Дополнительная дошкольная образовательная программа по изобразительному искусству с использованием нетрадиционных техник для детей 4-5 лет
рабочая программа по рисованию (средняя группа) на тему

Обучение приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dop._programma_po_izo_dlya_4-5_let.docx52.73 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию Администрации городского округа Подольск

Муниципальное  дошкольное образовательное учреждение

Центра развития ребёнка- детский сад № 51 «Солнышко»

«Юный художник»

Дополнительная дошкольная образовательная программа

по изобразительному искусству

с использованием нетрадиционных техник

для детей 4-5 лет  на 2018-2019 год

Составил:

Сафонова Юлия Вячеславовна

Г.о. Подольск

2018

Пояснительная записка.

В дошкольном возрасте у детей закладываются основы всестороннего, гармоничного развития, фундамент творческих начал. Занятия изобразительной деятельностью способствуют активному освоению окружающего мира посредствам изобразительного искусства как наиболее доступного в дошкольном возрасте виде творчества, важной чертой которого является неотделимость эмоций от процесса восприятия, мышления и воображения. Художественное творчество в дошкольном возрасте непосредственно влияет на формирование позитивного отношения к действительности, а системные занятия способствуют всестороннему развитию (эстетическому, интеллектуальному, трудовому, физическому) и помогают в подготовке к школе. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует у себя способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета, а также специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки. К концу 3-го года жизни ребенок усваивает основные понятия о цвете, величине, форме; учится сравнивать реальные предметы с их изображением на картинке, рассматривает пейзажи. Маленькому ребенку легче выразить свои впечатления с помощью изо деятельности. Он передает образы предметов с помощью цветной бумаги, красок. Эти материалы должны быть у ребенка всегда под рукой. Но этого недостаточно. Нужно развивать творческие способности малыша, учить вырезать из цветной бумаги, знакомить с разнообразными техниками рисования.

Сначала ребенку интересен сам процесс рисования, но постепенно его начинает интересовать качество рисунка. Он стремится как можно натуральнее изобразить предмет, а после занятия полюбоваться им, рассказать, какой цвет он выбрал и почему, что может делать этот предмет, какой у него получился рисунок.

Применяя нетрадиционные приѐмы в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и активности прежде всего, они очень привлекательны для работы. В них используются необычные сочетания материалов и инструментов, несомненным, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология выполнения интересна и доступна детям.

Используемые методы  позволяют тренировать руку ребенка к письму, позволяют изучить многоцветное изображение предметов, формируют эмоционально-положительное отношение к процессу рисования, способствуют развитию воображения, восприятия и познавательных способностей.

Предложенная программа является вариативной, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержаний и форм занятий, времени прохождения материала.

Актуальность.

Нетрадиционные техники рисования – важнейшее дело эстетического воспитания, это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует всё: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать.

Основная цель программы.

Развивать художественные, языковые, интеллектуальные способности в процессе комментированного рисования, развитие творческих способностей и положительно- эмоционального восприятия окружающего мира.

обучающая: 

  • учить детей осваивать коммуникативные, языковые, интеллектуальные и художественные способности в процессе рисования;

развивающая: 

  • развивать творческую активность, мышцы кистей рук, стремиться к самоутверждению;

воспитательная: 

  • формировать положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира,
  • воспитывать художественный вкус, интерес к изобразительному искусству;
  • заинтересовать детей различными изобразительными материалами и возможностью действовать с ними;
  • побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них эмоционально значимо;
  • создавать условия для освоения цветовой палитры.

Задачи.

  • обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов;
  • знакомить детей с изобразительным искусством разных видов и жанров, учить понимать выразительные средства искусства;
  • учить детей видеть и понимать прекрасное в жизни и искусстве, радоваться красоте природы, произведений классического искусства, окружающих предметов;
  • подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности;
  • формировать умение оценивать созданные изображения;
  • развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций;
  • обращать внимание детей на выразительные средства, учить замечать сочетание цветов;
  • развивать творческие способности детей;
  • воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности;
  • воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.

