Развитие художественно – творческих способностей детей раннего возраста через нетрадиционные способы изобразительной деятельности
статья по рисованию (младшая группа) на тему
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» В.А. Сухомлинский
Скачать:
Предварительный просмотр:
Макарова Ольга Александровна
Воспитатель ГБУЗ ТО Специализированный дом ребёнка
Развитие художественно – творческих способностей детей раннего возраста через нетрадиционные способы изобразительной деятельности
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» В.А. Сухомлинский
Современный взгляд на эстетическое воспитание ребенка предполагает единство формирования эстетического отношения к миру и художественного развития средствами разных видов изобразительного и декоративно – прикладного искусства в эстетической деятельности. Человек будущего должен быть созидателем, личностью с развитым чувством красоты и активным творческим началом.
Именно в детстве закладывается фундамент творческой личности, именно тогда закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.
Изобразительная деятельность – один из немногих видов художественных занятий, где ребенок творит сам, а не просто разучивает и исполняет созданные кем-то стихотворения, песни, танцы.
Рисование является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Оно позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним. Каждый ребенок по своей природе – творец. Но, как правило, его творческие возможности находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются. Создавая условия, побуждающие ребенка к занятиям искусством, можно раскрыть эти дремлющие до поры до времени творческие наклонности.
Изобразительная деятельность способствует развитию эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые в свою очередь способствуют формированию эстетического отношения к действительности.
Наблюдение и выделение свойств предметов, которые предстоит передать в изображении (формы, строение, величины, цвета, расположение в пространстве), способствует развитию у детей чувства формы, цвета, ритма – компонентов эстетического чувства.
Яркие краски разнообразят жизнь ребенка, восполняют его потребность в приятных ощущениях. Наконец, занятия рисованием это одна из форм предметной деятельности ребенка, а предметная деятельность совершенно необходима малышу для физического, психического и умственного развития.
При действии кисточкой и красками работают пальцы – развивается мелкая моторика рук, а значит, улучшается развитие речи.
Рисование для детей – радостный, вдохновенный труд, к которому его не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать ребенка, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности.
Одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества - разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы - вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Важно, чтобы всякий раз педагог создавал новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой - искали новые решения, творческие подходы.
Используем разнообразные методы и приемы рисования нетрадиционными способами.
Нетрадиционное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов, играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь главным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, целенаправленность деятельности.
Существует множество техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Используемые нами нетрадиционные методы по изо деятельности помогают развивать у ребенка оригинальные идеи, воображение, творчество, мелкую моторику пальцев рук, самостоятельность. Обучать нетрадиционным техникам рисования начинаем уже в младшем возрасте, постепенно усложняя техники рисования, далее с усложнением в выборе материала и способов рисования.
На первом этапе решаются следующие задачи:
- Формирование интереса к изо деятельности.
- Овладеть простейшими техническими приемами работы с различными материалами.
- Развивать воображение, видеть необычное в обычных предметах.
На втором этапе, когда дети уже овладели некоторыми приемами работы в нетрадиционной технике при изображении рисунков, задачи следующие:
1. Продолжать формировать интерес к изо деятельности.
2. Продолжать знакомить детей с нетрадиционными техниками; через овладение более сложными приемами работы.
3. Формировать относительную устойчивость замысла.
4. Научить детей предварительно продумывать содержания образа, способов, последовательности его воплощения.
5. Стимулировать активность, самостоятельность, инициативу детей в придумывании содержания и способов изображения.
6. Побуждать детей к созданию разнообразных и относительно неповторимых, оригинальных замыслов.
7. Развивать эстетическое восприятие, художественный вкус.
8. Развивать у детей навыки самоанализа, необходимые для оценки собственных работ.
Хорошую эффективность показывает практика применения этих занятий для гиперактивных, закомплексованных, агрессивных детей.
Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников. Так, например, начинать работу в этом направлении следует с таких техник, как рисование пальчиками, ладошкой, обрывание бумаги и т.п., кляксографиии т.п.
- рисование пальчиками
Возраст: от 1 года.
Материалы: гуашь, плотная бумага любого цвета, салфетки
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. После работы пальчики вытираются салфеткой, а затем гуашь смывается водой.
