Программа дополнительного образования по рисованию кружок"Фантазеры"
рабочая программа по рисованию (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Содержание рабочей программы
1 | Паспорт программы | 4 |
2 | Пояснительная записка | 6 |
3 | Цель и задачи программы | 9 |
4 | Интеграция с другими образовательными областями | 10 |
5 | Методическое обеспечение | 11 |
5.1 | Нетрадиционные техники рисования | 11 |
6 | Методы работы | 17 |
7 | Формы работы | 17 |
8 | Ожидаемые результаты реализации программы | 17 |
9 | Система мониторинга | 17 |
10 | Перспективный план мероприятий | 19 |
11 | Литература | 27 |
12 | Приложения 1 | |
Приложения 2 | ||
Приложения 3 | ||
Приложения 4 | ||
Приложения 5 | ||
Приложения 6 | ||
Приложения 7 | ||
Приложения 8 | ||
Приложения 9 | ||
Приложения 10 | ||
Приложения 11 | ||
Приложения 12 | ||
Приложения 13 | ||
Приложения 14 | ||
Приложения 15 | ||
Приложения 16 | ||
Приложения 17 | ||
Приложения 18 | ||
Приложения 19 | ||
Приложения 20 | ||
Приложения 21 | ||
Приложения 22 | ||
Приложения 23 | ||
Приложения 24 | ||
Приложения 25 | ||
Приложения 26 | ||
Приложения 27 | ||
Приложения 28 | ||
Приложения 29 | ||
Приложения 30 | ||
Приложения 31 | ||
Приложения 32 | ||
Приложения 33 | ||
Приложения 34 | ||
Приложения 35 | ||
Приложения 36 | ||
Приложения 37 | ||
Приложения 38 | ||
Приложения 39 | ||
Приложения 40 | ||
Приложения 41 | ||
Приложения 42 | ||
Приложения 43 | ||
Приложения 44 | ||
Приложения 45 | ||
Приложения 46 | ||
Приложения 47 | ||
Приложения 48 | ||
Приложения 49 | ||
Приложения 50 | ||
Приложения 51 | ||
Приложения 52 | ||
Приложения 53 | ||
Приложения 54 | ||
Приложения 55 | ||
Приложения 56 | ||
Приложения 57 | ||
Приложения 58 | ||
Приложения 59 | ||
Приложения 60 | ||
Приложения 61 | ||
Приложения 62 | ||
Приложения 63 | ||
Приложения 64 | ||
Приложения 65 |
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование Программы | Программа «Фантазеры» по обучению детей дошкольного возраста нетрадиционным техникам рисования |
Территория | Город Мегион |
Учреждение-исполнитель | Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №14 «Умка» |
Юридический адрес учреждения | 628681, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Мегион, ул. Нефтяников, д.3/1 Электронная почта: umkamegion@mail.ru |
Телефон (рабочий) | 8 (34643) 3-12-51 |
Основной разработчик Программы | Воспитатель муниципального автономного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №14 «Умка» Карташова Оксана Александровна |
Цель Программы | Формирование у детей художественно - творческих способности через различные виды изобразительной деятельности, с использованием нетрадиционных техник рисования |
Задачи Программы | 1) Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и применение их на практике. 2) Развитие творчества дошкольников в процессе создания образов, используя различные изобразительные материалы и техники; 3) Выявление способностей у детей дошкольного возраста к изодеятельности посредством проведения запланированных мероприятий. |
Сроки реализации Программы | 2 года |
Исполнители основных мероприятий Проекта (в установленном порядке) | Воспитатель ДОУ |
Ожидаемые конечные результаты программы |
|
…Это правда! Ну чего же тут скрывать?
Дети любят, очень любят рисовать!
На бумаге, на асфальте, на стене
И в трамвае на окне…….
Э. Успенский
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.
Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.
Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.
Рисовать дети начинают рано, они умеют и хотят фантазировать. Фантазируя, ребенок из реального мира попадает в мир придуманный. И увидеть его может лишь он.
Известно, что изобразительная деятельность – это деятельность специфическая для детей, позволяющая им передавать свои впечатления от окружающего мира и выражать свое отношение к изображаемому. Ребенок в процессе рисования испытывает разные чувства – радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.
Работы отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют, что художественно – творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимая нервное напряжение, страхи. Вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка.
Изобразительное же искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии.
Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоциональной и информационно насыщенной. Наличие материала для кружковой работы, его высокое качество, разнообразие способов рисования, поможет ребёнку увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать намного сложней. А главное, нетрадиционная техника рисования даёт ребёнку возможность удивиться и порадоваться миру.
С этой целью был создан кружок «Фантазеры» по обучению детей старшего дошкольного возраста нетрадиционным техникам рисования.
Цель: Формирование у детей художественно - творческих способности через различные виды изобразительной деятельности, с использованием нетрадиционных техник рисования
Развивать потенциальные способности, заложенные в ребенке, интерес к собственным открытиям через поисковую деятельность.
Задачи:
1) Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и применение их на практике.
2) Развитие творчества дошкольников в процессе создания образов, используя различные изобразительные материалы и техники;
3) Выявление способностей у детей дошкольного возраста к изодеятельности посредством проведения запланированных мероприятий.
Программа рассчитана на детей дошкольного возраста. Занятия проходят во второй половине дня один раз в неделю.
Подходы и методы их реализации:
- Систематические занятия.
- Игры, игровые приемы.
- Организация и оформление выставок детских работ.
- Оформление родительского уголка с целью ознакомить родителей с работой кружка, и по каким направлениям ведется работа;
- Индивидуальная работа.
Ожидаемые результаты:
- Самостоятельное создание образов детьми, с использованием различных изобразительных материалов и техник.
- Сформированность у детей дополнительных изобразительных навыков и умений.
- Развитая мелкая моторика пальцев рук, воображение, самостоятельность.
- Самостоятельное проявление творческой активности детьми и развитое чувство уверенности в себе.
Кружковая работа реализуется в совместной деятельности с детьми. Образовательный процесс строится на принципе интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, носит инновационный характер, так как в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей.
Методическое обеспечение:
Нетрадиционные техники: Рисование пальчиками. Рисование ладошкой. Тычок жесткой полусухой кистью. Оттиск поролоном. Оттиск пенопластом. Оттиск смятой бумагой. Восковые мелки и акварель. Свеча и акварель. Монотипия предметная. Черно-белый граттаж. Цветной граттаж. Кляксография. Кляксография с трубочкой. Набрызг. Отпечатки листьев. Тиснение. Монотипия пейзажная, рисование нитками.
Нетрадиционные техники рисования
Тычок жесткой полусухой кистью Средства выразительности: фактурность окраски, цвет. Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
Рисование пальчиками Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.
Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Рисование ладошкой Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.
Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Скатывание бумаги Средства выразительности: фактура, объем.
Материалы: салфетки либо цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы.
Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.
Оттиск поролоном Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.
Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.
Оттиск пенопластом Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки пенопласта.
Способ получения изображения: ребенок прижимает пенопласт к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и мисочка, и пенопласт.
Оттиск смятой бумагой Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.
Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.
Восковые мелки + акварель Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным.
Свеча + акварель Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.
Монотипия предметная Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.
Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.
Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.
Черно-белый граттаж (грунтованный лист) Средства выразительности: линия, штрих, контраст. Материалы: полукартон либо плотная бумага белого цвета, свеча, широкая кисть, черная тушь, жидкое мыло (примерно одна капля на столовую ложку туши) или зубной порошок, мисочки для туши, палочка с заточенными концами.
Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом либо зубной порошок, в этом случае он заливается тушью без добавок. После высыхания палочкой процарапывается рисунок.
Кляксография с трубочкой Средства выразительности: пятно.
Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).
Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.
Набрызг Средства выразительности: точка, фактура.
Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5×5 см). Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.
Отпечатки листьев Средства выразительности: фактура, цвет.
Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие), кисти.
Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.
СИСТЕМА МОНИТОРИНГА
Для отслеживания динамики достижений детей 2 раза в год проводится диагностика:
- первичная диагностика с целью выявления стартовых условий, проблем развития и достижений детей проводится в сентябре
(начало месяца), 7дней
- итоговая диагностика с целью оценки степени решения поставленных задач проводится в мае (начало месяца), 7 дней. (Приложение 1)
Перспективное планирование для детей старшего дошкольного возраста
Задачи:
Развивать воображение детей, поддерживая проявление их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов. Обучать детей различным приемам изобразительной деятельности. Совершенствовать и активизировать те знания, умения и навыки, которыми овладевают дети в изобразительной деятельности. Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного. Воспитывать художественный вкус в умении подбирать красивые сочетания цветов. Стимулировать и поощрять желание выполнять задание по своему, дополняя выразительными деталями.
