«Педагогическое сопровождение одаренных детей с помощью вовлечения в проектную деятельность краеведческой направленности»
методическая разработка

Бессараб Юлия Гургеновна

Данная работа подразумевает собой  педагогическое сопровождение одаренных детей с помощью вовлечения в проектную деятельность краеведческой направленности  на примере работы с детьми, обучающимися в Центре творческого развития Правобережного дома детского творчества  по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Путешествие по Санкт-Петербургу»,  имеющей социально-гуманитарную направленность.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл attestatsionnaya_rabota_bessarab_yu.g._-_kopiya.docx45.8 КБ

Предварительный просмотр:

«Педагогическое сопровождение

 одаренных детей с помощью вовлечения в проектную деятельность краеведческой направленности»

Автор:

Бессараб Юлия Гургеновна, педагог-организатор

ГБУ ДО «Правобережный дом детского творчества»

Невского района Санкт-Петербурга

 

Санкт-Петербург

2021


Оглавление

Введение                                                                                                3

Раздел I.  Теоретические основы педагогического сопровождения одаренных детей с помощью вовлечения в проектную деятельность краеведческой направленности                5

1.1. Теоретические основы понятия одаренный ребенок. Типы одаренности                 5

1.2   Исследовательская деятельность краеведческой направленности, как одно из основных направлений исследовательской работы с одаренными  детьми                6

Раздел II. Проектная деятельность краеведческой направленности, как одна из технологий работы с одаренными детьми в ЦТР                                                                7

2.1. Теоретические основы организации взаимодействия педагога и одаренных детей в процессе проектной деятельности краеведческой направленности на примере работы с обучающимися в ЦТР                                                                                7

2.2. Взаимодействие  педагога и одаренных детей в ЦТР в рамках проектной деятельности краеведческой направленности                                                                        9

Заключение                                                                                                 11

Список использованной литературы                                                                12

                                                                                


Введение

"Если человек не любит старые улицы, старые дома – значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны – он, как правило, равнодушен и к своей стране "

Д.С.Лихачев

В настоящее время в нашей стране идет активный процесс формирования российской государственности, а так как любовь к родине, народу, истории своей страны важно прививать с детства, то миссия формирования устойчивой гражданской позиции, развития чувства любви к малой Родине возложена именно на раннее развитие детей.

Огромную роль здесь играет организация краеведческой работы. Благодаря краеведению, одаренный ребенок имеет возможность глубже уяснить положения: история – это история людей; корни человека – в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного города и страны; в ходе исторического процесса из поколения в поколение передаются вечные, непреходящие ценности: трудолюбие, честность, справедливость, чувство национального достоинства, дружбы между народами, уважения к старшим поколениям, долг, милосердие.

Исследовательская деятельность краеведческой направленности – одно из основных направлений всей исследовательской работы с детьми, в процессе которой ставится цель: воспитание чувства патриотизма, формирование духовно-нравственных качеств личности на основе изучения исторического и культурного наследия родного города, национальных традиций.

Данная цель предполагает решение следующих образовательных и воспитательных задач:

 активизировать познавательную и творчески продуктивную деятельность одаренных детей;

 формировать навыки проектной и исследовательской деятельности одаренных детей;

 развивать устойчивые мотивы одаренных детей, связанных с работой над краеведческим материалом, расширение знаний, стремление выйти за рамки программы;

 активизировать участие одаренных детей во всевозможных конкурсах проектно-исследовательских работ, а также в научно-практических конференциях;

 воспитывать ценностное отношение к историческому и культурному наследию прошлых поколений.

В основе краеведения, как науки, лежит исследовательский метод, который позволяет детям войти в мир самостоятельной исследовательской работы, помогает им научиться формулировать цели, задачи исследования, планировать рабочий процесс, двигаться пошагово от намеченных задач и делать собственные выводы.

Целью краеведческого образования должен выступать диагностируемый показатель эмоционально-ценностного отношения к городу, интегративное новообразование, которое фиксирует индивидуальные достижения детей в процессе краеведческого образования. Такой целью, по нашему мнению, выступает интерес к культурному наследию Санкт-Петербурга и процессу его познания.

