Программа дополнительного образования по рисованию для детей 4-5 лет
рабочая программа по рисованию (средняя группа) на тему
Программа по рисованию для дополнительного образования детей 4-5 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dopolnitelnogo_obrazovaniya_po_risovaniyu.docx | 85.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №85 комбинированного вида Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Принято на педагогическом совете Протокол №___________ от ___________________ | Утверждаю Заведующая ГБДОУ д/с №85 Приказ №______ от ______________________ |
Рабочая программа дополнительного образования
по художественно-творческому развитию дошкольников
«Рисую с удовольствием»
для детей 4-5 лет
Программу составила:
воспитатель
Нетеребская В.В.
Санкт-Петербург
2015
Оглавление
| 2 |
| 3 |
| 5 |
| 8 |
| 10 |
| 15 |
| 18 |
| 19 |
|
Пояснительная записка
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.
Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов. Ребенок в процессе рисования испытывает разные чувства – радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знанийэстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаз и руки, владение кистью руки. Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку. Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как ониоткрывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом. На практике эти задачи реализуются мной через занятия кружка «Наше творчество». В рамках кружковых занятий дети неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Занятия кружка не носят форму «изучения и обучения». Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесспедагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.
В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может бытьодинаковым у всех детей, поэтому на занятиях я даю возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.
Цель и задачи программы:
Цель: Формировать художественное мышление через различные способы рисования с использованием нетрадиционных техник.
Задачи:
• Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними.
• Побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них
интересно или эмоционально значимо.
• Создавать условия для освоения цветовой палитры. Учить смешивать краски для получения
новых цветов и оттенков.
Используемые методы:
Для качественного развития творческой деятельности юных художников дошкольникам предоставляется возможность выбора художественной формы, художественных средств выразительности. Они приобретают опыт художественной деятельности в графике, живописи. В любом деле нужна «золотая середина». Если развивать у ребенка только фантазию или учить только копировать, не связывая эти задания с грамотным выполнением работы, значит, в конце концов, загнать ученика в тупик. Поэтому, традиционно совмещаются правила рисования с элементами фантазии.
Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе.
Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве.
Методы, которые используются в работе:
-репродуктивный (воспроизводящий);
-иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
-проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения);
-эвристический(проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения).
В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.
В период обучения происходит постепенное усложнение материала.
Широко применяются занятия по методике, мастер-классы, когда педагог вместе с обучающимися выполняет живописную работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления.
Наглядность является самым прямым путём обучения в любой области, а особенно в изобразительном искусстве.
Организация занятий кружка:
Занятия по данной программе проводятся один раз в неделю в вечерний отрезок времени продолжительностью 20 минут. По окончанию каждого занятия организуются еженедельные выставки детских работ для родителей, и тематические выставки в ДОУ ежеквартально.
Материалы:
- акварельные краски, гуашь;
- восковые и масляные мелки, свеча;
- ватные палочки;
- поролон;
- трубочки коктейльные;
- палочки или старые стержни для процарапывания;
- матерчатые салфетки;
- стаканы для воды;
- подставки под кисти;
- кисти;
- цветные карандаши
Возрастные особенности детей 4-5 лет:
Изобразительная деятельностьв этом возрасте получает значительное развитие. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т. д.
Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5–6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.
Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды
К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку – величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве.
Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7–8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т. д.
Начинает развиваться образное мышление. Дети способны использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа.
Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж. Пиаже: сохранение количества, объема и величины. Например, если им предъявить три черных кружка из бумаги и семь белых кружков из бумаги и спросить: «Каких кружков больше – черных или белых?»,большинство ответят, что белых больше. Но если спросить: «Каких больше – белых или бумажных?», ответ будет таким же – больше белых.
Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.
Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15–20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.
В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы.
Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении с взрослым становится внеситуативной.
Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок.
Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес.
У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.
Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя сдругим, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации.
Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации; формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками; дальнейшим развитием образа Я ребенка, его детализацией.
Содержание работы программы:
Программа рассчитана на один год обучения (для детей с 4 до 5 лет), содержит перспективное планирование, которое представлено помесячно, включает занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования, включает:
- предметное,
- сюжетное,
- декоративное рисование,
- рисование по замыслу,
включает необходимое оборудование. Методика организации работы детей дошкольного возраста по изобразительной деятельности основывается на принципах дидактики:
- систематичность,
- последовательность,
- доступность,
- учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Качество детских работ зависит от:
• грамотного методического руководства со стороны взрослых;
• уровня умственного развития ребёнка, развития представлений, памяти, воображения (умения анализировать образец, планировать этапы работы, адекватно оценивать результат своего труда и т.д.)
• степени сформированности у детей конкретных практических навыков и умений работы с материалом;
• развития у ребёнка таких качеств как настойчивость, целеустремлённость и внимательность, любознательность, взаимопомощь и др.
Содержание работы:
Используются нетрадиционные техники рисования.
- Тычок жесткой полусухой кистью
Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.
Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
- Рисование пальчиками
Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.
Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
- Рисование ладошкой
Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.
Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
- Скатывание бумаги
Средства выразительности: фактура, объем.
