Путешествие в прошлое "История бумаги"
методическая разработка по рисованию (подготовительная группа) на тему
Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе по изобразительному искусству
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_v_proshloe_istoriya_bumagi.docx | 23.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 43
компенсирующего вида Выборгского района Санкт-Петербурга
Совместная образовательная деятельность
Путешествие в прошлое
«История бумаги»
Автор: Морозова Ю. В.
Санкт-Петербург
2017
Цель: рассказать детям о происхождении бумаги, где появилась первая бумага, из чего состояла, на чём писали люди, когда не было бумаги.
Задачи:
- познакомить детей с историей бумаги;
- рассмотреть разные виды бумаги и ее качества, рассказать о ее назначении и изготовлении;
- дать представление о свойствах бумаги, делая опыты с бумагой;
- активизировать речь детей;
- развивать ретроспективный взгляд на бумагу;
- развивать память, мышление, внимание, интерес;
- развивать творчество, навыки конструирования.
Предварительная работа: знакомство с бумагой, рассматривание предметов из бумаги, делать опыты с бумагой; письмо на дощечках из глины; рисование на бумаге карандашами, красками, фломастерами, конструирование из бумаги; знакомство со словами: папипус, береста, пергамент, глина, рассказать о рецепте бумаги; использовать загадки и стихотворение С. Михалкова «Лист бумаги», пословицы, песню о бумажном кораблике, танец с бумажными поделками.
Время: 30 мин
Используемая литература:
1. Программа «Детство», Л. Н. Прохорова «Путешествие по Фанталии».
2. В. В. Богданов «Энциклопедия обыкновенных вещей».
3. С. Ю. Нечаев «Удивительные изобретения».
4. Л. С. Чурина «Поделки из бумаги».
5. Немезио Монтеро «Мир бумаги».
6. С. Михалков «Лист бумаги».
7. Пословицы русские народные.
Главные герои: Буратино, Египтяночка, Китаец.
Ход совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми
1. Вводная часть
Вход детей с бумажными изделиями
Танец «Бумажная страна» (муз. «Маленькая страна») (Дети положили игрушки на стол и сели).
2. Основная часть.
Воспитатель: Ребята, я сейчас вам загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать.
Я белая как снег,
Дружу с карандашом,
Где он пройдет,
Там заметку кладёт.
Ребята: Бумага!
Воспитатель: Правильно, люди очень любят бумагу, даже сочинили о ней стихотворение. С. Маршак «Лист бумаги» (читают стихотворение дети).
Первый ребенок:
Простой бумаги свежий лист!
Ты бел, как мел. Не смят и чист,
Твоей поверхности пока
Ничья не тронута рука.
Второй ребёнок:
Чем станешь ты? Когда, какой
Исписан будешь ты рукой!
Третий ребенок:
Однажды карандаш цветной
Пройдется по всему листу,
Его, заполнив пустоту.
Четвёртый ребёнок:
И синим, будет пароход,
И чёрным будет в небе дым,
И солнце будет золотым.
Воспитатель: Давайте на нашей бумаге нарисуем рисунок по стихотворению.
Звучит музыка. Под музыку заходит Буратино. (муз. «Буратино».)
Буратино: (плачет).
Воспитатель: Ты что Буратино, плачешь?
Буратино: Я спокойно шел в школу, меня какой-то мальчик толкнул прямо в грязь, я упал и испачкал свою курточку, и испортил книгу, которую купил мне папа Карло! Ребята, помогите мне их постирать.
Первый ребенок: Буратино, ты что, тебе нельзя стирать курточку и книгу.
Второй ребёнок: Они сделаны из бумаги.
Третий ребенок: Если постирать, курточка и книга испортится.
Четвертый ребенок: Они намокнут, порвутся и помнутся.
Буратино: Что такое бумага? Какая она?
Игра «Покажи и назови бумагу».
Дети: Гладкая, шершавая, толстая, тонкая, гофрированная, бархатная, прозрачная, мягкая, цветная.
Воспитатель: Бумага вообще-то, она непрочная. Давайте вспомним свойства бумаги.
Ответы детей:
Дети: Мнется, рвется, режется….
Воспитатель: Бумага - материал универсальный, из нее делают не только книгу и твою курточку, Буратино.
Дети: газеты, журналы, книги, открытки, коробки, мешки, веревки, игрушки, одежду, белье, посуду…. Ее используют в строительстве и обувной промышленности.
Воспитатель: Есть такие сорта бумаги, которые прочнее камня, крепче кирпича. Они в огне не горят и в воде не тонут, выпускают не шелестящую, непромокаемую бумагу, есть бумага тоньше человеческого волоса.
Буратино: Когда и как появился материал под названием – бумага. И из чего его делают?
Воспитатель: Интересный вопрос ты задал Буратино. Не побывав там, где придумали бумагу, ты не поймешь, как она к нам пришла. Я придумала! Тебе и нашим ребятам будет очень интересно попасть в прошлое и увидеть все своими глазами.
Буратино: В прошлое можно попасть только в сказках.
Воспитатель: Действительно, сказка нам и поможет. В прошлое и полетим на ковре самолете, который подарил мне знакомый Джин. (Садиться в ковер самолет).
Воспитатель: Писать люди научились гораздо раньше, чем изобрели бумагу. В течение много лет наши предки искали материал для письма. Сейчас мы приземлимся в Египте.
