Занятие по рисованию в средней группе на тему:"Украшение тарелки мордовским орнаментом"
учебно-методический материал по рисованию (средняя группа)

«Художественное творчество» - рисование мордовского орнамента; «Коммуникация» - игра «Колечко», беседа, отгадывание загадок, употребление пословиц и поговорок;

 «Чтение художественной литературы» - слушание легенды, чтение наизусть; «Музыка» - слушание мордовских народных песен.

Программное содержание:

1. Научить детей составлению композиции мордовского узора из знакомых элементов;

2. Закрепить умения и навыки ритмичного изображения элементов мордовского узора;

3. Формирование интереса к произведениям мордовского прикладного и изобразительного искусства;

4. Воспитание эмоциональной отзывчивости детей и художественного вкуса.

Методы: словесный, наглядный, практический.

Приемы: рассказывание легенды, чтение наизусть, беседа, игра «Колечко», загадывание загадок, употребление пословиц и поговорок; показ образцов с изображением мордовских узоров, игра «Что лишнее?»; рисование мордовского орнамента.

Предварительная работа: изучение мордовских элементов орнамента, заучивание наизусть песенки «Солнышко-ведрышко», рассматривание флага и герба Мордовии, беседы о том, где мы живем.

Оборудование

Колечко, сундучок с загадками, корзинки с изображением отдельных элементов мордовского орнамента,  изображение предметов одежды, украшенных мордовским узором, дидактическая игра «Что лишнее»,  клубки ниток по количеству детей, круги (диаметр 15 см.) и треугольники  (из квадрата размером 20-20 см.)  из белой бумаги, ватные палочки,  гуашь красного,  желтого и черного цветов.

Реквизиты

Герб и флаг республики Мордовия.

Музыкальное сопровождение: мордовские народные песни.

 


 

 

Ход занятия

         Хозяйка-мордовка встречает гостей в избе:

- Шумбрат ялгот! Здравствуйте! Проходите, будьте как дома. У нас для каждого найдется и местечко, и словечко. Удобно ли вам, гости дорогие! Всем ли удобно, всем  слышно, всем  ли места хватило? Сядем рядком да поговорим ладком. Послушайте, какую интересную историю мне поведал прапрадедушка. Давно это было, так давно, что самые старые люди знают об этом только понаслышке от своих дедов и прадедов. Там где сейчас города и села стоят, раньше леса тянулись, такие густые и дремучие, такие темные, что в них заблудиться можно было. Надоело это людям, и решили они попросить покровительства у Солнышка. Забрались люди на гору и cтали петь, помощи просить. И вы знаете эту песенку, давайте вспомним ее.

Все вместе:

Солнышко-ведрышко!

Выгляни в окошечко.

Твои детки плачут,

Помощи просят.

- Услышало Солнышко, с любовью стало смотреть на людей, заботиться о них За это и от людей были ему и почет и слава.

- А вы видели герб или флаг с изображением символа солнца? Чьи это герб и флаг? Какой республики? (у народов республики Мордовия).

- А какой город является столицей Мордовии? (город Саранск)

- О нашем крае сложено много песен, стихов. И мы сейчас постараемся назвать как можно больше красивых слов о Мордовии.

- Давайте встанем в круг и поиграем в игру «Колечко». Кому колечко в руки попадет, тот сразу красивое слово о Мордовии назовет.

 Игра «Колечко».

- А наши мордовочки  -  мастерицы - рукодельницы. Посмотрите, какие на панаре узоры вышила наша Алдуня.  А над узорами этого передника трудилась Виряня. А эти варежки вышила своему сыночку Аглая.(Показ образцов)

Игра «Что лишнее?»:

- А вы, девицы - красавицы, какие элементы мордовского узора используете в своей вышивке? (называют и выбирают названный  элемент из разложенных на столе)

- А почему никто из вас не назвал этот элемент? (дети объясняют, что это элемент не мордовского орнамента)

- А теперь, я думаю, хватит разговоры разговаривать, пора и делом заняться.

