Рабочая программа по Изо "Разноцветный мир глазами детей"
рабочая программа по рисованию на тему

Борисенко Надежда Васильевна

Рабочая программа "Разноцветный мир глазами детей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_izo.docx90.78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольноеобразовательноеучреждениедетский сад №1 «Сибирячок»

Принято

педагогическим советомучреждения протокол №        от        г.


Утверждаю Заведующий МБДОУ № 1

        А.С. ЧервяковаПриказ№                от        г.

Образовательная область «Художественно - эстетическое развитие»

для детей дошкольного возраста (3-7 лет)

Рабочая программа

по изобразительному искусству

дошкольников

Составитель:

Воспитатель высшей квалификационной категории

Н.В.Борисенко

Воспитатель высшей квалификационной категории

Г.В.Наумова

               г. Бердск 2017г.


Содержание

1. Целевой раздел. ……………

1.1. Пояснительная записка. ……………………………………………..        2

Цели и задачи программы……………

Принципы и подходы к формированию программы…………………

Интеграция с другими областями………………..

Возрастные особенности детей………………………….

1.2. Планируемые результаты освоения программы………

2. Содержательный раздел. …………………

2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка. …………………………………..

Вторая младшая группа………………………….

Средняя группа…………………..

Старшая группа…………………………

Подготовительная группа……………………….

Планирование НОД по изобразительной деятельности………….

2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации. Программы с учетом возрастных и  индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.

2.3. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников……….

 3. Организационный раздел

3.1 Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды……………………………………………………………………………

3.2. Материально-техническое обеспечение программы…….

Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания. ……………………………………………..

4. Приложения к программе:

 Перспективное комплексно-тематическое планирование работы по художественно- эстетическому развитию…

Вторая младшая группа………………………….

Средняя группа…………………..

Старшая группа…………………………

Подготовительная группа……………………….


1.Целевой раздел.

1.1. Пояснительная записка:

Дошкольный возраст - яркая неповторимая страница в жизни человека. Именно в этот период устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству. Работа с различными материалами позволяет детям удовлетворить свои познавательные интересы, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.

Программа разработана с учетом Федерального государственного образовательного  стандарта  дошкольного  образования  на  основе  основной  общеобразовательной программы  МБДОУ №1 «Сибирячок», примерной  общеобразовательной  программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, на основании нормативно-правовых документов  и документов, используемых в ДОУ:

Федеральный закон « Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 – ФЗ;

Постановления Правительства  РФ от 8 августа 2013 г. № 678 « Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций»;

Постановление Правительства РФ от 5 августа 2013 г. № 662 « Об осуществлении мониторинга системы образования»;

Приказа Минобрнауки  России от 17.10.2013 года № 1155 « Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

Приказа Минобрнауки России от 30. 08. 2013 № 1014 « Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».

Приказ Минкультуры РФ от 28.12.2001 N 1403 "О концепции художественного образования в Российской Федерации" 

Устав ДОУ

Для организации работы по  выполнению задач в каждом виде деятельности используем следующие парциальные программы и технологии:

  1. Программа  «Цветные ладошки» под редакцией Лыковой И.А.
  2. Программа  Швайко Г.С.

Программа «Цветные ладошки» Лыкова И.А.

Авторская программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» (ФГТ) (формирование эстетического отношения и художественно-творческое развитие в изобразительной деятельности) представляет оригинальный вариант реализации базисного содержания и специфических задач эстетического воспитания детей в изобразительной деятельности.

Программа по изобразительной деятельности в детском саду (Г. С. Швайко)

Авторская программа Г.С. Швайко представлена в трех книгах (средняя, старшая и подготовительная к школе группа). Каждая книга содержит программу и конспекты занятий по рисованию, лепке и аппликации.

Цель программы — развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста.

Общие педагогические задачи программы:

1. Развивать творческие способности детей посредством изобразительной деятельности.

2. Развивать познавательную активность детей.

3. Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.

Вся программа состоит из различных циклов занятий. Во все циклы включены задачи и перечни тематических занятий по рисованию, лепке, аппликации и дидактические игры. Каждое занятие представлено развернутым конспектом.

Программа  по художественно-эстетическому развитию составлена на основе знаний возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей дошкольного возраста. Процесс обучения изобразительной деятельности строится на взаимодействии  ребенка с педагогом и детьми. В процессе такого взаимодействия выстраиваются отношения, формируется личность человека. В изобразительной деятельности возможно успешное развитие таких качеств личности как самостоятельность, инициативность, коммуникативность, а также способность подчинять своё поведение элементарным правилам – саморегуляции, самоуправлению. Таким образом, изобразительная деятельность важна не столько для овладения умением рисовать, сколько для общего психического и личностного развития ребенка.

В программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая художественно-эстетическое и познавательное развитие ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современным научным концепциям дошкольного воспитания.

Художественно-продуктивная деятельность является по своей сути детским искусством, обусловленным способами восприятия мира и направленном на создание художественного образа, предполагает эмоционально-образное познание жизни, выступает средством освоения и выражения доступными средствами социально –культурного опыта, вызывает особое ценностное отношение к предмету или явлению, которое дает возможность создания художественного образа, выполняет осмысленную роль в процессе познания ребенком окружающего мира. Программа предусматривает возможность учета региональных, национальных, этнокультурных и других особенностей народов Российской Федерации.

Уникальность программы состоит в том, что в процессе обучения дети получают знания о простейших закономерностях строения формы, цветоведения, композиции, декоративной стилизации форм, правилах лепки, рисования, аппликации, а так же о наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте природы и человеческих чувств. В работе используются нетрадиционные техники и способы развития детского художественного творчества, самодельные инструменты из природного и бросового материала. Актуальность Программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. Программа раскрывает перед ними огромный и увлекательный мир творчества. В ней собраны разнообразные по характеру деятельности темы и разделы, позволяющие детям выбрать занятие по душе.

В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения детей к изучению народных традиций.

Отличительной особенностью Программы является использование детьми материалов, способствующих развитию мелкой моторики и одновременно позволяющих решать творческие задачи доступными для детей способом изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

Цель программы. Раскрытие перед детьми дошкольного возраста социальной роли изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Формирование у дошкольников устойчивой систематической потребности к саморазвитию и самосовершенствованию в процессе обращения со сверстниками, совместного творчества взрослого и ребенка, через различные виды изобразительной деятельности.  Ознакомление детей с различными нетрадиционными техниками и способами изобразительного искусства, а так же воспитание у детей эстетического отношения к действительности.

Задачи художественного развития дошкольников:

  1. Приобщать детей к восприятию художественных образов искусства, (в произведениях искусства) и предметов (явлений) окружающего мира как эстетических объектов.
  2. Создавать условия для полноценного творчества,  ознакомления с «языком искусства», средствами художественно-образной выразительности.
  3. Развивать художественно-творческие способности в продуктивных видах деятельности, учитывая возрастные и индивидуальные особенности  детей.
  4. Создавать условия для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.
  5. Воспитывать художественный  эстетический вкус.

Принципы и подходы к формированию программы

Программа разработана с учетом дидактических принципов развивающего обучения, возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников, ориентации на зону ближайшего развития.

Принцип систематичности и последовательности: задачи художественно-эстетического развития детей простраиваются в логике «от простого к сложному», «от близкого к далекому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому».

Принцип цикличности: содержание программы с постепенным усложнением и расширением от возраста к возрасту.

Принцип вариативности, предполагающий свободу в выборе материала для решения поставленных задач.