№ п/п | Тема занятия | Нетрадиционная техника | Программное содержание |
Сентябрь | |||
1 | Вводное занятие Рябина | Рисование пальчиками | Познакомить |
2 | Матрешки | Рисование пальчиками | Продолжать знакомить семеновскими матрешками. Упражнять в рисунке не сложной композиции на фартуках ранее нарисованных матрешек. Развивать цветовосприятие. |
3 | Осеннее дерево | Рисование пальчиками | Закрепить умения продумывать расположения рисунка на листе, обращаться к натуре в процессе рисования, соотносить размеры и веток. Совершенствовать умение использовать рисование пальчиками и тычком для повышения выразительности рисунки. |
4 | Зачем человеку зонт | Печать по трафарету | Познакомить с техникой печатания листьями. Упражнять в технике печати по трафарету; развивать чувство ритма; воспитывать чувство удовлетворенности от совместной художественной деятельности. |
Октябрь | |||
5 | Подарок маме | Печать по трафарету, рисование. | Познакомить с техникой печатания листьями. Закрепить умение работать с техникой печати по трафарету. Учить смешивать краски прямо на листьях или тампоном при печати. |
6 | Золотая осень | Печатание листьями, печать или набрызг по трафарету. | Познакомить с жанром изобразительного искусства — пейзажем; учить создавать различные образы деревьев, кустов и трав с помощью предложенных техник. |
7 | Ваза для цветов | Печать (печатками, по трафарету) «знакомая форма – новый образ» | Закрепить умение составлять простые узоры, используя технику «старая форма – новое содержание» для рисования формы вазы. Развивать чувство композиции. |
8 | Платье | Оттиск печатками, рисование пальчиками | |
Ноябрь | |||
9 | Хмурая поздняя осень | Оттиск печатками, набрызг по трафарету, монотипия | воспитывать эстетическое отношение к природе и ее изображению в пейзаже; учить отображать состояние погоды в рисунках (ветер, туман, дождь) цветом, линиями, оттисками, составлять композиции с использованием разных способов; упражнять цветовос- приятие отбором тонких оттенков холодного, печального и экспрессивного колорита поздней осени. |
10 | Бабочка | Монотипия | Познакомить детей с техникой монотипии. Познакомить детей с симметрией (на примере бабочки). Развивать пространственное мышление. |
11 | Цветы | Монотипия | Закрепить знание детей о симметричных и несимметричных предметах, навыки рисования гуашью. |
12 | Снежок | Монотипия | Закрепить умение изображать снег,используя рисование пальчиками. Развивать чувство композиции. |
Декабрь | |||
13 | Аквариум | Рисование ладошкой, восковые мелки + акварель | дать представление о рыбах, о строении их тела, способе передвижения, образе жизни; вызвать интерес к изображению рыбок; развивать воображение и чувство композиции. |
14 | Пчелки | Восковой мелок+акварель, черный маркер+акварель | Совершенствовать умения в данных изобразительных техниках. Развивать чувство композиции |
15 | Одуванчики | Восковой мелок+акварель, обрывание, тычкование | расширять знания о временах года, развивать эстетическое восприятие окружающего мира, воспитывать любовь к родному краю, закреплять умение рисовать методом тычка цветы, вспомнить и закрепить цвета радуги. |
16 | Дворец Деда Мороза | Граттаж | Познакомить с нетрадиционной изобразительной техники граттаж. Упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих. |
Январь | |||
17 | Зимний вечер в лесу | Черно-белый граттаж | Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой черно-белого гратажа. Учить передавать настроение тихой зимнего вечера с помощью графики. Упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих. |
18 | Сказочные герои | Цветной граттаж, акварель + восковые мелки | формировать эстетическое отношение к сказочным героям; учить отображать в рисунке особенности образов положительных и отрицательных сказочных героев; подбирать изобразительные техники; развивать чувство композиции. |
Февраль | |||
19 | Мой друг | Черно-белый граттаж, печать поролоном по трафарету | развивать художественное восприятие образа человека; совершенствовать умения детей подбирать и использовать изобразительные техники, соответствующие выразительному образу; развивать чувство композиции. |
20 | Профессии которые мне нравятся | Цветной граттаж, акварель + восковые мелки | формировать нравственно-эстетическое отношение и интерес к образу человека; учить отражать в рисунке выразительность внешнего вида людей различных профессий; отбирать разные техники, соответствующие изображаемому образу. |
21 | Веселые кляксы | Кляксография, «знакомая форма – новый образ» | Познакомить с нетрадиционной художественной техникой кляксографии. Закрепить умение работать в технике «старая форма – новое содержание». Развивать воображение. |
22 | Животные которых я сам придумал | Кляксография | развивать фантазию при выборе содержания и способов изображения разными художественными техниками. |
Март | |||
