Перспективный план по самообразованию Тема: Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных приёмов и материалов. (младшая группа, средняя группа)
материал по рисованию (младшая группа) на тему

Довгань Татьяна Владимировна

Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл перспективный план23.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад « Ромашка»

Перспективный план по самообразованию

Тема: Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных приёмов и материалов.

(младшая группа, средняя группа)

 

Довгань Т.В.

воспитатель

Советский

… Это правда! Ну чего же тут скрывать?

Дети любят, очень любят рисовать!

На бумаге, на асфальте, на стене                                                                                                                                                                     И в трамвае на окне…

Э. Успенский

Актуальность:

Актуальность в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка. Изобразительная деятельность, значится одной из самых интересных, она позволяет детям передать то, что их взволновало, вызвало положительное отношение, а иногда и отрицательное.

Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора. Познакомившись с методической литературой различных авторов, таких как пособие Давыдова, Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1 / Давыдова Г.Н. - М.: Издательство Скрипторий, 2007, Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» Часть 2. - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2013, Ремезова, Л.А. Играем с цветом. Формирование представления о цвете у дошкольников 3-4 лет / Ремезова, Л.А. - М.: Школьная пресса, 2004, А.А. Фатеева «Рисуем без кисточки» Ярославль, издательство                                   «Академия развития» - Академия Холдинг» я нашла очень много интересных идей и поставила перед собой цель:         создание условий для развития потенциальных творческих способностей, заложенных в ребёнке, интереса к собственным открытиям через поисковую деятельность.

Задачи:                                                                                                                                                                                                  1. Повысить свой уровень самообразования, изучив учебную, справочную, научно-методическую литературу по теме самообразования;

2. Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования.                                                                                                               3. Учить детей создавать в рисунке свой неповторимый и выразительный образ, используя в рисовании разнообразные материалы и технику, разные способы создания изображения, соединяя в одном рисунке разные материалы.                                                      4. Развивать чувства формы, цвета, ритма, композиции, творческой активности, желание рисовать. Учить видеть и понимать красоту многоцветного мира.                                                                                                                                                                         5. Способствовать развитию у детей творческих способностей посредством использования нетрадиционных техник рисования.

Перспективный план  (младшая группа)

Дата

с детьми

с педагогами

с родителями

Сентябрь- октябрь 2016г.

Знакомить с методами и приёмами нетрадиционной технике рисования                (игры)

Консультация на тему:                           «Цвет как одно из главных средств развития художественных способностей дошкольников через нетрадиционную технику рисования»

Консультация на собрании «Нетрадиционные техники рисования в совместной деятельности детей и родителей»

Ноябрь -декабрь

Обучение рисованию ладошками, пальчиками.

ННОД «Дерево дружбы». Самостоятельная деятельность детей в центре изо-деятельности.

Консультация на тему: «Нетрадиционные техники рисования в работе по здоровьесбережению»                              

Индивидуальная работа с родителями, показ и объяснение как можно сделать печатки из картофеля.

Январь-февраль

Коллективная работа на тему «Ёлочка  нарядная»                                     (рисование пальчиками, оттиск поролоном). – 09.01.17г. Обучение оттиск печатками из картофеля. Самостоятельная деятельность детей в центре изо-деятельности.

Сборник                                                «Нетрадиционная техника рисования» (для воспитателей)https://solncesvet.ru/netradicionnaya-tehnika-risovaniya--sbor.219698/

Консультация на тему                                    «Как организовать домашнее занятие по рисованию»

Март- апрель

Выставка рисунков к 8 марта  «Букет тюльпанов» (рисование ладошками). Дать детям самим экспериментировать с изобразительными средствами. Знакомство с новым видом: кляксография                              (трубочка) Самостоятельная деятельность детей в центре изо-деятельности.

Индивидуальные консультации с педагогами.

Выставка детских работ.

Май

Закрепление материала. Украшаем бабочку, рыбок и т.д. Самостоятельная деятельность детей в центре изо-деятельности.

Дидактические игры, пальчиковые игры и упражнения для развития творчества и воображения детей.(сборник и презентация)

Анкетирование родителей.

Работу над данной темой я начала с детьми второй младшей группы. Первый этап заключался в выявлении уровня знаний, умений и навыков детей по данному вопросу. С этой целью мной была проведена диагностика разработанная автором Г.А.Урунтаевой. Знания, умения и навыки детей по изучаемой проблеме оцениваются по следующим уровням: Высокий уровень – ребенок имеет полное представление о нетрадиционных методах рисования, умеет самостоятельно использовать различные техники в своих работах, не испытывает затруднения при выполнении познавательной задачи, умеет формулировать вывод.

Средний уровень – ребенок имеет частичное представление о нетрадиционных методах рисования, но иногда использует помощь взрослого. При решении задач требуются наводящие вопросы.

Низкий уровень – ребенок испытывает значительные трудности при решении познавательной задачи. Ребенок требует помощь на каждом этапе работы.  

Уровень показателей достижений в овладении нетрадиционными техниками рисования детей II младшей группы сентябрь 2016 год.                                                                                                                                                                          

У большинства детей наблюдаются хорошие результаты: низкий уровень составил 11,5 %, средний уровень - 57,5 %, высокий уровень - 31 %. Продолжая работать над техникой нетрадиционного рисования в течение всего учебного года с детьми, мы получили следующие результаты (май 2017 г.): низкий уровень 0%, средний уровень составил 60.3% ,высокий уровень увеличился на 39.7 %.  

 Рисование нетрадиционными техниками вызывает у детей особый интерес, поэтому я продолжила свою работу в этом направлении дальше с детьми средней группы в овладении навыками по нетрадиционному рисованию.