Техника рисования.

В ходе  реализации программы, дети знакомятся со следующими техниками рисования:

  • пальчиковая живопись;
  • монотипия;
  • рисование свечой, пастельными и восковыми мелками;
  • рисование по мокрой бумаге;
  • рисование мятой бумагой (по мятой бумаге);
  • рисование путем разбрызгивание краски;
  • рисование по трафарету;
  • рисование поролоном;
  • рисование солью;
  • оттиски штампов различных видов;
  • точечный рисунок;
  • граттаж;
  • кляксография (выдувание трубочкой, рисование от пятна);
  • рисование жесткой кистью (тычок);
  • лепка;
  • аппликация.

Правильные технические навыки и умения у детей формируются постепенно, от занятия к занятию. В результате продуманного процесса обучения рисованию дети овладевают правильными способами не в ходе сухих упражнений, а решая интересные для себя разнообразные изобразительные задачи.

Содержание программы.

Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить. 

Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая  деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное- самовыражаться.

Нетрадиционные техники рисования - это настоящее пламя творчества, это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.

Данная программа познакомит детей с такими понятиями, как:

  • предметное рисование;
  • основы цветоведения;
  • сюжетное рисование;
  • основы композиции;
  • декоративное рисование;
  • портрет, изображение людей.

Структура занятий:

  • Мотивация детей

С учётом возрастных особенностей дошкольников доминирует сказочно- игровая форма преподнесения материала. Сказочное повествование, игровые ситуации, элементы пантомимы, игры- путешествия, дидактические игры, погружение ребёнка то в ситуацию слушателя, то в ситуацию актёра, собеседника придают занятиям динамичность, интригующую загадочность. Педагог может выступать в роли Художницы, прекрасной Волшебницы, которая творит видимый человеком мир по законам красоты и гармонии.

  • Пальчиковая гимнастика

Известно, что отсутствие элементарных изобразительных навыков затрудняет проявление художественного творчества. Одним из эффективных способов решения данной проблемы является проведение специальной пальчиковой гимнастики перед началом творческого процесса с использованием художественных текстов. Разминка суставов кисти и пальчиков способствует подготовке неокрепших рук к движениям, необходимым в художественном творчестве. Позволяет детям уверенно обрабатывать различные материалы (бумагу, пластилин, глину), без усилий использовать инструменты.

  • Художественно-изобразительная деятельность

 Связана с содержанием конкретного занятия и включает задания, связанные с использованием выразительных возможностей материалов, техник исполнения. Предусматривает использование синтеза видов искусств и художественных видов деятельности. Литературные произведения помогают формированию у детей умения сравнивать, сопоставлять различное эмоционально- образное содержание произведений изобразительного искусства, настроение живой природы. Музыкальное сопровождение побуждает дошкольников через пластические этюды, импровизации передавать эмоции, чувства в практической деятельности: рисовании, лепке, аппликации, дизайн- творчестве. Ребёнок способен «превратиться» в цветок, показать как он растёт; почувствовать себя птицей, хрупкой веточкой, узнать себя в звуках и красках.

  • Презентация работ.

 Соединение индивидуальных и коллективных форм работы способствует решению творческих задач. Выставки детского изобразительного творчества, индивидуальные вернисажи, совместное обсуждение работ являются хорошим стимулом для дальнейшей деятельности.

Возраст детей.

Возраст детей, участвующих в образовательной деятельности, от 4-х до 5-ти лет (средние группы).

Форма организации детей на занятии.

 Групповая. Практические занятия, в т.ч. беседы об изобразительном искусстве, художниках, рассматривание художественных альбомов.

Выставки работ.

Посещение выставок детьми из других групп.

