Рабочая программа дополнительного образования
рабочая программа по рисованию (старшая группа) по теме

дополнительное образование по художественно-эстетическому воспитанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл masterskaya_karandasha.docx68.71 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание программы

  1. Пояснительная записка

3

  1. Учебно-тематический план

10

  1. Содержание программы

11

  1. Перспективный план

12

  1. Методическое обеспечение

18

  1. Список литературы

20

  1.           ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  1. Направленность дополнительной общеразвивающей программы.

Дополнительная образовательная программа «Мастерская карандаша» относится к программам художественно-эстетической направленности. Данная программа направлена на всестороннее, гармоничное развитие детей дошкольного возраста, с учётом их возможностей, формирование представления об эстетических признаках объектов окружающего мира, проявление эмоций в процессе восприятия, мышления и воображения.

  1. Новизна дополнительной общеразвивающей программы.

Дошкольный возраст — один из наиболее важных периодов в жизни каждого человека. Именно в этом возрасте закладываются навыки и умения выражать в рисунках задуманное, изображение предметов объективного мира и, развития познания и эстетического восприятия, формируется личность человека.

Художественное творчество в дошкольном возрасте непосредственно влияет на формирование позитивного отношения к действительности, а системные занятия способствуют всестороннему развитию (эстетическому, интеллектуальному, трудовому, физическому) и помогают в подготовке к школе. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует у себя способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета, а также специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки. Нетрадиционные приемы очень привлекательны в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления.   В них используются необычные сочетания материалов и инструментов, несомненным, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология выполнения интересна и доступна детям. Используемые методы позволяют тренировать руку ребенка к письму, позволяют изучить многоцветное изображение предметов, формируют эмоционально-положительное отношение к процессу рисования, способствуют развитию воображения, восприятия и познавательных способностей.

  1. Актуальность дополнительной общеразвивающей программы.

Изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей. Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее  актуальных, как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления.

Художественно-творческая  деятельность – ведущий способ эстетического воспитания, основное средство художественного развития детей. Программа воплощает  новый подход к художественно – творческому развитию дошкольников через обучения нетрадиционным техникам рисования. Важным периодом для развития художественно-творческих способностей детей является дошкольный возраст. Именно в этом возрасте ребенок выражает все свои переживания, фантазии, впечатления об окружающем мире через рисунок. 

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики, на современном этапе изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.

4.Педагогическая целесообразность дополнительной общеразвивающей программы.

Педагогическая целесообразность дополнительной общеразвивающей программы «Мастерская карандаша» заключается в возможности средствами нетрадиционной техники рисования учить детей мыслить нестандартно, раскрыть их творческие способности, приобщить детей к искусству нестандартных изотехнологий. Целесообразность  данной программы мы видим в формировании у воспитанников чувство к прекрасному, в эмоциональном раскрытии детей, в создании условий для межличностного общения.

Цель: программы является развитие интереса детей к изобразительной деятельности и творческой активности в процессе освоения различных художественных техник.

Задачи:

Образовательные:

- учить детей осваивать коммуникативные, языковые, интеллектуальные и художественные способности в процессе рисования.

- закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества.

- освоение приемов и методов практической работы с различными материалами.

- ознакомление детей с нетрадиционными техниками изображения, их применением, выразительными возможностями, свойствами изобразительных материалов;

-овладение учащимися нетрадиционными техниками рисования;

- использование нетрадиционных техник изображения в самостоятельной деятельности учащихся.

-  овладение учащимися элементарных основ реалистического искусства, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного творчества.

- разработка и  самостоятельное изготовление художественных изделий.

- усвоение знаний о правилах техники безопасности при работе в кружке.

- изучение различных природных материалов и подручных средств.

- освоение приёмов и способов работы с различными материалами и инструментами, обеспечивающими изготовление художественных поделок, элементов детского дизайна.

Развивающие

- развитие эмоционально-эстетического восприятия произведений искусства и художественного творчества детей,

- развитие творческого воображения, художественного мышления, зрительной памяти, пространственных представлений, изобразительных способностей.

