Работа по выявлению и развитию творческих способностей детей в рисовании.
статья по рисованию

Швейкина Елена Анатольевна

Б.Т.Лихачев писал: чем больше создается возможностей для творческого самопроявления всем детям, тем больше шансов обнаружения и выращивания одаренных, редких, ярких и сильных талантов. «Поэтому задача состоит в том, - говорит он, - чтобы, опираясь на идею всеобщей генетической одарённости детей, создать методику работы не только с ярко заявляющими о себе талантами, но и обеспечивать • поле деятельности для творческого самопроявления и самовыражения всем детям,.. ». Эти мысли были положены в основу моей работы с детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа по выявлению и развитию творческих способностей детей в рисовании.

Можно с уверенностью говорить о том, что каждый ребенок рождается с врожденными  творческими способностями. Но творческими людьми вырастают те дети, условия воспитания которых позволили развить эти способности вовремя.  Б.Т.Лихачев писал: чем больше создается возможностей для творческого самопроявления всем детям, тем больше шансов обнаружения и выращивания одаренных, редких, ярких и сильных талантов. «Поэтому задача состоит в том, - говорит он, - чтобы, опираясь на идею всеобщей генетической одарённости детей, создать методику работы не только с ярко заявляющими о себе талантами, но и обеспечивать • поле деятельности для творческого самопроявления и самовыражения всем детям,.. ». Эти мысли были положены в основу моей работы с детьми.

         В нашем детском саду работает изостудия. И как любая студия, в ней имеется все для творчества: различный изобразительный материал, предметы искусства, музыкальная фонотека, видеофильмы, презентации, дидактические игры и многое другое.  Помещение просторное, что позволяет расположить мольберты, столы.   Дети имеют свободный доступ к изобразительному материалу, могут выбрать место за столом или за мольбертами (большинство детей любят рисовать за мольбертами, т.к. чувствуют себя настоящими художниками). В изостудии имеется большой телевизор, который позволяет нам в любой момент просмотреть слайд-шоу, видеофильм, поиграть в интерактивную игру. Использование ИКТ вызывает активный познавательный интерес у детей к теме.  Визуальность материала позволяют добиться длительной концентрации внимания воспитанников, а также одновременного воздействия сразу на несколько органов чувств ребёнка, что способствует более прочному закреплению новых получаемых знаний. На занятиях рисования всегда звучит музыка.

         В изостудию  приходят заниматься все дети нашего детского сада. И надо признать, что рисование – любимое занятие для большинства из них. Прежде чем приступить к работе над определенной темой, мы с ребятами беседуем, делимся впечатлениями, мыслями, своими переживаниями, решаем игровые задания и обсуждаем разные возможности их решения, исследуем возможности изобразительных материалов, экспериментируем с красками, радуемся каждой удачной выдумке. Стараюсь не преподносить детям готовое решение проблемы, а даю возможность самим малышам найти выход из ситуации, найти решение проблемы. Разбудить мысль, воображение, вызвать эмоциональный отклик и наполнить впечатлениями помогают такие методы и приемы, как метод эмпатии -переносимся в картину, рисунок, превращаемся в животных, птиц, расстения или сказочного героя. С помощью метода эвристического наблюдения, исследований – дети добывают новые знания, находят ответы на вопросы.

Много интересных творческих, исследовательских проектов мы осуществляем в изостудии. Знания, которые ребёнок получает в ходе работы над проектом, становятся его личным достоянием и прочно закрепляются в уже имеющейся системе знаний об окружающем мире. Организуются выставки проектов, на которых дети могут представить свои произведения.

Разбудить фантазию помогает прием придумывания. Например: рисуя несуществующее животное, мы «отправляемся в полет» на другую планету с помощью видеофильма. На этой планете мы знакомимся с фантазийными растениями. Обнаруживаем проблему: нет животных. Что делать? Придумываем несуществующих животных с помощью интерактивной игры «Конструктор». Дети придумывают и рисуют животных, наделяют их необычными свойствами, дают имена. Еще один метод для развития фантазии, когда мы придумываем, что было бы, если бы оказались в сказке и встретили бабу ягу, как бы мы поступили, если бы нашли волшебную палочку и т.д. Иногда в наших рисунках присутствуют герои несвойственного им размера: огромный колобок, маленький слон.