Принцип культуросообразности: построение эстетического содержания программы с учетом региональных культурных традиций;

Принцип сезонности: построение познавательного содержания программы с учетом природных и климатических особенностей данной местности в данный момент времени.

Принцип природосообразности: задачи художетвенно-эстетического воспитания с  учетом «природы» детей – возрастных особенностей и индивидуальных способностей.

Принцип интеграции различных видов изобразительной деятельности и других образовательных областей.

Методические принципы  (Программы И. А. Лыковой «Цветные ладошки»,

программы Г.С. Швайко «Программа. Конспекты):

Принципы по программе И.А.Лыкова

»принцип   эстетизации   предметно-развивающей среды и быта в целом;

»принцип   культурного   обогащения (амплификации) содержания изобразительной деятельности, в соответствии с особенностями познавательного развития детей разных возрастов;

» принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности;

» принцип интеграции различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности;

» принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (воспитание человека думающего, чувствующего, созидающего, рефлектирующего);

«принцип     обогащения -сенсорно-чувственного опыта;

« принцип организации тематического пространства (информационного поля) - основы для развития образных представлений;

« принцип взаимосвязи обобщённых представлений и обобщённых способов действий, направленных на создание выразительного художественного образа;

« принцип естественной радости (радости эстетического восприятия, чувствования и деяния, сохранение непосредственности эстетических реакций, эмоциональной открытости).

Программа  художественного воспитания дошкольников «Цветные ладошки» сформулированы педагогические условия, необходимые для эффективного художественного развития детей дошкольного возраста, а именно:

1) формирование эстетического отношения и художественных способностей в активной творческой деятельности детей;

2) создание развивающей среды для занятий по рисованию, лепке, аппликации, художественному труду и самостоятельного детского творчества;

3) ознакомление детей с основами изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства в среде музея и дошкольного образовательного учреждения.

Краткая характеристика особенностей воспитанников

Возрастные особенности развития детей 4-5 лет

На  пятом  году  жизни  происходят  качественные  изменения  во  всех  видах  детской  изобразительной  деятельности,  значительно совершенствуется художественно-эстетическое восприятие.

Дети  создают  интересные  образы  увиденного  в  действительности,  проявляют  творчество,  придумывая необычные предметы, животных, используя нестандартное сочетание деталей, цветов.

Совершенствование мелкой моторики позволяет детям более уверенно передавать форму, контролировать движения при проведении линий,

нажиме  на  карандаш.  Происходит  дальнейшее  развитие  художественно  –  эстетического  восприятия:  дошкольники  эмоционально

откликаются  на  выразительный  образ,  способны  выделять  некоторые  простые  средства  выразительности  (прежде  всего  цвет)  в

иллюстрациях,  живописных работах, могут осуществить выбор понравившейся картины, народной игрушки,  пояснить свой выбор.

Возрастные особенности развития детей 5-6 лет

Дошкольники  5  –  6  лет  активно  включаются  в  коллективное  творчество  и  общение  по  поводу  искусства.  Развитие  словесно  –логического мышления, а также накопление художественно  –  эстетического опыта позволяют детям освоить начальные представления о видах  и  жанрах  искусства,  устанавливать  связь  между  художественным  образом  и  средствами  выразительности,  используемыми художниками, скульпторами, формулировать эстетические  оценки и суждения, обосновывать личные представления.

К  старшему  возрасту значительно  повышается  произвольность,  планомерность,  осознанность  деятельности,  что  позволяет  детям  самостоятельно  намечать замысел,  отбирать  интересные  впечатления  для  отражения  в  работе,  стремиться  выразить  в  ней  собственные  чувства,  переживания.

Наряду  с  конструктивным способом рисования и лепки у значительной части старших дошкольников наблюдается смешанный, а также пластический   способы.  Для детей этого возраста характерны стремление к точной передаче цвета, формы изображаемых предметов, более сложное композиционное решение рисунка, аппликации, повышение качества обработки лепной работы, вырезывания деталей, детализированность рисунка.

Возрастные особенности развития детей 6-7 лет

Изобразительная  деятельность детей 6-7  лет  характеризуется  большей  самостоятельностью  в  определении  замысла  работы,  сознательным  выбором  средств  выразительности,

достаточно  развитыми  изобразительно-выразительными  и  техническими  умениями,  повышением  требовательности  дошкольников  к результату. Повышается качество детских работ, что проявляется в создании пластического изображения, построении достаточно сложных

композиций, отображении характерных и индивидуальных черт  и особенностей изображаемых предметов.  Приобретенный художественно-эстетический  опыт  позволяет  дошкольникам  глубоко  понимать художественный  образ,  представленный  в  художественном  произведении,

эстетически  оценивать  изображение,  дошкольники  начинают  проявлять  интерес  к  посещению  музеев  искусству  и  творчеству.  Понимают

ценность произведений изобразительного искусства.  

1. 2. Планируемые результаты освоения учебной рабочей Программы.

•  Ребенок проявляет устойчивый интерес к проявлениям красоты в окружающем мире и искусстве; демонстрирует бережное отношение к произведениям искусства и памятникам культуры.

•  Сформировано эстетическое отношение к изобразительной деятельности.

•  Овладел навыками и умениями изобразительного, декоративного творчества и конструктивной деятельности.

•  Сформированы образные представления о предметах окружающего мира и явлениях природы у воспитанников

и умения изображать их в собственной деятельности.

•  Поддерживает творческий интерес к изобразительной деятельности.

2. Содержательный раздел.

 2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка.

Программа рассчитана на четыре года обучения- детей 3-7 лет, предусматривает расширение и усложнение программных задач в соответствии с возрастными особенностями и возможностями ребенка-дошкольника.

Количество непосредственно-образовательной деятельности (НОД) по возрастным группам:

Год обучения

Возраст детей

Продолжительность занятий

Периодичность в неделю

Количество в год

1

Дети 3-4 лет

15 мин.

1

36

2

Дети 4-5 лет

20 мин.

2

72

3

Дети 5-6 лет

25 мин.

2

72

4

Дети 6-7 лет

30 мин.

2

72

Система образовательной деятельности предусматривает чередование одного занятия в неделю по лепке и рисованию (первый год обучения), по одному занятию по лепке и рисованию в неделю (второй, третий и четвертый год обучения). Тематическое планирование образовательной деятельности способствует эффективному системному овладению детьми представлениями, умениями и навыками. Программный материал подобран с учетом нарастания сложности  информаций и заданий. Основная форма организации образовательной деятельности – игровая, которая обеспечивает устойчивость произвольного внимания и поддержание познавательного интереса на протяжении всей деятельности, дает возможность каждому ребенку участвовать в процессе выполнения заданий.

Взаимосвязь с другими направлениями развития и образования воспитанников осуществляется через интеграцию образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие»,«Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие» предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)

Основные цели и задачи:

  1. Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства; воспитание интереса к художественно-творческой деятельности.
  2. Развитие эстетических чувств детей, художественного восприятия, образных представлений, воображения, художественно-творческих способностей.
  3. Развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.); удовлетворение потребности детей в самовыражении.
  4. Приобщение к искусству.
  5. Развитие эмоциональной восприимчивости, эмоционального отклика на литературные и музыкальные произведения, красоту окружающего мира. Произведения искусства.
  6. Приобщение детей к народному и профессиональному искусству (словесному, музыкальному, изобразительному, театральному и др.) через ознакомление с лучшими образцами отечественного и мирового  искусства; воспитание умения понимать содержание произведений искусства.
  7.  Формирование элементарных представлений о видах и жанрах искусства, средствах выразительности в различных видах искусства.
  8. Развитие интереса к различным видам изобразительной деятельности; совершенствование умений в рисовании, лепке, аппликации.
  9. Воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии произведений изобразительного искусства.
  10.  Воспитание желания и умения взаимодействовать со сверстниками при создании коллективных работ.

