Здоровьесберегающие технологии в изодеятельности
Здоровьесберегающие технологии в изодеятельности
«Истоки творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
(В. А. Сухомлинский)
Задача укрепления здоровья детей является необходимым условием их всестороннего развития и обеспечения нормальной жизнедеятельности растущего организма. Чтобы сохранить и улучшить здоровье ребенка в один из самых ответственных периодов его жизни, необходима огромная, каждодневная работа и в семье, и дошкольном образовательном учреждении. Известно, что работа по приобщению дошкольников к здоровому образу жизни носит комплексный характер, поэтому для формирования, сохранения и укрепления этих составляющих целостного здоровья человека в деятельность учреждения внедряются здоровьесберегающие технологии, которые помогают решать важнейшие задачи. В системе дошкольного образования накоплен определенный опыт реализации здоровьесберегающих технологий во время проведения непосредственно образовательной деятельности, в том числе и в образовательной области «художественно-эстетическое развитие», в частности в изодеятельности применительно проекта ФГОС дошкольного образования.
Значение изобразительной деятельности для всестороннего развития и восприятия дошкольника велико и многогранно. Изобразительная деятельность имеет огромное значение для умственного воспитания ребенка, что в свою очередь, теснейшим образом связано с развитием речи.
• Психокоррекционное средство
• Познание ребенком окружающего мира
• Развитие аналитико-синтетической функции мышления
• Развитие сенсорного восприятия
В последнее время слово арттерапия звучит в профессиональной среде психологов, педагогов, людей, занимающихся детским творчеством и у каждого есть свое видение того, что есть лечение искусством (арт – искусство, терапия – лечение)
Влияние арттерапии на здоровье ребенка:
-Психологическое здоровье
-Высвобождение психической энергии
-Чувство спокойствия, расслабления
-Снятия страхов, негатевизма
-Развитие левого, образного полушария головного мозга
ребенка
-Осязание
-Пространственное мышление
-Зрительно-моторная координация
-Глазомер
-Проблемы эмоционально-личностной сферы
-Положительная самооценка ребенка и его позитивное отношение к окружающему миру
Широкое развитие получила изотерапия. В работе с детьми педагогическое направление изотерапии понимается как забота об эмоциональном сочувствии и психологическом здоровье личности, средствами художественной деятельности.
Для реализации этого создается атмосфера психологического комфорта, атмосфера толерантности.
Используя в работе изотерапию, целесообразно включать в занятия классическую, инструментальную, со звуками природы музыку. Музыка создает настроение и сюжет детской работы, а если необходимо, то может послужить моментом релаксации. Изотерапия является условием эмоционального благополучия ребенка.
Упражнения на пластические имитации (изобрази) способствуют сохранению здоровья детей: снимают стресс, раскрепощают, снимают мышечное напряжение.
Хорошо развитое цветовосприятие помогает полнее чувствовать красоту окружающего мира, гармонию красок, ощутить духовный комфорт. Цвет помогает ребенку выразить свое настроение печаль и страх, удивление и восторг.
С цветом можно играть. Детям предлагаются различные игры-задания: нарисуй «зеленую» или «сиреневую» сказку, «настроение цвета» - путем смешивания красок детям предлагается сделать его веселым или печальным.
Работая над развитием эмоциональной сферы воспитанников средствами «изотерапии», дети учатся разграничивать внутренние и внешние причины происходящего, начинают уверенно контролировать свои чувства.
Для этого используются такие нетрадиционные техники рисования:
Монотипия:
-Развитие глазомера
-Психомоторное развитие
-Развитие мелкой моторики
-Снятие эмоционального стресса через цвет
Рисование ладошками:
-Развитие тактильной чувствительности
-Развитие сложных движений кисти рук (вращательных)
-Развитие мелкой моторики
-Способствует снятию мышечного и эмоционального напряжения
-Самостоятельно мыслить и творчески работать
-Имеет профилактическое и терапевтическое значение
Рисование тампонами:
-Зрительно-двигательное развитие
-Развитие мелкой моторики
-Сила нажима
-Внимание, усидчивость
-Навыки конструктивного преображения действительности
Кляксография:
-Развитие дыхательного аппарата
-Развитие рото-губной мускулатуры
-Передача настроения цветом
-Творческое самовыражение
Рисование нитками:
-Развитие тактильной чувствительности
-Развитие мышечно-двигательных навыков
-Мелкая моторика
-Развивает обстрактное мышление
-Учит наблюдать, сравнивать, находить решение
-Снятие эмоционального стресса
Организация совместных занятий с детьми и родителями способствуют к лучшему взаимопониманию, сотрудничеству.
