Система оценивания образовательных достижений. "Художественно - эстетическое развитие. Рисование"
статья по рисованию

Швейкина Елена Анатольевна

Педагогическая диагностика – особый вид деятельности, преимущественно направленный на изучение ребенка дошкольного возраста: для познания его индивидуальности и оценки его развития как субъекта познания, общения и деятельности; на понимание мотивов его поступков, видение скрытых резервов личностного развития, предвидение его поведения в будущем. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_otsenivaniya.docx35.88 КБ

Предварительный просмотр:

Система оценивания образовательных достижений.

 «Художественно-эстетическое развитие. Рисование»

Педагогическая диагностика – особый вид деятельности, преимущественно направленный на изучение ребенка дошкольного возраста: для познания его индивидуальности и оценки его развития как субъекта познания, общения и деятельности; на понимание мотивов его поступков, видение скрытых резервов личностного развития, предвидение его поведения в будущем. Диагностическая деятельность является начальным этапом педагогического проектирования, позволяя определить актуальные образовательные задачи, индивидуализировать образовательный процесс, и завершает цепочку по решению этих задач, поскольку позволяет оценить динамику в развитии ребенка.

Диагностика позволяет:

  • понять, в верном ли направлении осуществляю свою деятельность.
  •  правильность выбранных направлений и способов обучения.
  •  оценить и своевременно скорректировать план работы для достижения лучших результатов.  
  • помогает оптимизировать образовательный процесс.      

Используемый диагностический материал разработан в соответствии с концепцией примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы» Н.Е Вераксы. В основу разработки диагностического материала были положены теоретические идеи Т. С. Комаровой «Диагностика уровней  овладения  изобразительной деятельностью и развития творчества».

Главная цель диагностирования – получить  оперативную информацию об уровне развития ребёнка, сформированности тех или иных умений,  для коррекции педагогического процесса.

Задачи: 

1. Изучить продвижение ребенка в освоении универсальных видов детской деятельности - рисовании.

2. Составить объективное и информативное представление об индивидуальной траектории развития каждого воспитанника.

3. Собрать фактические данные для обеспечения мониторинговой процедуры, которые отражают освоение ребенком образовательной области и выражаются в параметрах его развития.

4. Обеспечить контроль за решением образовательных задач.

Диагностические карты и задания, которые включены в пособие по диагностике по программе Васильевой, позволяют оценить овладение материалом не только группой в целом, но и каждым ребенком в отдельности.  

Последовательность проведения диагностики:  наблюдение,  анализ фактов, полученных из наблюдений, бесед с ребенком, родителями;  анализ продуктов детской деятельности;  заполнение журнала динамики индивидуальных достижений воспитанников;  анализ достижений каждого ребенка и всей группы;  анализ эффективности педагогических действий;  корректировка педагогических действий, планирование индивидуальной работы с детьми.

При проведении диагностического обследования  руководствуюсь следующими принципами:

  1. Принцип последовательности и преемственности диагностики (проявляется в последовательном переходе от одних этапов, критериев, форм и методов диагностики к другим по мере развития, обучения и воспитания личности в воспитательно-образовательном процессе, в поэтапном усложнении и углублении процесса диагностики).
  2. Принцип доступности диагностических методик и процедур  (подбор методик, вопросов, заданий, которые рассчитаны на реальный уровень развития детей, их опыт).    
  3. Прогностичность диагностики. Она проявляется в ориентации диагностической деятельности на коррекционную работу в «зоне ближайшего развития» дошкольников.   ( Л. С. Выготский:  «…зона ближайшего развития и определяет, каковы возможности ребенка в плане овладения тем, чем он еще не владеет, но может овладеть с помощью, по указанию взрослых, в сотрудничестве»).
  4. Принцип объективности означает стремление к максимальной объективности в процедурах и результатах диагностики, избегание в оформлении диагностических данных субъективных оценочных суждений, предвзятого отношения к диагностируемому.