Задачи художественно-эстетического развития детей 3-7 лет.

1.Задачи художественно-эстетического развития 3-4 лет.

Развивать восприятие детей, формировать представления о предметах и явлениях окружающей действительности.

Отображать свои представления и впечатления об окружающем мире доступными средствами.

Сопровождать восприятие детей, формировать представления о предметах и явлениях окружающей действительности.

Отображать свои представления и впечатления об окружающем мире доступными средствами.

Сопровождать движения карандаша или кисти словами, игровыми действиями.

Продолжать рисовать карандашами и фломастерами – проводить линии и замыкать их в формы.

Продолжать знакомить детей с красками и формировать навыки рисования кистью.

Переводить детей от рисования – подражания – к творчеству.

Показать детям разнообразие пластических материалов, познакомить с их свойствами, возможностями своего воздействия на материал.

Видеть основные формы предметов, выделять их яркие и наиболее характерные признаки.

Показать детям разнообразие пластических материалов, познакомить с их свойствами, возможностями своего воздействия на материал.

Видеть основные формы предметов, выделять их яркие и наиболее характерные признаки.

Синхронизировать работу обеих рук, координировать работу глаз и рук.

Создавать простейшие формы и видоизменять их – преобразовывать в иные формы, создавая выразительные образы.

Учить лепить пальцами – соединяя детали, не прижимая, а тщательно примазывая их друг к другу, защипывать края формы; вытягивать или оттягивать пластилин.

Создавать оригинальные образы.

2. Задачи художественно-эстетического развития детей 4 -5 лет.

Поддерживать интерес детей к народному декоративно-прикладному искусству (дымковская, филимоновская, богородская игрушка, семеновская, полхов-майданская матрешка), знакомить с произведениями разных видов изобразительного искусства (живопись, книжная графика); поощрять интерес детей к изобразительной деятельности.

Расширять тематику детских работ в согласовании с содержанием раздела «Познавательное развитие»; поддерживать желание изображать знакомые бытовые и природные объекты (посуда, мебель, транспорт, овощи, фрукты, цветы, деревья, животные), а также явления природы (дождь, снегопад) и яркие события общественной жизни (праздники); учить самостоятельно находить простые сюжеты в литературе; помогать выбирать сюжет коллективной работы.

 Обращать внимание детей на образную выразительность разных объектов в искусстве, природном и бытовом окружении (вещи, созданные руками народных умельцев, архитектурные сооружения, природные ландшафты, специально оформленные помещения, мебель, посуда, одежда, игрушки, книги и т.п.); учить замечать общие очертания и отдельные детали, контур, колорит, узор; показывать, из каких деталей складываются многофигурные композиции, как по разному выглядит с разных сторон один и тот же объект.

Поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления, переживания, чувства, мысли; поддерживать личностное творческое начало.

Учить передавать характерные особенности изображаемых объектов (городской дом высокий, многоэтажный, каменный, а деревенский низкий, одноэтажный, деревянный).

Знакомить с цветовой гаммой, с вариантами композиций и разным расположением изображения на листе бумаги.

Развивать у детей способность передавать одну и ту же форму или образ в разных техниках.

Сочетать различные техники изобразительной деятельности (графика, живопись) и конструирование на одном и том же занятии, когда одни детали вырезают и наклеивают, другие лепят, третьи прорисовывают, четвертые конструируют из бумаги (например, сюжеты «Наш огород», «Наш аквариум»).

Поддерживать интерес к содержанию новых слов: «художник», «музей», «выставка», «картина», «скульптура» и пр.;

Проводить коллективные работы («Золотая осень», «Цветные зонтики), учить согласовывать свои действия с действиями других детей (под руководством взрослого).

Консультировать родителей на тему того, как организовывать дома изобразительную деятельность ребѐнка.

Проявлять уважение к художественным интересам и работам ребенка, бережно относиться к результатам его творческой деятельности.

Создавать условия для самостоятельного художественного творчества.

Создавать условия для свободного, самостоятельного, разнопланового экспериментирования с художественными материалами (бумага белая и цветная, краски, картон, ткань, глина, пластилин, тесто), инструментами (кисть, карандаши, ножницы, стека), изобразительными техниками.

В рисовании - учить детей создавать с натуры или по представлению образы и простые сюжеты, передавая основные признаки изображаемых объектов, их структуру и цвет; помогать воспринимать и более точно передавать форму объектов через обрисовывающий жест; учить координировать движения рисующей руки (широкие движения при рисовании на большом пространстве бумажного листа, мелкие – для прорисовывания деталей, ритмичные – для рисования узоров); варьировать формы, создавать многофигурные композиции при помощи цветных линий, мазков, пятен, геометрических форм.

3. Задачи художественно-эстетического развития детей 5-6 лет.

Знакомить детей с произведениями разных видов искусства (живопись, графика, народное и декоративно-прикладное искусство, архитектура) для обогащения зрительных впечатлений, формирования эстетических чувств и оценок.

Обращать внимание детей на образную выразительность разных объектов в искусстве, природном и бытовом окружении (вещи, созданные руками народных умельцев, архитектурные сооружения, природные ландшафты, специально оформленные помещения, мебель, посуда, одежда, игрушки, книги и т.п.); учить замечать общие очертания и отдельные детали, контур, колорит, узор; показывать, из каких деталей складываются многофигурные композиции, как по-разному выглядит с разных сторон один и тот же объект.

Поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления, переживания, чувства, мысли; поддерживать личностное творческое начало.

Обогащать содержание изобразительной деятельности в соответствии с задачами познавательного и социального развития детей старшего дошкольного возраста; инициировать выбор сюжетов о семье, жизни в детском саду, а также о бытовых, общественных и природных явлениях (воскресный день в семье, детский сад на прогулке, профессии близких взрослых, любимые праздники, ферма, луг, аквариум, герои и эпизоды из любимых сказок и мультфильмов).

Учить детей грамотно отбирать содержание рисунка, аппликации («населять» лес, водоѐм, пустыню соответствующими обитателями, на лугу изображать ромашки, васильки, колокольчики, а в саду – розы, астры, тюльпаны).

Поддерживать желание передавать характерные признаки объектов и явлений на основе представлений, полученных из наблюдений или в результате рассматривания репродукций, фотографий, иллюстраций в детских книгах и энциклопедиях (у золотого петушка разноцветный хвост, ярко-красный гребень и бородка); отражать в своих работах обобщенные представления о цикличности изменений в природе (пейзажи в разное время года).

Совершенствовать изобразительные умения во всех видах художественной деятельности: продолжать учить передавать форму изображаемых объектов, их характерные признаки, пропорции и взаимное размещение частей; передавать несложные движения, изменяя статичное положение тела или его частей (приподнятые крылья, поднятые или расставленные в стороны руки; согнутые в коленях ноги); при создании сюжета передавать несложные смысловые связи между объектами, стараться показать пространственные взаимоотношения между ними (рядом, сбоку, вверху, внизу).

Поддерживать стремление самостоятельно сочетать знакомые техники, помогать осваивать новые, по собственной инициативе, объединять разные способы изображения(например комбинировать силуэтную аппликацию с рисованием). Формировать представление о художественных ремеслах( роспись по дереву, гончарное дело, ткачество , ковроделие), знания о том, какими материалами и инструментами пользуются мастера.

