Мастер класс "Нетрадиционные техники рисования"
материал по рисованию на тему

Горбачёва Наталья Анатольевна

открытое мероприятие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл netraditsionnye_tehniki_risovaniya.docx31.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                              Б – Косульский детский сад

МАСТЕР КЛАСС

«НЕТРАДИЦИОННЫЕ

ТЕХНИКИ

РИСОВАНИЯ»

                                                                    Воспитатель: Горбачёва Н.А.

                                                    2018г.

                    Мастер класс для педагогов по теме:

            «Нетрадиционные техники рисования»

Актуальность проблемы

Сегодня все больше детей приходят в детский сад с плохо развитой речью. Зачастую это от того, что родителям проще включить телевизор, компьютер, дать в руки телефон или планшет. Ребенок развивается в «своем» мире сам, перестает фантазировать, мыслить. Но ведь все дети любят рисовать. Рисование для ребенка – это радость, труд, к которому его не нужно принуждать, но очень важно поддерживать его интерес, открывая перед ним все новые и новые возможности.

Нетрадиционные методы рисования развивают у детей мышление, фантазию, наблюдательность мелкую моторику и речь. У взрослых сложилось стереотипное мышление о том, что рисовать можно только карандашами или кистью. Никто и не задумывается, сколько дома ненужных интересных вещей: зубная щетка, поролон, пробки, пенопласт, нитки, свеча и т.д. Необычные и оригинальные техники детей привлекают тем, что здесь нет слова «нельзя», можно рисовать, чем хочешь и даже придумывать свою технику. Необычность состоит в том, что эти техники позволяют детям быстро достичь желаемого результата.

Цель:

повышение профессионального мастерства педагогов в вопросах использования необычных материалов и оригинальных техник.

Задачи:

Образовательные:

1. Донести до педагогов важность использования методов нетрадиционных изобразительных техник в развитии образного мышления, чувственного восприятия, творчества детей;

 2.Познакомить педагогов с нетрадиционными техниками рисования.

Развивающие:

1. Развивать коммуникативные формы поведения;

2. Способствовать развитию профессионально-творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала каждого педагога.

Воспитывающие:

1. Способствовать содействию благоприятного психологического климата общения членов педагогического коллектива.

2. Мотивировать участников мастер класса к формированию собственного стиля творческой педагогической деятельности.

Используемые материалы: гуашь, кисточки, соль, клей ПВА, лист бумаги, картон, растворимый кофе, сангины (зубочистки), восковые цветные мелки, парафиновые свечи, моющее средство, пена для бритья, пакеты целофановые, влажные салфетки, ножницы, нитки – 15см., соломинки для коктейля, стаканчики с водой, одноразовые стаканчики, фломастеры, корзина с цветами, солнце с лучами разного цвета, поддоны, вода (с загустителем) и краски для рисования на воде – эбру.

В зале стоит корзина, наполненная цветами. Педагог должен взять один из цветков, соотнося, свое настроение с которым он сюда пришел, с цветом выбранного цветка. Красный цвет – мне будет чему поучиться, голубой цвет- потому что было нужно, оранжевый цвет – мне не будет интересно.


Ход мастер-класса.

  1. Круг приветствия

Придумано кем-то просто и мудро
– При встрече здороваться:
Доброе утро! Доброе утро – солнцу и птицам!
Доброе утро – улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым. 
Пусть доброе утро длится до вечера! "

Здравствуй, Небо!
(Руки поднять вверх)
Здравствуй, Солнце!
(Руками над головой описать большой круг)
Здравствуй, Земля!
(Плавно опустить руки на ковер)
Здравствуй, наша большая семья!
(Все берутся за руки и поднимают их вверх)
Собрались все здесь мы в круг, 
Я – твой друг и ты – мой друг. 
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!

(Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой).

Присаживаются за столы.

