Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных приёмов и материалов.
материал по конструированию, ручному труду
Цель: создание условий для развития потенциальных творческих способностей, заложенных в ребёнке, интереса к собственным открытиям через поисковую деятельность.
Задачи:
1. Повысить свой уровень самообразования, изучив учебную, справочную, научно-методическую литературу по теме самообразования;
2. Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования. 3. Учить детей создавать в рисунке свой неповторимый и выразительный образ, используя в рисовании разнообразные материалы и технику, разные способы создания изображения, соединяя в одном рисунке разные материалы. 4. Развивать чувства формы, цвета, ритма, композиции, творческой активности, желание рисовать. Учить видеть и понимать красоту многоцветного мира. 5. Способствовать развитию у детей творческих способностей посредством использования нетрадиционных техник рисования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_tvorcheskih_sposobnostey_detey.docx | 37.75 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Дмитриевская СОШ» (дошкольные группы)
Тема по самообразованию воспитателя
группы раннего возраста
Развитие творческих способностей детей
в изобразительной деятельности
с использованием нетрадиционных
приёмов и материалов.
Воспитатель: Гольченко
Ирина Александровна
2019-2020г.г.
… Это правда! Ну чего же тут скрывать?
Дети любят, очень любят рисовать!
На бумаге, на асфальте, на стене И в трамвае на окне…
Э. Успенский
Актуальность
заключается в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка. Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринуждённости, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально-положительное отношение к деятельности. Изобразительная деятельность, значится одной из самых интересных, она позволяет детям передать то, что их взволновало, вызвало положительное отношение, а иногда и отрицательное. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребёнка индивидуальна, неповторима.
Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Кроме того, совместная деятельность, увлечённость общим делом способствуют речевому развитию ребёнка и через межличностное взаимодействие. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора. Познакомившись с методической литературой различных авторов, таких как пособие Давыдова, Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1 / Давыдова Г.Н. - М.: Издательство Скрипторий, 2007, Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» Часть 2. - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2013, Ремезова, Л.А. Играем с цветом. Формирование представления о цвете у дошкольников 3-4 лет / Ремезова, Л.А. - М.: Школьная пресса, 2004, А.А. Фатеева «Рисуем без кисточки» Ярославль, издательство «Академия развития» - Академия Холдинг» я нашла очень много интересных идей и поставила перед собой
цель: создание условий для развития потенциальных творческих способностей, заложенных в ребёнке, интереса к собственным открытиям через поисковую деятельность.
задачи:
1. Повысить свой уровень самообразования, изучив учебную, справочную, научно-методическую литературу по теме самообразования;
2. Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования. 3. Учить детей создавать в рисунке свой неповторимый и выразительный образ, используя в рисовании разнообразные материалы и технику, разные способы создания изображения, соединяя в одном рисунке разные материалы. 4. Развивать чувства формы, цвета, ритма, композиции, творческой активности, желание рисовать. Учить видеть и понимать красоту многоцветного мира. 5. Способствовать развитию у детей творческих способностей посредством использования нетрадиционных техник рисования.