Материалы: салфетки либо цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы.
Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.
- Оттиск поролоном
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.
Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.
- Оттиск пенопластом
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки пенопласта.
Способ получения изображения: ребенок прижимает пенопласт к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и мисочка, и пенопласт.
- Оттиск смятой бумагой
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.
Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.
- Восковые мелки + акварель
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным.
- Свеча + акварель
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.
- Монотипия предметная
Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.
Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.
Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.
- Черно-белый граттаж (грунтованный лист)
Средства выразительности: линия, штрих, контраст.
Материалы: полукартон либо плотная бумага белого цвета, свеча, широкая кисть, черная тушь, жидкое мыло (примерно одна капля на столовую ложку туши) или зубной порошок, мисочки для туши, палочка с заточенными концами.
Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом либо зубной порошок, в этом случае он заливается тушью без добавок. После высыхания палочкой процарапывается рисунок.
- Кляксография с трубочкой
Средства выразительности: пятно.
Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).
Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.
- Набрызг
Средства выразительности: точка, фактура.
Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (55 см).
Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.
- Отпечатки листьев
Средства выразительности: фактура, цвет.
Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие), кисти.
Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.
- Тиснение
Средства выразительности: фактура, цвет.
Материалы: тонкая бумага, цветные карандаши, предметы с рифленой поверхностью (рифленый картон, пластмасса, монетки и т.д.), простой карандаш.
Способ получения изображения: ребенок рисует простым карандашом то, что хочет. Если нужно создать много одинаковых элементов (например, листьев), целесообразно использовать шаблон из картона. Затем под рисунок подкладывается предмет с рифленой поверхностью, рисунок раскрашивается карандашами. На следующем занятии рисунки можно вырезать и наклеить на общий лист.
- Цветной граттаж
Средства выразительности: линия, штрих, цвет.
Материалы: цветной картон или плотная бумага, предварительно раскрашенные акварелью либо фломастерами, свеча, широкая кисть, мисочки для гуаши, палочка с заточенными концами.
Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем лист закрашивается гуашью, смешанной с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Далее возможно дорисовывание недостающих деталей гуашью.
- Монотипия пейзажная
Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.
Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.
Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того, как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым
Перспективный план работы на учебный год
п/п | Тема | Программное содержание | Кол-во занятий | Всего часов (мин.) |
1 | Летний луг | Закрепить умение пользоваться техниками «тычок жёсткой полусухой кистью», «печать смятой бумагой». Учить выполнять рисунок тела ёжика (овал) тычками без предварительной работы (прорисовки) карандашом. Учить дополнять изображение подходящими деталями, в том числе – сухими листьями. | 1 | 20 |
2 | Украсим вазу для цветов | Познакомить детей с техникой «тиснение». Учить обводить шаблоны листьев простой формы, делать на них тиснение. | 1 | 20 |
3 | Бабочки, которых я видел летом | Закрепить умение вырезать листья и приклеивать их на деревья, приём – тычкование. Учить делать ёжика, грибочки для него. Развивать чувство композиции. | 1 | 20 |
4 | По замыслу | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Учить самостоятельно выбирать технику и тему | 1 | 20 |
5 | Лесные колючки | Закрепить умение пользоваться техниками «тычок жёсткой полусухой кистью», «печать смятой бумагой». Учить выполнять рисунок тела ёжика (овал) тычками без предварительной работы (прорисовки) карандашом. Учить дополнять изображение подходящими деталями, в том числе – сухими листьями | 1 | 20 |
6 | Осенние листья | Познакомить детей с техникой «тиснение». Учить обводить шаблоны листьев простой формы, делать на них тиснение. | 1 | 20 |
7 | Осенний пейзаж | Закрепить умение вырезать листья и приклеивать их на деревья, приём – тычкование. Учить делать ёжика, грибочки для него. Развивать чувство композиции. | 1 | 20 |