- тычок жесткой полусухой кистью
Возраст: любой
Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата
Способы получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация пушистой или колючей поверхности
- рисование ладошками
Возраст: от двух лет
Материалы: гуашь или акварель, широкая кисть или кусочек поролона, бумага любого цвета, салфетки
Способ получения изображения: поролоном или широкой кистью окрашиваем ладошку ребенка выбранным цветом, затем отпечатываем ладошку на бумаге, дорисовываем недостающие детали. Можно использовать одновременно несколько цветов. После работы ладошку вытираем салфеткой и оставшуюся краску смываем водой.
- рисование ватными палочками
- оттиск поролоном
Возраст: от 3 лет.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка, либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля.
Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.
- оттиск пробкой – от 2 лет.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка, либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля.
Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.
- оттиск смятой бумагой – от 3 лет.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: блюдце, либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.
Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце и смятая бумага.
- печать по трафарету
Возраст: от 3г.6м.
Материалы: плотная бумага, трафареты из картона, гуашь или акварель, поролон
Способ получения изображения: ребенок прикладывает трафарет к бумаге, обмакивает поролон в краску и примакивает поролон по трафарету, затем аккуратно убирает трафарет, если необходимо повторяет процедуру после высыхания краски
- свеча и акварель
Возраст: от четырех лет
Материалы: восковые мелки, плотная бумага, акварель, кисти
Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок остается не закрашенным.
Восковые мелки и акварель
Возраст: от 3 лет.
Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.
Монотипие – одна из простейших графических техник, происходит от греческих слов monos – один и typos – отпечаток. Количество красок – любое. Результат – изображение, отличающееся мягкостью и легкой расплывчатостью очертаний.
Вместе с ребенком переведите на бумагу рельефный рисунок со значка или монеты, оттисните на бумагу донышко стакана, квадратной коробочки, треугольный предмет. Это позволит вам подвести его к понятиям: «верх» и «низ», «прямое» и «зеркальное» изображение. Важно выработать у ребенка внимательно смотреть и видеть, наблюдать и задумываться. Форма листа заставляет каждый раз по-новому обдумывать рисунок.
Это один из примеров игры с детьми, способствующий развитию памяти, глазомера, помогающий развивать простейшие мыслительные операции. С такой игры советуем начать с ребенком освоение графики:
Согнув лист бумаги пополам, нанесите несколько капель жидкой краски на одну часть листа, накройте второй половиной листа, развернув, вы увидите необычные узоры. Их можно назвать кляксами, но лучше увидеть цветы и звезды, облака и глубоководные рыбы.
Если нарисовать на одной половине листа бабочку со сложенными крыльями, накрыть изображение второй половиной, то можно увидеть, что бабочка расправила крылья и собирается взлететь.
При помощи этих незамысловатых приемов легко объяснить детям законы симметрии.
Диатипие – разновидность монотипия.
Тампоном или краской нанесите легкий слой краски на гладкую поверхность картонной папки. Сверху положите лист бумаги и предложите ребенку что-нибудь нарисовать карандашом или просто заостренной палочкой, стараясь не давить сильно на бумагу. На той стороне, которая была прижата к картону, получается оттиск – зеркальное отображение рисунка с интересной фактурой и цветным фоном.
Освоив технику в одном цвете, можно приступать к работе с несколькими красками.
Линогравюра.
На картон наклейте вырезанные узоры, силуэты, затем нанесите тушь или краску тампоном из мягкой тряпочки на весь лист. На поверхность со свеженанесенной краской положите лист бумаги, прижмите рукой и протрите ложечкой. Протрите круговыми движениями, тщательно разгладьте там, где лист соприкасается с картоном. Получилось цветное изображение. А в местах, где протирка сделана не очень плотно, видны широкие штрихи. Силуэты выходят цветные, а вокруг них белый ореол. Фон, в зависимости от шероховатости картона будет, где темнее, а где светлее.
Пальцевая живопись (хэппинг).
У нас есть десять кисточек, которые всегда с нами – это наши пальчики.
На каждый пальчик-кисточку своя краска. Можно рисовать точками, пятнышками, разводами. Освоив живопись пальцами, попробуйте рисовать ладошками или ногами на листе или водой на асфальте.
Ниткопись.
Техника “Ниткопись” - вызывает бурный восторг детей.
Вам понадобятся нитки № 10, набор разведенных гуашевых или акварельных красок, которые необходимо время от времени размешивать. Нужна бумага.