Во время проведения диагностического обследования  поддерживаю доверительную, доброжелательную атмосферу: не высказываю  своего недовольства неправильными действиями детей, не указываю на ошибки, не выношу оценочных суждений. Часто говорю слова: «Очень хорошо!», «Вы молодцы!», «Я вижу, у вас все замечательно получается».  

Инструментарий оценки индивидуального развития ребенка:

При разработке диагностической процедуры и отборе диагностических средств   учитываю экономичность и надежность методик, их соответствие возрастным особенностям детей и возможность включения в воспитательно-образовательный процесс детского сада. В качестве основных методов, позволяющих выявить степень реализации программы и оценить уровень развития детей - наблюдения за детьми, изучение продуктов их деятельности (рисунков), несложные эксперименты, отдельные поручения ребёнку,  дидактические игры, диагностические ситуации, беседы.

Вместе с тем  провожу специально организованные диагностические занятия в период, определенный в программе «От рождения до школы».  

В эти занятия включаются специально подобранные задания, позволяющие выяснить, насколько ребенок  выполняет программные задачи. Например: игровая ситуация «Помоги Незнайке нарисовать картину»,  создать рисунок по определенной теме, на тему, выбранную детьми самостоятельно, выполнить рисунок «необычными материалами». Для выявления особенностей развития воображения, творческих способностей:  методики О.М.Дьяченко, П Торренс, Е.Е.Туник,  Д.Гилфорд  ( «Дорисуй фигуру», «Эскизы», «Кляксы», «Несуществующее животное»)

Критерии диагностики делятся на 2 подгруппы: анализ продукта деятельности и анализ процесса деятельности. Обе группы тесно взаимосвязаны между собой и позволяют характеризовать изобразительную деятельность и ее продукты.

Анализ продукта деятельности.

Качественные показатели по видам рисования: предметное, сюжетное, декоративное.

Предметное рисование:

Передача формы.

4 балла- форма передана точно.

3 балла – есть незначительные искажения.

2 балла – искажения значительные.

1 балл – форма не удалась.

Строение предмета.

4 балла- правильно нарисованы все части предмета .

3 балла – есть незначительные искажения.

2 балла – строение передано не точно.

1 балл – изображение спонтанное, хаотичное.

Пропорции.

4 балла- пропорции переданы точно .

3 балла – есть незначительные искажения.

2 балла – пропорции нарушены.

1 балл – изображение хаотичное.

Решение в цвете.

4 балла- использует сложную гамму, смешивает краски на палитре и на бумаге,  подбирает нужные оттенки .

3 балла – цвета переданы точно, оттенки использованы мало, смешивает краску на палитре.

2 балла- цвет передан с небольшими искажениями, краску не смешивает.

1 балл – цвета переданы неточно, оттенки не использует.

Сюжетное рисование.

Расположение на листе.

4 балла-  предметы расположены с применением перспективы (загораживание).

3 балла – предметы расположены с применением простейшей перспективы.

2 балла – предметы расположены на одной линии.

1 балл – предметы расположены хаотично.

Композиционный замысел.

4 балла- замысел почерпнут из реальной жизни ребенка и вызывает яркое эмоциональное отношение .

3 балла – рисует заученный сюжет.

2 балла – срисовывает сюжет у сверстников, с образца.

1 балл – ребенок не имеет замысла, задача вызывает трудности.

Соотношение предметов по величине.

4 балла- предметы нарисованы с учетом пропорциональных связей .

3 балла – соотношение верно с незначительными нарушениями.

2 балла – соотношение верно отчасти.

1 балл – предметы не имеют связи.

 Декоративное рисование.

Композиция.

4 балла- композиция равновесна и гармонична  Использует широкую гамма цвета, разнообразные элементы, характерные узору, орнаменту (русского, бурятского, эвенкийского). Использует разнообразные элементы, чередуя их по цвету, форме, размеру.

3 балла – Ритмично располагает элементы в узоре, использует 2-3 элемента. Цветовая гамма ограничена.

