Развитие исследовательских способностей ребенка – одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные ребенком в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска, значительно прочнее и надежнее тех сведений о мире, которые получены репродуктивным путем. Современные исследователи (А.И. Иванова, И.Э. Куликовская, О.В. Дыбина и др.) рекомендуют использовать метод экспериментирования в работе с детьми дошкольного возраста. Главное достоинство этого метода заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности, обогащая память ребенка, активизируя мыслительные процессы, развивает речь, стимулирует личностное развитие дошкольника. На первой ступени я большое внимание уделяла созданию информационной среды и информационного обеспечения, определению стратегии развития по данному направлению. Образовательная деятельность в данном направлении представляет собой комплекс интегрированных занятий с дошкольниками и кружковой работы «Разноцветный мир». Выстраивая проект занятия с учетом дифференцированного подхода к ребенку в ходе развития познавательной активности средствами экспериментирования, я детально продумываю выбранные методы и приемы обучения. Мероприятия проходят в увлекательной игре, в которой участвуют и дети, и педагоги. Я всегда ставлю задачу или проблемный вопрос, на который дети сами ищут ответ. Этот процесс представлен в игровой форме: дошкольники помогают сказочным персонажам решить задачу, спорную ситуацию, выйти из затруднительного положения; сказочные герои могут ошибаться и высказывать неправильное мнение, в этом случае дети помогают им обнаружитьошибку. Педагоги нередко обходят стороной методы, направленные на развитие умения высказывать свою точку зрения, рассуждать, доказывать, спорить, делать выводы, ставить вопросы и находить на них ответы, уметь видеть предметы с новой необычной и неожиданной стороны. Именно это направление реализуется методом экспериментирования. Ребенок не получает готовых ответов, а учится рассуждать и обосновывать свою точку зрения, находить собственные ответы на сложные вопросы. Подсознательно удовлетворенность от этого помогает ребенку расти нравственной личностью. Каждый развивается по своему индивидуальному плану, здесь нет места страху, неуверенности, тревоге, подавленности. Мои наблюдения за экспериментированием дошкольников показали, что у большинства детей манипуляции находятся на примитивном уровне и могут оставаться на нем длительное время. Через некоторое время дети теряют интерес к материалу и действиям с ним. Поэтому, до того как интерес у детей угаснет, я предлагаю им решить какую-либо изобразительную задачу путем использования выявленных ими свойств материалов и предметов. Так, экспериментирование переходит на «утилитарный». Дети решают проблемную задачу, например, как изобразить шерстку котенка, выбирают найденные в процессе экспериментирования приемы графического изображения: рисование по-сырому, на натертой воском бумаге или тычком жесткой полусухой кистью, оттиск поролоном, пенопластом, смятой бумагой, рисование штрихом и т. д.
«Утилитарное» экспериментирование позволяет не только выбрать способы изображения, найденные ранее, но и «открыть» новые. Поэтому я имею в своем арсенале необходимые материалы и средства рисования и ввожу их для исследования детьми в свободное время. При «бескорыстном» экспериментировании ребенок выявляет свойства предметов и материалов вне контекста решения какой-либо задачи, а при «утилитарном» поиск ребенка направлен на решение конкретной проблемы. Первый тип экспериментирования дает большие возможности для изучения традиционных изобразительных материалов и тех, которые являются ими потенциально (сок ягод, листва, чайная заварка и др.). Дети свободны в выборе средств изображения и поэтому безбоязненно экспериментируют, изучая все возможности использования различных материалом и средств. Детское экспериментирование не ограничиваются рамками рисования, дошкольники с удовольствием используют в аппликационных и коллажных работах. Наши любимые темы: «Нетрадиционные способы рисования», «Превращения полосатых ковриков», «Бумагопластика или волшебные полоски», «Мастерская удивительной ладошки». Кстати, и взрослые и дети отмечают, что совместное творчество сближает, раскрепощает и приносит массу положительных эмоций. Как показали мои исследования, особую выразительность аппликационным работам придают нетрадиционные для нее материалы. Интересный вариант — введение в композицию нарисованной работы объемных элементов с помощью приклеивания или пришивания. Всегда предоставляю детям максимально разнообразный материал в свободное пользование. В экспериментировании происходит непосредственный контакт ребенка с предметами или материалами, элементарные познавательные действия с ними позволяют познать их свойства, возможности использования в различных видах продуктивной деятельности, развивают детскую любознательность, у ребенка развивается образное и логическое мышление, он учится сравнивать, наблюдать, анализировать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи. Эксперименты с различными материалами в изобразительной деятельности обогащают воображение детей образами, развивают их эстетическую восприимчивость к окружающему миру. Такие качества необходимы для развития творческих способностей детей, которые, несомненно, необходимы им не только в изобразительной и других видах деятельности, но и для становления творческой личности в целом.
|