Главные вкладки
Дополнительная программа по изобразительному искусству с использованием нетрадиционных техник "Радуга красок" старшая группа
учебно-методический материал (старшая группа)
Предварительный просмотр:
«Радуга красок»
Дополнительная дошкольная образовательная программа
по изобразительному искусству
с использованием нетрадиционных техник
для детей 5-6 лет
Составила:
Артамонова Галина Владимировна
Пояснительная записка
Детский сад № 1527 г. Москвы работает по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) и предназначена для использования в дошкольных образовательных организациях для формирования основных образовательных программ (ООП). Главной задачей, стоящей перед авторами Программы, является создание програмного документа, помогающего педагогам организовать образовательно-воспитательный процесс в соответствии с требованиями ФГОС и позволяющего написать на базе Примерной программы свою ООП.
В дошкольном возрасте у детей закладываются основы всестороннего, гармоничного развития, фундамент творческих начал. Занятия изобразительной деятельностью способствуют активному освоению окружающего мира посредствам изобразительного искусства как наиболее доступного в дошкольном возрасте виде творчества, важной чертой которого является неотделимость эмоций от процесса восприятия, мышления и воображения. Художественное творчество в дошкольном возрасте непосредственно влияет на формирование позитивного отношения к действительности, а системные занятия способствуют всестороннему развитию (эстетическому, интеллектуальному, трудовому, физическому) и помогают в подготовке к школе. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует у себя способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета, а также специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.
Применяя нетрадиционные приѐмы в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и активности прежде всего, они очень привлекательны для работы. В них используются необычные сочетания материалов и инструментов, несомненным, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология выполнения интересна и доступна детям.
Актуальность
Нетрадиционные техники рисования – важнейшее дело эстетического воспитания, это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует всё: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать.
Основная цель программы
Развивать художественные, языковые, интеллектуальные способности в процессе комментированного рисования, развитие творческих способностей и положительно- эмоционального восприятия окружающего мира.
обучающая:
• учить детей осваивать коммуникативные, языковые, интеллектуальные и художественные способности в процессе рисования;
развивающая:
• развивать творческую активность, мышцы кистей рук, стремиться к самоутверждению;
воспитательная:
• формировать положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира,
• воспитывать художественный вкус, интерес к изобразительному искусству;
• заинтересовать детей различными изобразительными материалами и возможностью действовать с ними;
• побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них эмоционально значимо;
• создавать условия для освоения цветовой палитры.
Задачи
• обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов;
• знакомить детей с изобразительным искусством разных видов и жанров, учить понимать выразительные средства искусства;
• учить детей видеть и понимать прекрасное в жизни и искусстве, радоваться красоте природы, произведений классического искусства, окружающих предметов;
• подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности;
• формировать умение оценивать созданные изображения;
• развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций;
• обращать внимание детей на выразительные средства, учить замечать сочетание цветов;
• развивать творческие способности детей;
• воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности;
• воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.
Используемые методы
Для качественного развития творческой деятельности юных художников дошкольникам предоставляется возможность выбора художественной формы, художественных средств выразительности. Они приобретают опыт художественной деятельности в графике, живописи. В любом деле нужна «золотая середина». Если развивать у ребенка только фантазию или учить только копировать, не связывая эти задания с грамотным выполнением работы, значит, в конце концов, загнать ученика в тупик. Поэтому, традиционно совмещаются правила рисования с элементами фантазии.
Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе.
Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве.
Методы, которые используются в работе:
-репродуктивный (воспроизводящий);
-иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
-проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения);
-эвристический(проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения).
В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.
В период обучения происходит постепенное усложнение материала.
Широко применяются занятия по методике, мастер-классы, когда педагог вместе с обучающимися выполняет живописную работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления.
Наглядность является самым прямым путём обучения в любой области, а особенно в изобразительном искусстве.
Возраст детей
Возраст детей, участвующих в образовательной деятельности, от 5-ти до 6-ти лет (старшая группа).
Организация структурной деятельности
Занятия проводятся один раз в неделю, в соответствии с возрастом
25 минут.
