РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дополнительному образованию дошкольников: с использованием нетрадиционных техник рисования «ВОЛШЕБНАЯ КИСТОЧКА»
рабочая программа по рисованию (старшая группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dop._programma_po_netr._teh-ke_risovaniya.docx | 391.36 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ БОРИСОГЛЕБСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
ДЕТСКИЙ САД №7 комбинированного вида
по дополнительному образованию дошкольников:
с использованием нетрадиционных техник рисования
Направленность:
художественно-эстетическое развитие
детей дошкольного возраста
Уровень программы: развивающий
Возрастная категория: 5-6 лет
Срок реализации: 2 года
Гришина Татьяна Петровна
Борисоглебск, 2018-2019
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений
искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь
ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и
красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.
Дошкольный возраст - наиболее целесообразный период для эстетического и художественного развития, т. к. именно в этом возрасте дети обладают большим потенциалом фантазии, творчества, основанного на самовыражении, саморазвитии, сотрудничестве, сотворчестве.
В современном мире ребенок окружен цифровыми технологиями и познает все с помощью телевидения, интернета. Такой ребенок практически лишен «живого творчества», а дополнительные занятия детей в различных изостудиях, кружках декоративно-прикладного творчества могут в полной степени удовлетворить потребности в творчестве.
Данная программа обращена к нетрадиционным художественным техникам, чтобы повысить интерес детей к художественному творчеству. Новизна настоящей программы заключается в том, что использование
данной техники ещё не получило достаточно широкого распространения и не
«укоренилось», данные техники являются скорее экспериментальными.
Педагогический опыт применения данных техник пока не систематизирован, не обобщён и не представлен (в должной степени) в современных образовательных программах. В способах изображения (достаточно простых по технологии) нет жёсткой заданности и строгого контроля, зато есть творческая свобода и подлинная радость. Результат обычно очень эффектный и почти не зависит от умений и способностей ребёнка.
Необычные техники напоминают игру, в которой раскрываются огромные потенциальные возможности детей. Даже самая традиционная техника может превратиться в оригинальную, если применяется на основе нетрадиционных материалов.
Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у детей развиваются творческие начала. Каждое занятие направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение детей к активной познавательной и творческой деятельности.
Методика работы с детьми строится таким образом, чтобы средствами искусства и детской художественной деятельности формировать у детей
такие качества как: самостоятельность, инициативность, творческая активность, позволяющие самореализовываться в различных видах и формах художественно-творческой деятельности; снижать закомплексованность, скованность.
Данная программа опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие усидчивости, аккуратности, терпения, умения концентрировать внимание, мелкой моторики и координации движений рук у детей. Дети, занимаясь изобразительным искусством, учатся видеть и понимать красоту окружающего мира, развивают художественно-эстетический вкус.
Содержание данной программы насыщенно, интересно, эмоционально значимо для дошкольников, разнообразно по видам деятельности и удовлетворяет потребности каждого ребенка в реализации своих художественных желаний и возможностей. Отличительной чертой является развитие творческих и коммуникативных способностей дошкольников на основе их собственной творческой деятельности.
Программа направлена на практическое применение полученных знаний и умений. Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения. Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на занятиях работы воспитанниками могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении кабинета. Каждый воспитанник видит результат своего труда, получает положительные эмоции.
Цель программы: формирование эмоционально-чувственного внутреннего мира, развитие фантазии, воображения и творческих способностей детей дошкольного возраста.
Задачи программы:
Образовательные:
- обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов;
- знакомить детей с изобразительным искусством разных видов и
жанров, учить понимать выразительные средства искусства;
- учить детей видеть и понимать прекрасное в жизни и искусстве, радоваться красоте природы, произведений классического искусства, окружающих предметов, зданий, сооружений;
- подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности;
- формировать умение оценивать созданные изображения.
Развивающие:
- развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок,
иллюстраций: (обращать внимание детей на выразительные средства, учить
замечать сочетание цветов);
- развивать творческие способности детей; развивать эстетическое восприятие художественных образов и предметов окружающего мира как эстетических объектов;
- развивать у детей способность передавать одну и ту же форму или образ в разных техниках.