Перспективный план (группа раннего возраста)
Дата | с детьми | с педагогами | с родителями |
Сентябрь- октябрь | Знакомить с методами и приёмами нетрадиционной техники рисования Знакомство с техникой «принт». ООД на тему: «Красивые листочки». Подготовить работы на выставку рисунков для родителей. | Консультация на тему: «Как выучить цвета» | Консультация на собрании «Зачем детям нетрадиционные техники?» Анкетирование родителей на тему «Выявление интереса у детей к изобразительному искусству» |
Ноябрь -декабрь | Обучение рисованию ладошками, пальчиками. ООД «Осеннее дерево». ООД «Как зайка спятался» (методом «тычка») Пальчиковая гимнастика «Зайка», «Кошка», «Ёжик». Самостоятельная деятельность детей в уголке изо-деятельности. | Консультация на тему: «Нетрадиционные техники рисования в работе по здоровьесбережению» Консультация «Рисование ладошками». | Индивидуальная работа с родителями, показ и объяснение как можно сделать печатки из подручных средств. Советы родителям: Зачем и почему дети рисуют? |
Январь-февраль | Коллективная работа «Ёлочка нарядная» (рисование пальчиками, оттиск поролоном). Коллективная работа ООД «Снежинки» (печать по трафарету) ООД «Морозные узоры на окне» (свеча+акварель) Самостоятельная деятельность детей в уголке изо-деятельности | Сборник «Нетрадиционная техника рисования» (для воспитателей)https://solncesvet.ru/netradicionnaya-tehnika-risovaniya--sbor.219698/ Выставка детских работ «Умелые ручки» | Консультация на тему «Как организовать домашнее занятие по рисованию» «Развитие творческих способностей детей» (памятки) |
Март- апрель | Выставка рисунков к 8 марта «Букет тюльпанов» (рисование ладошками). Дать детям самим экспериментировать с изобразительными средствами. Знакомство с новым видом: кляксография (трубочка) Самостоятельная деятельность детей в центре изо-деятельности. ООД «Раз матрёшка, два матрёшка» (нанесение узоров при помощи рисования пальчиками и ватными палочками; смешивание красок) Самостоятельная деятельность детей в центре изо-деятельности. | Индивидуальные консультации с педагогами. «Рисование пластилином» (консультация для воспитателей) | Выставка детских работ. «Использование нетрадиционных техник и материалов в совместном творчестве». |
Май | Закрепление материала. Украшаем бабочку, рыбок и т.д. Самостоятельная деятельность детей в центре изо-деятельности. ООД «Увлекательное путешествие» (различные нетрадиционные техники) Самостоятельная деятельность детей в уголке изо-деятельности. Заполнение диагностической карты по методике Г.А. Урунтаевой. | Дидактические игры, пальчиковые игры и упражнения для развития творчества и воображения детей.(сборник и презентация) Консультация для молодых педагогов «Традиционные и нетрадиционные техники рисования в ДОУ» | Анкетирование родителей. «Увлекательное рисование» (папка-передвижка) |
Работу над данной темой я начала с детьми группы раннего возраста. Первый этап заключался в выявлении уровня знаний, умений и навыков детей по данному вопросу. С этой целью мной была проведена диагностика разработанная автором Г.А.Урунтаевой. Знания, умения и навыки детей по изучаемой проблеме оцениваются по следующим уровням: Высокий уровень – ребенок имеет полное представление о нетрадиционных методах рисования, умеет самостоятельно использовать различные техники в своих работах, не испытывает затруднения при выполнении познавательной задачи, умеет формулировать вывод.
Средний уровень – ребенок имеет частичное представление о нетрадиционных методах рисования, но иногда использует помощь взрослого. При решении задач требуются наводящие вопросы.
Низкий уровень – ребенок испытывает значительные трудности при решении познавательной задачи. Ребенок требует помощь на каждом этапе работы.
Уровень показателей достижений в овладении нетрадиционными техниками рисования детей II младшей группы сентябрь 2016 год.
У большинства детей наблюдаются хорошие результаты: низкий уровень составил 11,5 %, средний уровень - 57,5 %, высокий уровень - 31 %. Продолжая работать над техникой нетрадиционного рисования в течение всего учебного года с детьми, мы получили следующие результаты (май 2017 г.): низкий уровень 0%, средний уровень составил 60.3% ,высокий уровень увеличился на 39.7 %.
Рисование нетрадиционными техниками вызывает у детей особый интерес, поэтому я продолжила свою работу в этом направлении дальше с детьми средней группы в овладении навыками по нетрадиционному рисованию.
Диагностика детей средней группы на начало учебного года 2017-2018 года (сентябрь месяц) включило три задания. Первое задание представляет собой умение детей делать отпечатки ладоней и дорисовывать их до определенного образца. Для выполнения задания дети зарисовывали свою ладонь желтой краской (гуашь). Далее делали отпечаток ладони на бумагу и дорисовывали полученному солнышку глаза и рот.