Нитки нарежьте так, чтобы ими было удобно работать. Опустите нить в краску, чтобы она пропиталась. Держа ее за кончик, аккуратно уложите на лист бумаги и накройте другим листом так, чтобы кончик нити высовывался. Держите верхний лист, а нитку вытягивайте. А теперь посмотрите, что получилось и на что похоже это изображение, недостающие детали дорисуйте кистью, карандашом или фломастером.
Бумажная пластика.
Бумажная пластика – это по сути дела художественное конструирование из бумаги, в котором новые целостности – художественные образы, конструкции, модели создаются из достаточно послушного, пластичного и к тому же весьма доступного материала - бумаги.
Существует разная техника работы с бумагой:
- рисование на мятом листе – позволяет без особых усилий добиваться объемного изображения – в результате реальные объекты (лес, горы, деревья и др.) приобретают естественные очертания;
- сминание - достаточно простая техника, позволяющая ребенку изменить форму бумаги и увидеть ее целостный образ: облако, цветок, бантик, птичку. Эти образы рождаются в рассуждениях: на что или на кого это похоже, на что похоже, если повернуть с другой стороны, а если соединить фигурки? Смятые комочки бумаги “превращаются” в пушистых цыплят, одуванчики, новогодние игрушки и др.;
- разрывание и надрывание – одно из самых любимых детских занятий. Поначалу дети просто разрывают бумагу на мелкие кусочки, а взрослые помогают увидеть в получившихся формах что-то из окружающей действительности (листок, жучок, макароны, конфета и др.). Из оборванных форм разной конфигурации, из бумаги разного цвета, различной фактуры дети составляют не только оригинальные поделки (птичку, рыбку, цветок), но и композиции (букет цветов, цирк, море);
- скручивание – такой способ помогает ребенку создавать объемные и фактурные поделки. Чудесно получаются цельные образы: змея, червячок, гусеница, шарфик, улитка, розочка, кукольная бижутерия, а также некоторые части поделок и изображений: косы, уши, бантики, стволы деревьев.
- Рисование пластилином
На картонную основу нужно нанести простой рисунок, а затем отщипывать маленькие кусочки пластилина и размазывать их пальчиками по рисунку, как будто закрашивая. Работа получается законченной и очень декоративной, если такими "красками" покрыта вся поверхность картинки – и рисунок, и фон. Пластилиновые кусочки неплохо смешиваются друг с другом и получаются новые, неожиданные цвета. Издалека такая работа выглядит, как написанная маслом.
- тычкование;
- рисование под плёнкой;
- рисование сыпучими блёсками;
- рисование на ткани;
- кляксография обычная.
В старшем дошкольном возрасте дети осваивают ещё более трудные методы и техники:
- кляксография с трубочкой
Возраст: от пяти лет
Материалы: бумага, гуашь, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков)
Способ получения изображения: ребенок зачерпывает краску пластиковой ложкой, выливает ее на лист бумаги. Затем на это пятно дует так, чтобы ее конец не касался ни пятна ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.
- предметная монотипия
Возраст: от пяти лет.
Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.
Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.
Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.
- Кляксография с нитками
Возраст: от пяти лет
Материалы: нитки (лучше шерстяные) различной длины, гуашь, бумага
Способ получения изображения: опускаем нитки в краску, что бы они пропитались, концы нитки при этом должны оставаться сухими. Укладываем нитку на листе бумаги в произвольном порядке, сверху накрываем чистым листом бумаги, концы нитки должны быть видны. Потянуть за концы нитку, одновременно прижимая верхний лист бумаги. Дорисовать необходимые элементы. После освоения этой техники с использованием одной нитки можно усложнять работу и использовать две и более нити.
- Знакомая форма – новый образ
Возраст: от пяти лет
Материалы: простой карандаш, бумага, различные предметы, которые можно обвести
Способ получения изображения: ребёнок обводит предмет карандашом, затем превращает его во что – то другое путём дорисовывания и раскрашивает любыми подходящими материалами.
- рисование солью
- рисование клеем
Выдавливаем на изображение на бумаге клей, даем высохнуть, а потом закрашиваем краской, получается рельеф.
