Система оценивания образовательных достижений. "Художественно - эстетическое развитие. Рисование"
статья по рисованию
Педагогическая диагностика – особый вид деятельности, преимущественно направленный на изучение ребенка дошкольного возраста: для познания его индивидуальности и оценки его развития как субъекта познания, общения и деятельности; на понимание мотивов его поступков, видение скрытых резервов личностного развития, предвидение его поведения в будущем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_otsenivaniya.docx | 35.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Система оценивания образовательных достижений.
«Художественно-эстетическое развитие. Рисование»
Педагогическая диагностика – особый вид деятельности, преимущественно направленный на изучение ребенка дошкольного возраста: для познания его индивидуальности и оценки его развития как субъекта познания, общения и деятельности; на понимание мотивов его поступков, видение скрытых резервов личностного развития, предвидение его поведения в будущем. Диагностическая деятельность является начальным этапом педагогического проектирования, позволяя определить актуальные образовательные задачи, индивидуализировать образовательный процесс, и завершает цепочку по решению этих задач, поскольку позволяет оценить динамику в развитии ребенка.
Диагностика позволяет:
- понять, в верном ли направлении осуществляю свою деятельность.
- правильность выбранных направлений и способов обучения.
- оценить и своевременно скорректировать план работы для достижения лучших результатов.
- помогает оптимизировать образовательный процесс.
Используемый диагностический материал разработан в соответствии с концепцией примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы» Н.Е Вераксы. В основу разработки диагностического материала были положены теоретические идеи Т. С. Комаровой «Диагностика уровней овладения изобразительной деятельностью и развития творчества».
Главная цель диагностирования – получить оперативную информацию об уровне развития ребёнка, сформированности тех или иных умений, для коррекции педагогического процесса.
Задачи:
1. Изучить продвижение ребенка в освоении универсальных видов детской деятельности - рисовании.
2. Составить объективное и информативное представление об индивидуальной траектории развития каждого воспитанника.
3. Собрать фактические данные для обеспечения мониторинговой процедуры, которые отражают освоение ребенком образовательной области и выражаются в параметрах его развития.
4. Обеспечить контроль за решением образовательных задач.
Диагностические карты и задания, которые включены в пособие по диагностике по программе Васильевой, позволяют оценить овладение материалом не только группой в целом, но и каждым ребенком в отдельности.
Последовательность проведения диагностики: наблюдение, анализ фактов, полученных из наблюдений, бесед с ребенком, родителями; анализ продуктов детской деятельности; заполнение журнала динамики индивидуальных достижений воспитанников; анализ достижений каждого ребенка и всей группы; анализ эффективности педагогических действий; корректировка педагогических действий, планирование индивидуальной работы с детьми.
При проведении диагностического обследования руководствуюсь следующими принципами:
- Принцип последовательности и преемственности диагностики (проявляется в последовательном переходе от одних этапов, критериев, форм и методов диагностики к другим по мере развития, обучения и воспитания личности в воспитательно-образовательном процессе, в поэтапном усложнении и углублении процесса диагностики).
- Принцип доступности диагностических методик и процедур (подбор методик, вопросов, заданий, которые рассчитаны на реальный уровень развития детей, их опыт).
- Прогностичность диагностики. Она проявляется в ориентации диагностической деятельности на коррекционную работу в «зоне ближайшего развития» дошкольников. ( Л. С. Выготский: «…зона ближайшего развития и определяет, каковы возможности ребенка в плане овладения тем, чем он еще не владеет, но может овладеть с помощью, по указанию взрослых, в сотрудничестве»).
- Принцип объективности означает стремление к максимальной объективности в процедурах и результатах диагностики, избегание в оформлении диагностических данных субъективных оценочных суждений, предвзятого отношения к диагностируемому.
Во время проведения диагностического обследования поддерживаю доверительную, доброжелательную атмосферу: не высказываю своего недовольства неправильными действиями детей, не указываю на ошибки, не выношу оценочных суждений. Часто говорю слова: «Очень хорошо!», «Вы молодцы!», «Я вижу, у вас все замечательно получается».