Показывать способы экономного использования художественных материалов (например, в аппликации вырезать не из целого листа бумаги, а из детали, подходящей по величине и форме к параметрам задуманного образа). Создавать условия для свободного, самостоятельного, разнопланового экспериментирования с художественными материалами (бумага белая и цветная, краски, картон, ткань, тесто), инструментами(кисть, карандаши, ножницы изобразительными техниками.

В рисовании - совершенствовать технику гуашевыми красками(смешивать краски, чтобы получить новые цвета и оттенки; легко, уверенно пользоваться кистью - умело проводить линии в разных направлениях, в декоративном рисовании создавать элементы узора всем ворсом кисти или концом);учить рисовать акварельными красками; показать возможность цветового решения одного образа с помощью нескольких цветов или их оттенков(разные оттенки желтого при изображении осенних листьев, два-три оттенка красного цвета при изображении яблока); познакомить с приемами рисования простым карандашом, углем, цветными мелками.

4. Задачи художественно-эстетического развития детей 6-7 лет.

Продолжать знакомить детей с произведениями разных видов искусства (живопись, графика, народное и декоративно-прикладное искусство, архитектура) для обогащения зрительных впечатлений и формирования эстетического отношения к окружающему миру. Показывать детям, чем отличается одни произведения искусства от других как по тематике, так и по средствам выразительности; называть, к каким видам и жанрам изобразительного искусства они относятся, обсуждать их содержание, поощрять индивидуальные оценки детьми этих произведений; развивать воображение, формировать эстетическое отношение. Поддерживать стремление детей видеть в окружающем мире красивые предметы и явления; показывать уже знакомые и новые произведения искусства; рассказывать о замысле и творческих поисках художника при создании произведения, о том, какими художественными средствами передается настроение людей и состояние природы.

Расширять, систематизировать и детализировать содержание изобразительной деятельности детей; активизировать выбор сюжетов о семье, жизни в детском саду, а также о бытовых общественных и природных явлениях (семья, дом, город, деревня, праздники, путешествия, в т.ч. космические, весѐлые приключения, дальние страны); поощрять интерес к изображению человека (портрет, автопортрет, семейный портрет, бытовой портрет, бытовые сюжеты: «Как мы провели воскресенье», «Что мы делали на прогулке», «Где мы были летом» ; при создании пейзажей и сюжетов на тему природы поддерживать желание детей изображать животных с детѐнышами ; учить передавать своѐ представление об историческом прошлом Родины посредством изображения характерных деталей костюмов, предметов быта. Помогать детям научиться различать реальный и фантазийный (выдуманный) мир в произведениях изобразительного искусства; перенести это понимание в собственную художественную деятельность; показать возможность создания сказочных образов.

Учить ребенка самостоятельно определять замысел и сохранять его на протяжении всей работы; передавать впечатления об окружающем, отражая свои эстетические чувства и отношение; передавать доступными выразительными средствами настроение и характер образа (грустный человек или весѐлый сказочный персонаж, добрый или злой и т.д.).

Совершенствовать специфические умения во всех видах изобразительной деятельности: продолжать учить изображать объекты реального и фантазийного мира с натуры или по представлению, точно передавая строении (форму), пропорции, взаимное размещение частей, характерные признаки.

Развивать композиционные умения: размещать объекты в соответствии с особенностями их формы, величины, протяжѐнности; создавать композицию в зависимости от сюжета- располагать объекты на узком или широком пространстве земли (неба), обозначив линию горизонта; изменять форму и взаимное размещение объектов в соответствии с их сюжетными действиями ; изображать более близкие и далекие предметы, не изменяя их размеры; выделять в композиции главное - основные действующие лица, предметы, окружающую обстановку; учить планированию - эскиз, набросок. Поощрять создание образов реальной действительности, узнаваемых по форме, цвету и пропорциям, использование различных материалов (гуаши, акварели, пастели и др.) с учетом присущих им художественных свойств, выбор средств, соответствующих замыслу, экспериментирование с материалами и средствами изображения.

Создавать условия для свободного, самостоятельного, разнопланового экспериментирования с художественными материалами (бумага белая и цветная, краски, картон, ткань, глина, пластилин, тесто), инструментами (кисть, карандаши, ножницы, стека), изобразительными техниками.

В рисовании – совершенствовать технику рисования гуашевыми и акварельными красками (свободно экспериментировать, смешивая разные краски для получения задуманных цветов и оттенков); самостоятельно выбирать художественные материалы для создания выразительного образа (для  пейзажных рисунков использовать акварель или пастель, для декоративного панно- гуашь, для предварительных набросков или эскизов- уголь или простой карандаш.

В итоге освоения программы дети научатся понимать язык художников, познакомятся с их произведениями, узнают какими возможностями обладают художественные материалы, освоят такие приемы как штрих, пятно ,мазок, пальчиковая живопись ,научатся отражать прекрасное через цвет, получать множество оттенков, усвоят различия между видами изобразительного искусства - живопись, графика, скульптура, раскроют для себя различия между жанрами изобразительного искусства - портрет, пейзаж, натюрморт, получат представление о работе мастеров декоративно – прикладного искусства, познакомятся с -хохломской, гжельской .дымковской, городецкой, филимоновской и кожлянской росписью, освоят нетрадиционные техники рисования - кляксография, монотипия, пальчиковая живопись, набрызг, штампы.

2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и  индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.

Характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста.

В дошкольном детстве (от 3 до 7 лет) складывается потенциал для дальнейшего художественно-эстетического развития ребенка. Дошкольный возраст является важнейшим в развитии человека, так как он заполнен существенными физиологическими, психологическими и социальными изменениями. Это период жизни, который рассматривается в педагогике и психологии как самоценное явление со своими законами, субъективно переживается в большинстве случаев как счастливая, беззаботная, полная приключений и открытий жизнь. Дошкольное детство играет решающую роль в становлении личности, определяя ход и результаты ее развития на последующих этапах жизненного пути человека.

Характеристика возрастных особенностей развития детей дошкольного возраста необходима для правильной организации образовательного процесса, как в условиях семьи, так и в условиях дошкольного образовательного учреждения (группы):

От 3 до 4 лет

В три года или чуть раньше любимым выражением ребенка становится «я сам». Ребенок хочет стать «как взрослый», но, понятно, быть им не может. Отделение себя от взрослого – характерная черта кризиса трех лет. Интерес к продуктивной деятельности неустойчив. Замысел управляется изображением и меняется по ходу работы, происходит овладение изображением формы предметов. Работы схематичны, детали отсутствуют -трудно догадаться, что изображено ребенком. В аппликации дети учатся располагать и наклеивать готовые изображения знакомых предметов, меняя сюжеты, составлять узоры из растительных и геометрических форм, чередуя их по цвету и величине.

От 4 до 5 лет

В художественной и продуктивной деятельности дети эмоционально откликаются на художественные произведения, произведения музыкального и изобразительного искусства, в которых с помощью образных средств переданы различные эмоциональные состояния людей.

Обнаруживается разница в предпочтениях, связанных с художественно-эстетической деятельностью, у мальчиков и девочек. Важным показателем развития ребенка-дошкольника является изобразительная деятельность. К 4 годам круг изображаемых предметов довольно широк. В рисунках появляются детали. Замысел детского рисунка может меняться по ходу изображения. Дети владеют простейшими техническими умениями и навыками. Могут своевременно насыщать ворс кисти краской, промывать кисть по окончании работы, смешивать на палитре краски. Начинают использовать цвет для украшения рисунка. Могут раскатывать пластические материалы круговыми и прямыми движениями ладоней рук, соединять готовые части друг с другом, украшать вылепленные предметы, используя стеку и путем вдавливая. Конструирование начинает носить характер продуктивной деятельности: дети задумывают конструкцию и осуществляют поиск способов её исполнения. Могут изготавливать поделки из бумаги, природного материала. Начинают овладевать техникой работы с ножницами.

