Принцип индивидуализации в организации педагогического сопровождения одаренных детей
статья на тему
Как в современных условиях педагогу эффективно организовать образовательную деятельность, руководствуясь, на первый взгляд, взаимоисключающими принципами: стандартизации и индивидуализации. В статье рассматривается понятие "индивидуализация", представляется опыт педагога по организации работы с одаренными детьми. Предлагаются методы и методики, помогающие воспитателю выявить предпосылки к саморазвитию личности ребенка, предлагается форма "Индивидуального маршрута сопровождения воспитанника".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statyaodarennyyrebenok2.doc | 215 КБ |
Предварительный просмотр:
Принцип индивидуализации в организации педагогического сопровождения одаренных детей
В вопросе развития дошкольников педагог руководствуется, на первый взгляд, взаимоисключающими принципами: стандартизации и индивидуализации.
Однако Федеральные Государственные Образовательные Стандарты не ограничивают педагогических работников в выборе форм организации образовательного процесса.
Что более всего вызывает интерес ребенка? То, что приносит ему успех, повышает его самооценку. Выявив интерес воспитанника, я постаралась создать для него такую среду, в которой этот ребенок получает содержание, которое способствует его развитию. Представим схематично образовательный процесс при реализации принципа стандартизации: (схема 1). Все воспитанники должны получить определенный набор знаний, навыков, умений, который предлагает педагог (стандартное содержание)
схема 1
Иначе выглядит взаимодействие при индивидуализации (схема 2). Каждый воспитанник получает содержание, которое базируется на его субъективности, личной заинтересованности, познавательной активности.
схема 2
Важным для педагога в данной ситуации становится - проявить внимательность и наблюдательность, чтобы заметить и развить в детях их познавательную активность.
В арсенале педагога ДОУ много методов и методик, помогающих ему выявить предпосылки к саморазвитию личности ребенка.
Наблюдение за воспитанниками в процессе совместной деятельности и при их самостоятельной занятости позволило мне выявить определенный круг детей, которые в равных условиях проявляли более высокий темп, легкость усвоения и быстроту продвижения в освоении того или иного вида деятельности, что является существенным показателем значительности способностей (одаренности). Особенно значимым является то, что данные дошкольники проявляют личное стремление к интересным для них видам деятельности. В процессе освоения дети не только овладевают новыми знаниями, навыками и умениями, у них развиваются и закрепляются психические процессы, которые становятся доступными переносу с одного материала на другой и закрепляются в индивиде.
Помимо метода наблюдения, для выявления одаренности дошкольников мною активно используются опросники для педагогов и родителей, в том числе "Опросник для выявления (экспертной оценки) одаренных детей А.А. Лосевой", "Опросник креативности Дж. Рензулли в адаптации Е.Е. Туник" и методика «Карта одаренности», разработанная А.И. Савенковым. На основании полученных экспертных данных составлены «профили одаренности», что дает наглядное представление о том, в каком направлении следует вести дальнейшую развивающую работу с ребенком. Пример "профиля одаренности" одного из воспитанников представлен в таблице № 1
Таблица 1
"Профиль одаренности" воспитанника группы "Лесная сказка" МКДОУ № 7 "Брусничка" __________
(составлен на основе методики "Карта одаренности" А.И. Савенкова)
| 8 |
| 13 |
| 11 |
| 12 |
| 3 |
| 6 |
| 12 |
| 10 |
| 14 |
| 14 |
Организация дальнейшей работы по повышению качества психолого-педагогического сопровождения одаренных детей видится в следующем:
1. Обучение воспитателей, психологов и родителей (курсовая подготовка, проведение семинаров и мастер-классов, самоподготовка).
2. Составление "карт одаренности", "индивидуальных маршрутов сопровождения одаренных детей" и организация работы в соответствии с "маршрутами". Пример "маршрута" представлен в таблице № 2.
3. Проведение промежуточных и итоговых обсуждений результатов работы (мини-педсоветы, итоговые педсоветы).
Таблица 2
Индивидуальный маршрут сопровождения воспитанника группы "Лесная сказка" МКДОУ № 7 "Брусничка" __________
Направления ИППС* | Диагностическое | Развивающее | Консультационно- просветительское, психопрофилактическое | Мотивационное |
Участники | ||||
воспитанники | Отражаются мероприятия, направленные на развитие значительных способностей воспитанников, в соответствии с составленными "профилями одаренности". В строках "педагоги" и "родители" перечисляются виды деятельности, повышающие роль указанных участников в вопросе ИРЛ (индивидуального развития личности) | |||
педагоги | ||||
родители |
*ИППС- индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение
Форма индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) утверждается локальным нормативным документом. Особое внимание следует обратить на то, что ИОМ является документом общего доступа. Следовательно, не предполагает внесение в него информации, подпадающей под действие Закона о защите персональных данных.
Для осуществления образовательного процесса с одаренными детьми мною использовались, в том числе, материалы Всероссийского турнира «ПОНИ – готовься к школе!».
Критерием эффективности совместной работы по выявлению и поддержке одаренных детей, на мой взгляд, является удовлетворенность детей своей деятельностью, повышение уровня индивидуальных достижений детей: доля участников районных, областных, региональных, всероссийских, международных фестивалей и конкурсов и доля победителей районных, областных, региональных, всероссийских, международных фестивалей и конкурсов, что отражается в персональных портфолио воспитанников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого – педагогическое сопровождение одаренных детей
в презентации даны: характеристика одаренности, методики диагностирования детской одаренности...
программа "Маленькие умнички" психолого-педагогического сопровождения одаренных детей
программа психолого-педагогического сопровождения одаренных детей дошкольного возраста...
«Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС ДО»
В творческой презентации представлен мой актуальный педагогический опыт «Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГ...
Презентация "Организация психолого-педагогического сопровождения одаренных детей"
Материал предназначен для педагогов-психологов городского методического объединения г. Лобня для разъяснения построения модели работы с одаренными детьми. Разработана на основе анализа &q...
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯ ДОШКОЛОНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.
Проведен практический анализ психолого-педагогического развития детской одаренности в дошкольном образовательном учреждении. Показана стратегия и работа по созданию социально-психологических условий д...
«Педагогическое сопровождение одаренных детей в процессе организации художественно-эстетической деятельности».
Художественно-эстетическая одаренность – это внутренне обусловленная способность человека к эстетическому познанию и освоению мира, к созданию нового продукта, способного воздействовать на духов...
Педагогическое сопровождение одаренных детей в дошкольной образовательной организации
Педагогическое сопровождение одаренных детей в дошкольной образовательной организации...