- помогать ребенку - развивать и открывать мир рисунка,

- развивать мелкую моторику рук.

- развитие у обучающихся навыков работы  с различными материалами.

- формирование  умения  оценивать художественные достоинства произведений искусства.

Воспитательные:

- содействовать гармоничному развитию творческой личности ребенка;  

-  воспитание интереса и любви к искусству,

- воспитание усидчивости, аккуратности и терпения,

- обучение ребёнка творческому подходу к любой работе осуществлять трудовое, эстетическое воспитание дошкольников;

- воспитывать в детях любовь к своей родине, к традиционному народному искусству;

- добиться максимальной самостоятельности детского творчества.

- воспитывать интерес и любовь к изобразительному искусству;

- воспитывать эмоционально-эстетическое и нравственное развитие (сопереживание добру, радость от общения с красотой).

- воспитывать желание самостоятельно видоизменять рисунок, выражая свои чувства, эмоции.

- воспитывать в обучающихся такие качества, как сопереживание и уважение к другим людям через коллективную деятельность на занятиях.

5. Отличительные особенности дополнительной общеразвивающей программы. 

Отличительной особенностью дополнительной общеразвивающей  программы «Мастерская карандаша»  является то, что содержание программы взаимосвязано с программами по художественно-эстетическому воспитанию в дошкольном учреждении. В программе «Мастерская карандаша» представлены различные виды нетрадиционной техники, которые развивают детскую фантазию, воображение, снимают отрицательные эмоции.

Все разделы программы объединяет игровой метод проведения занятий, которые раскрывают огромные потенциальные возможности детей. Так как нетрадиционная техника это свободный творческий процесс, то слово нельзя на занятиях не присутствует, а наоборот существует возможность нарушать правила использования некоторых материалов: а вот пальчиком да в краску.

Предполагается, что освоение основных разделов программы поможет  развитию творческих и коммуникативных способностей дошкольников на основе их собственной творческой деятельности. Реализация дополнительной общеразвивающей  программы «Мастерская карандаша»  создает положительный психологический настрой, способствует творческому раскрытию ребенка.

6. Возраст детей, участвующих в реализации дополнительной общеразвивающей программы.

Возраст детей участвующих в реализации  программы: 5-6 лет.  Дети набираются  в группу одного возраста, в составе 10-15  человек. Для приема в группу необходимо желание и способности ребенка, согласие родителей.

7.  Срок реализации дополнительной общеразвивающей программы.

Программа реализуется в течение 1 года, общий объем образовательной деятельности составляет 36 часов. Программа разделена на отдельные тематические части. Преподаватель строит работу таким образом, чтобы не нарушить целостный педагогический процесс, цели, задачи программы и конкретные перспективы развития детей.

Режим проведения занятий: один раз в неделю. Продолжительность занятия  составляет: для детей 5-6 лет – 25 минут.

8. Формы реализации дополнительной общеразвивающей программы.

Формы организации детей: фронтальная, малыми группами, индивидуальная.

Формы проведения занятий:

- занятие - игра,

- мастер-класс (для родителей),

- творческие встречи.

9. Планируемые  результаты и способы определения их результативности.

- дети самостоятельно используют нетрадиционные материалы и инструменты, владеют навыками нетрадиционной техники рисования и применяют их;

- самостоятельно передают  композицию, используя  технику нетрадиционного рисования;

- выражают свое отношение к окружающему миру через рисунок;

- дают мотивированную оценку результатам своей деятельности;

- проявляют интерес к изобразительной деятельности друг друга.

- умеют находить новые способы для художественного изображения;

- умеют передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.

10.Требования к уровню подготовки выпускников кружка

«Мастерская карандаша».

По окончании кружка дошкольники должны знать:

- терминологию, используемую при обучении;

- материалы и инструменты, используемые в работе;

- правила работы с различными художественными материалами и инструментами;

- виды различных техник рисования;

- приемы выражения своего замысла с помощью рисунка;

- виды декорирования работы.

