Использование народно- прикладного искусства в развитии творческих способностей дошкольников
проект по рисованию (старшая группа) на тему
Использование народно - прикладного искусства в развитии творческих способностей дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_dekorativno_prikladnomu_iskusstvu.docx | 34.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность
«Использование народно-прикладного искусства в развитии творческих способностей дошкольников»
Вступление
Одним из действенных средств развития детей признано декоративно-прикладное искусство, являющееся частью народной культуры.
В условиях духовного возрождения общества, роста его национального самосознания, интерес к народной культуре, как корневой системе, питающей современное воспитание подрастающих поколений и способствующий его духовному оздоровлению, представляется вполне закономерным.
Реализация проекта происходила в несколько этапов.
1 этап: подготовительный
Для того, чтобы привить у детей интерес к народному искусству, научить видеть и понимать его, мы старались как можно больше узнать о народном творчестве, прочитали специальную литературу, знакомились с опытом других педагогов, работающих в этом направлении, с детьми просматривали альбомы по дымковской, каргопольской игрушке, городецкой, хохломской росписи т.д., провели работу с родителями в оказании помощи для проведения выставки предметов народного творчества
- создание предметно-развивающей среды, включающей в себя подлинные предметы народного творчества (хохломскую и гжельскую посуду); разработка дидактического материала: художественно-развивающих игр, самодельных настольных игр, динамических таблиц с поэтапным выполнением узоров, стилизованных образцов; подбор художественно-речевого и мультимедийного материала.
-Расположение зоны изобразительного творчества: доступность, эстетичность, подвижность.
- Использование детского дизайна и творческого подхода в оформлении.
-Разнообразие дидактического материала и соответствие его возрастным особенностям, в т.ч. наличие материала инновационного характера.
-Расположение материала на уровне детей.
Консультирование родителей «Значение прикладного декоративного искусства в развитии ребенка», «Художественно-эстетическое развитие ребенка в семье»
- Показ презентации детям «Декоративно –прикладное искусство»
2 этап: основной. Формы работы:
1) Большую помощь в приобщении детей к прекрасному могут оказать прогулки. Ведь наблюдения за природой доставляют детям большую радость и удовольствие. Целевые прогулки проводятся как предварительная работа по подготовке к занятию. Дети учатся не только наблюдать за объектами живой природы, но и зарисовывать их палочкой на земле, а впоследствии карандашами, красками на бумаге.
2) В свободное от занятий время проводим дидактические игры, развивающие воображение, память, творчество, умение анализировать.
• Парные картинки, Декоративное домино.
3) Изготовили образцы для рисования предметов народного искусства. С детьми проводили беседы о народном искусстве с показом работ знаменитых мастеров (деревянные ложки, матрешки, каргопольские игрушки, расписные чашки, подносы, хохломские изделия и др.)
4)Для большего эмоционального восприятия детьми народного искусства мы используем элементы устного народного творчества: поговорки, потешки, шутки, былины, сказания. На музыкальных занятиях разучиваем народные песни, пляски, хороводные игры. На всех занятиях, будь это беседа или чтение произведения, мы стараемся воспитывать в детях любовь к прекрасному, к людям труда – мастерам своего дела
Например, в ходе беседы о Гжели мы рассказывали детям, что в одной деревушке с названием Гжель, которая находится недалеко от Москвы, живут мастера, создающие удивительную посуду с небесными узорами. .(слайд фото занятия )
5) В рамках недели «Игры и игрушки» в нашей группе успешно прошёл совместный досуг с родителями по лепке Каргопольской игрушки. Постигая мастерство предков, мы фантазировали, создавая новые образы, выискивая новые формы игрушки. А стоит ли в каргопольскую игрушку вносить какие-то новые сюжеты? Почему нет, если это новое - дело рук и души художника, обладающего чувством меры и тактом по отношению к традиции. Может быть у нас не получилось мастерски выполнить работу, мы впервые работали с глиной, у нас нет всего необходимого для сушки изделия, мы использовали глину, которая продается в магазине, но в наших в игрушках осталось тепло наших рук, уют и естественность.
