"Роспись русское матрёшки"
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) по теме

Стародубцева Алёна Александровна

Формировать у детей интерес к русской культуре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rospis_matryoshki.docx300.93 КБ

Предварительный просмотр:

НОД по «Художественно – эстетическому развитию»

Тема: «Роспись матрёшки»

Цель: знакомство детей с декоративной росписью народной игрушки – матрёшки

Программные задачи:

1.Образовательные

• закрепить знания детей об истории создания русской деревянной матрёшки, о её характерных особенностях;

• продолжить знакомство с творчеством русского народного художественного промысла: росписи матрешек;

• закрепить практические навыки по рисованию элементов Семеновской росписи;

2.Развивающие

• развивать мышление, мелкую моторику рук, художественный вкус;

• развивать творческие способности детей через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству;

• развивать самостоятельность в придумывании рисунка сарафана для матрёшки.

3.Воспитательные

• воспитывать умения работать в коллективе;

• воспитывать самостоятельность, аккуратность, интерес и любовь к народным игрушкам;

• воспитывать уважение к творчеству русских умельцев.

Интегрируемые образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Музыка», «Физическая культура», «Здоровье».

Предварительная работа: рассказ воспитателя об истории возникновения матрешек, их изготовлении и росписи; рассматривание игрушек – матрешек и иллюстраций с изображением матрешек Семёновских, Загорских, Полхов-Майданских, сравнивание их по внешнему виду, облику, росписи; чтение стихов, загадок о матрёшках.

Методические приемы:

- Словесный

- Игровой

- Наглядный

Демонстрационный материал: презентация «Русская матрешка», мольберт, силуэты матрешек, иллюстрации с элементами разных техник росписи, аудиозаписи «Русские народные мелодии»

Раздаточный материал:  шаблоны матрешек, краски, кисточки, ватные палочки, шерстяная нить,  баночки с водой, салфетки.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

(В начале занятия звучит народная мелодия).

Стук в дверь. Воспитатель вносить куклу в русском народном костюме. В речках у неё конверт.

Воспитатель: Ребята посмотрите, какая красивая кукла, а в руках у неё конверт, она, наверное, принесла нам письмо. Давайте мы его прочитаем.

Дети рассаживаются на стульчики, воспитатель читает письмо: «Здравствуйте дорогие ребята. Пишут вам мастера русских народных игрушек. У нас очень много заказов и мы не справляемся. Хотим попросить вас помочь нам сделать русские народные игрушки»

2. Проблемная ситуация.

Воспитатель: Ребята, а какие русские народные игрушки мы с вами можем сделать?

Ответы детей.

3. Сообщение темы и цели занятия.

Воспитатель: У меня есть заготовки матрёшек, но они не расписанные. Я вам предлагаю их расписать. Но сначала давайте вспомним какие бывают матрёшки и как их расписывают.

4. Повторение изученного материала

 (слайд 2)

        Есть куклы, у которых одно имя – Матрешки

(слайд 3)

        Почему так любима эта кукла? (Потому что она особенная. Разбирается на две части. Снимешь верхнюю и увидишь – внутри еще кукла. Такая же матрешка, только поменьше, и тоже раскрывается.)

(слайд 4)

        Первая матрешка появилась почти сто лет назад. Игрушечный мастер В.Звездочкин из города Сергиева Посада сделал из дерева разбирающуюся куклу, а художник С.Малютин раскрасил ее. Получилась девочка, розовощекая, с льняными волосами, в простой крестьянской одежде – в сарафане, переднике, в платке с цветами. Правой рукой прижимает к себе черного петуха.

(слайд 5)

        Почему матрешка так называется?

(В старой русской деревне имя распространёнными и любими женскими именами были Матрёна, Матреша. Это имя  означает ” мать”. Поэтому и назвали куклу Матрёшкой.)

(слайд 6)

          Матрешки изготавливают, в основном, из липы, березы, ольхи, осины. Мастера вытичивают матрёшек начиная с самой маленькой.

(слайд7)

        Готовые фигурки мастерицы расписывают яркими красками – «одевают» куклу в пестрые сарафаны, цветные платки. А потом самое сложное – рисуют лицо: глаза, пунцовые губы, румянец наведут – и «ожила» матрешка. А еще для живости и блеска покрывают лаком.

(слайд 8)

Матрёшки расписывали в разных деревнях по разному.

        Сергиево Пасадские – устойчивые, толстобокие. В разноцветных передниках, в красных, синих, зеленых платках.

(слайд 9)

        Матрешка родом из Семенова – в цветастых фартуках, желто-красных полушалках.

(слайд 10)

        А в селе Полховском Майдане у матрешек по желтому фону «разбрасывают» малиновые ягоды да цветы, зеленые листья. И статью они стройнее.

(слайд 11)

        Иногда матрешки бывают необычные – то большая крестьянская семья.

(слайд 12)

То знакомые всем герои сказок.

(слайд 13)

        Но все же самой любимой осталась матрешка. Сегодня ее знают во всем мире, и дарят на память о нашей стране. Стала она русским сувениром.

        5. Физминутка.

           (Музыкальный хоровод)

6. Практическая часть

Воспитатель: я вам предлагаю расписать наших матрёшек в семёновском стиле. Расписывать начнём с платка. Каким цветом?

Ответы детей.

Воспитатель: По краю платка располагаем маленькие бутоны цветов. Рисовать мы их будем примакиванием ватной палочки. Фартук у матрёшки расписан розами, мы с вами умеем рисовать розы шерстяной нитью. Вспомните как мы их рисуем?

Ответы детей.

Воспитатель: Теперь берём кисть и расписываем низ матрёшки. Пока мы расписывали низ подсохли розы и дополняем их зелёными листочками и аленькими цветочками. Лицо круглое, яркий румянец, чёрные брови, маленький рот. Такой же образ русской красавицы воспевался в русских песнях и сказках.

7. Подведение итогов.

(Организация выставки детских работ)

- Молодцы, дети, у всех получились замечательные работы. Когда краска высохнет мы отправим матрёшек мастерам.

C:\Users\Я\Desktop\IMG_20160316_132250 (1).jpg

https://apf.mail.ru/cgi-bin/readmsg/IMG_20160316_132250.jpg?id=14586630840000000288%3B0%3B1&x-email=alena_starodubceva83%40mail.ru&exif=1&bs=1824&bl=999035&ct=image%2Fjpeg&cn=IMG_20160316_132250.jpg&cte=binary

https://apf.mail.ru/cgi-bin/readmsg?id=14586630840000000288;0;1&af_preview=1&exif=1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в старшей группе. Художественное творчество Тема: «Роспись Семёновской матрёшки»

Приобщать детей к удивительному миру искусства, развивать творчество, воображение...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Приобщение детей к истокам русского народного творчества в старшей группе на тему «Русская матрёшка»

Актуальность этой проблемы заключается в том, что в наше время достаточно всяких игрушек и наших детей не очень-то чем-либо удивишь. Целенаправленное ознакомление детей с русской игрушкой матрёшкой ...

КОНСПЕКТ НОД ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ «РОСПИСЬ СЕМЁНОВСКОЙ МАТРЁШКИ» СТРАШАЯ ГРУППА

знакомство детей с историей создания русской матрешки, роспись Семеновской матрешки...

КОНСПЕКТ ОД ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ «РОСПИСЬ СЕМЁНОВСКОЙ МАТРЁШКИ» СТРАШАЯ ГРУППА

познакомить детей с историей создания русской матрешки;упражнять в передаче характерных особенностей семёновской матрёшки, используя соответствующие цвета и узоры...

Фотоотчет по занятиям лепке: "Русская матрёшка" и декоративному рисованию: "Роспись цветов на подносе"

Работы учащихся по изо деятельности: лепке и  декоративному рисованию...

Конспект развлечения "Здравствуй, Матрёшка!" в старшей группе в рамках проектной деятельности "Русская Матрёшка"

Данный проект направлен на формирование  интереса к народным традициям, обрядам, быту, посредством знакомства с народной ирушкой - матрёшка....