23 | Подводный мир | Кляксография, «знакомая форма – новый образ» | Совершенствовать умения в нетрадиционной художественной техникой кляксографии. Развивать воображение. |
24 | Старичок лесовичок | Тиснение, обрывание скатывание | Познакомить с техникой тиснения. научить комбинировать различные техники в изображении объемного выразительного образа лесного человечка. |
25 | Наш сад | Тиснение | Продолжать знакомить с техникой тиснения. Учить рисовать листья разных видов и размеров.Закрепить умение вырезать листья и наклеивать на общую работу |
26 | Я люблю пушистое я люблю колючие | Тычок жесткой полусухой кистью, оттиск скомканной бумагой, поролоном | Эстетическое отношение к животным через их изображение в различных художественных техниках; упражнять в выразительной передаче фактуры, цвета, характера животного, зверя. |
Апрель | |||
27 | Ежики | Тычок жесткой полусухой кистью, оттиск смятой бумагой | Закрепить умение пользоваться техниками «тычок жесткой полусухой кистью», «печать смятой бумагой». Учить дополнять изображение подходящими деталями, в том числе сухими листьями. |
28 | Сова и ворона | Тычок полусухой жесткой кистью | Учить создавать выразительный образ совы, используя технику тычка и уголь. Развивать умение пользоваться выразительными средствами графики. |
29 | В гостях у бабушки | Тычок полусухой жесткой кистью | закрепить навыки детей в технике тычка (работы с полусухой жёсткой кистью); |
30 | Я в волшебном лесу | Печать поролоном по трафарету тычок полусухой кистью черно белый граттаж | развивать фантазию и творчество в рисовании нетрадиционными графическими техниками выразительного образа леса; развивать чувство композиции, колорита |
Май | |||
31 | Кучевые облака | Диатипия | Познакомить детей с техникой диатипия (от греч. – сквозь, через) для придачи пятну фактурности и динамичности. |
32 | Пушистики | Диатипия | учить изображать животных в технике диатипия и прорисовка до образа (кисточкой, гелевой ручкой, фломастером) |
Июнь | |||
33 | Сказочная птица. | Рисование ладошкой | Развивать фантазию и воображение детей. Расширять кругозор детей |
34 | Морское дно. | Рисование ладошкой | Развивать фантазию и воображение детей. Расширять кругозор детей |
35 | Лягушки | Тычок | Закрепление рисования методом тычка. Воспитание любви к природе, ко всему живому. Воспитание аккуратности при работе с краской |
36 | Совы | Тычок | Закрепление рисования методом тычка. Воспитание любви к природе, ко всему живому. Воспитание аккуратности при работе с краской |
Июль | |||
37 | Красивые цветы. | Разнообразнее техники | Учить рисовать цветы, используя способы «вращения кисточки» и«примакивания». Развивать чувство цвета и эстетический вкус. Радоваться полученному результату. Продолжать воспитывать желание прийти на помощь ближнему. Учить пользоваться краской, используя печатку из картофеля и ватную палочку. |
38 | Листочки для ежика | Разнообразнее техники | Учить рисовать цветы, используя способы «вращения кисточки» и«примакивания». Развивать чувство цвета и эстетический вкус. Радоваться полученному результату. Продолжать воспитывать желание прийти на помощь ближнему. Учить пользоваться краской, используя печатку из картофеля и ватную палочку. |
39 | Гроздь винограда. | Рисование пальцем и ватной палочкой | Закреплять умение рисовать пальцем или ватной палочкой. Развивать чувство цвета и ритма. Прививать любовь к прекрасному. Вызывать желание довести начатое дело до конца. |
40 | Стручки гороха. | Рисование пальцем и ватной палочкой | Закреплять умение рисовать пальцем или ватной палочкой. Развивать чувство цвета и ритма. Прививать любовь к прекрасному. Вызывать желание довести начатое дело до конца. |
Август | |||
41 | Яблони в цвету | Рисование пальцем и ватной палочкой | Закреплять умение рисовать пальцем или ватной палочкой. Развивать чувство цвета и ритма. Прививать любовь к прекрасному. Вызывать желание довести начатое дело до конца. |
42 | Листочки. | Рисование природным материалом | Расширять представления детей о возможных способах художественного изображения, знакомить с методом печатания листьями. Закреплять знания о теплой цветовой гамме. Формировать навыки создания несложной цветовой композиции |
43 | Солнце. | Рисование природным материалом | Расширять представления детей о возможных способах художественного изображения, знакомить с методом печатания листьями. Закреплять знания о теплой цветовой гамме. Формировать навыки создания несложной цветовой композиции |
44 | Пейзаж. | Рисование природным материалом | Расширять представления детей о возможных способах художественного изображения, знакомить с методом печатания листьями. Закреплять знания о теплой цветовой гамме. Формировать навыки создания несложной цветовой композиции |
Перспективное планирование для детей младшей группы
Задачи:
- Побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо.
