвести контуры, воспитатель помогает- рукой ребенка проделывать нужные действия в воздухе.
Гоша предлагает с ни поиграть «Найди свой домик»
Цель: целенаправленное, осмысленное восприятия формы геометрических фигур.
Оборудование: детям раздают геометрические фигуры, отличающиеся по цвету и величине. В трех обручах в разных углах комнаты на полу лежат круг, квадрат, треугольник.
Задача детей по сигналу воспитателя (удар в бубен) разложить по кармашкам Гоше фигуры сравнивая свою геометрическую фигуру с той, что находится в домике. Игра повторяется несколько раз.
На что похожи фигуры Гоши?
Цель: Формировать умение соотносить фигуры с предметами и называть цвета (красный, синий, жёлтый и зелёный).
•Высыпаем фигуры из корзины и перемешиваем. Потом предлагаем детям вспомнить цвета: задаём вопросы, например, «Какие предметы похожи на квадрат » или «Какие вы знаете предметы треугольной формы».
Фигуры потерялись у Гоши.
Оборудование: 4 фигуры разного цвета.
Предложите ребенку собрать фигуры в домик. В процессе игры спрячьте одну фигуру. Обратите внимание ребенка на то, что фигур стало меньше. Поинтересуйтесь, какой фигуры не хватает.
Усложняя задание, увеличивайте количество фигур, расширяйте цветовой диапазон; прячьте по два, по три кубика.
Уборка вместе с Гошей.
Игра способствует разбитию мелкой моторики классифицирования предметов по цвету.
Оборудование: корзина, геометрические фигуры разного цвета.
Предварительно разложите на полу фигуры. Объясните ребенку, что сейчас вы будете гулять по комнате и собирать в корзину все фигуры желтого цвета.
Отыскивая предметы, советуйтесь с малышом: «Это желтая фигура? Мы его возьмем?».
Поднимите вещь другого цвета и постарайтесь сделать так, чтобы ребенок объяснил вам, что вы ошибаетесь.
Игры с Гошей по ознакомлению с цветом.
Собери пары
Оборудование: несколько пар геометрических фигур, вырезанных из цветной бумаги. Пару должны составлять фигуры одного цвета.
Перемешайте фигурки и попросите ребенка разобрать их по парам, исходя из цвета и формы.
Найди предмет такой же формы.
Цель. Учить детей выделять форму в конкретных предметах окружающей обстановки, пользуясь геометрическими образцами. Дети впервые учатся сопоставлять форму предметов с геометрическими фигурами.
Ход.
Геометрические фигуры лежат на столе, предметы- на другом. Воспитатель просит подойти к столу (дети встают вокруг стола), обращает внимание на различные предметы, лежащие на столе, и объясняет задание. Сначала показывает фигуры и предлагает одному ребенку назвать ее форму, затем найти на другом столе предмет такой же формы, положить его к соответствующей фигуре, все дети хлопают в ладоши. На одном занятии можно подобрать не более трех форм каждому ребенку. Если ошибается, то воспитатель предлагает ребенку обвести фигуру и предмет. Этот прием помогает ребенку правильно выполнить задание.
Фигуры потерялись у Гоши.
Оборудование: 4 фигуры разного цвета.
Предложите ребенку собрать фигуры в домик. В процессе игры спрячьте одну фигуру. Обратите внимание ребенка на то, что фигур стало меньше. Поинтересуйтесь, какой фигуры не хватает.
Усложняя задание, увеличивайте количество фигур, расширяйте цветовой диапазон; прячьте по два, по три кубика.
Что лежит в мешочке у Гоши?
Цель. Закрепить знания детей о форме , упражнять в правильном соотнесении нескольких предметов с одним и тем же геометрическим образцом.
Ход.
На краю стола раскладываются геометрические фигуры. Дети сидят полукругом. Мешочек находится у воспитателя. Дети по очереди вынимают предметы из мешочка, называют их, определяют форму. В случае затруднения воспитатель помогает соотнести предмет с геометрической фигурой: «Это яйцо, оно овальной формы». Кладет яйцо рядом с геометрической фигурой-овалом. Постепенно дети располагает все предметы на столе рядом с определенной фигурой. При повторном проведении игры можно изменить набор предметов в мешочке, увеличить или уменьшить количество этих предметов.
Геометрическое лото.
Цель. Учить детей сравнивать форму изображенного предмета с геометрической фигурой и подбирать предметы по геометрическому образцу.
Ход.
Воспитатель рассматривает вместе с детьми материал. Дети называют фигуры и предметы. Затем по указанию воспитателя подбирают к своим геометрическим образцам карточки с изображением предметов нужной формы. Воспитатель помогает детям правильно называть форму предметов (круглая, овальная, квадратная, и треугольная). В игре принимают участие 5 детей. Выигрывает тот, кто быстрее подберет все карточки к геометрическому образцу, затем дети меняются образцами друг с другом.
«Найди то, что я покажу».
Цель. Учить детей находить предмет определенной формы с использованием геометрических фигур-образцов.
Ход.
