Интеграция образовательной области
консультация по рисованию на тему
Интеграция образовательной области "Художественное творчество"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integratsiya.docx | 22.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Интеграция образовательной области
«Художественное творчество».
Основополагающий принцип развития современного дошкольного образования - принцип интеграции образовательных областей.
Содержание образовательной области «Художественное творчество» направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении. Каждая образовательная область направлена на развитие какой-либо детской деятельности и основана на ней: «Художественное творчество» - продуктивной.
Понятие интеграции относится к общенаучным и заимствовано педагогической наукой из философии, где интеграция понимается как сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов.
Содержание образовательной области «Художественное творчество» интегрируется с содержанием таких образовательных областей, как:
- «Коммуникация» (развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности),
- «Познание» (формирование целостной картины мира, расширение кругозора в части изобразительного искусства, творчества),
- «Безопасность» (формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах продуктивной деятельности),
- «Труд» (формирование трудовых умений и навыков, адекватных возрасту воспитанников, трудолюбия в различных видах продуктивной деятельности),
- «Музыка»,
- «Чтение художественной литературы»,
- «Физическая культура» (развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства).
Самые простые примеры интеграции детской деятельности -
интеграция музыкально-художественной и продуктивной деятельностей (рисование, лепка, аппликация и слушание соответствующей музыки).
Использование адекватных форм образовательной работы для решения психолого-педагогических задач двух и более образовательных областей:
Так, например, в ходе создания коллективного панно по какой-либо теме воспитатель, работающий в логике «предметного» принципа, в первую очередь, будет решать специфические задачи образовательной области «Художественное творчество» (учить детей вырезать геометрические фигуры, составлять из них композицию, создавать определенный аппликационный образ, правильно пользоваться кистью при наклеивании элементов аппликации и т.п.).
Это не означает того, что дети при этом не будут общаться (со взрослым и сверстниками) или расширять представления (по крайней мере, на интуитивном уровне) о свойствах предметов и т.д., просто всё, что окажется за пределами образовательной области «Художественное творчество», будет являться второстепенным для воспитателя, работающего в логике «предметного» принципа.
Педагог, работающий в логике интегративного подхода, изначально не ограничится постановкой лежащих на поверхности задач образовательной области «Художественное творчество».
Он воспользуется указанной формой работы также и для того, чтобы:
- создать ситуацию, стимулирующую эмоциональный отклик на проживаемое детьми событие, которое каким-либо образом отражается в тематике и содержании изготавливаемого панно («Социализация»);
- продолжить формирование умений детей работать во взаимодействии (договариваться, распределять обязанности, организовывать коллективный труд) («Коммуникация»);
- закрепить у детей понятие формы, а также представления об основных и оттеночных цветах («Познание»);
- обратить внимание детей на возможные источники опасности в ходе создания коллективного панно, сформировать представление о способах безопасного поведения в данной и аналогичных ситуациях («Безопасность»).
При реализации образовательной области «Художественное творчество» педагоги должны учитывать, что в основу программы положен принцип интеграции содержания дошкольного образования как альтернатива предметному принципу построения образовательных программ.
При реализации данной образовательной области интеграция в первую очередь должна проявляться внутри самой области. Это значит, что в работе с детьми не должно быть жёсткого разделения продуктивных видов деятельности, а максимально должно осуществляться их взаимопроникновение. Так, например, дети лепят, потом украшают свою работу узором и используют созданные фигурки в настольном театре.
Внешняя интеграция проявляется во взаимопроникновении образовательных областей. Это значит, что одновременно с развитием художественного творчества постоянно проводится работа над развитием интегративных качеств личности ребёнка.
Для полноценной реализации образовательной области «Художественное творчество» педагогу необходимо:
- обогащать восприятие детей художественными впечатлениями и способствовать эмоциональному постижению ребёнком окружающей его действительности;
- развивать воображение детей и целенаправленно формировать изобразительные умения и навыки.
Формировать интересы, эстетические потребности дошкольников можно по-разному. Но говорить об эффективности воздействия можно лишь тогда, когда ребёнок уже способен отображать свои впечатления, представления, передавать своё отношение ко всему, что его интересует, волнует, занимает в окружающем мире. И тогда способ создания художественно выразительного образа он уже выбирает в соответствии с тем, что умеет, какие навыки приобрёл. Но вот что примечательно: часто эти умения не удовлетворяют его. В чем причина? Прежде всего в том, что ребёнок недостаточно владеет основами изобразительной грамоты. Именно теми навыками, что дают определенную изобразительную свободу.
Один из компонентов изобразительной грамоты – художественные техники. Для дошкольных учреждений многие неклассические, или так называемые нетрадиционные, техники (монотипия, кляксография, ниткография и другие) уже давно традиционное явление. Однако увлечение ими не должно стать самоцелью, т. к. у ребёнка постепенно формируется определенный изобразительный стереотип. Он приводит к тому, что данную технику, в частности монотипию, малыш соотносит теперь только с одним изображением – бабочкой. Дальше этого образа он уже ничего не видит.