8 | Я шагаю по ковру из осенних листьев | Познакомить с техникой печатания листьями. Закрепить умение работать с техникой печати по трафарету. Развивать цветовосприятие. Учить смешивать краски прямо на листьях или тампоном при печати. | 1 | 20 |
9 | Я люблю пушистое, я люблю колючее | Тычок жёсткой кистью, оттиск скомканной бумагой, поролоном | 1 | 20 |
10 | Первый снег | Учить рисовать дерево без листьев в технике монотипии, сравнивать способ его изображения с изображением дерева с листьями. Закрепить умение изображать снег, используя рисование пальчиками. Развивать чувство композиции | 1 | 20 |
11 | По замыслу | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Учить самостоятельно выбирать технику и тему | 1 | 20 |
12 | Снегопад | Упражнять в рисовании концом кисти. Закреплять умение смешивать белую гуашь с синей, фиолетовой. Развивать воображение, чувство композиции | 1 | 20 |
13 | Волшебные Снежинки | Учить детей украшать тарелочки и подносы узором из снежинок различной формы и размера. Упражнять в рисовании концом кисти. Закрепить умение смешивать белую гуашь с синей, фиолетовой. Развивать воображение | ||
14 | Зимняя ночь (2 занятия) | Познакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой чёрно – белого граттажа. Учит натирать лист бумаги свечой, следить, чтобы весь лист был покрыт стеарином. Учить смешивать гуашь и клей в одинаковой пропорции, наносить состав на покрытую стеарином поверхность листа. Учить детей передавать настроение тихой зимней ночи с помощью графики. Упражнять в таких средствах выразительности, как линия, штрих. | 1 1 | 20 20 |
15 | Ёлочка нарядная | Учить детей изготавливать плоскостные ёлочные игрушки (в технике акварель+восковой мелок) для украшения ёлочки (коллективная работа, выполненная обрыванием). Закрепить умение украшать различные геометрические формы узорами, как на ёлочных игрушках. Учить украшать ёлку бусами, используя рисование пальчиками. | 1 | 20 |
16 | Зимний лес | Учить детей изображать хвойный лес методом тычка полусухой кистью, упражнять в рисовании снега печатью поролоном, придавать «искристость», приклеивая нарезанный дождик. | 1 | 20 |
17 | Лесной сторож(филин) | Учить детей создавать выразительный образ филина, используя технику тычка мятой бумагой. Развивать умение пользоваться выразительными средствами графики. Закрепить навыки работы с данными материалами. | 1 | 20 |
18 | Пингвины на льдинах | Учить изображать снег, лёд и полярную ночь, используя гуашь различных цветов, смешивая её прямо на бумаге. Закрепить понятие о холодных цветах. Упражнять в аккуратном закрашивании всей поверхности листа, изображать пористые облака с помощью печати поролоном. | 1 | 20 |
19 | По замыслу | Совершенствовать умения и навыки детей в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закрепить умение самостоятельно выбирать технику и тему. | 1 | 20 |
20 | Лодочка | Закрепить умение пользоваться техниками рисования по сырой бумаге. Развивать пространственное мышление, закреплять знания о разнообразной цветовой гамме. | 1 | 20 |
21 | Семеновские матрешки (2 занятия) | Познакомить детей с семёновскими матрёшками. Учить определять колорит, элементы росписи и украшения. Упражнять в рисунке силуэтов матрёшек разной величины Продолжать знакомить детей с семёновскими матрёшками. Упражнять в рисунке несложной композиции на фартуках ранее нарисованных матрёшек. Развивать цветовосприятие. | 1 1 | 20 20 |
22 | Открытка для мамы(мамины любимые цветы) | Учить детей украшать цветами и рисовать при помощи опилок (смешать клей ПВА и опилки, нанести на трафарет). Закреплять умение пользоваться знакомыми техниками. Учить располагать изображение на листе по – разному. | 1 | 20 |
23 | Моя мама | Продолжать знакомить детей с жанром портрета. Закреплять умение изображать лицо человека, пользуясь различными приёмами рисования (пальчиками). Развивать чувство композиции. | 1 | 20 |
24 | Рамка для фотографии | Учить детей украшать узором рамки для фотографий; рисовать тонкие линии клеем по заранее нарисованному рисунку (доходя до конца линии резко отрывать флакон от рисунка, чтобы клей не капал); добавлять в рисунок различные точки, завитушки, линии. Развивать творчество. | 1 | 20 |
25 | По замыслу | Совершенствовать умения и навыки детей в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закрепить умение самостоятельно выбирать технику и тему | 1 | 20 |
26 | Фантастическая планета | Учить детей при помощи пастельных мелков создавать фантастический рисунок необычной планеты. Развивать воображение, творчество. | 1 | 20 |
27 | Звездное небо | Учить детей создавать образ звёздного неба, используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных техник | 1 | 20 |
28 | Старинная картина | Учить детей новой технике – эффект потрескавшегося воска. Учить заполнять рисунком весь лист. Совершенствовать технические навыки при работе в нетрадиционной технике. | 1 | 20 |