2 балла – есть недочеты в композиции узора. Использует 1-2 элемента.

1 балл –Хаотичное расположение элементов. Нет композиции.

Критерии вносят в диагностические карты. Таким образом, в диагностических картах по предлагаемым показателям оцениваются достижения ребенка в качественном выражении.

Анализ процесса деятельности.

Владение кистью.

4 балла- свободно владеет кистью, правильно держит, рука в рисовании свободна. Рисует кистями разного размера. Рисует концом кисти и всем ворсом.

3 балла – Владеет кистью, правильно держит, рука в рисовании напряжена. Рисует кистями разного размера при напоминании. Испытывает небольшие затруднения при рисовании концом кисти.

2 балла- часто забывает правила рисования кистью. Линии дрожащие. При раскрашивании изображения, выходит за контур.

1 балл – не владеет кистью. Неправильное положение кисти в руке. Затрудняется рисовать концом.

Владение карандашом.

4 балла – линии ровные, регулирует силу нажима. Закрашивает мелкими штрихами, не выходя за контуры и не оставляя просветов.

3 балла – линия ровная. Регулирует силу нажима при напоминании. Закрашивает широкими штрихами, выходя за контуры.

2 балла – линия прерывистая, карандаш держит неуверенно, силу нажима не контролирует, штриховка не аккуратная.

1 балл – линия дрожащая. Нажим слабый. Закрашивание беспорядочными линиями в разных направлениях, выходя за контуры, оставляя просветы.

Творчество.

4 балла- Самостоятельность замысла.  Вносит новое. Много деталей. Экспериментирует с изобразительным материалом, формами, цветом. Свободно применяет нетрадиционные приемы рисования.

3 балла – Следует теме. Передает небольшие детали. Разнообразие цвета и оттенков.

2 балла – Копирует образец, рисует шаблонно, мало деталей и цветового разнообразия.

1 балл – ребенок не стремится к раскрытию замысла. Рисунок не имеет деталей, выполнен в ограниченной гамме.

Выразительность.

4 балла- использует разнообразные средства выразительности .

3 балла –использует некоторые средства выразительности.

2 балла – использует средства выразительности с помощью взрослого.

1 балл – не использует средства выразительности.

Завершенность.

4 балла – рисунок завершен.

3 балла – рисунок завершен, имеются некоторые недочеты.

2 балла – рисунок завершен наполовину.

1 балл – рисунок не завершен.

Результаты диагностического обследования каждого ребенка заношу в диагностическую таблицу. Разработанная система комплексной диагностики позволяет качественно и оперативно оценивать динамику подготовленности детей дошкольного возраста, а также на качественном уровне оценивать эффективность образовательной работы.    

          Полученная в результате диагностики информация и сделанные на ее основе выводы помогают сформулировать причины успехов или неудач, наметить пути коррекции, предположить возможные действия ребенка в разных ситуациях и понять, какие достижения ребенка следует всячески поддержать и развивать дальше, в чем именно требуется оказать этому ребенку помощь. Это отправные точки индивидуальных образовательных маршрутов для каждого ребёнка.

В конце учебного года проводится сравнительный анализ результативности образовательного процесса и на основе  анализа ставятся задачи для планирования индивидуальной образовательной деятельности с ребенком на следующий учебный год.

Уровень овладения необходимыми навыками и умениями по художественному творчеству: рисование.  Примерная таблица для

2 младшей группы.

2 мл.гр.            Уровень овладения необходимыми знаниями и умениями по художественному творчеству: рисование.

 

Ф.И.

Знают и называют

 

                                             Умеют

Входная

Итоговая

  Основные цвета

 Оттенки

     Подбирать  цвет

 

   правильно

        работать

   изображать

   предметы

 сочетать формы

  ритмичное  расположение узоров                  

узоры

творчество

баллы

 

%

баллы

%

    Карандашом    

    Кистью

Округлой формы

Прямоугольной формы

В

И

В

И

В

И

В

И

В

И

В

И

В

И

В

И

В

И

В

И

 круглой формы

Уровни

Входная

Итоговая

Высокий

Выше среднего

Средний

Низкий

Высокий уровень –  31 до 40 баллов.  