- А чтобы дело лучше спорилось, давайте разогреем наши руки. Посмотрим,

какие вы ловкие рукодельницы. Как песню мы начнем спевать, надо ниточку в клубочек намотать. (Звучит народная мордовская песня)

Соревнование «Смотай нитки в клубок»

- Размяли свои пальчики, а теперь займемся работой. Здесь мы будем вышивать, а здесь тарелки расписывать. Всем удобно? Чтобы ваша работа спорилась, на столах есть помощники - штампы элементов мордовского орнамента, которые вы будете чередовать: «треугольник», «квадрат», «треугольник», «квадрат» и так до конца. А такие элементы как «крест» и «галочка» вы будете рисовать вашей палочкой между квадратом и треугольником.

- Скажите, пожалуйста, краску какого цвета вы будете использовать при изображении «квадрата»? (красного). А «треугольника»? (желтого). Какого цвета бывают «крест» и «галочка»? (черного или темно-синего).

Ну что же, умелые руки не знают скуки.

Покажите, как вы умеете работать.

Дети рисуют, звучит мордовская песня.

- Закончили, мастерицы. Давайте свои работы разложим на одном большом «столе». Полюбуйтесь на творенье своих рук. Как красиво подобранно чередование элементов, как удачно и правильно выбраны цвета. Справились с работой.

А кончил дело - гуляй смело.

Там где песня льется, там легче живется.

Физкультминутка (1 куплет и проигрыш песни «Луганяса келуня» с исполнением мордовских танцевальных движений).

 

- Сядем рядышком на лавочке

Вместе с вами посидим.

Загадаю вам загадки

Кто смышленый поглядим ?

Сундучок мой открывайся,

И загадка появляйся.

Загадки

- По все избе пляшет, гуляет, Но всегда в уголке отдыхает.

(Веник)

- Днем и ночью ходят, бьются, Но все на месте остаются.

(Часы)

- Всю зиму ходит беленький, А летом глядишь серенький.

(Заяц)

- Всю зиму спит, храпит, сопит, Не ест, не пьет, только лапу сосет.

(Медведь)

- Молодцы! В этом сундучке были еще  пословицы и поговорки. Только вот у меня беда. Злая колдунья Бурьяга украла все мои поговорки и пословицы о труде. Как же мне их вернуть? Может вы знаете. Помогите мне заполнить мой сундучок.

(Дети говорят пословицы и поговорки о труде).

- Много мы сегодня и трудились, и веселились. Но играми и плясками сыт не будешь. Славится мордовский народ гостеприимством да угощением знатным. Чем же, гости дорогие вас угостить? Вы давно блинов не ели? И блиночков захотели?

- Гости будьте все здоровы, вот блины мои готовы. Приятного аппетита! (воспитатель ставит на стол тарелку с блинами).

- Вот и закончились наши посиделки, на которых мы пели и плясали, украшали мордовским узором тарелки и платки, отгадывали загадки, вспоминали пословицы и поговорки.

- А теперь возьмите каждый свою работу в руки. Эти работы будут украшать и вас, и ваш дом. Вы сможете пойти в гости в красивом платке, а когда гости придут к вам, угощение можно подать в красивой тарелке. До свидания!

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 85, комбинированного вида»

ООД по рисованию по теме:

«Украшение тарелки элементами мордовского орнамента»

(средняя группа)

Воспитатель: Артамонова М.В.

г. Сарнаск

Интеграция образовательных областей:

«Художественное творчество» - рисование мордовского орнамента; «Коммуникация» - игра «Колечко», беседа, отгадывание загадок, употребление пословиц и поговорок;

«Чтение художественной литературы» - слушание легенды, чтение наизусть; «Музыка» - слушание мордовских народных песен.