Срок реализации программы
Срок реализации программы один год. Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения: 30 часов.
Материалы:
- акварельные краски, гуашь;
- восковые и масляные мелки, свеча;
- ватные палочки;
- поролон;
- трубочки коктейльные;
- палочки или старые стержни для процарапывания;
- матерчатые салфетки;
- стаканы для воды;
- подставки под кисти;
- кисти;
- цветные карандаши
Содержание работы:
Используются нетрадиционные техники рисования.
- Тычок жесткой полусухой кистью
Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.
Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
- Рисование пальчиками
Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.
Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
- Рисование ладошкой
Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.
Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
- Скатывание бумаги
Средства выразительности: фактура, объем.
Материалы: салфетки либо цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы.
Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.
- Оттиск поролоном
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.
Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.
- Оттиск пенопластом
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки пенопласта.
Способ получения изображения: ребенок прижимает пенопласт к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и мисочка, и пенопласт.
- Оттиск смятой бумагой
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.
Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.
- Восковые мелки + акварель
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным.
- Свеча + акварель
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.
- Монотипия предметная
Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.
Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.
Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.
- Черно-белый граттаж (грунтованный лист)
Средства выразительности: линия, штрих, контраст.
Материалы: полукартон либо плотная бумага белого цвета, свеча, широкая кисть, черная тушь, жидкое мыло (примерно одна капля на столовую ложку туши) или зубной порошок, мисочки для туши, палочка с заточенными концами.
Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом либо зубной порошок, в этом случае он заливается тушью без добавок. После высыхания палочкой процарапывается рисунок.
- Кляксография с трубочкой
Средства выразительности: пятно.
Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).
Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.
- Набрызг
Средства выразительности: точка, фактура.
Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (55 см).
Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.
- Отпечатки листьев
Средства выразительности: фактура, цвет.
Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие), кисти.
Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.
- Тиснение
Средства выразительности: фактура, цвет.
Материалы: тонкая бумага, цветные карандаши, предметы с рифленой поверхностью (рифленый картон, пластмасса, монетки и т.д.), простой карандаш.
Способ получения изображения: ребенок рисует простым карандашом то, что хочет. Если нужно создать много одинаковых элементов (например, листьев), целесообразно использовать шаблон из картона. Затем под рисунок подкладывается предмет с рифленой поверхностью, рисунок раскрашивается карандашами. На следующем занятии рисунки можно вырезать и наклеить на общий лист.
- Цветной граттаж
Средства выразительности: линия, штрих, цвет.
Материалы: цветной картон или плотная бумага, предварительно раскрашенные акварелью либо фломастерами, свеча, широкая кисть, мисочки для гуаши, палочка с заточенными концами.
Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем лист закрашивается гуашью, смешанной с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Далее возможно дорисовывание недостающих деталей гуашью.
- Монотипия пейзажная
Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.
Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.
Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того, как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.
Ожидаемый результат
В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях каждому ребенку предоставляется возможность проявить себя, испытать радость творческого созидания. Темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала. Это должно способствовать овладению детьми знаниями, умениями и навыками в процессе рисования, выявлению и осознанию детьми своих способностей, формированию самоконтроля.
