Конспект ООД по ИЗО
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) по теме

Шапортова Ольга Михайловна

Этапы росписи жостовсих подносов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhostovo.pptx607.25 КБ
Файл izo1.docx28.53 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

жостовская роспись

Слайд 2

Вы встречали или нет фантастический букет? Мака, роз, пионов краски В нем собрались вместе, Расцвели они, как в сказке, На листе из жести. Догадаться просто вам – Это роспись жостово

Слайд 3

Этапы росписи Наиболее важной операцией, требующей подлинного творчества, является роспись, изображающая чаще всего красочные букеты цветов. Роспись выполняется в несколько приемов. Начинается она с « замалевки » : разбеленными красками намечается общий силуэт изображения (цветов и листьев), расположение основных пятен. «Замалеванные » подносы сушатся в печах в течение нескольких часов. Замалевка

Слайд 4

Следующим приемом на просохшем замалевке лессировочными (прозрачными) красками накладываются тени. Этот прием « тенежка » выявляет теневые места растений. Затем следует « прокладка » - плотное письмо яркими красками, наиболее ответственный этап живописи. Формы букетов обретают плоть, уточняются, высветляются, возникает контрастный или гармоничный колорит композиции. Тенежка Прокладка

Слайд 5

После этого следует « бликовка » , то есть нанесение белильных мазков (иногда слегка подцвеченных), уточняющих все объемы - операция завершает лепку форм, их условную материальность. . Последующая операция « чертежка » размещает детали, быстро и легко очерчивает лепестки и листья, прожилки и семенца в чашечках цветов, выразительно подчеркивая по контрасту их сочную живопись . Бликовка Чертежка

Слайд 6

Завершает письмо « привязка » - тонкие травка и усики, объединяющие все изображение в букете и мягким переходом связывающие его с фоном. Уборка Привязка Уборка – роспись золотой краской по борту подноса .



Предварительный просмотр:

Конспект организованной образовательной деятельности

Образовательные области художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие

Возрастная группа подготовительная к школе группа

Тема. «Это просто чудеса»

Цель: знакомство с русскими промыслами.

Задачи:

1. Закреплять знания детей о жостовском промысле, о многообразии форм подносов, композиций, вариантов цветов, сочетаний, цветовой гаммы.

Учить рисовать жостовские цветы, следуя основным этапам рисования, составлять узор на бумаге разной формы, изображать цветы, бутоны, листья, украшать работу каймой.

Закреплять умения в работе с красками и кистью: набирать краску на кончик влажной кисточки, тщательно мыть кисточку перед использованием краски другого цвета, не нажимать на кисточку слишком сильно.

2. Развивать творческие способности детей.

3. Воспитывать любовь к русскому народному промыслу.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций жостовских подносов.

Перечень дидактических материалов, оборудования и других ресурсов: заготовки подносов разных форм: круглые, овальные, фигурные; набор красок гуашь, кисти № 2, № 5; баночка с водой, салфетки; палитра; образцы узоров для бортика подноса; иллюстрации с изображением жостовских подносов; 8 карточек с последовательностью рисования жостовского узора; карточки с заданиями; волшебный сундучок (коробочка); игра «На что похоже» (набор бумажных силуэтов: ромашка, колокольчик, ландыш, анютины глазки, тюльпан, нарцисс, лилия, одуванчик и т.д., а также картинки с изображением этих цветов); маленькое зеркальце; игровой персонаж Машенька.

Ход ООД

1. Организационный момент

Деятельность детей

Деятельность воспитателя

Примечание

По эмоциям.

Дети показывают разные эмоции (радость, грусть, злость, страх…)

Это жостовские подносы

Железа

Покрыты черной краской и расписаны

На них носят горячие чашки, кастрюли

Нет

Красный, зеленый, белый

Фон черный, цветы яркие: желтые, красные, бордовые.

Радостное, веселое, задорное

Фон черный, цветы бледно-розовые, белые, зеленовато-белые.

Тихое, спокойное, грустное.

Цветы и листья как осенью, поднос яркий, радостный.

Лето

Да.

- Ребята, как вы думаете, а как можно узнать, что у человека хорошее настроение.

- Да, правильно. Настроение человека можно узнать по его эмоциям. Они могут показывать и грусть, и радость, и злость, и страх. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Покажи эмоцию». Я буду называть разные эмоции, а вы их будете показывать.

- Внимание! Внимание! Открывается выставка изделий народных умельцев. Приходите, не пожалеете.

Вместе с детьми подходим к выставке с жостовскими подносами (оригиналы, иллюстрации).

- Ребята, давайте вспомним, как называются эти подносы.

- Из чего они сделаны?

- Как они разукрашены?

- Зачем их используют?