- Предлагать детям отображать в рисунках свои впечатления об окружающем мире доступными графическими и живописными средствами.
- Закреплять знания основных цветов.
Тема | Техника | Программное содержание |
Сентябрь | ||
Мой любимый дождик (Приложение №2) | Рисование пальчиком | Знакомство с нетрадиционной техникой рисования пальчиком. Показ приёма получения точек и коротких линий (мелкий дождик, капельками и сильный, как ливень). |
Нарядный мухоморчик Приложение № 3 | Рисование пальчиками | Продолжать знакомство с пальчиковой техникой рисования. Упражнять в ровном закрашивании шляпки гриба краской; учить наносить ритмично и равномерно точки на всю поверхность шляпки. |
Свитер для моих друзей Приложение № 4 | Рисование пальчиками | Продолжать знакомить с техникой рисования пальчиками; развивать инициативу, закрепить знание цветов; учить составлять элементарный узор. |
Октябрь | ||
Осеннее деревце (Приложение № 5) | Рисование пальчиками кистью | Упражнять в рисовании ладошкой (крона дерева), развивать умение рисовать прямые вертикальные линии (ствол) кистью. |
Золотая осень Приложение № 6 | Рисование пальчиками и кистью способом примакивания | Познакомить детей с рисованием гуашью пальцами. Развивать интерес к нетрадиционному изображению предметов (листьев) на бумаге. Способствовать возникновения интереса к экспериментированию. Закреплять умение узнавать и называть цвета. Развивать мелкую моторику рук. Формировать познавательный интерес. Воспитывать отзывчивость, доброжелательность, аккуратность, самостоятельность. |
Опята для белочки. Приложение № 7 | Рисование ладошкой и пальчиками | Подводить детей к созданию несложной композиции. Упражнять в рисовании грибов пальчиком: всем пальчиком выполнять широкие мазки (шляпки опят) и концом пальца — прямые линии (ножки грибов). |
Зернышки для цыплят Приложение № 8 | Рисование пальчиками | Продолжать учить детей рисовать точки пальчиками. Воспитывать отзывчивость и доброту. Упражнять в порядковом счете до трех. |
Ноябрь | ||
Пушистые котята играют на ковре (коллективная работа) (Приложение№9) | Тычек полусухой жесткой кистью | Знакомство с техникой тычкования полусухой жёсткой кистью (имитация шерсти животного). Наклеивание фигурок котят на тонированный лист ватмана (ковёр). |
Домашние консервирование приложение № 10 | Рисование пальчиками | Продолжать учить детей рисовать точки пальчиками. Воспитывать отзывчивость и доброту. |
Следы от улитки Приложение № 11 | Рисование поролоновым тампоном. | Формировать умение правильно держать поролоновый тампон за кончик тремя пальцами; проводить длинные пересекающиеся линии, не отрывая тампона от бумаги. Развивать мелкую моторику пальцев. |
Мои рукавички (Приложение №12) | Рисование пальчиками, печатание пробкой | Упражнять в технике печатания пробкой, в рисовании пальчиками. Учить рисовать элементарный узор, нанося рисунок равномерно в определённых местах. |
Декабрь | ||
Падающий снег Приложение № 13 | Рисование пальчиками | Продолжать учить детей рисовать пальчиками точки, распределяя их по всему листу. Развивать внимание. |
«Маленькой ёлочке холодно зимой...» (Приложение №14) | Рисование пальчиками | Упражнять в рисовании пальчиками, ватными палочками, в нанесении рисунка по всей поверхности листа (снежинки в воздухе и на веточках дерева). Познакомить с новым нетрадиционным изоматериалом — губкой, и способом рисования ею (тампонирование сугробов на земле). |
Закрасим елочку Приложение № 15 | Закрашивание поролоновым тампоном | Развивать умение детей аккуратно, мазками в одном направлении закрашивать вырезанный из плотной бумаги силуэт предмета с помощью поролонового тампона; учить находить части тела и лица. |
Воздушные шары приложение № 16 | Рисование поролоновым тампоном | Продолжать учить детей рисовать гуашью с помощью поролонового тампона округлые и овальные формы. Учить соотносить предметы по цвету. |
Январь | ||
Снеговичок (приложение №17) | рисование при помощи бросового материала, ватными палочками | Учить передавать в рисунке строение предмета, состоящего из нескольких частей. Закрепление техники нетрадиционных приёмов рисования (овощные и поролоновые штампы, рисование при помощи бросового материала, ватными палочками). Воспитывать аккуратность при работе с красками. |