Учебно-тематический план
Тема | Всего | Время (мин.) | Форма аттестации | |
1 | Бабочки, которых я видел летом | 1 | 25 | просмотр |
2 | Ёжик | 1 | 25 | просмотр |
3 | Золотая берёзка | 1 | 25 | просмотр |
4 | Осенний лес | 1 | 25 | просмотр |
5 | Компот из ягод | 1 | 25 | просмотр |
6 | Кошечка | 1 | 25 | просмотр |
7 | Ромашки очаровашки | 1 | 25 | просмотр |
8 | Белый лебедь | 1 | 25 | просмотр |
9 | Петушок | 1 | 25 | просмотр |
10 | Украсим рукавичку узором | 1 | 25 | просмотр |
11 | Ёлочка | 1 | 25 | просмотр |
12 | Зимний лес | 1 | 25 | просмотр |
13 | Новогодняя ёлка | 1 | 25 | просмотр |
14 | Снежная семья | 1 | 25 | просмотр |
15 | Узоры на окнах | 1 | 25 | просмотр |
16 | Лесной сторож (филин) | 1 | 25 | просмотр |
17 | По замыслу | 1 | 25 | просмотр |
18 | Мой папа | 1 | 25 | просмотр |
19 | Подарок папе | 1 | 25 | просмотр |
20 | Букет для мамы | 1 | 25 | просмотр |
21 | Моя мама | 1 | 25 | просмотр |
22 | Тюльпаны | 1 | 25 | просмотр |
23 | Попугай | 1 | 25 | просмотр |
24 | Волшебная страна-подводное царство | 1 | 25 | просмотр |
25 | Цветущая веточка | 1 | 25 | просмотр |
26 | Звёздное небо | 1 | 25 | просмотр |
27 | Одуванчик | 1 | 25 | просмотр |
28 | Салют | 1 | 25 | просмотр |
29 | Цветущее дерево | 1 | 25 | просмотр |
30 | Берег реки | 1 | 25 | просмотр |
Перспективный план работы старшей группы (возраст 5-6 лет)
Октябрь – 1-4
Ноябрь – 5-9
Декабрь – 10-13
Январь – 14-16
Февраль – 17-19
Март – 20-23
Апрель – 24-27
Май – 28-30
- «Бабочки, которых я видел летом»
Познакомить детей с техникой «тиснение». Учить обводить шаблоны листьев простой формы, делать на них тиснение.
Оборудование: Шаблоны бабочек разной формы, прост. карандаш, цв. карандаши, материал для тиснения
- «Ёжик»
Тычок жёсткой полусухой кистью, оттиск смятой бумагой
Оборудование: Иллюстрации с изображениями ежей, губка, вилка, набор гуаши, банка для воды, кисть, салфетки.
- «Золотая берёза»
Использовать нетрадиционную технику рисования – печатание листьями. Формировать умение самостоятельно подбирать цветовую гамму красок по предложенному цвету.
Оборудование: Панно с иллюстрациями, тарелочки с гуашью разных
цветов с губками, бумага А4, мягкие кисточки, влажные салфетки.
- «Осенний лес»
Закрепить умение вырезать листья и приклеивать их на деревья, приём – тычкование.
Оборудование: Ножницы, клей, карандаш, квадраты (2*2 см) из газетной бумаги, красная, коричневая, белая бумага для грибов, листья.
- «Компот из ягод»
Рисование пальчиком. Закреплять умение закрашивать большие и
маленькие предметы, не выходя за контур
Оборудование: Альбомный лист с нарисованными на нём пустой
кастрюлей и пустой кружкой;
Кисть для рисования, красная гуашь, баночка с водой, тряпочка.
- «Кошечка»
Тычок жёсткой полусухой кистью, поролоном, мятая бумага. Помочь
детям освоить новый способ изображения, позволяющий наиболее ярко
передать изображаемый объект, характерную фактурность его
внешнего вида (объём, пушистость).
Оборудование: Лист бумаги А4 с нарисованным контуром котёнка,
гуашевые краски, жёсткая кисть для клея, поролон, влажные салфетки.
- «Ромашки – очаровашки»
Совершенствовать умение детей в данных техниках. Учить отображать облик одуванчиков наиболее выразительно, использовать необычные материалы для создания выразительного образа.
Оборудование: Лист бумаги А4, фтулка, гуашь, кисть, банка для воды, салфетки, кисть.
- «Белый лебедь»
Использовать нетрадиционную технику рисования – печатание ладошкой.
Оборудование: Лист бумаги А4, гуашь, кисть, банка для воды, салфетки, кисть.
- «Петушок»
Рисование ладошкой, рисование пальчиком. Формировать умения
рисовать петушка нетрадиционными способами.
Оборудование: Лист бумаги А4, гуашь, кисть, банка для воды, салфетки, кисть.
- «Украсим рукавичку узором»
Оттиск пробкой, картофелем рисование пальчиками. Упражнять
в технике печатания. Закрепить умение украшать предмет, нанося
рисунок по возможности равномерно на всю поверхность.