- рисунок с рельефом
В краску добавляется мука, наносится на лист. Картонная полоска нарезается зубцами и прочерчиваем узоры вдоль и поперек. Из высохшего листа вырезаем форму, например вазу. Нарисуем на белом листе цветы, а потом приклеиваем. Прочерчивать можно и палочкой, зубочисткой, вилкой, спичкой
- рисунок на сырой мятой бумаге
Возраст: от пяти лет
Материалы: бумага, краски, вода, кисти, салфетки
Способ получения изображения: лист бумаги осторожно смять, что бы нарушить структуру бумаги. Расправить бумагу и намочить ее водой. Рисуем способом по сырому задуманный образ. Хорошо удаются в этой технике - пейзажи
- рисование зубной пастой
Предварительно ребенку надо объяснить, что это творческий поиск, и такое использование зубной пасты не дает ему право выдавливать ее на полу, полках и столах. Вместе с малышом наметьте карандашом легкие контуры деревьев, домов, сугробов. Медленно выдавливая зубную пасту, пройдитесь ею по всем намеченным контурам. Такую работу надо обязательно высушить и лучше не складывать в папку вместе с другими рисунками. Для творчества лучше всего использовать отечественный продукт — он быстрее засыхает
- рисование зубочисткой;
- монотипия-рисование нитками;
- теснение;
- рисование мыльной пеной;
- рисунок с двух сторон;
- мыльная живопись.
В своей работе мы используем и коллективные виды деятельности:
- рисование с секретом в 3 пары рук
Берется прямоугольный лист бумаги, 3 карандаша. Распределяются взрослые и ребенок: кто будет рисовать первый, кто второй, кто третий. Первый начинает рисовать, а затем закрывает свой рисунок, загнув листочек сверху и оставив чуть-чуть, какую-то часть, для продолжения (шея, к примеру). Второй, не видя ничего, кроме шеи, продолжает, естественно, туловище, оставив видной только часть ног. Третий заканчивает. Затем открывается весь листок - и почти всегда получается смешно: от несоответствия пропорций, цветовых гамм.
Каждый из этих методов - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, развивает воображение, даёт свободу для самовыражения, так же работа способствует развитию координации движений.
Руки и пальцы – это универсальный инструмент, который всегда с ребенком, а вместо бумаги и холста в его распоряжении целый мир. Разве можно удержаться и не порисовать загорелым пальцем на теплом песке у кромки моря, чтоб волны, как огромный ластик смывали рисунок? А как не изобразить смешную мордочку на запотевшем стекле или не провести пальцем по пыльному боку машины? Как не расковырять причудливо наледь на замороженном окошке троллейбуса, если порой от этого не могут удержаться даже взрослые? Давая ребенку все ощутить и попробовать самому, все пропустить через свои руки, мы расширяем границы его познания, творческие горизонты. Ведь грязный палец легко отмоется мылом или влажной салфеткой, а подавленное в раннем детстве желание творить может уже никогда не проснуться.
Рисование с использованием нетрадиционных методов - это увлекательная, завораживающая деятельность. И мы не раз убедились в этом, рисуя с детьми и старшего дошкольного возраста и младшего дошкольного возраста.
Нестандартные подходы к организации занятия, вызывают у детей желание рисовать, дети становятся более раскованными, раскрепощенными, уверенными, что их работа лучше всех. У них развивается фантазия, творческое воображение, мышление, любознательность, одаренность, продуктивность, потенциал и интуиция.
Следует помнить, что творческие способности, следует целенаправленно, последовательно развивать, иначе они просто угаснут.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности»
Методическая разработка "«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности»...
Опыт работы: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности»
Одной из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе является формирование творческой личности. И изобразительная деятельность является наиболее эффективным средством ее реше...
Презентация к опыту работы: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности»
«… Это правда!Ну чего же тут скрывать?Дети любят, очень любят рисовать!На бумаге, на асфальте, на стене.И в трамвае на окне….» ...
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности.
Педагогическая концепция воспитателя....
Практический материал. Развитие художественно-эстетических способностей детей раннего возраста через нетрадиционный способ изобразительной деятельности
Практический материал....
Проектная деятельность на 2014-2015у.г. Тема: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности»
«Я не волшебник, я только учусь…»(Возрастная группа: 6-7 лет) Что может быть главней на свете, ...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по теме: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности».
Детское художественное творчество – это выражение индивидуальных способностей малыша, выражение в художественной форме отношения к окружающему миру и собственно к себе. Художественн...