Воспитательные:
- воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности;
- воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.
- воспитывать художественный вкус и чувство гармонии;
- воспитывать усидчивость, терпеливость, прилежание;
- воспитывать самостоятельность при выполнении заданий;
- воспитывать нравственные качества, а именно терпимость доброжелательности по отношению к окружающим;
- воспитывать умение организовать рабочее место и убрать его.
Работа по программе придерживается общедидактических и частно-методических принципов и методов обучения, предусмотренных Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования:
- Системность подачи материала – взаимосвязь комплекса методов и приёмов во всех видах занятий, и на протяжении всего периода обучения по данной программе;
- Наглядность в обучении - принцип наглядности осуществляется при помощи иллюстраций, электронных презентаций, педагогических рисунков, натуры;
- Цикличность построения занятия – занятия составлены на основе предыдущего занятия;
- Доступность – комплекс занятий составлен с учётом возрастных особенностей дошкольников по принципу дидактики (от простого - к сложному);
- Принцип гуманности – комплекс занятий составлен на основе глубокого знания и понимания физических, эмоциональных и интеллектуальных потребностей детей; созданы условия для максимального раскрытия индивидуальности каждого ребенка, его самореализации и самоутверждения;
- Проблемность – активизирующие методы, направленные на поиск разрешения проблемных ситуаций;
- Принцип сознательности и активности - обучение, опирается на сознательное и заинтересованное отношение воспитанника к своим действиям;
- Развивающий и воспитательный характер обучения – направлен на развитие эстетических чувств, познавательных процессов, на расширение кругозора.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
Методические рекомендации к организации ООД
ООД осуществляются с учетом возрастных особенностей детей.
У детей с 4-5летнего возраста эстетическое отношение к миру становится более осознанным и активным. Он уже в состоянии не только воспринимать красоту, но в какой-то мере создавать ее. При восприятии изобразительного искусства им доступны не только наивные образы детского фольклора, но и произведения декоративно-прикладного искусства, живописи, графики, скульптуры. В рисовании и лепке дети передают характерные признаки предмета: формы, пропорции, цвет; замысел становится более устойчивым.
Дети 6-7 лет уже способны создавать яркие обобщенные образные композиции, выделяя в них главное, показывая взаимосвязи. В процессе декоративного рисования ребенок осознает эмоциональное стилизованное воплощение образов в декоративной росписи, что помогает в осуществлении перехода от наглядно-образного мышления к абстрактному.
Совершенствуются творческие способности детей, формируется художественный вкус. Возросшая активность, сознательность, самостоятельность ребенка позволяет ему значительно ярче проявлять себя в процессе эстетического восприятия окружающей действительности.
Исходя из возрастных, психолого – педагогических особенностей детей среднего и старшего дошкольного возраста программа рассчитана на двухлетний срок обучения.
ООД проводятся с октября по апрель включительно два раза в неделю по одному учебному часу, во второй половине дня. Численность воспитанников в группе не превышает 15 человек. Отбор детей проводится в соответствии с желанием родителей и индивидуальными особенностями детей.
Длительность одного учебного часа: 30 минут.
Программа может быть успешно реализована при наличии следующих материалов и оборудования:
- Наборов разнофактурной бумаги, ткани.
- Дополнительного материала (природного, бытового, бросового).
- Художественно-изобразительного материала: кисти, палитра, стаканчики для воды и т.д..
- Инструментов для художественного творчества.
Методическое обеспечение программы.
Руководитель кружка использует в своей работе нетрадиционные техники:
- оттиск печатками из овощей;
- рисование пластилином;
- тычок жесткой кистью;
- оттиск печатками из ластика;
- оттиск поролоном;
- восковые мелки и акварель;
- свеча и акварель;
- отпечатки листьев;
- рисунки из ладошек;
- кляксография;
- монотопия;
- отмывка;
- вливание цвета в цвет;
- выдувание;
- печать по трафарету;
- рисование мыльными пузырями;
- волшебные нитки;
- граттаж и т.д.
Каждый из этих методов – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее и смелее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. К тому же эта работа способствует развитию координации движений, внимания, памяти, воображения, фантазии. Дети неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Занятия кружка не носят форму «изучения и обучения». Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.