По окончании кружка дошкольники должны уметь:

- организовать свое рабочее место;

- моделировать и изготавливать различные виды изделий;

- работать с различными художественными материалами ( бумага, акварель, гуашь, восковые мелки, свеча, пластилин и т.д.);

- сочетать различные художественные материалы в одной работе;

- оценивать качество готовой работы.

11.Формы подведения итогов реализации программы.

Способом определения результативности реализации программы дополнительного образования «Мастерская карандаша» является диагностика. Диагностирование детей проводиться в игровой форме, 2 раза в год (сентябрь и май),  Результаты диагностики педагог вносит в диагностическую карту.

Диагностика уровня художественно-эстетического развития ребенка.

Владение специальными художественно-изобразительными знаниями, умениями, навыками.

Технические навыки и умения владения различными материалами.

Высокий уровень 2б.

Умеет правильно держать кисть, карандаш, пользоваться акварельными красками и гуашью. Сознательно применяет выразительные средства в карандашном рисунке.

Средний уровень 1б.

Не всегда правильно держит карандаш и кисть, не совсем правильно пользуется красками. Слабо владеет графичностью карандашного рисунка.

Низкий уровень 0б.

Не умеет держать правильно карандаш и кисть, пользоваться красками. Не владеет графичностью карандашного рисунка.

Владение нетрадиционными техниками рисования.

Высокий уровень 2б.

По собственной инициативе в соответствии с замыслом использует нетрадиционные техники рисования. Экспериментирует с изобразительными материалами для создания художественного образа.

Средний уровень 1б.

Нетрадиционную технику рисования использует фрагментарно, чаще всего после подсказок педагога. Экспериментирует с материалами в основном по предложению педагога.

Низкий уровень 0б.

Нетрадиционную технику рисования использует только под руководством педагога. Не умеет и не желает экспериментировать с изоматериалами для создания художественного образа.

Умение правильно передавать пространственное положение предмета и его частей.

Высокий уровень 2б.

Части предмета расположены верно. Правильно передает в рисунке пространство (близкие предметы – ниже на бумаге, дальние – выше).

Средний уровень 1б.

Расположение частей предмета немного искажено. Есть ошибки в изображение пространства.

Низкий уровень 0б.

Части предмета расположены неверно. Отсутствие ориентировки изображения как в отношении к пространственной ориентации листа,  так и расположении изображаемых предметов по отношению друг к другу.

Умение передавать форму предмета.

Высокий уровень 2б.

Форма сложная, передана точно.

Средний уровень 1б.

Форма простая, есть незначительные искажения. Ребенок делает объект узнаваемым и вычленяет отдельные детали.

Низкий уровень 0б.

Форма не удалась, искажения значительные. Объект неузнаваемый.

Выражение отношения к создаваемому образу через цвет в рисунке.

Высокий уровень 2б.

Умеет выделять смысловой центр посредством контрастности цвета по отношению к второстепенным элементам рисунка. Соответствие цветового решения поставленной изобразительной задаче. Использование в рисунках различных оттенков цвета.

Передача цветовых соотношений как близких к реальным, так и наличие элементов фантазии в цветовых соотношениях.

В декоративном рисовании – наличие гармоничного соотношения цветового решения узора с фоном.

Средний уровень 1б.

Использует цвет как графический материал для передачи контура предмета. Соотнесение цвета с общим содержанием сюжета изображения и его элементов без передачи оттенков – контрастность цветов с четким разделением границ закрашиваемых областей.

Цвет предметный, связан только с конкретным предметом (иногда шаблонным).


2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Название темы

Всего часов

Теория

Практика

   1.

Техника рисования ладошками

3

0.75

2.25

2.

Техника «отпечатки листьев»

2

0.5

1.5

3.

Техника рисования «оттиск поролоном» , «пробкой»

4

1

3

4.

«Пластилинография» (техника рисования пластилином)

3

0.75

2.25

5.

Техника рисования пальцами

3

0.75

2.25

6.