Программное содержание:

1. Научить детей составлению композиции мордовского узора из знакомых элементов;

2. Закрепить умения и навыки ритмичного изображения элементов мордовского узора;

3. Формирование интереса к произведениям мордовского прикладного и изобразительного искусства;

4. Воспитание эмоциональной отзывчивости детей и художественного вкуса.

Методы: словесный, наглядный, практический.

Приемы: рассказывание легенды, чтение наизусть, беседа, игра «Колечко», загадывание загадок, употребление пословиц и поговорок; показ образцов с изображением мордовских узоров, игра «Что лишнее?»; рисование мордовского орнамента.

Предварительная работа: изучение мордовских элементов орнамента, заучивание наизусть песенки «Солнышко-ведрышко», рассматривание флага и герба Мордовии, беседы о том, где мы живем.

Оборудование

Колечко, сундучок с загадками, корзинки с изображением отдельных элементов мордовского орнамента, изображение предметов одежды, украшенных мордовским узором, дидактическая игра «Что лишнее», клубки ниток по количеству детей, круги (диаметр 15 см.) и треугольники (из квадрата размером 20-20 см.) из белой бумаги, ватные палочки, гуашь красного, желтого и черного цветов.

Реквизиты

Герб и флаг республики Мордовия.

Музыкальное сопровождение: мордовские народные песни.

Ход занятия

Хозяйка-мордовка встречает гостей в избе:

- Шумбрат ялгот! Здравствуйте! Проходите, будьте как дома. У нас для каждого найдется и местечко, и словечко. Удобно ли вам, гости дорогие! Всем ли удобно, всем слышно, всем ли места хватило? Сядем рядком да поговорим ладком. Послушайте, какую интересную историю мне поведал прапрадедушка. Давно это было, так давно, что самые старые люди знают об этом только понаслышке от своих дедов и прадедов. Там где сейчас города и села стоят, раньше леса тянулись, такие густые и дремучие, такие темные, что в них заблудиться можно было. Надоело это людям, и решили они попросить покровительства у Солнышка. Забрались люди на гору и cтали петь, помощи просить. И вы знаете эту песенку, давайте вспомним ее.

Все вместе:

Солнышко-ведрышко!

Выгляни в окошечко.

Твои детки плачут,

Помощи просят.

- Услышало Солнышко, с любовью стало смотреть на людей, заботиться о них За это и от людей были ему и почет и слава.

- А вы видели герб или флаг с изображением символа солнца? Чьи это герб и флаг? Какой республики? (у народов республики Мордовия).

- А какой город является столицей Мордовии? (город Саранск)

- О нашем крае сложено много песен, стихов. И мы сейчас постараемся назвать как можно больше красивых слов о Мордовии.

- Давайте встанем в круг и поиграем в игру «Колечко». Кому колечко в руки попадет, тот сразу красивое слово о Мордовии назовет.

Игра «Колечко».

- А наши мордовочки - мастерицы - рукодельницы. Посмотрите, какие на панаре узоры вышила наша Алдуня. А над узорами этого передника трудилась Виряня. А эти варежки вышила своему сыночку Аглая.(Показ образцов)

Игра «Что лишнее?»:

- А вы, девицы - красавицы, какие элементы мордовского узора используете в своей вышивке? (называют и выбирают названный элемент из разложенных на столе)

- А почему никто из вас не назвал этот элемент? (дети объясняют, что это элемент не мордовского орнамента)

- А теперь, я думаю, хватит разговоры разговаривать, пора и делом заняться.

- А чтобы дело лучше спорилось, давайте разогреем наши руки. Посмотрим,

какие вы ловкие рукодельницы. Как песню мы начнем спевать, надо ниточку в клубочек намотать. (Звучит народная мордовская песня)

Соревнование «Смотай нитки в клубок»

- Размяли свои пальчики, а теперь займемся работой. Здесь мы будем вышивать, а здесь тарелки расписывать. Всем удобно? Чтобы ваша работа спорилась, на столах есть помощники - штампы элементов мордовского орнамента, которые вы будете чередовать: «треугольник», «квадрат», «треугольник», «квадрат» и так до конца. А такие элементы как «крест» и «галочка» вы будете рисовать вашей палочкой между квадратом и треугольником.