Вьюга-завируха Приложение № 18 | Рисование по мокрому | Рисование хаотичных узоров в техники по мокрому. Развитие чувства цвета; выделение и обозначение голубого оттенка. |
Февраль | ||
Помоги зайке Приложение № 19 | Рисование пальчиком на крупе | Познакомить детей с техникой рисование линии пальчиком на круперисовать следы от лап пальцами, сложенными щепоткой. Учить понимать и анализировать содержание стихотворения. Воспитывать отзывчивость и доброту. |
Морозный узор Приложение № 20 | Рисование свечей | Продолжать знакомство с техникой рисования свечой. Закрашивание жидкой краской листа бумаги с уже нанесённым свечой рисунком. |
Мяч Приложение № 21 | Печать по трафарету | Продолжать знакомить с техникой рисования печать по трафарету. |
Украсим тарелку для папы Приложение № 22 | Рисование оттисков печатками из картофеля. | Познакомить детей с техникой печатания печатками из картофеля; учить рисовать кисточкой круги, ориентируясь на образец; упражнять в комбинировании разных техник рисования. Воспитывать отзывчивость и доброту. |
Март | ||
Ветка мимозы Приложение № 23 | Рисование пальчиками, скатывание бумаги | Закреплять умение рисовать пальчиками формировать навыки аппликационной техники; развивать ассоциативное мышление, восприятие цвета, формы, величины предмета; воспитывать интерес к творческой изобразительной деятельности. |
Ветка мимозы Приложение № 24 | рисование пальчиками, скатывание бумажной салфетки | Продолжать учить детей рисовать пальчиками точки, распределяя их по всему листу. Развивать внимание. |
Встреча с колобком Приложение № 25 | обрывание бумаги | Развивать эстетические чувства передачей художественного сказочного образа в аппликационной технике; учить обрывать бумагу разной жесткости. |
Весенняя капель Приложение № 26 | Рисование пальчиками | Продолжать учить детей рисовать пальчиками точки, распределяя их по всему листу. Развивать внимание. |
Апрель | ||
Солнышко которое мне светит (Приложение №27) | Рисование ладошками | Познакомить с техникой печатания ладошками. Вызвать эстетические чувства к природе и ее изображениям нетрадиционными художественными техниками. Развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию. |
Осьминог Приложение № 28 | Рисование ладошкой | Закрепить технику печатания ладошкой: учить опускать в гуашь всю ладошку и делать отпечатки, дополнять изображение деталями с помощью пальчиков и кисточки. Развивать восприятие, внимание. |
Волны Приложение № 29 | Рисование ватными палочками | Упражнять в технике рисования ватными палочками, располагая мазки по всей поверхности. Развивать чувство ритма. |
Праздничный салют Приложение № 30 | Рисование ватными палочками | Упражнять в технике рисования ватными палочками, располагая мазки по всей поверхности. Развивать чувство ритма. |
Май | ||
Ласковое солнышко Приложение № 31 | Рисование пальчиками | Продолжать учить детей рисовать пальчиками точки, распределяя их по всему листу. Развивать внимание. |
Спрятались в травке Приложение № 32 | Различные. | Закреплять различные техники рисования. |
Перспективное планирование для детей средней группы
Месяц | Тема занятия | Программное содержание | |
Сентябрь
| Мои любимые краски Приложение № 34 | набрызг, оттиск поролоном, губкой, печать по трафарету. | Развивать цветовое восприятие разных тонов, умение применять их в рисунке, образно называть, подбирать и самостоятельно использовать, комбинировать художественные техники, которыми можно выразить отношение к цвету |
Бабочка Приложение № 35 | Монотипия | Знакомство с техникой предметной монотипии и приемами её выполнения (раскрашивание силуэта насекомого). Совершенствование пальчиковой техники рисования, умения рисовать ватными палочками (украшение крыльев бабочки узором). | |
Лиса Приложение № 36 | «Тычок жесткой сухой кистью» | Совершенствовать технику рисования «тычком» Воспитывать терпеливость | |
«Подводный мир» Приложение № 37 | Кляксография обычная | Познакомить с новой изобразительной техникой – кляксографией Развивать воображение и фантазию | |