Среди разнообразных признаков проявления интереса наиболее общими являются:

 • эмоциональные проявления (настроение в процессе познания, отношение к предмету и процессу познания);

• действенность представлений (перенос в общение, познавательную и творческую деятельность, поведение);

 • интеллектуальная и творческая активность (стремление к результату, преодоление трудностей, самостоятельность, оригинальность);

 • индивидуальные предпочтения (явлений, предметов, видов деятельности, а также их количество и содержание).

Данная работа подразумевает собой  педагогическое сопровождение одаренных детей с помощью вовлечения в проектную деятельность краеведческой направленности  на примере работы с детьми, обучающимися в Центре творческого развития Правобережного дома детского творчества  по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Путешествие по Санкт-Петербургу»,  имеющей социально-гуманитарную направленность.

Центр творческого развития создан в 1992 году. Это было обусловлено необходимостью создания условий, при которых дети дошкольного возраста, не посещающие детские дошкольные учреждения, имели бы возможность постичь все образовательные грани предметного базового и художественно-эстетического циклов, способствующих проявлению творческих задатков, природных дарований ребенка и его одарённости. С этой целью педагогический коллектив Центра творческого развития выработал единый механизм учебно-воспитательного и организационно-творческого процесса по обучению и воспитанию детей дошкольного возраста с учетом их психофизиологических особенностей развития. Центр творческого развития дошкольников учитывает потребность детей, их родителей в образовательной сфере и ориентирован на реализацию следующих педагогических целей и задач:

 - создание системной базы образовательных знаний;

 - развитие индивидуальных творческих способностей, реализация творческого потенциала ребенка;

 - формирование общекультурных, нравственных свойств, качеств личности ребенка;

 - развитие эмоционально-волевой сферы ребенка, творческой группы, коллектива;

 - адаптация детей в условиях занятий по комплексной программе в ЦТР к условиям обучения в школе;

 - забота о психологическом комфорте и защищенности детей.

Центр творческого развития работает по комплексной программе с интегрированными занятиями. Реализация этой программы предполагает формирование базисных основ познавательной и творческой деятельности у каждого ребенка, развитие его позитивных психических и физических свойств на основе учета индивидуальных склонностей и природных дарований.

Цель исследования – обобщение теоретического и практического опыта работа с одаренными детьми, используя метод проектной деятельности краеведческой направленности

Задачи:

 - выявить теоретические основы педагогического сопровождения одаренных детей с помощью вовлечения в проектную деятельность краеведческой направленности;

 - усовершенствовать систему деятельности по организации работы с одаренными детьми в ЦТР

 - проявить диагностику исследовательской деятельности обучающихся;

 - выявить особенности интереса обучающихся ЦТР к содержанию проектной деятельности краеведческого содержания;

 - выявить особенности взаимодействия педагога и одаренных детей.

Раздел I. Теоретические основы педагогического сопровождения одаренных детей с помощью вовлечения в проектную деятельность краеведческой направленности

  1. Теоретические основы понятия одаренный ребенок. Типы одаренности

Ученые называют одаренностью генетически обусловленную исключительность. По мнению многих из них, мозг человека с его способностью к творчеству – величайший дар природы, имеющийся у каждого. И этот дар, по-другому потенциал, следует развивать. Среди современных концепций одаренности самой популярной является концепция, разработанная одним из известных специалистов в области обучения одаренных детей – Фензулли. Согласно его теории, одаренность есть сочетание трех характеристик:  интеллектуальные способности, превышающие средний уровень, креативность (творческие способности) и настойчивость (мотивация, ориентированная на определенную задачу). Кроме того, в его теоретической модели учтены знания (эрудиция) и благоприятная окружающая среда. Раскрывая суть одаренности как природного явления, эта концепция определенно указывает направления педагогической работы.

Одарённые дети обладают высоким потенциалом в какой-либо сфере деятельности. Американский психолог Джозеф Рензулли (Joseph Renzulli) считает, что одарённость лежит на стыке способностей к какому-либо делу, креативности и мотивации.