Техника ниткография

1

0.25

0.75

7.

Техника «тычок жесткой полусухой кистью»

7

1.75

5.25

8.

Техника «набрызг»

2

0.5

1.5

9.

Техника печатки

«монотипия»

3

0.75

2.25

10.

Техника рисования «кляксография»

2

0.5

1.5

11.

Техника рисования гуашью

1

0.25

0.75

12.

Техника «смятая бумага»

2

0.5

1.5

Итого:

33

8.25

24.75

           

       

3.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

-Рисование пальчиками: ребенок опускает в пальчиковую краску пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем краска смывается.

-Рисование ладошкой: ребенок опускает в пальчиковую краску ладошку или окрашивает её с помощью кисточки (с 5 лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем краска смывается.

-Тычок жесткой полусухой кистью: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

-Оттиск печатками из картофеля: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.

-Скатывание бумаги: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из неё шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.

-Отпечатки  листьев: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок.

-Оттиск  поролоном: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.

-Техника рисования «Ниткография»: ребенок берёт белый лист бумаги, и сгибает пополам . Набираем краску на нитку с помощью кисти: нить опускаем в краску. Произвольно укладываем нитку с краской петлями и зигзагами на лист бумаги. После того, как смоченная краской нить уложена, ее накрывают вторым листом. Оба листа плотно прижимают друг к другу рукой, а нить вытягивают за конец. 

-Техника «набрызг»: Ее суть состоит в разбрызгивании капель краски. Это сложная техника, у детей она получается не сразу, но, несмотря на это, работа приносит удовлетворение.

Техника печатки «монотипия»: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того, как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка.

Техника «кляксография».  На белый, цветной или тонированный лист бумаги капаем пипеткой тушь или чернила контрастного цвета и эту каплю раздуваем через трубочку для коктейля.

  1.        Перспективный  план кружковой работы.

Тема занятия

Нетрадиционные техники

Задачи

Материал

04.10.2016

«Золотая осень».

Рисование  способом тычка.

Уточнять и расширять представления об осени; продолжать закреплять умения детей наносить один слой краски на другой методом тычка, развивать творчество и фантазию.

Лист, гуашь, две кисточки, маленький листочек для проверки цвета и все принадлежности для рисования.

11.10.2016

«Красивый букет»

Печатание растений

Учить детей работать с хрупким материалом - листьями. Развивать стойкий интерес к рисованию, воображение. Воспитывать аккуратность.

Засушенные листья, краска, кисти, бумага.

18.10.2016

«Разноцветные бабочки».

Монотипия, обведение ладони и кулака.

Познакомить с техникой монотипии, закрепить умения использовать технику монотипия «старая форма новое содержание» (ладошка с сомкнутыми пальцами - большое крыло, кулак - маленькая). Познакомить детей с симметрией, на примере бабочки.

Силуэты симметричных, ассиметричных предметов. Лист бумаги, гуашь, кисть, простой карандаш, принадлежности для рисования.

25.10.2016

«Осенние листочки».

Отпечаток листьев.

Познакомить с техникой печатания листьев. Закрепить умения работать с техникой печати по трафарету. Развивать цветовосприятие. Учить смешивать краски прямо на листьях ил тампонах при печати.

Лист черного цвета, гуашь, поролоновые тампоны трафареты, принадлежности для рисования

01.11.2016

«Животные, которых я сам себе придумал».

Кляксография.

Познакомить с нетрадиционной техникой кляксографии. Учить работать в этой технике. Развивать воображение, творчество, в дорисовывании предметов.

Черная и цветная гуашь, лист, пластмассовая ложка, простой карандаш, восковые мелки, принадлежности для рисования.

08.11.2016

«Загадки»

Ниткография

Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук.

Нитки №10, цветная гуашь, белая бумага.

15.11.2016

«Ежик»

Метод тычка

Развивать эмоционально-чувственное восприятие. Воспитывать отзывчивость

Бумага, гуашь, жесткие кисти

22.11.2016

« По небу тучи бежали, птиц в дальний путь отправляли»

Рисование смятой бумагой.