6) Для познавательной, игровой деятельности, а также для двигательной активности воспитанников мы решили оформить участок нашей группы в стиле русской народной сказки. Оформляли постройки элементами росписи: “дымки”
7)Изобразительная деятельность:
Рисование
«Кокошники.Городец», «Павлин», «Вологодские кружева»,
«Пряничный домик»
Овладение необходимыми для декоративного искусства техническими приемами способствует развитию двигательных ощущений, а главное – мелкой моторики, ведь детям приходится прорисовывать очень мелкие элементы росписи: точки, волнистые и прямые линии, завитки и т.п., а ритмичность в расположении элементов декоративного узора помогает развитию чувства ритма.
Рисуя узор, дети учатся «держать» линию, ограничивать свои движения. Многие элементы узоров напоминают элементы букв (овал есть во многих буквах; завитки и травка напоминают крючки, прямые и вертикальные линии – палочки, волнистые – элементы букв «б», «ч» и т.д.). часть из них дети рисуют пальцами, что укрепляет мышцы пальцев и активизирует чувствительность кожи.
Лепка
«Дымковский конь» ,«Блюдце Жостово», «Тарелка гжель»
Прежде, чем предложить детям вылепить игрушку из пластилина, мы предоставляли для просмотра дымковские игрушки, созданные русскими мастерами-умельцами, скульптурные фигурки барынь, коней и индюков, птиц.
Рассмотрев дымковские игрушки, детям тоже очень хотелось, чтобы их игрушки, пусть даже на силуэте, были такими же яркими, красочными.
Апликация
«Жостовский поднос» Познакомили детей с характерными особенностями жостовской росписи и предложили детям создать узор из цветной бумаги по её мотивам. Выполняя работы по мотивам народного орнамента, дети учатся понимать принципы художественного обобщения, познают приемы творческих импровизированных декоративных образов, учатся видеть в орнаментах комбинации цветов, сопоставлять формы, величины, положение элементов на плоскости предмета.
В группе создан мини- музей :
— «В мире добрых игрушек»
Знакомясь с образцами народного творчества, дети попадают в мир сказочных образов, ярких красок, узоров орнамента, выразительных пластических форм, который наиболее близок и созвучен их эстетическим чувствам и представлениям.
В настоящее время существует множество техник декоративно-прикладного искусства, они достаточно увлекательны, интересны и просты.
Изучив подобранную литературу и интернет ресурсы и не переставая удивляться и восхищаться разнообразию техник прикладного творчества и талантливости наших людей, мы выявили несколько новых техник.
1) Папье́-маше́ (фр. papier-mâché «жёванная бумага») — легко поддающаяся формовке масса, получаемая из смеси волокнистых материалов (бумаги, картона) с клеящими веществами, крахмалом, гипсом и т. д.
На совместном досуге дети с родителями изготовили папье-маше под дымковскую роспись
2) Айрис фолдинг («Радужное складывание») – техника складывания бумаги. Появилась в Голландии. Техника требует внимания и аккуратности, но при этом позволяет без труда делать эффектные открытки или украшать странички памятного альбома (скрапбукинг) интересными декоративными элементами.
3) Гофротрубочки — так называется техника выполнения изделий, в которой для декорирования поверхностей или для создания объёмных фигур используют труб4. Квиллинг (от англ. quilling — от слова quil «птичье перо») - искусство бумагокручения.очки из гофрированной бумаги.
4).Витраж (лат. Vitrum — стекло) — это один из видов декоративного искусства. Стекло или иной прозрачный материал является основным материалом.
5) Нитяная гра́фика (изонить, изображение нитью, ниточный дизайн) — графическое изображение, особым образом выполненное нитками на картоне или другом твёрдом основании.
6 )Декупаж – достачно новая и интересная техника. Техника декупажа является одним из видов аппликации. Основной и доступный материал для декупажа – трехслойные бумажные салфетки с рисунками, позволят дошкольникам выразить практически любую художественную идею.