29 | Расцвели цветы | Упражнять детей в получении новых оттенков цветов путём наложения папиросной бумаги друг на друга. Упражнять в технике обрывания, закреплять навыки работы с клеем. | 1 | 20 |
30 | Краски моря | Учить детей доводить начатое дело до конца, видеть результат своей работы, воспитывать аккуратность в работе, усидчивость. | 1 | 20 |
31 | Как я люблю одуванчики | Совершенствовать умение детей в данных техниках. Учить отображать облик одуванчиков наиболее выразительно, использовать необычные материалы для создания выразительного образа | 1 | 20 |
32 | По замыслу | Совершенствовать умения и навыки детей в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закреплять умение самостоятельно выбирать технику и тему. | 1 | 20 |
Календарно-тематическое планирование
Месяц | № | Тема занятия | Нетрадиционная техника | Цели и задачи | Программное содержание | Оборудование |
ОКТЯБРЬ | 1 | «Лесные колючки» | Тычок жёсткой полусухой кистью, оттиск смятой бумагой | Закрепить умение пользоваться техниками «тычок жёсткой полусухой кистью», «печать смятой бумагой». Учить выполнять рисунок тела ёжика (овал) тычками без предварительной работы (прорисовки) карандашом. Учить дополнять изображение подходящими деталями, в том числе – сухими листьями. | 1.Загадка про ежика 2. Воспитатель подсказывает, как создать образ ежа с помощью мятой бумаги 3. Самостоятельный выбор детей фоновой бумаги 4.Физминутка 5.Выполнение работы 6.Выставка работ, подведение итогов … | Иллюстрации с изображениями ежей, жёсткая кисть, смятая бумага, набор гуаши, кисть, сухие листья, клей. |
2 | «Осенние листья» | Тиснение | Познакомить детей с техникой «тиснение». Учить обводить шаблоны листьев простой формы, делать на них тиснение. | 1.Музыкальное сопровождение начала занятия( Вивальди.Времена года) 2.Рассказ о листопаде 3.Игра «Собери листья» 4.Показ, как работать с шаблонами 5.Физминутка 6.Выполнение работы 7.Обсуждение выполненной работы | Шаблоны листьев разной формы, прост. карандаш, цв. карандаши, материал для тиснения (предм.сразл.фактур.,гуашь. | |
3 | «Осенний пейзаж» | Тычкование | Закрепить умение вырезать листья и приклеивать их на деревья, приём – тычкование. Учить делать ёжика, грибочки для него. Развивать чувство композиции. | 1.Демонстрация иллюстраций с осенними пейзажами различных художников 2.Игра «Краски осени» 3.Физминутка 4.Напомнить детям о приеме тычкование 5.Краткое описание композиции осеннего пейзажа 6.Выполнение работы\ 7.Обсуждение выполненных работ | Ножницы, клей, карандаш, квадраты (2*2 см) из газетной бумаги, красная, коричневая, белая бумага для грибов, листья, изготовл. на пред.занятии. | |
4 | «Я шагаю по ковру из осенних листьев» | Печатание листьями, печать или набрызг по трафарету | Познакомить с техникой печатания листьями. Закрепить умение работать с техникой печати по трафарету. Развивать цветовосприятие. Учить смешивать краски прямо на листьях или тампоном при печати. | 1.игровая ситуация «В гостях у осени» 2.Загадки про осень 3.Знакомство с техникой «набрызг» 4.Игра «Я знаю осени цвета» 5.Физминутка 6.Выполнение работы 7.Оформление выставки | Листы формата А3 чёрн.цвета, опавшие листья,гуашь, кисти, поролонов.тампоны, трафареты. | |
НОЯБРЬ | 1 | «Я люблю пушистое, я люблю колючее» | Тычок жёсткой кистью, оттиск скомканной бумагой, поролоном | Тычок жёсткой кистью, оттиск скомканной бумагой, поролоном | 1.Рассматривание иллюстраций с ежами и цыплятами 2.Сенсорное упражнение «Что я чувствую» 3.Показ использования жесткой кисти для приема «тычкование» 4.Физминутка 5.Выполнение работы 6.Рассматривание и обсуждение выполненных работ. | Тонированная или белая бумага, жёсткая кисть, гуашь (для графики – только чёрная), скомканная бумага,поролон.тампоны, эскизы, фото, тарелка, для печати. |
2 | «Первый снег» | Монотипия. Рисование пальчиками | Учить рисовать дерево без листьев в технике монотипии, сравнивать способ его изображения с изображением дерева с листьями. Закрепить умение изображать снег, используя рисование пальчиками. Развивать чувство композиции | 1.Игровое упражнение «Мокрый снег» 2.Беседа о составлении композиции.3.Рассматривание дерева с листьями и без 3.Показ приема рисования пальчиками 4.Физминутка 5.Выполнение работ 6.Оформление выставки | Лист формата А4, тёмно-голубого, тёмно-серого, фиолетового цветов, чёрная и белая гуашь в мисочках, салфетки, эскизы, иллюстрации. | |
3 | По замыслу | Различные | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Учить самостоятельно выбирать технику и тему. | 1.Спросить детей, что они рисовали, что им понравилось 2.Вспомнить техники и приемы, которые были использованы в предыдущих работах. 3.Физминутка 4.Выполнение работ 5.Создание выставки | Всё имеющееся в наличии. | |
4 | «Снегопад» | Тычкование | Упражнять в рисовании концом кисти. Закреплять умение смешивать белую гуашь с синей, фиолетовой. Развивать воображение, чувство композиции. | 1.Загадка про снег 2.Показ приема смешивания красок 3.Рассматривание иллюстраций со снегопадом 3.Игра «Расскажи, какого цвета» 4.Показ приема тычкование 5.Физминутка 6.Выполнение работ 7.Обсуждение выполненных работ | Лист бумаги, белая, синяя, фиолетовая гуашь, иллюстрации, эскизы. | |
ДЕКАБРЬ | 1 | «Волшебныеснежинки» | Тычкование | Учить детей украшать тарелочки и подносы узором из снежинок различной формы и размера. Упражнять в рисовании концом кисти. Закрепить умение смешивать белую гуашь с синей, фиолетовой. Развивать воображение, чувство композиции | 1.Игровая ситуация «Снежная Королева» 2.Игра « Теплое –холодное» 3. Показ воспитателем приема тычкование4. Выполнение работ 4.Физминутка 5.Игра « Северные гости» 6.Оформление выставки | Тарелочки и подносы, вырезанные из чёрной бумаги, белая, синяя, фиолетовая гуашь, иллюстрации, эскизы. |
2 | «Зимняя ночь», I занятие | Чёрно – белый граттаж | Познакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой чёрно – белого граттажа. Учит натирать лист бумаги свечой, следить, чтобы весь лист был покрыт стеарином. Учить смешивать гуашь и клей в одинаковой пропорции, наносить состав на покрытую стеарином поверхность листа. | 1.Рассматривание иллюстраций зимнего ночного пейзажа 2.Загадка про ночь 3.Беседа о выборе материалов для рисунка 4.Показ воспитателем техники натирания свечой альбомного листа 5.Физминутка 6.Игра «День-Ночь» | Лист полукартона, свеча,тушь+жидкое мыло, кисть | |
3 | «Зимняя ночь», II занятие | Чёрно-белый граттаж | Учить детей передавать настроение тихой зимней ночи с помощью графики. Упражнять в таких средствах выразительности, как линия, штрих. | 1.Игровая ситуация «В гости к северному оленю» 2.Показ воспитателем способов изображения при помощи процарапывания листа заостренной палочкой 3.Физминутка 4.Выполнение работ 5.Оформление выставки | Заострённая палочка, эскизы, иллюстрации. | |
4 | «Ёлочка нарядная» | Рисование пальчиками, акварель+восковые мелки | Учить детей изготавливать плоскостные ёлочные игрушки (в технике акварель+восковой мелок) для украшения ёлочки (коллективная работа, выполненная обрыванием). Закрепить умение украшать различные геометрические формы узорами, как на ёлочных игрушках. Учить украшать ёлку бусами, используя рисование пальчиками. | 1.Прослушивание песни « К нам елочка пришла зимой» 2.Создание игровой ситуации «Новогодние игрушки» 3.Рассматривание новогодних игрушек 4.Показ техники обрывание 5.Физминутка 6.Выполнение работ 7.Обсуждение работ, оформление выставки. | Различные вырезанные из бумаги фигуры, ёлочка, акварель, восковые мелки, гуашь в мисочках, ёлочные игрушки. | |
ЯНВАРЬ | 1 | «Зимний лес» | Печать поролоном, тычок полусухой жёсткой кистью | Учить детей изображать хвойный лес методом тычка полусухой кистью, упражнять в рисовании снега печатью поролоном, придавать «искристость», приклеивая нарезанный дождик. |
4.Физминутка 5.Выполнение работ
| Лист формата А3, гуашь, кисти, поролон, клей, нарезанные блёстки. |
2 | «Лесной сторож» (филин) | Тычок мятой бумагой, ватные палочки | Учить детей создавать выразительный образ филина, используя технику тычка мятой бумагой. Развивать умение пользоваться выразительными средствами графики. Закрепить навыки работы с данными материалами. | 1. Загадка про филина 2.Игровая ситуация « Я в дремучем лесу» 3.Показ эскизов леса и филина в разных техниках 4.Физминутка 5.Выполнение работ 6.Оформление выставки | Бумага формата А3, мятая бумага, чёрная гуашь, иллюстрации, эскизы. | |
3 | «Пингвины на льдинах», I занятие (снег, лёд и полярная ночь) | Печать поролоном | Учить изображать снег, лёд и полярную ночь, используя гуашь различных цветов, смешивая её прямо на бумаге. Закрепить понятие о холодных цветах. Упражнять в аккуратном закрашивании всей поверхности листа, изображать пористые облака с помощью печати поролоном. | 1.Чтение стихотворения А.С.Пушкина «Вот север..» 2.Предложение выбрать подходящие иллюстрации из предложенных 3.Игра «Теплое-холодное» 4.Показ приема смешивания гуаши для получения необходимого оттенка 5.Физминутка 6.Выполнение закрашивания фона | Листы формата А3, гуашь, кисть, поролоновые тампоны. | |
4 | «Пингвины на льдинах», II занятие (пингвины) | Печать поролоном | Совершенствовать умение в смешивании белой и чёрной краски прямо на листе бумаги. Учить рисовать семью пингвинов, передавая разницу в величине птиц. Развивать умение отображать в рисунке несложный сюжет. | 1.Игровая ситуация « К нам на льдине приплыли пингвины» 2.Обсуждение и показ рисования пингвинов техникой печати поролоном 3.физминутка 4.выполнение работ 5.обсуждение и оформление выставки | Подготовленные ранее пейзажи, гуашь, кисти, иллюстрации | |
ФЕВРАЛЬ | 1 | По замыслу | Различные | Совершенствовать умения и навыки детей в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закрепить умение самостоятельно выбирать технику и тему. | 1.Игровая ситуация «Подарок для мишки» 2.Рассматривание предыдущих работ 3.Обсуждение техник, в которых были выполнены работы 4.Физминутка 5.Беседа « Что бы я нарисовал» 6.Физминутка 7.Выполнение работ 8.Оформление выставки | Всё имеющееся в наличии. |
2 | «Лодочка» | Рисование акварельными мелками по сырому фону | Закрепить умение пользоваться техниками рисования по сырой бумаге. Развивать пространственное мышление, закреплять знания о разнообразной цветовой гамме. | 1.Рассматривание репродукций морских пейзажей 2.Показ техники рисования по сырому акварельными мелками 3.Игра « В лодочке» 4.Физминутка 5.Выполнение работ 6.Оформление выставки | Картон, акварельные мелки, губка, вода в блюдечке. | |
3 | «Семёнов-ские матрёшки» (мама с дочкой), I занятие | Рисование акварельными мелками по сырому фону | Познакомить детей с семёновскими матрёшками. Учить определять колорит, элементы росписи и украшения. Упражнять в рисунке силуэтов матрёшек разной величины | 1.Игра «Матрешки» 2.Показ семеновской матрешки 3.Рассматривание узоров, обсуждение 4.Показ отдельных узоров 5.Физминутка 6.Выполнение работ | Семёновские матрёшки, бумага формата А3, гуашь или чёрный маркер и акварель. | |
4 | «Семёно-вские матрёшки» (мама с дочкой), II занятие | Рисование пальчиками | Продолжать знакомить детей с семёновскими матрёшками. Упражнять в рисунке несложной композиции на фартуках ранее нарисованных матрёшек. Развивать цветовосприятие. | 1.Игра «Разложи узор» 2.Игровая ситуация «Подарок матрешкам» 3.Показ рисования узоров 4.Физминутка 5.Выполнение работ 6.Игровая ситуация «Матрешка говорит спасибо» | Семёновские матрёшки, ранее нарисованные, гуашь. | |
МАРТ | 1 | «Открытка для мамы (мамины любимые цветы)» | Печать по трафарету, объёмное изображение с использованием опилок, рисование ватными палочками | Учить детей украшать цветами и рисовать при помощи опилок (смешать клей ПВА и опилки, нанести на трафарет). Закреплять умение пользоваться знакомыми техниками. Учить располагать изображение на листе по – разному. | 1.Слушание песни про маму 2.Игровая ситуация «Мамы разные нужны» 3.Показ и обсуждение новой техники рисования опилками 4.Физминутка 5.Выполение работ 6.Беседа «Вот какие мамы» | Картон, трафареты цветов, клей ПВА, опилки, иллюстрации, открытки. |
2 | «Моя мама» | Рисуем жидким тестом, пальчиками | Продолжать знакомить детей с жанром портрета. Закреплять умение изображать лицо человека, пользуясь различными приёмами рисования (пальчиками). Развивать чувство композиции. | 1.Чтение стихов про маму 2.Рассматривание репродукций портретов 3.Игра «Какой формы» 4.Игра «Подбери глаза» 5.Обсуждение материала для работы 6.Физминутка 7.Выполнение работ 8.Обсуждение и оформление выставки | Лист формата А3 (плотный), мука, тюбики для жидкого крашеного теста. | |
3 | «Рамка для фотографии» | Рисуем клеем ПВА – выпуклые линии, эффект «старого золота» с помощью акриловой краски и крема для обуви | Учить детей украшать узором рамки для фотографий; рисовать тонкие линии клеем по заранее нарисованному рисунку (доходя до конца линии резко отрывать флакон от рисунка, чтобы клей не капал); добавлять в рисунок различные точки, завитушки, линии. Развивать творчество. |
3.Показ правильного выполнения работы с помощью клея 4.Физминутка 5.Выбор материалов для работы 6.Выполнение работ 7.Рассматривание выполненных работ, обсуждение | Белый картон А4, клей ПВА, крем чёрный для обуви, золотая акриловая краска, тряпочка. | |
4 | По замыслу | Различные | Совершенствовать умения и навыки детей в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закрепить умение самостоятельно выбирать технику и тему. | 1.Беседа «Что бы я нарисовал» 2.Напоминание тех рисунков, которые были выполнены ранее 3.Физминутка 4.Выполнение работ 5.Оформление выставки | Всё имеющееся в наличии. | |
АПРЕЛЬ | 1 | «Фантас-тическая планета» | Пастельные мелки, рисование ватными палочками | Учить детей при помощи пастельных мелков создавать фантастический рисунок необычной планеты. Развивать воображение, творчество. |
4.Обсуждение и показ композиций
| Плотная бумага с шершавой поверхностью, пастельные мелки, ватные палочки. |
2 | «Звёздное небо» | Набрызг, печать поролоном по трафарету | Учить детей создавать образ звёздного неба, используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных техник. |
| Бумага формата А3, кисти, гуашь, трафареты, поролоновые тампоны, жёсткая кисть, эскизы, иллюстрации. | |
3 | «Старин-ная картина» | Работа с краской, стекающей с рисунка, сделанного восковыми мелками | Учить детей новой технике – эффект потрескавшегося воска. Учить заполнять рисунком весь лист. Совершенствовать технические навыки при работе в нетрадиционной технике. | 1.Рассматривание иллюстраций со старинными картинами 2.Беседа « В чем отличие?» 3.Показ техники работы с воском и краской 4.Физминутка 5.Выполнение работ 6..Оформление выставки | Альбомный лист, восковые мелки, плакатная краска, утюг (при необходимости) | |