Учить новому способу рисования, воспитывать интерес к художественному экспериментированию, развивать мелкую моторику.

Газета, листы бумаги, разноцветные краски.

29.11.2016        

«Два петушка».

Рисование ладошкой

Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа (петушки). Развивать воображение, творчество. Воспитать у ребенка художественный вкус.

Цветные карандаши, листы бумаги

06.12.2016

«Снежная семья».

Рисование способом тычка.

Учить рисовать снеговиков разных размеров, закрепить приёмы изображения круглых форм в различных сочетаниях, совершенствовать технику рисования тычком.

Лист, гуашь, две кисточки, маленький листочек для проверки цвета и все принадлежности для рисования.

13.12.2016

«Елочка».

Пластилинография.

Мозаика из пластилина. Учить отрывать от большого куска пластилина маленькие кусочки, катать из них между пальцами  маленькие шарики, выкладывать шариками готовую форму елочки, нарисованную на светлом картоне.

Рисунок с изображением елочки; пластилин.

20.12.2016

«Елочка» (продолжение).

Пластилинография.

 Продолжить мозаику из пластилина.

Рисунок с изображением елочки; пластилин.

27.12.2016

«Ёлочка пушистая, нарядная».

Тычок жёсткой полусухой кистью, рисование пальчиками

Упражнять в технике рисования тычком, полусухой жёсткой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

Листы бумаги, цветная гуашь, жёсткие кисти

10.01.2017

«Мои рукавички».

Оттиск пробкой, рисование пальчиками

Упражнять в технике печатания. Закрепить умение украшать предмет, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность.

Лист бумаги с изображением рукавички, пробки, цветная гуашь.

17.01.2017

«Снеговичок»

Комкание бумаги (скатывание)

Закреплять навыки рисования гуашью, умение сочетать в работе скатывание, комкание бумаги и рисование. Учить дорисовывать картинку со снеговиком (метла, елочка, заборчик и т.д.). Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус.

Гуашь, листы бумаги, салфетки для скатывания, клей ПВА.

24.01.2017

«Снегири на ветке».

Рисование способом тычка.

Формировать у детей обобщённое представление о птицах; пробуждать интерес к известным птицам; расширять знания о перелётных птицах; упражнять в рисовании снегирей.

Лист, гуашь, две кисточки, маленький листочек для проверки цвета и все принадлежности для рисования

31.01.2017

«Нарисуй, что хочешь».

Работа со знакомыми техниками

Развивать воображение, активизировать мыслительную деятельность.

Ящик с 2 отделениями:

1. материал (на чем)

2. инструмент (чем)

07.02.2017

«Мое любимое дерево».

Рисование мазком, монотипия, набрызг.

Учить отражать особенности изображаемого предмета, используя различные нетрадиционные техники.Учить соотносить количество листьев и цвет. Развитие чувства композиции, совершенствовать умение работать в данных техниках.

Пейзажи, гуашь, набор кистей, трафареты и принадлежности для рисования.

14.02.2017

«Зимний пейзаж».

Кляксография.

Развивать фантазию и творчество в рисовании зимнего пейзажа; продолжать учить регулировать силу выдуваемого воздуха, дополнять изображение.

Черная и цветная гуашь, лист, пластмассовая ложка, простой карандаш, гуашь, восковые мелки, принадлежности для рисования.

21.02.2017

«На что похоже?»

Техника монотипии

Знакомить детей с симметрией. Развивать воображение. Продолжать развивать интерес к рисованию

Бумага, согнутая пополам, гуашь 3 цветов, тряпочки

28.02.2017

«Наша улица».

Печатание, набрызг, силуэтное рисование

Развивать наблюдательность, художественный вкус, умение находить средства выразительности.

Листы бумаги, гуашь, кубики для печатания. Манка, тычки, мятая бумага, клей…

07.03.2017

«Букет для мамы».

Рисование ладошками.

Передача образа бутона тюльпана. Продолжить совершенствовать технику.