Воспитатель показывает детям геометрические фигуры-образцы, предлагает показать движением руки очертания этих фигур и назвать их. Затем дети рассматривают предметы различной формы: коробку, шарик, кольцо- круглой формы; флажок, кубик, пирамидку- треугольной формы; книжка, зеркало поднос – прямоугольной формы и т.п. после этого воспитатель ведет детей в другую комнату и рассматривает находящиеся в ней предметы, объясняет, что среди них есть предметы таких же форм, какие они сейчас видели. Затем объясняет детям, как они будут играть: «Надо правильно подобрать к предмету геометрическую форму соответствующей формы, например, к коробке круглой формы нужно подобрать круг, с этой фигурой в другой комнате найти такой же предмет круглой формы, т.е. такую же коробку». При повторном проведении игры воспитатель усложняет задание: ребенок в другой комнате находит, используя фигуру в качестве образца, другой предмет такой же формы. Например, к кругу подбирает кольцо круглой формы и отмечает : «Коробка и кольцо - предметы круглой формы».
Дети поочередно выполняют задание.
«Какие бывают фигуры?»
Цель. Познакомить детей с двумя формами: кругом и квадратом. Учить обследовать геометрические фигуры (обводить пальцем контуры, называя их)
Ход.
Воспитатель:
«К нам в гости пришел Гоша. Он что-то принес. Давайте посмотрим, что у него в корзиночке. (Взрослый достает из корзиночки пакет, а из пакета вынимает красные и синие круги и квадраты). Оказывается, он принес нам разные фигуры. Вот это, дети, круг. Я обведу его пальцем, вот так. А теперь ко мне подойдет Лера и покажет Гоше, как надо обводить пальчиком круг. Правильно, Лера, садись. Давайте все вместе нарисуем пальчиками в воздухе кружок». Все делают нужное движение. При необходимости воспитатель вызывает ребенка, не справившегося с заданием, помогает ребенку. «Как называется эта фигура? Правильно это круг. А вот это-квадрат. Я тоже обведу его пальцем, только теперь у меня палец двигается вот так: прямо, потом угол-палец повернул вниз, снова повернул, и снова угол-палец пошел на верх. Теперь все вместе покажем пальчиком в воздухе квадрат». Далее воспитатель попеременно показывает картонные фигуры (круги и квадраты) и спрашивает их название у отдельных детей.
«А теперь достаньте фигурки из своих конвертов и разложите их на две группы: в одной квадраты, в другой круги». Если кто-нибудь ошибается, воспитатель предлагает обвести фигуру пальцем по контуру.
Гоша хвалит детей, за правильно выполненное задание.
«Подбери фигуры для Гоши».
Цель. Закреплять представления детей о геометрических фигурах, упражнять в их названии. Учить подбирать фигуры по образцу. Закреплять навык обследования геометрических форм приемом обведения и накладывания.
Ход.
Воспитатель показывает круг и обводя его пальцем, спрашивает: «Как называется эта фигура, какая она по форме?» Показывает овал, тоже обводит его пальцем: «А это какая форма?». Тоже самое проделывает с другими фигурами в следующей последовательности: треугольник, квадрат. Обводя фигуры, следует фиксировать внимание на углах. Неточные и ошибочные ответы детей воспитатель исправляет.
«У вас на столах лежат фигуры и такие же фигуры на подносах. Разложите все фигуры в кармашки Гоше так, чтобы совпадали с нарисованными».
В конце занятия воспитатель подводит итог: «Мы сегодня научились подбирать фигуры по форме- круг, квадрат, овал, треугольник».
«Разложи по форме геометрические фигуры Гоше»
Цель. Учить детей выделять форму предмета, отвлекаясь от других его признаков: цвета, величины.
Ход
Детям раздают на подносах фигуры и. Воспитатель: «Дети, мы сейчас будем играть в игру «Подбери по форме». Для этого нам надо вспомнить названия разных форм. Какой формы эта фигура? (Показывает круг, вызывает отдельных детей для ответа.) Далее этот вопрос повторяется с показом других фигур в следующем порядке: овал, треугольник, квадрат.
«Сейчас мы будем раскладывать фигуры по форме, на цвет не надо обращать внимание. Положите перед собой карточки и разложите по форме сначала большие фигуры, а потом на них поменьше». Детям, неправильно разложившим фигуры, воспитатель предлагает обвести пальцем, найти и исправить ошибку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека дидактических игр направленных на развитие восприятия формы предметов и геометрических фигур у детей второй младшей группы.
Картотека дидактических игр направленных на развитие восприятия формы предметов и геометрических фигур у детей второй младшей группы....
Картотека дидактических игр направленных на развитие восприятия формы предметов и геометрических фигур у детей второй младшей группы.
Картотека дидактических игр направленных на развитие восприятия формы предметов и геометрических фигур у детей второй младшей группы....
Дидактическая игра по ознакомлению с геометрическими фигурами для детей первой младшей группы «Выкупай свинку»
Данна игра способствует:развивать умение называть и различать предметы по цвету и форме;побуждать включать движение рук по предмету;развивать сенсорные способности ребёнка;развивать тактильные ощущени...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему «Длиннее – короче, геометрические фигуры» для детей 2 младшей группы
Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему «Длиннее – короче, геометрические фигуры» для детей 2 младшей группы...
Конспект непрерывной образовательной деятельности «Сказ про геометрические фигуры» для детей 2й младшей группы детского сада.
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ ФГОС ДО – познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитиеЗАДАЧИ:ОО ФГОС ДО «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ&r...
Картотека дидактических игр направленных на развитие восприятия формы предметов и геометрических фигур у детей второй младшей группы.
Картотека дидактических игр направленных на развитие восприятия формы предметов и геометрических фигур у детей второй младшей группы....
Конспект организованной образовательной деятельности «Сказ про геометрические фигуры» для детей 2й младшей группы
Конспект организованной образовательной деятельности «Сказ про геометрические фигуры» для детей 2й младшей группы ...