Используя искусство в качестве терапевтического фактора, можно с уверенностью сказать, что только в тесном взаимодействии всех участников образовательного процесса можно достичь определенных результатов, не требующих специальных медицинских знаний. В прцессе использования изотерапии происходит развитие эмоциональной и интеллектуальной сфер деятельности, психических процессов. Дети преодолевают страхи и застенчивость, улучшается их эмоциональный настрой, снижаются эмоциональное напряжение, агрессивность, тревожность и улучшается психологический климат в коллективе.
Использование динамических упражнений во время занятий хорошо влияют на расслабление различных групп мышц. Физкультминутки, зрительная гимнастика способствуют лучшему восприятию различной информации, повышают уровень работоспособности.
Используя музыкальное сопровождение во время творческой деятельности детей, способствует поднятию настроения, они становятся более спокойными, увлеченными творческим процессом.
Эмоциональная поддержка продукта детской деятельности служит поддержанию его чувства собственного достоинства и позитивного образа «Я», раскрытию творческих способностей, психологического комфорта.
Психофизическая разгрузка (аутотренинг, ритуальное прощание, аплодисменты)способствуют налаживанию взаимоотношений между детьми и педагогом, что положительно влияет на настроение, а значит и на здоровье.
Изотерапия построена на основе интеграции разных видов творческой и игровой деятельности с художественным творчеством дошкольников с целью укрепления психического здоровья и развития их творческих способностей.
В результате нечеткие, аморфные, слабо-дифференцированные восприятия детей постепенно становятся четкими, конкретными, полными. Что способствует развитию чувства ритма, необходимого для овладения и совершенствования двигательной сферы. Таким образом, содержание работы по приобщению детей к здоровому образу жизни может и должна решаться средствами изобразительной деятельности. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности и его здоровья:
- формирование уверенности в себе, в своих способностях,
- самоидентификация в творческой деятельности,
- целенаправленность деятельности в целом,
- укрепление здоровья детей.
Арттерапия способствует, чтобы в личности гармонично сочетались соматическое, психическое, физическое и нравственное здоровье. В единстве они образуют здоровье ребенка, что является необходимым условием всестороннего развития.
Перспективное планирование по нетрадиционной технике рисования в средней группе.
Месяц Тема Развивающая предметно-пространственная среда Задачи Работа с родителями Взаимодействие с другими видами деятельности
сентябрь «Осенний пейзаж» печатание листьями Пополнить трафаретами различных листьев уголок изодеятельности Познакомить детей с нетрадиционным способом рисования. Учить красиво располагать изображение на листе. Воспитывать аккуратность, навыки коллективной работы
Предложить экскурсию в осенний парк. Собрать красивые листья для занятия Прослушивание музыки об осени. Заразить детей двигаться под музыку, имитирование движения падающих листьев
октябрь «Шубка для белочки» оттиск сжатой бумагой Пополнить книжный уголок в группе книжкой с потешкой «сидит белка на тележке». Изображение животного Закреплять умение правильно сжимать бумагу, набирать краску и оставлять оттиск. Развивать мелкую моторику пальцев рук.