Листы бумаги с заготовками  вазы и стебля цветка, гуашь, кисти.

14.03.2017

«Какого цвета весна».

Монотипия.

Обогащать и расширять  художественный опыт детей в работе с акварелью, рисованию по мокрой бумаге, смешивая краски

Два альбомных листа на каждого ребенка, акварельные краски, маленькие губки, две емкости с водой, толстые кисточки.

21.03.2017

«Волшебная страна – подводное царство».

Рисование ладошкам

Учить передавать образ, продолжать работу по смешению цветов.

Листы бумаги круглой формы (тарелочки); гуашь.

28.03.2017

«Волшебная страна – подводное царство» (продолжение)

Рисование ладошкам

Учить передавать образ, продолжать работу по смешению цветов.

Листы бумаги круглой формы (тарелочки); гуашь.

04.04.2017

«Звездное небо».

Печать поролоном по трафарету; набрызг

Учить создавать образ звездного неба, используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных техник.

Листы бумаги для рисования, гуашь синего цвета, кисточки, подставки под кисточки, баночки с водой, паралон.

11.04.2017

«Расцвели одуванчики».

Метод тычка.

Закреплять умение самостоятельно рисовать методом тычка цветы, умение рисовать тонкой кисточкой листья и стебли. Расширять знания о весенних цветах.

Тонкая кисточка, листы бумаги, гуашь.

18.04.2017

«Белые лебеди».

Рисование способом тычка

Расширять знания о птицах, пополнять словарный запас детей, воспитывать гуманное отношение к миру животных и птиц;

Лист, гуашь, две кисточки, маленький листочек для проверки цвета и все принадлежности для рисования.

25.04.2017

«Плюшевый медвежонок».

Способ изображения - рисования поролоновой губкой

Помочь детям освоить новый способ изображения - рисования поролоновой губкой, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида, продолжать рисовать крупно, располагать изображение в соответствии с размером листа

Поролон (2шт.), тонкая кисть, гуашь

02.05.2017

«Букет к 9 мая».

Пластилинография.

Знакомство со способом скручивания жгутиком, изготовление цветов из пластилина.

Открытки с цветами, картон, пластилин.

16.05.2017

«Цветочная поляна».  

Рисование ватными палочками

Продолжать учить детей рисовать красками, используя ватные палочки; закреплять знания цветов; формировать интерес и положительное отношение к рисованию.

Тонированные в зелёный цвет листы бумаги для рисования; готовый рисунок – образец, репродукции с изображением цветочной поляны (полевых цветов); гуашь основных цветов, кисточки, непроливайки, салфетки.

23.05.2017

«Цветущая веточка».

Смешенная техника.

Рисование зелени методом тычка, изображение цветов ватными палочками.

Листы бумаги с изображением веток с листочками; гуашь, кисточки, непроливайки, подставки под кисточки, салфетки; ветка с цветами черёмухи или жасмина.

30.05.2017

«Подарок для кошки Мурки».

Разные

Упражнять детей в выкладывании и наклеивании изображения из геометрических фигур; закрепить названия фигур; совершенствовать умение рисовать шарики ватными палочками; воспитывать аккуратность при работе с клеем и красками, желание помочь другу.

Ватные палочки, готовое изображение кошки (из геометрических фигур: голова - круг, уши - маленькие треугольники, туловище - большой треугольник, лапы, хвост - овалы), краски разных цветов, на каждого ребёнка набор геометрических фигур для выкладывания изображения кошки, клей ПВА.        

5. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.

Для успешного решения задач программы необходимо разнообразить формы занятий планируемых по каждой теме, и выбрать ту, которая поможет детям получить необходимую информацию по данному разделу.

Чтобы предлагаемые занятия дали положительный результат педагогу надо к каждому занятию правильно подобрать методы и приемы организации учебно-воспитательного процесса, наглядный и дидактический материал, технические средства оснащения, осуществлять дифференцированный подход к детям, сотрудничать с родителями.

В работе используются различные методы и приемы.