Разнообразие способов рисования рождает у детей оригинальные идеи, развивается речь, фантазию и воображение, вызывает желание придумывать новые композиции, развивается умение детей действовать с различными материалами: камнями, песком, веревочками, восковыми мелками, свечей и др. В процессе рисования, дети вступают в общение, задавая друг другу вопросы, делают предположения, упражняются во всех типах коммуникативных высказываний.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Задачи кружка первого года обучения:
- Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними.
- Побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо.
- Создавать условия для освоения цветовой палитры.
- Создание условий для коммуникативной деятельности детей.
- Развитие связной речи.
Задачи кружка второго года обучения:
- Помогать детям в создании выразительных образов, сохраняя
непосредственность и живость детского восприятия. Деликатно и тактично способствовать развитию содержания, формы, композиции, обогащению цветовой гаммы рисунков.
- Постепенно, с учетом индивидуальных особенностей, повышать требования
к изобразительным и коммуникативным умениям и навыкам детей, не делая
их предметом специальных учебных знаний.
- Способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его
деятельности – рисунок интересен другим (педагогу, детям, родителям,
сотрудникам детского сада).
- Развитие описательной, комментирующей функции речи. Научить обобщать
и противопоставлять, рассуждать.
Структура построения непосредственно образовательной деятельности.
ЧАСТЬ 1. Вводная
Целью вводной части занятия – настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт с детьми.
Основные процедуры работы – чтение сказки, игры по темам, слушание мелодии «Звуки природы», релаксация, рассматривание альбомов, произведений искусства, беседы о художниках.
ЧАСТЬ 2. Продуктивная
На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В неё входят: рассматривание иллюстраций, репродукций, направленные на активизацию познавательной активности, объяснение материала, показ воспитателя, непосредственно процесс творческого рисования.
ЧАСТЬ 3. Завершающая
Цель этой части занятия закрепление полученных знаний посредством создания коллективных рисунков, совместных сюжетно – ролевых игр, викторин. А также закрепление положительных эмоций от работы на занятии. В конце занятия проводится анализ деятельности детей педагогом, старшие дошкольники могут сами оценить итог работы. На практических занятиях организуется мини-выставка творческих работ. На каждом занятии проводится физкультминутка.
Не исключается оформление рамкой каждой работы, созданной по задумке детей или с помощью руководителя кружка, с использованием нестандартных видов рисования или аппликации. Тем самым развиваются художественно-декоративные способности детей. Для полного завершения оформления работы по всем нормативам прилагается сопроводительная записка с указанием темы занятия и данных о ребёнке и руководителя кружка.
Приемы и методы, используемые на занятиях изо кружка:
- Эмоциональный настрой – использование музыкальных произведений,
- Практические – упражнения, игр методы,
- Словесные методы – рассказы, беседы, художественное слово, педагогическая драматизация, словесные приемы – объяснение, пояснение, педагогическая оценка.
- Наглядные методы и приемы – наблюдения, рассматривание, показ образца, показ способов выполнения и др.
Все методы используются в комплексе.
Формы организации деятельности учащихся:
- групповая;
- индивидуальная.
Формы проведения занятий:
- занятие-путешествие;
- занятие-эксперимент;
- игра;
- экскурсия;
- проблемная ситуация.
Формы проведения итогов реализации рабочей программы:
- Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.
- Тематические выставки в ДОО.
- Участие в городских и выставках и конкурсах в течение года.
Сотрудничество с родителями:
- помощь в оборудовании и оснащении материалом изобразительного уголка в группе;
- анкетирование родителей;
- совместная работа детей и родителей по намеченной тематике ДОО;
- оформление фотоальбома кружка « Волшебная кисточка»;
- участие в викторинах и конкурсах.
Работа с педагогами:
- консультации для педагогов;
- выступления на педагогических советах, методических объединениях;
- педагогическая мастерская «Обмен творческими находками»;
- мастер-класс для педагогов «Нетрадиционные изобразительные технологии».
Ожидаемые результаты:
1.Желание и умения детей самостоятельно творить, переживая радость творчества.