Посещение с родителями Павловского парка, наблюдение за жизнью и повадками белок. Ряжение в костюмы животных, обыгрывание
ноябрь «Русская народная игрушка-Матрешка» монотопия – метод тычка Пополнить развивающую среду деревянными игрушками-матрешками. Уголок ряженья сарафанами Продолжать развивать фантазию и воображение. Научить новым способом нетрадиционного рисования Предложить родителям мастер-класс по нетрадиционным способам рисования Выступление детей подготовительной группы с танцем «Матрешки»
декабрь «Зимушка-зима» отрывание бумаги Пополнить физкультурный уголок серебристой мишурой для упражнений - имитаций Закрепить прием обрывания (снежные хлопья, наклеивать их на поверхность листа. Развивать у детей творчество, умение композиционно располагать «снег» на листе бумаги Совместное изготовление атрибутов в спортивный уголок Чтение стихов о зиме
январь «Снеговик и его друзья» оттиск сжатой бумаги, метод тычка Пополнить уголок математики трафаретами кругов различных размеров Учить детей создавать красивый образ снеговика из разных материалов. Развитие мелкой моторики пальцев рук Провести конкурс родителей и детей на лучшую поделку из снега на участке группы ФЭМП – геометрическая фигура «круг». Круги разных размеров
февраль Рисование «Красивая птица» метод тычка, отпечаток ладошкой Пополнить развивающую среду группы новыми дидактическими играми по ознакомлению детей с зимующими и перелетными птицами Продолжать знакомить детей рисованию нетрадиционным способом, располагать изображение по центру листа бумаги. Развивать творческие способности Предложить родителям вместе с детьми подобрать картинки зимующих птиц, изготовление кормушки Наблюдение в природе за птицами, прослушивание аудиозаписей с пением птиц
март «Весенняя капель» обрывная аппликация, рисование ватными палочками Пополнить развивающую среду группы дидактической игрой «Где спрятались треугольники?» Создание изображения в форме вытянутого треугольника. Сочетание изобразительных техник. Воспитание интереса к рисованию Предложить родителям подобрать и выучить стихотворение о весне вместе с детьми ФЭМП – геометрическая фигура «треугольник». Изображение различных треугольников
апрель «Пасхальная радость» Рисование губкой по трафарету Пополнить уголок изодеятельности поделками и изображениями на пасхальную тему Совершенствовать технику печати по трафарету, умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы Провести конкурс домашней поделки «Лучшее пасхальное яйцо» Геометрическая фигура «овал»
май «Одуванчик» рисование мыльными пузырями Пополнить книжный уголок новой литературой Серова В. П. Познакомить детей с новым способом получения изображения. Развивать творческие способности, воображение Предложить родителям подготовить материал для занятия (трубочки, шампунь) Чтение Серова «носит одуванчик желтый сарафанчик»
Рекомендации по использованию приемов изображения
Младший возраст:
• Рисование пальчиками
• Оттиск печатками из картофеля
• Рисование ладошками
Средний дошкольный возраст:
• Тычок жесткой полусухой кистью
• Печать поролоном
• Свеча + акварель
• Отпечатки листьев
• Рисунки из ладошки
• Рисование ватными палочками
• Волшебные веревочки
• Рисование мятой бумагой
Старший дошкольный возраст:
• Рисование песком
• Рисование мыльными пузырями
• Кляксография с трубочкой
• Монотопия пейзажная
• Печать по трафарету
• Монотопия предметная
• Кляксография
• Пластилинография
Анкета для родителей
Цель: выяснить из ответов родителей, какое внимание уделяется рисованию в кругу семьи для развития и укрепления здоровья ребенка.
Вопросы:
1. Интересуетесь ли Вы изобразительным искусством? ___
2. Как Вы оцениваете свои художественные умения? ___
3. Рисуете ли Вы вместе с ребенком? ___
4. Что Вы знаете о нетрадиционных методах рисования? ___
5. Какую пользу для здоровья и развития ребенка приносят занятия нетрадиционными способами рисования? ___
6. Имеет ли ребенок возможность заниматься художественным творчеством дома? ___
7. Обеспечен ли ребенок необходимыми художественными материалами? ___
8. Ребенок может брать самостоятельно, или Вы даете их по просьбе? ___
9. Хотели бы Вы получить консультацию или мастер-класс по нетрадиционным способам рисования? ___
10. Как Вы поступаете с работами ребенка? ___
Исходя из полученных результатов, можно будет сделать вывод, насколько родители осведомлены в вопросе о здоровьесберегающих технологиях в рисовании и позволит спроектировать дальнейшую работу с детьми