Перспективный план в средней группе (2017-2018 уч. год)

Дата

с детьми

с педагогами

с родителями

Сентябрь-октябрь

Знакомство с техникой «Отпечатки листьев». ННОД на тему: «Осенние настроение». Подготовить работы на выставку рисунков для родителей. Выставка рисунков «Краски осени».

Консультация. «Нетрадиционные техники рисования

с детьми с ОВЗ»

Анкетирование родителей на тему  «Любит ли Ваш ребёнок рисовать?»

Ноябрь-декабрь

Пальчиковая гимнастика «Зайка», «Кошка», «Ёжик». Занятие: Тема «Заяц» (методом «тычка») Самостоятельная деятельность детей в центре изо-деятельности.

Консультация «Рисование скотчем».

Советы родителям: Зачем и почему дети рисуют?

Январь- февраль

Коллективная работа Тема: «Снежинки»   (печать по трафарету)                             Занятие на тему: «Морозные узоры на окне»  (свеча+акварель) Самостоятельная деятельность детей в центре изо-деятельности.

Выставка детских работ             «Умелые ручки»

 «Развитие творческих способностей детей» (Памятки)

Март-апрель

Тема: «Раз матрёшка, два матрёшка»

(нанесение узоров при помощи рисования пальчиками и ватными палочками; смешивание красок) Самостоятельная деятельность детей в центре изо-деятельности.

Консультация для воспитателей «Рисование пластилином»

«Использование нетрадиционных техник и материалов в совместном творчестве».

Май

Занятие: Тема: «Увлекательное путешествие» (различные нетрадиционные техники)

Самостоятельная деятельность детей в центре изо-деятельности.

Консультация для молодых педагогов «Традиционные и нетрадиционные техники рисования в ДОУ»

«Увлекательное рисование» (Папка-передвижка)

Диагностика детей средней группы на начало учебного года 2017-2018 года (сентябрь месяц) включило три задания. Первое задание представляет собой умение детей делать отпечатки ладоней и дорисовывать их до определенного образца. Для выполнения задания дети зарисовывали свою ладонь желтой краской (гуашь). Далее делали отпечаток ладони на бумагу и дорисовывали полученному солнышку глаза и рот.

Второе задание представляет собой изучение владения приемом «тычка» - работа полусухой жесткой кистью. Для выполнения задания детям предлагалось набрать гуашь на сухую кисть и закрасить контур методом «тычка».                             Третье задание - умение детей печатать печатками из поролона, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность.                                                                                                                                                                                                                                                                              Я получила следующие результаты диагностики - низкий уровень-3,3%,средний уровень - 48,4 %, высокий уровень - 48,3 %. Мной был разработан перспективный план работы с детьми среднего дошкольного возраста и по работе с родителями, педагогами. Важным условием успеха этой работы явились систематические, целенаправленные, планомерные занятия на протяжении всего учебного года. Уровень показателей достижений в овладении нетрадиционными техниками рисования детей средней группы май 2014- учебный год. Я получила следующие результаты диагностики - низкий уровень-0%,средний уровень – 50% %, высокий уровень - 50%. Проанализировав результаты по всем трем заданиям, я пришла к выводу, что особое внимание нужно уделить развитию у детей средней группы знаний, навыков и умений в следующих техниках нетрадиционного рисования: знания о приемах печати печатками. Во время работы я столкнулась с проблемой, дети боятся рисовать, потому что, как им кажется, они не умеют, и у них ничего не получится.      Особенно это заметно в средней группе, где навыки изобразительной деятельности у детей еще слабо развиты, формообразующие движения сформированы не достаточно. Детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. Стимулом побудить детей к деятельности, заставить их поверить в то, что они очень просто могут стать маленькими художниками и творить чудеса на бумаге. И мне удалось найти то, что нужно. Я воспользовалась опытом работы своих коллег в области обучения детей рисованию. А позже переработала его, внесла свои коррективы.    

 Для решения этой проблемы стала изучать методическую литературу ученых, психологов, педагогов по развитию детского творчества в изобразительной деятельности. Это Т. Н. Доронова, Т. С. Комарова, Е. И. Игнатьев, Н. Н. Палагина, Е. С. Романова, Т. Т. Цквитария и других. Планирую провести «День выходного дня», заинтересовать родителей техникой нетрадиционного рисования и пополнить предметно-развивающую среду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности с использованием природного материала.

Общение с природным материалом, кладовой для развития детского творчества, обогащает ребенка. Работая по программе «Радуга» и рассмотрев содержание области «Художественное творчество» мы о...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Развитие творческих способностей детей средствами изобразительной деятельности через использование различных материалов и техник «Умелые ручки»»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Развитие творческих способностей детей средствами изобразительной деятельности через использование различных материалов и техник &la...

Отчёт по теме самообразования «Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных приёмов и материалов»

Отчет по темксамообразования "Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности с использоваием нетр. приёмов и материлов.( все возрастные группы)...

Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных приёмов и материалов.

Цель: создание условий для развития потенциальных творческих способностей, заложенных в ребёнке, интереса к собственным открытиям через поисковую деятельность.Задачи:1. Повысить свой уровень самообраз...

«Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности через использование мультимейдийных технологий»

Работа с мультимедия в процессе развития творческих способностей дошкольников.Со временем в ДОУ на помощь педагогу пришли мультимейдийные технологии, которые облегчили подготовку к процессу образовате...

Мастер-класс для родителей «Развитие творческих способностей дошкольников в изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных технологий»

Мастер-класс "Развитие творческих способностей дошкольников  в изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных технологий" предназначен для родителей с целью формирования...