Суть нетрадиционной техники в том, что раскрыть содержание задуманного образа можно любыми выразительными средствами. Требуется показать ребёнку, что техника, хотя и имеет значение, все же выступает в качестве «вспомогательного кирпичика» в построении образа. Техника способствует решению изобразительной задачи, а не подменяет процесс обучения легким экспериментом. На практике в детском саду нетрадиционные техники предполагают решение следующих задач:
- расширение представлений о художественной выразительности рисунка;
- развитие изобразительных умений и навыков;
- создание условий для формирования творческой активности.
Искусство – одна из важнейших областей духовной жизни человечества, художественного творчества. Интеграция искусств помогает сформировать в сознании детей целостную картину мира, способствует осознанию собственной значимости.
Синкретическая особенность искусства становится педагогическим ориентиром,так как дети дошкольного возраста осваивают и воспроизводят действительность в интегрированной деятельности через уникальную систему образов, изобразительно-выразительных средств в:
- речевой деятельности – средством выразительности является слово (интонация, голос, звуки, фонемы, ритм, образные определения);
- музыке – интонация, мелодия, ритм, гармония, динамика;
- продуктивной деятельности – форма, линия, штрих, цвет, композиция, ритм, материал;
- движении – жесты, мимика, позы.
Наблюдения показывают, что представление об образе ребёнок передаёт и воплощает целостно. Например. Образ дождя дети передают разными выразительными средствами:
- цветом, линиями, формой, при этом используется различный материал (бумага, ткань, клей, бусины т.д.);
- звуком, используются звучащие материалы или музыкальные инструменты (шуршащяя бумага, ореховые скорлупки, металлические трубочки, свистульки, металлофон, треугольник, вода и т. д);
- двигательными импровизациями с различными предметами (ленты, газовые платки, шарфы, дождь из фольги, мыльные пузыри и т. д).
Образ выступает центром, основной единицей, объединяющей в себе музыку, слово, движение, цвет, форму, время. Это объединение даёт возможность интеграции содержания целостного развития ребёнка. Эффективной формой организации художественно-творческой деятельности детей в дошкольном учреждении являются групповые творческие проекты. Успешность творческого процесса будет зависеть от того, насколько органично (соразмерно этапам развития) осуществляется включение ребёнка в творческую деятельность и насколько формы, средства и методы этой деятельности адекватны творческим целям и задачам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Образовательная область: Познание Возрастная группа: Подготовительная к школе группа Тема: «Солнце – большая звезда» Интеграция образовательных областей: Художественное творчество
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИОбразовательная область: ПознаниеВозрастная группа: Подготовительная к школе группаТема: «Солнце – большая звезда»Интеграция образовательных ...
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Образовательная область: Познание Возрастная группа: Подготовительная к школе группа Тема: «Солнце – большая звезда» Интеграция образовательных областей: Художественное творчество
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИОбразовательная область: ПознаниеВозрастная группа: Подготовительная к школе группаТема: «Солнце – большая звезда»Интеграция образовательных ...
Интеграция образовательной области «Безопасность» с другими образовательными областями по задачам и содержанию психолого-педагогической работы, а также по средствам организации и оптимизации образовательного процесса.
Дошкольное образование призвано обеспечить создание основного фундамента развития ребенка. В современной системе дошкольного образования складываются новые модели организации воспитательно-образовател...
Развитие творческой личности детей дошкольного возраста через интеграцию образовательных областей Выступление на педагогических чтениях по теме: «Реализация комплексно – тематического принципа и принципа интеграции в образовательной практике детского сад
Развитие творческой личности детей дошкольного возраста через интеграцию образовательных областейВыступление на педагогических чтенияхпо теме:«Реализация комплексно – тематического принципа и принципа...
План-конспект непосредственно образовательной деятельности старшей группы по образовательной области «Речевое развитие» с интеграцией образовательных областей
план-конспект "Мой любимый город"....
Конспект Непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Художественно - эстетическое развитие» (музыка) с интеграцией образовательных областей. На тему: «Русский сарафан в музыке и живописи" (старшая группа)
«Давайте детям больше и больше содержания общего,человеческого, мирового, но преимущественно старайтесьзнакомить их с этим через родные и национальные явления».В. Г.БелинскийСейчас очень актуальна про...
Конспект организованной образовательной деятельности во II младшей группе «Калинка» Тема: «Чудеса леса» Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие» Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», « Познавательное развитие
Конспект организованной образовательной деятельностиво II младшей группе «Калинка»Тема: «Чудеса леса»Приоритетная образовательная область: «Познавательн...