Проект "В гостях у Хохломы"
проект по рисованию на тему
Ознакомление с видом росписи - Хохлома. Приобщение ребенка к народной культуре и традициям, способствует формированию культурных ценностей, уважения к труду предков и развитию представлений о их значимости.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_v_gostyah_u_hohlomy.docx | 917.9 КБ |
Предварительный просмотр:
филиал Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения-
детского сада комбинированного вида «Надежда»
детский сад № 339
620098, г. Екатеринбург, ул. Ломоносова 136, т. 8(343)330-40-52
ПРОЕКТ
В гостях у Хохломы
Исполнитель:
Мордвинова Екатерина Ивановна
Воспитатель
Екатеринбург, 2016
Паспорт проекта
№ п/п | Структурные компоненты | Исходная информация |
1. | Полное наименование проекта | В гостях у Хохломы |
2. | ФИО автора (авторского коллектива) с указанием должности и электронной почты | Мордвинова Екатерина Ивановна Воспитатель |
3. | Дошкольное образовательное учреждение (полное наименование без сокращений) | филиал Муниципального бюджетного дошкольного общеобразовательного учреждения – детского сада комбинированного вида "Надежда" детский сад 339 |
4. | Актуальность проекта | Ознакомление с видом росписи - Хохлома. Приобщение ребенка к народной культуре и традициям, способствует формированию культурных ценностей, уважения к труду предков и развитию представлений о их значимости. |
5. | Цель и задачи проекта | Цель: Расширить представления детей о хохломской росписи, об изделиях народного декоративно - прикладного искусства. Задачи: формировать знания об особенностях росписи, развивать цветовое восприятие. |
6. | Сроки реализации проекта | Краткосрочный в течении месяца декабрь |
7. | Краткое содержание проекта | Развить интерес к хохломской росписи. |
8. | Планируемый результат реализации проекта | Вызвать интерес у детей к виду росписи хохлома, заинтересовать детей в создании мини - музея "Кухня -Хохлома" |
9. | Этапы реализации проекта | Подготовительный, познавательно-исследовательский , заключительный |
" _____" _________________ 2015 г.
Руководитель ДОУ: ___________/_________________/
Пояснительная записка
Участники: воспитанники средней группы «Почемучки» родители, воспитатель - Мордвинова Екатерина Ивановна.
Цель:
Расширить представления детей о хохломской росписи, об изделиях народного декоративно - прикладного искусства.
Задачи:
- помочь детям понять важность народной культуры, развивать интерес особенностям росписи , развивать цветовое восприятие.
- развивать познавательные интересы;
- совершенствовать навыки построения простого и сложного предложения;
- развивать речевую активность, диалогическую речи (посредством ответов на вопросы, диалога);
- развивать устную связную речь (через построение грамматически верной фразы и предложения).
- уточнять и расширять словарный запас слов по данной теме, совершенствовать навыки речевого общения;
- формирование сплочения детского коллектива, повышать уровень игрового взаимодействия между детьми;
- воспитывать мотивацию к обучению, эмоциональные чувства.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие ребенка, речевое развитие ребенка, , социально-коммуникативное развитие ребенка.
Для ознакомления детей с хохломской росписью необходимо осуществить несколько этапов работы, а именно подготовительный, познавательно-исследовательский и заключительный - создание мини - музея "Кухня - Хохлома".
Подготовительный этап:
- Рассматривание с детьми иллюстраций о русской избе, одежде, быте.
- Разучивание пословиц, народных игр, хороводов.
- Знакомство детей с изделиями хохломской росписи.
- Беседы о расписывании изделий хохломской росписью.
