Интеграция образовательной области
консультация по рисованию на тему

Сурских Галина Васильевна

Интеграция образовательной области "Художественное творчество"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integratsiya.docx22.06 КБ

Предварительный просмотр:

      Интеграция образовательной области

           «Художественное творчество».

      Основополагающий принцип развития современного дошкольного образования - принцип интеграции образовательных областей.

     Содержание образовательной области «Художественное творчество» направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении. Каждая образовательная область направлена на развитие какой-либо детской деятельности и основана на ней: «Художественное творчество» - продуктивной.

     Понятие интеграции относится к общенаучным и заимствовано педагогической наукой из философии, где интеграция понимается как сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов.

      Содержание образовательной области «Художественное творчество» интегрируется с содержанием таких образовательных областей, как:

  • «Коммуникация» (развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности),
  • «Познание» (формирование целостной картины мира, расширение кругозора в части изобразительного искусства, творчества),
  • «Безопасность» (формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах продуктивной деятельности),
  • «Труд» (формирование трудовых умений и навыков, адекватных возрасту воспитанников, трудолюбия в различных видах продуктивной деятельности),
  • «Музыка»,
  •  «Чтение художественной литературы»,
  • «Физическая культура» (развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства).

       Самые простые примеры интеграции детской деятельности -

интеграция музыкально-художественной и продуктивной деятельностей (рисование, лепка, аппликация и слушание соответствующей музыки).

       Использование адекватных форм образовательной работы для решения психолого-педагогических задач двух и более образовательных областей:

     Так, например, в ходе создания коллективного панно по какой-либо теме воспитатель, работающий в логике «предметного» принципа, в первую очередь, будет решать специфические задачи образовательной области «Художественное творчество» (учить детей вырезать геометрические фигуры, составлять из них композицию, создавать определенный аппликационный образ, правильно пользоваться кистью при наклеивании элементов аппликации и т.п.).

       Это не означает того, что дети при этом не будут общаться (со взрослым и сверстниками) или расширять представления (по крайней мере, на интуитивном уровне) о свойствах предметов и т.д., просто всё, что окажется за пределами образовательной области «Художественное творчество», будет являться второстепенным для воспитателя, работающего в логике «предметного» принципа.

      Педагог, работающий в логике интегративного подхода, изначально не ограничится постановкой лежащих на поверхности задач образовательной области «Художественное творчество».

      Он воспользуется указанной формой работы также и для того, чтобы:

  • создать ситуацию, стимулирующую эмоциональный отклик на проживаемое детьми событие, которое каким-либо образом отражается в тематике и содержании изготавливаемого панно («Социализация»);
  • продолжить формирование умений детей работать во взаимодействии (договариваться, распределять обязанности, организовывать коллективный труд) («Коммуникация»);
  • закрепить у детей понятие формы, а также представления об основных и оттеночных цветах («Познание»);
  • обратить внимание детей на возможные источники опасности в ходе создания коллективного панно, сформировать представление о способах безопасного поведения в данной и аналогичных ситуациях («Безопасность»).

     При реализации образовательной области «Художественное творчество» педагоги должны учитывать, что в основу программы положен принцип интеграции содержания дошкольного образования как альтернатива предметному принципу построения образовательных программ.

      При реализации данной образовательной области интеграция в первую очередь должна проявляться внутри самой области. Это значит, что в работе с детьми не должно быть жёсткого разделения продуктивных видов деятельности, а максимально должно осуществляться их взаимопроникновение. Так, например, дети лепят, потом украшают свою работу узором и используют созданные фигурки в настольном театре.

     Внешняя интеграция проявляется во взаимопроникновении образовательных областей. Это значит, что одновременно с развитием художественного творчества постоянно проводится работа над развитием интегративных качеств личности ребёнка.

    Для полноценной реализации образовательной области «Художественное творчество» педагогу необходимо:

  • обогащать восприятие детей художественными впечатлениями и способствовать эмоциональному постижению ребёнком окружающей его действительности;
  • развивать воображение детей и целенаправленно формировать изобразительные умения и навыки.

    Формировать интересы, эстетические потребности дошкольников можно по-разному. Но говорить об эффективности воздействия можно лишь тогда, когда ребёнок уже способен отображать свои впечатления, представления, передавать своё отношение ко всему, что его интересует, волнует, занимает в окружающем мире. И тогда способ создания художественно выразительного образа он уже выбирает в соответствии с тем, что умеет, какие навыки приобрёл. Но вот что примечательно: часто эти умения не удовлетворяют его. В чем причина? Прежде всего в том, что ребёнок недостаточно владеет основами изобразительной грамоты. Именно теми навыками, что дают определенную изобразительную свободу.