Составляют композиции из готовых и самостоятельно вырезанных простых форм. Изменяется композиция рисунков: от хаотичного расположения штрихов, мазков, форм дети переходят к фризовой композиции – располагают предметы ритмично в ряд, повторяя изображения по несколько раз.

От 5 до 6 лет

В продуктивной деятельности дети могут изобразить задуманное (замысел ведет за собой изображение). Развитие мелкой моторики влияет на совершенствование техники художественного творчества. Могут проводить узкие и широкие линии (концом кисти и плашмя), рисовать кольца, дуги, делать тройной мазок из одной точки, смешивать краску на палитре для получения светлых, темных тонов и новых оттенков, разбеливать основной тон

для получения более светлого оттенка, накладывать одну краску на другую. Совершенствуются и развиваются практические навыки работы с ножницами: дети могут вырезать круги из квадратов, овалы из прямоугольников, преобразовывать одни геометрические фигуры в другие: квадрат в несколько  треугольников, прямоугольник – в полоски, квадраты и маленькие прямоугольники. Создавать из нарезанных фигур изображения разных предметов или декоративные композиции.

От 6 до 7 лет

В продуктивной деятельности дети знают, что они хотят изобразить и могут целенаправленно следовать к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла, который теперь становится опережающим. Способны изображать все, что вызывает у них интерес. Созданные изображения становятся похожи на реальный предмет, узнаваемы и включают множество деталей. Это не только изображение отдельных предметов и сюжетные картинки, но и иллюстрации к сказкам, событиям. Совершенствуется и усложняется техника рисования. Дети могут передавать характерные признаки предмета: очертания формы, пропорции, цвет. В рисовании дети могут создавать цветовые тона и оттенки, осваивать новые способы работы гуашью по «сырому» и «сухому»), использовать способы различного наложения  цветового пятна, а цвет как средство передачи настроения, состояния, отношения к изображаемому или выделения в рисунке главного. Становятся доступны приемы декоративного украшения. В аппликации осваивают приемы вырезания одинаковых фигур или деталей из бумаги сложенной пополам, гармошкой. У них проявляется чувство цвета при выборе бумаги разных оттенков. Используя в аппликации природный материал, дошкольники создают фигурки людей, животных, героев литературных произведений. Наиболее важным достижением детей в данной образовательной области является овладение композицией (фризовой, линейной, центральной) с учетом пространственных отношений, в соответствии с сюжетом и собственным замыслом. Дети могут создавать многофигурные сюжетные композиции, располагая предметы ближе, дальше. Проявляют интерес к коллективным работам и могут договариваться между собой, хотя помощь воспитателя им все еще нужна. Мир не только устойчив в восприятии ребенка, но и может выступать как релятивный (все можно всем); складывающийся в предшествующий период развития условный план действия воплощается в элементах образного мышления, воспроизводящего и творческого продуктивного воображения; формируются основы символической функции сознания, развиваются сенсорные и интеллектуальные способности. К концу периода ребенок начинает ставить себя на место другого человека: смотреть на происходящее с позиций других и понимать мотивы их действий; самостоятельно строить образ будущего результата продуктивного действия. В отличие от ребенка раннего возраста, который способен лишь к элементарному различению таких сфер действительности, как природный и рукотворный мир, "другие люди" и "Я сам", к концу дошкольного возраста формируются представления о различных сторонах каждой из этих сфер. Зарождается оценка и самооценка. К 7 годам формируются предпосылки для успешного перехода на следующую ступень образования.

Изобразительные виды деятельности имеют большое познавательное значение благодаря своей наглядности. Ребенок в изобразительной деятельности одновременно опирается на несколько анализаторов (зрение, слух, тактильное восприятие), что оказывает положительное влияние на развитие.

Изобразительная деятельность имеет большое познавательное и воспитательное значение благодаря своей наглядности. Дети быстрее и полнее усваивают речевой материал, если в качестве наглядной опоры используются натуральные объекты (овощи, фрукты, цветы, игрушки). Разнообразный наглядный материал, который периодически меняется, помогает уточнить понимание названий предметов, действий, признаков. Ребенок приучается вслушиваться в короткую фразу взрослого, понимать смысл постепенно усложняемых высказываний, новых слов, уточняет их лексические, фонетические, грамматические оттенки. К тому же, дети с речевыми нарушениями редко имеют уверенную координацию движений пальцев рук. У них отмечается моторная неловкость, неточность движений, трудности усвоения двигательной программы, что выражается в неумении держать карандаш, кисточку, обводить контуры, раскрашивать рисунок. В изобразительной деятельности значительно быстрее происходит развитие восприятия и осознания речи детьми, так как речь приобретает действительно практическую направленность и имеет большое значение для выполнения той или иной предложенной деятельности.

2.3. Описание образовательной деятельности

Занятия по изобразительной деятельности условно делятся на этапы:

1. Подготовительный период. Формирование у детей интереса к занятиям и выражение эмоционального состояния.

2. Следующий период — переход к простейшим изобразительным упражнениям (рисунок, лепка, аппликация). Знакомство с основными материалами (краски, бумага) и орудиями деятельности (карандаши, кисти), освоение элементарных технических умений (правильно держать карандаш, кисть, проводить линии, раскатывать пластилин и т.п.).

3. Самостоятельное выполнение работ с минимальной помощью воспитателя – третий этап организации занятий.

В ходе занятий ребенок сначала действует вместе с воспитателем, затем — по подражанию и, наконец, самостоятельно. В качестве объектов изображения используются хорошо знакомые детям предметы, которые нетрудно зарисовать, слепить, построить (домик, башня, ворота, шарик, мячик, пряник, баранка и т.д.).  Различные виды работы могут сочетаться друг с другом. Например, сначала шарики лепят из пластилина, затем выполняют в виде аппликации (даются готовые формы разного цвета), после чего рисуют цветными карандашами. Например, при восприятии желтого цвета дети говорят: «солнышко», «цыпленок» и т.д. Такие ассоциации у дошкольников неустойчивы, и поэтому их надо систематически укреплять. Т.е. после зрительного и тактильного обследования предметов дети лепят их из пластилина, а затем выполняют аппликации и рисунки. Этому предшествует разбор образца и сравнение готовых поделок с натурой. При определении разницы по величине двух предметов применяется способ прикладывания, примеривания, но может использоваться также и мерка (лента, полоска картона, бумаги). В действиях с предметами при их сопоставлении между собой участвуют сами дети.

На характер восприятия детьми создаваемого на их глазах рисункa большое влияние оказывают используемые воспитателем средства и его собственная эмоциональность. Интерес к изображаемому повышается в том случае, если воспитатель говорит бодрым жизнерадостным тоном и сопровождает свою деятельность чтением короткого стихотворения.