Уважаемые коллеги! Начать свой мастер класс мне хотелось бы со слов В. А. Сухомлинского: «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
Не секрет, что многие родители и мы, педагоги, хотели бы иметь универсальный, «волшебный» рецепт воспитания умных, развитых, талантливых детей, интересных личностей. В формировании такой личности немалую роль играет изобразительное искусство, где ребёнок отражает реальный мир. А более широко раскрыть свои творческие способности помогают нетрадиционные изобразительные техники, т.к. они способствуют:
• Развитию речи, мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
• Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
• Вниманию усидчивости, последовательности;
• Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;
• Способствует снятию детских страхов;
• Развивает уверенность в своих силах;
• Развивает пространственное мышление;
• Учит детей свободно выражать свой замысел, работать с разнообразным материалом;
• Побуждает детей к творческим поискам и решениям;
• Развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия;
• Развивает чувство фактурности и объемности;
• Развивает творческие способности, воображение и полет фантазии
.

Рисование в технике «Граттаж»

Замечательная, необычная техника «Граттаж» будет интересна детям любого возраста. Разница состоит в том, что для детей мл. возраста основу для рисования выполняет взрослый, а дети старшего возраста – самостоятельно. Техника в выполнении проста. Состоит из трех этапов. Все этапы подготовки листа к работе интересны и вызывают у ребенка интерес. Ребенок познаёт многообразие окружающего мира, а также расширяет кругозор и проводит познавательно – исследовательскую деятельность.

Граттаж (от фр. – скрести, царапать) – способ выполнения рисунка путем процарапывания ( цап – царап) пером или острым инструментом на бумаге или картоне, залитых гуашью. Другое название техники – воскография. Произведения, выполненные в технике граттажа, отличаются контрастом белых линий рисунка (или цветных, если предварительно нанести акварельную краску, цветными восковыми мелками) и черного фона.

Технику «Граттаж» можно выполнять в нескольких вариантах.

Вариант № 1 (самый простой)

1 шаг. Необходимо взять лист белого картона и тщательно (без пробелов) натереть его восковой свечой.

2 шаг. Нанести с помощью широкой кисти густой слой гуаши черного цвета (или другого темного) на весь лист картона, так чтобы не было пробелов.

Совет: добавьте в гуашь несколько капель жидкого мыла (шампуня, моющего средства или клея ПВА, тогда при процарапывании гуашь не будет пачкать руки.

3 шаг. Процарапывание. Возьмите заостренный предмет (зубочистка, перо, стержень, сангины, пластиковая вилка и т.д.) и начинайте наносить запланированный рисунок.

Вариант № 2

1 шаг. Делаем фон гуашью (акварелью). В данном варианте белый лист картона можно закрасить полосами. Дать высохнуть.

2 и 3 шаг повторить, как в варианте №1

Вариант № 3делаем фон восковыми мелками (карандашами).

1 шаг. Зарисовать (без пробелов) цветными восковыми мелками (карандашами) одного цвета или нарисовать цветные пятна.

2 и 3 шаг повторить, как в варианте №1.

Совет: если вы хотите перевести на «Граттаж» рисунок, то переведите его на кальку и аккуратно нанесите контур рисунка слегка продавливая, а затем хорошо поцарапайте.

Вариант №4 «Граттаж» + аппликация

1 шаг. Картон с готовым ярким рисунком. Отлично подходит обложка от цветного картона или альбома.

2 и 3 шаг повторить, как в варианте №1.

4 шаг. Выполнить аппликацию из заранее приготовленных форм.

Совет: если вы хотите придать работе блеск – равномерно нанесите по листу лак для волос.

- картон

- цветные восковые мелки, свечи

- гуашь

- сангигы

Метод «Рисование нитками» или «Ниткография»

Данный метод рисования неоднозначен. Здесь есть несколько способов создания рисунков. Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию материал, где вы сможете познакомиться с мощным и неоправданно забытым инструментом в изобразительных средствах художника – «ниткография». Слово «ниткография» состоит из двух слов: нитка и графика (от «grafo» — «пишу») — вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи... То есть, получается, «пишу ниткой» или проще - «рисую нитью».
Главная задача художника – ниткографиста: найти в петлях и крючках, оставленных нитью на листе, образы, которые можно распознать и использовать в рисунках.