Работа с родителями:

Привлечение родителей к созданию условий в семье способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений, навыков, полученных детьми на кружке. Проводить просветительскую работу с родителями в форме родительских собраний, консультаций, викторин, наглядной информации, совместные выставки, презентации, анкетирование, индивидуальный подход и беседа с каждым родителем.

Организация структурной деятельности.

Программа предполагает проведение двух занятий в  неделю во второй половине дня, с подгруппой детей состоящей из 8-10 человек, продолжительностью 20мин.

Общее количество НОД в год:  72 занятия.

Педагогическая диагностика художественно – эстетических навыков детей (мониторинг) проводится два раза в год (вводный в сентябре, итоговый в мае.) 

Ожидаемый результат.

В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях каждому ребенку предоставляется возможность проявить себя, испытать радость творческого созидания. Темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала. Это должно способствовать овладению детьми знаниями, умениями и навыками в процессе рисования, выявлению и осознанию детьми своих способностей, формированию самоконтроля.

Перспективное тематическое планирование занятий

Месяц

№ занятия

Тема занятия

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

1

2

3

4

5

6

7

8

1

2

3

4

5

6

7

8

1

2

3

4

5

6

7

8

1

2

3

4

5

6

7

8

1

2

3

4

5

6

7

8

1

2

3

4

5

6

7

8

1

2

3

4

5

6

7

8

1

2

3

4

5

6

7

8

1

2

3

4

5

6

7

8

Диагностика

Цветочки в поле

продолжение

Два грибка у пенька

Корзина с виноградом

Дятел клювиком стучит

продолжение

В нашем саду листопад

Фрукты в вазе

Калина красная

Осеннее дерево

Под зонтом

Воздушные шары

Ягодка за ягодкой в компот

Дождик, град  за окном

Пушистые животные

Продолжение

Картинка в холодных тонах

Продолжение

Путешествие по радуге

Расписные солнечные лучики

Панда

Две коалы

продолжение

Мой любимый сервиз

Продолжаем декорировать

Чудо рукавички

Голубая ель

Веселый снеговик

Дед Мороз

Открытка к новому году

Продолжение

Новогодние игрушки

Зимний лес

Зайка мерзнет под кустом

Снегопад за окном

продолжение

Вьюга

Мишка спит в берлоге

Морозная ночь

Снежинки кружатся над городом

Пингвины

Морские обитатели

продолжение

Подарок папе

Продолжение

Аквариум с рыбками

Забавные осьминожки

Открытка для мамы

Продолжение

Веточка мимозы

Животные Африки

Водоплавающие птицы

У дома

Бабочки

Лошадка

Узор на игрушке

Скворец

Солнышко, которое мне светит

Цветочки на лугу

Воздушный шар

продолжение

Жучки

Носит одуванчик желтый сарафанчик

Сирень

Кувшин с клубничкой

Закат на море

продолжение

Сказочный герой

Мостик через реку

Уточка плавает в пруду

Итоговая диагностика

Программное содержание

Месяц

Тема занятия

Нетрадиционные техники

Программное содержание

сентябрь

Первичная диагностика

Рисование по замыслу

Цветочки в поле

Рисование мятой бумагой

Совершенствовать умение в данной

технике. Развивать чувство композиции.

Два грибка у пенька

Рисование кистью

Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

Корзина с виноградом

Рисование пальчиками.

Спичечными коробками.

Формировать умение компоновать изображения в ограниченном пространстве, формировать видение композиции, развивать воображение и фантазию.

Дятел клювиком стучит

Рисование кистью, аппликация

Развивать внимание, воображение. Совершенствовать умение в данной технике.

В нашем саду листопад

Отпечаток листьев.

Познакомить с техникой печатания листьев. Развивать наблюдательность, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь.

октябрь

Фрукты в вазе

Рисование кистью, пластилинография

Продолжать учить составлять натюрморт из фруктов, определять форму, величину, цвет и расположение различных частей, отображать эти признаки в рисунке. Продолжать знакомить с техникой пластилинография.