Наглядные методы:

- рассматривание иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, презентаций, наглядных пособий;

- показ способов действия с инструментами и материалами.

Словесные методы:

- беседа,

- использование художественного слова (стихи, загадки, пословицы),

- объяснение способов действия с инструментами и материалами;

- указания, пояснения,

- анализ выполненных работ;

Практические методы:

- обучение способам изображения;

- самостоятельное выполнение детьми рисунков

- использование различных инструментов и материалов для реализации замысла;

 - индивидуальный подход к детям;

Метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребенка в едином творческом процессе);

Мотивационный метод

- убеждение,

- поощрение;

- создание ситуации успеха;

Игровые методы:

- сюрпризные моменты, игровые ситуации;

- пальчиковые игры, динамические упражнения.

Разнообразные занятия дают возможность детям проявить свою индивидуальность, самостоятельность, способствуют гармоничному и духовному развитию личности. При организации работы необходимо постараться соединить игру, труд и обучение. Игровые приемы,

загадки, считалки, тематические вопросы помогают и при творческой работе.

Можно также использовать следующие формы организации занятий: занятие или серия занятий путешествий; занятие-осмысление.

Итогами работы педагога и детей должна стать выставка работ. Руководителю важно помнить, что ни под каким предлогом нельзя отстранять от участия в выставке ребенка.

Методические рекомендации по проведению занятий:

ЧАСТЬ 1. Вводная

Целью вводной части занятия – настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт с детьми.

Основные процедуры работы – чтение сказки, игры по темам, например, игра «Скульптор», «Волшебные картинки», «Оживающие букашки» слушание песенок, (о зиме, о пейзаже «Если видишь на картине…», о насекомых), слушание мелодии «Звуки природы», релаксация,  рассматривание альбомов, произведений искусства, беседы о художниках.

ЧАСТЬ.2. Продуктивная

На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В неё входят художественное слово, игры, объяснение материала, показ, рассказ воспитателя, рассматривание иллюстраций, репродукций, направленные на активизацию познавательной активности, развитие творческих способностей дошкольников.

ЧАСТЬ 3. Завершающая

Цель этой части занятия закрепление полученных знаний посредством создания  рисунков, совместных сюжетно – ролевых игр, викторин. А также закрепление положительных эмоций от работы на занятии. В конце занятия проводится анализ деятельности детей педагогом, старшие дошкольники могут сами оценить итог работы. На практических занятиях организуется мини-выставка творческих работ. На каждом занятии проводится физминутка по теме занятия.

Не исключается оформление рамкой каждой работы, созданной по задумке детей или с помощью руководителя кружка, с использованием нестандартных видов рисования или аппликации. Тем самым развиваются художественно-декоративные способности детей. Для полного завершения оформления работы по всем нормативам прилагается сопроводительная записка с указанием темы занятия и данных о ребёнке и руководителя кружка.

Оборудование:

Кабинет дополнительного образования, соответствующий санитарно-гигиеническим и противопожарным требованиям. Столы, стулья, стеллажи для хранения материалов, инструментов, образцов, методической литературы.

Материалы, инструменты и дополнительные приспособления:

Бумага разного формата и цвета.
Акварельные краски.
Тушь разноцветная.
Пастель, сангина, уголь.
Гуашь.
Восковые мелки.
Трубочки для коктейля.
Ванночки с поролоном.
Баночки для воды.
Кисти круглые и плоские разного размера.
Салфетки. 
Мягкие карандаши, ластики, бумага для эскизов.

Клей ПВА.
Ткань х/б или шелк (подходит и подкладочная).
Кнопки.
Доски для росписи.
Папка для черчения.
Ватман.
Наглядно-иллюстративные и дидактические материалы:

Альбом «художники и их иллюстрации»;

Альбом «Рисуйте с нами»;

Альбом «Народный месяцеслов»;

Игры для восприятия цвета и развития руки;

Ватман;

Обои;

Фломастеры;

Акварель, гуашь, кисточки;

Печати – клише;

Трафареты;

«инструменты» для рисования нетрадиционными способами рисования;

Бусинки, пуговицы;

Пробки.