Октябрь | Ветка рябины Приложение № 38 | Оттиск пробкой или круглыми печатками, рисование пальчиками. | Закрепить техники: рисование пальчиками, оттиск пробкой или круглыми печатками. Развивать чувство композиции, цветовосприятия Воспитывать любовь к природе. |
Грибочки в лукошке Приложение № 39 | оттиск печатками (из картофеля или других материалов), рисование пальчиками. | формировать эстетическое отношение и вкус к композициям предметов знакомить с понятием «натюрморт»; упражнять в комбинировании двух различных техник; развивать чувство композиции и ритма. | |
Веселые кляксы Приложение № 40 | кляксография | Познакомить детей с таким способом изображения, как кляксография, показать её выразительные возможности; вызвать интерес к опредмечиванию и «оживлению» необычных форм (клякс), учить дорисовывать детали объектов (клякс), для придания им законченности и сходства с реальными образами; учить видеть необычное в обычном; | |
Старичок лисовичок Приложение № 41 | Обрывание, скатывание, тиснение бумаги. | научить комбинировать различные техники в изображении объемного выразительного образа лесного человечка. | |
Ноябрь | Золотая осень Приложение № 42 | печатание листьями | Познакомить с техникой печатания листьями. Развивать цветовосприятие. Учить смешивать краски прямо на листьях или тампоном при печати. |
Хмурая поздняя осень Приложение № 43 | восковые мелки+акварель, | продолжать знакомить с техникой рисования восковыми мелками и акварелью. | |
Осеннее дерево Приложение № 44 | Рисование по мокрому | Совершенствовать умение рисования по мокрому. | |
Разноцветные рыбки приложение № 45 | нетрадиционное рисование + аппликация | Вызвать интерес к рисованию, стремление передавать образ рыбки разными способами, добиваться выразительного образа. Закреплять умение пользоваться ножницами, трафаретами, клеем. Развивать аккуратность. | |
Декабрь | Зимняя сказка Приложение № 46 | рисование ватными палочками | Формирование умения рисовать ватными палочками |
Осьминожки Приложение № 47 | рисование ладошками | Развивать у детей чувство цвета, умение выполнять рисунок не только кистью, но и руками, пальцами. Развивать эстетическое восприятие. | |
Снегурочка Приложение № 48 | рисование восковыми мелками и акварелью. | Совершенствовать умение в нетрадиционной изобразительной технике (восковые мелки + акварель; Учить продумывать расположение рисунка на листе; Продолжать формировать навыки аккуратности в работе. | |
Снежинки Приложение № 49 | Восковые мелки + акварель | Совершенствовать умение рисовать восковыми мелками или свечой снежинки разнообразными линиями (короткими, длинными, закругленными). Продолжать закреплять умение тонировать лист бумаги. | |
Январь | Снеговик Приложение № 50 | Тычок жесткой полусухой кистью | Продолжать учить передавать особенности изображаемого предмета, используя тычок жесткой полусухой кистью. Воспитывать отзывчивость и доброту |
Кто живет в лесу? Приложение № 51 | рисование пальцами, печать по трафарету | Упражнять в печати по трафарету. Закреплять умение рисовать деревья сангиной, рисовать пальчиками. Развивать чувство композиции. | |
Феврвль | Ледяная избушка Приложение № 52 | Восковые мелки + акварель | Совершенствовать умение рисовать восковыми мелками или свечой снежинки разнообразными линиями (короткими, длинными, закругленными). Продолжать закреплять умение тонировать лист бумаги. |
На моей улице Приложение № 53 | Рисование угольным карандашом | Показать детям особенности рисования угольными карандашами. Учить изображать угольным карандашом контуры многоэтажных и одноэтажных домов. | |
Портрет папы Приложение № 54 | Восковые мелки + акварель | Совершенствовать умение рисовать восковыми мелками или свечой снежинки разнообразными линиями (короткими, длинными, закругленными). Продолжать закреплять умение тонировать лист бумаги. | |
Пароход Приложение № 55 | Восковые мелки + акварель | Совершенствовать умение рисовать восковыми мелками или свечой снежинки разнообразными линиями (короткими, длинными, закругленными). Продолжать закреплять умение тонировать лист бумаги. | |
Март
| Портрет мамы Приложение № 56 | смешанные техники рисования, | Продолжать знакомить детей с жанром портрета. Закреплять умение изображать лицо человека, пользуясь различными приемами рисования сангиной, графически выразительными средствами. Развивать чувство композиции |