Используемые материалы:
- Мультимедиа, магнитофон, диск с записями русских народных мелодий,
- Иллюстрации, предметы с хохломской росписью;
- Заготовки для выкладывания композиции (картонные блюда, ложки, вазы, элементы росписи); кисти, гуашь. клеенки, салфетки, подставки для кистей, банки с водой, палитра,
Познавательно - исследовательский этап:
Историческая справка
Хохломская роспись – вид народного промысла, который зародился на Руси в 17 веке близ Нижнего Новгорода на левом берегу Волги. Предположительно родиной промысла считаются деревни: Большие и Малые Бездели, Мокушино, Шабаши, Глибино, Хрящи.
Так же как и в других родственных ей стилях - мстёре и палехе, в первую очередь это роспись посуды и мебели особым образом. По золотистому фону пишут чёрными и красными красками, иногда добавляя зелёный и жёлтый. Случается, что фон делают не золотистый, а серебристый из оловянного порошка. Путём дальнейшей обработки в печи хохломские мастера достигают медово-золотистого цвета. В результате украшенная хохломой, посуда или мебель становится не только очень красивой, но и создаёт визуальную массивность.
Чаще всего в этом стиле русской живописи для рисунка используют ягоды рябины, земляники, а также цветы, листья и ветки. Кроме того, в изображениях часто присутствуют представители животного мира – птицы, рыбы, дикие и домашние животные и др. Всё это считается традиционным для хохломы и от этих правил практически никогда не отступают.
Хохлома - что это такое? Прежде всего это старинный русский народный промысел. Хохломская роспись, золотая хохлома, обширный пласт культуры российской. Столица промысла - город Семенов, расположенный к северу от Нижнего Новгорода. В отличие от гжельского художественного производства, которое объединяет 27 сел и деревень в один "куст", хохлома была сосредоточена в одном месте. Поэтому ее развитие продолжалось достаточно долго. Художественная составляющая промысла также имела значение, поскольку талантливые мастера встречаются не часто, а обучения, как такового, не было.
Хохломские изделия сделаны из дерева. Хохломские изделия выполнены - на черном и желтом фонах, украшены узорами из ягод, листьев, декоративных цветков, «травки», веточек. Символом росписи в стиле "хохлома" является огненная Жар-птица. (а дымковские и гжельские на белом фоне)
Посмотрите, это будто необыкновенные деревянные миски да ложки, ковши да чаши, а золотые!
Нарисованы на них травы, листья, цветы, листья, сказочные жар-птицы, чудесные рыбы.
Хохлома - что это такое с точки зрения мировой общественности?
В середине 19 века хохломская роспись на посуде, мебели и одежде стала известна за рубежом. Всемирная выставка в Париже, прошедшая в 1889 году, открыла путь Золотой хохломе по всему миру. Хохломская роспись пошла на экспорт широким потоком. Рынки Западной Европы, Юго-Восточной Азии, Индии, Китая, а позже и северо-американского континента торговали изделиями российских народных промыслов.
Высокий спрос на изделия заволжских мастеров стал стимулом для дальнейшего развития Золотой хохломы. Ассортимент производства вырос многократно, кроме ложек производились блюда и тарелки, бочонки, крынки для специй, солонки, различные поставцы, бокалы и кружки. Особенно ценились на Западе так называемые братины - огромные посудины в форме ладьи с дюжиной ковшей. Название говорило само за себя, эта посуда предназначалась для братского пиршества. Праздничная тема всегда сопутствовала хохломским изделиям. А неисчерпаемый источник сюжетов и тем для них - это вся Россия. Хохлома же неразрывно связана и с самим источником, и с его историей.
Кроме посуды, большими сериями выпускались предметы домашнего обихода: шкатулки, табакерки, небольшие мебельные изделия, теремки, шкафчики, столики и скамеечки. Золотую хохлому можно было заказать, стоило это на порядок дороже, но цена никого не смущала. К концу 19 века хохлома стала дорожать, так как ее производство заметно усложнилось. Появились растительные орнаменты, которые продолжали исконные традиции, но одновременно несли в себе тот особый природный стиль художественного письма, которым и отличается хохлома. Картинки, сделанные в те далекие времена художниками-энтузиастами, зарисовки и эскизы подтверждают развитие новых направлений в искусстве хохломской росписи.
