Конспект НОД по ХЭР "Голубая Гжель"
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) на тему

Васильева Алла Викторовна

Ознакомление детей с народно-декоративно-прикладным искусством

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект НОД по ХЭР17.05 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по ХЭР с детьми подготовительной к школе группы на тему «Голубая Гжель» 

Цель: Ознакомление детей с народно - декоративно-прикладным искусством - гжельской росписью.
Задачи: 

1.Учить расписывать тарелочку по мотивам гжельской росписи.

2.Развивать эстетическое восприятие, творческие способности.

3- Учить составлять узор в круге.
4- Учить набирать краску на кисть определенным способом и проводить мазок.
5.Воспитывать у детей вкус, чувство цвета, умение рассказывать о своей работе и о работах своих товарищей.

Методы и приемы:

Наглядный (выставка, рассматривание объекта)

Практический (роспись)

Словесный (беседы, рассказ воспитателя, вопросы поискового характера, объяснения)

Словарная работа: гжельская роспись, петельная линия, гжельский завиток

Предварительная работа: рассказ воспитателя, рассматривание альбомов, беседы, раскрашивание книжек –раскрасок.

Оборудование: предметы с гжельской росписью -статуэтка, ваза, тарелочки, конфетница и др;

Материалы: гуашь синего цвета, салфетки, баночки с водой, бумажные тарелочки, кисти, палитра

Ход

Воспитатель:
Есть в Подмосковье такое местечко
Белая рощица, синяя речка.
В этой негромкой российской природе
Слышится эхо волшебных мелодий.
И светлеет вода родниковая,
И дыхание ветра слышней;
Расцветает Гжель васильковая,
Незабудковая Гжель...

 - В некотором царстве, в российском государстве, недалеко от Москвы, среди полей и лесов стоит городок «Гжель». Давным-давно жили мастера и мастерицы.  - Нашли они в родной сторонушке глину чудесную белую, и решили лепить из нее посуду разную, да такую, какой свет не видывал. 
- Сначала мастер делает форму и заливает в них раствор.

 - Затем готовые изделия обжигают в печи.
- После обжига, изделия покрывают розовой краской и если есть маленькие трещинки, их сразу становится видно. - Каждое изделие мастер расписывает вручную. И по белому фону из-под руки художника появляется волшебные узоры, сначала они серого цвета. А после второго обжига в печи становятся сине голубыми. Гжельских мастеров вдохновляла прохлада синих вечеров, голубизна неба, родные белоснежные просторы.

 - Мастера делали кружки, бокалы, кувшины, конфетницы, чайные сервизы, сахарницы, статуэтки.
- Какими элементами украшена посуда?
Дети: - бутонами, цветами, листьями травкой, усиками, точками, завитками, каймой.
Воспитатель: - А вы хотите стать гжельскими мастерами, чтобы создать свое сине-голубое чудо? Дети, давайте рассмотрим с вами тарелочки с гжельской росписью, которые я для вас приготовила. Что вы можете рассказать об узоре?
Дети: - На тарелках нарисованы цветы, завитки, усики.
Воспитатель:- А чем украшена тарелочка по краям?
Дети: - Все тарелочки украшены каймой.
Воспитатель: - Вот такой получилась тарелочка у меня. А вы свои тарелочки можете украсить по-своему, также элементами гжельской росписи.
Воспитатель: - Мы будем использовать с вами краску синего и голубого цвета. Как можно получить краску голубого цвета? 
Дети: - В синий цвет добавить побольше воды.
Воспитатель: - Посмотрите, как я буду рисовать завитки - петельные линии. Я держу толстую кисть у железного наконечника, наклонно, набираю синюю краску, лишнюю снимаю и веду плавные линии сверху вниз, делаю гжельский завиток и опять возвращаюсь вверх, и снова вниз, плавно, неотрывно, всей кисточкой. А лепестки и узоры рисую дугообразными линиями. Они изображаются наоборот – снизу вверх, плавно загибаю их и возвращаюсь вниз, и так рисую все остальные линии.
Воспитатель: - Украшать узор можно точками. Напоминаю, что рисовать их нужно тонкой кистью, концом кисти сверху. А теперь скажите, ребята, с какой росписью народного декоративно-прикладного искусства мы знакомимся сегодня?
Дети:- Гжельской росписью
Воспитатель:- А какие вы запомнили основные элементы этой росписи?
Дети:- бутон, цветок, листья, травка, усики, точки, завитки, кайма.

Физминутка

Разотру ладошки сильно – (растирание ладоней)

Каждый пальчик покручу - (ухватить каждый пальчик у основания) Поздороваюсь с ним сильно (вращательными движениями дойти до ногтя)

 И вытягивать начну. Руки я затем помою (потереть ладошку о ладошку) Пальчик к пальчику сложу, на замочек их закрою – (пальцы в «замок»)

И тепло поберегу.

Воспитатель: - Посмотрите, какие красивые тарелочки у вас получились, настоящее нежно-голубое чудо! У каждого получился свой, неповторимый узор. Какую тарелочку ты бы купил в магазине?
3-4 ребенка делают свой выбор и объясняют его.

Воспитатель: - У вас получились красивые тарелочки, как красиво вот здесь выполнены завитки, они нарисованы плавно, неотрывно. А вот здесь получился узор тонкий, красивый. А на этой росписи удачно выполнены цветок, листочки. И так, мы сделали вывод, что в своей работе мастера Гжели используют бутон, цветок, листья, травка, усики, точки, завитки, кайма.

Воспитатель: - Ребята, скажите, какой росписью вы научились рисовать посуду?
Вот и подошло к концу наше занятие. А закончить хочу такими строчками:
Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,
Животные и птицы невиданной красы.
Деревня в Подмосковье прославилась теперь,
Известно всем в народе ее названье – Гжель!
Гордятся в Гжели жители небесной синевой,
Не встретите на свете вы красоты такой.
Голубизну небесную, что сердцу так мила,
Кисть мастера на чашу легко перенесла.
У каждого художника есть свой узор любимый,
И в каждом отражается сторонушка родимая.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД " Моя любимая гжель"

Описание интегрированного занятия для старшей группы...

Конспект открытого занятия "Синеглазая Гжель"

Это занятие по рисованию я проводила со старшей группой в 2015 году. Цель занятия:Развивать у детей интерес к народному декоративно прикладному искусству, способствовать развитию эстетического вкуса, ...

Конспект интегрированного занятия " Голубая гжель" по ИЗО и окружающему миру в старшей группе.

Содержание конспекта дает возможность  детям в интересной увлекательной форме закрепить знания о различных видах декоративного-прикладного  исскуства и применить знания на практике....

Конспект "Это звонкая сказка - Гжель".

Учить детей украшать предметы элементами декоративного узора....

Конспект интегрированного занятия "Сказочная гжель"

Знакомство    детей с народными промыслами на примере гжельской росписи. На занятии дети закрепили умения создания орнамента с применением элемента  «капелька&raqu...

конспект занятия по теме "Гжель"

конспект занятия по теме "Гжель" открытое занятие по данной теме для подготовительной группы...

Конспект НОД по рисованию "Гжель" в старшей группе.

Конспект НОД по художественно-эстетическому воспитанию. Рисование на тему "Гжель". Старшая группа детского сада....