Букет для моей мамы Приложение № 57 | набрызг, печать листьями, тиснение. | формировать эстетический вкус к составлению букетов и их изображениям, закрепит умение использовать шаблоны для создания одинаковых изображений, развивать пространственные представления, чувства ритма, композиции и колорита | |
Необычные машины Приложение № 58 | оттиск пробкой и печатками, черный маркер + акварель, | Формировать эстетическое отношение к бытовым предметам и их изображению; упражнять в комбинировании различных техник; развивать чувство композиции, ритма, воображение, творчество. | |
Сова и ворон Приложение № 59 | тычок | Продолжать учить передавать особенности изображаемого предмета, используя тычок жесткой полусухой кистью. Воспитывать отзывчивость и доброту | |
Апрель
| Звездное небо Приложение № 60 | печать по трафарету, набрызг. | Воспитывать эстетическое отношение к природе через изображение образа неба; упражнять в комбинировании различных техник изображения; развивать чувство композиции и колорита. |
Мой друг Приложение № 61 | цветной граттаж, восковые мелки + акварель, акварельные мелки. | Познакомить с техникой рисования цветной граттаж. развивать художественное восприятие образа человека; совершенствовать умения детей подбирать и использовать изобразительные техники, соответствующие выразительному образу; развивать чувство композиции. | |
Животные которых я сам придумал Приложение № 62 | кляксография, обведение ступни, кисти руки | развивать фантазию при выборе содержания и способов изображения разными художественными техниками. | |
Я люблю пушистое я люблю колючие. Приложение № 63 | тычок жесткой кистью, оттиск скомканной бумагой, поролоном. | Воспитывать эстетическое отношение к животным через их изображение в различных художественных техниках; упражнять в выразительной передаче фактуры, цвета, характера животного, зверя. | |
Май | Цветик семицветик Приложение № 64 | рисование ладошкой, восковыми мелками и акварелью, коллаж. | Развивать умение самостоятельно работать в нетрадиционной изобразительной технике Учить превращать отпечатки в дополнительные детали для выразительности образа; Развивать воображение, чувство композиции. |
Одуванчик Приложение № 65 | Тычок жесткой полусухой кистью. Рисование ладошкой | . Продолжать учить передавать в рисунке форму и строение предмета, использовать разные техники (рисование ладошкой, кисточкой и тычком жесткой полусухой кисти). Развивать воображение, учить видеть в знакомом предмете новый образ. |
Литература
Используемая литература:
1.А. А. Фатеева "Рисуем без кисточки""
2. Т.Н. Давыдова "Рисуем ладошками"
3. Г.Н. Давыдова "Нетрадиционная техника рисования в детском саду"- М.2007г.
4. И.А. Лыкова "Цветные ладошки"
5. Журналы "Дошкольное воспитание", " Воспитатель".
6.А.В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»
7. И.А. Лыкова - «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дополнительного образования по РИСОВАНИЮ
Рабочая программа дополнительного образования по РИСОВАНИЮ...
Программа дополнительного образования по рисованию для детей 4-5 лет
Программа по рисованию для дополнительного образования детей 4-5 лет...
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ «КРУЖОК «ПОИГРАЕМ!»
Данная программа предназначена для детей 4-7 лет и учитывает их физические и психические возможности....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ КРУЖОК «ЗДРАВУШКА» ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 3 ДО 5 ЛЕТ
Программа «Здравушка» - это комплексная система воспитания ребенка-дошкольника, здорового физически и морально, всесторонне развитого, инициативного и раскрепощенного, с развитым ...
Программа дополнительного образования детей логопедический кружок «Говоруша»
Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно раст...
Программа дополнительного образования по изобразительной деятельности «Фантазеры».
Программа дополнительного образованияпо изобразительной деятельности«Фантазеры»....
Рабочая программа дополнительного образования "Карамель" (танцевальный кружок)
Развитие артистичности, внутренней свободы, раскрытие творческого потенциала ребенка средствами танцевальных движений....