Восприятие цвета и формы в играх детей младшего дошкольного возраста с отклонением в развитии
консультация по математике по теме
консультация для воспитателей
Скачать:
Предварительный просмотр:
Восприятие цвета и формы в играх детей младшего дошкольного возраста с отклонением в развитии
консультация для воспитателей
Полякова Г.А. воспитатель
МДОУ д\с №20 «Дельфин»
Дошкольный возрастной период - это важный этап в развитии психики ребенка, который создает фундамент для формирования новых психических образований, которые будут развиваться в процессе учебной деятельности.
Значение восприятия в жизни дошкольника очень велико, т.к. оно создает фундамент для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, вниманию, воображению.
Восприятие младшего дошкольного возраста носит предметный характер, т.е. все свойства предмета, например форма - не определяется у ребенка от предмета. Он видит и слитно с предметом, он считает их нераздельно принадлежащими предмету. Действуя с предметами, ребенок начинает обнаруживать их отдельные свойства, разнообразие свойств в предмете. Это развивает его способность отделять свойства от самого предмета, замечать похожие свойства в разных предметах и разные в одном предмете.
При нарушении психики у ребенка могут распадаться целостные образцы предметов или процесс восприятия отдельных свойств и явлений. Обучая ребенка восприятию предметов и их свойств, мы формируем психические механизмы, которые помогают ребенку познавать окружающий мир, расширять сферы восприятия, включать в его опыт все новые и новые предметы и явления.
Чтобы научить ребенка различать геометрические фигуры по форме, для этого нужно освоить ряд практических действий, которые помогают ему воспринимать форму независимо от положения фигуры в пространстве, от цвета и величины. Это такие практические действия, как наложение фигур, прикладывание, переворачивание, сопоставление элементов фигур, обведение пальцем контура, ощупывание, рисование. После освоения практических действий, ребенок может узнавать любую фигуру, выполняя эти же действия в уме. В играх ребенку предлагается различать основные геометрические фигуры, которые необходимо знать в дошкольном возрасте во II мл. группе - это круг и квадрат.
В процессе игры у ребенка формируется набор эталонов геометрических фигур и их вариантов. Вначале ребенок может запомнить только название самого свойства -«форма» - и модель - «фигура».
Среди множества фигур он учится различать их форму, сначала по образцу, а потом по эталону, который у него закрепляется в образе представлений. Не стремитесь, чтобы ребенок запомнил название всех форм, но называйте их сами, подкрепляя свои слова показом образца. Позднее ребенок начинает различать названия в ваших словах, а затем и произносит их сам.
Во II мл. группе дети отбирают фигуры по образцу, выполняя действие сопоставления с помощью таких операций, как группировка форм, прикладывание, наложение.
Эти операции закрепляются при выкладывании мозаики, конструировании.
Поэтому при организации игр надо соблюдать последовательность, ориентируясь на возможность ребенка и уровень усвоения им перцептивных операций.
Для проведения игр с детьми следует предварительно познакомиться с играми и приготовить игровой материал, вырезать из цветной бумаги заготовки.
В группе с ЗПР желательно чтобы дети присутствовали при изготовлении игр. Для некоторых игр нужен строительный конструктор, мелкие предметы, игрушки, веревочки, краски, цветная бумага. Совместное с ребенком изготовление игрового материала будет особенно полезным для развития его познавательной активности.
- Научить ребенка различать предметы по цвету можно с помощью операции сравнения однородных и разных по цвету предметов. Для этого детей нужно обучать таким практическим действиям, как прикладывания предметов по цветовому признаку.
После освоения практических действий у детей формируются эталоны - образцы основных цветов, с которыми он сопоставляет окружающие предметы. В играх у детей формируются образцы предметов с характерными для них цветовыми свойствами.
На основе практических действий по различию цвета и системы эталонов и цветовых образцов предметов ребенок учится определять цвет предмета «в уме», т.е. мысленно, уже не прибегая к практическому действию. Эти же действия он начинает выполнять в умственном плане, тогда происходит мгновенное различие цвета.
В играх дети знакомятся с основными цветами и их оттенками в такой последовательности, которая соответствует возрастным особенностям детей. Сначала дети осваивают действия с предметами, которые помогают выделять «цвет» в предмете. Потом осваивают понятие (слово) цвет на примере двух-трех наиболее контрастных основных цветов (красный, синий, желтый). Затем учатся различать еще несколько цвето] (оранжевый, зеленый), приучаясь подбирать похожий цвет по образцу, не называя его. С освоением отбора цвета по образцу ребёнка формируются эталоны основных цветов, с которыми он начинает сравнивать воспринимаемые предметы.
Игры на восприятие формы
1. «Спрятались от дождика»
Цель: учить соотносить геометрические фигуры с образцами.
2. «На что похожа эта фигура?»
Цель: учить называть геометрические фигуры, находить в окружающей обстановк< предметы, похожие на эти фигуры.
3. «Обведи фигуры карандашом»
Цель: учить детей обводить фигуры карандашом, называя их при этом: «Я обвожу круг (квадрат и т.д.)
4. «Разложи фигуры»
Цель: учить соотносит геометрические фигуры по форме.
5. «Какая это фигура?»
Цель: развитие зрительного и тактильного восприятия, учить соотносить геометрические фигуры.
Игры на восприятие цвета
1. «Помоги рыбкам» (мамам-рыбкам найти своих детёнышей)
2. «Какого цвета предмет?»
3. «Сложи радугу»
4. «Подбери пару»
5. «Какие шарики улетели?»
6. «Найди похожие домики»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры в процессе обучения сюжетно-ролевой игре детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Дидактические игры используются в процессе обучения детей с задержкой психического развития сюжетно-ролевой игре, умению брать на себя определённую ответственность в качестве ролевой модели....
Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста с задержкой речевого развития, с использованием игровой технологии В.В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры».
Взгляд на решение проблемы развития мелкой моторики детей с ЗРР с помощью игр В.В. Воскобовича....
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ – ВООБРАЖЕНИЯ, ВНИМАНИЯ, ВОСПРИЯТИЯ, МЫШЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов.Технология проектир...
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ – ВООБРАЖЕНИЯ, ВНИМАНИЯ, ВОСПРИЯТИЯ, МЫШЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ – ВООБРАЖЕНИЯ, ВНИМАНИЯ, ВОСПРИЯТИЯ, МЫШЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА....
РОЛЬ ИГРЫ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ В ИГРЕ
В младшем дошкольном возрасте наступает качественно новый этап освоения речи. Мотивом активного овладения речи выступают растущие потребности дошкольника узнать, рассказать и возде...
Опыт моей работы "Развитие диалогической формы речи у детей младшего дошкольного возраста с использованием русских народных сказок"
Описывается опыт моей работы по "Развитию диалогической формы речи у детей младшего дошкольного возраста с использованием русских народных сказок"....
Восприятие цвета и формы в играх детей младшего дошкольного возраста с отклонениями в развитии
Восприятие цвета и формы в играх детей младшего дошкольного возраста с отклонениями в развитии...