Оборудование: Лист бумаги с изображением рукавички, пробки,
цветная гуашь.
- «Ёлочка»
Пластилинография. Мозаика из пластилина. Учить отрывать от
большого куска пластилина маленькие кусочки, катать из них между
пальцами маленькие шарики, выкладывать шариками готовую форму
елочки, нарисованную на светлом картоне.
Оборудование: Рисунок с изображением елочки, пластилин.
- «Зимний лес»
Кляксография. Развивать фантазию и творчество в рисовании зимнего пейзажа; продолжать учить регулировать силу выдуваемого воздуха, дополнять изображение.
Оборудование: Черная и цветная гуашь, лист, пластмассовая ложка,
простой карандаш, гуашь, восковые мелки, принадлежности
для рисования.
- «Новогодняя ёлка»
Рисование пальчиками, акварель + восковые мелки
Оборудование: Различные вырезанные из бумаги фигуры, ёлочка, акварель, восковые мелки, гуашь в мисочках, ёлочные игрушки.
- «Снежная семья»
Рисование способом тычка. Учить рисовать снеговиков разных
размеров, закрепить приёмы изображения круглых форм в различных
сочетаниях, совершенствовать технику рисования тычком.
Оборудование: Лист, гуашь, две кисточки, маленький листочек для
проверки цвета и все принадлежности для рисования.
- «Узоры на окнах».
Раздувание капли. Развивать ассоциативное мышление, воображение.
Воспитывать желание создавать интересные оригинальные рисунки.
Оборудование: Тонированная бумага, белая бумага, гуашь.
- «Лесной сторож – филин»
Тычок мятой бумагой, ватные палочки. Учить детей создавать выразительный образ филина, используя технику тычка мятой бумагой. Развивать умение пользоваться выразительными средствами графики. Закрепить навыки работы с данными материалами.
Оборудование: Бумага формата А3, мятая бумага, чёрная гуашь, иллюстрации, эскизы.
- «По замыслу»
Совершенствовать умения и навыки детей в свободном
экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в
нетрадиционных изобразительных техниках. Закрепить умение
самостоятельно выбирать технику и тему.
Оборудование: Всё имеющееся в наличии.
- «Мой папа»
Портрет. Закреплять умение изображать лицо человека, пользуясь
различными приёмами рисования (пальчиками). Развивать чувство
композиции.
Оборудование: Лист формата А3 (плотный), мука, тюбики для жидкого
крашеного теста.
- «Подарок папе»
Вызвать желание порадовать пап и дедушек. Материал для
аппликации.
20. «Букет для мамы».
Рисование ладошками. Передача образа бутона тюльпана. Продолжить
совершенствовать технику.
Оборудование: Листы бумаги с заготовками вазы и стебля цветка,
гуашь, кисти.
- «Моя мама»
Портрет. Закреплять умение изображать лицо человека, пользуясь
различными приёмами рисования (пальчиками). Развивать чувство
композиции.
Оборудование: Лист формата А3 (плотный), мука, тюбики для жидкого
крашеного теста.
- «Тюльпаны»
Рисование ладошкой, рисование пальчиком. Формировать умения
рисовать тюльпаны нетрадиционными способами.
Оборудование: Лист бумаги А4, гуашь, кисть, банка для воды, салфетки, кисть.
- «Попугай»
Рисование ладошками. Закреплять умение рисовать ладошками,
повторение сочетание цветов.
Оборудование: Лист белой бумаги, гуашь, салфетки.
- «Волшебная страна – подводное царство».
Учить передавать образ, продолжать работу по
смешению цветов.
Оборудование: Листы бумаги круглой формы (тарелочки); гуашь.
- «Цветущая веточка».
Смешенная техника. Рисование зелени методом тычка, изображение
цветов ватными палочками.
Оборудование: Листы бумаги с изображением веток с листочками;
гуашь, кисточки, непроливайки, подставки под кисточки, салфетки;
ветка с цветами черёмухи или жасмина.
- «Звёздное небо»
Печать поролоном по трафарету; набрызг. Учить создавать образ
звездного неба, используя смешение красок, набрызг и печать по
трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с
помощью данных техник.