Для воплощения её величества Вашей Фантазии вам потребуются следующие материалы и инструменты: бумага, гуашь, тушь или акварель, перо, кисть, нитки разной толщины, игла, салфетки.

Вариант № 1

1. Берём белый лист бумаги, формат А-3 и сгибаем пополам – такой вариант приемлем на начальном обучении, а если вы увлечётесь, то можно брать 2 листа, не скрепленных между собой. Набираем краску на нитку с помощью кисти: нить опускаем в тушь, или краску.
2. Произвольно укладываем нитку с краской петлями и зигзагами на лист бумаги.3. После того, как смоченная краской нить уложена, ее накрывают вторым листом. Оба листа плотно прижимают друг к другу рукой, а нить вытягивают за конец.

Хорошо использовать толстую шерстяную нить - ворс оставляет на бумаге самые замысловатые силуэты.4. На одном листе можно укладывать ниткой несколько цветов. Они могут у Вас переплетаться между собой, а могут быть отпечатаны отдельно друг от друга.5. Для создания более интересных образов добавим иглу, при помощи которой прокалываем верхний лист в нужном месте, и вытягиваем нить через отверстие.                                                                                                                            6. После того как нить вытянута, у вас есть две зеркальные копии с замысловатыми рисунками, которые в последствии можно дорабатывать.
Каждый раз получается два одинаковых рисунка. Их можно смотреть с любой стороны...

 Вариант № 2

Нитки следует разрезать на отдельные части, длина которых, приблизительно, будет составлять от 7 до 10 сантиметров. Берется одна нить, обмакивается в краску и проводится в разных направлениях по листу. Получаются интересные линии. Затем берем следующую нить и повторяем действие, только используем другую краску. Так можно рисовать до бесконечности.

Вариант № 3

 На подготовленной для рисования бумаге прорисовываются очертания любого объекта, животного и так далее, только разукрашивается оно не карандашами или красками, а нитками, которые приклеиваются. На каждом участке нужно клеить нить соответствующего цвета. Важно при наклеивании не оставлять пробелов, тогда рисунок получится красочным и интересным

Рисование мыльной пеной  

Мыльные пузыри – переливающиеся всеми цветами радуги, всегда вызывают улыбку и восторг. А вы знаете, что мыльными пузырями можно рисовать? Это очень интересная техника, она порадует и взрослых, и детей. Можно не только дуть пузыри, но и делать их цветными, переносить на бумагу.

В воду добавьте шампунь или жидкое мыло. Концентрация примерно 1:10 (не строго). Чтобы пузыри были большими и подолгу не лопались, добавьте в воду чуть-чуть желатина или глицерина. Все ингредиенты перемешайте и оставьте постоять на 2-3 дня. Затем профильтруйте раствор через марлю и оставьте в холодильник на 12 часов. Процедуру можно упростить - просто добавив в воду мыльный раствор и красители. Чем больше красителя, тем ярче цвет пузырей. Все, теперь можно создавать красивые воздушные шары.

Берем соломинку для коктейля и начинаем пенить раствор (дуем в трубочку, чтобы пузыри поднялись в баночке. Когда пена поднялась, берем плотную бумагу и прислоняем ее к мыльной пене, либо набираем в ложечку и выкладываем рисунок на бумагу, потом недостающие части можно дорисовать фломастерами или добавить аппликацию.

Рисование солью.

Для работы вам пригодятся:

- пачка столовой соли;

- картон;

- клей ПВА;

- акварель, гуашь (лучше жидкую) кисточка.

Ход работы:

Для такого творческого рисунка не надо заранее изготавливать трафареты, хотя при желании вы можете распечатать какой-либо эскиз с простыми формами.