Типы одарённости

Единой классификации не существует, но чаще всего психологи выделяют пять типов одарённости:

  • Интеллектуальная одарённость характеризуется повышенной наблюдательностью, концентрацией внимания и способностью анализировать информацию. Такие дети отличаются высоким IQ, обладают сильным критическим мышлением и, как правило, преуспевают в каком-то одном предмете.
  • Академическая одарённость подразумевает отличную память. Такие дети легко усваивают школьный материал, могут обучаться самостоятельно, потому что процесс учёбы приносит им удовольствие. Как правило, они способны пройти программу нескольких классов за один учебный год.
  • Креативная одарённость может проявляться в богатой фантазии и нестандартном мышлении. Частный случай — творческая одарённость, то есть склонность детей к рисованию, танцам, музыке, стихосложению, актёрскому мастерству и другим искусствам.
  • Социальная одарённость заключается в наличии лидерских качеств, высоком уровне эмпатии, интуиции, яркой харизме. Такие дети могут непринуждённо общаться с людьми разных возрастов и часто обладают врождённым эмоциональным интеллектом — восприимчивостью к чувствам других.
  • Психомоторная одарённость предполагает опережающее возраст физическое развитие. Такие дети с ранних лет проявляют интерес к подвижным играм и спорту.

Одарённость — это результат сложного взаимодействия наследственности, воспитания и саморазвития. Наиболее характерной чертой одаренных детей, отмечаемой всеми исследователями и педагогами, является их ярко выраженная познавательная потребность, проявляющаяся в любознательности и жажде новых впечатлений, в умственных усилиях.

При воспитании одаренного ребенка необходимо, чтобы любопытство вовремя переросло в любовь к знаниям - «любознательность», а последняя - в устойчивое психическое образование - «познавательную потребность».

Развитие одарённости ребенка  возможно при реализации следующих условий:

1) своевременная диагностика возможностей ребёнка;

2) адекватное содержание обучения;

3) внедрение личностно-ориентированной и развивающей технологией;

4) психологическое и педагогическое сопровождение учащегося;

5) побудительно-интенсифицирующая деятельность учителя.

Именно поэтому следует отметить важность и актуальность участие одаренных детей в проектной деятельности.

  1. Исследовательская деятельность краеведческой направленности, как одно из основных направлений исследовательской работы с одаренными  детьми

Система деятельности по организации работы с одаренными детьми в ЦТР строится следующим образом:

1. Выявление одаренных детей.

2. Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей,  которое предполагает:

 - Составление индивидуального маршрута развития;

 - Создание комфортной развивающей среды;

 - Осуществление психолого-педагогического просвещения родителей на тему одаренности;

 - Помощь одаренным дошкольникам в самореализации их творческой направленности: индивидуальные творческие задания;

 - Организация проектной деятельности;

 - Участие в интеллектуальных играх, конкурсах исследовательских работ;

 - Контроль над развитием познавательной деятельности детей;

 - Поощрение одаренных детей;

 - Работа с родителями одаренных детей.

Методы работы: Исследовательский; Частично-поисковый; Проблемный; Проектный.

Формы работы: Классно-урочная; Консультирование; Дискуссия; Игры.

Этапы реализации программы сопровождения одаренного ребенка

  • Диагностический этап: педагогическая диагностика; психологическая диагностика; специальная диагностика (углубленная); диагностический мониторинг (анализ динамики развития ).
  • Информационный этап: подбор литературы по тематике; создание банка информации по работе с одаренными детьми; подготовка курса лекций и бесед по проблемам одаренности; просветительская работа со всеми субъектами образовательного процесса; повышение квалификации педагогов.
  • Подготовительный этап: определение функций каждого субъекта воспитательно-образовательного процесса; составление индивидуальной программы развития для каждой категории специальной одаренности; разработка рекомендаций для родителей по сопровождению развития одаренного ребенка.
  • Развивающий этап: организация и проведение индивидуальных и групповых занятий различными специалистами и педагогами,  организация различных мероприятий, формирующих развивающую среду для одаренных детей, с включением в них всех субъектов воспитательно-образовательного процесса в ЦТР

Ожидаемые результаты

  • повышение  интеллектуального  уровня ребенка;
  • творческая самореализация ребёнка;
  • формирование  системы работы с одаренными детьми.