Инструментарий оценки индивидуального развития ребенка:
При разработке диагностической процедуры и отборе диагностических средств учитываю экономичность и надежность методик, их соответствие возрастным особенностям детей и возможность включения в воспитательно-образовательный процесс детского сада. В качестве основных методов, позволяющих выявить степень реализации программы и оценить уровень развития детей - наблюдения за детьми, изучение продуктов их деятельности (рисунков), несложные эксперименты, отдельные поручения ребёнку, дидактические игры, диагностические ситуации, беседы.
Вместе с тем провожу специально организованные диагностические занятия в период, определенный в программе «От рождения до школы».
В эти занятия включаются специально подобранные задания, позволяющие выяснить, насколько ребенок выполняет программные задачи. Например: игровая ситуация «Помоги Незнайке нарисовать картину», создать рисунок по определенной теме, на тему, выбранную детьми самостоятельно, выполнить рисунок «необычными материалами». Для выявления особенностей развития воображения, творческих способностей: методики О.М.Дьяченко, П Торренс, Е.Е.Туник, Д.Гилфорд ( «Дорисуй фигуру», «Эскизы», «Кляксы», «Несуществующее животное»)
Критерии диагностики делятся на 2 подгруппы: анализ продукта деятельности и анализ процесса деятельности. Обе группы тесно взаимосвязаны между собой и позволяют характеризовать изобразительную деятельность и ее продукты.
Анализ продукта деятельности.
Качественные показатели по видам рисования: предметное, сюжетное, декоративное.
Предметное рисование:
Передача формы.
4 балла- форма передана точно.
3 балла – есть незначительные искажения.
2 балла – искажения значительные.
1 балл – форма не удалась.
Строение предмета.
4 балла- правильно нарисованы все части предмета .
3 балла – есть незначительные искажения.
2 балла – строение передано не точно.
1 балл – изображение спонтанное, хаотичное.
Пропорции.
4 балла- пропорции переданы точно .
3 балла – есть незначительные искажения.
2 балла – пропорции нарушены.
1 балл – изображение хаотичное.
Решение в цвете.
4 балла- использует сложную гамму, смешивает краски на палитре и на бумаге, подбирает нужные оттенки .
3 балла – цвета переданы точно, оттенки использованы мало, смешивает краску на палитре.
2 балла- цвет передан с небольшими искажениями, краску не смешивает.
1 балл – цвета переданы неточно, оттенки не использует.
Сюжетное рисование.
Расположение на листе.
4 балла- предметы расположены с применением перспективы (загораживание).
3 балла – предметы расположены с применением простейшей перспективы.
2 балла – предметы расположены на одной линии.
1 балл – предметы расположены хаотично.
Композиционный замысел.
4 балла- замысел почерпнут из реальной жизни ребенка и вызывает яркое эмоциональное отношение .
3 балла – рисует заученный сюжет.
2 балла – срисовывает сюжет у сверстников, с образца.
1 балл – ребенок не имеет замысла, задача вызывает трудности.
Соотношение предметов по величине.
4 балла- предметы нарисованы с учетом пропорциональных связей .
3 балла – соотношение верно с незначительными нарушениями.
2 балла – соотношение верно отчасти.
1 балл – предметы не имеют связи.
Декоративное рисование.
Композиция.
4 балла- композиция равновесна и гармонична Использует широкую гамма цвета, разнообразные элементы, характерные узору, орнаменту (русского, бурятского, эвенкийского). Использует разнообразные элементы, чередуя их по цвету, форме, размеру.
3 балла – Ритмично располагает элементы в узоре, использует 2-3 элемента. Цветовая гамма ограничена.
2 балла – есть недочеты в композиции узора. Использует 1-2 элемента.
1 балл –Хаотичное расположение элементов. Нет композиции.
Критерии вносят в диагностические карты. Таким образом, в диагностических картах по предлагаемым показателям оцениваются достижения ребенка в качественном выражении.
Анализ процесса деятельности.
Владение кистью.