Калина красная

Рисование пальчиками,

кляксография

Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой – выдувание из трубочки на капельку кркаски. Учить рисовать на ветке ягодки (пальчиками) и листики (примакиванием). Закрепить данные навыки рисования. Развивать чувство композиции.

Осеннее дерево

Тычок жесткой кистью

Совершенствовать умение в данной технике. Развивать чувство ритма, композиции, воображение. Воспитывать аккуратность.

Под зонтом

Рисование кистью, рисование по мокрой бумаге

Развивать чувство композиции, цветовое восприятие, моторику пальцев рук. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на явления природы, аккуратность

Воздушные шары

Рисование кистью

Рисование овальных предметов: создание контурных рисунков, замыкание линии в кольцо и раскрашивание, повторяющее очертания нарисованной фигуры. Дополнение изображения карандашными рисунками (ниточки на шариках).

Ягодка за ягодкой в компот

Рисование фломастером

Создание ритмической композиции. Сочетание изобразительных техник: рисование веточек цветными карандашами и ягодок -ватными палочками.

Дождик, град за окном

Рисование ватными палочками

Изображение тучи и града ватными палочками с изменением частоты размещения пятен (пятнышки на туче близко друг к другу, град на небе -более редко, с просветами.

Пушистые животные

Оттиск поролоном

Рисование сложных по форме изображений на основе волнистых линий. Согласование пропорций фона (листа бумаги) и задуманного образа.

ноябрь

Картинка в холодных тонах

Рисование кистью

Формировать умение смешивать основные цвета и получать новые. Изображать по замыслу с учетом теплого цвета. Различать холодные и теплые цвета.

Путешествие по радуге

Рисование кистью

Создание образа сказочной радуги и цветных королевств (по выбору, развитие творческого воображения.

Расписные солнечные лучи

Разные техники рисования

Учить детей составлять узор из знакомых элементов (полосы, точки, круги).

Развивать творческое начало, эстетическое восприятие, воображение.

Панда

Рисование поролоном

Развивать чувство композиции, упражнять в комбинировании различных техник рисования

Две коалы

Аппликация, рисование кистью по трафарету

Развивать воображение, творчество. Совершенствовать умения в техниках, Вызвать интерес к рисованию, стремление

декабрь

Мой любимый сервиз

Рисование поролоном

Упражняться в печати по трафарету. Закреплять умение рисовать пальчиками. Развивать чувство композиции.

Чудо рукавички

Рисование кистью, аппликация

Отрабатывать технику закрашивания. Продолжать закреплять правильно держать кисть и набирать краску, развивать творческие способности и воображение.

Голубая ель

Оттиск поролоном, рисование пальчиками

Формировать умение рисовать ель, закрепить умение изображать елочные игрушки с помощью печаток. Воспитывать эстетическое восприятие природы.

Веселый снеговик

Пастельные мелки

Создание образа снеговика, сказочной обстановки. Развитие чувства формы и ритма, глазомера и мелкой моторики.

Дед Мороз

Рисование ладошкой

Познакомить с техникой печатанья ладошками – учить рисовать бороду Деда Мороза. Учить рисовать глаза, украшать шапочку Деда Мороза помпончиками. Развивать мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами.

Открытка к новому году

Разные техники рисования. Лепка из соленого теста.

январь

Новогодние игрушки

Рисование кистью

Учить детей изображать округлые формы и знакомые ёлочные игрушки доступными им средствами выразительности. Вызвать у детей радостное настроение в связи с приходом новогодних праздников.

Зимний лес

 Рисование на мятой бумаге

Учить эстетическому восприятию природы, средствам передачи выразительности пейзажа проявлять творчество, фантазию.

Зайка мерзнет под кустом

Рисование по трафарету

Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами; вызвать у детей желание помочь зайчику спрятаться в зимнем лесу – нарисовать для него белую шубку.