7 )Валяние – фелтинг . Цель познакомить с валянием из шерсти, его перехода из ремесла в декоративно-прикладное искусство
С целью знакомства детей с техниками «Декупаж» и «Валяние» в нашей группе успешно прошёл совместный творческий досуг с родителями
- 3 этап: завершающий
Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод о том, что знакомство детей с предметами народного искусства оказывают благотворное влияние на развитие детского творчества. Характер народного искусства, его эмоциональность, декоративность, разнообразие — эффективные средства для развития у детей умственной активности и всестороннего развития ребёнка в целом.
Творчество народных мастеров не только воспитывает у ребят эстетический вкус, но и формирует духовные потребности, чувства патриотизма, национальной гордости, высокой гражданственности и человечности. Ребенок узнает, что замечательные красочные предметы создают народные мастера, люди, одарённые фантазией, талантом и добротой.
Дети постепенно начинают уважать и любить это искусство, разбираться в его пластике, орнаменте, цветовых сочетаниях, в разнообразии форм и образов.
- Оформление выставки творческих работ детей «Декоративные узоры»
- Оформление конечных результатов: презентация проекта, творческий отчет, сбор, систематизация и анализ полученных данных; распространение педагогического опыта.
Получить в детстве начало эстетического воспитания – значит на всю жизнь приобрести чувство прекрасного, умение понимать и ценить произведения искусства, приобщаться к художественному творчеству.
Н. А. Ветлугина
6. Список литературы.
Казакова Р.Г. Занятия по рисованию с дошкольниками. – М., 2009.
Казакова Р.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. – М., 2006.
Комарова Т.С. Интеграция в эстетическом воспитании детей // Детский сад от А до Я. – 2006. №6.
Королева Т.В. Занятия по рисованию с детьми 6 – 7 лет. – М., 2009.
Лыкова И.А. Развитие ребенка в изобразительной деятельности. Обзор программ дошкольного образования. – М., 2010.
Потапова Е.В. Современные изобразительные материалы как средства художественно-эстетического развития дошкольников // Воспитатель ДОУ. 2009. №1.
Соломенникова О.А. «Радость творчества. Ознакомление детей 5 – 7 лет с народным искусством». 2-е издание исп. и доп. – М: Мозаика – Синтез. 2005.
Соломенникова О.А. «Ознакомление детей с народным ДПИ». / «Дошкольное воспитание»., 2005. №9.
Шайдурова Н.В. Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста: Учебное пособие. – М., 2010.
Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста / Под ред. Е.А. Дубровской, С.А. Козловой. – М., 2010.
Приложение
Ходит конь по бережку,
Вороной по зелёному.
Он головушкой помахивает,
Черной гривушкой потряхивает,
Золотой уздой побрякивает!
Городецкие узоры,
Столько радости для глаз!
Подрастают мастерицы,
Может быть, и среди нас.
Хохлома, хохлома –
Наше чудо дивное!
Мы рисуем хохлому
Красоты невиданной.
Нарисуем краску
Солнечною краской,
А цветы – огоньки
Красной краской от зари.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка в области декоративно – прикладного искусства для развития творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста
Применение данной методической разработки способствует развитию индивидуальных творческих способностей, накоплению опыта в процессе восприятия декоративно - прикладного искусства, позволяет развивать ...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ НА ТЕМУ: «Использование народного декоративно-прикладного искусства для развития творческого потенциала дошкольников в изобразительной деятельности»
Данная консультация будет полезна воспитателям детских садов, которые работают над данной темой....
статья "Влияние русского декоративно-прикладного искусства на развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста"
Статья "Влияние русского декоративно-прикладного искусства на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста"...
Консультация "Значение декоративно - прикладного искусства в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста"
Консультация для родителей о значении искусства в развитии детей дошкольного возраста....
Влияние декоративно-прикладного искусства на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в рамках реализуемой программы
Декоративно-прикладное искусство – это особый вид искусства, который дает возможность увидеть красоту предмета, понять смысл его существования и имеет свой образный язык, которому присущи обобще...
Консультация для воспитателей. «Значение декоративно-прикладного искусства в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста»
Раннее развитие способности к творчеству уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов. Живопись народных мастеров лежит в основе различных видов деятель...
Сообщение из опыта работы на тему: «Роль декоративно-прикладного искусства в развитии творческих способностей детей»
1слайд. Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие способности детей, развивает в них нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать...