Конспект интегрированного занятия по декоративному рисованию с использованием регионального компонента для детей старшей группы "В гости к бабушке Ульяне"
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему
методическая разработка Непосредственной образовательной деятельности для дошкольников с применением информационно-комуникационных технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 398.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
муниципального образования «Город Архангельск» «Детский сад
общеразвивающего вида № 88» (МБДОУ Детский сад № 88).
методическая разработка Непосредственной образовательной деятельности для дошкольников с применением информационно-комуникационных технологий.
Тема работы: Конспект интегрированного занятия по декоративному рисованию с использованием регионального компонента для детей старшей группы "В гости к бабушке Ульяне"
Старший воспитатель 1 квалификационной категории
Беляева Любовь Александровна;
Конспект
интегрированной НОД по декоративному рисованию с использованием
регионального компонента для детей старшей группы
"В гости к бабушке Ульяне"
(Образовательные области «Художественное творчество», «Познание», «Коммуникация»)
Образовательные задачи:
- продолжать знакомить детей с каргопольской игрушкой, закреплять умение выделять характерные детали узора (круги, точки, прямые и волнистые линии);
- упражнять в рисовании элементов каргопольского узора;
Развивающие задачи:
- развивать внимание, слуховую память, восприятие цвета, величины, мелкую моторику, зрительно-пространственное восприятие;
- закреплять умение отображать в речи свои действия.
Воспитательные задачи:
- воспитывать у детей любовь к родному северному краю, интерес к работе народных мастеров;
- вызвать желание создавать подобные игрушки.
Предварительная работа: чтение рассказов, стихов о народных игрушках. Индивидуальная работа в книжном уголке; рассматривание знакомых народных игрушек из глины; использование раскраски «Народные промыслы»; лепка «лошадок» из глины; подбор иллюстраций для выставки.
Оборудование: глиняные игрушки, образцы с элементами каргопольской росписи, аудиозаписи, презентация, кисти, краски, баночки с водой, подставки, салфетки, столы, стулья, трафареты каргопольских игрушек, аудиозаписи.
Ход:
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что я сегодня нашла, когда шла в детский сад(показывает каргопольскую игрушку). Я её подняла, прижала к себе и услышала тоненький голосочек, оказывается, это игрушка хотела мне что-то сказать. Хотите узнать, о чем рассказала мне игрушка?
- А поведала она мне вот какую тайну: это был комочек глины, его обработала с любовью и нежностью бабушка Ульяна и получилась такая красивая игрушка. Но вот её выкрал злой волшебник. Он так торопился, что обронил её, и игрушка осталась лежать на дороге в надежде на то, что её найдут добрые люди. Игрушка попросила меня помочь ей. Правильно я сделала, что принесла его в вашу группу?
- Ребята вы хотите помочь игрушке вернуться обратно к бабушке Ульяне?
- Я предлагаю вам отправиться в путешествие на поезде. Занимайте места согласно вашим билетам! (Дети рассаживаются на заранее подготовленные, пронумерованные стульчики согласно цифре на билете)
Пока мы едем, посмотрим и послушаем рассказ о Каргополе (презентация слайды с 1 по 13 и рассказ о Каргополе).
Рассказ о Каргополе
Архангельская область очень большая. В её состав входит много городов и сел, где живут и работают замечательные люди. В одном из городов нашей области в г. Каргополе живут мастера, которые с давних времен лепят и расписывают игрушки из глины, превращая их в чудо – сказку.
Этот древний город раскинулся на берегах красивой северной реки Онеги. Каргополь находится за дремучими лесами и непроходимыми болотами. Здесь заповедные места, где до сих пор сохранилась самобытная русская культура, искусства и ремесла.
Встречает бабушка Ульяна. (воспитатель «превращается» в бабушку, надев платок, выходит к детям навстречу. Далее занятие ведется от имени бабушки.)
Бабушка Ульяна: Здравствуйте! Откуда будете? Да зачем приехали? (ответы детей). Вот как! Приятно мне это. Я приглашаю вас отправимся ко мне в гости.
Физкультминутка Прогулка
(Дети выполняют движения по тексту)
На дворе мороз и ветер, на дворе гуляют дети..
Ручки согревают, ручки потирают.
Чтоб не зябли ножки, потопаем немножко.
Нам мороз не страшен, весело мы пляшем.).
- Проходите в избу, места маловато, но, в тесноте да не в обиде. Посмотрите, полюбуйтесь на моё сказочное царство (на столе организована выставка каргопольской игрушки. Дети рассматривают игрушки берут в руки. Бабушка Ульяна обращает внимание детей на то, что игрушки очень хрупкие и с ними надо обращаться очень аккуратно.)
- Я хочу вам рассказать о каждой игрушки. Присаживайтесь на коврик (презентация).
- Полкан - знак Солнца. Полкан, огромный и добрый богатырь, защитник людей от сил зла. Грудь у него крепкая, лицо круглое с большой бородой, а уловище - как у коня, и на ногах копыта. На груди Полкана - лучистое солнышко. Слайд 14
- Тяни-толкай. Фигурка Тяни-толкая состоит из двух коней - черного и белого. Конь- одно из самых почитаемых у славян животных. Слайд 15
- «Медведь» - знак Плодородия. У славянских народов "медведко" считается подателем плодородия земли. Медведь у большинства гончаров - добрый «хозяюшко леса». Слайд 16
- «Олень. Лось. Баран» - знаки Неба. Каргопольским глиняным оленям, лосям и баранам ставили на боках большие буро-красные круги, которые символизировали бесконечный бег солнца. Слайд 17
- Сувенир. В современной Каргопольской игрушке, кроме традиционных фигур, широко используются многофигурные композиции, появляется характер и движение, стремление к тому, чтобы «всё было как в жизни». Слайд 18
Бабушка Ульяна: А хотите сами научиться также нарядно расписывать игрушки? (Ответы детей).
Бабушка Ульяна: Вот взгляните-ка сюда, узоры не затейливые.
(Бабушка обращает внимание детей на образцы каргопольской росписи в презентации).
Слайд 19 - 21
Бабушка Ульяна: Какие краски используют?
Дети: Красную, желтую, зеленую, синюю, черную, белую.
Бабушка Ульяна: А какие элементы?
Дети: полоски, кружочки, линии, точки, волнистые линии.
Бабушка Ульяна: Давайте сегодня и мы поработаем, как настоящие каргопольские мастера. Но прежде сделаем разминку.
Разминка «Привезли мы глину»
Привезли мы глину с дальнего бугра, Слепим, высушим – и в печь, А потом распишем. Я слеплю лошадушку, я её поглажу, И сидельце с бахромой на спине прилажу. Свищет моя утушка разными ладами. | Дети, взявшись за руку идут по кругу. Руки согнутые в локтях к плечам. Скользящие движения ладонями Делают волнообразные движения Идут по кругу, высоко поднимая колени. Пальцы собраны в щепотку, делают волнообразные движения |
Бабушка Ульяна: Итак, за работу. Что вам потребуется для этой работы?
Дети: Краски, кисти, вода.
(Бабушка Ульяна показывает как держать кисточку, как рисовать тонкие линии – концом кисти, потолще – всем ворсом, волнистые линии – кисточку перемещать то вверх, то вниз плавно, круги – всем ворсом кисти безотрывными линиями. Обращает внимание на сочетание цвета белый – чёрный.)
Дети рисуют под негромкую мелодию.
Бабушка Ульяна: Внимательно посмотрите на свои работы, как узнать, что это каргопольская игрушка? (Дети объясняют)
Бабушка Ульяна: Сегодня вы все были настоящими художниками, учились делать красоту, чтобы подарить радость другим. Я видела, как вы все старались сделать своё дело как можно лучше, учились быть трудолюбивыми. Спасибо вам! Я люблю таких помощников и жду вас ещё к себе в гости. А на память хочу подарить вам каргопольскую игрушку.
Слайд 22 Звучит колокольный звон. Дети, попрощавшись, садятся в импровизированный поезд и возвращаются в группу.
Список использованной литературы
- Скоролупова О.А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством.– М.:ТЦ Сфера, 2001. – 75 с.
- Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. – М.: Просвещение, 1978. – 190 с.
- Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество: (Конспекты занятий рисованием, лепкой, аппликацией). – М.: М.: Просвещение, 1985. – 192 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия по художественному творчеству с использованием регионального компонента во второй младшей группе: "Здравствуй, северный олень!"
Програмное содержание:-Познакомить детей с северным оленем, проживающем на Крайнем Севере.-Учить различать и называть оленя-Находить, показыать и называть части тела оленя.-Формировать умение выделять...
Тематическое занятие с использованием регионального компонент для детей старшего дошкольного возраста. "Традиционная одежда Кубанского казака и казачки"
В октябре 2015 г я, провела открытое тематичес...
Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию с использованием здоровье сберегающих технологий в старшей группе № 29 на тему: "Путешествие в королевство Здоровья"
Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию с использованием здоровье сберегающих технологий в старшей группе № 29 на тему: "Путешествие в королевство Здоровья"...
Конспект интегрированного занятия по художественному творчеству с использованием регионального компонента в средней группе.«Здравствуй, северный олень!»
Цель: Закрепить полученные знания о северном олене.Задачи:1. Дать представление о северном олене, проживающем на Крайнем Севере.учить детей находить, показывать и называть части тела животного,формиро...
Тематическое занятие с использованием регионального компонента для детей старшего дошкольного возраста.
Тематическое занятие с использованием регионального компонента для детей старшего дошкольного возраста.Тема: «Тра...
Конспект интегрированного занятия по развитию математических представлений и познавательному развитию для детей старшей группы с ТНР «Космическое путешествие»
Расширять элементарные знания о космосе...