Снегопад за окном

Рисование пальчиками

Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить наносить ритмично точки на всю поверхность листа.

Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

Воспитывать интерес к природе и отображению ярких впечатлений в рисунке.

Вьюга

Рисование хаотичных узоров в технике по – мокрому.

Раскрепощение рисующей руки: свободное проведение кривых линий. Развитие чувства цвета (восприятие и создание разных оттенков синего). Выделение и обозначение голубого оттенка.

Мишка спит в берлоге

Рисование кистью

Учить детей отражать впечатления зимы; рисовать предмет, состоящий из вертикальных и наклонных линий. Дорисовывать хлопья снега путем примакивания белой краски, ворсом кисти.

Морозная ночь

Рисование пальчиками

Учить детей создавать ритмические композиции.

Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику,  внимание,  мышление,  память,  речь.

Воспитывать интерес к природе и отображению ярких представлений в рисунке.

февраль

Снежинки кружатся над городом

Техника набрызг

Формировать умение с помощью трафарета снежинок делать набрызг с помощью зубной щетки. Развивать чувство композиции. Развивать длительный плавный выдох.

Пингвины

Рисование пальцами, оттиск поролоном

Упражняться в печати по трафарету. Закреплять умение рисовать поролоном. Развивать чувство композиции.

Морские обитатели

Оттиск пенопластом

Продолжать знакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой рисования. Учить прижимать пенопласт к блюдцу с краской и наносить оттиск на бумагу.

Подарок папе

Разные техники рисования.

Аквариум с рыбками

Рисованию кистью, аппликация

Учить изображать рыбок, плавающих в разных направлениях; правильно передавать их форму, хвост, плавники. Закреплять умение рисовать кистью и красками, используя штрихи разного характера.

Забавные осьминожки

Рисование ладошками

Продолжать знакомить с техникой печатанья ладошками. Закрепить умение дополнять изображение деталями.

Развивать цветовосприятие, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами; вызвать желание сделать коллективную работу, рисовать всем вместе.

март

Открытка для мамы

Разные техники рисования.

Веточка мимозы

Ватные палочки, жесткая кисть

Формировать умение изобразить веточку мимозы более реалистично, применяя и тем самым закрепляя технику Пуантилизм (рисование точками) и рисование жесткой кистью, передавая рельефность листьев

Животные Африки

Рисование поролоном

Побуждать детей передавать в рисунке образ знакомой игрушки, закреплять умение изображать форму частей, их относительную величину, расположение, цвет.

Учить рисовать крупно.

Развивать творческое воображение.

Водоплавающие птицы

Рисование способом тычка

ознакомить с техникой рисования тычком полусухой жесткой кистью. Учить имитировать шерсть животного, используя создаваемую тычком фактуру как средство выразительности. Учить наносить рисунок по всей поверхности бумаги.

У дома

Рисование кистью

Воспитывать интерес и отображению ярких впечатлений в рисунке различными средствами. Развивать чувство композиции.

Бабочки

Монотипия

Формировать умение детей рисовать на одной половине бумаги, сворачивать лист бумаги пополам и получать отпечаток на второй половине предварительно смоченной водой.

Лошадка

Рисование ладошками

Познакомить с техникой рисования с помощью руки. Развивать пространственное мышление, воображение, фантазию.

апрель

Узор на игрушке

Рисование ватными палочками

Познакомиться с элементами росписи «Гжель». Составлять узор в круге. Развивать чувство композиции. Совершенствовать умения в техниках.

Скворец

Рисование ладошками

Учить наносить быстро краску и делать отпечатки –птицы. Развивать мелкую моторику, внимание, мышление. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способам.

Солнышко, которое мне светит

Монотипия

Формировать умение рисовать состояние погоды, совершенствовать цветовосприятие отбором оттенков. Научить складывать лист пополам, на одной стороне рисовать пейзаж, на другой получать его отражение в озере.