- Правильно, ребята, я вижу, вы запомнили все, о чем мы говорили в прошлый раз. Обратите внимание, все ли подносы черного цвета?

- Какие цвета вы видите еще?

Да, оказывается жостовские мастера использовали не только черный фон для своих подносов. Но всегда, какой бы ни был выбран фон, мастер старался нарисовать красивый букет, подбирал краски определенных цветов, что бы они сочетались друг с другом, и даже отражали определенное настроение. Посмотрите, вот на этот поднос. Какого цвета фон, какие цвета выбраны для узора?

- Как вам кажется, какое настроение было у художника, когда он рисовал?

- Да, и поэтому он взял для своего подноса такие яркие, кричащие, «радостные» краски. А расскажите про этот поднос.

- Какое настроение может передать этот поднос?

- А вот поднос красного цвета, на нем красные, розовые, коричневато-белые цветы, а листики все коричневые. На что похож этот поднос, не напоминает ли он вам какое-нибудь время года.

- А про какое время года напоминает нам этот зеленый поднос с ромашками?

- Да, смотришь на него и видишь ласковое, теплое солнышко, которое отражается в каждой ромашке.

-  Здравствуйте, ребята, я услышала, как вы рассказывали о жостовских подносах. А вы хотите узнать, как расписывают свои подносы жостовские мастера.

- Хорошо, поможет мне в этом волшебный сундучок, но он раскроет вам все секреты росписи в том случае, если вы ответите на все его вопросы и задания. Согласны?

- Машенька,  наши  ребята умные  и  смекалистые,  и  хитрых  вопросов  и заданий не боятся. Мы готовы узнать, что для нас приготовил волшебный сундучок!

Приветствие «Какие бывают эмоции?»

Звукозапись

Появляется     игровой персонаж     Машенька с     волшебным сундучком.

2 Основная часть

Деятельность детей

Деятельность воспитателя

Примечание

Поднос.

Дети   отвечают.  

Тень.

Самовар.

По   краешку  подноса, на бортике

Да.

Дети выполняют работу последовательно, совместно с педагогом.

Смешать на палитре зеленую краску с каплей  черной

- Тогда задание первое!

Был обычный железный лист,

Гладок был и серебрист.

Но в руках у мастера стал таким красивым:

Фигурным, с высоким бортиком.

Прямо всем на диво!

- Правильно, это поднос. Раньше кузнецы делали из гладкого листа железа поднос определенной формы: круглой, овальной, фигурной, теперь подносы любой формы штампуют на специальном станке. Кладут лист железа под пресс, сильно нажимают и получают необходимый поднос. Расписывать его еще невозможно. Начинается первый этап работы с подносом - грунтовка.

- Металлический поднос шлифуют, красят, чаще всего в черный цвет, и покрывают лаком. На этом первый этап закончен. Художник начинает расписывать поднос. А сундучок предлагает вам следующее задание.

- Отгадайте,   на   что   похожи   эти   листики   бумаги.  

- Я вижу, ребята, вы справитесь со следующим этапом росписи, который называется замалевок.

- Разбавленной краской художник наносит на поднос силуэты цветов и листьев, так что уже на этом этапе можно догадаться, где какой цветок.

Отгадайте загадку:

От кого, мои друзья,        

Убежать никак нельзя?

Неотвязно в ясный день

Рядом с нами бродит...

- Следующий этап называется тенежка. Это от слова тень. Темной краской художник отмечает те места цветов и листьев, которые не освещены солнцем. Обычно это самая серединка цветка и краешки лепестков.

- Сундучок предлагает нам поиграть с зеркальцем. Давайте поймаем солнечный лучик и посмотрим на солнечных зайчиков. Зеркало гладкое и отражает свет, который попадет на него, от этого возникают блики (солнечные зайчики). Если такой блик от зеркала попадет в глаза, то от яркого света глаза зажмуриваются. Посмотрите на цветы на подносах, на их гладких лепестках и листиках играют солнечные лучики и получаются блики, художники рисуют блики белой краской. Эти блики не слепят глаза, они ласковые. Этап нанесения бликов называется бликовкой.

- Сундучок снова просит нас отгадать загадку:

На столе стоит пузан.

Носик у него как кран.

Кто к нему не подойдет,

Всяк присядет, чай попьет.

- Посмотрите, что делает художник на следующем этапе.

- Это   этап   чертежка.    При    помощи   тонкой   кисточки   художник   наносит небольшие, но очень значительные штрихи: рисует прожилки и кружевные края на листочках, семена в центре чашечек цветов, травинки и усики вокруг букета. Художник как будто чертит кисточкой тоненькие линии.

 - Ребята, сундучок просит подумать, где в жостовской росписи можно увидеть такие узоры?        

- Правильно, самый последний этап росписи подноса называется уборка.