6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Ашиков В.И., Ашикова С.Г. Рисование. Учебно-наглядные демонстрационные материалы для детей старшего дошкольного возраста. М., 1998.

Бурганова Р.А. Татарский орнамент в изобразительной деятельности. Казань. 2003.

Горькова Л.Г., Обухова Л.А. Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников (подготовительная к школе группа). – М.: ВАКО, 2005. – 192 с. – (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем). Подготовительная к школе группа. М., 2005 .

Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / под ред. Р.Г.Казаковой – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 128 с.

Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников: Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр (средняя, старшая, подготовительная группы). – М.: ВАКО, 2005. – 176 с.– (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).

Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке: Пособие для воспитателя дет.сада. – М.: Просвещение, 1985. – 96 с.

Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред.М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. – 3 – е изд., испр.и доп. – М.: Мозаика – Синтез, 2005. – 208 с.

Ремезова А.А. Играем с цветом. Формирование представлений о цвете у дошкольников 5 – 6 лет: Методика. – Школьная Пресса, 2005. – 96 с.

Салмина Н.Г., Глебова А.О. Учимся рисовать: Клетки, точки и штрихи: Рабочая тетрадь для детей старшего дошкольного возраста. – М.: Вентана – Граф, 2007. – 96 с.: ил. – (Предшкольная пора).

Салмина Н.Г., Глебова А.О. Учимся рисовать: Анализ форм и создание образа: Рабочая тетрадь для детей старшего дошкольного возраста. – М.: Вентана – Граф, 2007. – 64 с.: ил. – (Предшкольная пора).

Салмина Н.Г., Глебова А.О. Учимся рисовать:Графика, живопись и народные промыслы: Рабочая тетрадь для детей старшего дошкольного возраста. – М.: Вентана – Граф, 2007. – 96 с.: ил. – (Предшкольная пора).

Сажина С.Д. Составление рабочих учебных программ для ДОУ. Методические рекомендации.– М.: ТЦ Сфера, 2007. – 112 с. – (Библиотека руководителя ДОУ).

Чумичева Р.М. Дошкольникам о живописи: Кн. Для воспитателя дет.сада. – М.: Просвещение, 1992. – 126 с., 16 л.ил.

Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Старшая группа: Программа, конспекты: пособие для педагогов дошк.учреждений. – М.: Гуманитар.изд.центр.ВЛАДОС, 2003. – 160 с.

Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Подготовительная к школе группа: Программа, конспекты: пособие для педагогов дошк.учреждений. – М.: Гуманитар.изд.центр. ВЛАДОС, 2003. – 176 с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительного образования по реализации программы "От звука к букве. Обучение дошкольников обучению грамоты"Е. В. Колесниковой в старшей группе через кружковую работу.

Программа представляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, слогами, которые помогут детям научиться читать и выполнять звуко - буквенный анализ, а также способствуют развитию м...

«ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Обучение детей элементарным приемам техники «квиллинг» Разработана на основе парциальной программы «Конструирование и ручной труд в детском саду» Л.В

Занятия художественным творчеством имеют большое значение в становлении личности ребенка. Они способствуют раскрытию творческого потенциала личности ребенка, вносят вклад в процесс формирования эстети...

Рабочая программа дополнительного образования (художественно-эстетическое развитие) детская студия «Умелые мастера» Возраст детей: 5 – 6 лет Срок реализации программы: 1 год

Программа «Умелые мастера»  разработана на основании  программы Фешина, Е.В., «Лего-конструирование в детском саду» (2012).Программа реализуется на базе МДОУ «Д...

Рабочая программа дополнительного образования «Выжигание по дереву» (художественно – эстетическое развитие») Возраст детей: 5-7 лет Срок реализации программы – 8 месяцев

Образовательная программа «Выжигание» является модифицированной.  Разработана на основе программы Куруленко Т.Ю.   Книги Стефан Пул «Выжигание по дереву» Москва: &laq...