2.Умения детей использовать в изобразительной продуктивной деятельности разнообразные графические средства и нетрадиционные способы рисования.
3.Развитие у детей мелкой моторики рук, творческого воображения, композиционных умений цветовосприятия и зрительно-двигательной координации.
4.Сформированность практических навыков работы с бумагой и гуашью.
Выводы: в результате целенаправленного внедрения нетрадиционных техник рисования в процесс обучения и воспитания у детей сформирован интерес к художественной деятельности, развиты художественно - творческие способности к индивидуальному самовыражению, через различные формы творческой деятельности. Дети отличаются самостоятельностью ,активностью, проявлением инициативы в художественной деятельности, яркой индивидуальностью, эмоциональной отзывчивостью на красоту окружающего мира и произведения искусства.
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Цель проведения диагностики:
- Выявить уровень художественного развития детей;
- Выявить возможности свободного выбора ребёнком вида и характера деятельности, материалов, замысла, способов изображения.
Методы и приёмы диагностики
- Наблюдение;
- Беседа;
- Игровые приемы;
- Анализ детских работ.
При общении с детьми необходимо использовать демократичный стиль общения, который позволяет создать оптимальные условия для формирования положительного эмоционального микроклимата в группе.
Необходимо применять мягкие формы руководства: совет, предложение, просьба, опосредованное требование.
Во время выполнения работы детьми, необходимо учитывать их настроение, активность, умение пользоваться материалами и инструментами, умение применять полученные ранее знания и навыки работы в нетрадиционных техниках рисования.
Обследование необходимо проводить по направлениям:
- Цветовое восприятие: ребёнок видит яркость и нарядность цвета и его оттенков;
- Рисование предметное: ребёнок изображает предметы путём создания отчётливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, использования знакомых материалов и инструментов;
- Рисование сюжетное: ребёнок передаёт несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов, используя знакомые нетрадиционные техники;
- Рисование декоративное: ребёнок украшает силуэт игрушек с помощью знакомых нетрадиционных техник.
Методика проведения:
- Оборудуется место для подгруппового занятия с детьми;
- На столе размещаются различные материалы и инструменты для свободного выбора их детьми;
- Предложить детям назвать всё, что они видят, рассказать, как можно пользоваться, и выбрать, что они будут использовать в работе для реализации своего замысла;
- По ходу фиксируется: выбор ребёнка, внешние проявления его реакции на ситуацию, последовательность развития замысла, сочетание видов техник, комментарии по ходу действий, игровое и речевое развитие художественного образа.
СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ
Уровни овладения навыками и умениями в рисовании с использованием нетрадиционных техник:
Низкий (1 балл)
- интерес к восприятию особенностей предметов неустойчив, слабо выражен
- эмоциональный отклик возникает только при активном побуждении взрослого
- ребёнок видит общие признаки предметов, их некоторые характерные особенности
- узнаёт и радуется знакомым образам в рисунке
- основным свойством при узнавании является форма, а уже затем – цвет
- ребёнок рисует только при активной помощи взрослого
- знает изобразительные материалы и инструменты, но не хватает умения пользоваться ими
- не достаточно освоены технические навыки и умения
Средний (2 балла)
- у ребёнка есть интерес к восприятию эстетического в окружающем
- он выделяет основные признаки объектов, сезонные изменения, внешние признаки эмоциональных состояний
- знает способы изображения некоторых предметов и явлений
- правильно пользуется материалами и инструментами
- владеет простыми нетрадиционными техниками с частичной помощью взрослого
- проявляет интерес к освоению новых техник
- проявляет самостоятельность
Высокий (3 балла)
- ребёнок видит средства выразительности: яркость и нарядность цвета, некоторые его оттенки
- быстро усваивает приёмы работы в новых нетрадиционных техниках
- владеет основными изобразительными и техническими навыками рисования
- передаёт в рисунках некоторое сходство с реальным объектом
- обогащает образ выразительными деталями, цветом, используя знания о нетрадиционных техниках
- умеет создать яркий нарядный узор
- может самостоятельно выбрать тему рисования и получить результат, пользуясь нетрадиционными техниками
- может объективно оценивать свою и чужую работу(для детей старшего дошкольного возраста)
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ООД
Старший дошкольный возраст.
№ | Тема | Техника | Программное содержание |
1 | «Весёлая красочка» | «Отмывка» или тонирование одним цветом. | Познакомить со свойствами различных худ материалов; вызвать у детей интерес к изобразит искусству; научить отдельным приемам работы кистью. |
2 | Осенние деревья | Рисунки из ладошек | Познакомить с техникой рисования с помощью руки. Развивать пространственное мышление. |
3, 4 | Бабочки | Монотипия | Познакомить детей с техникой монотипии. Познакомить детей с симметрией (на примере бабочки). Развивать пространственное мышление. |
5 | Осеннее разноцветье | Печатание листьями | Учить детей отражать в рисунке осенние впечатления. Учить по-разному изображать деревья, траву, листья. |
6 | Дерево | Соляные пятна -Акварель +соль | Познакомить детей дошкольного возраста с техникой рисования с помощью соли и акварельных красок. Развивать чувство композиции, ритма, творчество, воображение. |
7,8 | Краски осени | Рисование ватными палочками | Совершенствовать умения и навыки, необходимые для работы в нетрадиционных техниках. Развивать чувство композиции, ритма, творчество, воображение. |
9,10 | Волшебные кристаллы | Рисование пищевой плёнкой (витраж) Акварель + целлофановый пакет. | Формировать умения рисовать с помощью акварели и целлофанового пакета с эффектом кристаллов. Развивать творческую активность и воображение. |
11 | Расписная тарелочка | Рисование пальчиками | Формировать умения следовать устным инструкциям. Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер. |
12,13 | Пудель | Скатывание бумажных салфеток | Упражнять в работе с бумагой и клеем, ориентироваться на листе. Совершенствовать в данной технике умения. |
14,15 | Звезды и луна | Торцевание | Познакомить детей дошкольного возраста с нетрадиционной техникой рисования. Упражнять в работе с бумагой и клеем, ориентироваться на листе. Развивать чувство композиции, ритма, творчество, воображение. |
16 | Первые снежинки | Рисование манной крупой | Развивать чувство композиции, ритма, творчество, воображение. |
17,18 | Витражная роспись | Рисование восковыми мелками и акварелью | Развивать творчество и воображение ребёнка, мелкую моторику. Закрепить навыки правильной и аккуратной штриховки. |
19 | Снежинка | Контурное торцевание | Развивать чувство композиции, ритма, творчество, воображение. Совершенствовать в данной технике умения. |
20 | Украшаем валенок Деда Мороза | Торцевание | Упражнять в работе с бумагой и клеем, ориентироваться на листе. Развивать чувство композиции, ритма, творчество, воображение. |
21,22 | В лесу родилась елочка | Рисование восковыми мелками и акварелью | Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве. |
23, 24 | Сувенир из солёного теста | Тестопластика | Знакомство с солёным тестом. Развивать у детей способность работать с солёным тестом, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер. |
25 | Мороженое | Рисование мыльными пузырями | Познакомить детей дошкольного возраста с нетрадиционной техникой рисования. Совершенствовать умения и навыки, необходимые для работы в нетрадиционных техниках. |
26,27 | Подводный мир | Рисование мыльными пузырями | Развивать чувство композиции, ритма, творчество, воображение. |
28 | Веселый жираф | Рисование ладошкой | Вызвать интерес к собственной руке; совершенствовать технику печатания ладошками. Развивать воображение, цветовосприятие. |
29 | Зимние пейзажи | Рисование манной крупой | Развивать чувство композиции, ритма, творчество, воображение. |
30,31 | Любимый узор | Оттиск печатками, поролоном, пенопластом, рисование пальчиками | Совершенствовать умение в художественных техниках печатания и рисования пальчиками. Развивать цветовое восприятие, чувство ритма. Закрепить умение составлять простые узоры (полоска, клетка). |
32 | Подарок для папы | Контурное торцевание | Совершенствовать в данной технике умения. |
33 | Незабудки | Рисование ватными палочками | Развивать чувство композиции, ритма, творчество, воображение. |
34 | Цветы | Оттиск штампом Рисование пальчиками | Продолжать учить рисовать при помощи техники оттиска. Развивать эстетическое восприятие, образные представления, воображение, умение самостоятельно придумывать сюжет. |
35 | Кошечка | Тычок жесткой полусухой кистью, оттиск скомканной бумагой, поролоном. | Совершенствовать умение детей в различных изобразительных техниках. Учить отображать в рисунке облик животных наиболее выразительно. Развивать чувство композиции |
36,37 | Половодье в лесу | Монотипия | Научить складывать лист пополам, на одной стороне рисовать пейзаж, на другой получать его отражение в озере. Половину листа протирать губкой. |
38,39 | Веточка сакуры | Кляксография. Рисование ватными палочками | Упражнять в комбинировании различных техник; развивать чувство композиции, ритма, творчество, воображение. |
40,41 | Подарок для мамочки Фоторамка из солёного теста. | Тестопластика | Совершенствовать умение в работе с солёным тестом. Развивать у детей способность работать с солёным тестом, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер. |
42 | По замыслу | Различные | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. |
43 | Цветы | Монотипия | Закрепить знание детей о симметричных и несимметричных предметах, навыки рисования гуашью |
44,45 | Цветочная полянка | Тестопластика | Совершенствовать умение в работе с солёным тестом. Развивать у детей способность работать с солёным тестом, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер. |
46,47 | Космос | Соляные пятна -Акварель +соль Соляные пятна | Совершенствовать умения и навыки в рисования с помощью соли и акварельных красок. Развивать чувство композиции, ритма, творчество, воображение. |
48 | Рисуем планету | Рисование манной крупой и акварельными красками | Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве. Развивать чувство композиции, ритма, творчество, воображение. |
49,50 | Разноцветные планеты | Тестопластика | Совершенствовать умение в работе с солёным тестом. Развивать у детей способность работать с солёным тестом, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер. |
51,52 | Весеннее дерево | Рисование пальчиками, тычками | Закрепить умения продумывать расположения рисунка на листе, обращаться к натуре в процессе рисования, соотносить размеры и веток. Совершенствовать умение использовать рисование пальчиками и тычком для повышения выразительности рисунки |
53, 54 | Чудо-цветок | Ниткография | Знакомство с новой техникой. Учить рисовать с помощью нити, дорисовывать до задуманного образа. Развивать чувство композиции, ритма, творчество, воображение. Совершенствовать в данной технике умения. |
55,56 | Панно «Земляничка» | Тестопластика | Совершенствовать умение в работе с солёным тестом. Развивать у детей способность работать с солёным тестом, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер. |
Подготовительный дошкольный возраст.
№ п/п | Тема | Техника | Программное содержание | |
1 | Луг | Акварельные краски+ восковые мелки | Содействовать наиболее выразительному отражению впечатлений о лете. | |
2,3 | Медвежонок | Оттиск «знакомая форма – новый образ» | Оттиск поролоном Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона. Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон. | |
4 | Бабочки | Монотипия | Познакомить детей с техникой монотипии. Познакомить детей с симметрией (на примере бабочки). Развивать пространственное мышление. | |
5 | Осеннее разноцветье | Печатание листьями | Учить детей отражать в рисунке осенние впечатления. Учить по-разному изображать деревья, траву, листья. | |
6,7 | Ежики на опушке. | Тычок жесткой полусухой кистью, оттиск смятой бумагой | Закрепить умение пользоваться техниками «тычок жесткой полусухой кистью», «печать смятой бумагой». Учить дополнять изображение подходящими деталями, в том числе сухими листьями. | |
8 | Рябина | Рисование пальчиками | Закрепить умение рисовать пальчиками, прием примакивания (для листьев). Развивать чувство композиции, цветовосприятие | |
9,10 | Осенний парк | Кляксография. Набрызг. | Познакомить техникой рисования «Цветные кляксы». Упражнять в комбинировании различных техник; развивать чувство композиции, ритма, творчество, воображение. | |
11,12 | Осенние листья | Тычкование | Закрепить умение вырезать листья и приклеивать их на деревья, прием тычкования. Развивать чувство композиции | |
13 | Расписная тарелочка | Рисование ватными палочками | Формировать умения следовать устным инструкциям. Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер. | |
14 | Осеннее дерево | Оттиск печатками, набрызг по трафарету, монотипия | Учить изображать предмет, используя различные нетрадиционные изобразительные техники (дерево в сентябре – монотипия, в октябре – набрызг по трафарету, в ноябре – печатание печатками). Развивать чувство композиции, совершенствовать умение работать в данных техниках | |
15 | Листопад | Тиснение | Познакомить с техникой тиснения. Учить обводить шаблоны листьев простой формы, делать тиснение на них. | |
16,17 | Витражная роспись | Рисование восковыми мелками и акварелью | Развивать творчество и воображение ребёнка, мелкую моторику. Закрепить навыки правильной и аккуратной штриховки. | |
18,19 | Первые снежинки | Рисование манной крупой | Развивать чувство композиции, ритма, творчество, воображение. | |
20,21 | Новогодняя ель | Рисование восковыми мелками и акварелью | Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве. | |
22,23 | Сувенир из солёного теста | Тестопластика | Знакомство с солёным тестом. Развивать у детей способность работать с солёным тестом, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер. | |
24 | По замыслу | Различные | Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему | |
25 | Снежок | Монотипия. Рисование пальчиками | Закрепить умение изображать снег, используя рисование пальчиками. Развивать чувство композиции | |
26 | Зимние пейзажи | Рисование манной крупой | Развивать чувство композиции, ритма, творчество, воображение. | |
27,28 | Вечер | Черно-белый граттаж | Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой черно-белого гратажа. Учить передавать настроение тихой зимнего вечера с помощью графики. Упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих | |
29 | Забавные спиральки | Спирали | Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования тушью, тонкими палочками. Упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, завиток, спираль. | |
30 | Подарок для папы | Контурное торцевание | Совершенствовать в данной технике умения. | |
31,32 | Подводное царство | Рисование ладошкой, восковые мелки + акварель | Совершенствовать умение в нетрадиционной изобразительной технике восковые мелки + акварель, отпечатки ладоней. Учить превращать отпечатки ладоней в рыб, медуз, рисовать различные водоросли, рыб разной величины. Развивать воображение, чувство композиции | |
33 | Фантазия | Набрызг, печать поролоном по трафарету | Учить создавать образ используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных техник | |
34,35 | Матрешки | Рисование пальчиками | Продолжать знакомить с семеновскими матрешками. Упражнять в рисунке несложной композиции на фартуках ранее нарисованных матрешек. Развивать цветовосприятие | |
36,37 | Полярная ночь | Различные | Учить изображать снег, лед и полярную ночь, используя гуашь различных цветов, смешивая ее прямо на бумаге. Закрепить понятие о холодных цветах. Упражнять в аккуратном закрашивании всей поверхности | |
38 | Сказочный сад | Черно-белый гроттаж, печать поролоном по трафарету | Совершенствовать умение в нетрадиционных графических техниках (черно-белый граттаж, печать поролоном по трафарету). | |
39,40 | Подарок для мамочки Фоторамка из солёного теста. | Тестопластика | Совершенствовать умение в работе с солёным тестом. Развивать у детей способность работать с солёным тестом, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер. | |
41,42 | Весеннее дерево | Рисование пальчиками, тычками | Закрепить умения продумывать расположения рисунка на листе, обращаться к натуре в процессе рисования, соотносить размеры и веток. Совершенствовать умение использовать рисование пальчиками и тычком для повышения выразительности рисунки | |
43,44 | Цветочная полянка | Тестопластика | Совершенствовать умение в работе с солёным тестом. Развивать у детей способность работать с солёным тестом, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер. | |
45,46 | Чудо-цветок | Ниткография | Знакомство с новой техникой. Учить рисовать с помощью нити, дорисовывать до задуманного образа. Развивать чувство композиции, ритма, творчество, воображение. Совершенствовать в данной технике умения. | |
47 | Разноцветные планеты | Тестопластика | Совершенствовать умение в работе с солёным тестом. Развивать у детей способность работать с солёным тестом, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер. | |
48 | Космос | Соляные пятна -Акварель +соль Соляные пятна | Совершенствовать умения и навыки в рисования с помощью соли и акварельных красок. Развивать чувство композиции, ритма, творчество, воображение. | |