4 балла- свободно владеет кистью, правильно держит, рука в рисовании свободна. Рисует кистями разного размера. Рисует концом кисти и всем ворсом.
3 балла – Владеет кистью, правильно держит, рука в рисовании напряжена. Рисует кистями разного размера при напоминании. Испытывает небольшие затруднения при рисовании концом кисти.
2 балла- часто забывает правила рисования кистью. Линии дрожащие. При раскрашивании изображения, выходит за контур.
1 балл – не владеет кистью. Неправильное положение кисти в руке. Затрудняется рисовать концом.
Владение карандашом.
4 балла – линии ровные, регулирует силу нажима. Закрашивает мелкими штрихами, не выходя за контуры и не оставляя просветов.
3 балла – линия ровная. Регулирует силу нажима при напоминании. Закрашивает широкими штрихами, выходя за контуры.
2 балла – линия прерывистая, карандаш держит неуверенно, силу нажима не контролирует, штриховка не аккуратная.
1 балл – линия дрожащая. Нажим слабый. Закрашивание беспорядочными линиями в разных направлениях, выходя за контуры, оставляя просветы.
Творчество.
4 балла- Самостоятельность замысла. Вносит новое. Много деталей. Экспериментирует с изобразительным материалом, формами, цветом. Свободно применяет нетрадиционные приемы рисования.
3 балла – Следует теме. Передает небольшие детали. Разнообразие цвета и оттенков.
2 балла – Копирует образец, рисует шаблонно, мало деталей и цветового разнообразия.
1 балл – ребенок не стремится к раскрытию замысла. Рисунок не имеет деталей, выполнен в ограниченной гамме.
Выразительность.
4 балла- использует разнообразные средства выразительности .
3 балла –использует некоторые средства выразительности.
2 балла – использует средства выразительности с помощью взрослого.
1 балл – не использует средства выразительности.
Завершенность.
4 балла – рисунок завершен.
3 балла – рисунок завершен, имеются некоторые недочеты.
2 балла – рисунок завершен наполовину.
1 балл – рисунок не завершен.
Результаты диагностического обследования каждого ребенка заношу в диагностическую таблицу. Разработанная система комплексной диагностики позволяет качественно и оперативно оценивать динамику подготовленности детей дошкольного возраста, а также на качественном уровне оценивать эффективность образовательной работы.
Полученная в результате диагностики информация и сделанные на ее основе выводы помогают сформулировать причины успехов или неудач, наметить пути коррекции, предположить возможные действия ребенка в разных ситуациях и понять, какие достижения ребенка следует всячески поддержать и развивать дальше, в чем именно требуется оказать этому ребенку помощь. Это отправные точки индивидуальных образовательных маршрутов для каждого ребёнка.
В конце учебного года проводится сравнительный анализ результативности образовательного процесса и на основе анализа ставятся задачи для планирования индивидуальной образовательной деятельности с ребенком на следующий учебный год.
Уровень овладения необходимыми навыками и умениями по художественному творчеству: рисование. Примерная таблица для
2 младшей группы.
2 мл.гр. Уровень овладения необходимыми знаниями и умениями по художественному творчеству: рисование. | ||||||||||||||||||||||||
Ф.И. | Знают и называют |
Умеют | Входная | Итоговая | ||||||||||||||||||||
Основные цвета | Оттенки | Подбирать цвет
| правильно работать | изображать предметы | сочетать формы | ритмичное расположение узоров узоры | творчество | баллы |
% | баллы | % | |||||||||||||
Карандашом | Кистью | Округлой формы | Прямоугольной формы | |||||||||||||||||||||
В | И | В | И | В | И | В | И | В | И | В | И | В | И | В | И | В | И | В | И | |||||
круглой формы |
Уровни | Входная | Итоговая |
Высокий | ||
Выше среднего | ||
Средний | ||
Низкий |
Высокий уровень – 31 до 40 баллов.
Уровень выше среднего –23 до 30 баллов.
Средний уровень – от 13 до 22 баллов.
Низкий уровень- от 0 до 12 баллов.
Уровень овладения необходимыми навыками и умениями по художественному творчеству: рисование. Средняя группа.