Виды росписи
В 18 веке хохломская роспись достигла своей кульминации, спрос на художественные изделия все возрастал, а нижегородские мастера в то время уже находились на вершине своего творчества. Тогда-то и сложились два основных вида росписи Золотой Хохломы - "верховой" и "фоновый".
Хохлома, узоры которой были нарисованы в манере "верховой" росписи, это рисунок по золотому полю, выполняемый черной и красной красками. Художник тонкими мазками прорисовывает ажурный рисунок, следуя при этом какому-либо одному из нижеперечисленных стилей :
- "Пряник" - стилизованное изображение солнца, заключенное в геометрическую фигуру, квадрат, ромб или граненую окружность. Способ на первый взгляд простой, однако от солнечного круга, в обрамлении лучей-завитушек, взгляда было не оторвать, настолько органично сочеталось великое светило с окружающими его рамками.
- "Травник" – травяной орнамент, рисунок осоки прибрежной или луговой травы.
- "Листок, под ягодку" - роспись с множеством листиков и ягод, цветов и стебельков, причудливым образом переплетающихся друг с другом.
В отличие от "верховой", хохлома, узоры которой наносились золотом на основу красного или черного цвета, считалась "фоновой". Наиболее интересной разновидностью росписи по фону является "кудрина", которая заключается в стилизованном изображении листьев и цветов. Повторяющиеся кудреватые завитки, переходящие в причудливые узоры, цветы, листву и всевозможные ягоды, садовые и лесные. Этот стиль росписи примечателен еще и широким использованием в рисунке контурных штрихов, выгодно оттеняющих отдельные детали.
Хохлома глазами ребенка
Детские дошкольные учреждения, сады и даже ясли в советское время получали мебель, выполненную в стиле хохломской росписи. И хоть этот художественный стиль всегда считался "взрослым", дети искренне радовались каждому столику, разрисованному художником. Разумеется, это была не ручная работа, изделия раскрашивались на мебельной фабрике, методом трафаретной печати. Но впечатление высокого искусства хохломской росписи присутствовало, и детей это радовало. Вместе с малышами радовались их родители. Таким образом, детская хохлома была ничем не хуже "взрослой".
Организация и методика проведения НОД
«В гостях у Хохломы»
Входят дети и встают около хозяйки (воспитатель одетая в сарафан), здороваются и отдают ей низкий поклон.
Хозяйка:
Что я вижу! Что за диво!
Сколько радости вокруг!
Правда, дети, тут красиво?
Аж захватывает дух!
– Здравствуйте, дорогие гости, пожалуйте к нам в гости.
Проходите да поглядите, какая здесь у нас посуда собрана. Она не простая.
.
Ее сделали русские мастера-умельцы из Хохломы.
Посмотрите! Эти вещи нынче в гости к нам пришли,
Чтоб поведать нам секреты древней, чудной красоты.
Чтоб ввести нас в мир России, мир преданий и добра.
Чтоб сказать, что есть в России чудо-люди – мастера!
Хохлома! – какое странное и веселое слово. В нем и смех слышится и восхищенное – ОХ! И восторженное АХ!
Как же оно начиналось, это удивительное хохломское художество?
Очень давно, в городе Семенов Нижегородской области, зародился обычай украшать деревянную посуду росписью. В этом лесном краю почти все делалось из дерева. Вся территория края представляла собой как бы одну разбросанную по сотням деревень мастерскую. Жители, будто сговорившись, поделили между собой все виды производства деревянных изделий.
У каждой группы деревень был центр – крупное торговое село, куда крестьяне каждую неделю приезжали на базар сбывать выработанную продукцию. Деревни, где точили и окрашивали деревянную посуду, находились вокруг большого торгового села Хохлома, давшего название всему искусству росписи. Именно отсюда разлетались жар-птицами чашки да ложки по всей земле. Когда у купца спрашивали: “Откуда такое диво?”, он с гордостью отвечал: “Из Хохломы”. Так и повелось: Хохлома да Хохлома. Вот и по сей день, расписную посуду хохломской зовут.