- Скажите, пожалуйста, краску какого цвета вы будете использовать при изображении «квадрата»? (красного). А «треугольника»? (желтого). Какого цвета бывают «крест» и «галочка»? (черного или темно-синего).

Ну что же, умелые руки не знают скуки.

Покажите, как вы умеете работать.

Дети рисуют, звучит мордовская песня.

- Закончили, мастерицы. Давайте свои работы разложим на одном большом «столе». Полюбуйтесь на творенье своих рук. Как красиво подобранно чередование элементов, как удачно и правильно выбраны цвета. Справились с работой.

А кончил дело - гуляй смело.

Там где песня льется, там легче живется.

Физкультминутка (1 куплет и проигрыш песни «Луганяса келуня» с исполнением мордовских танцевальных движений).

- Сядем рядышком на лавочке

Вместе с вами посидим.

Загадаю вам загадки

Кто смышленый поглядим ?

Сундучок мой открывайся,

И загадка появляйся.

Загадки

- По все избе пляшет, гуляет, Но всегда в уголке отдыхает.

(Веник)

- Днем и ночью ходят, бьются, Но все на месте остаются.

(Часы)

- Всю зиму ходит беленький, А летом глядишь серенький.

(Заяц)

- Всю зиму спит, храпит, сопит, Не ест, не пьет, только лапу сосет.

(Медведь)

- Молодцы! В этом сундучке были еще пословицы и поговорки. Только вот у меня беда. Злая колдунья Бурьяга украла все мои поговорки и пословицы о труде. Как же мне их вернуть? Может вы знаете. Помогите мне заполнить мой сундучок.

(Дети говорят пословицы и поговорки о труде).

- Много мы сегодня и трудились, и веселились. Но играми и плясками сыт не будешь. Славится мордовский народ гостеприимством да угощением знатным. Чем же, гости дорогие вас угостить? Вы давно блинов не ели? И блиночков захотели?

- Гости будьте все здоровы, вот блины мои готовы. Приятного аппетита! (воспитатель ставит на стол тарелку с блинами).

- Вот и закончились наши посиделки, на которых мы пели и плясали, украшали мордовским узором тарелки и платки, отгадывали загадки, вспоминали пословицы и поговорки.

- А теперь возьмите каждый свою работу в руки. Эти работы будут украшать и вас, и ваш дом. Вы сможете пойти в гости в красивом платке, а когда гости придут к вам, угощение можно подать в красивой тарелке. До свидания!



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 85, комбинированного вида»

ООД по рисованию по теме:

«Украшение тарелки элементами мордовского орнамента»

(средняя группа)

Воспитатель: Артамонова М.В.

г. Сарнаск

Интеграция образовательных областей:

«Художественное творчество» - рисование мордовского орнамента; «Коммуникация» - игра «Колечко», беседа, отгадывание загадок, употребление пословиц и поговорок;

«Чтение художественной литературы» - слушание легенды, чтение наизусть; «Музыка» - слушание мордовских народных песен.

Программное содержание:

1. Научить детей составлению композиции мордовского узора из знакомых элементов;

2. Закрепить умения и навыки ритмичного изображения элементов мордовского узора;

3. Формирование интереса к произведениям мордовского прикладного и изобразительного искусства;

4. Воспитание эмоциональной отзывчивости детей и художественного вкуса.

Методы: словесный, наглядный, практический.

Приемы: рассказывание легенды, чтение наизусть, беседа, игра «Колечко», загадывание загадок, употребление пословиц и поговорок; показ образцов с изображением мордовских узоров, игра «Что лишнее?»; рисование мордовского орнамента.