Нарисуйте клеем какой-либо узор на картоне, например, цветок или вазу. Положите его в форму для выпечки и хорошо просыпьте солью. Форма нужна, чтобы не рассыпать соль повсюду.

После того как клей пристынет, стряхните все лишние крупинки. Обмакните кисточку в нужный цвет. Аккуратно прикоснитесь к солевой линии и увидите, как цвет растекается по контуру.

Используйте разные цвета в разных частях рисунка, они будут очень красиво смешиваться на переходах.

Заполните все проклеенные линии цветом и оставьте сохнуть. До полного высыхания может пройти один-два дня.

Такие картины могут быть на любую тему, например, рисование солью и акварельными красками "Зима" будет прекрасным подарком на Новый год родственникам от юного дарования.

Рисование пеной для бритья.

Рисование пеной для бритья – процесс увлекательный и интересный. Пена приятна на ощупь, дарит новые тактильные ощущения и приятный запах. Легко смывается с рук, одежды и любой поверхности.

Некоторые техники рисования пеной для бритья:

Пропорции смешивания материала: 2 части пены + 1 часть клея ПВА + краски.

1 «Объёмные краски» - это когда смешивают клей и краску, затем добавляют пену для бритья. Тщательно все перемешивают. Краски готовы, их можно наносить на готовый контур или проявить фантазию – придумать рисунок самостоятельно.

2 «Рисование ладошкой» -это когда смешивают клей и краску, затем добавляют пену для бритья. Тщательно все перемешивают. Краски готовы, их можно наносить на ладонь и творить свой шедевр.

3 «Рисование ватными палочками или рисование пальчиком» - это когда смешивают клей и краску, затем добавляют пену для бритья. Тщательно все перемешивают. Краски готовы, их можно наносить ватной палочкой или пальчиком на готовый контур или проявить свою фантазию – придумать рисунок самостоятельно. (можно использовать кисточку)

4 «Тюбик» - это когда «Объёмные краски» поместить в плотный пакет (или шприц). Отрезать ножницами кончик пакета, получился своего рода кондитерский шприц. Надавливая на пакет с краской, создаем рисунок

Рисование кофе.

Кофеграфия - это оригинальная техника создания картин с помощью кофейного раствора. Сегодня она становится всё популярнее у ценителей по всему миру. Художникам, работающим в этой технике, подвластны любые сюжеты, начиная от пейзажей и портретов и заканчивая переложениями шедевров мирового искусства на язык кофе.

Бумага. Лучше выбирать плотную акварельную бумагу, плотностью не меньше 200 г/м2.

Кисточки. Подойдут хорошие натуральные кисти (например, колонок), а также синтетические. Мне синтетика нравится тем, что кисти достаточно упруги и не теряют ворсинки при рисовании. В основном я использую именно синтетические кисточки разных размеров. Широкие - для фона, тоненькие - для мелких деталей.

Кофе. Конечно нужно поговорить и о кофе. Для рисования можно использовать заваренный молотый кофе (крепче ристретто). Но я предпочитаю растворимый кофе в гранулах. Именно растворимый гранулированный кофе даёт насыщенный, почти чёрный тон. И это позволяет делать рисунки контрастными, от самых светлых оттенков до глубоких тёмных акцентов. Индийская художница Амита Дутта называет раствор для рисования "кофейный сироп". И действительно, можно так развести кофе, что получится сиропообразная густая краска. Марка кофе не принципиальна, однако я использую органический кофе. Его производят без применения химии, без красителей и ароматизаторов. В начале кофейных экспериментов я пробовала добавлять в кофейную краску специи: корицу, ваниль, кардамон, мускатный орех, шафран. Получается настоящая ароматерапия в процессе работы. Однако со временем запахи кофе и специй постепенно улетучиваются.

Вода. Обычная чистая вода нужна как для приготовления кофейного раствора, так и для промывания кисточек в процессе рисования.

Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Рисование на воде: Эбру

Технике Эбру 2 тысячи лет. Это рисование на воде специальными красками, не растворяющимися в воде, а затем перенос рисунка на бумагу. Искусство Эбру зародилось в 11в. До сих пор не известно, когда и где возникло это искусство. Искусствоведы предполагают, что это искусство возникло в Китае, Индии и Турции, и даже ее использовали Сибирские шаманы. Главным отличием турецких мастеров было искусное умение рисовать не только абстрактные и цветочные узоры, но и птиц, рыб и необычные пейзажи.

Слово «Эбру» означает «похожий на облака» или «ветер и облака». В Европе рисунки «Эбру» стали называть «Турецкая бумага». В эпоху Оттоманской империи шедевры с рисунком под мрамор создавались в самых разнообразных формах, начиная от традиционной до филигранной работы. Эбру различных форм создавались на бумаге для государственных указов (грамотах), для оформления различных книг, а так же украшали ткани. Сама техника держится в секрете, известны только некоторые моменты. В эбру используются только натуральные материалы. Вязкость воды увеличена путем добавления нектара Гевена (горные колючки), в краски добавлена бычья желчь, чтобы они могли оставаться на поверхности воды.

В Европу искусство Эбру пришло в 17веке и в основном использовалось в книгоиздательстве. Эбру – это рисование, в основе которого лежат правильные природные формы, а именно круг (рисунок из одной точки). Каждая капля, которая попадает в воду, приобретает форму круга, который мы можем преобразовать абсолютно в любую желаемую форму. Такое рисование развивает воображение, мышление, а так же возможность ребенку и взрослому почувствовать себя настоящим художником и получить удовольствие от творчества. Рисовать в технике Эбру может человек любого возраста и любой подготовки.

Восточная живопись является отличным способом развития воображения, моторики ребенка, взрослые люди смогут избавиться от стресса и расслабиться, оставив все проблемы за границами водного полотна, т.к. энергетика воды тесно связана с энергетикой человека, ведь человек состоит на 80% из воды.

Физминутка музыкальная. – «Мы пойдем на лево…» (с ускорением)

Выполнение работ в технике выбранной педагогами.

Прием «Букет»

На столе лежать три букета без цветов с надписями (очень понравился мастер класс, узнал много нового; м/класс посредственный, могло бы быть и интересней; м/класс неинтересный, не было никакой полезной информации), вам надо положить свои цветочки на тот букет с надписью, который соответствует на данный момент вашему настроению.  

Рефлексия. Предложить педагогам, сравнить свое настроение в конце мастера класса с тем, которое было в начале мастер-класса. По желанию участники могут высказать свое мнение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для воспитателей «Нетрадиционные техники рисования как средство развития интереса у детей с нарушениями интеллекта к изобразительному творчеству (рисование кефиром, рисование кулёчками)»

На занятиях по рисованию решаются задачи всестороннего развития детей, которое необходимо для успешного дальнейшего обучения в школе. В процессе работы у детей формируются мыслительные операции (анали...

Мастер-класс: «Техника рисования на воде – ЭБРУ»

Цель: способствовать снятию психоэмоционального напряжения, импульсивности....

Мастер-класс "Техника рисования акварельными карандашами"

                            Мастер-класс «Техника рисования акварельными карандашами»Актуальность темы:-...

Мастер-класс для педагогов «Использование техники Эбру для развития творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования»

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия. Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Использование на занятиях по изобразит...

Мастер-класс. Художественно – эстетическое развитие «Нетрадиционные техники рисования». Техника « Рисование клеем, солью и красками»

Цель: Расширить знания педагогов о нетрадиционных способах рисования. Задачи:• Познакомить педагогов с нетрадиционной техникой рисования – рисование солью и клеем.• Повы...

Мастер-класс по рисованию с использованием нетрадиционной техники рисования "Рисование по контуру руки"

Порой так трудно срисовать животное, а еще труднее научить малыша рисовать самого, так, чтобы было действительно похоже. Я подобрала для вас уроки, которые помогут при помощи ладоней нарисовать красив...