В чем же секрет красочной хохломской посуды? Как ее делают? Оказывается это совсем непросто.
Алгоритм «Последовательность изготовления хохломских изделий»
1. Вытачивание изделий на станке.
2. Шпаклюют – покрывают тонким слоем глины.
3. Шкурят – протирают наждачной бумагой.
4. Олифят – покрывают специальным составом для деревянных поверхностей.
5. Лудят – покрывают алюминиевым порошком и закаляют в очень жаркой печи.
6. Покрывают изделие специальным лаком.
Под воздействием температуры лак желтеет. Тогда и появляется этот восхитительный медово-золотой цвет. Так возникло словосочетание «Золотая Хохлома».
Вопрос: Какие цвета используют мастера?
Ответ: Красный, черный, совсем немного желтого и зеленого для мелкой прорисовки.
Вопрос: Какие узоры вы видите на посуде?
Ответ: Листики, ягодки, завитки, точечки, усики.
Вопрос: А с чем можно сравнить эти рисунки? Умельцы сами выдумывают их или где-то заимствуют?
Ответ: У природы – ягодки, веточки, листки, травка.
Сегодня мы с вами попробуем превратиться в мастеров Хохломской росписи, и распишем наши ложки, вазы, чашки, что лежат у вас на столах.
Выполним «травный узор», который состоит из таких элементов узора как:
✿ Осочки – самый простой элемент узора. Он выполняется легким движением кончика кисти сверху вниз.
✿ Травинки – это мазки с небольшим плавным утолщением.
✿ Капельки рисуются приемом прикладывания кисти к бумаге.
✿ Усики рисуются в виде непрерывной линии одинаковой толщины, закрученной в спираль.
✿ Завитки выполняются с легким нажимом в середине элемента.
✿ Кустик – это наиболее сложный элемент, в его изображении могут участвовать все элементы травного орнамента.
Часто среди «травки» (травного узора) изображают ягодки, цветочки, листики (т.е. добавляют). Воспитатель показывает как нужно рисовать.
А теперь вы сами попробуете расписать на шаблонах хохломские узоры.
Хозяйка: Ай да рукодельницы! Ай да мастера! Какие оригинальные и необычные у вас получились изделия.
Ребята я предлагаю вам подарить свои изделия самым маленьким воспитанникам нашего садика, чтобы они глядя на них, учились рисовать элементы хохломской росписи. Они будут гордиться этим и в будущем сделают изделия не хуже ваших.
А теперь я предлагаю попить чай после такой трудоемкой работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема занятия: «В гостях у Хохломы»
Расширение представления детей об изделиях народного декоративно-прикладного искусства (хохлома).Совершенствование умения при составлении декоративной композиции на основе использовать характерные для...
«В гостях у Хохломы»
конспект открытого изанятия НОД по рисованию в подготовительной к школе группе...
Беседы для детей по знакомству с русским народным декоративно-прикладным искусством "Золотая Хохлома, Хохлома, Хохлома!"
Сегодня я хочу вас познакомить с русским народным декоративно-прикладным искусством – хохломской росписью....
Конспект непосредственной образовательной деятельности рисование и социальный мир Тема: «В гостях у хохломы» Возраст 5-6 лет.
Конспект непосредственной образовательнойдеятельности рисование и социальный мирТема: «В гостях у хохломы»Возраст 5-6 лет....
Конспект проведения ООД по декоративному рисованию: «В гостях у народных мастеров: Мир волшебной Хохломы».
Конспект проведения ООД по декоративному рисованию: «В гостях у народных мастеров: Мир волшебной Хохломы»....
В гостях у Хохломы
Цель:- Расширение представления детей об изделиях народного декоративно-прикладного искусства (хохлома).- Совершенствование умения при составлении декоративной композиции на основе использовать характ...