Предварительная работа: изучение мордовских элементов орнамента, заучивание наизусть песенки «Солнышко-ведрышко», рассматривание флага и герба Мордовии, беседы о том, где мы живем.

Оборудование

Колечко, сундучок с загадками, корзинки с изображением отдельных элементов мордовского орнамента, изображение предметов одежды, украшенных мордовским узором, дидактическая игра «Что лишнее», клубки ниток по количеству детей, круги (диаметр 15 см.) и треугольники (из квадрата размером 20-20 см.) из белой бумаги, ватные палочки, гуашь красного, желтого и черного цветов.

Реквизиты

Герб и флаг республики Мордовия.

Музыкальное сопровождение: мордовские народные песни.

Ход занятия

Хозяйка-мордовка встречает гостей в избе:

- Шумбрат ялгот! Здравствуйте! Проходите, будьте как дома. У нас для каждого найдется и местечко, и словечко. Удобно ли вам, гости дорогие! Всем ли удобно, всем слышно, всем ли места хватило? Сядем рядком да поговорим ладком. Послушайте, какую интересную историю мне поведал прапрадедушка. Давно это было, так давно, что самые старые люди знают об этом только понаслышке от своих дедов и прадедов. Там где сейчас города и села стоят, раньше леса тянулись, такие густые и дремучие, такие темные, что в них заблудиться можно было. Надоело это людям, и решили они попросить покровительства у Солнышка. Забрались люди на гору и cтали петь, помощи просить. И вы знаете эту песенку, давайте вспомним ее.

Все вместе:

Солнышко-ведрышко!

Выгляни в окошечко.

Твои детки плачут,

Помощи просят.

- Услышало Солнышко, с любовью стало смотреть на людей, заботиться о них За это и от людей были ему и почет и слава.

- А вы видели герб или флаг с изображением символа солнца? Чьи это герб и флаг? Какой республики? (у народов республики Мордовия).

- А какой город является столицей Мордовии? (город Саранск)

- О нашем крае сложено много песен, стихов. И мы сейчас постараемся назвать как можно больше красивых слов о Мордовии.

- Давайте встанем в круг и поиграем в игру «Колечко». Кому колечко в руки попадет, тот сразу красивое слово о Мордовии назовет.

Игра «Колечко».

- А наши мордовочки - мастерицы - рукодельницы. Посмотрите, какие на панаре узоры вышила наша Алдуня. А над узорами этого передника трудилась Виряня. А эти варежки вышила своему сыночку Аглая.(Показ образцов)

Игра «Что лишнее?»:

- А вы, девицы - красавицы, какие элементы мордовского узора используете в своей вышивке? (называют и выбирают названный элемент из разложенных на столе)

- А почему никто из вас не назвал этот элемент? (дети объясняют, что это элемент не мордовского орнамента)

- А теперь, я думаю, хватит разговоры разговаривать, пора и делом заняться.

- А чтобы дело лучше спорилось, давайте разогреем наши руки. Посмотрим,

какие вы ловкие рукодельницы. Как песню мы начнем спевать, надо ниточку в клубочек намотать. (Звучит народная мордовская песня)

Соревнование «Смотай нитки в клубок»

- Размяли свои пальчики, а теперь займемся работой. Здесь мы будем вышивать, а здесь тарелки расписывать. Всем удобно? Чтобы ваша работа спорилась, на столах есть помощники - штампы элементов мордовского орнамента, которые вы будете чередовать: «треугольник», «квадрат», «треугольник», «квадрат» и так до конца. А такие элементы как «крест» и «галочка» вы будете рисовать вашей палочкой между квадратом и треугольником.

- Скажите, пожалуйста, краску какого цвета вы будете использовать при изображении «квадрата»? (красного). А «треугольника»? (желтого). Какого цвета бывают «крест» и «галочка»? (черного или темно-синего).

Ну что же, умелые руки не знают скуки.

Покажите, как вы умеете работать.