Цветочки на лугу

Разные техники рисования по выбору детей

Развивать чувство композиции, упражнять в комбинировании различных техник рисования.

Воздушный шар

Рисование пальчиками, аппликация, рисование мелками

Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение равномерно наносить точки на всю поверхность предмета.

Развивать мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами.

Жучки

Рисование  укварель+восковые мелки

Развивать:

- образные представления;

- воображение;

- самостоятельность и творчество.

Носит одуванчик желтый сарафанчик

Рисование поролоном, ватными палочками

Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

Воспитывать интерес к природе и отображению ярких впечатлений в рисунке.

май

Сирень

Рисование пастельными мелками

Освоение изобразительно-выразительных средств для передачи трансформации образа: рисование ветки с почками и листочками.

Кувшин с клубникой

Рисование цветным карандашом в одном тоне

Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, ритма. Воспитывать аккуратность, эмоциональную отзывчивость.

Закат на море

Рисованию солью

Развивать мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

Воспитывать интерес к рисованию.

Сказочный герой

Рисование мелками, аппликация

Учить создавать изображения предметов, состоящих из прямоугольных, квадратных, треугольных частей (скворечник, улей, конура, будка).

Мостик через реку

Рисование кистью

Закреплять интерес к изобразительной деятельности. бумаги Расширять кругозор детей через обращение к произведениям художников. Совершенствовать умение правильно держать кисть и набирать краску.

Уточка плавает в пруду

Рисование по мокрой бумаге

Закреплять умение рисовать кистью и красками, используя штрихи разного характера.

Итоговая диагностика

Рисование по замыслу

        

Список литературы

Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006.

Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2005.

Фиона Уотт. Я умею рисовать. – М: ООО Издательство «РОСМЭН – ПРЕСС», 2003.

Казанова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М: ТЦ «Сфера», 2004  

Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М: Издательство «ГНОМ и Д», 2001.  

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М: «Карапуз – Дидактика», 2006.

Лахути М. Д. Как научиться рисовать. – Москва «Росмэн», 2008.

Белошистая А. В., Жукова О. Г. Волшебные краски. 3 – 5 лет: Пособие для занятий с детьми. – М.: Аркти, 2008г.

Лыкова И.А. - Изобразительное творчество в детском саду Путешествия в тапочках, валенках, ластах, босиком, на ковре-самолёте и в машине времени. Конспекты занятий в ИЗОстудии (Занятия в ИЗОстудии) - 2008

Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – СПб.: КАРО, 2007.

Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду», М, издательство «Мозаика-Синтез», 2006г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа занятий изобразительной деятельностью с использованием нетрадиционных техник рисования для детей старшего дошкольного возраста «Юный художник» сроком реализации – 4 месяца

Дополнительная образовательная программа занятий изобразительной деятельностьюс использованием нетрадиционных техник рисования для детей старшего дошкольного возраста«Юный художник»сроком реализации –...

Дополнительная дошкольная образовательная программа по изобразительному искусству с использованием нетрадиционных техник для детей 5-7 лет

Знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании....

Дополнительная дошкольная образовательная программа по изобразительному искусству с использованием нетрадиционных техник для детей 3-4 лет

Развитие у детей художественно-творческих способностей  посредством нетрадиционных техник рисования. Формирование художественного мышления через различные способы рисования....

Дополнительная дошкольная образовательная программа по изобразительному искусству с использованием нетрадиционных техник для детей 2-3 лет

В данной программе большое внимание уделено различным техникам работы детей с красками: рисование пальцами, рисование штампом, рисование кисточкой. Система занятий построена с учётом принципов последо...

«Веселая палитра» Дополнительная дошкольная образовательная программа по изобразительному искусству с использованием нетрадиционных техник для детей 2-3 лет на 2021-2022 год

laquo;Веселая палитра»Дополнительная дошкольная образовательная программапо изобразительному искусствус использованием нетрадиционных техникдля детей 2-3 лет  на 2021-2022 год...