Большая роль в простейших изобразительных упражнениях отводится использованию приема пассивных движений. Воспитатель вкладывает в правую руку ребенка фломастер и «рисует» вместе с ним дорожку, травку, заборчик, ступеньки и т.п.  При обучении дошкольников с проблемами в развитии большое место занимает показ приемов изображения. Дети испытывают особенное желание воспроизводить действия взрослого и видеть в нарисованном образы знакомых предметов в том случае, если занятия носят живой, занимательный характер. Известно, что при обучении нормально развивающихся детей хороший эффект дает использование метода совместных действий (так называемое сотворчество). Этот метод оказывается еще более значимым при проведении коррекционно-воспитательной работы с проблемными детьми. Метод совместных действий позволяет педагогу в наглядной и занимательной форме демонстрировать тот или иной прием, предоставляя ребенку для выполнения ту часть задания, которая находится в зоне его ближайшего развития. Использование этого метода позволяет развивать малейший успех, наметившийся в деятельности маленького рисовальщика, обеспечивать ему продвижение в освоении способов самостоятельных действий при выполнении аналогичной работы. Содержание заданий для совместного рисования подбирается с учетом индивидуальных особенностей детей. В зависимости от этого можно упрощать или усложнять работу, уменьшать или увеличивать двигательную нагрузку на руку ребенка.

  Включение в работу с детьми нетрадиционных техник рисования позволяет развивать сенсорную сферу не только за счет изучения свойств изображаемых предметов, выполнения соответствующих действий, но и за счет работы с разными изобразительными материалами. Кроме того, осуществляется стимуляция познавательного интереса ребенка. Ведь вместо традиционных кисти и карандаша ребенок использует для создания изображения собственные ладошки, различные печатки, трафареты, технику "кляксография". Созданию сложного симметричного изображения способствует техника "монотипия". Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально-положительное отношение к деятельности.

Занятия по рисованию с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении времени, отведенного на выполнение задания.

Ожидаемые результаты освоения Программы.

В ходе прохождения четырехлетнего курса обучения рисованию, лепке  дети должны свободно ориентироваться в получении новых цветов и оттенков самостоятельно выбирать средства выразительности для изображения более точного образа. Проявлять устойчивый интерес к произведениям народного, декоративно-прикладного и изобразительного искусства. Интересоваться материалом, из которого выполнены работы, их содержанием. Проявлять активность при обсуждении вопросов, которые для ребенка социально значимы. Способны самостоятельно действовать в повседневной жизни, экспериментируя с красками, пластическими, природными и бросовыми материалами для реализации задуманного. Эмоционально откликается на произведения искусства, в которых с помощью формы и цвета переданы разные эмоциональные состояния людей, животных (радуется, сердится). Участвовать в партнерской деятельности со взрослым. Осознавать преимущества общего продукта деятельности (общими усилиями можно создать большое панно для украшения группы). Проявлять готовность к совместной с другими детьми деятельности и охотно участвовать в ней.

Формы проведения итогов реализации Программы:

1.Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.

2.Тематические выставки в ДОУ.

3.Участие в городских и областных выставках, всероссийских и международных выставках,  конкурсах в течение года и т.д.

4. Оформление эстетической развивающей среды в группе, помещениях  и территории сада.

5.Диагностика (проводимая два раза за период учебного года).

Формы и методы используемые на занятиях:

1.Эмоциональный настрой – использование музыкальных произведений.

2.Практические – упражнения, игровые методы.

3. Словесные методы – рассказы, беседы, художественное слово, педагогическая драматизация, словесные приемы – объяснения, пояснение.

4.Наглядные приемы и методы – наблюдение, рассматривание, показ образца, показ способов выполнения и др.

Все вышеперечисленные  методы используются в комплексе.

Ожидаемые результаты в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», к концу обучения, у детей 3-4 лет, предполагается формирование следующих умений:

- эмоционально реагирует на произведения декоративно-прикладного искусства, книжной графики (Е.Чарушин, Ю. Васнецов);

- проявляет интерес и бережно относится к результатам детского изобразительного творчества;

- умеет находить в объемном или плоскостном изображении черты знакомых предметов, персонажей, явлений и называет их;

- умеет располагать и наклеивать готовые части предметов, геометрические и растительные формы для украшения, соблюдать последовательность наклеивания элементов, ориентируясь на цвет и форму.

- самостоятельно выбирает цвет материала, фон и размер листа бумаги, способ рисования для создания яркого образа (мазками, пятнами, штрихами, линиями);

- создает выразительные образы с помощью интеграции рисования, лепки, аппликации, используя приобретенные навыки и умения.

В образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», к концу обучения, у детей 4-5 лет, предполагается формирование следующих умений:

- с интересом изображает знакомые объекты и явления (бытовые, природные, социальные), самостоятельно находит и воплощает в рисунке простые сюжеты на темы окружающей жизни В создаваемых образах передает доступными графическими и пластическими средствами различные признаки изображаемых объектов(форма, пропорции, цвет, характерные детали);

- с удовольствием конструирует различные изделия и постройки из строительных деталей, бумаги, картона, природного и бытового материала, предметов мебели. При этом учитывает как конструктивные свойства материалов(форма, устойчивость, величина, размещение в пространстве), так и назначение самой постройки; создает варианты одного и того же объекта с учетом конструктивной задачи. Выражает свои представления, переживания, чувства, мысли доступными изобразительно-выразительными и конструктивными средствами; проявляет эстетические эмоции и чувства при восприятии произведений разных видов и жанров искусств.

В образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», к концу обучения, у детей 5-6 лет,  предполагается формирование следующих умений:

- самостоятельно создает выразительные образы различных объектов и явлений окружающего мира на основе сформированных представлений о них, при этом старается передать не только основные признаки (форму, цвет, пропорции, фактуру) изображаемых объектов, но и различные взаимосвязи между ними, а также свое личное отношение. В различных видах изобразительной деятельности стремится к воплощению развернутых сюжетов; в декоративно-оформительской деятельности создает изделия, гармонично сочетающие форму, декор и назначения предмета;

- самостоятельно создает конструкции из разнообразных по форме, величине, материалу и фактуре строительных деталей и других материалов (природных и бытовых, готовых и неоформленных); свободно сочетая и адекватно взаимозаменяя их, в соответствии с конструктивной задачей или своим творческим замыслом; понимает способ и последовательность действий, самостоятельно планирует работу и анализирует результат;

- успешно применяет освоенные художественные техники и способы, свободно сочетает их для реализации своих творческих замыслов; по своей инициативе осваивает новые техники (монотипия, коллаж, мозаика, граттаж) и различные изобразительно-выразительные средства; интересуется изобразительным и декоративно-прикладным искусством; замечает красоту и гармонию в окружающем мире.

В образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», к концу обучения у детей 6-7 лет предполагается формирование следующих умений:

- самостоятельно, свободно, с интересом создает оригинальные сюжетные композиции различной тематики из близкого окружения(семья, детский сад, бытовые общественные и природные явления, праздники).В творческих работах передает различными изобразительно- выразительными средствами свои личные впечатления об окружающем мире(грустный или веселый человечек, добрый или злой сказочный персонаж). Увлеченно, самостоятельно, творчески создает качественные дизайн-изделия, строительные конструкции, легко видоизменяет постройки по ситуации, охотно участвует в коллективной работе или сюжетной игре, самостоятельно планирует деятельность, успешно реализует творческие замыслы, свободно и умело сочетает различные художественные техники, интересуется изобразительным и декоративно-прикладным искусством;

- в работах передает различными изобразительно-выразительными средствами свои личные впечатления об окружающем мире(грустный или весѐлый человечек, добрый или злой сказочный персонаж) Увлеченно, самостоятельно, творчески создает качественные дизайн-изделия, строительные конструкции, легко видоизменяет постройки по ситуации, охотно участвует в коллективной работе или сюжетной игре, самостоятельно планирует деятельность, успешно реализует творческие замыслы ,свободно и умело сочетает различные художественные техники, интересуется изобразительным и декоративно-прикладным искусством.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

1.Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.

