Дополнительная дошкольная образовательная программа по изобразительному искусству с использованием нетрадиционных техник для детей 4-5 лет
рабочая программа по рисованию (средняя группа) на тему
Обучение приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dop._programma_po_izo_dlya_4-5_let.docx | 52.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию Администрации городского округа Подольск
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Центра развития ребёнка- детский сад № 51 «Солнышко»
«Юный художник»
Дополнительная дошкольная образовательная программа
по изобразительному искусству
с использованием нетрадиционных техник
для детей 4-5 лет на 2018-2019 год
Составил:
Сафонова Юлия Вячеславовна
Г.о. Подольск
2018
Пояснительная записка.
В дошкольном возрасте у детей закладываются основы всестороннего, гармоничного развития, фундамент творческих начал. Занятия изобразительной деятельностью способствуют активному освоению окружающего мира посредствам изобразительного искусства как наиболее доступного в дошкольном возрасте виде творчества, важной чертой которого является неотделимость эмоций от процесса восприятия, мышления и воображения. Художественное творчество в дошкольном возрасте непосредственно влияет на формирование позитивного отношения к действительности, а системные занятия способствуют всестороннему развитию (эстетическому, интеллектуальному, трудовому, физическому) и помогают в подготовке к школе. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует у себя способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета, а также специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки. К концу 3-го года жизни ребенок усваивает основные понятия о цвете, величине, форме; учится сравнивать реальные предметы с их изображением на картинке, рассматривает пейзажи. Маленькому ребенку легче выразить свои впечатления с помощью изо деятельности. Он передает образы предметов с помощью цветной бумаги, красок. Эти материалы должны быть у ребенка всегда под рукой. Но этого недостаточно. Нужно развивать творческие способности малыша, учить вырезать из цветной бумаги, знакомить с разнообразными техниками рисования.
Сначала ребенку интересен сам процесс рисования, но постепенно его начинает интересовать качество рисунка. Он стремится как можно натуральнее изобразить предмет, а после занятия полюбоваться им, рассказать, какой цвет он выбрал и почему, что может делать этот предмет, какой у него получился рисунок.
Применяя нетрадиционные приѐмы в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и активности прежде всего, они очень привлекательны для работы. В них используются необычные сочетания материалов и инструментов, несомненным, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология выполнения интересна и доступна детям.
Используемые методы позволяют тренировать руку ребенка к письму, позволяют изучить многоцветное изображение предметов, формируют эмоционально-положительное отношение к процессу рисования, способствуют развитию воображения, восприятия и познавательных способностей.
Предложенная программа является вариативной, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержаний и форм занятий, времени прохождения материала.
Актуальность.
Нетрадиционные техники рисования – важнейшее дело эстетического воспитания, это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует всё: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать.
Основная цель программы.
Развивать художественные, языковые, интеллектуальные способности в процессе комментированного рисования, развитие творческих способностей и положительно- эмоционального восприятия окружающего мира.
обучающая:
- учить детей осваивать коммуникативные, языковые, интеллектуальные и художественные способности в процессе рисования;
развивающая:
- развивать творческую активность, мышцы кистей рук, стремиться к самоутверждению;
воспитательная:
- формировать положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира,
- воспитывать художественный вкус, интерес к изобразительному искусству;
- заинтересовать детей различными изобразительными материалами и возможностью действовать с ними;
- побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них эмоционально значимо;
- создавать условия для освоения цветовой палитры.
Задачи.
- обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов;
- знакомить детей с изобразительным искусством разных видов и жанров, учить понимать выразительные средства искусства;
- учить детей видеть и понимать прекрасное в жизни и искусстве, радоваться красоте природы, произведений классического искусства, окружающих предметов;
- подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности;
- формировать умение оценивать созданные изображения;
- развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций;
- обращать внимание детей на выразительные средства, учить замечать сочетание цветов;
- развивать творческие способности детей;
- воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности;
- воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.
Техника рисования.
