Консультация для педагогов «Роль детского экспериментирования в художественно-эстетическом и творческом развитии дошкольников»
методическая разработка по теме
Консультация
для педагогов
«Роль детского экспериментирования
в художественно-эстетическом и творческом
развитии дошкольников»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_detskogo_eksperimentirovaniya.doc | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация
для педагогов
«Роль детского экспериментирования
в художественно-эстетическом и творческом
развитии дошкольников»
Воспитатель: Растеряева Е.Д.
г. Зверево
Жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельный поиск новых знаний о мире – важнейшие черты детского поведения.
Известно, что у детей дошкольного возраста мышление является наглядно-действенным и наглядно- образным, следовательно, педагогический процесс в детском саду в основном должен строится на наглядных и практических методах.
Основным видом детской поисковой деятельности признанно экспериментирование, в котором ребёнок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью их более полного познания и освоения.
Теоретической основой использования метода детского экспериментирования являются разработанные академиком Н. Н. Поддъяковым основные положения, среди которых особенно важны следующие:
- Детское экспериментирование является стержнем любого процесса детского творчества;
- В нём наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, новых знаний (познавательная форма экспериментирования);
- В процессе экспериментирования достаточно чётко представлен момент саморазвития: преобразование объекта, производимые ребёнком, раскрывают перед ним новые стороны и свойства объекта, в свою очередь, позволяют производить новые, более сложные и совершенные, преобразования;
- Детское экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития дошкольников;
- В ходе экспериментирования идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции; развитие речи при формулировании обнаруженных закономерностей и выводов;
- Детское экспериментирование стимулирует становление самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определённого результата.
Исходной формой экспериментирования, по мнению Л.С. Выготского, из которой развились все остальные, является единственная доступная ребёнку форма экспериментирования – манипулирование предметами, которая возникает в раннем возрасте.
Процесс экспериментирования состоит из нескольких этапов: обычное простое любопытство самого раннего возраста при правильных воспитательных подходах переходит в период любознательности старшего детского возраста (после 5 лет), когда экспериментаторская деятельность приобретает типичные черты и становится самостоятельным видом деятельности.
В процессе экспериментирования ребёнок приобретает следующие навыки: видеть и выделять проблему; принимать и ставить цель; решать проблемы; анализировать объект или явление; выделять существенные признаки и связи; сопоставлять различные факты; выдвигать гипотезы и предположения; отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности; осуществлять эксперимент; делать выводы; фиксировать этапы действий и результаты графически. И здесь очень важна систематическая, целенаправленная работа педагогов.
Развитие креативного потенциала дошкольников в процессе экспериментирования будет эффективным при создании следующих педагогических условий:
- Проявление позитивного отношения к инициативе и творческим проявлениям детей со стороны взрослых;
- Осуществления гуманистического взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и стимулирования креативного потенциала детей дошкольного возраста ( сотрудничество, диалог, вовлечение детей в различные способы целостной художественно-эстетической деятельности, предоставление возможного выбора, создание ситуаций успеха каждому ребенку и т. д.)
- Организации и проведения системы занятий, содержательной основой которой являются творческие игровые задания, сказочные и жизненные ситуации, творческие игры и упражнения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов «Роль детского экспериментирования в художественно-эстетическом и творческом развитии дошкольников»
Консультация для педагогов...
Консультация для педагогов "Интеграция физического и художественно-эстетического развития детей. Ритмика-одна из форм эстетического развития."
Одной из менее востребованных форм интеграции на сегоднящнний день является интеграция физического развития. Важно приобщать детей к культуре и нет никакого противопоставления к какой культуре. ...
Мастер класс для педагогов: «Роль сказки в художественно-эстетическом развитии»
В своем мастер- классе я расскажу, как в образовательной деятельности с помощью сказок можно замотивировать детей, определить цель, проблему, пути ее решения с помощью приемов лепки и поддержать детск...
Консультация для родителей «Роль семьи в художественном-эстетическом воспитании дошкольников».
В а ж н о й з а д а ч е й р о д и т е л е й я в л я е т с я р а з в и т и е у р е б ё н к а эстетической восприимчивости ко всем...
Консультация для родителей. Роль детского экспериментирования в развитии познавательной активности дошкольника.
В развитии познавательного интереса ведущей ролью является детское экспериментирование. Чем разнообразнее и интенсивнее экспериментальная деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, те...
Консультация для педагогов «Современные подходы к художественно-эстетическому развитию дошкольников»
laquo;Истоки творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: че...
Консультация для педагогов «Современные подходы к художественно-эстетическому воспитанию дошкольников»
laquo;Истоки творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: че...