Имя, фамилия ребенка. | Знают | Умеют | ||||||||||||||||||||||||||||
цвета | оттенки
| Владеть карандашом | передавать в рисунке |
| входная | итоговая | ||||||||||||||||||||||||
Владеть кистью
| Подбирать цвет. | Строение предмета. | Соотношение по величине | Сюжет. | Изображение на всем листе | Аккуратно закрашивать | Создавать узоры | Проявлять творчество | Завершенность
| |||||||||||||||||||||
В | И | В | И | В | И | В | И | В | И | В | И | В | И | В | И | В | И | В | И | В | И | В | И | В | И | Б | % | Б | % |
|
Уровни | Входная | Итоговая |
Высокий | ||
Выше среднего | ||
Средний | ||
Низкий |
Высокий уровень – 39 до 52 баллов.
Уровень выше среднего – 30 до 38 баллов.
Средний уровень – от 21 до 30 баллов.
Низкий уровень от 0 до 20 баллов.
Уровень овладения необходимыми навыками и умениями по художественному творчеству: рисование. Примерная таблица для старшей группы.
И.Ф. | Умеют | |||||||||||||||||
Передавать в рисунке | создавать изображение | Регулировать нажим на карандаш | Рисовать кистью разными способами
| Выполнять узоры народного искусства | Выразительность | Творчество | Завершенность | Баллы | % | |||||||||
форму | цвет | оттенки | композицию | пропорции | Расположение на листе | Строение предмета | по образцу | по замыслу | на заданные темы | |||||||||
| В И |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
Уровни | Входная | Итоговая |
Высокий | ||
Выше среднего | ||
Средний | ||
Низкий |
Высокий уровень – 39 до 52 баллов.
Уровень выше среднего – 30 до 38 баллов.
Средний уровень – от 21 до 30 баллов.
Низкий уровень от 0 до 20 баллов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности художественно-эстетическое развитие-рисование во второй младшей группе на тему "Мимоза для мишки" (использование нетрадиционных техник рисования).
Занятия с использованием нетрадиционных техник рисования вызывают положительный эмоциональный отклик у детей. Они с удовольствием выполняют работу необычными материалами, что способствует развитию тво...
Конспект непосредственно образовательной деятельности Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие» ( Рисование) Вторая младшая группа Тема: «Рисование ладошками» (Коллективная работа) Тема недели: «Женский день»
В конспекте образовательной деятельности прослеживаются задачи:- Познакомить детей с новой техникой нетрадиционного рисования – « рисованиеладошкой »- Способствовать формированию уме...
Конспект организованной образовательной деятельности в младшей группе по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие. Рисование». Нетрадиционная техника рисования «Космос».
laquo;Художественно – эстетическое развитие. Рисование». Нетрадиционная техника рисования «Космос»....
Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми подготовительного к школе возраста по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие. Рисование» «Золотая осень» (с использованием нетрадиционной техники рисования).
В данном материале предложен конспект по использованию нетрадиционной техники рисования "акварель по мокрому"....
Конспект непрерывной образовательной деятельности Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» (Рисование)Тема НОД: «Декоративное рисование на квадрате» Тема недели: «Одежда. Обувь. Головные уборы»
Конспект непрерывной образовательной деятельностиОбразовательная область «Художественно-эстетическое развитие»(Рисование)Подготовительная группаТема НОД: «Декоративное рисовани...
Конспект непосредственно образовательной деятельности с учетом интеграции образовательных областей «Художественно-эстетическое развитие» (рисование), «Познавательное развитие», «Речевое развитие» с детьми старшего дошкольного воз «Осень в березовой роще».
Используемые современные образовательные технологии: информационно-коммуникативные технологии, развивающее обучение. Автор конспекта: Смелягина Ольга Теймуразовна, воспитатель высшей квалиф...
« Система работы в ОО «Художественно – эстетическое развитие» (рисование, лепка) с детьми с ОВЗ»
laquo; Система работы в ОО «Художественно – эстетическое развитие»(рисование, лепка)с детьми с ОВЗ»...