В ходе реализации программы, дети знакомятся со следующими техниками рисования:
- пальчиковая живопись;
- монотипия;
- рисование свечой, пастельными и восковыми мелками;
- рисование по мокрой бумаге;
- рисование мятой бумагой (по мятой бумаге);
- рисование путем разбрызгивание краски;
- рисование по трафарету;
- рисование поролоном;
- рисование солью;
- оттиски штампов различных видов;
- точечный рисунок;
- граттаж;
- кляксография (выдувание трубочкой, рисование от пятна);
- рисование жесткой кистью (тычок);
- лепка;
- аппликация.
Правильные технические навыки и умения у детей формируются постепенно, от занятия к занятию. В результате продуманного процесса обучения рисованию дети овладевают правильными способами не в ходе сухих упражнений, а решая интересные для себя разнообразные изобразительные задачи.
Содержание программы.
Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить.
Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное- самовыражаться.
Нетрадиционные техники рисования - это настоящее пламя творчества, это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.
Данная программа познакомит детей с такими понятиями, как:
- предметное рисование;
- основы цветоведения;
- сюжетное рисование;
- основы композиции;
- декоративное рисование;
- портрет, изображение людей.
Структура занятий:
- Мотивация детей
С учётом возрастных особенностей дошкольников доминирует сказочно- игровая форма преподнесения материала. Сказочное повествование, игровые ситуации, элементы пантомимы, игры- путешествия, дидактические игры, погружение ребёнка то в ситуацию слушателя, то в ситуацию актёра, собеседника придают занятиям динамичность, интригующую загадочность. Педагог может выступать в роли Художницы, прекрасной Волшебницы, которая творит видимый человеком мир по законам красоты и гармонии.
- Пальчиковая гимнастика
Известно, что отсутствие элементарных изобразительных навыков затрудняет проявление художественного творчества. Одним из эффективных способов решения данной проблемы является проведение специальной пальчиковой гимнастики перед началом творческого процесса с использованием художественных текстов. Разминка суставов кисти и пальчиков способствует подготовке неокрепших рук к движениям, необходимым в художественном творчестве. Позволяет детям уверенно обрабатывать различные материалы (бумагу, пластилин, глину), без усилий использовать инструменты.
- Художественно-изобразительная деятельность
Связана с содержанием конкретного занятия и включает задания, связанные с использованием выразительных возможностей материалов, техник исполнения. Предусматривает использование синтеза видов искусств и художественных видов деятельности. Литературные произведения помогают формированию у детей умения сравнивать, сопоставлять различное эмоционально- образное содержание произведений изобразительного искусства, настроение живой природы. Музыкальное сопровождение побуждает дошкольников через пластические этюды, импровизации передавать эмоции, чувства в практической деятельности: рисовании, лепке, аппликации, дизайн- творчестве. Ребёнок способен «превратиться» в цветок, показать как он растёт; почувствовать себя птицей, хрупкой веточкой, узнать себя в звуках и красках.
- Презентация работ.
Соединение индивидуальных и коллективных форм работы способствует решению творческих задач. Выставки детского изобразительного творчества, индивидуальные вернисажи, совместное обсуждение работ являются хорошим стимулом для дальнейшей деятельности.
Возраст детей.
Возраст детей, участвующих в образовательной деятельности, от 4-х до 5-ти лет (средние группы).
Форма организации детей на занятии.
Групповая. Практические занятия, в т.ч. беседы об изобразительном искусстве, художниках, рассматривание художественных альбомов.
Выставки работ.
Посещение выставок детьми из других групп.
Работа с родителями:
Привлечение родителей к созданию условий в семье способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений, навыков, полученных детьми на кружке. Проводить просветительскую работу с родителями в форме родительских собраний, консультаций, викторин, наглядной информации, совместные выставки, презентации, анкетирование, индивидуальный подход и беседа с каждым родителем.
Организация структурной деятельности.
Программа предполагает проведение двух занятий в неделю во второй половине дня, с подгруппой детей состоящей из 8-10 человек, продолжительностью 20мин.
Общее количество НОД в год: 72 занятия.
Педагогическая диагностика художественно – эстетических навыков детей (мониторинг) проводится два раза в год (вводный в сентябре, итоговый в мае.)
Ожидаемый результат.
В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях каждому ребенку предоставляется возможность проявить себя, испытать радость творческого созидания. Темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала. Это должно способствовать овладению детьми знаниями, умениями и навыками в процессе рисования, выявлению и осознанию детьми своих способностей, формированию самоконтроля.