2.Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.

3.Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.

4.Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности.

5.Понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других верований, их физических и психических особенностей.

6.Проявляет симпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается.

7.Проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими.

8.Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации; умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам. Умеет распознавать различные ситуации и адекватно их оценивать.

9.Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.

10.У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.

11.Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и навыки личной гигиены.

12.Проявляет ответственность за начатое дело.

13.Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

14.Открыт новому, то есть проявляет желание узнавать новое, самостоятельно добывать новые знания; положительно относится к обучению в школе.

15.Проявляет уважение к жизни (в различных ее формах) и заботу об окружающей среде.

16.Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства (музыку, танцы, театральную деятельность, изобразительную деятельность и т. д.).

17.Проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, ее достижения, имеет представление о  географическом разнообразии, многонациональности, важнейших исторических событиях.

18.Имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявляет уважение к своему и противоположному полу.

19.Соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремится поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о младших.

2.4. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

Установления взаимосвязи семьи является решающим условием программы.

Цель: Привлечение родителей к активному сотрудничеству в целях повышения интереса к изобразительной деятельности детей, в процессе совместной деятельности детского сада и семьи.

Информационно-коммуникативными: предоставление родителям возможности быть в курсе реализации  программы, быть осведомленными в вопросах специфики образовательного процесса, достижений и проблем в развитии ребенка, безопасности его пребывания в ДОУ;

Перспективно-целевые: наличие планов работы с семьями  на ближайшую и дальнейшую перспективу, обеспечение прозрачности и доступности для педагогов и родителей в изучении данных планов, предоставление права родителям участвовать в разработке индивидуальных проектов.

Потребностно-стимулирующие: взаимодействие  семьи и дошкольного образовательного учреждения строится на результатах изучения семьи.

В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы:

  • единый подход к процессу воспитания ребёнка;
  • открытость дошкольного учреждения для родителей;
  • взаимное доверие  во взаимоотношениях педагогов и родителей;
  • уважение и доброжелательность друг к другу;
  • дифференцированный подход к каждой семье;
  • равно ответственность родителей и педагогов.

Формы информационного взаимодействия с родителями (законными представителями) по основным линиям развития ребенка.

1. Использование стендов, стеллажей для демонстрации работ по рисованию и лепке с последующим индивидуальным комментированием результатов детской деятельности.

2. Демонстрация фотоматериалов с изображением результатов конструирования детей из различных материалов с последующим индивидуальным комментированием результатов детской деятельности.

3. Организация поквартальных выставок детских работ по свободной (самостоятельной) деятельности.

4. Организация Интернет - выставок с детьми.

Взаимодействие с социальными партнерами

     Социальными партнерами в воспитании и развитии детей стали:

  • семья (взаимодействие с родителями описано выше);
  •  образовательные учреждения: средняя школа № 2;
  • культурно-общественные учреждения: детская библиотека, художественная школа «Весна», историко- художественный музей, центр детского творчества «Берегиня».

     Взаимодействие детского сада с социальными объектами позволяет принимать участие в выставках детского творчества, конкурсах детских работ.

3. Организационный раздел

3.1 Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.

Развивающая предметно-пространственная среда организовывается как культурное пространство, которое оказывает воспитывающее влияние на детей (изделия народного искусства, репродукции, портреты великих людей, предметы старинного быта и пр.).

Пространство группы организовывается в виде хорошо разграниченного центра творчества оснащенного большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы доступны детям.

Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу

дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс

с учетом индивидуальных особенностей детей.

Оснащение уголка меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.

С центром развития художественного творчества могут располагаться  

другие центры :

• книжный уголок;

• зона для настольно-печатных игр;

• уголок природы (наблюдений за природой);

Перспективно-тематический план работы.

Перспективно-тематический план работы составлен на основании тематического плана детского сада по темам недели. На каждый год обучения предлагается определенный минимум умений, навыков по изобразительной деятельности.

3.2. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания.

Материалы: технологические карты, образцы, схемы, шаблоны, трафареты; альбомы, фотографии лучших работ; перспективные тематические планы; конспекты занятий; фонотека.

Список материалов и оборудования, необходимого для занятий с детьми:

Рисование

Лепка

Аппликация

Бумага, основа для композиций

Листы белой и тонированной бумаги А4, А3.

Альбомы для художественного творчества

Художественные материалы, инструменты и их «заместители»

Штампики.

Кисти разных размеров

Краски акварельные

Краски гуашевые

 Пастель

Глина

Пластилин

Доски

Стеки разной формы, предметы из бросового материала для оттисков

 Штампики

Салфетки бумажные и матерчатые.

Губки и мочалки разных размеров.

Бумага, основа для композиций

Листы белой и тонированной бумаги А4, А3.

Альбомы для художественного творчества.

Белый и цветной картон.

Салфетки бумажные (белые и цветные).

Художественные материалы, инструменты и их «заместители»

Ножницы для детского творчества (с безопасными кончиками лезвий)

Степлеры, канцелярский нож

Клеевые кисточки

Инструментарий определения эффективности освоения содержания программы

Критерии оценки овладения детьми изобразительной деятельностью

и развития их творчества

Критерии оценки уровня  цветового восприятия.

3балла

Пер Передан реальный цвет предмета, цветовая гамма разнообразна;

2 ба 2 балла

Ест Есть отступления от реальной окраски, преобладание нескольких цветов и оттенков,

1 ба 1балл

 цвеЦвет передан неверно, безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете.

Критерии оценки уровня ассоциативного восприятия пятна:

3 ба3 балла

Сам Самостоятельно перерабатывает пятно, линию в реальные и    фантастические образы;

2 ба 2 балла

Спр  Справляется при помощи взрослого

1 ба 1 балл

не в  Видит образы в пятне и линиях.

        

Критерии оценки уровня изобразительных навыков: 

3 ба 3 балла

Лег Легко усваивает новые техники, владеет навыками действия изобразительными материалами

2 ба 2  балла

Исп Испытывает затруднения при действиях с изобразительными материалами

1 ба 1 балл

Рис Рисует однотипно, материал использует неосознанно

 Критерии оценки уровня определения формы:

3 балла

Переданы точно, части предмета расположены, верно, пропорции соблюдаются, чётко передано движение;

2 балла

Есть  незначительные искажения, движения передано неопределённо

1 балл

Искажения  значительные, форма не удалась, части предмета расположены неверно, пропорции переданы неверно, изображение статическое.

Критерии оценки уровня композиционного расположения изображения.

3 балла

Расположение  по всему листу, соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов;

2 балла

На  полосе листа; в соотношении по величине есть незначительные искажения;

1 балл

Композиция  не продумана, носит случайный характер; пропорциональность предметов передана неверно.

Критерии оценки уровня эмоционального состояния

3 балла

 Адекватно  реагирует эмоциональные отклики педагога, критично оценивает свою работу. Выражает восторг от работы.

2 балла

Эмоционально  реагирует на оценку взрослого, неадекватен при самооценке (завышена, занижена), заинтересован процессом деятельности

1 балл

Безразличен  к оценке взрослого, самооценка отсутствует; заинтересован (равнодушен) продуктом собственной деятельности

        

Критерии оценки уровня самостоятельности и творчества:

3 балла

выполняет задания самостоятельно, в случае необходимости обращается с вопросами, самостоятельность замысла, оригинальность изображения

2 балла

требуется незначительная помощь, с вопросами обращается редко, оригинальность изображения, стремление к наиболее полному раскрытию замысла;

1 балл

необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается, не инициативен, не стремится к полному раскрытию замысла

Критерии оценки уровня развития мелкой моторики рук

3 балла

 Выполняет задания по инструкции)

2 балла

 Совместное выполнение заданий по образцу взрослого

1 балл

 Не может манипулировать предметами и работать руками (нет  мелких манипуляций

Шкала уровней: 0 – 9 – низкий уровень; 10 - 18 – средний уровень; 19 – 27 – высокий уровень

 Список литературы.