Раздел II. Проектная деятельность краеведческой направленности, как одна из технологий работы с одаренными детьми в ЦТР

  1. Теоретические основы организации взаимодействия педагога и одаренных детей в процессе проектной деятельности краеведческой направленности на примере работы с обучающимися в ЦТР

В современной педагогической практике актуальной становится необходимость включения в содержание дошкольного образования поисковой деятельности, требующей использования знаний и умений воспитанников в новой для них ситуации, для решения возникающих проблем.

Одна из технологий, способствующей активизации поисковой деятельности дошкольников – проектная деятельность. В этимологическом словаре слово «проект» заимствовано из латыни и означает «выброшенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза». Проект (от лат. рrojectus, букв.- брошенный вперед): понимается как совокупность документов для создания какого-либо сооружения или изделия; предварительный текст какого-либо документа; а также замысел, план.

В широкий педагогический контекст проектная деятельность была введена последователем Джона Дьюи В.Х. Килпатриком, который обозначил его как от всего сердца проведенную целесообразную деятельность, производящуюся в известных общественных условиях, взятая, как типичная черта школьного обихода.

Проектная деятельность в ЦТР является одним из методов развивающего обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (анализ и постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, обработка полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе образовательного процесса, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.

Целью проектной деятельности является понимание и применение воспитанниками знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов.

В контексте представленной работы отметим одно из направлений психолого-педагогического сопровождения одаренных детей  - проектную деятельность краеведческой направленности в ЦТР 

Содержание и тематика проектов для детей старшего дошкольного возраста краеведческой направленности могут быть очень разнообразными.

В зависимости от доминирующих методов, - используемых в работе над проектом — игровых, творческих, познавательных, мы используем в работе различные варианты тем. Исходным пунктом служат детские интересы. Тематика интересов берется из ближайшего окружения дошкольника, адекватная его возрасту.

Также проектная деятельность может складываться из результатов мини-проектов, участие в которых будет складываться на основе детских предпочтений (Т.И.Бабаева, О.В.Киреева). Каждый из мини-проектов начинается с постановки проблемной задачи и заканчивается получением промежуточного результата. Промежуточные результаты обобщаются и представляются на общем мероприятии – открытом уроке-презентации продуктов проектной деятельности. По продолжительности проекты могут быть краткосрочными, мини-проекты (от 3-4 дней) и длительными (от 1 недели до 3 месяцев). Работа над проектом, определяется составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода.

Говоря об общих подходах к структурированию проекта можно выделить следующие этапы:

1) Мотивационный этап.

Цель: постановка перед детьми задач проектной деятельности и их мотивация

2) Проблемно-деятельностный этап.

Цель: стимулирование познавательной и творческой активности

3)Творческий этап.

Цель: осознание результата проектной деятельности, создание ситуации успеха для детей

Типы проектов, которые используются в практике ЦТР  и применение которых возможно при организации проектной деятельности краеведческого содержания.

Современная классификация проектов предполагает выделение их по типам некоторым основаниям. По доминированию деятельности детей проекты могут быть: исследовательские, творческие, ролевые, информационно-практико-ориентированные.

В работе с обучающимися ЦТР мы используем исследовательские и творческие типы проектов.

Исследовательские проекты требуют хорошо продуманной структуры, полностью подчинены логике исследований, предполагают выдвижение предположений решения обозначенной проблемы, разработку путей ее решения, в том числе экспериментальных, опытных. Дети экспериментируют, проводят опыты, обсуждают полученные результаты, делают выводы, оформляют результаты исследования в виде газет, репортажей, видео зарисовок.

Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, она только намечается и далее развивается, подчиняясь конкретному результату, который может быть оформлен как сценарий, праздник, альбом. Презентация проходить в форме праздника, устного журнала.

При организации проектной деятельности педагог соблюдает следующие условия:

• Создает необходимые условия для успешного выполнения проектов;

• Ведет  подготовку детей к выполнению проектов (проведение специальной ориентации для того, чтобы у воспитанников было время для выбора темы проекта, на этом этапе можно привлекать детей имеющих опыт проектной деятельности);

• Обеспечивает руководство проектом со своей стороны - обсуждение выбранной темы, плана работы.

  1. Взаимодействие  педагога и одаренных детей в ЦТР в рамках проектной деятельности краеведческой направленности.