Перспективное тематическое планирование занятий
Месяц | № занятия | Тема занятия |
Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май | 1 2 3 4 5 6 7 8 1 2 3 4 5 6 7 8 1 2 3 4 5 6 7 8 1 2 3 4 5 6 7 8 1 2 3 4 5 6 7 8 1 2 3 4 5 6 7 8 1 2 3 4 5 6 7 8 1 2 3 4 5 6 7 8 1 2 3 4 5 6 7 8 | Диагностика Цветочки в поле продолжение Два грибка у пенька Корзина с виноградом Дятел клювиком стучит продолжение В нашем саду листопад Фрукты в вазе Калина красная Осеннее дерево Под зонтом Воздушные шары Ягодка за ягодкой в компот Дождик, град за окном Пушистые животные Продолжение Картинка в холодных тонах Продолжение Путешествие по радуге Расписные солнечные лучики Панда Две коалы продолжение Мой любимый сервиз Продолжаем декорировать Чудо рукавички Голубая ель Веселый снеговик Дед Мороз Открытка к новому году Продолжение Новогодние игрушки Зимний лес Зайка мерзнет под кустом Снегопад за окном продолжение Вьюга Мишка спит в берлоге Морозная ночь Снежинки кружатся над городом Пингвины Морские обитатели продолжение Подарок папе Продолжение Аквариум с рыбками Забавные осьминожки Открытка для мамы Продолжение Веточка мимозы Животные Африки Водоплавающие птицы У дома Бабочки Лошадка Узор на игрушке Скворец Солнышко, которое мне светит Цветочки на лугу Воздушный шар продолжение Жучки Носит одуванчик желтый сарафанчик Сирень Кувшин с клубничкой Закат на море продолжение Сказочный герой Мостик через реку Уточка плавает в пруду Итоговая диагностика |
Программное содержание
Список литературы
Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006.
Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2005.
Фиона Уотт. Я умею рисовать. – М: ООО Издательство «РОСМЭН – ПРЕСС», 2003.
Казанова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М: ТЦ «Сфера», 2004
Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М: Издательство «ГНОМ и Д», 2001.
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М: «Карапуз – Дидактика», 2006.
Лахути М. Д. Как научиться рисовать. – Москва «Росмэн», 2008.
Белошистая А. В., Жукова О. Г. Волшебные краски. 3 – 5 лет: Пособие для занятий с детьми. – М.: Аркти, 2008г.
Лыкова И.А. - Изобразительное творчество в детском саду Путешествия в тапочках, валенках, ластах, босиком, на ковре-самолёте и в машине времени. Конспекты занятий в ИЗОстудии (Занятия в ИЗОстудии) - 2008
Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – СПб.: КАРО, 2007.
Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду», М, издательство «Мозаика-Синтез», 2006г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа занятий изобразительной деятельностью с использованием нетрадиционных техник рисования для детей старшего дошкольного возраста «Юный художник» сроком реализации – 4 месяца
Дополнительная образовательная программа занятий изобразительной деятельностьюс использованием нетрадиционных техник рисования для детей старшего дошкольного возраста«Юный художник»сроком реализации –...
Дополнительная дошкольная образовательная программа по изобразительному искусству с использованием нетрадиционных техник для детей 5-7 лет
Знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании....
Дополнительная дошкольная образовательная программа по изобразительному искусству с использованием нетрадиционных техник для детей 3-4 лет
Развитие у детей художественно-творческих способностей посредством нетрадиционных техник рисования. Формирование художественного мышления через различные способы рисования....
Дополнительная дошкольная образовательная программа по изобразительному искусству с использованием нетрадиционных техник для детей 2-3 лет
В данной программе большое внимание уделено различным техникам работы детей с красками: рисование пальцами, рисование штампом, рисование кисточкой. Система занятий построена с учётом принципов последо...
«Веселая палитра» Дополнительная дошкольная образовательная программа по изобразительному искусству с использованием нетрадиционных техник для детей 2-3 лет на 2021-2022 год
laquo;Веселая палитра»Дополнительная дошкольная образовательная программапо изобразительному искусствус использованием нетрадиционных техникдля детей 2-3 лет на 2021-2022 год...