Второе задание представляет собой изучение владения приемом «тычка» - работа полусухой жесткой кистью. Для выполнения задания детям предлагалось набрать гуашь на сухую кисть и закрасить контур методом «тычка». Третье задание - умение детей печатать печатками из поролона, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность. Я получила следующие результаты диагностики - низкий уровень-3,3%,средний уровень - 48,4 %, высокий уровень - 48,3 %. Мной был разработан перспективный план работы с детьми среднего дошкольного возраста и по работе с родителями, педагогами. Важным условием успеха этой работы явились систематические, целенаправленные, планомерные занятия на протяжении всего учебного года. Уровень показателей достижений в овладении нетрадиционными техниками рисования детей средней группы май 2014- учебный год. Я получила следующие результаты диагностики - низкий уровень-0%,средний уровень – 50% %, высокий уровень - 50%. Проанализировав результаты по всем трем заданиям, я пришла к выводу, что особое внимание нужно уделить развитию у детей средней группы знаний, навыков и умений в следующих техниках нетрадиционного рисования: знания о приемах печати печатками. Во время работы я столкнулась с проблемой, дети боятся рисовать, потому что, как им кажется, они не умеют, и у них ничего не получится. Особенно это заметно в средней группе, где навыки изобразительной деятельности у детей еще слабо развиты, формообразующие движения сформированы не достаточно. Детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. Стимулом побудить детей к деятельности, заставить их поверить в то, что они очень просто могут стать маленькими художниками и творить чудеса на бумаге. И мне удалось найти то, что нужно. Я воспользовалась опытом работы своих коллег в области обучения детей рисованию. А позже переработала его, внесла свои коррективы.
Для решения этой проблемы стала изучать методическую литературу ученых, психологов, педагогов по развитию детского творчества в изобразительной деятельности. Это Т. Н. Доронова, Т. С. Комарова, Е. И. Игнатьев, Н. Н. Палагина, Е. С. Романова, Т. Т. Цквитария и других. Планирую провести «День выходного дня», заинтересовать родителей техникой нетрадиционного рисования и пополнить предметно-развивающую среду.
Список использованной литературы:
1. А. А. Фатеева "Рисуем без кисточки"
2. Т. Н. Давыдова "Рисуем ладошками"
3. Г. Н. Давыдова "Нетрадиционная техника рисования в детском саду"- М. 2007г.
4. И. А. Лыкова "Цветные ладошки"
5. Журналы "Дошкольное воспитание", " Воспитатель".
6. А. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»
7. И. А. Лыкова - «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных
учреждений».Литература.
8.Аверьянова А. П. «Изобразительная деятельность в детском саду» - М., 2004г.
9.Александрова Т. Н. «Чудесная клякса», - М., 1998г.
10.Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - М. 2007г.
11.Кожохина С. К. «Сделаем жизнь наших малышей ярче» - Ярославль, 2007г.
12.Лыкова И. А. «Цветные ладошки», - М., 1996г.
13.ТРИЗ в изодеятельности. - г. Набережные Челны, 2007г.
14.Утробина К. К. «Рисованием тычком» - М., 2004г.
15.Галанов А. С., Корнилова С. Н., Куликова С. Л. Занятия с дошкольниками по изобразительному
искусству. – М: ТЦ «Сфера», 2000. – 80с.
16. https://nsportal.ru/sites/default/files/2018/02/27/diagnostika_uruntaevoy.pdf
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие творческих способностей в изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных технологий».
Мастер класс для родителей с детьми «Развитие творческих способностей в изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных технологий»....
Мастер - класс для родителей "Развитие творческих способностей в изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных технологий"
Мастер - класс для родителей "Развитие творческих способностей в изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных технологий", рассказывает о нетрадиционных технологий в развитии тво...
Мастер-класс для родителей на тему: «Развитие творческих способностей в изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных технологий».
Мастер-класс для родителей на тему: «Развитие творческих способностей в изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных технологий»....
Мастер- класс «Развитие творческих способностей в изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных технологий».
Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции....
Опыт работы по нетрадиционному рисованию: «Развитие творческих способностей в изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных технологий».
Рисование, как часть изобразительной деятельности является одним из важнейших средств познания мира и развитие знаний эстетического восприятия, т.к. оно связано с самостоятельной, практической и творч...
Мастер-класс для родителей. Тема: «Развитие творческих способностей в изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных технологий»
В помощь педагогам...
Мастер-класс для родителей «Развитие творческих способностей в изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных технологий»
Основная идея по работе с нетрадиционными техниками способствует развитию детской художественной одаренности, личностному интеллектуальному развитию детей, развивает память, психику, творчество, подго...