Создание демократичных партнёрских  отношений между ребёнком и воспитателем, позволяют создать теплую обстановку. Дети не боятся высказывать свои мысли, свою точку зрения. Одобрение со стороны взрослого приводит к тому, что дети не боятся, что у них, что то не получится, знают, что взрослый им всегда поможет, подскажет, напомнит.

Все это помогает создавать непринужденную творческую атмосферу, дети раскрепощаются, раскрываются, появляется вера в то, что у них обязательно получится маленькое чудо.

 В каждой группе есть ребята, которые на протяжении всего пребывания в детском саду проявляют высокий уровень художественных способностей и им явно не хватает отведенного времени на занятиях.  Для них   организован кружок «В мире красок», основной задачей которого является: создание условий для поддержки и развития одаренных детей, для творческой самореализации личности ребенка. Работа в кружке осуществляется в форме студии, выставок, созданных продуктов детского творчества. Дети участвуют в конкурсах.

Вызывает восторг у детей работа с разным изобразительным материалом, новые техники: по-сырому,  размытый рисунок, граттаж, монотипия, кляксография, коллажи, витражи, батик… Чем только мы не увлекаемся! И результаты не заставляют себя ждать. То радостные, и светлые, то грустные и задумчивые, смешные и забавные образы животных, людей, природы радуют детей, взрослых и гостей нашего детского сада.

         Наш «Вернисаж» украшали портретные галереи: «Моя мамочка», «Мой любимый воспитатель» - все удивлялись, как ребятам удалось очень похоже передать образы дорогих, любимых людей. Много творческой радости доставила детям работа с засушенными листьями, цветами, ветками, бросовым материалом, а результатом стала выставка  «Превращение листочка», коллажи «Зимние сказки». Любят ребята фантазировать на темы «Подводный мир», «Космос», «Сказочная страна». Мы живем в красивейшем крае – Бурятии и поэтому природа, животные – одна из любимых тем рисунков: «Краски осени», «Волшебница зима», «Пернатые друзья», «Усатый-полосатый», «Путешествие по тайге», «4 художника», «Наш край» и т.д. После летнего отдыха у детей много впечатлений накапливается о Байкале. Они наперебой рассказывают об увиденном, и с удовольствием экспериментируют с красками, стараясь передать разное состояние  водной стихии озера, увиденные места.  И еще очень много разных экспозиций прошли в нашем «Вернисаже». Но это не главное. Самая большая награда для меня – не только выставки, конкурсы, рисунки детей, а сияющие детские глаза и вопрос: «А когда вы нас еще возьмете на рисование?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Выявление и развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности "

Система работы по выявлению и развитию творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности....

Выявление и развитие творческих способностей детей дошкольного возраста

Развитие творческой личности является приоритетным направлением в образовании и воспитании подрастающего поколения....

Памятка родителям по выявлению и развитию творческих способностей детей дошкольного возраста

Памятка родителям по выявлению и развитию творческих способностей детей дошкольного возраста...

Программа "Выявление и развитие творческих способностей детей дошкольного возраста"

Представленная программа направлена на формирование у дошкольников художественной культуры как части духовной, на приобщение воспитанников к миру искусства, общечеловеческим и национальным ценностям ч...

Выявление и развитие творческих способностей детей дошкольного возраста.

Творчество важно не только в детстве, сколько во взрослой жизни. Но чтобы творчество было во взрослой жизни, его развитие должно осуществляться в детстве. Сегодня можно привести огромное количество пр...

Система работы по выявлению и развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ "Радуга талантов"

ЦЕЛЬ: создание условий для выявления, поддержки, воспитания и развития индивидуальных способностей детей, создание среды, формированию и максимально полной реализации творческих способностей воспитанн...