49 | Пчелки | Восковой мелок+ акварель, черный маркер+ акварель | Совершенствовать умения в данных изобразительных техниках. Развивать чувство композиции | |
51 | Натюрморт | Восковые мелки + акварель | Продолжать учить составлять натюрморт определять форму, величину, цвет и расположение различных частей. Упражнять в аккуратном закрашивании мелками создании созвучного тона с помощью акварели | |
52,53 | Панно «Подсолнухи» | Тестопластика | Совершенствовать умение в работе с солёным тестом. Развивать у детей способность работать с солёным тестом, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер. | |
54 | Фантазии | Кляксография, «знакомая форма – новый образ» | Познакомить с нетрадиционной художественной техникой кляксографии. Закрепить умение работать в технике «старая форма – новое содержание». Развивать воображение | |
55,56 | Весна | Рисование пластилином - пласилинография | Познакомить с нетрадиционной художественной техникой пластилинография. Развивать у детей способность работать с пластилином на листе бумаги, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер. |
Литература:
- Алексеевская Н.А. Карандашик озорной. – М: «Лист», 1998. – 144с.
- Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К˚», 1998.– 256с.
- Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л.. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М: ТЦ «Сфера», 2000. – 80с.
- Давыдова Г.Н. Детский дизайн. Пластилинография. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008. – 80 с.
- Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М. Просвещение, 2006. – 192с.
- Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. – С.-Пб.: «Детство Пресс», 2004. – 128с.
- Казанова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М: ТЦ «Сфера», 2004 – 128с.
- Коллективное творчество дошкольников: конспекты занятий./Под ред. Грибовской А.А.– М: ТЦ «Сфера», 2005. – 192с.
- Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2005. – 63с.
- Колль М.-Э. Дошкольное творчество, пер. с англ. Бакушева Е.А. – Мн: ООО «Попурри», 2005. – 256с.
- Колль, Мери Энн Ф. Рисование. – М: ООО Издательство «АСТ»: Издательство «Астрель», 2005. – 63с.
- Колль М.-Э., Поттер Дж. Наука через скусство. – Мн: ООО «Попурри», 2005. – 144с.
- Колдина Д.Н. «Лепка и рисование с детьми 2-3 лет», М, издательство «Мозаика-Синтез», 2007г.
- Лыкова И.А. Солёное тесто в детском саду, в семье, детском саду и начальной школе. – М. : Издательский дом «Цветной мир», 2013. – 144 с.
- Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М: «Карапуз – Дидактика», 2006. – 108с.
- Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. – Москва, 2001.
- Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М: Издательство «ГНОМ и Д», 2001. – 64с.
- Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с.
- Фиона Уотт. Я умею рисовать. – М: ООО Издательство «РОСМЭН – ПРЕСС», 2003.– 96с.
- Штейнле Н.Ф. Изобразительная деятельность. – Волгоград: ИТД «Корифей». 2006. – 128с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по дополнительному образованию дошкольников кружок по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования "Волшебная кисточка"
Программа доп образования...
Рабочая программа "Радуга красок" по изодеятельности с использованием нетрадиционных техник рисования
Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать....
Образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования «Волшебная кисточка»
Образовательная программа дополнительного образованияпо художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования«Волшебная кисточка»...
Программа кружковой работы по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования «Волшебная кисточка»
Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Каждому ребёнку интересно рисовать пальчиками, делать рису...
Рабочая программа дополнительного образования для детей 3-4 лет с использованием нетрадиционных техник рисования «Волшебные краски»
Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительн...
Программа дополнительного образования по формированию изобразительной деятельности по средством нетрадиционных техник рисования «Волшебная кисточка»
Содержание 1. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка……………………&hel...
Рабочая программа кружка «Калейдоскоп» по изодеятельности с использованием нетрадиционных техник рисования для детей младшей группы
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. Рис...
- Мне нравится (1)