1.Перечень программ:

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа.- М.:ИД «Цветной мир», 2013

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа.- М.:ИД «Цветной мир», 2014

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа.- М.:ИД «Цветной мир», 2013

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа.- М.:ИД «Цветной мир», 2013

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа.- М.:ИД «Цветной мир», 2014 – 2016., перераб. и доп.

Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Подготовительная к школе группа: Программа, конспекты: Пособие для педагогов дошк. Учреждений.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: старшая группа: Программа, конспекты: Пособие для педагогов дошк. Учреждений.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008.

Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Средняя группа: Программа, конспекты: Пособие для педагогов дошк. Учреждений.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.

2.Перечень учебно-методической литературы:

Баймашова В.А. как научить рисовать -2. Цветы, ягоды, насекомые.-М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008

Баркан А. О чем говорят рисунки детей. Руководство для родителей и педагогов. _М.: Этерна, 2014

Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада .ИЗО. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.-Воронеж, 2006

Галанов А.С. Корнилова С.Н. Куликова С.Л Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству.- М.: ТЦ «Сфера», 2000

Грибовская А.А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации. Конспекты занятий.- М.: «Издательство Скрипторий 2013», 2013

Грибовская А.А., Халезова-Зацепина М.Б. Лепка в детском саду. Конспекты занятий для детей 2-7 лет. – М.: ТЦ сфера, 2016

Гуреева И.В. Игра на занятиях по изобразительной деятельности. Средняя группа.- Волгоград.: ИТД «Корифей», 2009

Гуреева И.В. Игра на занятиях по изобразительной деятельности. Старшая группа.- Волгоград.: ИТД «Корифей», 2009

Гуреева И.В. Игра на занятиях по изобразительной деятельности. Подготовительная группа.- Волгоград.: ИТД «Корифей», 2009

Давыдова Г.Н Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1.- М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007

Давыдова Г.Н Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2.- М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008

Давыдова Г.Н Рисуем транспорт.- М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2009

Данкевич Е.В. Лепим из соленого теста. СПб.: Издательский Дом «Кристалл», 2011

Доронова Т.Н., Якобсон С.Г. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре (младшая разновозрастная группа): Кн. Для воспитателей дет. сада. -М.: Просвщение, 1992.

Кол М.-Э. Дошкольное творчество. – Мн.: ООО «Попурри», 2005

Кол М.-Э. 110 творческих заданий для детей по лепке и моделированию. – Мн.: ООО «Попурри», 2009

Кол М.-Э., Гейнер С. 200 увлекательных пректов для детей: творим, экспериментируем, развиваемся. – Мн.: ООО «Попурри», 2009

Кол М.-Э., Сольга К. 110 креативных заданий для детей 4 – 12 лет . – Мн.: ООО «Попурри», 2009

Красный Ю.Е. Арт – всегда терапия. Развитие детей со специальными потребностями средствами искусства. – М.: Дорога в мир, 2014

Кузнецова С.В., Рудакова Е.Б., Терских Е.А. Комплексы творческих заданий для развития одаренности ребенка. – Ростов н/Д: Феникс, 2011

Недорезова О.В. Конспекты занятий в подготовительной группе детского сада .ИЗО. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.-Воронеж, 2006

Рау М. Обучение изобразительному искусству дошкольников с недостатками развития слуха и ЗПР. - М.: Издательство ВЛАДОС, 2013

Рыжова Н.В. Методика развития навыков изобразительного творчества у детей с общим недоразвитием речи. – М.: Сфера, 2011

Тарищняя О.А. Я рисую ладошками. СПб.: Издательский Дом «Литера», 2011

3.Перечень наглядных пособий.

Доронова Т.Н. Дошкольникам об искусстве. Учебно-наглядное пособие для детей старшего дошкольного возраста.

Доронова Т.Н. Дошкольникам об искусстве. Учебно-наглядное пособие для детей младшего дошкольного возраста.

Дорофеева А. Наглядно-дидактическое пособие . Мир в картинках: «Дымковская игрушка», «Филимоновская народная игрушка», «Карпаголь народная игрушка», «Городецкая роспись по дереву», «Полхов-Майдан изделия народных мастеров», «Гжель», «Хохлома изделия народных мастеров».

Краснушкин Е.В. Наглядно-дидактическое пособие. Мир искусства: «Сказка в русской живописи», «Натюрморт», «Пейзаж».

Лыкова И.А Альбомы для детского художественного творчества: «Писанки».

Лыкова И.А. Комплект технологических карт по лепке из пластилина, глины, соленого теста: «Мы лепим космос», «Кто гуляет во дворе», «Букашки на лугу», «Наши игрушки», «Кто пасется на лугу», «Цветы на лугу», «Сказка», «Сувениры», «Наши изразцы», «Наша деревушка».

Лыкова И.А. Комплект технологических карт по рисованию: «Море», «Мои птички», «Мой зоопарк», «Мои цветы», «Моя природа».

Московка О.С. «Животные жарких стран», «Пластилин и чесночная давилка» Секреты пластилина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа группы общеразвивающей направленности для детей старшего дошкольного возраста (шестого года жизни), разработана на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Детство» Под ред. / Т.И. Бабаева, А.Г. Гого

Рабочая программа группы общеразвивающей направленности для детей старшего дошкольного возраста (шестого года жизни),разработана на основе примерной основной образовательной программы дошкольного обра...

Программа кружковой работы "Театр глазами детей"

Данная программа способствует развитию творческих способностей детей, повышению речевой активности средствами театральной деятельности....

УЧЕБНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ГРУППЫ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОТ 2 ДО 3 ЛЕТ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МАДОУ г. НИЖНЕВАРТОВСКА ДС №38 «ДОМОВЕНОК» НА 2020 – 2021 УЧЕБН

УЧЕБНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ГРУППЫ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОТ 2 ДО 3 ЛЕТПО РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МАДОУ г. НИ...

УЧЕБНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ГРУППЫ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОТ 6 ДО 7 ЛЕТ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МАДОУ г. НИЖНЕВАРТОВСКА ДС №38 «ДОМОВЕНОК» НА 2019 – 2020 УЧЕБНЫ

УЧЕБНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММАГРУППЫ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОТ 6 ДО 7 ЛЕТПО РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МАДОУ г. НИЖ...

Рабочая программа театрального кружка «Звездочка» для детей 5 -6 лет, старшая группа Срок реализации программы 2018-2019 учебный год

Рабочая программа театрального кружка «Звездочка» для детей 5 -6  лет, старшая группа Срок реализации программы 2018-2019 учебный год...

Рабочая программа 2 младшая группа /возраст детей от 3 до 4 лет/ разработана на основе образовательной программы дошкольного образования «Развитие» под редакцией Л.А. Венгер, О.М Дьяченко, А.И Булычевой

Пояснительная запискаНастоящая рабочая программа разработана на основе:Образовательной программы дошкольного образования «Развитие» под редакцией Л.А.Венгер, О.М Дьяченко, А.И Булыче...

Рабочая образовательная программа дополнительного образования «Мир глазами детей» (художественно-эстетическое развитие)

Программа «Мир глазами детей» создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и Федеральной образовательной программы...