Уровень выше среднего –23  до 30 баллов.  

Средний уровень – от 13 до 22  баллов.  

Низкий уровень- от 0 до 12  баллов.  

                     

Уровень овладения необходимыми навыками и умениями по художественному творчеству: рисование.  Средняя группа.

 

Имя, фамилия ребенка.

Знают

Умеют

   цвета

   оттенки                  

                       

Владеть карандашом

      передавать в  рисунке

 

входная

итоговая

Владеть кистью

                   

 Подбирать цвет.              

    Строение

   предмета.                                

    Соотношение  

по  величине  

 Сюжет.

  Изображение  

на всем листе

 Аккуратно закрашивать

    Создавать

      узоры  

    Проявлять  

    творчество

  Завершенность            

                               

В

И

В

И

В

И

В

И

В

И

В

И

В

И

В

И

В

И

В

И

В

И

В

И

В

И

Б

%

 Б

%

 

Уровни

Входная

Итоговая

Высокий

 Выше среднего

Средний

Низкий

Высокий уровень –  39 до 52 баллов.

Уровень выше среднего  – 30  до 38 баллов.

                           Средний уровень – от 21  до 30  баллов.

                             Низкий уровень от 0 до 20  баллов.

Уровень овладения необходимыми навыками и умениями по художественному творчеству: рисование. Примерная таблица для старшей  группы.

 

 

И.Ф.

Умеют

Передавать в рисунке

      создавать

    изображение

Регулировать нажим на карандаш

Рисовать кистью разными способами

 

Выполнять узоры народного искусства

 Выразительность

Творчество

 Завершенность

 Баллы

%

форму

цвет

оттенки

  композицию

 пропорции

 Расположение на листе

Строение  предмета

 по образцу

по замыслу

на заданные темы

 

В

И

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уровни

Входная

Итоговая

Высокий

Выше среднего

Средний

Низкий

Высокий уровень –  39 до 52 баллов.

Уровень выше среднего  – 30  до 38 баллов.

Средний уровень – от 21  до 30  баллов.

Низкий уровень от 0 до 20  баллов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности художественно-эстетическое развитие-рисование во второй младшей группе на тему "Мимоза для мишки" (использование нетрадиционных техник рисования).

Занятия с использованием нетрадиционных техник рисования вызывают положительный эмоциональный отклик у детей. Они с удовольствием выполняют работу необычными материалами, что способствует развитию тво...

Конспект непосредственно образовательной деятельности Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие» ( Рисование) Вторая младшая группа Тема: «Рисование ладошками» (Коллективная работа) Тема недели: «Женский день»

В конспекте образовательной деятельности прослеживаются задачи:- Познакомить детей с новой техникой нетрадиционного рисования – « рисованиеладошкой »- Способствовать формированию уме...

Конспект непрерывной образовательной деятельности Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» (Рисование)Тема НОД: «Декоративное рисование на квадрате» Тема недели: «Одежда. Обувь. Головные уборы»

Конспект непрерывной образовательной деятельностиОбразовательная область «Художественно-эстетическое развитие»(Рисование)Подготовительная  группаТема НОД: «Декоративное рисовани...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с учетом интеграции образовательных областей «Художественно-эстетическое развитие» (рисование), «Познавательное развитие», «Речевое развитие» с детьми старшего дошкольного воз «Осень в березовой роще».

Используемые современные образовательные технологии: информационно-коммуникативные технологии, развивающее обучение. Автор конспекта:  Смелягина Ольга Теймуразовна, воспитатель высшей квалиф...

« Система работы в ОО «Художественно – эстетическое развитие» (рисование, лепка) с детьми с ОВЗ»

laquo; Система работы  в ОО «Художественно – эстетическое развитие»(рисование, лепка)с детьми с ОВЗ»...