Дети рисуют, звучит мордовская песня.

- Закончили, мастерицы. Давайте свои работы разложим на одном большом «столе». Полюбуйтесь на творенье своих рук. Как красиво подобранно чередование элементов, как удачно и правильно выбраны цвета. Справились с работой.

А кончил дело - гуляй смело.

Там где песня льется, там легче живется.

Физкультминутка (1 куплет и проигрыш песни «Луганяса келуня» с исполнением мордовских танцевальных движений).

- Сядем рядышком на лавочке

Вместе с вами посидим.

Загадаю вам загадки

Кто смышленый поглядим ?

Сундучок мой открывайся,

И загадка появляйся.

Загадки

- По все избе пляшет, гуляет, Но всегда в уголке отдыхает.

(Веник)

- Днем и ночью ходят, бьются, Но все на месте остаются.

(Часы)

- Всю зиму ходит беленький, А летом глядишь серенький.

(Заяц)

- Всю зиму спит, храпит, сопит, Не ест, не пьет, только лапу сосет.

(Медведь)

- Молодцы! В этом сундучке были еще пословицы и поговорки. Только вот у меня беда. Злая колдунья Бурьяга украла все мои поговорки и пословицы о труде. Как же мне их вернуть? Может вы знаете. Помогите мне заполнить мой сундучок.

(Дети говорят пословицы и поговорки о труде).

- Много мы сегодня и трудились, и веселились. Но играми и плясками сыт не будешь. Славится мордовский народ гостеприимством да угощением знатным. Чем же, гости дорогие вас угостить? Вы давно блинов не ели? И блиночков захотели?

- Гости будьте все здоровы, вот блины мои готовы. Приятного аппетита! (воспитатель ставит на стол тарелку с блинами).

- Вот и закончились наши посиделки, на которых мы пели и плясали, украшали мордовским узором тарелки и платки, отгадывали загадки, вспоминали пословицы и поговорки.

- А теперь возьмите каждый свою работу в руки. Эти работы будут украшать и вас, и ваш дом. Вы сможете пойти в гости в красивом платке, а когда гости придут к вам, угощение можно подать в красивой тарелке. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по рисованию в средней группе "Звездочка". Тема: Листопад.

Цели занятия:продолжать знакомить детей с кистью, красками, учить правильно держать кисть и аккуратно пользоваться краской. Закрепить умение наносить мазки на лист, используя всю поверхность листа. Ак...

Конспект занятия по рисованию в средней группе на тему "Кот или кошка?" по мотивам муз.композиции Д.Россини "Кошачий дуэт""

Занятие, в котором дети с помощью "вхождения" в шуточное музыкальное произведение Д.Россини на основе личного восприятия создают свой художественный образ кота или кошки в картине. Дети самостоятельно...

Конспект занятия по рисованию в средней группе на тему «Осенний калейдоскоп»

Цели занятия:Воспитывать эстетическое отношение к осенней природе и ее изображению в пейзаже.Развивать творческие способности детей (использовать полученные представления, изобразительные и технически...

Конспект занятия по рисованию в средней группе на тему: " Осень в лесу"

Конспект занятия в средней группе по «художественному творчеству» (рисованию)Тема: «Осень в лесу»Цели:учить наблюдать за изменениями в природе, описывать осень по картинке, соблюдать пропорции предмет...

Конспект занятия по рисованию в средней группе на тему: ”Украшение силуэта платья”

Учить детей украшать силуэт платья для куклы Кати ( техника примакивания, располагая пятна на заданном силуэте, рисуем линии сначала сверху вниз, а затем слева направо)....

Конспект НОД по аппликации в средней группе детского сада "Украшение полотенца мордовским орнаментом"

Данный конспект НОД знакомит детей  с искусством мордовского народа....

Конспект занятия по рисованию в старшей группе на тему «Украшение фартука»

конспект для детей старшей групппы по художественно-эстетичекому развитию...