Оборудование: Листы бумаги для рисования, гуашь синего цвета,
кисточки, подставки под кисточки, баночки с водой, паралон.
- «Одуванчик»
Метод тычка. Закреплять умение самостоятельно рисовать методом тычка цветы, умение рисовать тонкой кисточкой листья и стебли. Расширять знания о весенних цветах.
Оборудование: Тонкая кисточка, листы бумаги, гуашь, ватные палочки.
- «Салют»
Акварель или гуашь, восковые мелки. Закрепление навыка рисования акварелью или гуашь, учить рисовать салют с помощью воскового мелка. Все принадлежности для рисования.
- «Цветущее дерево»
Смешенная техника. Рисование зелени методом тычка, изображение цветов ватными палочками.
Оборудование: Лист бумаги, гуашь, кисточки, непроливайки,
подставки под кисточки, салфетки.
- «Берег реки».
Рисование по сырому фону. Закрепить умение рисовать по сырому
фону, смешивать краски прямо на листе, развивать творчество,
фантазию.
Оборудование: Листы бумаги формата А4, гуашь синего цвета,
кисточки, подставки под кисточки, баночки с водой, салфетки.
Список литературы
1. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006.
2. Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2005.
3. Фиона Уотт. Я умею рисовать. – М: ООО Издательство «РОСМЭН – ПРЕСС», 2003.
4. Казанова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М: ТЦ «Сфера», 2004
5. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет:
6. Рисуем и познаем окружающий мир. – М: Издательство «ГНОМ и Д», 2001.
7. Работа с бумагой в нетрадиционной технике – 1, Пищикова Н.Г., М, 2006
8. Работа с бумагой в нетрадиционной технике – 2, Пищикова Н.Г., М, 2008
9. Работа с бумагой в нетрадиционной технике – 3, Пищикова Н.Г., М, 2008
10. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. М, 2008
11. Рисование с детьми 3-4 лет, Д.Н.Колдина, М, 2008
12. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М: «Карапуз – Дидактика», 2006.
13. Лахути М. Д. Как научиться рисовать. – Москва «Росмэн», 2008.
14. Белошистая А. В., Жукова О. Г. Волшебные краски. 3 – 5 лет: Пособие для занятий с детьми. – М.: Аркти, 2008г.
15. Лыкова И.А. - Изобразительное творчество в детском саду Путешествия в тапочках, валенках, ластах, босиком, на ковре-самолёте и в машине времени. Конспекты занятий в ИЗОстудии (Занятия в ИЗОстудии) - 2008
16. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – СПб.: КАРО, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная дошкольная образовательная программа по изобразительному искусству с использованием нетрадиционных техник для детей 5-7 лет
Знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании....
Дополнительная дошкольная образовательная программа по изобразительному искусству с использованием нетрадиционных техник для детей 4-5 лет
Обучение приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов....
Дополнительная дошкольная образовательная программа по изобразительному искусству с использованием нетрадиционных техник для детей 3-4 лет
Развитие у детей художественно-творческих способностей посредством нетрадиционных техник рисования. Формирование художественного мышления через различные способы рисования....
Дополнительная дошкольная образовательная программа по изобразительному искусству с использованием нетрадиционных техник для детей 2-3 лет
В данной программе большое внимание уделено различным техникам работы детей с красками: рисование пальцами, рисование штампом, рисование кисточкой. Система занятий построена с учётом принципов последо...
Программа дополнительного образования по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства "пластилинография" для детей от 3 до 5 лет "Умелые ручки" на 2020-2021 учебный год
Что включает в себя понятие пластилинография? Эта нетрадиционная техника рисования является новым направлением детского творчества, когда создается лепная объемная картина на плоскости. Необычный спос...
«Веселая палитра» Дополнительная дошкольная образовательная программа по изобразительному искусству с использованием нетрадиционных техник для детей 2-3 лет на 2021-2022 год
laquo;Веселая палитра»Дополнительная дошкольная образовательная программапо изобразительному искусствус использованием нетрадиционных техникдля детей 2-3 лет на 2021-2022 год...