 Художник рисует узор на бортах подноса: это могут быть линии прямые и волнистые, точечки, листики, ягодки. То есть художник убирает, украшает, наносит последние штрихи на поднос»

- Молодцы, ребята. Вот мы и ответили на все вопросы сундучка, а он рассказал нам, как  расписывают жостовские подносы.

- Спасибо, тебе Машенька. Ребята, давайте немного отдохнем.

- Ребята, а вы хотите научиться рисовать как жостовские художники?

- Замечательно. Посмотрите, перед нами  карточки,  показывающие  последовательность  росписи подносов. Они помогут нам рисовать.

- Я буду рисовать на черном овальном подносе, а вы повторяйте за мной. Возьму толстую кисточку. Делаю замалевок. Намочу кисточку, вытру о край баночки с водой и возьму красную краску, в центре – нарисую красный мак, пока что это только цветовое пятно, похожее на мак. Вымою кисточку, вытру о тряпочку, наберу на кисточку синюю краску. Нарисую вокруг три незабудки. Снова мою кисточку и зеленой краской намечаю листики.

- Следующий этап тенежка. На палитре смешиваю красную краску с каплей черной, получается темно-красная краска. Рисую маку темную серединку и темные края лепестков. Смешиваю на палитре темно-синюю краску и делаю тени на  незабудках. Как получить темно-зеленую краску?

- Прорисовываю серединку листиков и  края.

- Немного отдохнем.

- Следующий этап – бликовка. Хорошенько мою кисточку и белой краской делаю блики на лепестках и листьях. Раз – и белый блик на лепестке мака, а теперь на другом и на лепестках незабудок, и на листиках. Толстую кисточку мою, вытираю о тряпочку и кладу в сторону.

- Беру тонкую кисточку. Буду делать чертежку. Красной краской кончиком кисточки обведу края лепестков мака, синей краской – незабудок, зеленой – листиков. Так же зеленой краской нарисую травинки и усики.

- Последний этап – уборка. Золотой (желтой) краской рисуем по краю подноса тонкий узор, я нарисую завитки.

Загадка

Карточка с изображением черного нерасписанного подноса.

Бумажные силуэты цветов и фруктов.

При   каждом правильном ответе показывается картинка с изображением отгаданного цветка.

Карточка с изображением черного подноса с нанесенными цветовыми пятнами в форме цветов.

Слайд 3

Карточка со следующим этапом росписи.

Слайд 4

Игра «Солнечные зайчики»

Карточка со следующим этапом росписи.

Карточка со следующим этапом росписи.

Слайд 5

Карточки с образцами  узоров  для   бортика  подноса.  

Слайд 6

Слайды 7-10

Физкультминутка (на усмотрение педагога)

Показ сопровождается объяснением.

Проверяется правильность выполнения задания.

Проверяется правильность выполнения задания, помощь в смешивании краски для получения нужного оттенка.

Танец «Два веселых гуся».

Проверяется правильность выполнения задания, помощь отстающим детям.

Проверяется правильность выполнения задания, помощь отстающим детям.

3. Заключительная часть

Деятельность детей

Деятельность воспитателя

Примечание

Дети проводят анализ работ.

До свиданья.

Ответы детей

Дети выбирают предложенные на выбор смайлики

Дети проводят самоанализ своего выбора.

- Посмотри, Машенька, какие подносы получились у ребят!

- Очень красивые. Ребята следовали всем этапам росписи, не забыли про тени и блики. Старались рисовать тонкой кисточкой.

- Ребята, кому какой поднос понравился и почему?

- Ребята, а мне понравился поднос у Даши. Мак на подносе получился как настоящий. Она придумала расположить букет не по центру, по краю гирляндой. Молодцы, ребята, я очень рада, что принесла сегодня вам волшебный сундучок, и он научил вас рисовать жостовские узоры. До свиданья.

- Ребята, давайте вспомним, что мы сегодня с вами делали, о чем говорили? Что нового узнали? Что было интересным для вас? Где это может вам пригодиться?

- Ребята, если вам было интересно, вы узнали что-то новое, у вас все получилось, то возьмите зеленого смайлика. Если вы считаете, что у вас что-то не получилось, было трудно, было не очень интересно, то возьмите желтого смайлика. Ну а если вам было неинтересно, вам было трудно, у вас ничего не получилось – возьмите красного смайлика.

- Саша, почему ты выбрал этого смайлика? А ты, Лена, почему?...

- Ребята, вы сегодня молодцы! Все справились с заданиями, узнали много интересного, научились рисовать как жостовские художники и теперь сами сможете создать свои подносы в подарок маме или бабушке. В следующий раз мы познакомимся с городецкой росписью и научимся ее рисовать. Всем спасибо!

Анализ работ

Подведение итога.

Рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....