Начальным этапам данного вопроса является диагностика исследовательской деятельности обучающихся, с целью изучить особенности исследовательской активности и интереса обучающихся ЦТР к содержанию проектной деятельности краеведческого содержания и особенности взаимодействия педагога и одаренных детей.

Диагностика представляет собой выявление исследовательской активности детей в двух аспектах: как вопросительно-исследовательская активность и как исследование поведения обучающихся ЦТР в проблемных ситуациях краеведческого характера.

Задания первого этапа направлено на изучение вопросительно-исследовательской активности детей на краеведческом материале. С целью выявления вопросительно-исследовательской активности обучающихся ЦТР к Санкт-Петербургу используется метод фиксаций и анализа детских вопросов о городе в проблемно-игровой ситуации «Узнавайка?».

Узнавайка:

1. Тема - "Большой Эрмитаж".  На втором этаже Большого Эрмитажа, в галере окнами, выходящей на Зимнюю канавку, расположены Лоджии Рафаэля. На потолке и на стенах - копии фресок из знаменитых Станц Рафаэля в Ватикане. Можешь сравнить оригинальные фрески и копии?

2. Тема - "Исаакиевский собор". Найди фигуру Огюста Монферрана на западном фронте собора. Барельеф на фронтоне называется "Встреча Исаакия Долматского с императором Феодосием". Если тебе интересно, почитай про него.

3. Тема - "Кое-что о мостах". Пройдись по Желтому мосту. Попробуй догадаться почему мост переименовали в Певческий?

С целью выявить избирательную направленность интереса детей к краеведческому содержанию проектной деятельности предъявляется стимульный материал: открытки с темами проектной деятельности - изображением фонарей, решеток, мостов, скульптур, окон, оград, чтобы впоследствии сделать "Ступенечки интереса". На самую главную (высокую) ступенечку предлагается положить то, о чем ребенку хотелось бы узнать больше всего в Санкт-Петербурге. На ступеньку пониже следует положить то, о чем бы ребенок хотел еще узнать в нашем городе. Затем ребятам задаются вопросы: Что ты положишь на самую нижнюю ступеньку? Почему ты выбрал именно эти открытки?

Затем проводится анализ особенности предпочтений детей, выявляются особенности взаимодействия педагога и детей в проектной деятельности.

Критерии оценки:

 • Наличие умения ставить проблемные вопросы, создавать проблемные ситуации.

 • Способность вести диалог по содержанию совместной деятельности.

 • Наличие умения учитывать интересы детей или заинтересовать их проблемой.

• Способность направлять поисковую деятельность детей, самостоятельное решение ими задачи, формулирование выводов.

Критерии оценки основаны на классификации вопросов, задаваемых ребенком:

1. Поисковые – содержат выделение и фиксацию неизвестного, формулируется поисковая гипотеза, обращены «на себя».

1.1. Продуктивные: на выяснение назначения, функции (зачем, для чего). на установление объекта (что это); на характеристику объекта-свойства, признаки, местоположение (какой, сколько, где); на установление взаимосвязей, выявление строения, структуры (почему, как, из каких частей состоит).

1.2. Идентификационные – направлены на идентификацию объекта и его характеристик, строится как вопросительное предложение: выдвижение конкретных версий по поводу объекта (это то-то) выдвижение предположений по поводу свойств и характеристик объекта (это такого цвета, формы)

2. Коммуникативные – направлены на общение с экспериментатором, установление контакта с ним.

3. Оценочные – предполагают оценку задания и собственных возможностей, обращены к себе или экспериментатору.

4. Вопросы уточнения - нацелены на восполнение недостающей информации посредством обращения к экспериментатору. По результатам задания обучающихся относят к двум типам постановки задач и поиска решения.

Следующим этапом является изучение исследовательского поведения детей в проблемных ситуациях практического характера на краеведческом материале.

Пример. Ситуация «Реставраторы». 

Исследовательская задача: выявить экспериментальным путем свойство металла - твердость.

Проблемная ситуация: во время реставрации была обнаружена красивая чугунная решетка. Для того чтобы ее открыть нужно, подобрать ключ. Есть несколько ключей из разных материалов.

Проблемная задача: Как вы думаете, какой из них откроет дверь?