    Один из компонентов изобразительной грамоты – художественные техники. Для дошкольных учреждений многие неклассические, или так называемые нетрадиционные, техники (монотипия, кляксография, ниткография и другие) уже давно традиционное явление. Однако увлечение ими не должно стать самоцелью, т. к. у ребёнка постепенно формируется определенный изобразительный стереотип. Он приводит к тому, что данную технику, в частности монотипию, малыш соотносит теперь только с одним изображением – бабочкой. Дальше этого образа он уже ничего не видит.

     Суть нетрадиционной техники в том, что раскрыть содержание задуманного образа можно любыми выразительными средствами. Требуется показать ребёнку, что техника, хотя и имеет значение, все же выступает в качестве «вспомогательного кирпичика» в построении образа. Техника способствует решению изобразительной задачи, а не подменяет процесс обучения легким экспериментом. На практике в детском саду нетрадиционные техники предполагают решение следующих задач:

  • расширение представлений о художественной выразительности рисунка;
  • развитие изобразительных умений и навыков;
  • создание условий для формирования творческой активности.

     Искусство – одна из важнейших областей духовной жизни человечества, художественного творчества. Интеграция искусств помогает сформировать в сознании детей целостную картину мира, способствует осознанию собственной значимости.

     Синкретическая особенность искусства становится педагогическим ориентиром,так как дети дошкольного возраста осваивают и воспроизводят действительность в интегрированной деятельности через уникальную систему образов, изобразительно-выразительных средств в:

  • речевой деятельности – средством выразительности является слово (интонация, голос, звуки, фонемы, ритм, образные определения);
  • музыке – интонация, мелодия, ритм, гармония, динамика;
  • продуктивной деятельности – форма, линия, штрих, цвет, композиция, ритм, материал;
  • движении – жесты, мимика, позы.

     Наблюдения показывают, что представление об образе ребёнок передаёт и воплощает целостно. Например. Образ дождя дети передают разными выразительными средствами:

  • цветом, линиями, формой, при этом используется различный материал (бумага, ткань, клей, бусины т.д.);
  • звуком, используются звучащие материалы или музыкальные инструменты (шуршащяя бумага, ореховые скорлупки, металлические трубочки, свистульки, металлофон, треугольник, вода и т. д);
  • двигательными импровизациями с различными предметами (ленты, газовые платки, шарфы, дождь из фольги, мыльные пузыри и т. д).

      Образ выступает центром, основной единицей, объединяющей в себе музыку, слово, движение, цвет, форму, время. Это объединение даёт возможность интеграции содержания целостного развития ребёнка. Эффективной формой организации художественно-творческой деятельности детей в дошкольном учреждении являются групповые творческие проекты. Успешность творческого процесса будет зависеть от того, насколько органично (соразмерно этапам развития) осуществляется включение ребёнка в творческую деятельность и насколько формы, средства и методы этой деятельности адекватны творческим целям и задачам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Образовательная область: Познание Возрастная группа: Подготовительная к школе группа Тема: «Солнце – большая звезда» Интеграция образовательных областей: Художественное творчество

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИОбразовательная область: ПознаниеВозрастная группа: Подготовительная к школе группаТема: «Солнце – большая звезда»Интеграция образовательных ...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Образовательная область: Познание Возрастная группа: Подготовительная к школе группа Тема: «Солнце – большая звезда» Интеграция образовательных областей: Художественное творчество

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИОбразовательная область: ПознаниеВозрастная группа: Подготовительная к школе группаТема: «Солнце – большая звезда»Интеграция образовательных ...

Интеграция образовательной области «Безопасность» с другими образовательными областями по задачам и содержанию психолого-педагогической работы, а также по средствам организации и оптимизации образовательного процесса.

Дошкольное образование призвано обеспечить создание основного фундамента развития ребенка. В современной системе дошкольного образования складываются новые модели организации воспитательно-образовател...

Развитие творческой личности детей дошкольного возраста через интеграцию образовательных областей Выступление на педагогических чтениях по теме: «Реализация комплексно – тематического принципа и принципа интеграции в образовательной практике детского сад

Развитие творческой личности детей дошкольного возраста через интеграцию образовательных областейВыступление на педагогических чтенияхпо теме:«Реализация комплексно – тематического принципа и принципа...

Конспект Непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Художественно - эстетическое развитие» (музыка) с интеграцией образовательных областей. На тему: «Русский сарафан в музыке и живописи" (старшая группа)

«Давайте детям больше и больше содержания общего,человеческого, мирового, но преимущественно старайтесьзнакомить их с этим через родные и национальные явления».В. Г.БелинскийСейчас очень актуальна про...