Появляется Египтяночка под музыку. Танцует.
Египтяночка: Здравствуйте, дети! Я знаю, зачем вы пришли в прошлое. Идемте! Раньше в Греции писали на глиняных серых плитках, на дощечках, залитых воском, выдавливая буквы маленькой палочкой (дает палочки). Напишите на дощечках свое имя, мне на память. Дети пишут сове имя на плитах. Затем на берегах Нила – реки, мы нашли растение – папирус. Стебли папируса разрезаем на тонкие полоски и укладываем их на друг на друга, смазываем клеем, проглаживаем специальной гладилкой, сушим на солнце и сворачиваем в трубочки. Длина такой книги 100 шагов. Показывает папирус. В Пергами придумали материал, который назвали пергаментом в честь города. Из чего его делали? Показывает картинку телят и овец.
Дети: из шкур телят и овец.
Египтяночка: стоит пергамент дороже папируса, т.к. приходилось истреблять целые стада телят и овец. Были даже целые книги, написанные на пергаменте. Иногда такая книга стоила дороже дома. На что она была похожа?
Дети: книга напоминала сундук.
Воспитатель: Спасибо Вам большое за интересный рассказ, до свидания. Летим дальше. Дети садятся на ковер.
Воспитатель: На русские предки писали в то время на бересте. Это чисто русское изобретение. Береста – это березовая кора. Сначала на них писали грамоты, а затем и книги. Как вы думаете чем писали?
Дети: процарапывали костями или железным писалом.
Воспитатель: Затем появился новый материал, который намного тоньше пергамента. На нем очень просто было писать. Это – бумага. Рецепт изготовления бумаги придумали в Китае. Этой диковинкой восхищались все страны, но китайцы держали в тайне чудесный способ. Только через века Европа узнала этот чудесный способ. Чтобы узнать, как делают бумагу нам нужно отправиться на бумажную фабрику в Китай.
Под музыку выходит Китаец.
Китаец: Здравствуйте! На бумажную фабрику привозят бревна. А вы знаете, какие деревья используют для бумаги?
Дети: Сосна, пихта, ель, сейчас береза, осина.
Китаец: (картинки) На фабрике с них сдирают кору, измельчают на щепки, которые отправляют на варку. Потом вареную древесину помещают в специальную машину, у которой много валиков.
Дети: Одни валики отжимают, другие высушивают, третьи полируют.
Китаец: Правильно! Так переходя с валика на валик, древесина превращается в белую бумагу. Что добавляют, чтобы бумага была гладкой, белой, плотной?
Дети: Серу, соду известь, каолин, тальк, а чтобы была цветной – красители.
Китаец: Из чего состоит бумага?
Дети: Из мелких растительных волокон, которые связаны между собой.
Китаец: Давайте сейчас возьмем и порвем лист бумаги. Если порвать вдоль волокон, то лист рвется ровно, а теперь поперек волокон – рвется не ровно. Дети делают опыт.
Воспитатель: Спасибо, но нам пора возвращаться в детский сад. До свидания! Сели на ковер-самолет! Полетела в свое время.
Буратино: Смотрите, там внизу корабль потерпел крушение.
Воспитатель: Давайте им поможем. Сделаем из бумаги лодочку и им бросим, тогда капитан и его команда спасутся.
Дети делают лодочку. Звучит песня “Бумажные кораблики”.
3. Заключительная часть.
Воспитатель: Вот и прилетели в детский сад, садитесь на стульчики. Спасибо тебе Буратино, что пришел к нам. Вот тебе новая курточка и новая книга. Учись хорошо.
Буратино: Спасибо, ребята! До свидания!
Воспитатель: Ну, а мы, ребята, подарим нашим гостям поделки, которые принесли. Они сделаны из бумаги.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности "Путешествие в прошлое бумаги"
Программное содержание. Познакомить детей с историей бумаги, с современными видами бумаги. Обогащать словарный запас детей. Развивать художественное творчество, учить детей лепить из глины испол...
«Путешествие в прошлое бумаги»
Данная презентация используется в совместной деятельности воспитателя с детьми подготовительной к школе группы в рамках образовательной области «Познание». Форма работы – рассказ воспитателя. Пр...
Конспект совместной образовательной деятельности в подготовительной группе "Путешествие в прошлое бумаги" ОО "Познавательное развитие" с использованием технологии развития навыков сотрудничества
В конспекте использована технология развития навыков сотрудничества детей старшего дошкольного возраста....
Путешествие в мир бумаги
Программное содержание:1. Расширять представление об использовании нашими предками различных материалов для письма.2. Активизировать речь детей, развивать ретроспективный взгляд на бумагу,...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в средней группе Тема: «Путешествие в прошлое бумаги»
Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в средней группе по теме: "Путешествие в прошлое бумаги"...
Путешествие в мир бумаги.
Занятие для детей подготовительной к школе группы детского сада направлено на расширение представлений детей о бумаге, её качествах и свойствах;развивать умение детей обследовать предмет и устанавлива...
Непосредственная образовательная деятельность «Путешествие в прошлое бумаги».
Непосредственная образовательная деятельность «Путешествие в прошлое бумаги».Программное содержание. Познакомить детей с историей возникновения бумаги, с современными видами бумаги. Помочь выявит...