Содержание: Детям показывают ключик, сделанный из бумаги, резины, линолеума, фольги и из железа. Дети выбирают.

Завершающим этапом является непосредственный переход к разработке и выполнению проекта:

- выбор предпочитаемых к исследованию тем;

 - формулировка темы проекта,

 - планирование продукта проектной деятельности,

 - презентации результатов проекта

Заключение

Поддержка, развитие и социализация одарённых детей, несомненно, становится одной из приоритетных задач образования. Процесс выявления, обучения и воспитания одарённых, талантливых детей составляет задачу совершенствования системы образования, так как обучение одаренных детей сегодня – это модель обучения всех детей завтра. Дополнительное образование предоставляет каждому ребёнку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учётом их индивидуальных склонностей

Одаренные дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; обладают доминирующей активной познавательной потребностью; испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.

Именно на этих детей общество в первую очередь возлагает надежду при решении актуальных проблем современной цивилизации, именно их интеллектуальные способности являются залогом прогресса в любой сфере жизни. Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей - это особо значимая задача обучения одаренных детей.

Исходя из вышесказанного считаю, что в процессе работы цели исследования были достигнуты, а задачи решены.

Следует отметить,  что работа с одаренными детьми, используя метод проектной деятельности, в том числе краеведческой направленности является действенным способом включения одаренных детей в процесс повышения уровня знаний и эрудиции, позволяет им соприкоснуться с изучаемым материалом, что, в свою очередь, способствует формированию патриотических и духовно-нравственных качеств.

Список используемой литературы

  1. Астахова Т.А., Карелина Т.А. Работа с одаренными детьми в учреждении дополнительного образования.  [Электронный ресурс].  Режим доступа: http://Открытый урок.рф (дата обращения 11.03.2021).
  2. Бабаева, Ю.Д. Динамическая теория одаренности // Современные концепции

одаренности и творчества / под ред. Д. Б. Богоявленской. – М.: Молодая гвардия,

1997 – С. 27

  1. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. – М., 2001
  2. Выготский Л. С. Психология развития ребенка. – М., 2006
  3. Грабовский, А.И. К вопросу о классификации видов детской одаренности //
  4. Клименко В. В. Психологические тесты таланта. – СПб., 1996
  5.  Кравченко Т.Ю.  - Путеводитель для детей. Санкт-Петербург, М,2017
  6. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Ю.Д. Бабаева, Н.С. Лейтес, Т.М. Марютина и др. - М.: Академия, 2000. - 336 с.
  7. Солнцева О.В., Е.В. Коренева-Леонтьева – Город-сказка, город-быль, СПБ, 2012
  8. Толкачева Т.Ю.  – Система работы по ознакомлению старших дошкольников с историей и культурой Санкт-Петербурга – СПб, 2018


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого – педагогическое сопровождение одаренных детей

в презентации даны: характеристика одаренности, методики диагностирования детской одаренности...

программа "Маленькие умнички" психолого-педагогического сопровождения одаренных детей

программа психолого-педагогического сопровождения одаренных детей дошкольного возраста...

Принцип индивидуализации в организации педагогического сопровождения одаренных детей

Как в современных условиях педагогу эффективно организовать образовательную деятельность,  руководствуясь, на первый взгляд, взаимоисключающими принципами: стандартизации и индивидуализации. В ст...

«Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС ДО»

В творческой презентации представлен мой актуальный  педагогический  опыт  «Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГ...

Презентация "Организация психолого-педагогического сопровождения одаренных детей"

 Материал предназначен для педагогов-психологов городского методического объединения г. Лобня для разъяснения построения модели работы с одаренными детьми. Разработана на основе анализа &q...

«Педагогическое сопровождение одаренных детей в процессе организации художественно-эстетической деятельности».

Художественно-эстетическая одаренность – это внутренне обусловленная способность человека к эстетическому познанию и освоению мира, к созданию нового продукта, способного воздействовать на духов...

Формирование патриотических чувств дошкольников посредством проектной деятельности краеведческой направленности

В статье авторы рассматривают понятие «детское проектирование», эта технология стала популярной формой организации творческой активности воспитанников. Авторы акцентируют внимание педагого...