4 | «Расцвели цветы» | Рисуем контуры цветов по папиросной бумаге фломастером | Упражнять детей в получении новых оттенков цветов путём наложения папиросной бумаги друг на друга. Упражнять в технике обрывания, закреплять навыки работы с клеем. |
2.Рассматривание иллюстраций и эскизов цветов 3.Беседа «Мои впечатления» 4.Игра «Подбери цвет» 5.Предложить нарисовать цветы, самостоятельно выбирая материал и композицию 6.Физминутка 7.Просмотр детских рисунков | Папиросная бумага, клей ПВА, чёрный фломастер, белый картон А3 | |
МАЙ | 1 | «Краски моря», I занятие | Изготовление силуэтов из папиросной бумаги | Совершенствовать умение детей создавать рисунок при помощи папиросной бумаги. Учить детей изготавливать трафарет из образца. |
| Папиросная бумага, фломастер, целлофановый пакет, клей ПВА, эскизы и иллюстрации обитателей моря. |
2 | «Краски моря», II занятие | Использование целлофана, обведение контуров чёрным фломастером | Учить детей доводить начатое дело до конца, видеть результат своей работы, воспитывать аккуратность в работе, усидчивость. |
| Чёрный картон, фломастер | |
3 | «Как я люблю одуванчики» | Восковой мелок+ акварель, обрывание, тычкование | Совершенствовать умение детей в данных техниках. Учить отображать облик одуванчиков наиболее выразительно, использовать необычные материалы для создания выразительного образа. | Бумага А4, цветной картон А4, восковые мелки, акварель, кисти, жёлтые салфетки (2*2), зелёная бумага, синтепон, клей. | ||
4 | По замыслу | Различные | Совершенствовать умения и навыки детей в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закреплять умение самостоятельно выбирать технику и тему. | 1.Беседа «Что бы я нарисовал» 2.Обсуждение различных материалов и техник 3.Игра « Выбери подходящий фон» 4.Физминутка 5.Выполнение работ 6Оформление выставки | Всё имеющееся в наличии. |
Показатели уровня художественного развития
детей4-5 лет
Важнейшим показателем уровня художественно- эстетического развития ребёнка в этом возрасте является интерес к самому процессу рисования, желание ребенка как рисовать по заданной теме, так и пытаться создать композицию по собственному замыслу.
Наслаждаться созданными произведениями, материалом, с которым дети работают, рисунками своими и товарищей- задача, позволяющая говорить о высоком уровне развития художественных способностей
В этом возрасте ребенок использует достаточное количество изобразительного материала- краски, карандаши, мелки, а также нетрадиционные материалы ( ватные палочки, листья, трубочки для коктейля и т.д.)
При достаточной координации, ловкости и точности движений (что в этом возрасте встречается довольно часто) выразительность рисунка детей повышается, выявляет творческую одаренность, творческие способности.
Умение внимательно рассматривать произведения искусства, передавать свои эмоции , полученные при этом процессе также являются важной составляющей развития художественного вкуса.
Ребенок проявляет желание общаться с прекрасным, с интересом включается в образовательные ситуации эстетической направленности. Любит заниматься изобразительной деятельностью совместно со взрослым и самостоятельно.
Эмоционально отзывается, сопереживает состоянию и настроению художественного произведения.
Различает некоторые предметы народных промыслов по материалам, содержанию, выделяет и поясняет их особенности.Узнает некоторые предметы и произведения народных промыслов.
В процессе восприятия предметов и явлений окружающего мира и искусства различает формы, размеры, цвета. При косвенной помощи взрослого может внимательно рассматривать художественный образ, отмечать некоторые средства выразительности, соотносить воспринимаемое с собственным опытом.
В процессе собственной деятельности стремится создавать выразительные и интересные образы, выбирает при небольшой помощи взрослого и правильно использует инструменты и материалы.
Владеет отдельными техническими и изобразительными умениями, осваивает некоторые способы создания изображения в различных техниках.
Система мониторинга:
Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:
- игра, которая является основным видом деятельности детей;
- сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;
- просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;
- музыкальное сопровождение.
- и т.д.
Кроме того, желательно живо, эмоционально объяснять ребятам способы действий и показывать приемы изображения.
Анализируя детский рисунок, педагог оценивает характеры героев, использование специфики таких изобразительных средств, как точка, линия и штрих, и делает вывод о том, насколько творчески ребенок подошел к заданию, по силам ли оно ему.
Рисунки, выполненные детьми на занятиях кружка «Наше творчество» оцениваются по следующим критериям:
Формообразующие движения
Вертикальные
Горизонтальные
Короткие
Пересекающиеся
Волнистые
Круг
Овал
Треугольник
Квадрат
3 балла – наличие всех линий и форм
2 балла – неточные, неровные, неуверенные, незаконченные
1 балл – нет в рисунке данных линий и форм
Части предметов
3 балла – ребёнок изображает предметы, состоящие из 3-х частей разной формы
(например: машина, зайчик, дом)
2 балла – предметы из 2-х частей разной формы
1 балл – предметы из частей одинаковой формы
Сюжет
3 балла – в рисунке присутствует 3 предмета, связанные между собой
2 балла - 2 предмета
1 балл – 1 предмет
Использование цвета
3 балла – 3 цвета
2 балла – 2 цвета
1 балл - 1 цвет
Соответствие реальному цвету
3 балла – предметы соответствуют реальному цвету
2 балла – есть некоторые несоответствия
1 балл - все предметы одного цвета или не совпадают с реальным
Соотношение по величине, пропорции
3 балла – соблюдение пропорций
2 балла – некоторое несоответствие
1 балл - отсутствие пропорций
Композиция
3 балла – располагает предметы по всему листу или узкой полосе
2 балла – расположение выше узкой полосы
1 балл - хаотичное расположение
Творчество
3 балла – составляет рассказ о нарисованном
2 балла – перечисляет нарисованные предметы
1 балл - не идёт на контакт
Контур
3 балла – умение рисовать набросок
2 балла – сильный нажим в некоторых местах
1 балл – неумение рисовать набросок
Строение предметов, присутствие частей
3 балла - присутствуют все части, расположены верно
2 балла – есть незначительные искажения
1 балл – части предметов расположены неверно, некоторых не хватает
Динамика
3 балла – присутствует, передано достоверно
2 балла – есть недостатки в передаче движения
1 балл – изображение статично
Итоговая карта динамикихудожественного развития детей 4-5 лет
№ | Ф. И. ребенка | Формообразующие движения | Части предметов | Сюжет | Использование цвета | Соответствие реальному цвету | Соотношение по величине, пропорции | Композиция | Творчество | Контур | Динамика | Всего баллов |
Уровни художественно-творческого развития
детей 4-5 лет
Высокий (25-30 баллов) – владеет формообразующими движениями, изображает предметы, состоящие из трех частей разной формы, в рисунке присутствует 3 предмета, связанные между собой, использует три и больше цветов, предметы соответствуют реальному цвету, соблюдает пропорции в рисунке, располагает предметы по всему листу, учитывает расположение сюжета, составляет рассказ о нарисованном, умеет сделать набросок, все части нарисованы верно, достоверно передана динамика.
Средний (15-20) – формообразующие линии присутствуют, но они неточные и нечеткие, изображает предметы, состоящие из двух частей, в рисунке присутствуют два предмета, связанные между собой, использует два и больше цветов, есть некоторые несоответствия по реальному цвету, есть некоторые несоответствия по пропорциям, не всегда соблюдает композиционное расположение, перечисляет нарисованное, сильно нажимает в некоторых местах, не все части нарисованы правильно, есть недостатки визображении движений.
Низкий уровень(10-15) – отсутствие формообразующих линий, изображает предметы , состоящие из одной части, в рисунке не более одного предмета, использует один-два цвета, цвета не соответствуют реальному предмету, пропорции не выдерживает, композиционное расположение отсутствует, не может рассказать о нарисованном, не умеет рисовать набросок,части предметов изображает неверно, изображение статично.
Список литературы
- Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. (Из опыта работы). - М.: Просвещение, 1978. - 191 с.
- Косминская В.Б. и др. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду. - М.: Просвещение, 1977.
- «Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2.». Г.Н. Давыдова. «Издательство Скрипторий 2003» Москва 2008 год.
- Работа с натурой: Уроки мастерства. Школа рисования. – М.: ТД «Мир книги», 2006.
- Рисование веревочкой: — Санкт-Петербург, КАРО, 2010 г.- 96 с.
- Рисунок и живопись. Полный курс: Хейзл Гаррисон — Санкт-Петербург, Эксмо, 2005 г.- 256 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дополнительного образования по РИСОВАНИЮ
Рабочая программа дополнительного образования по РИСОВАНИЮ...
Программа дополнительного образования по рисованию для детей старшего ( 5-6 лет)дошкольного возраста « Краски в сказке»
Дух есть мастер, воображение — инструмент, тело — послушный материал. В каждом человеке есть свой собственный внутренний мир, сотворенный силою воображения. Воображение порождается чистым ...
Программа дополнительного образования по рисованию песком для детей с ОВЗ
Программа дополнительного образования для детей с ОВЗ "Песочная фантазия"...
Программа дополнительного образования «Нетрадиционное рисование»
Программа дополнительного образования «Нетрадиционное рисование» для детей дошкольного возраста....
Выступление на «Ярмарке дополнительного образования» для родителей на тему «Развивайка. Программа дополнительного образования познавательной направленности для детей 3-5 лет»
Представление программы дополнительного образования познавательной направленности "Развивайка" длядетей 3-5 лет...
Выступление на «Ярмарке дополнительного образования» для родителей на тему «Радуга». Программа дополнительного образования познавательной направленности для детей 3-5 лет»
Программа дополнительного образования детей «Радуга» разработана в соответствии с общей образовательной программой МБДОУ Детский сад 3 в соответствии с введением в действие ФГОС ДО. Заняти...